В данном разделе представлен собственный материал о проектной и исследовательской деятельности
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 53.04 КБ |
![]() | 2.2 МБ |
![]() | 924.53 КБ |
![]() | 1.3 МБ |
![]() | 2.24 МБ |
МО «Прибайкальский район»
МОУ «Турунтаевская СОШ №1»
I муниципальный Фестиваль ученических проектов
«Мой край родной»
(для учащихся начальных классов)
Направление проектной деятельности художественно-творческий
Тема проекта: «Книга сказок Бурятии»
Автор: Дашинова Дарья,
0 класс,
Турунтаевская средняя общеобразовательная школа
Руководитель: Балдакова Елена Александровна,
учитель начальных классов
2019год
Содержание
Актуальность
2019 год - «Год театра в России», направлен на развитие интереса к русской и мировой литературе, пропаганду чтения и книжной культуры во всех ее проявлениях. Чтение книги – особый вид деятельности, относящийся к одному из средств формирования Человека в человеке. Взрослые должны удерживать позиции книги в духовном мире детей. Забота о детском чтении – это забота о будущем России и поэтому надо осознать проблему чтения, как общегосударственную проблему развития культуры, науки, благосостояния нации.
Актуальным во все времена является формирование читательской компетенции у дошкольников, которое необходимо строить с учётом современных требований и подходов. Сегодня в основе грамотности, как её фундаментальная основа лежит читательская деятельность, от умения и навыков чтения зависит, насколько успешно человек сможет жить в информационном обществе. По мнению Л. С. Выготского, именно чтение является важнейшим условием формирования мыслительных способностей. Многим исследователям доказано, что художественная литература оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи, она служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
Выявление проблемы.
Как часто вы читаете детям книги? Каждый день, раз в неделю? Сейчас почти в каждом доме есть компьютер и уж точно телевизор, поэтому чтение книг становиться обременительной обязанностью для родителей. Куда проще включить детям мультики или компьютерную игру и заниматься своими делами.
Но разве вы желаете своим детям плохого? Каждый родитель мечтает, что его ребенок будет самым умным и успешным. Способствовать этому можно элементарно – надо всего лишь приучить детей читать книги.
Цель проекта: развитие творческого потенциала детей через изучение бурятских народных сказок, уметь анализировать прочитанное, высказывать своё отношение.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
Обучающие:
- Научить дошкольников различать виды народных сказок.
-Расширить читательский и культурный кругозор воспитуемых, активизировать читательскую самостоятельность у родителей.
-Сформировать у дошкольников навыки проектной и исследовательской деятельности.
- Обучить дошкольников элементам дизайн - деятельности и привлекать к работе с разнообразными материалами.
Развивающие:
- Развивать воображение у старших дошкольников, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.
- Развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей.
- Совершенствовать словарный запас у старших дошкольнтковдля дальнейшего развития и работой над проектом.
Воспитательные:
- Воспитывать добро, справедливость, любовь к родной культуре.
- Воспитывать единство семейного и общественного воспитания на протяжении работы над проектом.
- Воспитание трудолюбия, аккуратности.
-Завершить работу над проектом мероприятием в группе.
Проект предназначен для детей предшкольной подготовки МБОУ «ТСОШ №1» дошкольная смешанная группа, а также воспитанников подготовительных групп детских садов в Бурятии.
Тип проекта информационный практико – ориентированный, исследовательский.
Срок реализации: краткосрочный.
Принципы построения педагогического процесса:
- От простого к сложному;
- Системность работы;
-Принцип тематических циклов;
-Индивидуальный подход.
Реализация всех направлений в проекте не была бы эффективной без тесного сотрудничества с родителями.
