Много лет преподавателей и методистов мучает вопрос: нужно ли по-разному обучать математике школьников с разными наклонностями – гуманитарными и техническими. Работая в лингвистической, т.е. гуманитарной гимназии, я не раз сталкивалась с трудностями в понимании и восприятии каких-то моментов в учебниках по точным наукам нашими учениками, притом, что это в большинстве своем очень развитые и творческие дети. Поэтому стараюсь использовать эти особенности учеников, чтобы показать им, в первую очередь, красоту математики. Сам стиль преподавания, и задания, предлагаемые школьникам-гуманитариям, отличаются от аналогичных в обычном и профильном классе.
Все знают, как часто дети, начиная изучать геометрию, вместо объективного доказательства любят ссылаться на то, что «по рисунку видно…». Поэтому главным девизом к урокам геометрии я подобрала афоризм Козьмы Пруткова «Если на клетке слона прочтешь надпись «буйвол», не верь глазам своим». Заинтересовываю учеников, показывая геометрические иллюзии (на интерактивной доске), подбирая их по изучаемым темам. Дети очень быстро «входят во вкус», начинают сами искать такие иллюзии, а некоторые придумывают свои.
Чтобы вызвать интерес к свойствам изучаемых геометрических фигур, а заодно и потренироваться их чертить, устраиваем конкурсы рисунков. В седьмом классе ребята придумывают картины, состоящие только из треугольников (причем разных видов), в восьмом - только из четырехугольников, в девятом - из окружностей. Причем задание четко оговаривается: всю плоскость листа надо "замостить" нужными фигурами, используя все изученные виды, но получиться должен не паркет из повторяющихся фигур (это отдельный вид заданий), а сюжетная "мозаичная" картина. При изучении видов и свойств симметрии мы проводим конкурс фигур, имеющих и центральную и осевую симметрию. Главное условие - такое: фигура должна быть своя, не входить в перечень базовых геометрических фигур, т.к. их мы рассматриваем на уроках. Некоторые работы приходится возвращать на переработку, зато все фигуры остаются «на кончиках пальцев», ребята начинают чувствовать малейшие отличия, видеть, что получается, если чуть изменить положение, размер, условие. Такие задания ученики обычно получают на каникулы. К концу года получается целая картинная галерея. Между такими "художественными" заданиями сочиняем истории в разных литературных жанрах: рассказы из жизни, сказки, детективы, фэнтези, басни, стихи и т.д. Лучшие рисунки и литературные произведения публикуются в ежегодном гимназическом сборнике ученических работ "Многогранник". И получается двойной результат: ученики реализовывают свои творческие задатки и приучаются "видеть и чувствовать" математику, перестают ее воспринимать как сухую и строгую науку,
Замечательно сказал об этом известный писатель Анатоль Франс: «Не тешьте себя надеждою научить в школе. Пробуждайте интерес, запалите у детей искру. Она сама загорится там, где сможет».
Пятёрки
Вода может клеить?
Сочинение
Акварель + трафарет = ?
Как зима кончилась