• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Противодействие фальсификации фактов истории России как цель обеспечения национальной безопасности в области современного образования

Опубликовано Бузунов Григорий Александрович вкл 14.11.2025 - 16:18
Бузунов Григорий Александрович
Автор: 
Катергин Виктор

Индивидуальный проект: «Противодействие фальсификации фактов истории России как цель обеспечения национальной безопасности в области современного образования»

Автор: Катергин Виктор, ученик 10А класса МБОУ «Благовещенская СОШ №1 им. П.П. Корягина»

Научный руководитель: Бузунов Г.А.

Год: 2023

Ключевые слова: фальсификация истории, национальная безопасность, историческое образование, нациестроительство, гражданская идентичность, патриотизм, педагогические подходы.

Основное содержание:

Данный индивидуальный проект посвящён исследованию проблемы фальсификации истории России как угрозы национальной безопасности и анализу педагогических подходов к противодействию этому явлению в системе общего образования.

Актуальность работы обусловлена возрастающим масштабом информационно-идеологического противоборства, в котором история используется как инструмент для подрыва национального единства и исторической памяти российского общества.

В первой главе исследуются теоретические основы фальсификации истории как феномена, анализируется её связь с процессами нациестроительства в современной России. Рассматривается роль языка, общей истории и социальных практик в формировании гражданской идентичности. Фальсификация истории определяется как оружие идеологической войны, направленное на искажение коллективной памяти и ослабление государственности.

Вторая глава посвящена педагогическим аспектам противодействия фальсификациям. Обосновывается значимость школьного исторического образования в формировании национально-гражданской идентичности. Определяются цели и задачи учителя истории в деле защиты исторической правды. В качестве ключевых методов предлагаются проектная деятельность, создание условий для критического мышления учащихся и формирование целостного образа России на основе консенсусной национальной версии истории.

В практической части проекта представлены результаты анкетирования учащихся 9-х классов, направленного на выявление их отношения к ключевым историческим событиям (Великой Отечественной войне) и современным процессам (СВО). Гипотеза исследования частично подтвердилась, показав интерес части учащихся к проблеме и необходимость дальнейшей системной работы.

В заключении сформулированы выводы о необходимости комплексного подхода, сочетающего урочную и внеурочную деятельность, а также рекомендации для учителей истории по обобщению информации о фальсификациях, координации с государственными органами и выработке адекватных ответов на искажения истории.

Вывод: Работа представляет собой завершённое исследование, в котором теоретический анализ проблемы фальсификации истории сочетается с практическими предложениями по её решению в школьной образовательной среде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_proekt.docx559.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Благовещенская средняя общеобразовательная школа №1 имени Петра Петровича Корягина»

Благовещенского района Алтайского края

Индивидуальный проект

«Противодействие фальсификации фактов истории России как цель обеспечения национальной безопасности в области современного образования»

Выполнил: Катергин Виктор

ученик 10А класса

МБОУ БСОШ №1 им. П.П. Корягина

Руководитель: Бузунов Г.А.

р.п. Благовещенка 2023

Оглавление

Введение        3

Глава I. Фальсификация истории как феномен нациестроительства и необходимость противодействия попыткам фальсификации как политическая задача Российского государства        5

1.1. Теоретические основы фальсификации истории и проблема нациестроительства в России        5

1.2. Фальсификация истории – оружие идеологической войны        7

Глава II. Педагогические подходы к противодействию фальсификации истории в сфере нациестроительства в России в общем образовании        11

2.1.  Противодействие попыткам фальсификации истории в сфере нациестроительства в России как педагогическая задача        11

2.2. Основные направления деятельности учителя истории и обществознания по противодействию попыткам фальсификации истории в сфере нациестроительства в России        13

Гипотеза        15

Анкетирование среди учащихся        16

Заключение        17

Список использованной литературы        18

Приложения        19

Введение

Актуальность избранной темы определяется тем, что фальсификация истории – это научно-культурный и политический феномен, который сегодня привлекает внимание широкой общественности и в современной России, и за её рубежами. Сложно представить себе более обсуждаемую в нашем обществе научную и практическую проблему, которая вызывает столь бурные дискуссии. При обсуждении этой проблемы высказываются как обоснованные с научной точки зрения, так и дилетантские позиции, в рамках которых протекают острые дискуссии. Используя такие термины, как фальсификация истории, фальсификация или подделка исторических источников, мифотворчество в формировании национальных версий истории участники этих дискуссий часто не понимают значения этих явлений, заменяя специальные научные знания «здравым смыслом», «патриотическим посылом» или как это было не так давно в истории России «классовым чутьем».

На сегодняшний день появляются научно-публицистические и научно-популярные труды историков, посвященные вопросам фальсификации. Проходят научные симпозиумы и конференции. В 2009 году указом Президента Российской Федерации № 549 от 15 мая 2009 г. создана комиссия при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России. Российские ученые историки приняли самое активное участие в работе этой комиссии. Позже функции этой комиссии были переданы научным Институтам РАН, но проблема продолжает оставаться актуальной.

Выбор и обоснование проекта

Проблема национальной безопасности государства имеет важное значение в контексте общего развития страны и реализации ее национальных интересов. Само понятие национальной безопасности в последнее время все чаще появляется на страницах информационных изданий, в тоже время, многоаспектность и комплексность этой проблемы сделали ее предметом исследования специалистов различных сфер деятельности и науки. Образование – один из основных компонентов национальной безопасности любого государства [1, – режим доступа: https://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html].

Объективное исследование и преподавание исторического прошлого народа имеет важное значение для понимания сути государствообразующих процессов и воспитания граждан-патриотов своей Родины. Сознательное и целенаправленное искажение социально значимой информации, в том числе истории, является одним из общественных феноменов взаимодействия социумов между собой. В данном контексте особого внимания заслуживает Рекомендация Совета Европы Rec (2001) о преподавании истории в двадцать первом веке, которая предусматривает введение образовательных программ изучения истории, направленных на устранение предубеждения и акцентирование внимания на положительном взаимном влиянии различных стран, религий и идей в процессе исторического развития.

Указанные вопросы являются очень актуальными и для России, поскольку в настоящее время значительную угрозу для страны, с точки зрения обеспечения ее национальной безопасности в сфере образования, составляет манипулятивное воздействие радикальных средств массовой информации и политикума на общественное сознание молодого поколения путем неоднозначного толкования отечественной истории. Для молодежи, которая только учится и формирует свою позицию относительно вектора развития государства, его прошлого и будущего, определяет собственную идентичность в отношении других наций и народностей, накапливает историческую память, которая представляет собой конструкт коллективного творчества, навязывание антагонистических исторических ценностей может стать фатальным.

Именно благодаря тотальной, нелимитированной и нефильтрованной фальсификации истории России различные силы влияния, как на международном, так и на национальном уровне, пытаются создать базис отечественной государственной политики и обосновать принципы функционирования государства в целом. Скрытая опасность заключается в том, что манипулятивные действия с сознанием обучающихся в образовательных организациях, по сути, направлены на построение массового общества, а не гражданского, о котором сегодня так много дискутируют в политических кругах.

Особый характер опасности фальсификации истории придает тот факт, что историческая память – костяк высших форм социальной регуляции человека. Стабильность исторической памяти обеспечивает стабильность и предсказуемость индивида, ее искривления обязательно зарождают конфликтность во взаимоотношениях с соседями. И это не психологические абстракции, а историко-политическая действительность.

В связи с высоким уровнем опасности фальсификации истории для существования государственных институтов возникает закономерный вопрос – как противостоять и что противопоставить многочисленным попыткам фальсификации истории представителями различных, в том числе непрофессиональных сообществ.

Очевидно, что в процессах противодействия идеологической фальсификации и манипуляции в области истории основную роль должна играть политическая элита и государственные учреждения. Это становится особенно заметным в период глобализации, стремительной информатизации общества и изменения образовательной парадигмы в целом. Обеспечение достоверности информации, а также выработка инструментов защиты обучающихся в образовательных организациях России от исторических фальсификаций и манипуляций их сознанием является современной проблемой, что в целом обязывает сформулировать практические рекомендации по предотвращению и противодействию историческим «спекуляциям», а также обозначить пути становления исторического сознания общества, как необходимой предпосылки консолидации нации. Таким образом, указанные обстоятельства обусловливают выбор темы данной проектной работы, а также подтверждают ее практическую и теоретическую значимость.

Целью проекта является обобщение проблемы нациестроительства на постсоветском пространстве и в частности России по вопросам фальсификации исторических аспектов нациестроительства как научной основы для обоснования педагогических подходов к противодействию попыткам фальсификации истории средствами учебной и внеклассной деятельности учителя истории в основной и средней школе.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

1) изучить литературу по данной теме;

2) определить, что представляет собой феномен нациестроительства, раскрыть связь нациестроительства и формирования российской идентичности;

3) определить роль учителя истории и системы исторического образования в противодействии попыткам фальсификации истории, в том числе на примере фальсификации вопросов нациестроительства в России;

4) провести соцопрос среди учащихся 9 – 11 классов;

5) обосновать педагогические механизмы, способы противодействия попыткам фальсификации истории в системе исторического образования, включая урочные и внеурочные формы образования.

Глава I. Фальсификация истории как феномен нациестроительства и необходимость противодействия попыткам фальсификации как политическая задача Российского государства

1.1. Теоретические основы фальсификации истории и проблема нациестроительства в России

Находясь в рамках современного образовательного процесса, каждый педагог-историк должен понимать актуальность исследования фальсификации истории как одного из ярких проявлений национализма. Для нас, жителей современной России, рожденных и воспитанных в СССР, национализм как термин на эмоциональном уровне нередко ассоциируется с национал-социализмом (нацизмом) времен гитлеровской Германии и является антиподом интернационализма (в основном пролетарского), как писали в те годы, единственно верной гуманистической идеологией национальных отношений. Может именно поэтому в СССР процессы гражданской идентичности использовали особый, идеологически выверенный язык. В СССР сложилась новая историческая общность людей различных национальностей, имеющих общие характерные черты, – советский народ. Они имеют общую социалистическую Родину – СССР, общую экономическую базу – социалистическое хозяйство, общую социально-классовую структуру, общее мировоззрение – марксизм-ленинизм, общую цель – построение коммунизма, много общих черт в духовном облике, в психологии.

В период становления суверенного Российского государства в средствах массовой информации постепенно утверждается термин «гражданский национализм», связанный с процессами нациестроительства, которые трудны для понимания тем, кто получил воспитание в духе советского интернационализма. Отметим, что для современной России характерно определенное продвижение по пути воссоздания нации и гражданского национализма.

В 2012 году Президент РФ Путин В.В. утвердил Стратегию государственной национальной политики на период до 2025 года, в которой говорится, в частности, о «духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации), необходимости «сохранения и развития этнокультурного многообразия народов России» и «успешной социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов» [2, cтр. 15]. Считаем, что в Стратегии государственной национальной политики до 2015 г. прослеживается определенная связь между «духовной общностью» и «исторической общностью» образца 1960-х годов. Таким образом, можно предположить, что национальная политика современной России во многом опирается на модельные образцы, полученные в наследство от Советского Союза. Тем более, что развитие этих процессов в формировании гражданской общности России не вступало в противоречие с концепцией «советского народа» как субъекта в многоэтничном и многоконфессиональном пространстве.

В марте 2015 года по поручению Президента РФ В.В. Путина в России было создано Федеральное агентство по делам национальностей. В его задачи входит реализация государственной политики в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, «укрепление единства многонационального народа Российской Федерации», защита прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов страны, профилактика любых форм дискриминации по признакам расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности и предупреждение попыток разжигания расовой, национальной и религиозной розни, ненависти и вражды.

Важным событием политической жизни страны, которое отлично вписывается в логику гражданского нациестроительства, и уже не столь явно копирует советские модельные образцы, является выступление Президента РФ В.В. Путина на заседании Совета по межнациональным отношениям в Астрахани 31 октября 2016 года. Заведующий кафедрой Российской академии народного хозяйства и госслужбы Вячеслав Михайлов предложил «идти от стратегии к федеральному закону», который должен вобрать в себя все новации, связанные с межнациональными отношениями и называться законом РФ «О российской нации и управлении межэтническими отношениями».

Президент РФ В.В. Путин активно поддержал эту идею, и отметил единомышленников, участвовавших в разработке законопроекта, который предлагает ввести новый принцип получения гражданства России на основе «права почвы». Законопроект уже получил положительное заключение комитета Госдумы по делам национальностей, заявил «РИА Новости» председатель комитета Руслан Бальбек.

«Основным критерием будет являться знание русского языка, а также берется за основу связь с территориями Советского Союза и Российской империи» [2, cтр. 15], – сказал Р. Бальбек. Как следует из пояснительной записки к законопроекту, депутаты предлагают дать право проходить собеседование на признание носителем русского языка выходцам или их родственникам по восходящей линии из стран, которые некогда входили в состав СССР или Российской империи.

На основании анализа названных выше документов можно сделать вывод, что уважаемые законодатели в определенной степени разделяют позиции гражданского национализма как политико-идеологического мировоззрения. В современной этнологии популярно утверждение, что «национализм создает нацию, а не нация – национализм». Значит, для нациестроительства в России необходим русский национализм как основание гражданского российского национализма.

В данном утверждении мы находим следы формирующейся идеологии национализма, которую преподносят как хорошую «гражданскую» версию национализма, несущую в себе ростки общероссийского единства и согласия, государственную целостность и залог грядущего величия страны. Вместе с тем считая русский народ «гражданской» или даже «державной» нацией, политолог С. Г. Кара –Мурза и его последователи утверждают, что лишение подобного статуса ввергнет русский народ в пучину этнического национализма под лозунгами «Россия для русских».

Это понятие (гражданский национализм) нередко толкуют как синоним патриотизма. Но патриотизм не сводится к национализму, он даже пересекается с ним лишь в малой степени. Патриотизм – необходимая и существенная часть, компонент государственной идеологии, но сам по себе несущей опорой патриотизм не служит – он должен быть сцеплен с идеями, устремленными в будущее и «гарантирующими» реализацию патриотических ценностей. Национальная идея (национализм) активизирует чувство «горизонтального товарищества», ощущения национального братства. Поэтому нередкие попытки противопоставить предосудительный национализм уважаемому патриотизму не могут иметь успеха – речь идет о явлениях, лежащих в разных плоскостях. Не без оснований предполагая, что термин «национализм» произошел от слова «нация» и в изначальном понимании (которое разделяет автор данной работы) не имеет ничего общего с расизмом, шовинизмом и другими проявлениями социально-этнической нетерпимости, мы обратимся к признанным всем миром классикам за точными определениями понятий и явлений, сопровождающих нациестроительство.

Каковы же механизмы формирования наций в современном мире, каковы пути нациестроительства?

Ответы на эти важнейшие для общества и современной педагогики вопросы мы находим у авторов, которые единодушно считают важнейшим фактором формирования нации язык.

Будет ошибкой трактовать языки так, как трактуют их некоторые националистические идеологи, а именно, как внешние символы национальности, стоящие в одном ряду с флагами, костюмами, народными танцами и прочими символами. Несоизмеримо важнее способность языка генерировать воображаемые сообщества и выстраивать в итоге партикулярные солидарности. В конце концов, имперские языки – это все-таки национальные языки, а, стало быть, особые национальные языки среди многих.

Единый язык является уникальным средством формирования нации. Подчеркнем, что телевидение и радио создают условия для всеобъемлющего охвата населения и приобщения его к единой «высокой» культуре нации.

Стоит заметить, что интернет является средством коммуникации, массовой и адресной информации, игнорировать все возрастающее влияние которого в современном мире было бы ошибкой. В том числе ошибочно было бы считать интернет национальным средством информации, скорее, он представляет собой поле боя политических, идеологических и культурных оппонентов мирового информационного пространства.

Подчеркнем значимость для российского общества русского литературного языка, утверждение которого является фактором национального самосознания, фактором формирования российской идентичности.

Вторым по значимости фактором, актуализирующим процессы нациестроительства, является российская общенациональная история. Государство и его институты, включая общеобразовательную школу, стимулируют её изучение, внедрение в сознание масс населения, её популяризацию, решая, в том числе задачу создания или сохранения «мест памяти». Российская история, «места памяти», национальные мемориалы способствуют формированию идеи российской национально-гражданской и цивилизационной идентичности. Национальные истории в свою очередь формируют национальные мифы как центральный элемент картины мироздания для нации. Особую роль в этом конструировании образа истории играют исторические музеи, в том числе школьные. Можно выдвинуть дискуссионное утверждение: чем беднее историческими событиями реальная историческая судьба той или иной нации, тем богаче и разнообразнее бывают эти музеи. В подтверждение этого дискуссионного тезиса можно вспомнить широко рекламируемые национальные американские музеи.

«Национальная история, сплачивающая народ общим прошлым, общепризнанными героями и составленная несколькими поколениями выдающихся интеллектуалов, сплошь и рядом оказывается «изобретенной традицией» [2, cтр. 21], – утверждает в своей работе «Нациестроительство в современной России» С.Г. Кара – Мурза. Но в дальнейшем автор обоснованно настаивает на том, что роль государства состоит в насаждении этих традиций и защите их от посягательств.

Виднейший западный культуролог и философ Эрнест Ренан заметил, что в определенном смысле те или иные события истории должны быть забыты для процветания нации. Вместе с тем для сохранения народа, который «растворяется» в большой нации, его история важна как связующая сила.

Третьим компонентом нациестроительства ученые-исследователи называют социальные практики, к которым можно отнести, например, переписи населения, где респонденты обязаны указывать свою национальную принадлежность, административные реформы с соответствующим районированием территорий с разными этносами.

Определив понятийный аппарат данного исследования, можно сделать несколько практических выводов о направлении педагогической работы по воспитанию российской гражданской идентичности школьников: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России.

Как было отмечено выше, основными факторами нациестроительства в современном обществе являются общий для всех язык «высокой» культуры, российская общенациональная история и связанные с ней «места памяти» (национальные мемориалы), общегосударственные социальные практики и, по мнению части политологов, поиски общего врага.

1.2. Фальсификация истории – оружие идеологической войны

Учитывая, что фальсификация истории – объективный процесс современной общественно-политической жизни, стоит поставить вопросы: почему возникает запрос на изменение версий истории, кто является инициатором подобных метаморфоз?

Информационная война между Россией и Западом идет на протяжении всего XX века, однако в разные периоды столетия она отличалась неодинаковой интенсивностью. Сейчас мы наблюдаем очередной всплеск этого противостояния, причем особенно важно отметить, что в эту войну оказались, вовлечены и наши соседи, государства, некогда входившие в состав СССР, – Украина, Грузия, Эстония, Латвия. Активность внешних сил в создании демонического образа России именно сейчас можно объяснить и тем, что юбилейные даты (имеются в виду 78-летие Победы СССР в Великой отечественной войне, участие Российской Федерации в Специальной военной операции и другие юбилейные даты) всегда вызывают широкий общественный резонанс и попытки переосмыслить историю.

Многие из тех, кто даже поверхностно интересуются общественно - политическими событиями, происходящими в современном мире, понимают, что факт ведения локальных и мировых информационных войн является неоспоримым. Как мы указывали выше, именно эти противостояния на идеологическом фронте и становятся катализатором для возникновения разнообразных и зачастую совершенно невероятных фальсификаций истории. Но кто и ради чего ведет эти войны? Где кроются истинные причины этого противостояния?

Ответ на этот вопрос дает отечественный исследователь Ю. Лукин, который отмечает, что россияне «другие», они мыслят и живут по-другому, нежели европейцы. Следовательно, западная цивилизация не примет и не поймет нас до тех пор, пока мы будем отличаться от них, пока Россия будет богатой страной с огромным культурным, природным, экономическим потенциалом.

Однако стоит задуматься, нет ли здесь преувеличения? Может быть, что столь простой и понятный вывод дает излишне упрощенную картину причинно-следственных связей? Только ли элементарная зависть к тому или иному государству определяет истоки идеологического противостояния, в котором фальсификация истории привычное и не раз испытанное оружие?

Профессор П. Л. Карабущенко в своей статье, посвященной фальсификации, указывает на определенную связь между деятельностью политической элиты страны и количеством, и главное размерами фальсификаций. Он утверждает, что собственно качество элиты (ее элитарность) определяется исключительно профессиональностью ее деятельности. Как показывает практика, элита, возникающая в результате популистских политических процессов, символизирующих собой современную охлократию, часто бывает непрофессиональной, постоянно допуская грубейшие ошибки, и вынужденная в результате этого постоянно лгать.

Фальсификация истории есть проявление слабости конкретного политического ума, неспособного заблаговременно избежать ошибки. Фальсификация становится тем средством, с помощью которого эту умственную несостоятельность можно исправить и придать ей даже некую превосходную степень.

Главным средством фальсификации становится слово, повествующее о качестве дела. Скрыть за нужными словами ненужные дела – вот главный смысл фальсификации. «Правильные слова» – это слова оправдания за «неправильные дела» [3, – режим доступа: http://www.pmedu.ru/res/2012_1_4.pdf]. Слово и дело в истории должны совпадать, и там где они расходятся и противоречат друг другу, следует искать искажение вселенной истории. Подобного рода логические искажение самые первые и самые важные указатели на то, что история была кем-то и зачем-то фальсифицирована.

