Ученик изучает виды театральных кукл. На основе полученных знаний изготавливает свою штоковую куклу.
Вложение | Размер |
---|---|
rozhdenie_skazochnogo_geroya_v_teatre_kukol_barabashka.doc | 79.5 КБ |
prilozhenie_k_proektu.docx | 2.99 МБ |
Исследовательская работа
«Рождение сказочного героя в театре кукол «Барабашка».
Автор: Башкирев Владислав Вячеславович
4 «Г» класс
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное
учреждение «Гимназия №1»
Руководитель: Халимоненко Алла Алексеевна
учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1»
2013
Содержание
I. Введение …………………………………………………………………………………1
1. Виды кукол………………………………………………………………………….…...3
3. Этапы работы над куклой…………………………………………………………....…4
4. Изготовление куклы своими руками………………………….………………………6
Список литературы…………………………………………………………………………9
Приложения
План работы над исследованием.
Тема работы: «Рождение сказочного героя в театре кукол «Барабашка».
Актуальность работы в том, что в игре каждый ребёнок стремится создать сказку своими руками. Почему бы мне не попробовать изготовить театральную куклу и создать свою сказку.
У меня возникла проблема: узнать как «рождается» сказочный герой в театре кукол «Барабашка».
Цель моей работы: изучение технологии изготовления театральной куклы.
Объект исследования: театральная кукла.
Предмет исследования: технология изготовления театральной куклы.
Гипотеза: если смогу изготовить куклу, то смогу ли её «оживить».
Задачи:
- изучить литературу о видах театральных кукол;
- узнать о профессиях людей, создающих театральную куклу и проследить этапы «рождения» сказочного героя;
- изготовить своими руками куклу для спектакля;
- сделать вывод о проделанной работе.
В реализации задач мне помогли следующие методы:
анализ (проанализировать литературу о театре кукол и видах театральных кукол), наблюдение (понаблюдать за работой театральных мастеров, изготавливающих театральную куклу),
эксперимент (изготовить своими руками куклу для спектакля),
синтез (обобщить результаты своей работы).
В работе мне поможет следующая литература:
1. А.К.Бондаренко, А.И. Матусик «Воспитание детей в игре».
2. Т.Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко «Кукольный театр дошкольникам».
3. Т.С. Комарова «Дети в мире творчества».
4. Н.М. Трифонова «Кукольный театр своими руками».
5. Н. Юрина «Куклы».
Введение
Превращается рука:
И в котёнка, и в щенка.
Чтоб рука артисткой стала,
Нужно очень-очень мало:
Специальные перчатки,
Ум, талант – и всё в порядке!
Валентин Берестов.
Кукольный театр играет большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей. Он рано начинает привлекать внимание детей и таит в себе большие возможности для их всестороннего развития.
Кукольный театр располагает целым комплексом средств: художественные образы-персонажи, оформление, слово и музыка. Всё это вместе взятое, в силу конкретно- образного мышления ребёнка, помогает ребенку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса. Кукла, играющая на сцене, живет для ребенка не условно; она реальность, ожившая сказка.
В отличие от телевизионных передач и мультипликационных фильмов, кукла реально зрима в трёхмерном пространстве и материально ощутима, присутствует рядом, ее можно потрогать.
Дети очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения.
Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к происходящему, к действующим лицам и их поступкам. Вызывает желание подражать положительным героям и не быть похожими на отрицательных героев.
Основная часть
Кто из нас не любит сказки? Сначала детские, а потом и взрослые. Только не надо говорить, что состоявшиеся люди не верят в чудесные истории. А артисты, кстати, считают: самое волшебное и сказочное чудо - кукольный спектакль. Когда его смотришь, словно попадаешь в другой мир. Волшебный и добрый.
Моя мама работает в театре кукол «Барабашка». С самого раннего возраста я часто бываю на спектаклях в театре. Мне нравится бывать на представлениях. Они приносят радость в мою жизнь. Мама работает в художественном цехе, где изготавливают кукол для спектаклей. Я часто наблюдал за работой мастеров.
И вот недавно я решил попробовать самостоятельно изготовить куклу для спектакля. У меня возник вопрос: смогу ли я изготовить куклу по тем же технологиям, что и театральные мастера?
Гипотеза: если смогу изготовить куклу, смогу ли её оживить?
Цель моей работы: изучить технологию изготовления театральной куклы.
Задачи:
- узнать о профессиях людей, создающих театральную куклу;
- изготовить своими руками куклу для спектакля;
- сделать вывод о проделанной работе.
Для этого мне необходимо:
1. Узнать в библиотеке или в Интернете, какие куклы существуют для театра.
2. Отправиться на экскурсию в театр кукол «Барабашка».
3. Узнать, правила «рождения» куклы.
4. Постичь секрет её оживления.
В реализации моих планов мне помогут следующие методы:
наблюдение, анализ, синтез, эксперимент.
Кукольный театр существует очень давно. Куклы для театра делятся на верховые и низовые.
Здесь всё просто: либо кукловод находится вверху, а кукла внизу. Это, например, традиционный петрушечный театр, когда кукла надевается на руку актёра. Либо наоборот: актёр управляет куклой сверху. И тогда получаем театр марионеток – кукол на нитях.
К верховым куклам относятся:
Пальчиковые (кукла на пальчик). (Приложение 1. Рисунок 1).
Перчаточные (кукла на руку). (Приложение 1. Рисунок 2).
Тростевые (имеет центральный стержень и две трости для управления рук). (Приложение 1. Рисунок 3).
Штоковые куклы (имеют только центральный стержень). (Приложение 1. Рисунок 4).
К низовым куклам относятся:
Марионетки (куклы на нитках). (Приложение 1. Рисунок 5).
Куклы на стержне (управляются сверху). (Приложение 1. Рисунок 6).
Планшетные куклы (ходят по планшету – сцене, управляются руками актера). (Приложение 1. Рисунок 7).
2. Сведения о профессиях людей, создающих куклу.
Все знают, что Буратино сотворил Папа Карло, вытесав его из полена. А как рождаются куклы в настоящем кукольном театре? Над созданием каждой из них трудятся десятки специалистов редких профессий: бутафоры, художники, костюмеры, модельеры, столяры…
Самая «живая» и любимая всеми куколка - перчаточная. Но в нашем театре делают абсолютно все куклы - и марионетки, и тростевые, и большие планшетные. Самую сложную куклу иной художник может делать годами, но это в идеале. В реальности на создание материальной части спектакля (в это понятие входит всё - от декораций и реквизита до костюмов и кукол) выделяется обычно несколько месяцев.
Из чего сделать куклу - это принципиальный вопрос для мастеров театра «Барабашка». В работу идёт любой материал, который можно себе представить, то есть абсолютно всё. «Это не может быть мусором» - так звучит профессиональный девиз мастеров кукол.
3. Этапы работы над куклой.
Итак, я отправляюсь в театр кукол «Барабашка», чтобы проследить этапы «рождения» Лягушки в сказке «Теремок» С. Я. Маршака. (Приложение 1. Рисунок 8).
Если театр начинается с вешалки, то кукла (герой спектакля) - с эскиза художника. (Приложение 1. Рисунок 9).
Однако эти эскизы появляются не сами по себе, а в связи с творческим замыслом режиссёра.
Когда эскиз куклы готов, за дело принимаются мастера-бутафоры.
(Приложение 1. Рисунок 10).
Потом бутафоры отдают куклу конструктору для установки механики.
(Приложение 1. Рисунок 11).
Бутафор вырезает из поролона или пенопласта руки, ноги, тело.
(Приложение 1. Рисунок 12).
Далее бутафор офактуривает голову (оклеивает тканью), соединяет все части тела. (Приложение 1. Рисунок 13).
Есть в «Барабашке», кроме художественного, бутафорского, столярного и швейный цех.
И вот кукла путешествует в швейный цех. Здесь мастерам приходится шить костюмы, которые были в моде несколько столетий назад, или создавать наряды, которых вообще никогда не было. Каждый театральный костюм - единственный в своём роде экземпляр, авторская работа, выполненная вручную. (Приложение 1. Рисунок 14).
Думаете это просто? Надо не просто додуматься, как раскроить ткань, чтобы «в жизни» наряд получился таким же, как на картинке, а необходимо соотнести эскиз с характером героя, с жанром спектакля, даже учесть, кто из актёров будет исполнять эту роль.
(Приложение 1. Рисунок 15).
4. Изготовление куклы своими руками.
Теперь пришёл мой черёд осваивать профессии театральных мастеров. Я решил так же, как и мастера театра кукол «Барабашка» изготовить героиню из сказки «Теремок» Лягушку. Сначала мне пришлось освоить работу бутафора.
Для изготовления куклы мне понадобилось:
Для этого я использовал такие материалы:
а) кусочки упаковочной и газетной бумаги; (Приложение 2. Фото 1).
б) клейстер; (Приложение 2. Фото 2).
в) гипсовую форму для головы; (Приложение 2. Фото 3).
Мои действия:
(Приложение 2. Фото 5).
(Приложение 2. Фото 6).
На следующем этапе мне пришлось поработать конструктором:
(Приложение 2. Фото 8).
Потом я освоил профессии закройщика и швеи. В ходе работы:
Фото 11).
И опять мне пришлось поработать конструктором, чтобы соединить детали. Теперь я:
1. Вставил пенопластовые лапки в перчатки. (Приложение 2. Фото 17).
2. Соединил туловище и голову. (Приложение 2. Фото 18).
3. Получилась моя красавица-героиня. (Приложение 2. Фото 19).
Теперь мне осталось её оживить, нарисовав глаза и придумать механизм управления.
III. Заключение.
Работать над проектом мне было интересно потому, что я узнал много нового о театре кукол. Например, я задумался о способах управления куклами. Оказалось, что это зависит от видов кукол.
Также я узнал много интересных сведений о профессиях людей, создающих куклу.
Изучил этапы работы над созданием театральной куклы. Самостоятельно изготовил куклу. В ходе работы мне пришлось освоить несколько профессий. Своим проектом я заинтересовал своих одноклассников. Дети на уроках технологии сшили куклы, с помощью которых можно играть кукольный спектакль. (Приложение 2. Фото 20). Но, они использовали более простой способ изготовления куклы.
Гипотеза о том, что я смогу изготовить куклу, подтвердилась. Но времени у меня ушло на изготовление куклы больше, чем у театральных работников. А вот «оживить» я её не сумел. Мне не хватило технических знаний и времени. Значит, в дальнейшем мне есть ещё над чем поработать, чтобы достичь мастерства в изготовлении механизма управления куклой.
Я считаю, что поставленные перед собой цели и задачи я выполнил.
Литература
1. А.К.Бондаренко, А.И. Матусик Воспитание детей в игре - М.: Просвещение, 1983.
2. Т.Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко Кукольный театр дошкольникам. - М.: Просвещение, 1982.
3. Т.С. Комарова Дети в мире творчества.- М. : Мнемозина, 1995.
4. Н. Юрина Куклы. -М.: Слово, 2002.
Цветок или сорняк?
Три загадки Солнца
"Не жалею, не зову, не плачу…"
Какая бывает зима
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей