• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум

Вход на сайт

  • Регистрация
  • Забыли пароль?
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Значение и роль игрушек, созданных своими руками

Опубликовано Литюшкина Кристина Вячеславовна вкл 12.03.2019 - 19:45
Литюшкина Кристина Вячеславовна
Автор: 
Акамова Ангелина

Игрушка, созданная своими руками, будет всегда хранить тепло и энергетику, а также любовь к своему ребенку, которую Вы вложили.

Создание игрушек – это всегда творчество, изобретение нового. Оригинальность игрушки, уникальность и неповторимость – её несомненное достоинство, отличающееся от типовых, массовых, магазинных. В игрушках, созданных своими руками, чувствуется человеческая душа и тепло – то, чего так не хватает нашему механизированному миру.В старину игрушки делали только своими руками и относились почти как к членам семьи. Славянская тряпичная кукла включает в себя несколько архетипов, сформированных традицией. Столбушка (столбец, полено, чурка), крестушка или крестец, кукла на палочке, узловая (узелковая) кукла, пеленашка, закрутка (скрутка, скатка, скалка), набивная кукла-мешочек – все они бытовали одновременно в XIX – первой половине XX века.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_akamova_angelina.docx16.64 КБ

Предварительный просмотр:

Акамова Ангелина

ученица 7А класса МОУ «Гимназия №20»

г. Саранск, Республика Мордовия

Эссе на тему:

«Значение и роль игрушек, созданных своими руками»

Игрушка, созданная своими руками, будет всегда хранить тепло и энергетику, а также любовь к своему ребенку, которую Вы вложили.

Создание игрушек – это всегда творчество, изобретение нового. Оригинальность игрушки, уникальность и неповторимость – её несомненное достоинство, отличающееся от типовых, массовых, магазинных. В игрушках, созданных своими руками, чувствуется человеческая душа и тепло – то, чего так не хватает нашему механизированному миру.

В старину игрушки делали только своими руками и относились почти как к членам семьи. Славянская тряпичная кукла включает в себя несколько архетипов, сформированных традицией. Столбушка (столбец, полено, чурка), крестушка или крестец, кукла на палочке, узловая (узелковая) кукла, пеленашка, закрутка (скрутка, скатка, скалка), набивная кукла-мешочек – все они бытовали одновременно в XIX – первой половине XX века.

Давным-давно, много столетий назад, человеческий мир был полон богов – Сварог,ярило, Мокошь, Перун и другие – хранителей всего мира. Минули века. На русскую землю пришла новая религия – христианство. Но люди продолжали верить в высшие силы. Поэтому кукол делали без лица – иначе игрушка будет слишком похожа на живое существо, и тогда в нее может вселиться бог – а вдруг он повредить ребенку?

Обрядовые куклы делались без использования ножниц, иголок, вообще любых колющих и режущих инструментов. Считалось, что кукла-оберег, изготовленная при помощи иголки, не будет охранять ребенка, а, наоборот, может ему повредить, поранить, как острая иголка. Лоскутки и нитки для куклы можно было только открывать, а не отрезать. И сшивать тряпочки не разрешалось – только связывать или заматывать.

Куклы из трав и соломы служили защитниками от злых сил, хранительницами домашнего очага. Были куклы, предназначенные только для помощи по хозяйству. Кукла «десятиручка» помогала девушке или молодухе (девушка, которая недавно вышла замуж) в хозяйстве. Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина все успевала, и все у нее ладилось. У этой куклы 10 рук. При изготовлении каждой пары рук, на нее начитывались определенные слова — предназначение для этой пары рук (например, а эта пара рук — чтобы детушек качать; а эта пара рук — чтобы хлеб душистый печь; а эта пара рук — чтоб за скотинкой поспевать; а эта пара рук — чтобы в поле трудится; а эта пара рук — чтобы со стариками возиться).