План работы над проектом
№ | Организационные мероприятия | Ответственный | Сроки | Предполагаемый результат |
1. | Определение темы, целей, задач проекта, его исходного положения | Педагог Балдакова Е.А. | декабрь | Формулировка темы, целей, задач |
2. | Создание рабочей группы | Педагог | декабрь | Персональный состав группы |
3. | Определение источников информации | Педагог | декабрь | Рекомендации участникам проекта |
4. | Определение способов сбора материалов | Родители, педагог | декабрь | Родители, дети |
5. | Определение задач | Педагог | декабрь | Каким путем решаем задачи |
6. | Подготовка «Стартового набора». | Педагог | декабрь | Заинтересованность родителей |
7. | Проведение консультации для родителей. | Педагог | В течение всего проекта | Компетентностная готовность педагога к работе в проекте |
Реализация проекта | ||||
1. | Рассматривание готовых изделий | Педагог | январь | Готовые книги (проекты) своими руками |
2. | Сбор информации | Родители, педагог | В течение всего проекта | Чтение русских народных сказок, а такжекниги по работе с разнооб- разными материалами. |
3. | Подбор инструментов для реализации проекта. | Родители, педагог | декабрь | Дидактический материал для работы с детьми (ткани, нитки (мулине), клей, ножницы, игла, тесьма, основа под книгу) |
4. | Создание картотеки наглядного материала | Дети, педагог | В течение всего проекта | Просмотр различных (проектов) книг (своими руками) из разных материалов, в различных техниках работы. |
5. | Разработка модели книги | Дети, родители, педагог | В течение всего проекта | Эскизы детей, родителей, педагогов. |
6. | Формирование коллекций | Дети, педагог | В течение всего проекта | Готовыеэскизы изделия |
7. | Выставка готового изделия | Дети, педагог | декабрь | «Книга сказок» |
Обобщение | ||||
1. | Самооанализ | Педагог | декабрь | Вывод о результатах работы по проекту |
2. | Оформление документов | Педагог | декабрь | |
3. | Выступление перед коллегами | Педагог | декабрь | Передача опыта деятельности детей по данному проекту. |
Описание содержания выполненной работы
1 этап – погружение в проект
Планирование проекта
Содержание работы:
1.Постановка целей и задач.
2.Определение методов, подготовительная работа с воспитанниками и их родителями.
3.Подготовка оборудования и материала.
4.Создание информационного банка данных по проблеме проекта «Книга сказок Бурятии».
5.Разработка плана мероприятий по проекту.
№ | Содержание работы | Ответственные |
1 | Беседа с родителями «Знакомство с проектом» | педагог |
2 | Оформление книжного уголка | педагог |
3 | Беседа «…да в ней намёк». | педагог |
4 | Чтение бурятских народных сказок | родители, педагог |
5 | Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам, изучение с детьми истории возникновения первых книг, видов книг. | педагог |
6 | Просмотр мультфильмов «Богатырь Байкал», «Будамшу», «Волк – простофиля» | педагог |
7 | Посещение библиотеки, знакомство с книгами сказок, имеющихся в библиотеке, викторина «Путешествие в сказку». | педагог |
8 | Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ. | родители |
9 | Создание проекта «Книга сказок Бурятии»» | педагог, родители |
6.Консультации для родителей «Чтение в кругу семьи. Цели и значимость».
7.Анализ литературы по теме проекта.
Формы работы: информационное выступление, презентация, беседа.
Результат этапа: доведена информация о проекте, начат сбор материала.
2 -основной этап реализации деятельности
1.Внедрение проекта в жизнь дошкольников в социуме и семье.
2.Поиск на поставленные вопросы.
3.Чтение сказок в кругу семьи, согласно списку для чтения, в соответствии с программой.
4.Изготовление эскизов книги, деталей будущей книги: вышивка гладью героев сказок, рисование маслом сюжетов произведений.
Содержание работы: иллюстрирование, чтение и анализ сказок.
Формы работы: беседа с элементами диспута, чтение по ролям, словесное рисование, иллюстрирование. Здесь очень важна роль педагога, который должен не только организовать творческий процесс, но и поддержать любое творческое начинание, воодушевить, похвалить, деликатно и тактично отметить что-то положительное в первом литературном опыте каждого ребенка. Ведь одно из обязательных педагогических условий творческой проектной работы – это создание ситуации успеха для каждого дошкольника!
3- заключительный этап
1.Сбор проекта «Книга сказок».
2.Инсценировка сказки.
3.Презентация и защита проекта «Книга сказок Бурятии».
В результате проделанной работы дети приобрели:
В результате работы мы добились положительных результатов и выяснили:
Метод проектирования позволил изменить стиль работы с детьми, повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, вовлечь родителей в образовательный процесс учреждения.
Использованная литература:
Тексты:
1. Зуева Т.В. Чудесный мир сказки и историческая действительность // Восточнославянские волшебные сказки. М., 1992. С. 3-28.
2. Корепова К.Е. Волшебный мир // Русская волшебная сказка: Антология. М., 1992. С. 5-18.
3. Померанцева Э.В. Судьбы народной сказки. – М., 2006.
4. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – Л., 1976.
5. Стрельцова Л.Е., Тамарченко Н.Д. Глаголъ и добро: Волшебные и бытовые сказки. Тверь, 2005.
8. Сказки: Библиотека бурятского фольклора. Кн. 1-2. – М, 1988, 1989.
Приложение
Богатырь Байкал
Бурятская сказка
В старые времена могучий Байкал был весёлым и добрым. Крепко любил он свою единственную дочь Ангару.
Красивее её не было на земле.
Днём она светла — светлее неба, ночью темна — темнее тучи. И кто бы ни ехал мимо Ангары, все любовались ею, все славили её. Даже перелётные птицы гуси, лебеди, журавли спускались низко, но на воду садились редко. Они говорили:
— Разве можно светлое чернить?
Старик Байкал берёг дочь пуще своего сердца.
Однажды, когда Байкал заснул, бросилась Ангара бежать к юноше Енисею.
Проснулся отец гневно всплеснул волнами. Поднялась свирепая буря, зырыдали горы, попадали леса, почернело от горя небо, звери в страхе разбежались по всей земле, рыбы нырнули на самое дно, птицы унеслись к солнцу. Только ветер выл да бесновалось море-богатырь.
Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил от неё скалу и бросил вслед убегаюшей дочери.
Скала упала на самое горло красавице. Взмолилась синеглазая Ангара, задыхаясь и рыдая, стала просить:
— Отец, я умираю от жажды, прости меня и дай мне хоть одну капельку воды…
Байкал гневно крикнул:
— Я могу дать только свои слёзы!..
Сотни лет течёт Ангара в Енисей водой-слезой, а седой и одинокий Байкал стал хмурым и страшным. Скалу, которую он бросил вслед дочери, назвали люди Шаманским камнем. Там приносились Байкалу богатые жертвы. Люди говорили: «Байкал разгневается сорвёт Шаманский камень, вода хлынет и зальёт всю землю»
Только давно это было, теперь люди смелые и Байкала не боятся…
Будамшу
Бурятская сказка
Жил парень по имени Будамшу. Однажды он поспорил с попами. Как-то воткнул он в землю палку перед домом богача и сидит себе.
Вышел богач из дома и спрашивает его:
— Что ты тут делаешь?
— Меня зовут Накорми до отвала. В эту нору забежала рыжая лиса. Вот и закрыл я её. Ты покарауль здесь. Я зайду к вам, попью водички, а эта лиса пусть будет вашей,- отвечает Будамшу.
Обрадовался богач, позарился на лису и говорит парню:
— Ладно, останусь я.
Зашёл Будамшу в дом богача и долго разговаривал с его женой. Богач ждал-ждал его и стал звать:
— Накорми до отвала, иди сюда!
Услышала голос мужа его жена и очень удивилась:
— О чем он кричит? Накорми до отвала… Зачем он велит кормить этого бедняка?
Снова богач кричит:
— Накорми до отвала!
Шибко удивляется жена богача и много еды ставит перед Будамшу.
Так смекалистый Будамшу и наелся досыта.
Волк - простофиля
Бурятская сказка
Однажды голодный волк в поисках пищи брёл по дороге и, увидев пасущуюся на лугу лошадь, сказал ей:
— Лошадь, я тебя съем.
— Ну что ж, ешь, — сказала лошадь. — Только прежде прочти, что у меня на копыте написано.
Стал волк рассматривать, что написано у лошади на копыте. А лошадь как лягнёт его копытом по голове — так наш волк по траве и покатился.
А лошадь тем временем и скрылась.
Очнулся волк, побрёл дальше и охает:
— Никогда я не был грамотеем. И какой шайтан угораздил меня читать, что на копыте написано?
Вот идёт волк и встречает собаку охотника.
— Собака, я тебя съем, — говорит он.
— Хорошо, съешь, — отвечает собака. — Только помоги мне сначала из кустарника принесённую добычу достать: я сама-то уж стара стала — плохо вижу.
— Хорошо, — соглашается волк.
Собака повела волка в чащу кустарника, где её хозяином-охотником был запрятан капкан, а возле него брошена приманка — кусок старой говядины.
— Вот здесь, поищи в кустах, — говорит собака.
Полез волк сдуру в кусты за мясом да и попал ногою в капкан. А собака что есть духу помчалась поскорее домой, чтобы привести с собой хозяина-охотника.
Тут только понял волк, в какую беду он попал; перегрыз себе лапу да на трёх ногах насилу убежал в своё логово, дорогой ругая себя на чём свет стоит:
— Дурень я, дурень. И зачем собаку послушал?
Вот прошло некоторое время. Снова волк проголодался и пошёл отыскивать себе пищу. Бродил он вокруг деревни и увидел: на околице у амбара свиньи роются. Подошёл к ним волк и говорит:
— Свиньи, я вас съем.
— Коли хочешь, ешь, — отвечают свиньи. — Только сначала послушай, как мы песни поём.
— Ну что ж, пойте, а я послушаю, — соглашается волк.
Свиньи стали кружиться вокруг изгороди и подняли такой оглушительный визг, что прибежали люди с палками и, увидев волка, принялись бить его.
Насилу волк вырвался и еле ноги уволок.
Убегая, он снова принялся ругать себя за оплошность.
— И поделом, — говорит он, — мне, дураку серому. Только больше я уж ничьих слов слушаться не буду и первого, кто мне попадётся, живьём съем.
И попадается ему навстречу человек — из лесу дрова везёт.
— Ну, теперь-то я тебя съем! — говорит волк. И уж совсем норовит на человека броситься.
— Ну, что же, ешь, я готов, — говорит человек. — Только тебе на земле меня съесть неудобно: заслышат мои собаки, прибегут, отнимать меня будут. Ведь так?
— Так, — отвечает волк.
— Ну вот. А чтоб никто тебе не мешал, залезем оба на дерево. Там ты и съешь меня.
— Хорошо,- соглашается волк.
Человек быстро взобрался на дерево и кричит волку:
— Полезай и ты!
— Не могу взобраться, — отвечает волк. — Когти не берут.
А человек это и без того знал.
— Ну хорошо,- отвечает он. — Вот я брошу тебе сверху верёвку, ты просунь в неё голову, и я тебя затащу наверх.
Сделал человек на конце верёвки петлю и бросил её волку. Волк живо просунул голову в петлю и кричит человеку:
— Тяни!
Соскочил человек с дерева, ухватился за конец верёвки да и потянул волка вверх. Петля туго стянула шею волка, — тут ему и смерть пришла.
Девица Хонхинур
Бурятская сказка
В глубокой долине, изрытой кочкарником, на берегу Золотого озера жила в незапамятные времена девица Хонхинур. И было у нее двадцать семь любимых погремушек.
Пришла однажды к девице хитрая лисица и говорит:
— Позвали меня на свадьбу к Хартаган-хану, а у меня, несчастной, даже погремушек нет. Не дашь ли мне двадцать семь своих, добрая девица Хонхинур?
— А я с чем останусь? — удивилась Хонхинур и не дала лисице погремушек.
Рассердилась лисица и говорит:
— Я ухожу, но через три дня вернусь, если ты и тогда не дашь мне своих погремушек, то я проглочу твое Золотое озеро и растопчу твою кочковатую землю!
Пригрозила и ушла.
Сидит девица Хонхинур, горько плачет. Летели два лебедя, услыхали девичий плач и спрашивают:
— Отчего ты, девица, плачешь?
— Да как же мне не горевать, как мне слез не лить, — пожаловалась Хонхинур. — Приходила ко мне лисица, просила двадцать семь погремушек, а я не дала. Тогда лисица пообещала вернуться через три дня и забрать погремушки. А если я не отдам их, она выпьет Золотое озеро и растопчет мою кочковатую землю.
Говорят два лебедя девице Хонхинур:
— Не печалься и не плачь! Если придет лисица просить двадцать семь погремушек, не отдавай ни одной. А если будет грозить, что проглотит озеро и растопчет землю, ты спроси: «Не оттого ли у тебя такой широкий рот, что тв когда-то уже пыталась проглотить озеро? Не оттого ли у тебя нет копыт, что ты уже пыталась растоптать кочковатую землю?»
