• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НЕНЕЦКАЯ КУКЛА «НУХУКО»

Опубликовано Тимчишина Лилия Владимировна вкл 10.06.2019 - 9:50
Тимчишина Лилия Владимировна
Автор: 
Солошенко Ирина Игоревна

В данной работе рассказывается о ненецкой национальной игрушке. Описываются необходимые материалы, технология и приемы для изготовления куколки Нухуко.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskiy_proekt_nenetskaya_kukla_nuhuko.doc642 КБ

Предварительный просмотр:

                   ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НЕНЕЦКАЯ КУКЛА «НУХУКО»

                                               Технологическая карта проекта

Этапы

Последовательность выполнения работы и графическое изображение

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Подготовка – выбор темы проекта, определение цели и содержания проекта.

1. работа с ПК.

2. Подбор литературы учителем.

3. Подбор иллюстративного материала.

1. Знакомится со спецификой проектной деятельности.

2. Учащийся

уточняет информацию,

задаёт вопросы.

3. Вносит свои варианты и предложения по выполнению задания.

1. Беседа учителя в диалоговой форме с учеником о том, какие вообще бывают куклы.

2. Показывает рисунки с изображением разных кукол.

 3. Вызывает интерес к теме проекта.

Планирование – анализ проблемы, определение задач, средств реализации проекта, выбор критериев оценки результатов, отбор литературы

1. Создание ситуации «успеха».

2. Стимулирование деятельности ученицы.

Вырабатывает план действий:

1. Изучает предложенную учителем литературу.

2. Знакомится с технологией изготовления куклы.

3. Готовит необходимый материал

1. Учитель наблюдает, помогает подобрать нужный материал, необходимый для изготовления игрушки.

2. Рекомендует нужную литературу.

3. Рекомендует посетить школьную библиотеку, взять дополнительную литературу.

Принятие решения - сбор и уточнение информации, выбор критериев выполнения игрушки,

уточнение плана деятельности

Выполнение по критериям:

1. Название – национальная кукла «Нухуко».

2. Назначение – сувенир на память о Ямале.

3. Размеры – игрушка должна помещаться в руке.

4. Рынок (пользователи) – дети.

5. Материалы – разноцветные кусочки сукна, мулине разных цветов, клюв утки, нитки, бисер, полоски цветной ткани.

6. Внешний вид игрушки – яркая, в национальном стиле.

1. работает с информацией, дополнительной литературой;

2. систематизирует полученные данные;

3. выполняет оформление проекта (собирает материал).

Наблюдает, консультирует, координирует работу учащего, стимулирует его деятельность

Выполнение - выполнение проекта

1. Сухую шкурку размять и очистить.

                Куколка нен

2. сделать косу, скрутив нитки мулине, украсить её бисером или цветными лентами.

              Куколка нен   

3. Прикрепить  косу к внутренней части клюва.

            Куколка нен

4. Изготовить выкройку из цветного сукна для платья.

             Куколка нен

5. Обработать выкройку полосками цветной ткани с бисером.

             Куколка нен

6. Прикрепить платье с внутренней стороны основания клюва.

             Куколка нен

                     

1. Подбирает материалы (сукно, мулине, бисер, полоски цветной ткани) для изготовления работы.

2. Делает эскизы будущей куклы в цвете.

3. С помощью технологической карты изготавливает куклу.

1. Наблюдает за работой ученика.

2. Показывает, предлагает свои варианты.

3. Активизирует словарный запас.

4. Объясняет, как эстетично и правильно оформить проект.

Оценка результатов - оценка выполнения проекта: поставленных целей, достигнутых результатов, анализ причин недостатков

Учащийся  анализирует положительные и отрицательные стороны своей деятельности, делает выводы.

Участвует в защите проекта и её оценке, даёт возможность присутствующим, также оценить проект ученика.

Презентация - защита проекта

            Куколка нен

Защищает свой проект, отвечает на вопросы, делает фотографии или рисунки, рассказывает о национальной куколке.

Участвует в защите проекта и её оценке, даёт возможность присутствующим, также оценить проект ученика.

                                            Из истории куколки Нухуко

           Игрушки девочек состоят из кукол, кукольного гардероба и кукольного хозяйства.

   У ненцев кукла это продолговатый кусочек сукна (высотой 10-15 см) с нашитыми на него полосками.   Кукла Нухуко состоит из головы и туловища. Головами куклам служат клювы птиц.

   Для изготовления кукол-мужчин используют гусиные клювы, для куклы-женщины с косой в накоснике нужен клюв дикой утки для «бабушки» и «дедушки» — клюв гуся-гуменника и лебедя, для кукол-детей — клювы утки-морянки и казарки, «Ребеночку в люльке» головой служит клювик куропатки.

   Туловище куклы представляет собой продолговатый кусок сукна с нашитыми на него вертикальными полосками разноцветного сукна.

   У каждой девочки есть набор игрушек — дедушка, бабушка, отец и мать, дети (две-три куклы) и нарядная люлька с младенцем. У каждой куклы есть комплект красивой одежды: малица, ягушка, шапка, суконная ягушка и т. д.

   Куклам строят чум, есть у них олени и нарты. Куклы живут, как люди.

   Дети разыгрывают сцены из жизни взрослых. Куклы ездят, друг к другу в гости, охотятся, ловят рыбу, пасут оленей. В игре дети подражают взрослым. Нухуко имела богато разукрашенные наряды. Материалы — мех, лоскутки, ленты, бисер и бусы — подбирались так, что бы одежда кукол была точной копией настоящей одежды. К полу одежды бывают пришиты маленькие пимы, а к голове-клюву кукол-женщин — полоски сукна или ленточки, изображающие косы. Женская одежда часто украшается орнаментом и имеет воротник из кусочков белого меха. В качестве поясков служат узенькие полоски цветных лоскутков. Некоторые куклы-женщины имеют куклу-ребенка. Мужская одежда тоже украшается полосками разноцветного сукна.  

   Их шьют обычно сами девочки. Швейные принадлежности хранят в красивых сумочках из меха.

   Куклы девочек имеют богатый гардероб и хозяйство. Кукольное хозяйство позволяет обучить девочек женскому труду и подготовить будущих матерей и хозяек.

  Как только маленькая девочка подрастала и могла держать иглу, мать дарила дочери меховую сумочку, украшенную цветным сукном и подвесками. В этих сумочках хранились все необходимые для рукоделия   принадлежности:  лоскутки  ткани,   меха,   сухожильные нитки, наперсток, иглы.

   Девочки под руководством матери обучались шить и украшать одежду разными узорами и лентами.

   Игрушки позволяют передать детям традиции национального искусства. Национальное искусство заключается в художественном оформлении бытовых вещей. Самостоятельно делая предметы для кукольного хозяйства, девочки учатся у матерей традициям своего народа.

   К куклам относятся с некоторым суеверием: в том, как сложится жизнь нухуко, угадывается последующая судьба хозяйки.

                       

       Определение потребности

   Я каждый год езжу в отпуск к родственникам в Казахстан. Там у меня есть подружка. Когда я приезжаю, она меня постоянно расспрашивает о Ямале, ей очень интересно как тут у нас? Как долго длиться лето, зима? Люди, каких национальностей проживают в посёлке? О том, как они живут и о многом другом. Скоро наступит лето, и я опять поеду в Казахстан. Хочется подготовить для моей подруги такой подарок, который напоминал бы ей обо мне и о  Ямале.

               

                            Исследование вариантов возможных подарков (Рисунок 1)

                                                                        КУПИТЬ  

                                                         Нужны деньги

    Универмаг                                            C:\Documents and Settings\Андреи\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\Подарки 1.jpg                                             Рынок          

         

                                                           Денег нет

   C:\Documents and Settings\Андреи\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\Подарки 1.jpg                                Вывод: сделать самому

Не оригинально                                        C:\Documents and Settings\Андреи\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\Подарки 1.jpg                                           Большие

                                                             Что сделать?        

C:\Documents and Settings\Андреи\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\Подарки 1.jpg                                                  Куколка нен                                             C:\Documents and Settings\Андреи\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\Подарки 1.jpg

                                                                     

                                                                        То, что надо                                                Рисунок 1     

 

 

  Краткая формулировка задачи

   Познакомиться с технологией изготовления национальной куклы и сделать  подарок моей подружке.

   Методы изготовления

   Для изготовления национальной куколки мне понадобятся следующие инструменты и материалы (Рисунок 2)

                                                  

   Перечень критериев, которым должна соответствовать игрушка

  1. Название – национальная кукла «Нухуко».
  2. Назначение – сувенир на память о Ямале.
  3. Размеры – игрушка должна помещаться в руке.
  4. Рынок (пользователи) – дети.
  5. Материалы – разноцветные кусочки сукна, мулине разных цветов, клюв утки, нитки, бисер, полоски цветной ткани.
  6. Внешний вид игрушки – яркая, в национальном стиле.

  Проработка лучшей идеи

  Варианты оформления. Пробные работы.

  При выполнении пробных работ по оформлению я экспериментировала с различными сочетаниями цветов материала и орнаментами, но больше всего мне понравились сочетания красного, чёрного, жёлтого, синего цветов.

   Вывод: выбираю чёрный и красный (для ягушки), жёлтый (для волос), белый, красный, синий бисер (для орнаментов).

   Оценка изделия

   Я изготовила и оформила куклу в подарок своей подруге. Моё изделие полностью соответствует составленным критериям. Подруге она очень понравилась. Она сказала, что будет постоянно с ней играть, и хотела бы сама научиться шить таких кукол, и, конечно, играя с этой забавной игрушкой, подружка будет вспоминать меня.

   Я осталась довольна своей работой. Меня заинтересовало изготовление кукол, поэтому я хотела бы исследовать различные виды игрушек и как их делают.

   Оценка проектирования

   Формулировка задачи составлена чётко. При выполнении проекта я узнала историю этой игрушки, необходимые материалы и методы для её изготовления, способы оформления национальной одежды. Проект был основательно проработан. Изделие изготовлено качественно и соответствует описанным критериям. В целом я довольна качеством проектирования, изготовления.

                               

                                               Использованная литература

  1. Аверьянова К. Н.

Методика обучения школьников выполнению творческих проектов. - СПб.: ООО «Миралл», 2006.

2. Борко Т. И., Галкин В. Т., Ема нов А. Г., Павлов А. В

Культура народов Ямала / Учебник. 5-7 классы. Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2002.

3. Няруй В.Н., Сэрпиво В.М.

Ненцы: уроки предков: Научно – методическое пособие для педагогов и родителей. – СПб.: ООО «Миралл», 2005.

       


Поделиться:

Алые паруса

Сверчок

Несчастный Андрей

Голубая лягушка

Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью