• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Проектно-исследоветельская работа "Одежда народов Севера"

Опубликовано Ягудина Нажия Гафуановна вкл 27.03.2019 - 7:14
Ягудина Нажия Гафуановна
Автор: 
КАЛИНА ЛИДИЯ

        В данной проектной работе  проведено исследование видов зимней и летней одежды ханты  и манси, украшений - как источник информации о суровом климате и условиях  жизни людей в старину. Проектная работа доступными способами показывает нам, что в одежде отражается быт, традиции и нравственные ценности данного  народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektno-issledovatelskaya_rabota_odezhda_narodov_severa_rabota.docx519.21 КБ

Предварительный просмотр:

XIV районная научно-практическая конференция

молодых исследователей

«XXI век. В поисках совершенства»

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

(Тюменская область)

АДМИНИСТРАЦИЯ НИЖНЕВАРТОВСКОГО РАЙОНА

Исследовательский проект.

«Одежда народов Севера»

Направление: «Юный исследователь»

Автор:

Калина Лида

Ученица 2  в класса

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1

с углубленным изучением отдельных предметов»

Научный руководитель:

Ягудина Нажия Гафуановна  учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1

с углубленным изучением отдельных предметов»

п.г.т.Излучинск

Исследовательский проект.

«»Одежда народов Севера»

Калина Лида

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра

Нижневартовский район

пгт.Излучинск,

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1

с углубленным изучением отдельных предметов»

2 в класс.

Аннотация

        В данной проектной работе  проведено исследование видов зимней и летней одежды ханты  и манси, украшений - как источник информации о суровом климате и условиях  жизни людей в старину. Проектная работа доступными способами показывает нам, что в одежде отражается быт, традиции и нравственные ценности данного  народа.

 Тема исследования: «Одежда народов Севера»

 Цель исследования:  изучение одежды, обуви, украшений и предметов быта народов Севера, как источник информации о жизни: традициях, культуре и  в старину.

     Задачи:

  1.Найти сведения о народном костюме

  2. Выявить,  особенности одежды народов ханты.

  3.Выявить разные орнаменты хантыйской одежды.

 4.Исследовать какое отражение окружающая среда получила в украшениях одежды народов Севера.

5.Вызвать интерес у одноклассников к  жизни и быту народов Севера.

    В работе использовались следующие методы исследования: сбор и изучение информации по теме, подбор фотографий, обработка информации, создание презентации по собранным материалам, изготовление национального костюма, разучивание танца, оформление печатной работы, защита проекта.

     Практическая ценность исследования: Пробуждение интереса  к культуре и  быту народов Севера.

          В ходе исследования был сделан вывод: Каждый этап эволюции человека находил  отражения в одежде, украшениях народов. Ханты живут в гармонии с природой. Это было обусловлено их бытом и деятельностью: охотой, рыбалкой, оленеводством, сбором ягод, шишек. Поэтому особое значение в культуре этих народов приобретает взаимоотношения человека и природы. Все это получило свое отражение в традициях, культуре и быту, в орнаментах, которыми украшали одежду, обувь и предметы быта.

   Тема исследования: «Одежда народов Севера».

Цель исследования: изучение одежды, обуви, украшений и предметов быта народов Севера, как источник информации о жизни: традициях, культуре и  в старину.

Задачи:

 1.Найти сведения о народном костюме

  2. Выявить,  особенности одежды народов ханты

  3.Выявить разные орнаменты хантыйской одежды.

4.Исследовать какое отражение окружающая среда получила в украшениях одежды народов Севера.

5.Вызвать интерес у одноклассников к  жизни и быту народов Севера.

    Гипотеза: я предполагаю, что суровость климата ,традиции и обычаи- все это оказывает влияние на облик одежды народов Севера, а именно ханты и манси .

    Объект исследования: одежда, обувь, украшения и предметы быта, как источник информации о жизни народов.

    Предмет исследования: одежда, обувь, украшения и предметы быта народов Севера.

                                    План исследования:

 1.Изучение национального состава класса.

2.Анкетирование: опрос одноклассников и родителей.

3.Анализ анкет.

 4. Изучение литературы по теме.

5.Выводы.

6..Создание продукта.

 Продукты исследовательского проекта:

Создание информационного сообщения по теме проекта;

Создание презентации по материалам проекта;

 Изготовление  национального  костюма-платья.

 Список литературы:

  1.  Артомонова, Е. В. Украшения и сувениры из бисера. – М.: Эксмо-Пресс, 2000. – 237 с.

2.  Лукина, Н. В. Ханты от Васюгана до Заполярья. Источники по этнографии– Томск: Издательство Томского университета, 2006. Т.2.

3.  Бахлыков, П. И. Юганские ханты: история, быт, культура. – Тюмень, 1996. – 208 с.

4.  Решетникова, Р. Г. Декоративно-прикладное искусство Обско-угорских народов. – М.: Издательство ИКАР, 1997. – 41 с.

5.  Песикова, А. С. Взгляд изнутри культуры. – Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2006. – 98с.

    6.М.Анисимова, А.Кузьмина. На священных берегах Ваха.Нижневатовск: районное      издательство «Приобье».1999г.

 Использованы материалы сайтов:

http://znaniya.com\\task 84645487

http://vospetatel.edu54.ru 

www.org.usd.edu  

http://wwwgoogle.ru       

https://www.google.ru/search?q=картины+детской+одежды+хантов&newwindow=1&espv=2&biw=1366&bih=700&tbm=isch&imgil=BGuO52cBqJpEFM%253A%253BV1ssG9zsW

http://museumsrussian.blogspot.ru/2013/03/blog-post_9.html

http://www.xn--l1ah.xn--p1ai/catalogue/detail.php?region=82&det=82detail6

http://studopedia.info/8-82078.html

                                                 

 «Одежда народов Севера».

Калина Лида

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра

Нижневартовский район

п.г.т.Излучинск,

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1

с углубленным изучением отдельных предметов»

2 в класс.

Содержание

  1. Женская и мужская зимняя одежда.
  2. Обувь.
  3. Украшения.
  4. Детская одежда
  5. Особенности орнаментов и узоров народов Севера.
  6. Вывод..
  7. Заключение.
  8. Список литературы.

                                                            Научная статья

      Актуальность темы:

Я учусь во 2 «В» классе  школы №1 посёлка Излучинск. В моем классе 20  учеников. Класс многонациональный. На уроках занятиях по проектной деятельности мы знакомимся с культурой и традициями разных народов, а именно тех,  представители которых учатся в классе. Мы читали  народные сказки, провели исследования на темы: «Чему учат сказки», «Какую информацию о жизни людей в старину можно извлечь из сказок».Мы узнали, как жили многие народы   в старину, чем занимались, во что одевались и многое другое. Я задумалась, а как одевались мои предки. Отличалась ли их одежда от одежды русских и других народов?

Мне захотелось узнать больше об одежде  своего народа.

Так предметом исследования одежда народов Севера, а объектом – одежда, как источник информации о жизни предков.

. Цель исследования: изучение одежды, обуви, украшений и предметов быта народов Севера, как источник информации о жизни: традициях, культуре и  в старину.

Для изучения материала я определила задачи своего исследования:

1.Выявить,  особенности одежды народов ханты.

2.Выявить разные орнаменты хантыйской одежды.

3.Исследовать какое отражение окружающая среда получила в украшениях одежды народов Севера .

5.Вызвать интерес у одноклассников к  жизни и быту народов Севера.

Для решения поставленных задач я определила методы исследования:

  • изучение теоретической литературы;
  •  экскурсии в краеведческие музеи
  •  сравнение;
  •  обобщение;
  •  анализ.
  • беседа с родителями и учащимися; анкетирование; собственные наблюдения.

Гипотеза исследования:   я предполагаю, что суровость климата ,традиции и обычаи- все это оказывает влияние на облик одежды народов Севера, а именно ханты и манси .

В моем классе учатся дети разных национальностей. Это русские, ханты, таджики, украинцы, армянка и башкир. 

Мне стало интересно, знают  своего народа. Я решила провести опрос.

Вместе со своей учительницей я придумала вопросы для одноклассников и родителей.

Было проведено анкетирование в нашем классе. В анкетировании приняли участие 20 одноклассников и 20 родителей.

Результаты анкетирования.

Анкета №1.(Для родителей)

1. Знаете ли Вы  праздники вашего народа?

2.Нужно ли соблюдать обряды, традиции?

3.Готовы ли Вы поучаствовать в демонстрации народных костюмов?

4.Нужно ли рассказывать об основах  народной культуры в школе?

 5.Как часто Вы читаете ребёнку  народные сказки?

6.Употребляете ли Вы в общении с ребёнком  народные пословицы и поговорки?

7.Ходите ли Вы с ребёнком в музей?

вопрос

да

нет

Знаете ли Вы  праздники вашего народа?

20

0

Нужно ли соблюдать обряды, традиции?

17

3

Готовы ли Вы поучаствовать в демонстрации народных костюмов?

14

6

Нужно ли рассказывать об основах  народной культуры в школе?

11

9

Как часто Вы читаете ребёнку  народные сказки?

13

7

Употребляете ли Вы в общении с ребёнком  народные пословицы и поговорки?

12

8

Ходите ли Вы с ребёнком в музей?

4

16

Анкета №2. (для детей).

  1. Знаешь ли ты народные праздники?
  2. Какие народные праздники  отмечаете в  семье?
  3. Какие народные игры Вам известны?
  4. Есть ли дома, у бабушки предметы старинной утвари?
  5. Готовы ли Вы поучаствовать в демонстрации народных костюмов?

вопрос

да

нет

Знаешь ли ты народные праздники?

18

2

Какие народные праздники  отмечаете в  семье?

18

2

Какие народные игры Вам известны?

16

4

Есть ли дома, у бабушки предметы старинной утвари?

6

14

Готовы ли Вы поучаствовать в демонстрации народных костюмов?