Поднялись лебеди и улетели в соседнюю рощу.
А через три дня явилась лисица и говорит девице Хонхинур:
— Отдавай двадцать семь своих погремушек, а не то я проглочу Золотое озеро и растопчу кочковатую землю!
— Не получишь ты двадцать семь погремушек! — отвечает девица Хонхинур. Не оттого ли у тебя такой штрокий рот, что ты уже пыталась проглотить озеро, да не смогла? Не оттого ли у тебя нет копыт, что ты уже пыталась растоптать кочковатую землю, да все без толку?
Удивилась лисица.
— Кто тебя научил таким словам? — спрашивает.
— Сама додумалась, — отвечает девица Хонхинур.
— А пока ты думала, никто рядом не пробегал, никто мимо не пролетал? — не унимается лисица.
— Пролетали два лебедя, — проговорилась девица Хонхинур.
— И куда же они скрылись? — все допытывается лисица.
— В соседнюю рощу улетели, — отвечает Хонхинур.
Пошла лисица искать лебедей. Всю рощу обегала, каждый кустик и дерево обнюхала. Наконец нашла она лебедей в сосновом дупле. Поймала их лисица и давай трепать, приговаривая:
— Зачем вы научили девицу Хонхинур уму-разуму, зачем лишили меня двадцати семи погремушек?!
— Не бей нас, лисица! — взмолились лебеди, — Лучше проси, что хочешь. Все сделаем.
— Отвезите меня за море! — говорит лисица.
Взяла она в рот земли еловую палку, закусила ее покрепче, подхватили лебеди своими калеными клювами эту палку с обоих концов и понесли лисицу за море. Вот уже стали к другому берегу подлетать. Увидали люди двух лебедей, несущих лисицу на палке, стали удивляться, гадать стали.
— Чего лисице на том берегу не хватило? — друг у друга спрашивают.
— Двадцати семи погремушек! — закричала она, разжав зубы, и полетела в воду.
Еле-еле выбралась лисица на песчаную отмель. Отряхнулась она, проводила взглядом улетевших лебедей и только тогда поняла, что не вернуться ей больше на другой берег моря, не видать ей двадцати семи погремушек.
Два барана и лиса
Бурятская сказка
Повздорили однажды два барана и начали бодаться. Увидела их пробегавшая мимо лиса, остановилась.
«Если эти двое не успокоятся, то поубивают друг друга. А значит, будет мне мясо на обед.», – подумала лиса и присела на обочине дороги. Сидит, ждет. Долго ждала, наконец не вытерпела.
«Сбегаю, – думает, – посмотрю, что они там не поделили». Подбежала поближе и увидела, как из пораненных бараньих рогов капает кровь на землю.
– А ведь здесь уже сейчас можно полакомиться! – обрадовалась лиса. И когда бараны разошлись на несколько шагов, чтобы с разбега ударить друг друга рогами, лиса успела подбежать и слизать свежую кровь с травы. Словчила лиса один раз, словчила в другой. А в третий раз не успела отскочить в сторону, схлестнулись бараньи рога и в лепешку раздавили лису. Так она бесславно и окончила свой век.
Зима и лето
Бурятская сказка
Говорят, жирный конь считается хорошим, а богатый человек — мудрым… Не помню, кто придумал эту пословицу. И отец мой не помнит. И отец моего отца не помнит. И дед моего деда, сказывают, не помнит. Одно ясно — пословицу эту придумали богачи-нойоны. Дескать, смотрите, мы потому и богаты, что родимся умными, а бедняки-пастухи глупы от рождения, потому работают на нас, мудрых нойонов. Хитро сказано, да не очень! Вот вам небольшая сказка…
Так начал старый бабай, когда однажды вечером улусная молодежь собралась в его юрте.
