• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Главные вкладки

  • Просмотр(активная вкладка)
  • Редактировать

Геометрия в национальных костюмах

Опубликовано Скабелкина Надежда Александровна вкл 01.11.2019 - 15:28
Скабелкина Надежда Александровна
Автор: 
Хворостова Ирина

В работе рассмотрена история русского и бурятского национальных костюмов. Приведен сравнительный анализ использования простейших геометрических фигур в рисунках, используемых при расшитии костюма

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Работа на тему "Геометрия в национальных костюмах русского и бурятского народов" была представлена на областной научно-практиче2.99 МБ

Предварительный просмотр:

Содержание

I.

Введение

3

II.

Основная часть

4

1.

Русский костюм

1.1

История русского костюма

4

1.2

Значение символов в национальном русском костюме

6

2.

Бурятский костюм

2.1

История бурятского костюма

9

2.2

Значение символов в национальном бурятском костюме

10

III.

Сравнительный анализ

13

IV.

Заключение

13

V.

Список литературы

14

  1. Введение

Национальная одежда - это часть культуры народа. Каждый народ должен знать свое прошлое и его традиции. Когда говорят о традиционной одежде, большинство людей представляет женщину в вышитой рубахе, кокошнике и сарафане. Народные костюмы разных национальностей же на самом деле отличаются большим разнообразием.

Тема моего исследования: «Геометрия в национальных костюмах»

Я выбрала эту тему, потому что мне близко национальное культурное творчество. Я занимаюсь пением в народном ансамбле и замечаю, что в рисунках, которыми расшиты наши сценические костюмы, в основном, используют геометрические фигуры. Это можно заметить и на костюмах других коллективов. Мне стало интересно узнать, почему в оформлении национальных костюмов чаще всего появляются геометрические фигуры. Есть ли в этом, какой либо смысл или их используют просто потому, что ровные линии, из которых,чаще всего, состоят геометрические фигуры, легче выполнить?

Актуальность моей работы в следующем: необходимость усилить внимание к сохранению и развитию национальных культур и языков, к возрождению народных традиций.

Цель исследования: Исследовать народный орнамент и выяснить, почему именно геометрические фигуры преобладают в росписях национальных костюмов.

В работе я проанализирую орнаменты русского национального (славянского) и бурятского костюмов, потому что большинство жителей Иркутской области, Забайкалья и нашего поселка составляют русские и буряты.

Гипотеза исследования: геометрические фигуры чаще всего используют в национальном костюме потому, что их легче всего выполнять.

Для реализации поставленных целей и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:

  • изучить историю возникновения орнаментов русского и бурятского народов;
  • исследовать как с помощью геометрических знаков и символов человек выражал свое восприятие к окружающему миру;
  • найти сходства применения орнамента в костюмах русского и бурятского народов;
  • научится читать узоры;
  • приобщение к истории и национальной культуре;
  • составить буклет.

Перед началом работы я провела социологический опрос среди учащихся  и педагогов школы(приложение 1, стр 1) и оказалось, что в современном мире орнамент это узор, который украшает предметы быта, не неся смысловой нагрузки. Для нас ромбы на ковре – просто ромбы, а круги – просто круги. В наше время фигуры просто украшают посуду, одежду, мебель или подушки. Сейчас люди утратили знания о том, что орнаменты на вышивках национальных костюмов и предметах народного творчества несут смысловую нагрузку.

Практическая значимость данной работы в том, что результаты исследования могут быть использованы педагогами, как справочный материал для проведения музейных выставок, уроков технологии и рисования, классных часов.

  1. Основная часть
  1. Русский национальный  костюм

1.1. История русского костюма

История русского народного костюма ведется уже много веков. Отличительная особенность костюма— большое количество верхней одежды. Крестьянская одежда отличалась максимальной функциональностью. Рубахи, порты, сарафаны обеспечивали простор для движений, не причиняли неудобства, эффективно спасали от холода. Рабочие костюмы были лишены пуговиц, люди подпоясывались кушаками и использовали в роли просторных карманов широкие пазухи. Основой женского костюма была длинная холщовая рубаха, поверх которой надевали сарафан. Рубаху украшали оторочкой или вышивкой(рис.1) – летник. Более теплой альтернативой летнику в национальном женском костюме была шубка. Длинная и украшенная мехом шуба с декоративными рукавами была признаком роскоши, поскольку особой практичностью не отличалась. Важную роль играла и такая деталь костюма, как головной убор. Все замужние женщины на Руси обязательно прикрывали волосы, даже находясь дома. В быту голову покрывали волосником или повойником, повязывая сверху нарядный цветастый платок.

