Резьба по дереву - древнее искусство, элементы которого можно найти в любой в любой культуре. Резьба по дереву как художественная форма, включает различные виды работ с деревом, от декоративного барельефа на маленьких объектах до фигур в натуральную величину. Также из дерева издавна изготавливают мебель и различные культурные оформления. Обычно резчики используют распространенные древесные породы сосну, липу, дуб, но иногда в дело идет редкая и экзотическая для нас древесина: самшит, груша, грецкий орех и черное дерево. Инструменты - простые долота, деревянные молотки.
Резьба по дереву была одним из самых ранних занятий человека. Популярной она остается и по сей день. Несколько древних примеров были сохранены в сухом климате Египта, например, деревянная статуя Шеик-эль-Белед из Старого Королевства. С развитием туризма выработался стереотип, что вырезание деревянных масок и статуэток относится к африканским племенам, однако, культурные традиции народов мира во многом схожи, а в чем-то даже пересекаются и повторяют друг друга.
Существуют следующие виды резьбы по дереву:
1. Плосковыемчатая резьба.
Характерная особенность - плоский основной фон, в который врезаны элементы, т.е. все элементы резьбы находятся ниже уровня фона.
контурная резьба - очевидно, самая простая резьба, давшая начало всем остальным видам.
скобчатая (ногтевидная) резьба - может рассматриваться как подвид контурной, поскольку не отличается особой сложностью. Узор создается различными вариантами сочетания разных по направлению и размерам скобок - полукруглых насечек на плоском фоне.
чернолаковая резьба (резьба по черному лаку) - заготовка покрывается черным лаком или краской, а затем на нем прорезаются линии. Таким образом и создается узор. Характерная игра контраста передает порой, интересные сюжеты.
геометрическая резьба - основные элементы - геометрические фигуры получаются из множественного сочетания сколышков и пирамид.
2. Рельефная резьба
Характерная особенность - основной фон находится на уровне рисунка или значительно ниже его. Резные элементы не врезаны в фон, как в видах плосковыемчатой резьбы, а наоборот, поднимаются над фоном.
плоскорельефная резьба - фон на уровне рисунка (иногда называют такую резьбу плоскорельефной с подушечным фоном)
глухая - (иногда называют такую резьбу плоскорельефной с выбранным фоном) фон выбирается, а вот насколько глубоко по отношению к рисунку, определяет подвиды этой резьбы:
барельефная - не очень глубоко, рисунок имеет низкий рельеф
горельефная - значительно глубже, рисунок имеет высокий рельеф
кудринская (абрамцево-кудринская) резьба- зародилась в деревне Кудрино усадьбы Абрамцево, поэтому носит как одинарное, так и двойное название. Характерна особенным узором, который невозможно спутать ни с каким другим.
Ислими - особая резьба, характеризуется глубокой выборкой и чеканкой фона. Распространена главным образом в Средней Азии.
Татьянка - относительно свежий вид резьбы, изобретенный в конце 20 века нашим соотечественником. Название свое резьба получила в честь супруги автора. Резьба относительно проста и очень насыщена растительными элементами. При желании доступна резчикам любых возрастов, ограничений нет.
3. Сквозная резьба
Из названия понятно, что такая резьба имеет сквозные отверстия, главным образом удаляются участки фона. За кажущуюся воздушность, легкость и схожесть с кружевом часто носит название ажурной резьбы. Имеет два незначительно отличающихся вида:
прорезная - участки фона прорезаются стамесками
пропильная - участки фона пропиливаются пилой или лобзиком (в таком случае можно говорить о выпиливании).
4. Скульптурная резьба (объемная)
Скульптурная резьба не имеет четких подвидов, а выделяются лишь направления, обусловленные культурными или историческими предпосылками: богородская резьба (главным образом богородская игрушка), миниатюра (небольшие декоративные скульптуры, пример можно посмотреть в галерее Царегородцева Александра), лесная резьба (резьба на стоящих высохших деревьях - как правило вырезаются лица и фигуры людей, сказочных персонажей и такое дерево остается стоять в лесу), тотемные столбы индейцев Северной Америки и т.п.
5. Домовая резьба
Сочетает в себе все виды резьбы от ажурной, до скульптурной. Дом украшается резьбой как снаружи, так и изнутри. В ближайшее время мы планируем подготовить серию статей о домовой резьбе, так что следите за новостями.
