Роспись по дереву один из национальных и самобытных видов декоративного искусства на Руси. Цель работы: изготовление подарка своими руками на основе декоративно-прикладного искусства.
Вложение | Размер |
---|---|
obvinskaya_rospis.rar | 19.08 КБ |
VIII городской конкурс учебно-исследовательских и научно-исследовательских работ учащихся.
Управление образования администрации
Добрянского муниципального района.
Технология
Обвинская роспись по дереву
Манакова Марина,
МОУ «Нижнелуховская СОШ», 10 класс
Руководитель: Бовкун Марина Леонидовна, учитель изобразительного искусства
Добрянка - 2007
Введение……………………………………………………………….………3
Самобытная разновидность сельской росписи
Прикамья - Обвинская…………………………………………………4
Приступая к работе………………………………………………..7
2.1. Оборудование, материалы, инструменты……………………….7
2.2. Правильная посадка за рабочим местом………………………..9
Подготовка изделия к росписи………………………………….10
Роспись по дереву…………………………………………………11
Мотивы росписи…………………………………………………11
Приёмы росписи…………………………………………………12
4. Типовые композиции……………………………………………...13
Заключение………………………………………………………………….…14
Библиографический список………………………………………………….15
Приложения
Введение.
Все предметы, окружающие человека, должны быть не только удобны, практичны, но и красивы. Предмет должен быть выразителен целиком – в своей конструкции, пропорциях, деталях, а так же в отделке. Расписать узорами кувшин, украсить резьбой разделочную доску, связать кружевную салфетку, выткать узоры на ткани – все это требует большого мастерства. Необходимо руки приложить, чтобы получилась эта красота. [ ]
Наше национальное русское декоративно-прикладное искусство исстари славится своими традициями. По разнообразию материалов, цветовой окраски и фольклорных узоров она поистине уникальна. Тут и посуда и одежда, игрушки, пряники, резные наличники и ворота, кованые решётки, расписные платки, ювелирные украшения – всего и не счесть! На всех этих изделиях традиционно есть узоры, орнаменты. [ ]
Роспись по дереву один из национальных и самобытных видов декоративного искусства на Руси.
Целью данной работы является изготовление подарка своими руками на основе декоративно-прикладного искусства. Для этого необходимо решить следующие задачи.
Изучить Обвинскую роспись как одну из разновидностей сельской росписи Прикамья.
Подготовить необходимые материалы и инструменты.
Освоить приёмы Обвинской росписи.
Разработать композицию узора разделочной доски.
Создать разработанные изделия.
Объект исследования: Обвинская роспись.
Характеристика работы: прикладное исследование.
В современных условиях расписывать прялки, коромысла и телеги нет необходимости, так как эти вещи редко используются. А вот расписать разделочную доску несложно и подарок идеальный, ведь эти предметы быта в хозяйстве использовались всегда, а расписанные на основах традиции данной местности, может прекрасно украсить интерьер кухни и привести к лучшему пониманию национальной культуры.
При написании работы использованы книги: Арбата Ю.А. «Русские народные росписи по дереву», Вишневской В.М. «Из истории северного живописного орнамента», Жегаловой С.К. «Русская народная живопись», Мозеля Х.И. «Пермская губерния», Попова Н.С. «Пермский краеведческий сборник».
Изучена книга: Барадулина В.А. Уральская народная живопись по дереву, бересте и металлу», «Основы художественного ремесла».
Одной из самых самобытных разновидностей сельской росписи Прикамья является Обвинская. Для нее характерен единый принцип решения, в котором главную роль играет сильный контраст цветного фона с растительным орнаментом. В центре композиции, на оси симметрии, расположены: цветы, а травка — длинные пушистые стебли, заполняют
свободное пространство.
Река Обва, в долине которой расположились селения, — приток Камы и находится к северу от Перми. В начале XX века «местные крестьяне в свободное от полевых работ время, обыкновенно осенью и зимой, занимались приготовлением разного рода деревянных изделий». В основном они делали бондарную посуду — бочки, кадушки, жбаны [5]. Особенно много разных деревянных изделий делали в Мартынобыках. Бондари жили в деревнях Повороты, Мартынята, Дурниха. Прялки точили в Зинках, на Гуменцах.
Промыслы носили потомственный характер. Но когда возник здесь обычай изготавливать раскрашенную утварь, неизвестно. Пока единственным свидетельством существования токарного промысла в XVIII столетии может быть подсвечник из обвинской церкви, представляющий собой полусферический поддон и высокий стоян с выточенными перехватами и яблоками. Спокойный силуэт и простая окраска стояна делают его похожим на точеные ножки обвинских прялок.
Заслуживает внимания промысел пермского пригорода — Верхних Муллов, где «точили и деревянную посуду раскрашивали разными красками, подобно вятской». Радищев, которого провозили этими местами в ссылку в конце XVIII века, писал, что в Перми достаточно в продаже «посуды деревянной крашеной и рисованной» [7]. Возможно, и тогда обвинские крестьяне, строгановские крепостные, делали крашеную посуду.
Наиболее вероятным временем появления обвинской росписи можно считать середину XIX века. Об этом говорит одна любопытная деталь. Почти во всех обвинских росписях, особенно в прялках, встречается восьмилепестковый цветок, похожий на звезду, цвет лепестков чередуется — красный с белым, синий с белым и т. п. Звезду от остальной росписи отделяли рядами точек или кружков, чтобы обратить на нее внимание. Подобный цветок часто ставили на изделиях северных раскольничьих мастерских. Выгорецкое раскольничье общежитие, где они находились в XVIII—XIX веках, было не только крупным центром народного искусства Олонецкого края, но и идеологическим центром поморского толка старообрядчества. В мастерских выгорецкого общежития переписывали и иллюстрировали книги, рисовали лубочные картинки — поморские листы, изготавливали расписную утварь [3]. В 1850-х годах общежитие было разогнано, многие мастера вынуждены были скрываться. Некоторые из них могли перебраться в Прикамье, на Урал, где издавна селились старообрядцы поморского толка, которым по своему обычаю давали приют единоверцам. Видимо, выходцы с Выг-озера и положили начало живописному промыслу на Обве.
Обвинская роспись — это особый вид народных уральских росписей, в которой получили развитие орнаментально-графические элементы. Сначала живописная и сдержанная по цвету, она превратилась, красочную мозаичную графику. Это произошло благодаря массовому изготовлению вещей на рынок, что требовало упрощения приемов росписи, а также благодаря изменению вкусов крестьянства, которому стали нравиться вещи гораздо более: яркие, чем раньше. Кроме того, сказалась близость поволжских центров народной росписи, в которой были сильны графические элементы.
Обвинской росписи свойствен холодный колорит: синий, черно-зеленый, пронзительно голубой или зеленоватый, цвета молодой листвы фон обычно сочетается с теплыми тонами растительных мотивов. Но встречается теплая гамма росписи. Мазки кисти скупы и точны, отдельные элементы сделаны одним цветом, отчего они играют, как камушки смальты. Колористическое чутье мастера проявляется при первоначальном подборе красок, а в процессе работы он только чуть увеличивает или уменьшает отдельные цветовые пятна. Графичность мотивов и локальность окраски создают особую декоративность обвинской росписи. Крестьянские мастера добивались в своих вещах сильного цветового эффекта, рассчитанного на привлечение внимания в базарной сутолоке. Они применяли сближенные но светлоте краски, что усиливало впечатление насыщенности каждой в отдельности и всей
росписи в целом. На оранжевом фоне они делали голубые листья, а разживку желтой. Если фон был зеленый, то в орнаменте преобладал красный. Остальные цвета были подголосками, усиливающими или смягчающими основной цветовой контраст.
Все это свойственно и расписным обвинским прялкам. Однако их форма, в которой сочетаются токарные и резные детали, требует создания собственных композиций. Вытянутая лопастка с круглящимся верхом и полукруглыми вырезами внизу составляет почти половину высоты прялки. Лопастка с ножкой выточены из одного куска дерева. Верхняя часть ножки, на ширину ладони, слегка выпуклая, за нее удобно браться рукой, ниже — точеные яблоки и перехваты большего диаметра. Заканчивается ножка монолитным стояном, который вставляется в донце. Пятку, сочленение ножки с донцем, окрашивали в один цвет, а точеные яблоки попеременно тонами, применяемыми в росписи. Роспись размещали на обеих сторонах лопастки. Композиция росписи традиционна для обвинских прялок: три цветочные группы расположены на оси
симметрии.
В обвинской прялочной росписи встречаются необычные композиции, живописные приемы письма, что связано с индивидуальным творчеством мастеров. Но все ее варианты объединяет образ необычного цветущего дерева или куста. Создается он иными в сравнении с северными росписями средствами, без изображения вазона. Крестьянские художники
по-разному понимали мотив растущего дерева — древа жизни, древа — символа райских садов. По-разному трансформировался этот мотив в многочисленных русских крестьянских росписях XVIII—XIX веков. Но он всегда был основой содержания этого искусства, он дал глубокий жизненный смысл росписям уральских прялок.
Следует отметить еще одну особенность обвинской росписи — архаичность ее композиции. Расположение растительных мотивов в обвинской прялке сближает ее с простейшими композициями резных прялок русского Севера. Здесь — цветок в основании лопасти, там — резная полурозетка. В центре написана роза с парой четырехлепестковых цветов и соответственно вырезан большой круг с двумя розетками, внутри
которых кресты. Строгий резной орнамент легко прочитывается, столь же свободно узнается традиционная схема в расписном узоре.
В сельских центрах народной живописи Урала в середине XIX—начале XX века происходил процесс формирования местного стиля. Вещи из разных мест отличаются единой манерой письма, пониманием колорита, толкованием традиционных композиций. Процесс протекал неравномерно, на него оказывали влияние многие факторы. Значительной была роль так называемых «прохожих красильщиков». Однако индивидуальное творчество всегда подчиняется коллективному вкусу, а привносимые традиции под влиянием местных условий, в результате переработки их местными мастерами изменяются и в конечном счете становятся типично уральским. Это явление очень любопытно не только для историков народного искусства, оно позволяет приоткрыть одну из тайн возникновения местной художественной традиции.
Знакомство с сельской уральской живописью показывает, что при разнообразии почерков мастеров, при всех отличиях росписи разных районов в этом искусстве развиваются качества, свойственные народному творчеству, - оптимизм и вера в лучшее будущее, стремление средствами искусства сделать свою жизнь и жизнь близких людей красивее, содержательнее. Эти черты, выраженные в современных формах народной пластики и росписи, привлекают современных художников, они служат залогом жизненности искусства, его успешного возрождения в наши дни [2].
2. Приступая к работе.
2.1. Оборудование, материалы, инструменты.
В каждом народном промысле применяли свои необходимые для росписи материалы, инструменты и оборудование. Это связано с местной традицией и видами выпускаемых изделий [2].
Оборудование. Рабочее место современного мастера по росписи изделий из дерева состоит из рабочего стола и стула. Стол на каркасе из металлических труб квадратного сечения имеет тумбу с выдвижным ящиком для хранения красок и инструмента. Крышка стола покрыта моющимся пластиком светлого тона. В рабочей зоне стола имеется съемная доска, которую убирают при росписи крупных предметов (панно, шкатулок и т.п). В столе есть полочка для временного хранения готовых изделий или полуфабриката. Для удобства работы под столом смонтирована подножка с регулировкой по наклону и дальности. У стула — полумягкое сиденье и спинка, которым можно придавать необходимую высоту и наклон.
Рабочая зона должна быть хорошо освещена: в дневное время рассеянным светом с левой стороны, при недостатке естественного освещения рекомендуется люминесцентный светильник.
При оборудовании помещения для занятий школьников кроме столов и стульев необходимы наборы емкостей с крышками для красок, разбавителя, лаков, металлический ящик для хранения лакокрасочных материалов. Неплохо в соседнем помещении оборудовать стеллажи для сушки изделий. Для быстрой сушки небольших изделий и проведения разнообразных художественных и технологических проб следует применять сушильный шкаф, температура которого достигает 100-120 градусов. Если будет применяться лакирование и окраска фона с помощью краскораспылителя, то необходимо выделить отдельное место для устройства вытяжного шкафа с принудительной вентиляцией[2].
Материалы. В уральской росписи по дереву сейчас используют готовые масляные краски, лаки и растворители. Краски для росписи и окраски фона — художественные в тубах или эскизные в банках: белила цинковые, стронциановая желтая, кадмий желтый, охра золотистая, охра красная, краплак, окись хрома, изумрудная зеленая, берлинская лазурь, парижская синяя, кобальт синий, ультрамарин, сажа газовая или кость жженая.
Для разведения масляных красок можно пользоваться разбавителями для масляной живописи, а также смесью, состоящей из разных частей олифы-оксоль, сиккатива № 63,64, уайт-спирита или скипидара.
Для лакирования применяют лаки ПФ-283 (4С), ПФ-231.
Перед занятиями, на которых используются лакокрасочные материалы, следует проинструктировать школьников о мерах безопасности при работе с ними и мерах пожарной безопасности при хранении этих материалов [2].
Инструменты. Основной рабочий инструмент в росписи — кисти крупные, плоские беличьи, колонковые № 6—16 — для подмалевок и разживки, № 1—4 — для приписок, щетинные плоские №10 и большие для покрытия и лакирования фона. Для лакирования можно использовать ровно обрезанный кусок поролона. Для разведения красок нужны: стекло размером 40х50 см, ножи или металлические шпатели, плоские чаши с крышками емкостью до 100 миллилитров.
В некоторых промыслах до сих пор используют самодельные кисти из хвостов белки или колонка. Такие кисти небольшого размера, соответствующие № 1—4, вполне можно применять и в уральской росписи. Для изготовления кистей прямой остевой волос, расположенный сбоку и на конце хвоста, выстригают маленькими ножницами. Собранный в пучки волос обезжиривают, для чего промывают 4—5 раз в 2 %-ном горячем растворе кальцинированной соды, затем выдерживают в течение 6 часов в 3 %-ном нашатырном спирте и, наконец, прополаскивают в теплой воде и сушат. Просушенный волос раскладывают на доске ровными рядами и сортируют по длине. Собрав пучок, закручивают его в небольшой листок бумаги. Трубочку с волосом выстукивают торцом о край стола, после чего получается компактный округлый в сечении пучок, копчик которого приобретает постепенно утончающуюся форму. Пучок обвязывают ниткой в нижней трети основания. Для прочности кисти основание пучка следует покрыть лаком или клеем. Когда лак застынет, кисть вставляют в подобранный по размеру черенок гусиного пера. В готовой кисти волоски не должны топорщиться в стороны, а кончик должен быть заостренным. Не следует подрезать выступающие волоски, это испортит кисть [2].
Правильная посадка за рабочим местом.
Роспись — работа, требующая известного напряжения, поэтому нужно сразу приучать школьников к правильной посадке. От посадки за рабочим местом зависит степень напряжения, которая приводит к усталости и в конечном счете к снижению качества росписи. Раньше мастера сидели на низких табуретах (высотой до 35 см), а лавки служили им рабочими столами. Таким образом, колени художника находились выше сидения скамеечки-табурета, и при работе он мог опереть расписываемую вещь о колено. Рабочая зона мастера при этом существенно расширялась, он вращал вещь так, как этого требовала логика наносимого на нее растительного орнамента.
Так как предметы, которые будут расписывать учащиеся, средней и небольшой величины, то вполне достаточно знать принятую сегодня посадку за рабочим столом, при которой от обрабатываемого предмета до глаз работающего — 30—35 см. Не следует наклоняться низко над расписываемым предметом, если плохо видно, лучше прибавить освещение. Учащийся должен сидеть прямо, чуть наклонив голову над работой. Руки обычно держат на весу, изредка опираясь предплечьем о край стола. Вещь во время росписи ставят на рабочий стол, придерживая левой рукой. В правой руке держат кисть, во время росписи можно слегка опереться о расписываемую вещь кончиком мизинца.
При росписи крупных предметов, превышающих 30—40 см, лучше садиться правым боком к рабочему столу. Расписываемый предмет в таком случае придется опереть о край стола или колено. Для того чтобы не наклоняться слишком низко, под ногу подставляют скамеечку (высотой 10—15 см).
Нужно придерживаться определенных правил размещения материалов и инструмента на столе. Рабочая зона (примерно 30-50 см) должна быть свободной. Здесь располагается расписываемая вещь, а также палитра и кисти, которые нужны в настоящий момент. За пределами этой зоны, справ, и впереди размещаются разведенные в баночках краски, масло, разбавитель, рядом — подставка для кистей в виде планки с углубления для каждой кисти. С левой стороны можно положить ткань для вытирания кистей. Наиболее удобное расстояние выбирает сам работающий. Он должен свободно, не вставая со стула, и без особых усилий дотянуться до любого нужного ему инструмента [6].
Подготовка изделия к росписи.
Предмет, предназначенный для росписи, необходимо подготовить. Для этого его поверхность тщательно ошкуриваю, сначала среднезернистой, а потом мелкозернистой шкуркой.
Шпаклевка. Небольшие дефекты заделывают шпаклевкой. Лучше всего применять шпаклевку, используемую в мебельной промышленности. Ее можно приготовить по следующему рецепту: смола МФ-17 или смола УКС — 40 весовых частей, олифа льняная — 2, тальк — 23, стеклопорошок — 33, щавелевая кислота 10%-ный раствор — 8, каолин —10 весовых частей.
Все сыпучие компоненты, просеянные через мелкое сито, смешивают в порядке, указанном в рецепте. Шпаклевку наносят шпателем, она высыхает при температуре 18—23 градусов в течение 2-3 часов.
Грунтовка. Для грунтования вещей можно применять грунтовку ПМ-1, высыхающую за час, грунтовку ПФ-046, высыхающую за 10 часов. Можно грунтовать изделия олифой, которая высыхает за 48 часов. Декоративные изделия грунтуют нитролаками.
Окраска фона. После сушки изделия окрашивают фон. Для этого используют или нитрокраски, разведенные до малярной консистенции, или масляные краски. Чтобы упростить процесс подготовки изделия к росписи, можно ограничиться одно двухразовым покрытием нитрокраской, которая одновременно является грунтом и цветным окрашенным фоном. Затем
изделие расписывают масляными красками [6].
Роспись по дереву.
В настоящее время наиболее изученной является роспись по дереву. На ее основе проводилось большинство экспериментов по возрождению приемов. Почти все работающие ныне мастера и художники используют эту восстановленную технологию росписи и технику письма [1]. Поэтому целесообразно начать освоение приемов с одной из интереснейших разновидностей кистевой росписи, распространенной в украшении крестьянского дома и деревянной утвари. Ее отличительной особенностью является применение небольшого количества цветов. Ведущая роль отводится цветному фону. Он позволяет достигать звучности росписи при относительно небольшой яркости отдельных красок. Этому же способствует композиционный прием обрамления живописного поля контрастным цветом, например, оранжево-красный — кобальтово-синим, голубовато-зеленый — киноварно-красным и т. п.
3.1. Мотивы росписи.
Мотивы росписи — фантастичные алые и лазоревые цветы, виноградные гроздья, гирлянды фруктов, ягоды смородины и черемухи, всевозможные листья. Часто встречаются изображения птиц и зверей, человека и домашних животных.
Приписки и травки в уральской росписи по дереву играют подчиненную роль. Но и здесь черные приписки и цветные травки объединяют мотивы в компактные букеты или плотную веточку. Вместе с тем они разбивают замкнутость отдельных форм, связывают их с фоном, увеличивая тем самым узорность последнего и повышая орнаментальность всей композиции.
Особая техника белильной разживки, фактура масляных красок с их пастозным мазком, со следами кисти на равномерно закрытом фоне, густой неразбавленный цвет, радостный колорит придают росписи собственный характер, отличающий ее от росписи по дереву других районов [4].
Приемы росписи.
Начиная освоение уральской росписи, следует навсегда усвоить, что она выполняется без предварительного нанесения контуров рисунка. Нужно научиться писать на глаз, для чего необходимо оттачивать глазомер. Народные мастера в украшении предметов быта различных по размерам и формам применяли типовые композиции. При разметке расписываемой плоскости они использовали руку как мерительный инструмент. Если это был простенок, на котором нужно было написать панно с вазоном и растущим из него кустом, то мастер, прикладывая ладонь в центре простенка, примерялся и искал место центрального цветка. Затем, тоже прикладывая руку, отмечал, где приблизительно будет написана ваза и верхние ярусы цветов. Для начала можно, конечно, переводить рисунок способом припороха мелом или углем через плотную бумагу с проколотым контуром рисунка, с помощью обычной кальки или использованной копировальной бумаги (следы от свежей копировальной бумаги загрязняют наносимые при росписи краски).
Целесообразно как можно быстрее переходить от росписи на бумаге, картоне, стеклянных пластинах к росписи вещей, т. к. процесс освоения приемов на вещах происходит гораздо быстрее. Это, во-первых, развивает у школьников чувство формы, объема, пластики предмета и закрепляет усвоенные приемы письма. Во-вторых, сознание того, что расписывается
настоящая вещь, а не просто выполняется учебное задание, повышает интерес и ответственность и в конечном счете превращает обучение в подлинный, приносящий удовлетворение трудовой процесс.
Для уральской росписи характерно особое положение руки: четкая фиксация локтя и полная свобода движения кисти и пальцев. Это позволяет проводить одним неразрывным движением протяженные пластичные мазки как на объемных, сферических или цилиндрических поверхностях, так и на гладких плоскостях.
Уральские мастера по-особому держат кисть. Чтобы освоить этот народный прием, следует положить кисть на последние фаланги немного раздвинутых среднего и указательного пальцев, а затем прижать сверху черенок подушечкой большого пальца, мизинец и безымянный пальцы при этом согнуты. В получившейся щепотке нужно покатать кисточку, чтобы почувствовать ее податливость. Это нужно проделать несколько раз, почти прикасаясь черенком к ногтям большого, среднего и указательного пальцев. Движения должны быть мягкими и слитными. Затем можно попробовать нанести кисточкой небольшие мазки на бумагу, провести небольшой кружок. После того как кружок удастся сделать одним слитным мазком, нужно постараться увеличить его диаметр, но больше чем на 5 -6 см. он пока не получится. Лучше всего осваивать прием держания кисти одновременно с изучением простейших элементов росписи — травок,
украешков, приписок [2].
Типовые композиции.
В них заложены традиции, которые откладывались из поколения в поколение. Типовая композиция Обвинской росписи – Древо жизни, которое состоит из цветов, бутонов, ягодок, листиков и приписок. Детали композиции должны либо касаться друг друга, либо частично перекрывать друг друга. При составлении мотива необходимо учесть размеры и пропорции деталей: бутон – четверть цветка, ягодка – четверть бутона, лист – половина цветка. Листики являются связками между цветами и ягодками. Объединять все детали в композиции может так же фон (приложение 5).
В результате последовательной работы можно постепенно освоить все приемы росписи.
Заключение
Жизнь в деревне откладывает свой отпечаток на восприятие мира. Нам, деревенским, очень хочется, чтобы наши дома как можно больше походили на городские квартиры, хотя бы внутри.
Взрослые покупают красивые кухонные гарнитуры, мягкую мебель, проводят водопроводы, канализации, в общем, благоустраивают свой быт.
Но в последнее время в поселке появилось много дачников и их жилища оказались прямо противоположны нашим. Бревенчатые дома, резные наличники, беседки из лозы и т.д. Весь интерьер их дома оформлен в деревенском стиле. И что же получается: «С чем боролись, на то и напоролись» - гласит народная мудрость. Так может и не надо бороться, а принять те условия в которых мы живем за благо. И найти выгоду для себя и односельчан, и направить свои знания и умения в нужное русло.
Начав первые, основополагающие шаги в познании искусства росписи можно не только определить дальнейшее увлечение, но и выбрать свой жизненный путь. И оставаясь на селе прилично зарабатывать, выполняя заказы горожан.
Библиографический список
Арбат Ю.А. Русские народные росписи по дереву. М., 1970.
Барадулин В.А. Уральская народная живопись по дереву, бересте и металлу. – Свердловск: Средн. – Урал. кн. изд-во, 1982.
Вишневская В.М. Из истории северного живописного орнамента. – Памятники культуры русского Севера. М., 1966.
Жегалова С.К. Русская народная живопись: Кн. Для учащихся старших классов. – М.: Просвещение, 1984.
Мозель Х.И. Пермская губерния. Ч. 1. Спб., 1859.
Основы художественного ремесла./ Под ред. Барадулина В.А. М., 1979.
Попов Н.С. Указ. Соч. Пермский краеведческий сборник. Пермь, 1924.
Растрёпанный воробей
Вода может клеить?
Астрономы получили первое изображение черной дыры
Есть ли лёд на других планетах?
Земля на ладонях. Фантастический рассказ