рис.1  https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/906476/ff3d29ba-5d9b-474f-9dda-178ede20a283/s1200?webp=false              рис.2   https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1365646/0a4edb38-8496-481e-9bc2-70c8c65d4d22/s1200?webp=false

Мужская одежда в различных регионах мало чем отличалась, ей было свойственно однообразие, тогда как при виде женского костюма легко было догадаться, в какой части страны проживает его обладательница. Мужской костюм состоял из простой рубахи, штанов и пояса(рис.3). Голову покрывали грешневиком из валяной шерсти. Из обуви наиболее распространены были лапти. Легкие и удобные, они хорошо защищали ноги во время работы в поле, но для зимы были не пригодны. С приходом холодов традиционный русский костюм дополнялся валенками, а по праздникам – кожаными сапожками (рис.4).Сам крой костюма простейший, прямоугольный.

рис.3https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/906476/ff3d29ba-5d9b-474f-9dda-178ede20a283/s1200?webp=false                   рис.4   https://rutraditions.ru/sites/default/files/resize/remote/c43b8fc243c7f3fddf680716295a0550-455x500.jpg

Изначально на Руси все костюмы создавались умелыми женскими руками из плотных домотканых материалов. Девочек учили вышивать, начиная с трехлетнего возраста, тем самым воспитывая терпение, старание, усидчивость и понимание символов рода. Девушка, готовящаяся к замужеству, должна была вышивать свадебные рушники, рубашки. К моменту её замужества у неё уже была приготовлена одежда для всей семьи. Рубашки, вышитые заботливыми руками, передавались по наследству сначала детям, потом внукам. Такая одежда служила оберегом для всей семьи. Женщина являлась носительницей и хранительницей Рода, поэтому ей требовалась особая защита от негативного влияния извне. У славянского народа была целая система знаков, символов, которые использовались для защиты от темных сил, привлечения удачи, укрепления здоровья, счастья в личной жизни.

1.2. Значение символов в национальном костюме

Русская вышивка уникальна. Она отличается стилизованными изображениями животных и растений, а также большим разнообразием геометрических узоров. Язык символов предков передавал нам свое отношение к природе. Преклоняясь перед ней, как бы прося у нее милости, защиты, покровительства, древний мастер выводил рукой своеобразные заклинания в виде орнамента.

Волнистая линия – знак Воды. Дождь изображается вертикальными линиями, реки, подземные воды– горизонтальными, «хляби небесные» -

- горизонтальными. (Приложение 2, стр. 2, № 1)Вертикальные линии – символ нисходящих на землю потоков божественной энергии.

Коловрат - знак Солнца. Ярга (свастика). Вариантов начертания существует огромное количество. Один из наиболее почитаемых, древних языческих символов. Мощнейший обережный знак, который выражает единство Рода. По направленности вращения (посолонь\противосолонь) различают знак светлого Солнца (солнца Яви) и знак тёмного Солнца (солнца Нави).Солнце Яви – благотворная, созидательная Сила; Солнце Нави – разрушительная Сила. Согласно славянским мифам, после заката Солнце освещало Подземье (Навь), отсюда и название. (Приложение 2, стр.3, №2, №3)

Ромб - один из самых любимых знаков- безусловный оберег.На женской одежде он встречается чаще, чем на мужской; но и женщины, и мужчины носили пояса, украшенные ромбовидным орнаментом. В вышивке разных народов он выглядит по-разному и имеет различные значения. Ромб - это знак земледельцев, символ родящих зерно полей, символ счастливого потомства. (Приложение 2, стр.3, № 4).