12

8

После анкетирования я сделала следующий вывод:

 Я и мои одноклассники знаем  мало о традициях своего народа, а родителям нужно  читать и рассказывать детям о своих традициях, обычаях, знакомить с устным народным творчеством, посещать музеи. Знакомить с народным костюмом. Прививать любовь к истории своего народа.

 Я решила продолжить свое знакомство с традициями своего народа с изучения одежды. На Севере зимой очень холодно, а лето прохладное. Какую одежду носили мои предки зимой и летом. Информацию я искала в интернете, прочитала книги в детской и школьной библиотеках, конечно, мне помогали. С мамой мы посетили краеведческий музей в городе. В музее, я увидела и узнала много интересного о жизни моих предков в прошлом. Увидела старинную одежду, обувь, посуду и другие предметы быта моих предков. В процессе исследования я узнала, что бывают разные виды зимней одежды.

             Шуба

  • Малица
  • Парка
  • Совик

Шуба - Зимней мужской и женской одеждой северных народов являются шубы. Этот распашной тип одежды из оленьего меха существует в коротком и длинном варианте. Шубы украшаются полосками из меха и цветного сукна, ажурными, оловянными бляшками и шитьем из бисера.

Малица - нательная меховая рубаха с пришитыми к ней капюшоном и рукавицами. Она очень тёплая и хорошо защищает тело и голову от холода, шьётся и одевается мехом внутрь, к телу. Малица подпоясывается поясом из кожи, обшитым сукном и украшенным медными пуговицами или подвесками.

Парка — длинная тёплая куртка, как правило, с капюшоном. В сильные морозы одевается поверх малицы, шьётся также из оленьего меха. Капюшон обычно украшают уши с прикрепленными к ним кисточками из разноцветного сукна.

Совик - верхняя меховая одежда с капюшоном, также надеваемая на малицу. Его шьют из меха взрослых оленей, носят без пояса, ворсом наружу.

Рукавицы и головные уборы в основном изготавливаются из цветного сукна, украшаются различной вышивкой или вязаньем.

Обычно летней одеждой у народов ханты и манси служит изношенная зимняя или одежда, сшитая из сукна и бумажных тканей и совпадающая по покрою с зимней. Одежда украшается аппликациями из цветной ткани, а также бисером и вышивкой.

Обувь шьют до колен из шкуры оленя или лося, в холодное время внутрь надевают меховые чулки. Летнюю обувь украшают плетением из бисера.

Различные украшения изготавливаются из разноцветного сукна и украшаются бисером.

Особенно меня интересовала детская одежда.

Детская одежда более прочно сохраняла в покрое и в материале старые формы одежды взрослых, например, детям еще шили одежду из птичьих шкурок уже в то время, когда в одежде взрослых этот материал исчез. Изготовление одежды лежало целиком на женщине. Женщины приготовляли шкуры, ровдугу и другие материалы для одежды, различные нитки для сшивания шкур, бересты, материи; они вышивали бисером, наносили орнамент различными способами и т. д.

Ханты украшали орнаментом не только одежду, но и предметы быта. Особенно любовно украшались колыбели, недаром в хантыйской сказке говорится: «Мать сшила ему колыбель из бересты, украшенную ногастыми зверями, сшила ему колыбель, украшенную крылатыми зверями». Главной фигурой здесь была глухарка, охраняющая душу ребенка, пока он спит. Наносили и другие изображения - соболя, рога оленя, медведя, крест.

В основном орнамент представлен геометрическими фигурами: извилистая линия обозначает реку, круг или овал-солнце, плодородие, богатство, крест-это человек, ромб- сердце или голова, В символике присутствуют изображения природы родного края.

Узнала, что важную роль играют цвета. Каждый цвет имеет свое значение: синий- река или озеро, белый- снег, зеленый-тайга ,красный – цвет огня и тепла, а черный ассоциируется с болезнями.

                                ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Занимаясь исследованием, я узнала, что мои предки  носили круглый год теплую одежду, которую шили из шкур оленей, лосей и других животных. Мои предки, были охотниками, оленеводами, рыбаками. Из шкур изготавливали практически всё: строили чум, утепляли его, украшали, шили одежду и обувь, обделывали нарты, делали игрушки-куклы.

Я считаю, цель достигнута, гипотеза подтверждена. Мне очень нравится, что в настоящее время все больше внимания уделяется возрождению национальных традиций, обычаев и  костюмов. Ведь так важно сохранить ценность культуры нашего и других народов, проживающих на территории России. У каждой культуры есть своя первозданная красота, которую мы должны сохранять и приукрашивать. И ни в коем случае не забывать о традициях и обычаях наших дедов и прадедов.

За время работы над проектом я выполнила все поставленные задачи: 1.Выявила,  особенности одежды народов ханты.

2.Исследовать какое отражение окружающая среда получила в украшениях одежды народов Севера .

3.Вызвала интерес у одноклассников к  жизни и быту народов Севера.

Следующая работа будет посвящена быту народов Севера - жилищу.

                                                                     


Поделиться:

Как Снегурочке раскатать тесто?

Ночная стрельба

Фокус-покус! Раз, два,три!

Девчата

Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