Жил когда-то хан со своими прислужниками нойонами. Были эти нойоны один толще другого, другой жирнее третьего, третий хвастливей четвёртого. Знали нойоны одно — собирали налоги с населения, а потом лежали на мягких шкурах, пили архи и объедались до бесчувствия. Был среди ханских нойонов самый толстый и жирный, самый спесивый и хвастливый нойон Бадма. Не проходило и дня, чтобы он, важно поглаживая бритую голову, не уверял хана:
— Всемогущий хан! Жирный конь считается хорошим, а богатый человек — мудрым. Положись во всём на нас…
В это же время в далёкой степи жил один бедный пастух со своей дочкой, которая в народе прославилась умом и находчивостью. Говорили, что она могла разгадывать самые хитрые загадки, а главное, так смело и умно разговаривать с нойонами-сборщиками ханских налогов, что они каждый раз, обескураженные, уезжали от неё ни с чем.
Прослышал о дочке сам хан и рассердился:
— Неужели эта девчонка из рода козопасов умней моих нойонов?
И решил хан проверить её мудрость и остроумие. И приказал поехать к ней самому жирному и, как считалось, самому мудрому нойону Бадме. Тот сел на своего коня, такого же, как хозяин, жирного, чересчур откормленного и ещё раз похвастал:
— Всесильный хан! Жирный конь считается хорошим, а богатый человек — мудрым. Надейся на меня!
Долго ехал по степи важный нойон, а когда подъехал к юрте бедного пастуха, не увидел ничего, за что можно было бы привязать коня. Даже столбика не было около юрты — так бедно жил пастух. Потоптался нойон на одном месте и крикнул:
— Эй, кто там в юрте! За что привязать коня богатому нойону?
Распахнулась дверца юрты, и оттуда выглянула черноволосая девочка с бойкими, блестящими глазами. Послышался звучный голосок:
— Если хочешь привязать коня, то привяжи его за лето или за зиму…
— Как сказала? — остолбенел ханский прислужник.
— Я сказала: привяжи коня за лето или за зиму.
Нойон Бадма рассвирепел:
— Глупая девчонка! Неужели ты думаешь, что ханский нойон глупее тебя… Или ты не знаешь, что жирный конь считается…
Однако Бадма так и не договорил свою излюбленную пословицу. Юркая девочка захлопнула дверцу юрты и скрылась.
«Глупа, как овца, глупа» — подумал толстяк нойон и погнал скорей коня назад, чтобы обрадовать хана известием, что в простом народе не бывает умных людей. А дни в степи стояли жаркие. Палило солнце. Чересчур жирный, малообъезженный конь Бадмы вскоре раскис и сдал, отказавшись везти дальше своего толстого хозяина. Словом, не каждый жирный конь хорош… Нойон явился во дворец пешком, запылённый, в порванных унтах, но по-прежнему самодовольный и спесивый.
— Ну, что интересного слышал и видел? — спросил его хан.
— Ничего интересного, — отдышавшись, хихикнул Бадма, — ничего интересного. Глупа она, всемогущий хан, как овца.
И нойон рассказал хану о разговоре с дочкой пастуха. Хан задумался и спросил:
— А что еще ты видел у них возле юрты?
— Ничего, кроме худой телеги и саней.
— Сам ты дурак, Бадма,- нахмурился хан, — лето и зима это и есть телега и сани…- И подумал хан, что недолго ему со своими глупыми нойонами царствовать над народом.
Медведь
Бурятская сказка
Жил-был бедный посудник. С утра до ночи мастерил он деревянную утварь, этим и кормился.
Вот пошел он однажды на берег моря вырубить мягкую да гибкую ветку для обруча на туесок. увидел красную березу и уже топор над нею занес, как говорит береза человеческим голосом:
– Не губи меня, добрый человек! Не руби моих красных ветвей. Проси, что захочешь. Любое твое желание исполню.
– Будь по-твоему, – согласился посудник. – Только сделай меня купцом.
И дня не прошло, как разбогател вчерашний бедняк, купцом сделался. На подворье у него работников – не сосчитать, в амбарах разного товару видимо-невидимо, в тугой мошне денег полно. А сам бывший посудник по двору ходит, на слуг своих покрикивает. Но скоро надоела ему такая жизнь. Опять пошел бывший посудник к красной березе.
– Хочу быть царем! – говорит.
Оглянуться не успел, как сделалось вокруг него дивное царство. даже слуги в том царстве в бобровых шапках ходят, а богатые люди низко кланяются царю-батюшке. И никто не вспоминает, что был он когда-то бедным посудником. «Одна береза об этом знает», – думает новоиспеченный царь. А раз так, решил он срубить красную березу.
