• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

«ИСКУССТВО ФИЛИГРАНИ И ЕГО СОВРЕМЕННЫЕ МОТИВЫ В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ»

Опубликовано Ленкова Галина Леонидовна вкл 13.10.2014 - 17:34
Ленкова Галина Леонидовна
Автор: 
Лачева Кира

Народное декоративно-прикладное искусство - результат творчества многих поколений мастеров. оно едино в своей художественной структуре и необычайно разнообразно по своим национальным особенностям. Глубокое понимание народным мастером материала, с которым он работает, позволяет создавать многие вещи как совершенные произведения декоративно-прикладного искусства.  И сегодня художественные изделия, выполненные народными мастерами из различных материалов, служат неприменной частью повседневной жизни человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Искусство филиграни909.5 КБ

Предварительный просмотр:

      Я держу в руках дедушкин подстаканник с филигранью – изделием казаковских мастеров.

C:\Users\hp\Documents\IMG_1752.JPG

Какое чудо красоты сотворили мастера из села Казаково Нижегородской области!  Как создали его руки мастера – художника? Воображением, фантазией, вдохновением? Душевным восторгом или спокойствием? Радостью или печалью? Кто знает! Но ощущаешь, что этот труд для человека – наслаждение. Наверное, он делал его рано утром или вечером, потому что день приносит простые житейские заботы, а яркий солнечный свет как-то размывает остроту воображения, стремление к творчеству. Да, так говорят творческие люди: только по утрам и вечерами они ощущают «приближение бога», т.е. вдохновения.

   Село Казаково раскинулось на просторе заливных лугов и лесов, и эта красота природы – источник их творческого труда, их промысла – филиграни – самобытного направления обработки металла.

Мастера промысла практически всегда владели и владеют всеми видами художественных и технических приемов обработки металла. Традиционно здесь изготавливается посуда (кувшины, чашечки, вазы, кубки),  ювелирные изделия из серебра и золота.

   Что же лежало в основе филиграни?

Филигрань (скань) – один из древнейших видов художественной обработки металла. Название «филигрань» происходит от двух латинских слов – «филюм» (нить) и «гранум» (зерно). Слово «скань» древнеславянское и означает «свить», «скрутить». И то, и другое названия указывают на особенность этого вида обработки металла.

   Как давно это искусство появилось? При раскопках курганов 9 века уже находили филигранные изделия.

   Мастера тщательно следят за плавностью и красотой изгибов крупных и мельчайших элементов, а просветы должны быть идеально выполнены, так как прозрачность, кружевной узор зависит от них. Уникальность филигранных изделий в том, что все выполняется вручную. Мастер, прежде чем сесть за работу, ощущает волнение, понимает душой, что же будет в рисунке. Он смотрит в окно, на летящие снежинки, на морозный рисунок на стекле и знает, что именно эту красоту он запечатлеет на подстаканнике или шкатулке.

   Филигрань можно назвать апофеозом древнего ювелирного искусства, которое сохранилось и существует и в наше время является своего рода русским символом. Филигрань  - это изготовление ювелирных изделий с помощью особого метода. Для этого применяется скручивание тончайшей проволоки из драгоценных металлов (золота и серебра). Вся работа сводится к манипуляциям с золотой нитью: при скручивании двух проволочек получается необыкновенной красоты ажурный узор, который затем накладывается на поверхность ювелирного изделия и припаивается к ней. Это достаточно кропотливая и долгая работа, т.к. ювелирному мастеру приходится обрабатывать таким образом всю поверхность ювелирного изделия.

Применяется и метод частичной филиграни - когда нужно замаскировать стыки припаянных друг к другу частей ювелирного изделия. Филигранью обрабатывают и серьги, и кольца, и подвески, которые становятся великолепным подарком для женщины или мужчины. 

Совместно с техникой филиграни применяют и технику скани или зерни. Эти два метода неотделимы друг от друга - вместе они создают изумительное впечатление гармонии. Скань представляет собой миниатюрные шарики или зернышки из драгоценного металла, припаянные к поверхности ювелирного изделия и образующие неповторимый узор. Этот метод очень часто используется ювелирами, так как скань или гранулирование очень выразительно и придает изделию эстетическую силу.
  Проходят годы. Зернь уходит на второй план, а чаще употребляется ажурная и рельефная филиграни.

   Царские монастырские мастерские…  Именно здесь трудились мастера-сканщики, вдали от суеты и забот повседневной жизни, размышляя о вечном, о красоте своих изделий. Иногда наряду с камнями применяли хрусталь, перламутр.

С XIX века изделия из филиграни выпускались уже в большом количестве: дорогая посуда, церковная, принадлежности туалета.

                               Казаковская филигрань. (30 фото)

Расцветает рельефная ажурная филигрань. Как много нужно знать мастеру приемов, чтобы создать шкатулку или блюдо, ювелирное украшение. Необходимо не только создать узор, но и следить за соразмерностью его частей, красотой изгибов мельчайших элементов. Технология создания филиграни достаточно сложна и требует больших знаний, мастерства и терпения.

    Казаковская филигрань. (30 фото)          Казаковская филигрань. (30 фото)

  Особенностью казаковских изделий является самостоятельное значение филиграни: она не применяется как часть украшения металлического предмета, как накладка на металл, а из филиграни создаются изделия целиком ажурные.                                
Филигранный узор набирается из гладкой или скрученной в жгутик медной проволоки по предварительному рисунку на бумаге, к которой приклеиваются отдельные детали сканного орнамента. Затем будущее изделие посыпают серебряным припоем и паяют. При пайке бумага сгорает, а ажурные завитки спаиваются между собой, образуя прочное узорное кружево. Дальнейшая обработка - посеребрение анодным серебром 999,9. Для придания цвета старинного серебра наносится оксидная пленка. 
Элементы филигранного узора бывают самыми разнообразными: в виде веревочки, шнурка, плетения, елочки, дорожки, глади и т. д. 
Часто филигрань сочетают с зернью, представляющей собой металлические мелкие шарики, которые напаивают в заранее подготовленные ячейки (углубления). Зернь создает эффектную фактуру, игру светотени, благодаря чему изделия приобретают особо нарядный, изысканный вид. 
Материалами для филигранных изделий служат сплавы золота, серебра и платины, а также медь, латунь, мельхиор, нейзильбер. Нередко филигрань сочетают с эмалью (в том числе финифтью), гравировкой, чеканкой. Техникой филиграни можно изготовить все без исключения виды ювелирных украшений.
 

                                Казаковская филигрань. (30 фото)

Какая трудоемкая подготовительная работа1
Разработка шаблонов состоит в том, что рисунок изделия разделяют на части, каждую из которых развертывают на плоскости. Уточняют и классифицируют элементы, составляющие рисунок. Устанавливают виды филиграни: витая, гладкая, толстая или тонкая, уплощенная или круглая. Если узор слишком сложен, его делят на простые элементы. Работа с отдельными короткими отрезками и несложными, пусть многими, завитками гораздо проще, чем с одной, но несколько раз изогнутой проволокой. При качественной пайке места соединения сканинок почти незаметны. Скань изготовляют из чистых металлов - золота, серебра, меди, обладающих хорошей вязкостью, мягкостью, пластичностью. Эти качества обеспечивают волочение и вальцевание проволоки, ее кручение и набор скани. Температура плавления их достаточно высока, что удобно при пайке. Как исключение можно использовать сплавы (например, серебро 916-й пробы) для крупных конструктивных деталей скани и изготовления зерни. 
Чтобы подобрать проволоку для скани нужного сечения, ее пропускают через подобранный фильер (цейзан) - отверстие в волочильной доске - пластине из твердого сорта, стали. Протягивание производят без нагрева проволоки, но в ходе процесса она становится жесткой и поэтому ее нужно периодически отжигать, восстанавливать мягкость. 
Волочильную доску с рядом последовательно уменьшающихся отверстий укрепляют в тисках, конец проволоки заостряют с помощью напильника, продевают через отверстие и всю проволоку плавно с помощью плоскогубцев протягивают. 
Чтобы уменьшить трение, отверстия волочильной доски или проволоку смазывают каким либо маслом. Протянув проволоку через ряд последовательно уменьшающихся отверстий, можно получить нужное сечение. Проволоку свернуть в моток, отжечь, отбелить в слабом (5%-ном) растворе серной кислоты и хорошо промыть в проточной воде. 

   Способов набора скани несколько.

Набор скани подразделяется на две операции: выгибание деталей рисунка и установка, подгонка, приклейка их на место. Более рационально - заготовить все элементы рисунка и уже потом закреплять их на местах. Выгибание элементов производят с помощью пинцета - корнцанга. Концы этого пинцета заострены и позволяют захватывать самые тонкие сканинки. Ажурная филигрань также имеет разновидности: плоская ажурная филигрань - когда изделие имеет вид кружева, состоящего из спаянных между собой проволочных элементов; скульптурно-рельефная ажурная филигрань - трехмерный рельеф или горельеф, образованный ажурной филигранью; многоплановая филигрань - когда узор состоит из нескольких слоев филиграни и нижний является как бы фоном. Решение это приближается к скульптурному. 
В технике объемной филиграни часто выполняются посуда, предметы туалета. Это блюда, коробочки, вазы, ларцы. 

Казаковская филигрань. (30 фото)                             Казаковская филигрань. (30 фото)


В изделии могут использоваться несколько видов филиграни. Ажур сочетается с драгоценными камнями, эмалью, чернью, с фоновой филигранью по чеканному рельефу и другими техниками.      
Старые традиции филигранного искусства нашли отражение и в современных школах. Так, для филиграни Армении характерны тонкость и плоскостность, Дагестана - обилие зерни и полусфер, Костромы - сложные объемные формы. Древнее искусство рукотворной филиграни широко бытует в нашей современности.

   Творчество мастеров предназначается для того, чтобы красота мысли, доброта души, стремление к радости и счастью преобладали в душах людей «и сверкали, как незаходящее солнце».

Их творчество пронизано той красотой, которую мы порой не замечаем, а эти мастера видят в рисунках своих изделий сказку, как у Андерсена, когда он видел в лесу рыжего муравья-разбойника, который тащил, как похищенную принцессу, маленькую мошку с прозрачными зелеными крылышками, а потом писал сказку о Дюймовочке или снежной королеве.

И казаковские мастера создают свои изделия, чтобы не только раскрыть свой талант, свою душу, но и помочь каждому человеку, взявшему в руки шкатулку или подстаканник, почувствовать поэзию в себе.

   Современные виды декоративно-прикладного искусства очень часто перекликаются со старинными видами ремесел. Вот такую схожесть с казаковской  филигранью  я увидела в современной бумажной технике – квиллинг.

  У квиллинга длинная история: филигранная обработка бумаги была известна еще древним египтянам, которые в качестве основного материала использовали папирус, также это искусство было известно на Среднем Востоке и в Китае. Во Франции и в Италии бумажная филигрань начиная с XVI века, использовалась монахами для украшения и обрамления священных образов, как скромный заменитель золотой и серебряной филиграни. Из этих стран искусство бумажной филиграни распространилось в  

C:\Users\hp\Downloads\Drevnyaya-ikona-ukrashennaya-v-tehnike-kvilling-241x300.jpg                                  Шкатулка-старинная-в-технике-квиллинг

Англии, первоначально активно практикуясь в знатных домах времен Стюарта, чтобы в дальнейшем утвердиться вплоть до викторианского периода. Специализированные журналы представляли технику квилинга и различные проекты с подробными объяснениями: классические предметы для декора, коробочки для чая и для инструментов, различные шкатулки и корзины. Даже проводились настоящие учебные курсы по квиллингу в самых элитных школах.

Ценительницами этого искусства считаются такие коронованные особы, как дочь Георга III Элизабет, которая, говорят, подарила своему врачу ширму, выполненную в технике квиллинга, королева Мария и царица Александра, которые коллекционировали его образцы, а также такие интеллектуалы, как Джей Остен и сестры Бронде. Из Англии квиллинг перекочевал в Северную Америку с колонизаторами, и здесь в первой половине  XIX века некоторые столяры-краснодеревщики изготавливали коробочки и шкатулки с вставленными стенками, декорированными в технике бумажной филиграни.

Это искусство возродилось и в наше время.

В 1992 году был организован Первый Международный фестиваль квиллинга, во время которого можно было полюбоваться старинными изделиями и современными творениями.

На английском языке это рукоделие называется «quilling» - от слова «quill» или «птичье перо».

К сожалению, бумага – недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Однако эта древняя техника сохранилась и до наших дней и очень популярна во многих странах мира. В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии. Но самое широкое распространение это искусство получило, когда оно «переехало» на Восток. Богатейшие традиции тончайшей графики и пластики, изготовления бумаги и работы с ней дали искусству бумажной пластики новую жизнь.

В Южной Корее существует целая Ассоциация любителей бумажной пластики, объединяющая последователей самых различных направлений бумажного творчества.

В настоящее время у нас в России очень распространен этот вид бумагокручения. Очень интересное занятие, особенно когда из множества скрученных полосок бумаги получается настоящие картины! Этому нас учат на уроках, сами осваиваем технику кручения.

                                                   

           http://cs5699.vk.me/u78034839/135307877/m_7fd8fade.jpg                    http://cs5699.vk.me/u78034839/135307877/m_9624efac.jpg

   Я думаю, очень важно в современном мире не оторваться от прошлого. Как важно сохранить  виды искусства, которые пробуждают воображение, развивают способности видеть мир ярче, красочнее, наряднее:

Случайно на ноже карманном

Найди пылинку дальних стран –

И мир опять предстанет странным,

Закутанный в цветной туман!

  Это из Блока. А другой поэт сказал:

В каждой луже – запах океана,

В каждом камне – веянье пустынь.

  Так и искусство квиллинга. Лежит цветная бумага, но немного воображения, трудолюбия – и появляются леса и цветники, моря с парусными лодками, подводный мир. Каждый человек, овладев искусством квиллинга, становится художником, он окрашивает мир яркими красками, предлагает полюбоваться им зрителям.

Попугай-в-технике-квиллинг

Цветная бумага обладает удивительным свойством: она превращается в произведение искусства. В образ, который сверкает, звенит, благоухает, звучит в гармонии с миром, в котором живет человек. И этот труд становится поэзией.

   Есть еще один материал, который может пригодиться для творчества с использованием приемом филиграни. Это кожа. Это особый материал, он легко подается в работе, способен из маленьких кусочков превратиться в картину, вазу, шкатулку и т.д.

На одной из выставок изделий из кожи я обратила внимание на панно, которое выполнено в технике «филигрань», но я тогда не знала об этой технике, а когда я нашла в нашем доме дедушкин подстаканник и стала изучать казаковскую филигрань, то вспомнила о понравившейся мне картине. Именно с кожей  я и решила поработать, попробовать хотя бы чуть-чуть прикоснуться к искусству  филиграни.

  Народные промыслы соединяют людей с прошлым и настоящим; происходит органическое слияние красоты, сотворенной человеческим разумом и талантливыми руками, с человеком, делая его украшением земли, «венцом творения», ибо раскрываются в нем самые лучшие качества, стремления к чистоте, силе и благородству собственных помыслов.  

   А все началось с дедушкиного подстаканника…


Поделиться:

Ледяная внучка

Два морехода

Агния Барто. Сережа учит уроки

5 зимних аудиосказок

Позвольте, я вам помогу