Ромбы с продолженными сторонами и со сторонами, снабженными «гребешками» (прямыми отростками), назывались репьями. Ромб - "репей" в фольклоре сравнивается с дубом, священным деревом многих народов, и является метафорой небесного "цвета" - молнии, которая разит демонов, оберегает скот. (Приложение 2, стр.3,  № 5, № 6)

Наряду с «гребенчатым» в орнаменте часто использовались ромбы с «крючьями» - Арепей (орепей), между которыми помещались маленькие ромбики. Ромб мог обозначать землю, растение и женщину одновременно: с точкой внутри - символ "засеянной земли", то есть плодородия, в том числе женского.Символ счастья, душевного спокойствия, и равновесия. Самый распространенный символ орнамента русской вышивки. (Приложение 2, стр.3, № 7, № 8)

В числе любимых мотивов была "розетка", состоящая из восьми лепестков - лопастей, соединенных в центре Она выступает как символ женского начала, плодородия. Восьмилепестковая звезда, древний символ сворачивания и разворачивания Вселенной. Знак Алатырь - символ может использоваться в любой вышивке, но наибольшую пользу он приносит для семейных оберегов,его вышивают на рубашках ведающих людей, или как оберег в далекий и опасный путь. (Приложение 2, стр.3, № 9)

Дерево (чаще всего елочка) - символ взаимосвязи всего в мире, символ долгой жизни. (Приложение 2, стр.3 № 10)

Треугольник - символ человека; особенно если сопровождается небольшими точечками или кружками со стороны вершины. Символ человеческого общения.(Приложение 2, стр.3, № 11)

Классификация оберегов славян по значению выделяют целую группу символов, которые с древних времен считались женскими.

Берегиня - это великая богиня, «царица», «мать мира», «богиня дома», «матерь-рожаница», «рожаница» породившая все сущее. Ее повсюду сопровождают светозарные всадники, олицетворяющие солнце. Берегиня считалась владычицей не только неба, но и всей природы, хозяйка небесных вод, от которой зависело плодородие. Изображения Берегини – женские фигурки с поднятыми или опущенными руками вышивались как обережные знаки для благословения.(Приложение 2, стр.4, стр.№ 12)

Особое значение имело количество чередований элементов в орнаменте. Каждое число несло дополнительную смысловую нагрузку. Счет, ритм помогают ощутить и объяснить устройство мира. Числа – элементы особого числового кода, с помощью которого можно представить весь мир и человека, то есть числа могут быть одним из образов мира. Такими числами являются: 3 – образ Абсолюта, божественной Троицы, три сферы жизненного пространства (небо, земля, подземный мир), времени (прошлое, настоящее, будущее). Число 4 является образом целостности, идеально устойчивой структуры: 4 стороны света, 4 стихии, верх-низ-право-лево, 4 времени года. 5 -сакральное число – 4 стороны + центр – равновесие. Символом гармонии стала цифра 7. Через нее человечеству дано 7 цветов спектра, 7 нот в музыке, 7 дней в неделе. Из произведения чисел 3 и 4 возникает число 12 – 12 месяцев, 12 зодиакальных созвездий. Соответственно, все эти числа, и не только в орнаменте, считаются счастливыми.

  1. Бурятский национальный костюм

2.1. История бурятского костюма

 Халаты – главный элемент одежды бурят в былые времена. Особенность мужского халата заключалась в том, что он не отрезался по талии, т.е. был прямым. Рукава пришивали регланом. Такой халат всегда подпоясывали. Женская одежда состояла из рубахи штанов, поверх которых носили халат (рис.5). Одежда менялась в соответствии с переходом из одного возраста в другой, с изменением положения в обществе, семье и строго соответствовала возрасту женщины.

рис. 5C:\Users\USER\Desktop\1бб.jpg               рис. 6http://www.narodko.ru/file/0001/600/0737.jpg         рис.7Национальные женские наряды бурятских родов/племён Бурятия, Театр байкал, Д...

Верх халата покрывался какой-либо материей, иногда шелком. Дополняющая наряд безрукавка— обязательный элемент костюма замужней женщины всех бурятских племен. (рис.6)

Головной убор бурят был в виде конической формы, которая оторочена бархатом или мехом, наверху завершается серебряным навершением полусферической формы с красной бусиной.

Основная традиционная обувь бурят называется гутал, их шили из кожи, вышивали ёлочками, крестами или  бурятским орнаментом.

2.2.Значение символов в национальном бурятском костюме

Кто-то может подумать, что этнический орнамент – это всего лишь набор произвольных геометрических фигур, соединённых вместе по воле фантазии автора, нобурятские орнаменты, как и узоры других народов, имеют свои выразительные особенности и отражают верования этого народа.Значения, которые выражали бурятские орнаменты, зачастую были связаны с плодородием: круги обозначали солнце, луну и звёзды, волны и зигзаги – небо, воздух, облака и ветер. Сама природа, в гармонии с которой жили древние буряты, давала пищу для создания своеобразных народных орнаментов.