Простейшая трехчастная фигурка, перетянутая по месту шеи и перепоясанная, строилась по схеме триединого мира: небесного (верхнего), земного (среднего) и подземного (нижнего). Крестовидные куклы указывали еще и на четыре стороны света. Главное назначение такой куклы — беречь душу своего владельца от зла и нечистых помыслов.

А для того, чтобы в доме сытно и богато было, хозяйка дома делала куклу «зернушку», «крупеничку» или «гогрошинку». Делали ее после сбора урожая. В основе куклы — мешочек с зернами, собранными с поля. Набивали ее разными зернами, украшали травой и полевыми цветами. Часто такие куклы висели у хозяев в закромах, чтобы хлеб до весны не кончался. Молодым парам славяне дарили куклы со скрещенными руками, причем две эти фигурки сшивались или скреплялись травяной «нитью», символизирующей неразрывное единство.

Интересно, что куклы-зернушки сегодня вошли в моду. Только набивают их не гречкой и не горохом, а стеклянными шариками диаметром 4-6мм. Дело в том, что ученые доказали: для развития речи ребенка очень полезно, чтобы он перебирал пальчиками всякие мелкие предметы вроде таких шариков. Наши предки не знали о взаимосвязи центров мозга, которые отвечают за развитие речи и движения пальцев, но интуитивно нащупали эту связь и придумали полезную игрушку.

Вепсскую куклу изготавливали из старых вещей матери без использования ножниц и иглы. Это правило соблюдали с той целью, чтобы жизнь ребёнка была «не резаная и не колотая». До рождения малыша куколку клали в колыбельку, чтобы «согреть» её. После же рождения ребёнка Вепсская кукла висела над колыбелькой, охраняя малыша от порчи. Когда ребенок подрастал, её отдавали ему играть.

На изготовление кукол рукодельница настраивалась эмоционально, истово веря в силу «сделанного». Ведь от качества работы зависела судьба семьи, рода.

История погремушки тоже наделена обереговой символикой. В старину их делали, например, из глины, закладывая внутрь двух полых половинок глиняные же шарики и затем их соединяя. А еще – из дерева, бересты, лозы. Форма была разная – от округлой до цилиндрической и крестовой. Наполнялись они камешками, горошинами, маковыми головками. И назывались по-разному: шаркунок, грематушка, побрякушка.

Погремушки, шаркунки, трещетки до начала XX века, кроме развлекательной цели, также служили для призывания к ребенку добрых духов или ангелов-защитников. Другими словами погремушки имели благословляющий ребенка характер, а также использовались для недопущения темных сил.

Неспроста основная форма погремушки – шар – это космогонический символ кроны Мирового дерева – Небесного мира. Шар у многих народов символизировал доброе солнце, дающее свет, тепло, урожай. Это был сильный оберег, который охранял от злых духов, ведь нечисть не выносит солнечного света.

Прошли века, и никто больше не верит, что погремушки отгоняют нечистую илу. А они продолжают делать свое важное дело – развлекать малышей, развивать их пальчики, знакомить с новым для них миром, полным удивительных звуков.

Зачастую игрушки из магазина недолговечны, то одна деталь обломается, то крепление не выдержит и что-то оборвется. Мастеря игрушку своими руками, вы заботитесь не только об эстетичности, но и о надежности.

Вязаные игрушки, на мой взгляд, самые безопасные. Во-первых, их можно всегда и с легкостью постирать, и они не утратят вид и форму, не скатаются. Во-вторых, при использовании хлопчатобумажных ниток в рот ребенка не попадают ворсинки, как это происходит с фетром или шерстью. В-третьих, если сравнивать вязанные и шитые игрушки, то для шитых нужно больше сопутствующего материала (дублерин, флизелин, швейная машинка и т.п.), для вязанных – нитки, крючок и наполнитель.


Поделиться:

Четыре художника. Осень

Прекрасная химия

Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)

Развешиваем детские рисунки дома

Как нарисовать зайчика