• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа учащегося 1 класса

Опубликовано Баранова Алёна Сергеевна вкл 13.06.2016 - 13:27
Баранова Алёна Сергеевна
Автор: 
Миронова Ксения

"История возникновения глиняной игрушки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mironova_ksyusha.docx25.02 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Мариинского района

МАНОУ «Гимназия № 2»

«Русская глиняная игрушка»

Работа на краеведческую конференцию «Моя малая Родина»

Номинация: Я познаю мир

Миронова Ксения Владимировна,

ученица 1 «Г» класса, 8 лет

МАНОУ «Гимназия №2», г. Мариинск

Домашний адрес: ул. Кирова, 8

Руководитель: Баранова Алёна Сергеевна,

(89505759788)

учитель начальных классов

МАНОУ «Гимназия №2», г. Мариинск

Адрес: г. Мариинск, ул. Ленина, 34

Мариинск , 2016г

Содержание

  1. Ведение……………………………………………………………………...2
  2. История глиняной игрушки…………………………………………..…...2
  3. Процесс изготовления глиняной игрушки…………………………….….3
  4. Глиняные игрушки в городе Мариинске………………………………..4
  5. Заключение…………………………………………………………………4
  6. Список литературы………………………………...………………………4

Я, Миронова Ксюша, ученица 1 класса «Гимназии №2». В школе на уроке изобразительного искусства наша учительница рассказала  нам о глиняных игрушках.  На уроке мы с помощью акварельных красок придумывали для каждой игрушки – раскраски узор.  Глиняная игрушка вызвала у меня немало вопросов.

В наше время многие ребята любят играть в компьютерные игры, смотреть телевизор, и мало интересуются теми занятиями , которыми увлекались наши предки много-много лет назад. Например – это лепка и роспись глиняных игрушек. Проводя наблюдение, я отметила, что ребята нашего класса  хорошо знакомы с пластилином и умеют из него лепить, а вот лепка предметов из глины у нас ещё не очень получается.

Мы поставили перед собой цель: научиться лепить из глины и расписывать  фигурки животных и барышень.

Мы предположили, что  глиняная  игрушка является важным элементом культуры русского народа.

Мы составили план работы:

  1. Узнать  роль глиняной игрушки для русского народа.
  2. Познакомиться и изучить технику лепки из глины и росписи глиняной  игрушки.
  3. Научиться лепить из глины игрушки.
  4. Научиться расписывать глиняные игрушки.

История глиняной игрушки

Я узнала, что глиняная игрушка – особый вид народного творчества. Она не всегда предназначалась только для игры, а чаще всего была предметом украшения. Глиняную игрушку на Руси делали с незапамятных времён почти везде, где были залежи глины. Мужчины – гончары делали посуду, а женщины и дети лепили и расписывали игрушки.
Глиняные игрушки были самым ярким украшением ярмарок (в конце зимы-начале весны), на которых проходило праздничное народное гулянье с озорным и весёлым названием –
Свистунья. На этом празднике на разные голоса звенел пересвист глиняных свистулек, и бросали друг в друга расписные глиняные шары. Названия глиняных игрушек происходили от названия деревни или города, где их лепили. Со временем сложились центры глиняной игрушки со своими особенностями лепки и росписи.
Игрушки этих центров неповторимы, их нельзя спутать друг с другом.
Особенно стали известны глиняные игрушки из с.Дымково (Вятская обл.), Филимоново (Тульская обл.) и Абашево (Пензенская обл.).

Глиняные игрушки также  имели таинственный смысл: оберегали от злых духов, призывали добрых богов послать большой урожай, защитить, уберечь от несчастья.

По форме игрушки довольно разные. Это вылепленные из глины фигурки животных: медведи, лошади, петухи, фигурки кавалеров и барышень.

Игрушку лепили и расписывали строго по правилам. Основной элемент росписи – геометрические узоры, круги, полоски, волнистые линии, точки, круглые пятна. Цвет  росписи  игрушек радостный, яркий – красный, зелёный, жёлтый, синий, малиновый, голубой.

Роспись игрушки начинают после обжига и забеливания с самой светлой краски, затем более тёмным цветом. Также важно знать значение цвета. Зелёный цвет связан с понятием чистоты, правды и добра. Чёрный говорит о горе, неправде, зле. Красный цвет не только символ огня, но и красоты, силы, здоровья. Голубой – цвет неба.

Я узнала, что все геометрические узоры, линии, квадраты обозначали явления природы: волнистая линия – воду и дождь; круг с вписанным крестом – солнце; ромб- пашню.

Процесс изготовления глиняной игрушки.

Практическая часть.

  1. Для лепки своей игрушки мы взяли обычную глину, которую мама купила в магазине.
  2. Фигурки я лепила по частям, а следы лепки сглаживала влажной тряпкой, чтобы поверхность игрушки стала ровной. После просушки игрушку обжигала в духовом шкафу.
  3. Я узнала, что перед росписью игрушку необходимо забелить и дать высохнуть.
  4. Я взяла белую игрушку. Узоры рисовала кистью. Игрушка расписывалась постепенно, начиная с крупных деталей и заканчивая мелкими, так легче.

Глиняные игрушки в городе Мариинске

В нашем городе – есть тоже удивительное место, где можно приобрести глиняную игрушку.  На улице «50 лет Октября» в магазине «Сувениры» знаменитая мастерица Яна Михайлова с радостью расскажет  детям о народной кукле, о славянских праздниках, глиняных игрушках и свистульках и о других куклах собранных в разных городах.   

Заключение

В результате проделанной работы я научилась лепить любимые игрушки из глины  и украшать их росписью. Я считаю, что любой человек  должен гордиться своей Родиной, он должен знать ее историю, интересоваться родной культурой. Мы познакомились  с маленьким кусочком родной культуры в виде русской народной глиняной игрушки.

Каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима. С радостью и восхищением мы любуемся весёлой и озорной глиняной игрушкой.

Список литературы.

  1. Богуславская И.Я. «Русская глиняная игрушка»
  2. Детская энциклопедия
  3. Ресурсы интернета: ru.wikipedia.org , Dymkovo.com .


Поделиться:

Философские стихи Кристины Россетти

Растрёпанный воробей

Два Мороза

Сила слова

Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью