В жизни каждого человека была школа. Каждая школа имеет свою историю. Я очень люблю свою школу, своих друзей и учителей. За годы обучения в школе я помню каждый урок, каждый праздник. Мы участвуем в разных фестивалях и проводим много конкурсов. Жизнь современных школьников проходит без особых тревог и забот. Но история нашей школы помнит и страшные страницы военных лет. Приходили в село похоронки с фронтов войны, плакали дети. Всё детство было омрачено теми трагическими событиями. Приходилось голодать, работа была не по плечу. А школа продолжала работать, и ребятишки учились. Кто же в то время был учителем? Кто из учителей школы защищал страну от фашистских захватчиков? Эти вопросы заинтересовали меня, что и послужило основанием для выбора темы: «Учителя нашей школы – участники Великой Отечественной войны».
Вложение | Размер |
---|---|
uchitelya_-_uchastniki_voyny.docx | 42.83 КБ |
uchitelya-_uchastniki_voyny._prilozheniya.part1_.rar | 3 МБ |
uchitelya-_uchastniki_voyny._prilozheniya.part2_.rar | 368.95 КБ |
МОУ СОШ с. Тарбагатай Петровск – Забайкальского района
Забайкальского края.
Научно-практическая конференция «Шаг в науку»
Секция: Краеведение.
Тема: Учителя нашей школы – участники войны.
Линейцева Диана Николаевна, ученица 7 класса
МОУ СОШ с.Тарбагатай Петровск-Забайкальского
района Забайкальского края.
Научный руководитель: Шекунова Ирина
Дмитриевна, учитель русского языка высшей
квалификационной категории МОУ СОШ
с. Тарбагатай.
2017г.
Содержание……………………………………………………………………………...2
II.Аннотация……………………………………………………………………………4
III. План исследования…………………………………………………………………5
IV. Научная статья. Учителя нашей школы - участники Великой Отечественной войны…………………………………………………………………………………… 6
Глава 1. Всё по законам военного времени…………………………………………..
Глава 2. Мы это должны помнить и знать…………………………………………… 9
VII.Приложения………………………………………………………………………13
I .- Моя школа.
II.- Автобиография Крылеповой Н.Б.
III.- Ученики военного времени.
IV.- Учителя военного времени.
V.- Воспоминания выпускника школы.
VI.-Акета.
VII.- Бессмертный полк.
Исследовательская работа по краеведению
«Учителя нашей школы – участники Великой Отечественной войны»
Работа ученицы 7 класса
МОУ СОШ с. Тарбагатай
Линейцевой Дианы Николаевны.
Научный руководитель: учитель русского языка и литературы
высшей категории 14 разряд МОУ СОШ с. Тарбагатай
Шекунова Ирина Дмитриевна
Краткая аннотация
В жизни каждого человека была школа. Каждая школа имеет свою историю. Я очень люблю свою школу, своих друзей и учителей [прил. I]. За годы обучения в школе я помню каждый урок, каждый праздник. Мы участвуем в разных фестивалях и проводим много конкурсов. Жизнь современных школьников проходит без особых тревог и забот. Но история нашей школы помнит и страшные страницы военных лет. Приходили в село похоронки с фронтов войны, плакали дети. Всё детство было омрачено теми трагическими событиями. Приходилось голодать, работа была не по плечу. А школа продолжала работать, и ребятишки учились. Кто же в то время был учителем? Кто из учителей школы защищал страну от фашистских захватчиков? Эти вопросы заинтересовали меня, что и послужило основанием для выбора темы: «Учителя нашей школы – участники Великой Отечественной войны».
Проблема отношения к истории школы заинтересовала меня, поэтому я выбрала такую тему исследовательской работы.
Исследовательская работа по краеведению
«Учителя нашей школы – участники Великой Отечественной войны»
Работа ученицы 7 класса
МОУ СОШ с. Тарбагатай
Линейцевой Дианы Николаевны
Научный руководитель: учитель русского языка и литературы
высшей категории 14 разряд МОУ СОШ с. Тарбагатай
Шекунова Ирина Дмитриевна
Аннотация
В этом году я стала посещать школьный музей, и мне предложили подготовить лекцию об истории школы. Сейчас я готовлюсь к экскурсии младших школьников. Я с интересом стала изучать экспонаты музея, больше всего меня заинтересовал материал с военных сайтов. В нашем школьном музее есть данные о погибших и вернувшихся с полей сражений жителей села. Эта информация новая, её ещё изучаем. После знакомства с этими книгами я и заинтересовалась историей школы, поэтому выдвинула гипотезу: если я изучу эту тему, то я лучше узнаю историю своей школы.
Цель: Узнать, кто из учителей школы воевал на фронтах Великой Отечественной войны и исследовать их боевой путь.
2. В ходе исследования были поставлены задачи:
1.Изучить, как жила школа в военное время.
2.Познакомиться, на каких военных сайтах можно найти информацию об учителях нашей школы и изучить данные о них.
3.Исследовать, как школа сохраняет память об учителях военного времени.
4. Выяснить, что знают школьники, односельчане об учителях-участниках боевых действий.
В перспективе эту работу можно развить по разным направлениям:
1. Первоклассники 1941 года.
2. Выпускной вечер 1941 года и др.
Исследовательская работа по краеведению
«Учителя нашей школы – участники Великой Отечественной войны»
Работа ученицы 7 класса
МОУ СОШ с. Тарбагатай
Линейцевой Дианы Николаевны
Научный руководитель: учитель русского языка и литературы
высшей категории 14 разряд МОУ СОШ с. Тарбагатай
Шекунова Ирина Дмитриевна
План исследования
Исследование велось по следующему плану:
1.Составление временного графика для основных этапов работы;
2. Определение конкретных заданий в установленные графиком временные периоды;
3. Встречи со старожилами, которые могут мне рассказать о школе военного времени;
4. Изучить архивные электронные материалы;
5. Собрать воспоминания местных жителей, фотографии военного и послевоенного времени;
5. Составить таблицы, показывающие результаты исследования;
6. Подготовиться к публичному выступлению;
7. Подготовить презентацию работы.
Во время работы были использованы материалы школьного музея, семейные архивы родственников учителей, военные сайты и другие источники.
При исследовании я использовала следующие методы:
Теоретические: изучение информационных сайтов, материалов школьного музея.
Практические: интервью, встречи с родственниками учителей.
Исследовательская работа по краеведению
«Учителя нашей школы – участники Великой Отечественной войны»
Работа ученицы 7 класса
МОУ СОШ с. Тарбагатай
Линейцевой Дианы Николаевны
Научный руководитель: учитель русского языка и литературы
высшей категории 14 разряд МОУ СОШ с. Тарбагатай
Шекунова Ирина Дмитриевна
Научная статья
Учителя нашей школы – участники Великой Отечественной войны.
Глава 1. Всё по законам военного времени.
Светская школа начала работать с 1921 года, первым директором был Степанов Никита Степанович. В 1935 году школа стала семилетней№ 71 и перешла в ведомство железных дорог имени Молотова. « В 1936 году на основании постановления СНК и ЦК ВКП (б) в школе 13 учителей проходили аттестацию. Директором школы был Макаров Кирилл Ерофеевич, завуч Козлов Андрей Федорович уже имел 16-летний стаж педагогической работы» [1,с. 1]. 30-е годы – это годы строительства, годы первых побед советской школы. Приказом от 13 июня 1940 года начинает работать пришкольный участок. В школе велись кружки: хоровой, музыкальный, шахматный, физкультурный. Ширингина Н.Б. руководила танцевальным кружком, сама принимала активное участие в сельском драмкружке. На областном смотре художественной самодеятельности в городе Чите была награждена грамотой, лучшие номера жюри выбрало на Всесоюзный смотр, который должен был состояться в Москве в июле 1941 года, но 22 июня началась война [ прил.II], [2, с. 1].
Великая Отечественная война 1941– 1945 гг. серьезно отразилась на деятельности школы. Условия военного времени поставили перед школой новые задачи: нужно было сохранить охват всех детей школьного возраста различными формами обучения, обеспечить их воспитание в патриотическом духе. Огромные трудности школа испытывала и с обеспечением учителями: заметно увеличился процент женщин в учреждениях системы просвещения. В середине 1942/43 учебного года в учебные планы школ был введен предмет «Военное дело», программа которого включала строевую, лыжную, огневую и противохимическую подготовку, изучение стрелкового оружия, техники рукопашного боя и военно-санитарного дела. В нашей железнодорожной школе военное дело ввели до войны. В годы войны большое внимание уделялось деятельности пионерской организации, ее символике и ритуалам.
Учителями военных лет были Миронова М.Д, Н.Б. Ширингина, Лазарев Н.И., В.А. Лазарева, Д.И. Тихоньких, К.Д. Тихоньких, Л.И. Дорошенко, Н.П Бувалко, Н.Ф. Бузина (Гоголь) Панфилович Л.И, Пермякова Л.Т. и другие [ прил. III].
Вместе с учителями ученики школы работали в поле, собирали колоски, ремонтировали железнодорожные пути, выступали в клубах, в красном уголке на железной дороге. В школе было свое подсобное хозяйство: коровы, лошади. Не было света, не хватало книг, учились и работали. Все было подчинено законам военного времени. Все жили под девизом: «Все для фронта, все для победы!». Ученики помнят, как они дежурили ночью в школе с винтовками, рыли окопы возле школы. Была опасность открытия второго фронта со стороны милитаристской Японии. Заработанные деньги отправляли на фронт на танк «Таня», посылали бойцам теплые вещи, вязали носки, шили кисеты. Провожали на фронт солдатские эшелоны, в которых проезжали мимо села отцы и братья. Выпускникам школы и некоторым учителям пришлось отстаивать рубежи своей Родины.
Вывод: Вся школа военного времени – это единый сплоченный коллектив.
С началом Великой Отечественной войны были мобилизованы на фронт в РККА И.А. Рапохин, старшая пионервожатая А.Ф. Шубина, В.М. Бережная, завхоз Н.Н. Окунев. В связи с мобилизацией Феоктиста Иннокентьевича Филиппова, который в 1930 г. окончил в Чите педагогический техникум, работал в школе учителем географии и был директором школы, с 1942 года директором школы стал Лазарев Н.И.. В ноябре 1941 года был мобилизован на фронт военрук школы Федоров Перт Ильич (1921 – 1999) [прил. IV]. Воевал на Калининградском фронте в 633 стрелковом полку 220 стрелковой дивизии. Был представлен к правительской награде - Ордену Красной Звезды. В наградном листе написано: « Будучи с 15 мая 1942 года младшим лейтенантом, а с 25.06. 1942 г. гвардии лейтенантом в должности заместителя командира роты по стрелковой части в боях с немецкими оккупантами на Калининском фронте под г. Ржевом с 31 июля 1942 г. по 10 августа 1942 года легко ранен. В должности командира взвода полевой разведки ходил в разведку в тыл врага, брал в плен и приводил в штаб полка на допрос 4-х немецких солдат. С взводом участвовал в разгроме опорных пунктов врага, где был тяжело ранен в правую ногу с переломом кости» [3]. В 1943 году был демобилизован, вернулся в Тарбагатай. После восстановления здоровья в школе преподавал физику и физкультуру. Его женой была учитель школы Антонида Константиновна, которая пережила блокаду Ленинграда и после войны приехала работать учителем русского языка в нашу школу. Потом Федоров Петр Ильич работал на Тарбагатайском заводе в отделе снабжения.
Тихоньких Денис Илларионович ( 1899 – 1976) на войне служил писарем в штабе управления 393 стрелковой дивизии в должности сержанта. Был призван в 1942 году Петровско-Заводским РВК. Находился в Хайларском укрепленном районе. В боевых приказах отмечено, что «Тихоньких Д.И. отлично ведет учет по вещевому и артиллерийскому снабжению и горюче-смазочному материалу. Во время похода и боевых действий дивизии в г. Хайларе нес работу по перебойному и своевременному обеспечению вооружением, боеприпасами и горюче-смазочными материалами транспортных и боевых машин. Зорко нёс охрану боевых машин и продовольственного снабжения. Принимал активное участие по уничтожению японских снайперов в г. Хайларе» [3]. Был представлен к наградам: медали « За боевые заслуги», « За победу над Германией», « За победу над Японией». После войны был учителем русского языка. До 1953 года работал завучем школы. На пенсии всегда интересовался делами школы. Участником войны был Крылепов Н.В.. Крылепов Николай Васильевич родился в 1925 году в селе Кули Петровск-Заводского района в семье крестьянина. В 1933г. году поступил учиться в Куливскую начальную школу, потом учился в Тарбагатайской неполной школе №71 Забайкальской железной дороги, где и окончил семилетку. В 1941 году стал студентом Петровск-Заводского педагогического училища, в котором проучился до февраля 1943 года. Крылепов Николай Васильевич добровольцем ушел со 2 –го курса на фронт в 1943 году. В 1943 г. вступил в ряды ВЛКСМ, в 1944г. - в партию. От имени Президиума Верховного Совета СССР ефрейтор Крылепов Н.В., разведчик 262 отдельного зенитного артиллерийского дивизиона, за образцовое выполнение боевых заданий Командования в период борьбы с японскими захватчиками был награжден медалью «За боевые заслуги» за выдающие заслуги в области подготовки личного состава и формирование частей. В наградном листе написано, что Крылепов Н.В. « делу партии Ленина – Сталина и Социалистической Родине предан. Энергичный. Храбр, дисциплинирован и точен в выполнении заданий командования. Отличный разведчик. В период борьбы с японским империализмом служил примером в несении боевой службы разведчика»[3].
В 1947 году демобилизовался и продолжил обучение, в это же время был принят в нашу школу учителем начальных классов. Проработав I четверть, приказом был переведен учителем географии и химии в 5-7 классах, затем был назначен учителем физкультуры, вёл гимнастический кружок. Женился на учительнице школы Ширингиной Нине Борисовне. С 1965г. по 1975 г. работал директором школы. Школа тогда находилась в 6-ти зданиях, кабинет директора был в школе, в которой позже работал детдом, сейчас это здание разобрали. В то время было построено современное здание школы. Перед уходом на пенсию работал учителем военного дела.
На Восточном фронте воевал и учитель черчения и рисования Кратюк Петр Павлович ( 1925 – 2002). Он родился в Каменец –Подольской области. Был награжден медалью « За победу над Японией». Супруги Кратюк Петр Павлович и его жена Наталья Матвеевна, учитель начальной школы и математики, до пенсии работали в нашей школе. Выпускники школы вспоминают, что на уроках рисования учитель часто рассказывал, как воевал в Китае. Петр Павлович последние годы работал художником в клубе ЗДС, фойе которого долго украшала шишкинская картина « Сосновый бор», написанная Кратюк П.П.
На многих мобилизованных на фронт работников школы пока нет данных на военных сайтах, поэтому трудно или невозможно найти сведения о них. Некоторые данные мы могли найти только в Книге приказов по школе. Я нашла данные только на Бережную В.М.
Вывод: Поколение 40-х годов выстояло и одержало победу с фашистской Германией.
Глава 2. Мы это должны помнить и знать.
2.1. После боя снова в строй.
Вернулись в школу учителями бывшие ученики школы, участники войны, награжденные орденами и медалями Петр Ильич Федоров, Николай Васильевич Крылепов, Петр Павлович Кратюк, Феоктист Иннокентьевич Филиппов ушел работать заведующим районо. После войны в школу приехал работать учитель физкультуры Ярмизин В.Н.. Он родился в г. Владивосток. Призван на фронт Черновским ВРК Читинской области. Гвардии лейтенант, командир роты 241 Гвардейского стрелкового полка 75 гвардейской стрелковой дивизии участвовал в Великой Отечественной войне с 1.06. 1942г. на Сталинградском фронте, потом на II Белорусском. «В боях на Центральном фронте за деревню Прохоровка 16.07. 1943 года в составе 11 Гвардейской механизированной бригады, командуя ротой ПТР, десантом на танках первым с ротой ворвался в деревню, и завязался уличный бой, уничтожил при этом 2 пулеметных точки противника вместе с расчетом и 11 немецких солдат. Осколком вражеской мины был тяжело ранен. Является активным участником Отечественной войны, в боях за Родину ранен 2 раза…» [3]. За мужество и самоотверженность награжден Орденом Красной Звезды.