Бурятские орнаменты подразделяются на несколько групп:

- геометрические (точка – символ начала; прямые и ломаные олицетворяют собой движение; зигзаги – элементы, служащие знаком воды; круги – воздействуют на поверхность, замыкая её в себя; ромб – символ устойчивости и силы; спираль- символ творчества, развития жизни, а также символ власти);

-зооморфные или анималистические; к ним относятся натуралистические или схематизированные изображения фигур животных, части их тела.

- растительные (листья, цветы, плоды, лотос);

- природные, или космогонические (солнце, луна, вода, огонь…);

- культовые - как правило, таким узором украшают храмы и объекты, используемые в богослужении.

Для бурят ведущими мотивами геометрического орнамента являются “меандр” или “алханхээ” – молоточный орнамент, “улзы” – “плетенка” и сложные сочетания крестообразного орнамента “хас” – “свастика”, круг.

Я рассмотрела несколько видов геометрического бурятского орнамента и выделила самые распространенные, которые встречаются и в повседневной жизни:

  • “Меандр” или молоточный орнамент - такой рисунок наносили на предметы культа и особо важные вещи, его значение выражает идею вечного движения мира. (Приложение 3,стр.4, № 1)
  • Улзы – “плетенка” – древний орнамент, символизирующий счастье, долголетие. Это очень почитаемый и распространенный в наше время узор.  (Приложение 3, стр.4, № 2)
  • Круг – является важнейшим элементом, он выражает особое значение среди бурятских орнаментов и олицетворяет диск Солнца, а также движение и бесконечность. Его часто изображали на оружии, талисманах и семейных, родовых печатях. (Приложение 3, стр.4, № 3, № 4)
  • Свастика – древний солярный знак, указывающий движение Солнца вокруг Земли и деления времен года на четыре сезона. Выделяют два вида свастики:
  • Правосторонняя свастика  воспринимается как знак господства над материей и управления энергией. (Приложение 3, стр.5, № 5)
  • Левосторонняя свастика представляется как символ черной магии и негативных энергий (Приложение 3, стр.5, № 5)
  • Завиток -  его переплетение раскрывают в орнаменте понятие единства, согласованности, причинно-следственной обусловленности жизни на земле.(Приложение 3, стр.5, № 6)
  • Капля - вода, капля за каплей льющаяся на камень. Символ последовательности и постоянных усилий преодолеть трудности. (Приложение 3,стр.5,  № 7)
  • Шоу -  символ  долголетия («длинное» и «круглое» долголетия), в основном его изображают  в сочетании с бабочками и летучими мышами.(Приложение 3, стр.5, № 8)
  • Колечко поясок -  символизирует целостность и единство. Оно не имеет ни начала, ни конца, поэтому часто ассоциируется с вечностью и бесконечностью.(Приложение 3, стр 5, № 9)
  • Инь-Ян – символ двойственности мира. Два уравновешивающих друг друга принципа, связанных с мужским и женским началами мироздания. (Приложение 3, стр.5 № 10)
  • Ромб – земное начало, женственность, плодовитость, плодородие. Является одной из первых геометрических орнаментальных фигур, дуальный символ женского и мужского (в перевёрнутом виде) начала.               (Приложение 3, стр.5, №11)
  • Треугольник – важнейший образ в искусстве монголов, символизирующий единство трех миров и единство трех измерений, один из наиболее мощных и универсальных символов, мистическое число «3». Это первая из фигур, задающая плоскость, отсюда - символ поверхности вообще. Равносторонний треугольник символизирует завершение. Направленный вершиной вверх, он называется треугольником эволюции. Это мужской и солнечный знак, символизирующий божество, огонь, жизнь, сердце, гору и восхождение, благополучие, гармонию, пламя, жар (отсюда горизонтальная линия, символизирующая воздух), духовным мир. Это также троица любви, истины и мудрости. Равносторонний треугольник, направленный вершиной вниз, называется треугольником инволюции. Перевернутый треугольник - возможно, более древний знак, он является лунным и имеет символику женского начала, плодовитости матки, воды, дождя, холода, природы, тела.Треугольники, символизирующие стихии, таковы: огонь - обращенный вершиной вверх; вода - обращенный вершиной вниз; воздух - обращенный усеченной вершиной вверх; земля - обращенный усеченной вершиной вниз.     ( Приложение 3,стр.5,  № 12)
  • Спираль - это двойственный символ, связываемый с жизнью и смертью (вращение по и против часовой стрелки). Подобно кругу, спираль связывается с образом бесконечности и воплощает идеи развития, непрерывности, космических ритмов. (Приложение 3, стр.5, № 13)

Рисунки зачастую наносились не только для красоты, а в первую очередь для защиты от злых сил. Любопытно, что шитьём и украшением одежды всегда занимались мастерицы-женщины, а изготовление и нанесение узоров на головные уборы считалось привилегией мужчин.

  1. Сравнительный анализ

Я решила провести сравнительный анализ и показать, что даже если рисунки в разных местностях и у разных народов, могли отличаться, смысл они несли один и тот же. Данные  я представила в виде таблицы.

(Приложение 4, стр.11).

  1. Заключение

Узоры вобрали в себя множество магических смыслов, обладающие особой энергетикой. Человек, живший среди природы, непрерывно наблюдал за ней, переносил ее линии на одежду и предметы быта. Каждая черточка была не случайной и наделялась своим значением. Орнамент помогал древним народам защищать жилище, себя и свою семью, его использовали как оберег от злых сил, иногда он просто дополнял костюм, не неся смысловой нагрузки. Геометрические фигуры входят в состав орнамента не только из-за традиции народа, но и от простоты их применения. Ведь что можно выполнить проще обычных ровных линий, из которых состоят фигуры? Таким образом, моя гипотеза частично подтвердилась.

Народный костюм, его колорит, вышивки, многообразие форм и образов, необычность конструктивно-композиционных решений и сейчас заставляют нас восхищаться своей красотой. Они заражают нас оптимизмом, настроением праздничности и веселья.

Анализируя историю народного костюма и рассматривая современную моду, можно заключить, что в любой одежде в наше время должны проявляться черты народного традиционного.

Исследование элементов национальной культуры дает обширные знания по всем направлениям о малой Родине, о родной Земле, поэтому рекомендую своим ровесникам начать изучение любого предмета или вопроса из нашей национальной культуры. Сейчас фольклорный стиль не является главенствующим, но он занял своё место в общем широком международном русле моды. Известно, что к народным традициям постоянно обращаются художники-конструкторы, создавая бытовую модную одежду.

Результатами своего исследования я хочу поделиться с одноклассниками и всеми заинтересовавшимися этой темой, поэтому решила издать буклет. (Приложение 4, стр.6)

  1. Список литературы
  1. Дурасов Г.П., Яковлева Г.А..Изобразительные мотивы в русской народной вышивке./Сост. Г.П. Дурасов, Г.А. Яковлева. - М. : Советская Россия, 1990. - 320 с.
  2. Климов А.А. Основы русского народного танца. М.: Издательство Московского государственного института культуры, 1994г.
  3. Князева О.Л., Маханева М.Д. Программа. Учебно-методическое пособие. 2-еизд., переработ., и доп. – Санкт-Петербург: Издательство «Детство-Пресс». 1998г.
  4. Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. – 2-е изд., переработ., и доп. – М.: Мол.гвардия, 1988. – 224 с., ил.
  5. https://womanadvice.ru/ornament-russkogo-narodnogo-kostyuma
  6. https://vuzlit.ru/496917/hudozhestvennoe_tkachestvo
  7. https://ru.wikipedia.org/wiki/Бурятский_национальный_костюм
  8. https://ru.wikipedia.org/wiki/Русский_национальный_костюм
  9. http://www.tvorchistvo.ru/simvolika-v-ornamente/
  10. http://fb.ru/article/176446/buryatskie-ornamentyi-i-uzoryi-i-ih-znachenie
  11. http://baikal-tales.ru/traditions/crafts/30555/
  12. http://referatwork.ru/refs/source/ref-48909.html


  • Мне нравится 
Поделиться:

10 осенних мастер-классов для детей

Учимся ткать миленький коврик

Эта весёлая планета

Самый богатый воробей на свете

Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"