• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Авторская программа "Фантазия + творчество"

Опубликовано Ермакова Мария Юрьевна вкл 20.09.2015 - 16:31
Автор: 
Ермакова Мария Юрьевна

Авторская программа «Фантазия + творчество» имеет художественно-эстетическую направленность. Новизна программы заключается в том, что в ней предусмотрено изучение нескольких областей декоративно-прикладного творчества, а именно изготовление поделок из природного и бросового материалов, соленого теста и работ, выполненных в технике «изонить».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc258.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 ДОД Центр развития творчества детей и юношества

Авторская программа «Фантазия + творчество»

Подготовила: педагог дополнительного образования

 Ермакова Мария Юрьевна

Детское объединение: Фантазия + творчество

(5-6 лет), (7-12лет)

2015г

Пояснительная записка

Данная авторская программа «Фантазия + творчество» имеет художественно-эстетическую направленность. Ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развития личности ребенка, обеспечить его эмоциональное благополучие, приобщить к общечеловеческим ценностям, создать условия для творческой самореализации, обучить толерантному поведению, уважению и терпимости.

Обучающиеся, по данной программе, знакомятся не только с технологиями выполнения, но и готовятся к творческому освоению мира, формируют знания о природе, обществе и социальных явлениях, что является педагогически целесообразным.

Новизна программы заключается в том, что в ней предусмотрено изучение нескольких областей декоративно-прикладного творчества, а именно изготовление поделок из природного и бросового материалов, соленого теста и работ, выполненных в технике «изонить», что в комплексе открывают для обучающихся большие возможности развития инициативы, будят положительные эмоции, вдохновляют, активизируют мысль, что в настоящее время очень актуально.

Отличительной особенностью  программы «Фантазия + творчество» является то, что она включает в себя два курса: «Мастерилка» для детей 5-6- лет и «Фантазия и  творчество» для детей 7-12 лет. Это предполагает индивидуальный подход к каждому ребенку и качественное усвоение материала.

Очень важно  чтобы ребенок с самого детства начал развивать свои задатки и способности, т.к. в этом возрасте дети наиболее восприимчивы на различную информацию и для того, чтобы сделать из них полноценных со всех сторон, развитых и творческих, необходимо обучающихся заинтересовать различными видами деятельности. Цель прикладного искусства состоит в том, чтобы «одушевить силою художества» предмет материального назначения, дать ему смысл, сделать его привлекательным.

Мною предложена программа «Фантазия + творчество», развивающая творческие способности у детей и подростков. Она включает в себя несколько разделов:

1. Природные материалы.

Природа – замечательная мастерская. Она дарит неповторимое             многообразие красок и совершенство готовых форм. Преимуществами работы с природными материалами является то, что они доступны для обучающихся, не требует дорогостоящих оборудований, инструменты и приспособления экологически чистые и очень просты.

Работа с природным материалом способствует развитию у детей любви к родной природе и бережного отношения к ней.

2. Бросовый материал.

 При работе с бросовым материалом дети не боятся испортить дорогостоящий материал, они могут экспериментировать, пробовать различные техники и приемы обработки. Часто идеи рождаются уже в процессе работы, сам материал подсказывает решение и пути выполнения поставленной задачи. 

3. Соленое тесто.

Работа с соленым тестом расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных представлений у обучающихся, носит воспитательное значение в плане умственного и эстетического развития.

Занятия лепкой воспитывают художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное, характерное, учат не только смотреть, но и видеть.

4. Изонить.

Работа в технике «изонить» включает в себя: выполнения ручных швов, где дети знакомятся с их назначением и применением, отрабатывание простейших технологических приемов, знакомство с чертежами и способами их выполнения. Работа с иглой способствует развитию координации движения, гибкости, точности выполнения действий.

В курсе «Мастерилка» исключается раздел «Изонить» из учебной программы, в раздел «Соленое тесто» добавляется работа с пластилином.

Предлагается новый раздел «Работа с бумагой».

Работая с бумагой у обучающихся развивается мелкая моторика рук, что способствует развитию внимания и мышления, где дети учатся склеивать, складывать и выполнять различные узоры из бумаги, изготавливать аппликации и объемные поделки.

Занятия в детском объединении формируют такие черты как трудолюбие, усидчивость, умение планировать работу и доводить до конца начатое дело.

Цель программы:

Развитие творческой активности обучающихся, их духовно-нравственных качеств; овладение технологиями изготовления изделий средствами декоративно-прикладного искусства.

Задачи:

1. Обучающие :

а) обучить основам творческого применения природного материала;

б) дать представление об использовании бросового материала в изготовлении изделий;

в)  обучить технологии приготовления соленого теста и работы с ним;

г) обучить технологиям выполнения швов и объёмных поделок в технике «изонить»;

д) обучить детей работать с ручными инструментами;

е) научить детей самостоятельно производить чертежи различных схем для работы в технике «изонить»;

ж) обучить технологии выполнения объемных изделий из пластилина;

з) дать представление о видах и свойствах бумаги.

и) обучить технологиям работы с разными видами бумаги.

2. Развивающие:

а) развить творческие способности: вкуса, чувство цвета, композиции решение, выбор художественного образа;

б) развить созидательные возможности ребёнка, интуицию;

в) развить мотивации детей к творческому поиску;

г) развить моторику рук, глазомер;

д) развить воображение, память, фантазию, образное и пространственное мышление;

е) сформировать интеллект, рационально-логическое мышление.

ж) развить творческую индивидуальность ребёнка, преодолеть психологические барьеры, мешающие полноценному самовыражению, усвоению материала

3. Воспитывающие:

а) воспитать осознанное и бережное отношение к результатам своего труда;

б) сформировать нравственно-духовные качества ребёнка, характеризующихся трудолюбием, технологической дисциплиной, способностью к деловому общению в коллективном труде;

в) воспитать  активную жизненную позицию, готовность к конкурентной борьбе на рынке труда;

г) сформировать чувства терпения, усидчивости, аккуратности, позитива.

Возраст обучающихся

Данная программа рассчитана для детей 5-6 лет (курс «Мастерилка») и  7-12 лет (курс «Фантазия и творчество»).

Деятельность детского объединения в данные возрастные периоды чрезвычайно ценна не только многообразием предметного содержания, но и направлениями освоения социального опыта: познавательная деятельность, исполнительская деятельность, творческая деятельность, развитие эмоционально-ценностных отношений. Это обилие предоставленных возможностей чрезвычайно благосклонно влияет на поведение определяющегося обучающегося. Он активно включается в поиск, подчиняясь своим побуждениям.

Качественный состав детского объединения «Фантазия и творчество» составляют как мальчики, так и девочки, количество которых колеблется от 8 до 14 обучающихся в одной группе, в зависимости от года обучения.

Сроки реализации программы

Срок реализации программы курса «Мастерилка» – 1 год (по 1 академическому часу 2 раза в неделю; общее количество часов - 72). Продолжительность занятия 30 минут.

Срок реализации курса программы  «Фантазия + творчество» – 3 года.

На каждый год обучения отводиться 216 часов. Занятия проводятся по 6 часов еженедельно (по 2 часа 3 раза или по 3 часа 2 раза в неделю), в которые входят как теоретический курс, так и практический. В детском объединении «Фантазия + творчество» продолжительность занятия 45 минут + 15 минут перерыв.

Количество учебных часов и объём приобретаемых умений и навыков уточняется и конкретизируется практической деятельностью для каждой конкретной группы ребят в зависимости от степени усвоения учебного материала, качества овладения умениями и навыками, интересов запросов детей и семьи. Количество часов может добавляться за счёт другой темы в зависимости от задач, которые корректируются в течение года.

Формы и режим занятий

Формы обучения:

- работа в группах;

- индивидуально-групповая работа.

Проводятся индивидуальные занятия, в связи с отставанием по уважительной причине, а так же дополнительные занятия по проектной деятельности в помощь обучающимся.

Практическая работа занимает основное место на занятиях. Практика развивает творческое мышление, будит фантазию, даёт возможность проверить силы в самостоятельном художественном творчестве. Обучение строиться по схеме: повтор – накопление – воспроизведение – импровизация.

На занятиях по всем темам на изложение теоретического материала отводится 10-20 минут, остальное время – практическая работа. В течение всего занятия педагог контролирует ход выполнения задания, даёт пояснения, оказывает необходимую помощь.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

К концу 1-го года обучения, обучающиеся курса «Фантазия и творчество» будут знать:

- историю возникновения поделок из природных и бросовых материалов, лепки из солёного теста, изонити и работы с ними.

- материалы, инструменты, приспособления необходимые при работе.

- основы цветосочетания.

- особенности подготовки к работе с природными и бросовыми материалами, выполнения поделок из соленого теста и в технике «изонить».

- технологии выполнения простых элементов во всех разделах программы.

- правила техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами.

- технологии изготовления поделок из соленого теста.

- роль трудовой деятельности в жизни человека.

- требования к организации рабочего места.

Будут уметь:

- пользоваться материалами, приспособлениями и инструментами, необходимыми для работы с природными и бросовыми материалами, солёным тестом и в технике «изонить».

- пользуясь знаниями основ цветосочетания, подбирать краски для окрашивания поделок из бросового материала, соленого теста, нитей для вышивки по картону.

- выполнять несложные работы, опираясь на схемы, образцы выполненных изделий.

- вышивать в технике «изонить» абстрактные узоры и простые картины.

Качества личности, которые получат обучающиеся в течение первого года:

- умение слажено работать в коллективе;

- бережное отношение к результатам своего труда;

- усидчивость и терпение.

К концу 2-го года обучения, обучающиеся будут знать:

- разные виды природных и бросовых материалов и правила работы с ними.

- технологию приготовления соленого теста.

- технологию сушки и окраски соленого теста.

- свойства  природного и бросового материалов.

- технику безопасности при работе с материалами и оборудованием.

- азы проектной деятельности.

- технологии выполнения схем по образцу для работы в технике «изонить».

Будут уметь:

- следовать инструкции при выполнении творческих работ.

- пользоваться схемами и чертежами, необходимыми для выполнения поделок в технике «изонить».

- выполнять геометрический расчёт самостоятельно.

- соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении изделий и сборке.

- лепить из соленого теста объемные поделки.

- вышивать в технике «изонить» картин в сочетании с лепкой из соленого теста.

- выполнять декоративные оформления и отделку изделий.

- выполнять проекты не сложных изделий.

Качества личности, которые получат обучающиеся в течение второго года:

- умение работать в группах;

- аккуратность и умение правильно подобрать цветовую гамму,

- культура взаимоотношения, отзывчивость.

К концу 3-го года обучения, обучающиеся будут знать:

- различные технологии работы с природными и бросовыми материалами, соленым тестом и вышивкой в технике «изонить».

- геометрический расчёт в технике «изонить».

- особенности оформления и украшения изделий.

- свойства нитей.

- технологии выполнения сюжетных картин в технике «изонить» и при работе с соленым тестом.

- технологии выполнения объемных изделий из нитей.

- порядок выполнения объемных картин из соленого теста.

- технологию выполнения проектной деятельности.

Будут уметь:

- осуществлять организацию и планирование своей деятельности, контроль за результатами.

- создавать собственные оригинальные схемы и изделия из природных и бросовых материалов, соленого теста и изделий в технике «изонить».

- правильно выбрать инструменты для работы  соленым тестом, с природным и бросовым материалом.

- подготавливать свои работы к выставкам и объективно оценивать их качество.

- организовать и оформить проектную деятельность.

Качества личности, которые получат обучающиеся в течение третьего года:

- личная заинтересованность в творческой работе;

- отстаивание активной жизненной позиции;

- проявление своих чувств и эмоций через выполнение творческих работ.

К концу обучения курса «Мастерилка» дети будут знать:

- технологии работы с природными и бросовыми материалами, соленым тестом и пластилином;

- особенности оформления и украшения изделий;

- порядок выполнения объемных изделий из соленого теста и пластилина;

- технику безопасности при работе с материалами и оборудованием;

- роль трудовой деятельности в жизни человека;

- требования к организации рабочего места;

- виды и свойства бумаги;

- технологии работы с разными видами бумаги.

Будут уметь:

- следовать инструкции при выполнении творческих работ;

- пользуясь знаниями основ цветосочетания, подбирать краски для окрашивания поделок из бросового материала, соленого теста и пластилина;

- пользоваться материалами, приспособлениями и инструментами, необходимыми для работы с природными и бросовыми материалами, солёным тестом и пластилином;

- соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении изделий и сборке;

- использовать в творческой работе бумагу разных свойств и видов;

- выполнять аппликации и объемные изделия из бумаги.

Способы проверки результатов

В процессе обучения для эффективности реализации программы проводятся срезы знаний по основным разделам данной программы с использованием индивидуальных и коллективных выполнений заданий, небольшого опроса, написания рефератов, оценки работ выполненных на дому, тестовых заданий, а так же проводятся различные диагностики. (см. приложение 1; приложение 2)

Во время обучения ведётся постоянный контроль за усвоением теоретического материала и развитием умений и навыков практической работы. Учитывая психологические особенности ребят, контроль осуществляется игровыми методами (викторины, игры, учебные диалоги, использование кроссвордов и т.д.). Ведётся «Журнал контроля развития обучающихся», в котором отслеживаются развития творческих способностей, ЗУНы приобретенные за период обучения и их качество.

Результат учебной работы можно видеть в мастерстве, качестве выполненных готовых изделий, их ассортименте и художественном решении.

Для подтверждения результативности курса обучения разработаны показатели и критерии, которые необходимы для определения уровня освоения и продвижения обучения. Они направлены на анализ они помогают своевременно корректировать образовательный процесс.

Контроль знаний, умений и навыков.

  • Письменный.
  • Устный (индивидуальный, фронтальный).
  • Самоконтроль.                
  • Практические задания.        

Система контроля приучает ребят работать регулярно и способствует формированию трудолюбия как черты личности. На занятиях в детском объединении контроль осуществляется с использованием игровых элементов. Очень важно приучать ребят к самоконтролю и самоанализу, а так же к формированию у обучающихся творческого отношения к работе. Основное внимание при выполнении работ обращается на их конечный результат (качество изделия).

Каждая выполненная обучающимися работа, подлежит проверке и оценке.

Учебно-тематический план на 1 год обучения детей

курса «Фантазия и творчество»

№

п/п

Содержание темы

Общее

количество

часов

в том числе:

теория

практика

1.

Вводное занятие

2

2

-

2.

Природные материалы

60

6

54

3.

Бросовый материал

60

9

51

4.

Соленое тесто

60

8

52

5.

Изонить

32

4

28

6.

Итоговое занятие

2

-

2

Всего

216

29

187

Содержание программы 1 года обучения

1.   Вводное занятие.

Знакомство с детьми, выявление у них сильных и слабых сторон. Инструктаж по технике безопасности. Необходимые для работы инструменты и материалы.

2.   Природные материалы.

История происхождения этого вида деятельности. Ознакомление с разными видами природных материалов и их сбор. Выявление идей, предложений у ребят.

Практика: Изготовление различных поделок: простейшие аппликации из листьев; аппликации из гербария на плоской основе; изделия из каштана, жёлудя, шишек и сухих веточек; поделки из яичной скорлупы, семян и крупы. Проведение среза знаний.

3. Бросовый материал.

Ознакомление с разновидностями бросового материала, с инструментами и правилами техники безопасности при работе с ними, с технологиями выполнения простых элементов.

Практика: Выполнение поделок из спичечных коробков и спичек, коктейльных трубочек, крышек и пробок, пластиковых бутылок, толстых нитей и веревок; коллажей из ткани, поздравительных открыток, героев Нового года, украшений для елки и дома; изготовление аппликаций и объемных поделок из ваты, стружки, песка и пуговиц, пластилина и макарон. Проведение среза знаний.

        4.   Соленое тесто.

История появления этого вида работы. Ознакомление с окрашиванием изделий, сушкой, склейкой и хранением. Правила техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами. Особенности подготовки к работе с соленым тестом.

Практика: изготовление поделок из солёного теста в сочетании с природным материалом; лепка различных фруктов, овощей, рождественских игрушек на ёлку (ёлочка, Дед Мороз и Снегурочка, Снеговик), объёмных фигурок животных (мышка, ёжик, поросята, медвежонок, слон); выполнение различных подсвечников, кулонов, фоторамок, домино, алфавита.

Выполнение коллективных работ для создания рабочей дисциплины, активного общения и творческих порывов. Проведение среза знаний.

5.        Изонить.

История возникновения нитевой графики. Ознакомление с используемыми инструментами и материалами. Беседы о правильном подборе нитей (по толщине, структуре, цвету). Анализ схем и чертежей вышивки.

Практика: Вышивка абстрактных аппликаций; выполнение орнаментов птиц, цветов, фруктов, овощей, домашних животных и любимых игрушек. Проведение среза знаний.

6.        Итоговое занятие.

Выбор и анализ самых лучших работ. Подготовка места для выставки и её оформление. Подведение итогов работы за учебный год и награждение обучающихся.

Учебно-тематический план на 2 год обучения детей

курса «Фантазия и творчество»

№

п/п

Содержание темы

Общее

количество

часов

в том числе:

теория

практика

1.

Вводное занятие

2

2

-

2.

Природные материалы

36

3

33

3.

Бросовый материал

66

8

58

4.

Соленое тесто

60

7

53

5.

Изонить

50

7

43

6.

Итоговое занятие

2

-

2

Всего

216

27

189

Содержание программы на 2 год обучения

1.   Вводное занятие.

Инструктаж по технике безопасности. Организация рабочего места. Определение целей и задач этого учебного года. Проведение экскурсии в лес для сбора необходимого природного материала.

2.  Природные материалы.

Ознакомление с видами и свойствами природных материалов. Теория проектной деятельностью по выполнению поделок из природных материалов. Техника безопасности при сборе природного материала.

Практика: Выполнение аппликаций из семян, листьев, камней, веточек, шишек, желудей и ракушек, бересты, песка, соломки, крупы и яичной скорлупы. Изготовление объёмных фигурок из камней и ракушек. Введение в практику проектной деятельности по изготовлению поделок из природных материалов. Проведение среза знаний.

3. Бросовый материал.

Правила работы с различными видами бросового материала. Технологии выполнения коллективных работ из бросового материала. История возникновения папье-маше.

Практика: Изготовление поделок из спичек, коктейльных трубочек, пластилина, выполнение масок из папье-маше, аппликаций из цветной бумаги, календарей, обложек для книг, игольниц, композиций из крышек, пробок, новогодних украшений. Проведение среза знаний.

4.          Соленое тесто.

Повторение пройденных тем о материалах и инструментах, используемых при работе с солёным тестом. Технология правильного окрашивание готовых изделий и покрытия их лаком.

Практика: Выполнение корзинок и барельефов с цветами, подставок для салфеток, подсвечников, шкатулок, алфавита с предметами, дверных значков, животных. Проведение среза знаний.

5.   Изонить.

Ознакомление с технологиями выполнения геометрического расчёта для работы в технике «изонить» по образцу. Правила подбора нитей по толщине и цвету.

Практика:  Вышивка бабочек, птиц, Царевны-Лебедя, фруктов, панно «В лесу», улитки, петушка, фламинго, коровы, змеи, совы, цыпленка, котенка и цветов. Проведение среза знаний в области изонить.

6. Итоговое занятие.

Самостоятельный выбор и анализ лучших работ. Подбор места для проведения выставки и ёё оформление. Подведение итогов работы за учебный год и награждение самый инициативных и аккуратных.

Учебно-тематический план на 3 год обучения детей

курса «Фантазия и творчество»

№

п/п

Содержание темы

Общее

количество

часов

в том числе:

теория

практика

1.

Вводное занятие

2

2

-

2.

Природный материал

38

4

34

3.

Бросовый материал

52

5

47

4.

Соленое тесто

60

6

58

5.

Изонить

60

8

52

6.

Итоговое занятие

4

-

4

Всего

216

25

195

Содержание программы 3 года обучения

1.   Вводное занятие.

Закрепление знаний правил по технике безопасности. Ознакомление ребят с работой на этот учебный год. Определение целей и задач этого учебного года. Самостоятельная подготовка обучающихся к занятиям.

2.  Природный материал.

Ознакомление с технологиями выполнения сюжетных поделок из природного материала. Проекты для осознанной и контролируемой работы обучающихся. Технология выполнения коллективных работ из природных материалов.

 Практика: Изготовление аппликаций из листьев и лепестков, соломки (голуби, декоративные цветы, парусник), поделок из яичной скорлупы, шахмат из камней, пингвинов из баклажанов, композиций из природных материалов, осеннего панно, хлебницы из веток и прутьев. Выполнение коллективной работы «Зоопарк». Проведения среза знаний с учетом прошлых лет обучения

3. Бросовый материал.

Технологии выполнения поделок из бросового материала в группах. Ознакомление с видами работ разных специалистов. Анализ проектной деятельности по изготовлению изделий из бросового материала.

Практика: Изготовление объемных поделок из пластилина (ему, енот, муравейник, пчела), коктейльных трубочек, спичек и спичечных коробков. Выполнение аппликаций из ваты «Герои мультфильмов» и песка, макарон «Снегурочка». Осуществление коллективных и групповых работ из пробок. Изготовление рамок, цветов из пластиковых стаканчиков, елок из одноразовых вилок и ложек, снежинок, ваз с цветами из фольги, поделок из бутылки из-под кетчупа («Дед Мороз»). Проведение среза знаний с учетом прошлых лет обучения.

4.          Соленое тесто.

Коллективное решение тем будущих работ. Закрепление знаний правил техники безопасности в игровой форме. Ознакомление с технологиями изготовления сюжетных картин, пейзажей. Теоретическое закрепление последовательности этапов проектной и исследовательской деятельности в области изготовления сюжетных  картин и пейзажей.

Практика: Изготовление рождественских венков, кулонов, букетов цветов, различных панно, шкатулок, ваз и самоваров, декоративных конвертиков для зубочисток и салфеток. Выполнение различных композиций, пантеонов, построек (фасадов дома, беседок, ротонды, дворов) и деревенских пейзажей.

5.   Изонить.

 Ознакомление с технологиями выполнение объемных изделий из нитей. Закрепление правил техники безопасности при работе с иглой и ножницами. Фиксирование и учёт идей и пожеланий обучающихся. Анализ выполнения изображений людей.

Практика:  Выполнение картин «Снегири на дереве», церковей, букетов, знаков зодиака, кукол, ангелочков, парусных судов, жар-птиц, изображений людей, лошади, соединение техники «изонить» и вышивки пайетками. Изготовление абстрактных объемных изделий из нитей.

6. Итоговое занятие.

Проведение итоговой аттестации. Проведение мини-мероприятия в честь самых творческих и старательных ребят и их награждение. Подведение итогов работы за учебный год и за весь период обучения в детском объединении. Награждение обучающихся.

Учебно-тематический план   курса «Мастерилка»

№

п/п

Содержание темы

Общее

количество

часов

в том числе:

теория

практика

1.

Вводное занятие

1

1

-

2.

Природные материалы

8

1

7

3.

Бросовый материал

17

4

13

4.

Работа с бумагой

16

4

12

5.

Лепка: соленое тесто и пластилин

28

6

22

6.

Итоговое занятие

2

-

2

Всего

72

16

56

Содержание программы

  1. Вводное занятие.

Ознакомление детей с правилами дорожного движения, правилами пожарной безопасности, правилами безопасности при работе с колющими и режущими инструментами.

2. Природные материалы.

Ознакомление с разными видами природных материалов и правилами их использования. Техника безопасности при работе с природными материалами.

Практика: изготовление мозаик из семян арбуза, яичной скорлупы, песка, макарон, крупы, выполнение объемных поделок из шишек и желудей.

3. Бросовый материал.

Ознакомление с разновидностями бросового материала, с инструментами и правилами техники безопасности при работе с ними, с технологиями выполнения аппликаций и объемных поделок.

Практика:  выполнение аппликаций и объемных поделок из ваты, коктейльных трубочек, губки, салфеток, веревок, деревянных палочек, пластмассовых ложек, одноразовой посуды, спичечных коробков и вышивка по пенопласту.

4. Работа с бумагой.

Ознакомление с видами и свойствами бумаги и технологиями ее использования. Техника безопасности при работе с ножницами и клеем.

Практика: выполнение различных аппликаций животных и предметов, объемных поделок в технике оригами, квиллинга.

5. Лепка: соленое тесто и пластилин.

Особенности подготовки к работе с соленым тестом и пластилином. Технологии выполнения картин и объемных изделий, способы сушки и хранения.

Практика: изготовление из соленого теста фруктов, стильных сердечек, мордашек, цветов, животных, морского пейзажа, открыток, насекомых, снеговика и азбуки; выполнение из пластилина животных, насекомых и различных картин.

Методическое обеспечение

Создание и накопление методического материала позволяет результативно использовать учебное время, учитывать индивидуальный интерес учащихся, опыт по работе с представленными выше разделами программы «Фантазия + Творчество», воспитывать самостоятельность, творческий поиск вариантов художественного выполнения изделия, осуществлять дифференцированный подход в обучении.

Для достижения результата работы требуется большая вариативность подходов и постоянного собственного творчества. Реализация обучения осуществляется за счёт проведения бесед, тестирований ребят, составлений различных диагностик, работы с родителями и выставок. В кабинете оформляется уголок, где название и его составляющие определяются совместно с ребятами детского объединения «Фантазия + творчество». Имеются журналы, книги и вырезки из различных газет, которые помогают ребятам при выборе поделок, расширяют их кругозор. Для реализации программы «Фантазия + Творчество» необходимо использовать большое количество наглядных материалов: таблиц, иллюстраций, образцов и карточек (учет возрастных особенностей).

Значительную роль мотивации творчества ребят играет организация выставок тематических и сборных. Планируется их организация непосредственно в кабинете детского объединения, в ЦРТДиЮ, Детской центральной библиотеке, а так же планируется районные и областные выставки,  что позволяет сделать срез и выявить сформировавшиеся знания и умения по пройденным темам. Такой подход, не травмируя детскую психику, позволяет сформировать положительную мотивацию их деятельности и в форме игры научить самоанализу. А применение безоценочного способа позволяет не только провести диагностику развития личностных способностей, но и повысить самооценку учащихся.

Темы образовательной программы могут изменяться в зависимости от материально-технического оснащения, отъезда детей в санаторий, эпидемии гриппа, праздничных дней и т.д.

Отставание восполняется за счёт самостоятельной работы дома, индивидуальных занятий, написания доклада, рефератов по темам и т.д.

По окончанию обучения у ребят должен быть сформирован интерес к обучению, технике и технических видам деятельности.

Завершением курса обучения является итоговая выставка, призванная показать достижения детей за год. А лучшие изделия фотографируются и отбираются для участия в городских и областных конкурсах, выставках, фестивалях.

Дидактический материал

В качестве дидактического материала используются картины, фотографии, образцы готовых изделий, мягкие игрушки и статуэтки, предназначенные для работы  с соленым тестом и пластилином, природным и бросовым материалом, для работы с бумагой – образцы готовых изделий.

Так же для работы в технике «изонить» используются схемы, чертежи, наброски.

Дидактическим материалом является учебно-методическая литература по соленому тесту, природному и бросовому материалу, изонити, распечатки с интернета, планы-конспекты занятий. На протяжении всего учебного курса происходит подборка статей из газет и журналов, конкурсных заданий и вопросов для викторин.

Кадровое обеспечение программы

На протяжении всего учебного курса, обучение ведёт один педагог, компетентный в изучаемых областях: по изготовлению изделий из природного и бросового материала, лепке из соленого теста и вышивке в технике «изонить».

Материально-техническое оснащение программы

Материалы:

Природные материалы:

Клей ПВА

Ватман

Белые листы А4

Цветная бумага

Шишки

Желуди

Соломка

Мох

Веточки

Листья

Каштаны

Яичная скорлупа

Фисташки

Рябина

Кукуруза

Крупа

Песок

Макароны

Семена дыни и арбуза

Нитки

Ракушки

Канцелярские ножи

Кисти

Краски

Баночки под воду

Пластилин

Картон белый и цветной

Ножницы

Цветные карандаши

Точилка

Бросовый материал:

Коктейльные трубочки

Фантики

Пробки

Крышки

Скотч

Нитки

Клей Момент

Спички

Спичечные коробки

Зубочистки

Вата

Стружка

Пластиковые бутылки

Пуговицы

Одноразовая посуда

Пластмассовые ложки и вилки

Баночки

Соленое тесто:

Мука

Соль

Вода

Масло

Доки для лепки

Стеки

Чеснокодавка

Формы для выпечки

Тарелка

Пищевые кравители

Гуашь

Акварель

Фартуки

Нарукавники

Изонить:

Нитки

Иголки

Картон белый и цветной

Бархатный картон

Пластик

Гвозди

Молоток

Ножницы

Линейка карандаши

Ластик

Пластилин

Работа с бумагой

Цветная бумага

Белая бумага

Гофрированная бумага

Копировальная бумага

Бархатная бумага

Приемы и методы работы с детьми

Занятия по изготовлению поделок из природных материалов требует хорошей подготовки ребят (сбор природных материалов) и хорошее освещение.

Для занятий по изготовлению поделок из соленого теста, природных и бросовых материалов требуется достаточное количество муки, воды и соли, красок, кисточек; по изонити – нитей, картона, иголок и фантазия детей с непосредственной помощью взрослых (родителей, руководителей кружков).

Учебной программы осуществляется за счёт практических занятий, а так же  проводятся экскурсии, беседы, срезы знаний, выставки, походов, которые необходимы для скрепления коллектива и сбора природного материала и некоторые другие формы обучения.

Занятия-беседы планируются на различную тему: о жизни, о природе, эстетике и этике, о знаменитых мастерах.

На занятиях-выставках ребята собирают все свои лучшие работы и защищают их перед остальными каким-либо стихотворением или песней, сказкой или объяснением.

Обучающиеся с интересом участвуют в соревнованиях, совершенствуют свои способности и растут творчески.

Каждый ребенок работает в своем темпе, учитывая это, педагог может несколько раз повторить теоретический материал, так же он организует комфортную творческую атмосферу в кабинете для возникновения у ребят отношений сотрудничества и взаимопомощи.

Методы организации учебно-воспитательного процесса

Выбор методов и форм для реализации данной программы обучения определяется:

- поставленными целями, задачами занятий;

- выбор задач и содержания обучения в зависимости от склонностей, направленности и возможностей личности каждого ребёнка.

Основные методы работы:

На первом году обучения для детей курса «Фантазия и творчество» педагог знакомит обучающихся с такими видами деятельности, как: изготовление изделий из природного и бросового материалов, лепка из соленого теста, вышивка в технике «изонить», используя в основном методы стимулирования и мотивации поведения, формирования сознания (словесные методы): рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, метод примера, игровые и наглядные методы работы. Главным на этом этапе становится для педагога – это заинтересованность ребенка. На этом году обучающиеся выполняют изделия по образцу, т.е. использование репродуктивного метода.

На втором году обучения добавляется метод оценки и самооценки обучающихся. Обучающиеся учатся анализировать свои и чужие работы, выделяя как минусы, так и плюсы. На этом этапе педагог предоставляет возможность самостоятельно ребенку выбрать изделие, которое он хочет выполнить, частично вносить творческие изменение в свои работы (частично-поисковый метод: обучающиеся совместно с педагогом проводят поиск новых решений).

На третьем году обучения появляются поисковые и творческие методы. Обучающиеся самостоятельно проделывают всю творческую работу, используя учебную литературу, интернет и подсказки педагога. Они самостоятельно чертят схемы для вышивки в технике «изонить», подбирают инструменты для изготовления поделок из природного и бросового материала, проектируют картины и объемные поделки из соленого теста.

На протяжении всего курса обучения использовались методы контроля: устные, практические задания.

Для детей курса «Мастерилка» используются  наглядные, словесные и практические методы.

Программа построена на  принципах:

Прочности – успешное усвоение знаний происходит, если учащийся проявляет познавательную активность. Теоретический материал на занятиях излагается в форме бесед. Ребята ведут записи, в которых педагог структурирует и обобщает материал, выделяет главное.

Доступности – при изложении материала учитываются возрастные особенности детей, один и тот же материал по-разному преподаётся, в зависимости от возраста и субъективного опыта детей. Материал располагается от простого к более сложному, используется экспонентный способ обучения. Ребята, занимающиеся в коллективе второй год, совершенствуют свои знания и умения. Если в первый год обучения ими создаются изделия при непосредственном участии педагога, то в дальнейшем педагог выступает в роли консультанта и советчика.

Наглядности – органы зрения пропускают почти в 5 раз больше информации в мозг, чем органы слуха, поэтому на занятиях используются в качестве наглядного материала плакаты, схемы, иллюстрации из журналов и книг, образцы изделий.

Сознательности и активности – для активизации деятельности детей используются такие формы обучения, как занятия – игры, мини-выставки, викторины и т. д. Всё это пробуждает интерес к обучению, а игра является прекрасной мотивацией получения знаний.

Принцип взаимодействия с другими видами образовательных учреждений.

Обновление содержания образования на основе вышеназванных принципов позволит:

  • создать соответствующие современным требованиям условия для полноценного образовательного процесса и содержательного досуга;
  • содействовать развитию мотивации личности к познанию и творчеству, профессиональному самоопределению, формированию культуры общения, поведения в социуме и навыков здорового образа жизни у детей и подростков;
  • развить художественно-эстетический вкус детей и подростков;
  • сформировать гуманистическую, культурологическую направленность образовательной деятельности.

Психологическое обеспечение программы

1. Учёт пожеланий ребят и их родителей в выборе тематики и методов обучения.

2. Беседы с родителями для более глубокого понимания некоторых психологических аспектов поведения учеников.

3. Привлечение родителей для участия в массовых мероприятиях кружка.

4. Стимулирование творческой деятельности творческого воображения детей.

5. Создание доброжелательной атмосферы на уроках, комфортной для учеников.

6. Формирования учебного процесса с учётом разного психологического уровня ребят.

7. Использование в течение года анонимных анкет для определения удовлетворённости учеников занятиями;

   8. Применение групповых и массовых форм обучения;

 9. Побуждение творческого воображения учащихся к практической деятельности.

Для определения результативности обучения детей в ЦРТДиЮ планируются следующие типы психологических методик:

10. Методика для диагностики самооценки ребёнка. По заранее заданным параметрам можно получить самооценочные сведения о развитии у ребёнка качеств, связанных  с воспитанностью (нравственное, гражданское, физическое, духовное воспитание).

11. Тест «Незаконченные предложения» используется для выявления проблем в социализации личности ребёнка и планировании мер педагогической поддержки.

Списки литературы

Список рекомендуемой литературы для педагога

1. Е.Ф.Черенкова  Развивающие игры с пальчиками. - М.: РИПОЛ Классик ДОМ ХХI век, 2009. – 186с. – («Азбука рвзвития»).

2. Ковалько В.И. Азбука физминуток. - М.: ВАКО, 2006. – 176с.

3.Конышева Н.М. Наш рукотворный мир. – М.: Ассоциация XXI в; АО «Московские учебники и Картолитография», 2000.- 160с.; ил.

4. Конышева Н.М. Чудесная мастерская. - М.: Ассоциация ХХI век, 2000. – 160с.

5. Конышева Н.М. «Секреты мастеров»,  - М.: Ассоциация ХХI век, 2000. – 128с.

6. Программа общеобразовательных учреждений Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства, - М.: «Просвещение», 1996г.

7. Геронимус Т.М. Методические рекомендации к планированию занятий, - М.: Новая школа, 1994. – 192с.

8. Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала. – М. «Просвещение», 1991г.

Список рекомендуемой литературы для обучающихся

1.  Антипова  М. Соленое тесто, - ИД «Владис», РИПОЛ Классик, 2008г.

2. Бедина М.В. Поделки из природных материалов. – Харьков; Белгород: Издательство Клуб семейного досуга, 2011. – 64с.

3. Бурундукова Л.И. Волшебная изонить, М. «АСТ-ПРЕСС», 2008г.

4. Гельмольд С. Украшения стола и аксессуары для дома. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 224с.

5. Дубровская Н.В. Аппликации из природных материалов, Санкт-Петербург «Сова», 2008г.

6. Жадько Е.Г., Давыдова Л.М. «Поделки и аксессуары из соленого теста», - Ростов н/Д: Феникс, 2006г.

7. Зайцева А.А. Бумажное кружево. – М.: Эксмо, 2010. – 64с.

8. Зимина Н.В. Шедевры из соленого теста. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2010. – 192с.

9. Кабаченко С. Поделки из спичек – М.: Эксмо, 2009. – 64с.: ил. – (Азбука рукоделия. Вместе с детьми).

10. Капранова Е.Г. Поделки из природных материалов. – М.: АСТ: Астрель, 2011. – 160с.

11. Перевертень Г.И. Самоделки из разных материалов, - М. «Просвещение», 1985г.

12. Рубцова Е.С. Поделки из соленого теста для начинающих. – Ростов н/Д : Владис; М.: РИПОЛ классик, 2011. – 64с.

13. Силаева К.,Михайлова И. «Соленое тесто». Большая книга поделок /М.; Издательство Эксмо, 2004.- 224с., ил.

14. Фрейдман О. Пластилиновые фигурки животных. – М.: Эксмо; Донецк: СКИФ, 2009. – 64с.

15. Хворостухина С.А. Оригинальные поделки для дома. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2009. – 224с.: цв. вкл. 16с.

16. Хоффман П. Поделки из коктейльных трубочек. – М.: Издательство АРТ-РОДНИК, 2007. -32с.

17. Чибрикова О.В. Азбука соленого теста. – М.: Эксмо, 2009.- 144с.: ил. – (Азбука рукоделия).

18.  Шульце В. Зверушки из пробок. – М.: Издательство АРТ-РОДНИК, 2007. – 32с.

Приложения

Приложение 1

Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе

Содержание:

1) № п/п

2) Список обучающихся

3) Оценка ЗУНов у обучающихся в начале учебного года (по 10-ти бальной системе.)

4) Теоретические знания по основным разделам программы.

Критерии: соответствие теоретическим знаниям ребенка программным требованиям.

Степень выраженности оцениваемого качества:

- 1 балл (минимальный уровень) – ребенок овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренной программой.

- 5 баллов (средний уровень) – объем усвоенных знаний составляет более ½.

- 10 баллов (максимальный уровень) – освоил практически весь объем знаний. Предусмотренный программой за конкретный период.

5)

Практическая подготовка ребенка

№п/п

Показатели

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Методы диагностики

Практические умения и навыки, предусмотренные программой

Соответсвие практических умений и навыков программным требованиям

1 балл (минимальный уровень);

5 баллов (средний уровень);

10 баллов (максимальный уровень)

Контрольное задание

Творческие навыки

Креативность в выполнении практических заданий

1 балл (начальный уровень) развития креативности – ребенок в состоянии выполнить лишь простейшие практические задания педагога;

 5 баллов (репродуктивный уровень) – работа по образцу;

10 баллов (творческий уровень) – выполнение заданий с элементами творчества.

Практическая работа, наблюдение

6) Общеучебные умения и навыки ребенка:

Учебно-интелектуальные умения

№п/п

Показатели

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Методы диагностики

1.

Учебно-коммуникативные умения

Самостоятельность в подборе и анализе в своей работе (литературе)

1 балл (минимальный уровень) – есть затруднения;

5 баллов (средний уровень) – работа проходит вместе с педагогом или родителями;

10 баллов (максимальный уровень) – самостоятельная работа

Анализ, проектная деятельность, наблюдения

2.

Умения слушать и слышать педагога

Адекватность восприятия информации, идущей от педагога

3.

Умение выступать перед аудиторией

Свобода владения и подачи обучающимися подготовленной информации

Учебно-организационные умения и навыки

1.

Умение организовать свое рабочее место

Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой

Степень выраженности оцениваемого качества

Методы диагностики

Анализ, проектная деятельность, наблюдения

2.

Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности

Соответствие реальных навыков правил безопасности программным требованиям

1 балл (минимальный уровень) – ребенок овладел менее чем на ½ объема навыков соблюдения правил безопасности, предусмотренной программой;

5 баллов (средний уровень) – объем усвоенных навыков составляет  больше ½;

10 баллов (максимальный уровень) – ребенок освоил практически весь материал

3.

Умение хорошо и актуально выполнять работу

Аккуратность и ответственность в работе

удовлетворительно

хорошо

отлично

Анализ, наблюдения, практические задания, опрос

Приложение 2

Диагностика воспитанности обучающихся детского объединения

Название детского объединения __________________________Педагог _______________________

Фамилия, имя ребенка__________________________ Возраст ________Год обучения____________

Направления

воспитания

Критерии

воспитанности

Параметры оценки воспитанности

Оценка воспитанности обучающихся

Начало

учебного года

Середина

учебного

года

Конец

учебного

года

П

Р

О

Ф

Е

С

С

И

О

Н

А

Л

Ь

Н

А

  Я

Этика и эстетика выполнения работы и представления ее результатов

Старается полностью завершить каждую работу, использовать необходимые дополнения

Стремится придать каждой работе гармоничность по цвету и форме

Старается придать каждой работе содержательную направленность

Культура организации своей деятельности

Правильно и аккуратно организует рабочее место

Аккуратен в выполнении практической работы

Четко выполняет каждое задание педагога

Терпелив и работоспособен

Уважительное отношение к профессиональной деятельности других

При высказывании критических замечаний в адрес чужой работы стареется быть объективным

Подчеркивает положительное в чужой работе

Высказывает пожелания по улучшению работы

Адекватность восприятия профессиональной оценки своей деятельности и ее результатов

Стремится исправить указанные ошибки

Прислушивается к советам педагога и сверстников

Воспринимает профессиональные замечания как пожелания к совершенствованию работы

Знание и выполнение профессионально-этических норм

Доброжелателен в оценках работы других

Стремится к помощи в работе другим

Стремится к профессиональной оценке работы других

Понимание значимости своей деятельности как части процесса развития культуры

Украшает своими работами свой внешний вид и быт

Стремиться подарить свои работы другим (чтобы принести радость)

Проявляет творческий подход в работе

С

О

Ц

И

А

Л

Ь

Н

А

Я

Коллективная ответственность

Проявляет активность и заинтересованность при участии в массовых мероприятиях (выставках, конкурсах, итоговых занятиях)

Предлагает помощь в организации и проведении массовых мероприятий учебного характера

Участвует в выполнении коллективных работ

Старается справедливо распределить свою часть коллективной работы

Умение взаимодействовать с другими членами коллектива

Неконфликтен

Не мешает другим детям на занятиях

Предлагает свою помощь другим детям

Не требует излишнего внимания от педагога

Толерантность

Не насмехается над недостатками других

Доброжелателен к детям других национальностей

Активность и желание участвовать в делах детского коллектива

Стремится участвовать во вне учебных мероприятиях (праздниках, экскурсиях)

Выполняет общественные поручения

Проявляет инициативу в организации и проведении массовых форм, инициирует идеи

Стремление к самореализации социально адекватными способами

Стремление передать свой интерес к занятиям и опыт другим

Проявляет удовлетворение своей деятельностью

С желанием показывает другим результаты своей работы

Соблюдение нравственно-этических норм

Соблюдение правил этикета

Развита общая культура речи

Проявляет общую культуру оформления своей внешности (аккуратность в одежде и прическе)

Выполняет правила поведения на занятиях кружка

0 – не проявляется, 1 – слабо проявляется, 2 – проявляется на среднем уровне, 3- высокий уровень проявления


Поделиться:

Подарок

А теперь — мультфильм

Карандаши в пакете

Всему свой срок

Что такое музыка?