Замолкли боевые орудия. Страна восстанавливала разрушенное войной народное хозяйство. Но как было трудно возвращать к жизни окровавленные войной сердца детей! Сколько ребятишек остались без отцов и старших братьев! Именно учитель для многих детей стал опорой в жизни, образцом для подражания. Таким учителем был Ярмизин В.Н.. Выпускник школы 60-х годов, Безбородов А., вспоминает: « Это Человек и специалист от Бога, Учитель с большой буквы. В те годы, когда он работал, школа располагалась в шести деревянных небольших зданиях. Не было стандартных спортивного зала, спортивной площадки. Физкультура велась в физзале размером с класс. Здесь у нас была гимнастика, а вечерами секция настольного тенниса. При одной из школ была спортивная площадка с беговым кругом метров на 200, прыжковыми ямами. На площадке ученики учились бегать, прыгать, метать мяч, гранату, копье, сдавали нормативы, проводили соревнования. Зимой обязательна была лыжная подготовка. Игровые виды спорта осваивали в спортзале заводского клуба. Секции велись по многим видам спорта. Ему помогали старшеклассники, имеющие хорошие спортивные навыки и педагогические задатки. Школа была спортивной. Особо она была знаменита волейболистами, лыжниками и легкоатлетами. Наши спортсмены выступали на соревнованиях разного уровня. По группе восьмилетних школ мы, как правило, побеждали или были призерами, а по средним школам были часто призерами в эстафете по г. Петровск-Забайкальский на призы районной газеты "Коммунистический труд". Наши лыжники входили в состав сборной Читинской области, выступали часто на зоне Сибири и Дальнего Востока. В середине 60-х наши легкоатлеты успешно выступили на первенстве Забайкальской ж/д и в составе сборной команды дороги приняли участие в первенстве СССР среди железных дорог в Москве. Многие ученики школы в 60-е годы шли в педагогические институты, самой популярной специализацией была - учитель физкультуры. Ежегодно несколько человек поступали на факультет физвоспитания » [прил. V], [4, с.1].
Вывод: Учителя-фронтовики были всегда примером для подражания.
2.2. Мы должны помнить и гордиться.
Уходят в прошлое события войны, но наша страна никогда не забудет своих героев. Каждый год 9 мая встречаются весна и человеческая память. Мы пишем сочинения, смотрим кино. Мы приходим к памятникам, вспоминаем погибших солдат, возлагаем им цветы. Поздравляем всех ветеранов и тружеников тыла. Минута молчания возвращает нас к суровым испытаниям войны, когда участниками войны были все [прил.VI]. Защитниками страны были и учителя моей родной школы. В ходе исследования я проводила анкетирование, чтобы выяснить, как знают учащиеся историю нашей школы[ прил.VII], [5]. И узнала, что современных школьников больше интересуют текущие дела, подготовка и проведение разных праздников. Все ребята знают, когда началась и окончилась Великая Отечественная война. Все участвуют в акции «Бессмертный полк». Знают о своих прадедах-героях. На 2 вопрос анкеты « Назовите учителей – участников войны» ответили только учителя, хотя к 70-летию Победы была оформлена на I этаже Стена Памяти «Учителя школы- участники войны». Мы любим свою школу, гордимся ей, на разных конкурсах защищаем её честь, поэтому историю школы надо знать лучше.
Вывод: Каждый школьник должен знать историю своей школы.
V. Заключение.
Учителя школы – это « золотой фонд» школы. От учителей зависит, в какой школе ты учишься. Школа играет важную роль в жизни каждого человека. Школа - частица Родины, частица жизни каждого человека. Но мало говорить о любви к школе, о том, в какой школе учился. Важно знать историю родной школы как главную составляющую истории своей малой Родины, знать лучших учеников и выпускников школы, знать и помнить своих учителей. Низкий поклон и благодарная наша память всем ученикам и учителям, жизнь которых опалил огонь войны. Мы должны помнить и знать Бессмертный полк школы! [ прил.VIII].
В ходе работы я достигла следующих результатов:
1.Изучила, как жила школа в военное время.
2.Познакомилась с информацией об учителях нашей школы на военных сайтах.
3.Исследовала, как школа сохраняет память об учителях военного времени.
4. Выяснила, что знают школьники об учителях-участниках войны.
VI. Литература.
3.Военные сайты. (www.pamyat-naroda.ru).www.podvignaroga.ru).
4. Безбородов А. Воспоминания.
5. Анкетирование.
Земля на ладонях. Фантастический рассказ
Неньютоновская жидкость
Калитка в сад
Три загадки Солнца
Волшебные звуки ноктюрна
Комментарии
Диана! Молодец, что
Диана! Молодец, что занимаешься таким важным делом-сохранением памяти о войне.Много лет спустя твою исследовательскую работу будут в музее школы ценить как очень важную реликвию. И как хорошо, что в школе работают настоящие патриоты страны,такие,как Ирина Дмитриевна.
Спасибо, Маргарита Сергеевна!
Спасибо, Маргарита Сергеевна! Поздравляю Вас с Днём Победы!