Домовая резьба существует на просторах нашей Родины с древних времен Руси. Также ее иногда еще называют корабельной, потому, что существует мнение, что резные украшения на жилые постройки перешли с деревянных кораблей. В те стародавние времена все имело огромное значение: любая закорючка, любая завитушка и зарубка. По преданиям и верованиям наших предков вырезанные на окнах, дверях и стенах знаки несли огромную смысловую нагрузку: одни отгоняли злых духов, другие способствовали плодородию и процветанию. Но разберемся во всем чуть подробнее.
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskiy_proekt_chebanenko_a.doc | 548.5 КБ |
Управление образования, молодёжной политики и спорта
Администрации Пильнинского муниципального района
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Курмышская средняя общеобразовательная школа
Творческий проект по технологии
" Русский богатырь "
Выполнил: Чебаненко Андрей
ученик 9 класса
с. Курмыш
2012 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Введение
Резьба по дереву - древнее искусство, элементы которого можно найти в любой в любой культуре. Резьба по дереву как художественная форма, включает различные виды работ с деревом, от декоративного барельефа на маленьких объектах до фигур в натуральную величину. Также из дерева издавна изготавливают мебель и различные культурные оформления. Обычно резчики используют распространенные древесные породы сосну, липу, дуб, но иногда в дело идет редкая и экзотическая для нас древесина: самшит, груша, грецкий орех и черное дерево. Инструменты - простые долота, деревянные молотки.
Резьба по дереву была одним из самых ранних занятий человека. Популярной она остается и по сей день. Несколько древних примеров были сохранены в сухом климате Египта, например, деревянная статуя Шеик-эль-Белед из Старого Королевства. С развитием туризма выработался стереотип, что вырезание деревянных масок и статуэток относится к африканским племенам, однако, культурные традиции народов мира во многом схожи, а в чем-то даже пересекаются и повторяют друг друга.
Существуют следующие виды резьбы по дереву:
1. Плосковыемчатая резьба.
Характерная особенность - плоский основной фон, в который врезаны элементы, т.е. все элементы резьбы находятся ниже уровня фона.
контурная резьба - очевидно, самая простая резьба, давшая начало всем остальным видам.
скобчатая (ногтевидная) резьба - может рассматриваться как подвид контурной, поскольку не отличается особой сложностью. Узор создается различными вариантами сочетания разных по направлению и размерам скобок - полукруглых насечек на плоском фоне.
чернолаковая резьба (резьба по черному лаку) - заготовка покрывается черным лаком или краской, а затем на нем прорезаются линии. Таким образом и создается узор. Характерная игра контраста передает порой, интересные сюжеты.
геометрическая резьба - основные элементы - геометрические фигуры получаются из множественного сочетания сколышков и пирамид.
2. Рельефная резьба
Характерная особенность - основной фон находится на уровне рисунка или значительно ниже его. Резные элементы не врезаны в фон, как в видах плосковыемчатой резьбы, а наоборот, поднимаются над фоном.
плоскорельефная резьба - фон на уровне рисунка (иногда называют такую резьбу плоскорельефной с подушечным фоном)
глухая - (иногда называют такую резьбу плоскорельефной с выбранным фоном) фон выбирается, а вот насколько глубоко по отношению к рисунку, определяет подвиды этой резьбы:
барельефная - не очень глубоко, рисунок имеет низкий рельеф
горельефная - значительно глубже, рисунок имеет высокий рельеф
кудринская (абрамцево-кудринская) резьба- зародилась в деревне Кудрино усадьбы Абрамцево, поэтому носит как одинарное, так и двойное название. Характерна особенным узором, который невозможно спутать ни с каким другим.
Ислими - особая резьба, характеризуется глубокой выборкой и чеканкой фона. Распространена главным образом в Средней Азии.
Татьянка - относительно свежий вид резьбы, изобретенный в конце 20 века нашим соотечественником. Название свое резьба получила в честь супруги автора. Резьба относительно проста и очень насыщена растительными элементами. При желании доступна резчикам любых возрастов, ограничений нет.
3. Сквозная резьба
Из названия понятно, что такая резьба имеет сквозные отверстия, главным образом удаляются участки фона. За кажущуюся воздушность, легкость и схожесть с кружевом часто носит название ажурной резьбы. Имеет два незначительно отличающихся вида:
прорезная - участки фона прорезаются стамесками
пропильная - участки фона пропиливаются пилой или лобзиком (в таком случае можно говорить о выпиливании).