Для любой страны характерны процессы мифологизации истории, сакрализации национальных героев и мест памяти. Данные процессы объективны, имеют место в процессе нациестроительства, и, на мой взгляд, не должны осуждаться обществом, педагогами, поскольку цель, преследуемая ими благая. Действительно, разве единение нации, воспитание патриотизма и любви к Родине, уважительное отношение к своему родному языку, культуре, истории это негативные общественные явления? Очевидно, что нет. Национальные версии истории в разных странах, естественно, несколько отличаются. Акценты расставляются именно на тех мировых событиях, в которых данная страна приняла участие, которыми по право гордятся граждане данной страны. В тени остаются события, о которых, как уже упоминалось выше, было бы лучше забыть. Этот поход фактически имеет место во всех странах, но степень его проявления – разная.

Пересекаясь в общем культурном пространстве эти национальные версии истории, вступают в конфликт, появляется ощущение агрессивного идеологического давления других стран на национальную историю своей страны, но настоящая агрессия возникает там, где национальная история еще не сформировалась. В ХХ веке появились страны, чья национальная история не существовала в отрыве от общеевропейской или национальной истории бывшей империи. В этом случае возникает запрос на необходимость воссоздавать собственную историю за счет умаления истории бывшей метрополии (в частности, Российской империи) или союзников. В этом случае в истории нередко появляются маргиналы, уголовники и преступники, которых называют борцами за национальную независимость, свободу или революцию. Кто противостоит им? Очевидно, «кровавые палачи подлого российского режима», «трусливые и жестокие», в общем, типичные враги. И чем больше подобных историй, тем ярче разгорается пламя войны памяти, где фальсификация истории – основное оружие идеологической войны.

Подобное мнение, на мой взгляд, во многом находит подтверждение в политической практике «новых демократий». Действительно, как указывалось выше, именно государства, возникшие в последние десятилетия, особенно обеспокоены созданием своей многовековой (многотысячелетней) славной истории. Как тут не впасть в искушение чуть-чуть подправить официальную историю новыми, яркими событиями, фактами, персонажами? Тем более что всегда находятся добровольные помощники среди любителей национальной истории. При этом объективное научное историческое знание может только помешать формированию нового мифа.

Ранее стало известно, что украинские власти внесли правки в интернет - энциклопедию «Википедия», сделав русского богатыря Илью Муромца уроженцем Черниговской области Украины вместо Владимирской области Российской Федерации или то, что Россия вторглась на территорию Украины 24 февраля 2022 года с целью оккупировать территории ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей [3, – режим доступа: http://www.pmedu.ru/res/2012_1_4.pdf]. Судя по всему, мы имеем дело с неодолимым желанием, стремлением, граничащим с маниакальностью, утвердить свое историческое первородство во всем, и это уже даже не смешно.

Подобные попытки компенсировать политические амбиции конкретных деятелей «новых демократий», эксплуатируя образ врага, происходят не впервые, но стоит задуматься над тем, где современные дети и подростки находят информацию, где черпают представления об окружающем мире, обществе, политической жизни, истории? Ответ очевиден: не в учебниках, научных монографиях и статьях в журналах. Источниками этой информации выступают телевидение, новостная лента социальных сетей, сериалы (в том числе западные) и «Википедия».

Может быть, попытки определенных политических кругов нашего юго-западного соседа «сделать Украину родиной слонов» не так уж наивны? На мой взгляд во многом закономерна острая полемика, развернувшаяся в обществе после выхода в свет кинофильмов, рассказывающих о значимых страницах истории страны. Возможно, это происходит по тому, что зритель, увлеченный современными компьютерными технологиями, перестает осознавать, что перед ним художественное произведение, основанное на субъективном авторском видении истории. Художника интересует история человеческих переживаний, переплетений судеб и жизненных коллизий, подчас, полностью выдуманных, на фоне реальных исторических событий, показанных через призму внутренних оценок героев произведения.

Так в чем же заключается вызов современной массовой культуры, бурной культурной жизни России педагогическому сообществу? Мне кажется, что любой педагог сможет дать на этот вопрос ответ, основанный на личном опыте. Вряд ли существует в России учитель истории, к которому не обратились с вопросом его ученики: «А что он сам думает об этих фильмах?».

 На мой взгляд, педагог и патриот своей страны должен в первую очередь осознавать и стараться всеми доступными ему педагогическими способами передать своим ученикам чувство гордости за многовековую культуру своей Отчизны, а в отношении продуктов массовой культуры проявить сдержанную снисходительность, которой они достойны. Только так, не запретами и умолчанием, а демонстрацией примитивности культурного кода и банальности причин появления подобных произведений необходимо противостоять подобным «шедеврам» кино.

Очевидно, что для педагога и патриота своей страны важно осознавать ту опасность, которую несут фальсификации, и, демонстрируя ученикам многообразие научных взглядов и гипотез по тем или иным острым вопросам истории необходимо находить учебное время и методические возможности для противодействия этим искажениям исторической правды [4, стр. 38]. Тем более что современная культурная, политическая и общественная жизнь нашей страны и мирового сообщества дают возможность делать это на всем известных, актуальных и интересных большинству примерах.

Глава II. Педагогические подходы к противодействию фальсификации истории в сфере нациестроительства в России в общем образовании

2.1.  Противодействие попыткам фальсификации истории в сфере нациестроительства в России как педагогическая задача

Проблема исторического мифотворчества в русле проходящих в нашей стране процессов нацестроительства не потеряла своей актуальности с 2009 года, когда была создана Комиссия по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России. Более того, развитие и расширение интернационального информационного пространства усиливает то негативное влияние, которое оказывают фальсификаторы на формирование исторического мировоззрения подрастающего поколения.

Особенности общего исторического образования, его функции как мощнейшего средства формирования гражданской идентичности и социализации школьников привлекают внимания фальсификаторов истории, стимулируют попытки внедрения фальсифицированных версий истории в содержание исторического образования.

Значимость школьного исторического образования в наиболее общем плане обусловлена тем, что история является важным средством формирования национальной и гражданской идентичности. Историческое прошлое составляет необходимый компонент национального самосознания, национальной идентичности. Интерпретация отечественной (общенациональной) истории всех россиян, как обоснованно утверждает академик РАН В.А. Тишков, составляет собственность, общую ценность и ответственность страны и её народа.

Каждая страна при разнообразии научных и бытовых представлений о прошлом стремится к общей, разделяемой всеми гражданами исторической версии собственного народа и страны. Этот базовый консенсус, если его удается достичь, составляет основу для формирования национальной идентичности (самосознания). Историческая версия обеспечивает возможность преемственности в развитии государства, стимулирует гражданскую солидарность, укрепляет легитимность самого государства, помогает обосновывать его достоинства и отличительную привлекательность для внешнего мира [5, стр. 181]. Каждое поколение желает видеть и находить в истории то, что наиболее значимо для него в сегодняшнем дне. Каждое новое поколение будет открывать в истории те её стороны, которые наиболее значимы для его сегодняшнего существования и восприятия мира, и каждое государство будет выстраивать собственную непрерывную историческую версию.

В национальных историях и мировой истории есть морально-ценностные моменты и трактовки прошлого, которые имеют особое общественно-политическое и эмоционально-нравственное значение для конкретной страны, этнической, религиозной или иной общности. В конструировании такой версии используются как достижения и победы, так и исторические драмы и несправедливости. Как правило, национальные истории строятся на основе синтеза доминирующей культурной традиции.

Названные подходы актуализируют ценностно-целевые компоненты исторического образования, связанные с формированием национальной памяти и гражданской идентичности молодежи. Эти новые для системы школьного образования ценностно-целевые акценты сформулированы в документах государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения по истории, в частности, в «Фундаментальном ядре содержания общего образования».

В этом документе подчеркивается, что значимость исторического образования школьников обусловлена познавательными и мировоззренческими свойствами истории как учебного предмета. Именно мировоззренческие функции истории как учебного предмета привлекают внимание фальсификаторов истории.

Главная цель изучения истории в современной школе – образование, воспитание и развитие личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности [7, – режим доступа: https://h.120-bal.ru/istoriya/3603/index.html]. Попытки фальсификаций истории России объективно направлены против названных целей исторического образования.

Специфика исторического образования как ключевого компонента социально-гуманитарного образования заключается в том, что изучение истории в школе стимулирует формирование у школьников индивидуальных образов прошлого и современности. Этот процесс происходит на основе познавательного опыта.

«Образ истории» не передается школьникам в готовом завершенном виде, а формируется под влиянием целого комплекса факторов и условий (О.Ю. Стрелова). Это обстоятельство является основой для понимания личностно- и ценностно-ориентированного характера реализации целей и содержания исторического образования в школе.

Взятый в системе образования курс на формирование общероссийской идентичности учащихся подводит нас к выделению и обоснованию такого феномена современности как «образное образование», так как образ является эффективным инструментом процессов идентификации и самоидентификации личности и социокультурных групп. Образное образование – это педагогически организованный процесс, направленный на формирование у школьников определенных образов прошлого и современности. О себе оно заявляет, в частности, установками гуманитарных учебных предметов на «осознание себя гражданином России», развитие «способности к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению», на «формирование позитивного образа России», «показ роли и места России в мире, в мировой истории / географии / культуре» и т.п.

В свете сказанного более понятной для педагогической общественности становится сущность предложения о включении в учебный план старшей школы нового учебного курса «Россия в мире». Данный курс в соответствии с авторской концепцией должен интегрировать содержательные компоненты истории, экономики, социологии, демографии, политологии и других дисциплин, которые позволят выпускнику школы сформировать целостный образ своей Родины. Этот подход, по замыслу авторов, при условии его корректного воплощения в содержании курса и соответствующей ему практики преподавания, позволит выпускнику школы представить себе переломные точки (периоды, эпохи) истории России, которые имели судьбоносное значение для становления и развития российской цивилизации.

Обобщая сказанное выше, подчеркнем, что формирование российской идентичности молодежи как приоритетная задача системы образования актуализирует задачу формирования национальной версии отечественной истории, построенной на основе консенсуса между достижениями ведущих научных коллективов. Подчеркнем, что этот подход актуален для формирования российской идентичности. Он может быть положен в основу авторских концепций построения учебного содержания исторического образования. В этом отношении историческая наука и общее историческое образование (подчеркнем, что речь идет об общем образовании, а не о подготовке студентов-историков) решают взаимосвязанные, но в значительной степени разные задачи. Если для ученых историков построение авторских версий является инструментом научного познания, то для учителей истории, школьников, родителей, широкой общественности наиболее ценным и соответственно востребованным является формирование национальной версии отечественной истории. Именно поэтому в документах государственной образовательной политики подчеркивается значимость исторического образования как фактора формирования национально-гражданской идентичности россиян. В этом контексте противодействие попыткам фальсификации истории России является фактором консолидации российского общества, на основе, построенной на основе консенсуса общенациональной версии истории.

2.2. Основные направления деятельности учителя истории и обществознания по противодействию попыткам фальсификации истории в сфере нациестроительства в России

Для педагога и патриота своей страны важно осознавать ту опасность, которую несут фальсификации, и, демонстрируя ученикам многообразие научных взглядов и гипотез по тем или иным острым вопросам истории необходимо находить учебное время и методические возможности для противодействия этим искажениям исторической правды. Тем более, что современная культурная, политическая и общественная жизнь нашей страны и мирового сообщества дают возможность делать это на всем известных, актуальных и интересных большинству примерах.

В результате такой парадигмы образования историческое мышление школьников достигает только двух первых уровней своего развития: «Я знаю, это было так, как описано», «Я знаю, это было так, потому что», но застывает перед критическим взглядом на источники и информацию: «Я знаю, это было так, потому что не могло быть иначе», «Я не могу знать, как это было (история дана мне в текстах), но я могу построить собственную версию исторических событий (создать свой текст)» [6, cтр. 15].

Все это требует от педагога не только отличного знания исторических фактов и концепций, необходимость инициировать процессы гражданской самоидентификации у учеников ставит задачи по созданию новой учебно-познавательной, информационной среды, в которой будут на основе самостоятельной научной и творческой деятельности сформированы основные компетенции.

Педагогическая задача по формирования гражданской идентичности, определению ценностных ориентиров, нравственного и духовного развития подростков в современном Российском обществе – наиболее трудная и деликатная, из тех, которые постоянно встают перед учителем. Очевидно, что введение государственных образовательных стандартов второго поколения актуализирует эту задачу, делая ее основной в деятельности учителя.

Таким образом, педагогика сотрудничества, умение создать и поддерживать в учениках интерес к самостоятельной учебно-познавательной деятельности даст возможность формировать будущего гражданина и патриота, любовь к Родине у которого будет основана не на запретах и ограниченности восприятия, а внутренней убежденности, знаниях и опыте самостоятельных поисков истины.

Определяя конкретные формы практической педагогической деятельности, направленной на противодействие попыткам фальсификации национальной истории, в первую очередь я обращаю свое внимание на проектную деятельность учащихся. Очевидно, что проектная деятельность в современной педагогике становится не просто популярной, но и жизненно необходимой.

При проектировании и реализации проектной деятельности школьники должны определиться с главной проблемой своей проектной деятельности, то есть с неким противоречием между тем, что им известно об объекте проектирования в данное время, и тем, что требуется узнать – осмыслить – понять для ответа на прямо поставленный в проектном задании вопрос или для разрешения проблемной ситуации, заложенной в условии задания или теме проекта.

Очевидно, что проектная деятельность не сводится, как принято считать частью педагогов и учащихся, к созданию компьютерной презентации или вклеиванию фотографии и картинок в альбом, подобное упрощение и выхолащивание приводит к девальвации не только понятия, но и самого процесса в первую в глазах учеников и их родителей. Подобная практика, к сожалению, распространена в школах. Тем не менее, важно ответить на вопрос, каким образом умения, которые формируются в процессе самостоятельной и творческой проектной деятельности, соотносятся со всем спектром «умений учиться», которые в разной степени востребованы на отдельных этапах работы над учебным проектом.

Проблема или иными словами проблемная задача, которую сформулируют ученики, будет носить учебный характер, так как, скорее всего в науке и обществе уже достигнут консенсус по дискуссионному вопросу и, вероятно, существует определенное взаимопонимание относительно причин, версий развития, последствий и сущности исследуемого объекта.

Но в проектной деятельности самым ценным являются результаты, сопряженные не столько когнитивными, сколько с личностными и развивающими эффектами образования.

В связи с вышеизложенным становится понятным, почему на первое место по эффективности педагогического воздействия на школьников выходят учебные и внеклассные мероприятия, напрямую связанные с самостоятельной и групповой творческой деятельностью учеников.

Гипотеза

Моя гипотеза заключается в том, что необходимо иметь представление понимания причин и основ фальсификации истории России. Это позволит педагогам обосновать и разработать эффективные педагогические способы противодействия попыткам фальсифицировать историю в интересах ослабления Российского государства на уроках истории и во внеурочной деятельности.

Чтобы разработать педагогические способы, необходимо определить отношение учащихся к памятным датам истории России. Для этого я провел анонимное анкетирование «Отношение к Великой Отечественной войне 1941-1945гг., празднованию Дня Победы и проведению СВО» среди учащихся 9 классов.

Анкетирование среди учащихся

Я провел анонимное анкетирование среди учащихся 9-ых классов.

Анкета состояла из 8 вопросов разного характера:

1. Как Вы оцениваете уровень патриотизма в современной России?

2. Что для Вас составляет понятие «патриотизм»?

3. Великая Отечественная война для Вас – это…

4. Из каких источников Вы узнаете о событиях Великой Отечественной войны?

5. Кому, по Вашему мнению, принадлежит основная заслуга в Победе в ВОВ?

6. Кто-нибудь из Ваших родных или близких принимает участие в Специальной военной операции? Если да, то кто именно?  

7. В каких мероприятиях Дома культуры и школы Вы принимаете участие?  

8. Как Вы относитесь к проведению Специальной военной операции на Украине со стороны Российской Федерации?

В анкетировании приняло участие всего 26 учащихся 9-ых классов. Остальные показали свою незаинтересованность или нежелание принимать участие в данном исследовании.

Результаты представлены в приложении проектной работы.

Заключение

 

Итак, фальсификация  новейшей истории России в ХХ – начале ХХI века осуществляется во имя одной цели – небескорыстного искажения исторической правды о прошлом, подрыва и уничтожения исторической памяти русского народа. Анализ такого рода попыток «переосмысления» истории приводит к выводу, что чаще всего оно осуществляется за счёт демонстративного отказа от соблюдения общих принципов и методов исторического исследования, соответствующих тем критериями научности, которые выработаны мировым сообществом историков и философов науки.

Гипотеза, поставленная в проектной работе, частично подтвердилась. Разработка педагогических способов по проблеме фальсификации истории вызвало живой интерес у определённого круга учащихся. Говорить о формировании у учащихся компетенций по противодействию попыткам фальсификации истории еще достаточно рано, т.к. данная работа только началась.

Мне кажется, что эффективность исторического образования можно обеспечить только при условии формирования в школе целостной системы основного и дополнительного образования, урочной и внеурочной деятельности, целью которой будет создание педагогических условий для становления гражданина.

В свою очередь, учителя истории, как мне кажется, должны:

1) обобщать и анализировать информации о фальсификации исторических фактов и событий, направленной на умаление международного престижа Российской Федерации;

2) координировать свою деятельность с органами государственной власти различных уровней и организаций по вопросам противодействия попыткам фальсификации исторических фактов и событий в ущерб интересам России;

3) вырабатывать рекомендации по адекватному реагированию на попытки фальсификации исторических фактов и событий и по нейтрализации их возможных негативных последствий.

Список использованной литературы

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273- ФЗ от 29 декабря 2012 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html

2. Вяземский, Е.Е. Историческая политика и историческое образование // История и политика в современном мире. Материалы международной научной конференции (МГГУ им. М.А. Шолохова, 24-25 сентября 2010 г.). – М., 2010. – Стр. 10-42.

3. Вяземский, Е.Е. Проблема фальсификации истории России и общее историческое образование: Теоретические и практические аспекты Интернет журнал «Проблемы современного образования» №1 2012 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pmedu.ru/res/2012_1_4.pdf 

4. Мельтюхов, М.И. Современная российская историография предыстории Великой Отечественной войны //Преподавание истории и обществознания в школе. 2005. № 7. – Стр. 37-41.

5. Репина, Л.П. История исторического знания: Пособие для вузов / Л.П. Репина, В.В. Зверева, М.Ю. Парамонова. – М.: Дрофа, 2004. – 311 с.

6. Стрелова, О.Ю. Образы – мифы – фальсификации // Преподавание истории и обществознания в школе. 2010. № 8. – Стр. 8-29.

7. Стрельцова, Д.С. Историческое образование в школе: современное состояние, проблемы и перспективы развития [Электронный доступ]. – Режим доступа: https://h.120-bal.ru/istoriya/3603/index.html 

Приложения

Приложение №1

АНКЕТА

«Отношение к Великой Отечественной войне 1941-1945гг., празднованию Дня Победы и проведению СВО»

1. Как Вы оцениваете уровень патриотизма в современной России?

а) очень высокий;  

б) высокий;  

в) средний;  

г) низкий;  

д) очень низкий.

2. Что для Вас составляет понятие «патриотизм»?https://osbs-rzn.ru/image.php?image=/uploads/gallery/9maya.jpg

а) любовь к Родине, родной стране;  

б) гордость за свою страну, ее достижения в науке, культуре, спорте;

в) уверенность в своем будущем;  

г) желание жить дальше в своей стране и работать на ее благо;  

д) готовность защитить интересы своей страны, если придется - с оружием в руках  

3. Великая Отечественная война для Вас – это…

а) событие в истории моей Родины, которое вызывает гордость;  

б) великий подвиг, достойный подражания;  

в) свидетельство силы духа нашего народа;  

г) всемирно историческое событие, сохраняющее свою значимость и для современного мира;  

д) известный исторический факт.  

Свой вариант:                                                                                         

4. Из каких источников Вы узнаете о событиях Великой Отечественной войны?

а) изучал(а) в школе, ВУЗе, в других учебных заведениях;  

б) из кинофильмов, театральных постановок;  

в) из художественной литературы о войне;  

г) из рассказов родителей, друзей, знакомых;  

д) из средств массовой информации;  

е) из посещения музеев, воинских мемориалов;  

ж) из семейных «архивов»;  

з) из походов по местам боевой славы;  

и) из мероприятий проводимых местным Домом культуры;  

к) из Интернета.  

Свой вариант: ________________________________________________________________

5. Кому, по Вашему мнению, принадлежит основная заслуга в Победе в ВОВ?

а) советскому народу;  

в) всем вместе;  

г) никому, эта война была выиграна чудом  

б) другим странам (каким написать):_____________________________________________https://osbs-rzn.ru/image.php?image=/uploads/gallery/9maya.jpg

 6. Кто-нибудь из Ваших родных или близких принимает участие в Специальной военной операции? Если да, то кто именно?  

а) нет;  

б) не знаю;  

в) да:________________________________________________________________________

7. В каких мероприятиях Дома культуры и школы Вы принимаете участие?  

1. Акции  

2. Уроки, часы мужества  

3. Волонтерское, кадетское движение  

4. Встречи с ветеранами ВОВ  

5. Митинги  

6. Фестивали, конкурсы патриотической песни  

7. Заседания патриотических клубов  

8. Мероприятиях в честь Дня Победы  

9. Спортивные мероприятия  

10. Выставочная деятельность  

11. Показ кинофильмов  

12. Не являюсь  

Свой вариант: ________________________________________________________________

8. Как Вы относитесь к проведению Специальной военной операции на Украине со стороны Российской Федерации?

Свой вариант: ________________________________________________________________

Сообщи, пожалуйста, данные о себе

Укажите Ваш возраст                                                                                 

Укажите свой пол                                                                                         

 

Благодарим за участие!

Приложение №2

Результаты анкетирования

        


Поделиться:

Кто грамотней?

Глупый мальчишка

Красочные картины Джастина Геффри

Горка

Привередница