• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

«Выявление традиций и особенностей быта Древней Руси в сказках А.С. Пушкина»

Опубликовано Борисова Елена Геннадьевна вкл 12.03.2016 - 15:00
Автор: 
Горланова Алёна

Сказки А.С. Пушкина  источник народных традиций и особенностей быта русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorlanova_alyona.docx388.72 КБ

Предварительный просмотр:

XVII ГОРОДСКАЯ МЕЖШКОЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ»

Секция «Культурология»

Тема: «Выявление традиций и особенностей быта Древней Руси

в сказках А.С. Пушкина»

Выполнила: Горланова Алёна

ученица 1-Б класса

МБОУ Школа №156

Красноглинского района

Научный руководитель:

Борисова Елена Геннадьевна

учитель начальных классов

Самара, 2016г.


Оглавление

             Введение…………………………………………………………….3

          I.Основная часть………………………………………………………4-8

              1. «Что за прелесть эти сказки!»…………………………………..4-6

  2. Сказки А.С. Пушкина…………………………………………...6-8                  

 II. Практическая часть. Традиции и быт  Древней Руси,

          описанные  в пушкинских сказках...…………………………...8-12

          III. Заключение  ………………………………………………………12

          IV.Список использованной литературы…………………………….13


Введение

       Сказки Пушкина входят в нашу жизнь очень рано. Что же привлекает нас в них? Фантастическое и необычное содержание, загадочные герои, их приключения. А ещё я люблю сказки А. С. Пушкина, потому что они добрые и мудрые. В них выражены народные представления о добре и зле, о красоте и уродстве. Так, злой волшебник Черномор из сказочной поэмы «Руслан и Людмила» уродлив. Это карлик с огромной бородой. От него так и ждёшь всяких козней. А бывает, что человек и красив, но внешняя красота не всегда совпадает с красотой душевной. Это мы видим на примере злой царицы из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях». Лицо у неё белое, а вот душа чёрная.

       Выбранная мною тема  актуальна тем, что, несмотря на волшебство и чудеса   пушкинских сказок, в них можно найти и много вещей, связанных с реальным миром. В сказках Пушкина мы встречаем особенности жизни  Древней Руси и Древнерусской культуры. Нравы и традиции, о которых пишет автор в своих сказках,   не выдуманы. Если детальней всмотреться в описание героев и события сказок, то они могут многое нам поведать о реальной жизни людей в Древней Руси.

Цель: - найти реальные черты жизни и быта Древней Руси в сказках А.С. Пушкина.

Задачи:

-  прочитать сказки А.С. Пушкина, рассмотреть их особенности;

-  собрать информацию по теме;

-  оформить таблицу;

-   сделать вывод.

Гипотеза:  Сказки А.С. Пушкина  источник народных традиций и особенностей быта русского народа.

I. Основная часть

1. «Что за прелесть эти сказки!»

C:\Users\я\Desktop\наука Алена\с русалками.jpg

Слово "сказка" как название повествовательного жанра, появилось не ранее 17 века. Прежде употреблялось слово "баснь". Старинные басни, были близки к мифическим "баянам", то есть к мифам, отражавшим древние ритуалы, обычаи, обряды. [2] 

Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях. 

Какие виды сказок бывают?

В отдельный вид стоит выделить сказки о животных. Животные, встречающиеся в сказках, представлены не как типичные животные, а как особенные животные, наделенные человеческими чертами. Они живут, общаются и ведут себя как настоящие люди.

Второй вид – волшебные сказки. Основная характерная черта волшебной сказки - это волшебный, фантастический мир, в котором живут главные герои. В волшебных сказках всегда есть борьба добра и зла, борьба за любовь и правду. Обязательно должен присутствовать отрицательный герой, который в финале будет повержен. Пушкинские сказки относят к разновидности волшебных сказок.

И, наконец, существуют так называемые бытовые сказки.   В бытовых сказках автор высмеивает негативные человеческие качества. В них высмеиваются отрицательные качества богачей и гордых  людей, в то время как представители народа воплощают в себе положительные черты. Бытовые сказки показывают, что главное – не деньги и сила, а доброта, честность и ум. 

 Также сказки делят на авторские и народные. Уже из названий понятно, что авторские – сказки, которые были написаны конкретным известным писателем-сказочником, а народные – те, которые не имеют одного автора.  В основном писатели используют доступные народные сказочные сюжеты, мотивы или создают свои собственные авторские сказки, наполняя их новыми вымышленными  героями.

Народные сказки передаются из уст в уста, из поколения в поколение, и первоначальный автор никому не известен. Читая народные сказки, мы узнаём информацию о быте, обычаях и иногда даже историю народа. Каждый народ придумал огромное количество поучительных историй для взрослых и детей, передавая свой опыт и мудрость следующим поколениям.[3]

Но все же, сказки, прежде всего, остаются сказками. С их необыкновенными волшебными приключениями, с необычными персонажами и верой в чудеса. Всё это мы сможем найти в тех самых сказках, которые окружали нас в детстве.


2. Сказки А.С. Пушкина C:\Users\я\Desktop\наука Алена\пушкин.php

Пушкин не мог не написать свои сказки: то, что с детства запало в сердце поэта, рано или поздно должно  было отозваться.

С русской культурой и историей он начал знакомство благодаря няне, Арине Родионовне, и бабушке, Марии Алексеевне. Они оказали благотворное воспитание на развитие юного Пушкина. Они ознакомили его с устным народным творчеством. «Пушкинская сказка – прямая наследница народной», утверждал детский писатель С.Я. Маршак.

Имя – Арина Родионовна – известно любому читателю. Она не была обучена грамоте. Её руки привычны были к веретену, а не к перу. Это была «старушка бедная» с богатой душой, первая муза поэта, «наперсница волшебной старины». Арину Родионовну взяли няней к Пушкиным, и с тех пор вся её жизнь была связана с жизнью и судьбой Александра Сергеевича. К своей няне Пушкин испытывал особую привязанность. Она знала великое множество  русских народных песен, сказок и была замечательной рассказчицей. Сказки, которые рассказывала ему в детстве няня,  стали предвестниками пушкинских сказок. Он хорошо запоминал их сюжеты и перекладывал их в стихи. Сказки завораживали, поражали мальчика своим таинственным миром. Он слушал незабываемый голос няни и в его голове рождались строки его первых сказок.

 Пушкина тянуло к русской истории и культуре, к ее корням. Его манила и влекла мудрость русского народа.  Интерес А.С. Пушкина к народному творчеству, к народной сказке, песне, пословице особенно усиливается во время  его жизни в Михайловском селе. Куда  его направляют летом 1824 года после отставки по службе. Там он  с глубоким сочувствием и интересом стал изучать народные нравы, обычаи и поверья.

Известно, что там Пушкин просил свою няню Арину Родионовну рассказывать ему сказки: «Вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма», пишет Пушкин своему брату Льву. [4]

В то время в деревне можно было услышать множество чудесных песен -  свадебных и похоронных,  грустных и веселых,  хороводных и колыбельных,  богатырских и «божественных». Рассказывалось множество интереснейших сказок, повторялось громадное количество поэтических загадок, пословиц и поговорок. Все это сочинялось народом, крестьянскими поэтами, которые грамоты не знали, своих рассказов, стихов и песен не записывали, а рассказывали и пели их, передавая друг другу с голоса. Пушкин не мог наслушаться всей этой чудесной поэзии. Он приглашал к себе простолюдинов, знающих много песен и сказок, и записывал то, что слышал от них.

С 1830 по 1834 г. Пушкиным было написано пять народных сказок в стихах, а одна («О медведихе») осталась незаконченной.

Пушкинские сказки особенные. У него всегда динамичный сюжет, необычные ситуации и события, сцены, полные чудес и роскоши. И так как каждая деталь в них естественна, реальна, тесно связана с жизнью или взята из мира, окружающего читателя, то читать и понимать их очень просто. 

Многие герои сказок Пушкина ведут себя как люди из трудовой, крестьянской среды. Так,  например,  в сказке о «Мёртвой царевне» девушка не чуждается простого физического труда: печку затопить, дом прибрать. Такая простота в отношении к труду помогает воспитывать уважение к работе.

 В своей работе мы проанализировали  четыре сказки Пушкина:  «Сказка о царе Салтане» (1831г), «Сказка о попе и работнике его Балде» (1831г), «Сказка о рыбаке и рыбке» (1833г), «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (1833г). [1]


II. Практическая часть

Традиции и быт в Древней Руси

Названия сказок А.С.Пушкина

«Сказка о царе Салтане»

«Сказка о попе и работнике его Балде»

«Сказка о рыбаке и рыбке»

«Сказка о мертвой царевне».

Древнерусские жилища

 Князья и бояре жили в  хоромах,

зажиточные горожане - в срубах, а крестьяне – в землянках.

«Царь Салтан сидит в палате …».

«Все в том острове богаты, изоб нет, везде палаты».

«Поживи ка на моём подворье…»

«Живёт Балда в поповом доме, спит себе на соломе…»

«Они жили в ветхой землянке…»

«Что ж он видит: Высокий терем…».

«Перед ним изба со светелкой, с  кирпичною белою трубой, с дубовыми тесовыми воротами…»

«Но невеста молодая, до зари в лесу блуждая, между тем все шла, да шла и на терем набрела…»; «Ей навстречу пес залаял…»; «И царевна очутилась в светлой горнице; кругом лавки, крытые ковром, под святыми стол дубовый, печь с лежанкой  изразцовой…»

«Закатилися глаза, и она под образа головой на лавку пала…».

Одежда

«Видит, весь сияя в злате, царь Салтан сидит в палате на престоле и в венце, с грустной думой на лице…».  

«В дорогой собольей душегрейке, парчовая на маковке кичка, жемчуги огрузили шею, на руках золотые перстни, на ногах красные сапожки»

Архитектура

 «Видит город он (Гвидон) большой, стены с частыми зубцами, и за белыми стенами блещут маковки церквей и святых монастырей..»

«А теперь стоит на нем новый город со дворцом, с златоглавыми церквами, с теремами и садами, а сидит в нем князь Гвидон, он прислал тебе поклон..».  

«Город новый златоглавый»

«Пристань с крепкою заставой. Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят».

Женские и мужские занятия на Руси

«Кабы я была царица…Я б на весь бы мир одна наткала б я полотна…»; «Кабы я была царица…Я б на весь крещеный мир приготовила бы пир..»; «Будь одна из вас ткачиха, а другая повариха…».

«Мы объехали весь свет». Пушкин конкретно описывает, чем торговали купцы: «Торговали соболями, черно-бурыми лисами…»;

«Торговали мы конями, всё донскими жеребцами»; «Торговали мы булатом, чистым серебром и златом».

На острове Буяне охраняют и «обходят дозором» «тридцать три богатыря в чешуе как жар горя».

«Лошадь запряжет, полосу вспашет, печь затопит, все заготовит, закупит..»

Поп ему в ответ: «Нужен мне работник: повар, конюх и плотник.»

«Старик ловил неводом рыбу».

«Старуха пряла свою пряжу».

«Дружною толпою выезжают погулять, серых уток пострелять».

 «Раз царевна молодая, милых братьев поджидая, пряла , сидя под окном…»; ««Приберет и приготовит…»

«Иль башку с широких плеч у татарина отсечь или вытравить из леса  Пятигорского черкеса…».


III. Заключение

 Несмотря на то, что сказки А.С. Пушкина наполнены волшебством и сказочными превращениями, в них мы нашли основу древнего русского предания.

 Мы выяснили, где жили, как одевались и чем занимались люди в Древнерусском государстве.  В наши дни вряд ли можно услышать и записать нечто подобное в вымирающих деревнях. Историческая память нашего народа угасает с каждым годом. И пушкинские сказки оживляют её, возрождают гордость за родное прошлое.

Таким образом, мы достигли поставленной цели и выяснили, что сказки А.С.Пушкина   самый доступный и достоверный источник для изучения народной культуры.

Пушкин создал  замечательные сказки, «пропитанные русским духом». Сказки не похожи друг на друга, среди них есть и грустные, и весёлые, и таинственные и даже чуточку страшные, но все они без исключения добрые и поучительные. «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».


IV. Список использованной литературы

1. Пушкин и фольклор // Временник Пушкинской комиссии. Азадовский М.К. № 3. – М.-Л., 1937.  С. 154.

2. Этимологический словарь русского языка. - М.: Прогресс М. Р. Фасмер 1964-1973. С.275

3. Учебник Литературное чтение 1 часть Л.Ф. Климанова, Л. А. Виноградская В.Г. Горецкий. С.102

4. А.С. Пушкин. 1837-1937. Сборник статей и материалов. Саратовское Областное издательство. Саратов 1937. Л.А.Фин.

1824 г. ноябрь, письмо №105, том 1 под ред. Модзалевского. Письмо брату.

5. Пушкин А.С. Сочинения в трёх томах. Т. III. – М., 1986. – С. 467.

 


  





Поделиться:

Сладость для сердца

«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей

Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")

Отчего синичка развеселилась

Вода может клеить?