4. Скульптурная резьба (объемная)
Скульптурная резьба не имеет четких подвидов, а выделяются лишь направления, обусловленные культурными или историческими предпосылками: богородская резьба (главным образом богородская игрушка), миниатюра (небольшие декоративные скульптуры, пример можно посмотреть в галерее Царегородцева Александра), лесная резьба (резьба на стоящих высохших деревьях - как правило вырезаются лица и фигуры людей, сказочных персонажей и такое дерево остается стоять в лесу), тотемные столбы индейцев Северной Америки и т.п.
5. Домовая резьба
Сочетает в себе все виды резьбы от ажурной, до скульптурной. Дом украшается резьбой как снаружи, так и изнутри. В ближайшее время мы планируем подготовить серию статей о домовой резьбе, так что следите за новостями.
Домовая резьба существует на просторах нашей Родины с древних времен Руси. Также ее иногда еще называют корабельной, потому, что существует мнение, что резные украшения на жилые постройки перешли с деревянных кораблей. В те стародавние времена все имело огромное значение: любая закорючка, любая завитушка и зарубка. По преданиям и верованиям наших предков вырезанные на окнах, дверях и стенах знаки несли огромную смысловую нагрузку: одни отгоняли злых духов, другие способствовали плодородию и процветанию. Но разберемся во всем чуть подробнее.
Основная часть
По мнению многих ученых, традиция украшать свои жилища возникла еще до крещения Руси во времена язычества. Первые попытки украсить жилище были самыми примитивными: делались простые зарубки, которые иногда складывались в простейшие узоры (кресты, треугольники, звездочки, изображения солнца). Затем люди стали наделять знаки чудодейственными магическими свойствами. Как правило, первые простейшие знаки (зарубки) служили оберегами и были предназначены для охраны домашнего очага от различных бед, невзгод и злых духов. Таким образов древний человек пытался защитить свое жилище от природных стихий.
Со временем те самые простейшие знаки-обереги в виде зарубок усложнялись, формировали орнаменты, изменялась технология нанесения, а затем постепенно появились и законы расположения отдельных фигур и знаков на наружных частях дома (наличники, фасады, конек) и интерьера. Постепенно, с течением времени, спустя многие века, символический смысл знаков был утрачен и они превратились в различные орнаменты, тем самым формируя традиции, передававшиеся затем из поколения в поколение.
Первоначальный защитный смысл знаков определял и их расположение. Поскольку в дом можно было попасть естественным образом через двери и окна, то именно их сперва и украшали символами оберегами. Хозяева верили, что через украшенные особым образом окна и двери не проникнет нечистая сила. Постепенно, как уже было сказано ранее, оранаменты усложнялись и до какой степени все трансформировалось можно видеть сегодня на многих домах конца 19 - начала 20 века. Массивные, богато украшенные ажурной резьбой наличники, резные рамки вокруг дверей, нависающие фризы и карнизы, крылечки с резными опорными столбами, "полотенца" и причелины фронтонов, "торцевые доски" углов сруба, "конек" крыши (охлупень) - все это богато украшается и по сей день мастерами домовой резьбы. Зачастую утрачен первоначальный смысл сердечек, звездочек, капелек и других фигур.
По характеру и технике выполнения в домовой резьбе различают следующие направления:
Глухая рельефная резьба. Такой резьбой со сплошным "глухим" фоном и высоким рельефом узора украшали фронтоны домов, наличники окон, торцевые доски, закрывающие торцы бревен сруба и предохраняющие их от гниения. В основном, мотивами служили растительные, антропоморфные и зооморфные орнаменты. Переплетающаяся виноградная лоза, русалки, множество стилизованных листьев, птиц и зверей можно наблюдать на фасадах домов начала 20 века (во времена возрождения домовой резьбы). Более ранние виды глухой резьбы сводятся преимущественно к геометрическим орнаментам различной сложности от простейших родовых, громовых и солярных знаков (изображение круга с расходящимися от центра лучами, напоминающий диск солнца) до сложных повторяющихся переплетающихся мотивов из множества мелких элементов (треугольничков, пирамидок, ромбов).
Сюжеты геометрической резьбы более раннего периода практически не дошли до наших дней, но исследовавшие их учёные связывают те сюжеты с древнейшими языческими верованиями славян и их магическими заклинаниями. Круги, розетки, звёзды, кресты, колёса, ромбы, квадраты служили в древности символами огня и солнца, а потому считались сильнейшими оберегами.
Прорезная или пропильная резьба. Такую резьбу еще часто называют ажурной за ее внешнее сходство с кружевами. Ее элементы не имеют фона как такового и часто не имеют внутренних площадей фигур - все это выпиливается (прорезается - отсюда и название) лобзиком или пилой. Множественными зубчатыми и ступенчатыми орнаментами украшали те же самые наличники, фронтоны домов, а также обрамляли входы над дверями, перила лестниц и карнизы крылечек. Русское крестьянское жилище сочетало в себе практичность и необыкновенную красоту. Различные архитектурные детали несли определённое образное значение (древние функции оберега) и в то же время играли декоративную роль. Так, например, необходимость закрыть щели, неизбежно возникающие между бревенчатой стеной дома и рамой окна, вызвало появление наличников, которые украшают дом и являются своеобразной границей его с внешним миром. Ну а границы должны иметь свою защиту - тут и приходят на помощь защитные знаки и орнаменты. Проходя мимо таких окон невозможно "сглазить" их хозяев. Вспомните об этом когда увидите красивые наличники и возможно Вам удастся разгадать заложенный в них тайный смысл или почувствовать их энергетику.
Наивысшей степени мастерства в изготовлении деревянных кружев добились мастера сурового русского севера, Поволжья, Урала, Сибири и Дальнего Востока. Наиболее полное развитие пропильная резьба получила в Ярославской, Владимирской, Костромской и Нижегородской областях.
Объемная или скульптурная резьба. Этой резьбой украшали носовую часть корабля, а позже, если верить некоторым источникам, привычка ставить скульптуру божества или тотемного животного перешла на гребни ("коньки") крыш жилых домов. Примером объемной резьбы является изображение головы и верхней части туловища коня, оленя или большой птицы. В Ярославской, Костромской и Нижегородской губернии не менее распространены изображения птицы - гуся, лебедя, утки. Они символизировали доброе начало. Также нередки их изображения в наличниках окон. Образы утки, петуха-павлина, курочки - оберег от "дурного глаза" всех живущих в доме.
Подразделение на подвиды домовой резьбы хоть и существует, но Вы нигде не встретите использование только одного отдельного подвида. Все это весьма условно, т.к. при украшении дома используются все доступные приемы и технологии. Орнаменты переходят с "глухих" досок в геометрические построения, а затем плавно переливаются в богатое убранство кружев... Одна техника сменяет другую и переплетается с новыми сюжетами, но все они определенно выдержаны в едином стиле и несут вероятно какую-то смысловую нагрузку - вот что такое настоящая домовая резьба!
Домовая резьба стала неизменной спутницей архитектуры крестьянского и городского жилища. Русский Север и Поволжье - это заповедники резьбы по дереву, музей и мастерская, где любой может полюбоваться и научиться у мастера старинному почётному ремеслу - домовой резьбе по дереву в наши дни.
Сегодня традиции школы художественной резьбы по дереву воссоздаются современными мастерами заново по крупицам отдельных фактов и служат созданию новых шедевров, которые радуют глаз и возрождают эстетическую культуру современного поколения людей. То, что создано своими руками, непременно должно служить народу на века.
2. Актуальность проекта
Потребность в изготовлении изделия «Русский богатырь» вызвана тем, что скоро день рождение моего друга и необходимо выбрать, что ему подарить. Проанализировав мои финансовые и физические возможности мой выбор пал на следующие варианты подарка:
№ п/п | Вариант | Достоинства | Недостатки |
1. | Подарок купленный в магазине (книга) | Интересная книга, эстетический вид | Дорого стоит |
2. | Подарить деньгами | Купит что захочет | Мало не подаришь, а много нет |
3. | Сделать подарок своими руками | Сделал сам | Трата личного времени |
Всё решено, буду делать подарок сам! Но вот вопрос, что сделать? Посмотрев на материал и инструмент, который у меня есть, я решил, что лучше всего мои возможности позволяют сделать вырезку из дерева «Русский богатырь».
Данный проект с описанием основных методов и приемов резьбы наглядно демонстрирует все этапы работы. Возможно, использовать его в качестве руководства при работе. Хотя, каждый может экспериментировать, свободно создавая что-то свое.
Среди множества стилей резьбы выделяют контурную, рельефную, скульптурную, прорезную, профильную, геометрическую и архитектурную резьбу. Я старался осваивать элементы всех стилей. Постепенное освоение каждого стиля учит основным методам резьбы, и, я думаю, помогает стать хорошим мастером, по мере того как будут расти удовольствие от работы и уверенность в себе.
Занимаясь резьбой несколько лет, я понял, что лучший способ чему-либо научиться – приступить к действиям. Поэтому я сначала освоил все основные движения, которые необходимо освоить, а затем делал простые изделия, который нельзя испортить. Так я не только развивал технические умения, но также узнавал о том, каких ограничений требуют мои инструменты и материалы.
3. Технологическая карта
№ п/п | Последовательность основных операций | Эскиз | Инструменты и оборудование |
1. | Разметка и изготовление заготовки, размерами 520х160 мм | Линейка, верстак, карандаш, угольник, ножовка столярная | |
2. | Нанесение графического рисунка на заготовку | Карандаш, рисунок, копировальная бумага | |
3. | Выпиливание контура изделия | Лобзик | |
4. | Вырезание рисунка | Фото 1. | Нож косяк, стамески для резьбы по дереву |
5. | Сверление отверстий | Сверлильный станок, сверла (M3,M 6) | |
6. | Зачистка изделия | Фото 2. | Наждачная бумага мелкозернистая |
Фото 1. Резьба по дереву Фото 2. Зачистка изделия
(вырезание рисунка)
Резьба по дереву требует художественного вкуса, знаний приемов работы, свойств древесины, ее обработки и отделки различными инструментами и материалами. Сначала я резаком прорезываю рисунок по контуру. Потом начинаю работать полукруглой и плоской стамесками. Вырезаю каждый элемент, чтобы в дальнейшем получилась фигура.
4. Технология изготовления проекта
Проект «Русский богатырь» представляет собой либо скульптурную резьбу.
Скульптурная резьба предполагает создание трехмерной фигуры. В работе я прошел четыре основные фазы. На этапе выборки контура эскиз помог мне начерно обработать заготовку. На стадии оформления я снимал лишнюю древесину, приближаясь к основным очертаниям. Во время детализации я использовал маленькие четкие надрезы, определяя детали одну за другой, пока общий вид не удовлетворил меня полностью. Наконец, на стадии отделки я выбрал один из видов полировки.
Большую часть шлифовки проводят по направлению волокон. Следят за тем, чтобы абразив всегда находился в движении во избежание желобков или плоских выемок на заготовке. Не нажимают слишком сильно: абразив может сделать все сам. Если используют электрическое шлифовальное устройство, можно фактически поджечь дерево, поэтому нужно быть осторожным. Также обращают внимание на то, что при шлифовке появляется слишком большое количество древесной пыли, поэтому надевают маску. С помощью губки или спрея можно смочить (но не насквозь) древесину водой или 50-процентным раствором воды и спирта. Это нужно для того, чтобы волокна набухли и поднялись. Когда дерево высохнет, снимают пух наждаком (со степенью зернистости от 320 до 400) или пластиковой абразивной подушечкой. Это уменьшит количество пуха в момент применения шлифовального устройства.
Оставляют изделие в покое на 24 часа, а затем снова отшлифуют. При любых изменениях влажности волокна также поднимутся. Затем нужно подождать и провести шлифовку еще раз, тогда поверхность станет более ровной. Шлифовальный аппарат также поднимает волокна, поэтому понадобится дополнительная отделка.
5. Оценка себестоимости проекта
При выполнении проекта было потрачено: 50 рублей на покупку доски, 10 рублей наждачная бумага и набор стамесок для резьбы по дереву – 150 рублей. Все остальные инструменты у меня были или я спросил их у друзей.
В итоге на изготовление моего проекта было потрачено 210 рублей
Затраты:
Доска – 50 руб.
Наждачная бумага (мелкозернистая) – 10 руб.
Набор стамесок для резьбы по дереву – 150 руб.
ИТОГО: 210 руб.
6. Инструменты и материалы
Начинающему резчику понадобится небольшое число инструментов. Вместо того чтобы покупать полный набор резчицких принадлежностей, приобретайте инструменты по мере необходимости. Приобретайте инструменты максимально лучшего качества, которое вы можете себе позволить; хорошие, острые инструменты из высокоуглеродистой cтали прослужат долго и сэкономят деньги.
НОЖИ. Нам понадобится хороший нож - тот, которым будет удобно работать. Существует три вида ножей - со складным лезвием (карманный нож), с фиксированным лезвием и ножи со сменным лезвием. Многие резчики предпочитают использовать ножи с фиксированным лезвием, потому что они наиболее безопасны. Ножи также различаются по форме лезвия и типу стали. Рекомендуют лезвие из высокоуглеродистой стали с твердостью от 55 до 60 RC.Оно сохранит остроту дольше, чем лезвие из нержавеющей или низкоуглеродистой стали. Для отделки и создания формы используют лезвие толщиной 4 мм и дайной от 3,8 до 5,1 см. Нож с более узким и коротким лезвием лучше подойдет для проработки деталей. Некоторые резчики предпочитают ножи со сменным лезвием, поскольку в этом случае вместо заточки ножа достаточно просто поменять лезвие. Еще одно достоинство состоит в том, что ручка такого ножа может использоваться с небольшими стамесками.
СТАМЕСКИ. Стамески бывают разной ширины и кривизны. Кривизна обозначается цифрой. Чем круче кривизна, тем цифра больше. Так, стамеска с номером 3 почти плоская, а номер 11 имеет U-образную форму. Разумеется, стамеска с цифрой 10 или 11 режет глубже и удаляет больше древесины, чем номер 3. С другой стороны, стамеска с цифрой 3 удобна при отделке. Стамеска-уголок с номером 12, имеющая V-образную форму, характеризуется широким диапазоном - от 24 до 90 градусов, но наиболее распространены стамески с углом от 60 до 70 градусов. При выборе стамески обращают внимание на ручку, чтобы инструмент не скатывался на пол, когда вы положите его на стол. Иначе постоянно придется чинить лезвие. Выбирая стамеску, имеют также в виду размер и тип резьбы, которую хочется выполнить. Для ручной работы больше подходят стамески размером с ладонь, а дня мелких деталей понадобятся инструменты и того меньше. Скульптурная и рельефная резьба предполагает использование стандартных стамесок с тяжелыми ручками.
Выбор материала
Естественная красота и уникальные свойства дерева позволяют резчику терпеливо превращать его в произведение искусства. Древесину и заготовки для резьбы можно сделать самому. Важные признаки древесины приведены ниже.
Влажность. С молодым, свежесрубленным деревом работать легче, чем с тем же деревом, но уже постаревшим или высушенным. Однако свежесрубленное дерево при высыхании может потрескаться, если только не принимать надлежащие меры по облегчению внутренних повреждений. С высушенным деревом многих подобных проблем можно будет избежать.
Вес и плотность. Влажность свежего дерева определяет его вес, чем тяжелее и плотнее дерево, тем труднее с ним работать.
Состояние дерева. Некоторые характеристики волокон, наросты и другие дефекты, а также разнообразные включения могут привести к серьезным проблемам. Перекрученные волокна могут заставить инструмент идти не в том направлении, особенно если двигаться поперек волокон. Чтобы избежать этих трудностей, следует внимательно осмотреть дерево перед работой.
Виды древесины. Существует древесина мягких и твердых пород. Из твердого дерева вырезать труднее, чем из мягкого. Когда волокна расположены беспорядочно, работать тяжело, но при этом часто получаются красивые причудливые изделия. Для тщательной разработки деталей, выбирают дерево с близким расположением волокон. Для изготовления своего подарка я выбора породу древесины – липа, т.к. это самый оптимальный вариант при работе с деревом.
Самое главное заключается в том, чтобы найти нужное дерево, а скорее даже – нужный кусок дерева. Если не удалось найти дерево нужного размера, всегда можно склеить вместе более тонкие доски. Для придания заготовке оригинальности направляют волокна в нужном направлении. В некоторых случаях это сократит количество лишней древесины, которую придется убрать.
7. Правила техники безопасности при работе
Большинство неприятностей можно предотвратить при помощи обычной осторожности. Конечно, надо исходить из того, что ничего плохого не произойдет, но когда мы устаем или спешим, может случиться всякое. Прежде чем начать работу, обращают внимание на следующие моменты:
Нечаянная победа. Айзек Азимов
Как нарисовать зайчика
Снежный всадник
Что такое музыка?
Мост Леонардо