Сказано – сделано. Отправился царь в сопровождении своего войска на берег моря. Увидев красную березу, кинулись слуги с острыми топорами исполнять царское повеление. Но зашумела береза всеми ветвями, заговорила человеческим голосом:
– Оглянитесь а своего царя.
Оглянулись слуги и видят: царь превратился в медведя и пустился бежать в дремучий лес. Но разве убежишь от самого себя.
Вот почему буряты говорят, что медведь прежде был царем, а встретившись с глазу на глаз, обязательно обратятся к нему со словами: «Царь-человек, уступи дорогу!» – и медведь сворачивает, рассказывает таежный народ.
№ | Структура | Содержание |
1. | Тема | Проект «Книга сказок Бурятии» Проект посвящён бурятским народным сказкам. Предполагаем разработать: модель книги для того, чтобы повысить интерес обучающихся к литературному чтению и способствовать развитию творческих способностей. Прогрессивный опыт: Удовлетворить потребности ребенка в художественно-эстетической деятельности, через создание модели культурно-духовного развития ребёнка |
2. | Адресация проекта | Дети дошкольного и младшего школьного возраста, родители, педагоги. |
3. | Руководитель проекта | Педагог: Балдакова Елена Александровна |
4. | Участники проекта | Дашинова Даша, Стенина Ева, Курило Алина |
5. | Возраст воспитанников | 6лет |
6. | Особенности проекта | По характеру создаваемого продукта: -информационный практико – ориентированный; -исследовательский; По количеству создателей: -групповой; По продолжительности: -краткосрочный; По профилю знаний: - художественно – эстетическое развитие; По уровню контактов и масштабам организации: -внутришколы; |
7. | Цель проекта | Цель проекта: развитие творческого потенциала детей через изучение бурятских народных сказок, уметь анализировать прочитанное, высказывать своё отношение. В реализации проекта использовались методы в сфере ФГОС: - теоретический: анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение. - эмпирический: наблюдение, изучение продукта деятельности. - практический. - наглядный. - проблемно – поисковый. |
8. | Задачи проекта | Обучающие: - Научить дошкольников различать виды бурятских народных сказок. - Расширить читательский и культурный кругозор дошкольников, активизировать читательскую самостоятельность у родителей. -Сформировать у дошкольников навыки проектной и исследовательской деятельности. - Обучить дошкольников элементам дизайн- деятельности и привлекать к работе с разнообразными материалами. Развивающие: - Развивать воображение дошкольников, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов. - Развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей. - Совершенствовать словарный запас дошкольников для дальнейшего развития и работой над проектом. Воспитательные: - Воспитывать добро, справедливость, любовь к родной культуре. - Воспитывать единство семейного и общественноговоспитания на протяжении работы над проектом. - Воспитание трудолюбия, аккуратности. -Завершить работу над проектом мероприятием в группе и выставкой в школе. |
9. | Ресурсы проекта | - Просмотр фильмов и мультфильмов по теме «Бурятские народные сказки» - Посещение библиотеки с целью знакомства с книгами сказок. - Проведение игры-викторины «Путешествие в сказку». -Изучение с детьми истории возникновения бурятской народной сказки. - Инсценировка сказки «Богатырь Байкал». - Просмотр презентации. - Изготовление героев сказок. -Изготовление эскизов книги, деталей. -Рисование маслом сюжетов произведений. -Организация презентации проекта перед детьми дошкольных групп. |
10. | Предполагаемые результаты и продукты проекта | Результат деятельности педагога: - создание проекта «Книга бурятских народных сказок»; -презентация проекта на I муниципальном фестивале «Мой край родной»; -сбор информации о сказках; -фотоматериалы; -разработанные и изготовленные эскизы изделия; -материалы в портфолио; Результаты деятельности детей: Внешние: -организация и защита готовых проектов; -рисование маслом сюжетов произведений; Внутренние: -вербально –лингвистические – обогащение словарного запаса, развитие речевых умений; -визуально – пространственные – развитие зрительной памяти; -моторно – двигательные – развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности; -межличностные – формирование коммуникативных умений; приобретение культурно-духовных ценностей; - внутриличностные –сомопознание, активизация любознательности. -приобретение коллекции готовых изделий; |
11. | Этапы работы над проектом | Вынесены отдельным материалом |
11
Классная газета 1 «Б» класса МОУ «Турунтаевская СОШ №1»
| |
Газета о нас, для вас и о тех, кто хочет знать о нас! | |
Выпуск №2 Октябрь, 2019 год |
Читайте в номере!
дни в школе…………с.2-4
| Колонка редактора
|
Учение в школе - это новый период в жизни ребёнка. Очень важно, чтобы с первых дней пребывания в школе ребёнок чувствовал себя комфортно. От этого будет зависеть успешность его обучения и общения в школе. Дети далеко не одинаково легко "вживаются" в новые условия жизни - школьное обучение. Самое важное – это восстановление у ребёнка положительного отношения к повседневной школьной деятельности, ко всем лицам, участвующим в учебном процессе ребёнка. Когда учёба приносит радость, школа не является проблемой. Успешность ребёнка зависит от готовности к обучению в школе в свете Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, что предполагает сформированность у первоклассника универсальных учебных действий: 1. Социальная готовность – (коммуникативные УУД) – предполагает развитие у детей сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно корректировать действия друг друга, договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать, строить отношения как с учителем, так и со сверстниками. 2. Личностная готовность – предполагает, что первоклассник должен понимать и выполнять нормы и правила поведения в школе, быть в ладу с самим собой, сдерживать, контролировать себя. По новым стандартам это звучит так: личностные УУД – осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, ориентировка в нравственных нормах и правилах, выработка своей жизненной позиции в отношении мира. Главное в первом классе – это формирование учебной мотивации: развитие познавательных («Хочу всё знать») и социальных («Хочу стать взрослым…») мотивов у первоклассника способствует возникновению внутренней позиции школьника, освоению статуса ученика. 3. Предполагает и сформированность регулятивных УУД – умение управлять познавательной деятельностью. Первоклассник должен быть готов: - Внимательно слушать задания, инструкции. - Ставить цель перед выполнением задания. - Планировать способы его выполнения. - Контролировать правильность выполнения. - Корректировать (исправлять) свои действия. - Оценивать успешность своей работы. 4. Интеллектуальная, умственная готовность предполагает сформированность познавательных УУД: - исследование, поиск, отбор и систематизация необходимой информации; - моделирование, структурирование; - обобщение и практическое применение изучаемого материала; - развитие мыслительных операций. Важно не учить ребёнка читать, а развивать речь и способность различать звуки, не учить писать, а развивать мелкую моторику. Важно качество мышлений, а не сумма знаний. Для того чтобы помочь каждому ребёнку из моего класса адаптироваться к новой жизненной ситуации я строю обучение с учётом особенностей организации деятельности детей данного года жизни. Особое внимание со стороны учителя требуют первые дни пребывания ребенка в школе. Необходимо помнить, что такие качества отдельных детей, как невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость, неумение управлять своим поведением связаны с особенностями их психики. Важно не делать детям резких замечаний, не одергивать их, стараться фиксировать внимание на положительных проявлениях ученика. Не допустим авторитарный тип общения. Я всегда подчёркиваю достоинства и успехи детей, стараюсь наладить их отношения со сверстниками. В первые месяцы учебного года я не вызываю к доске детей, не уверенных в себе, стеснительных. Учу детей организовывать свою деятельность, планировать свои действия. Особое внимание уделяю структуре урока. Для первоклассников актуальны виды деятельности, которыми они занимались в дошкольном возрасте. Это игра. Принципиально важно обратить внимание на два вида игр – ролевые и дидактические. Особенно в первые недели учебы дидактические игры должны присутствовать на каждом уроке, заполнять перемены и динамическую паузу. Ролевые игры очень важны для формирования произвольного поведения, воображения, творчества ученика. Ш. А. Амонашвили считает, что было бы очень хорошо, если бы ребенок включался в учение с таким же желанием, с каким он включается в игру. Учебная работа должна быть организована как разнообразная деятельность, в которой даже первоклассник сам добывает знания, проводит опыты, наблюдает, исследует, делает выводы, свободно высказывает свои мысли и впечатления. Такой учебный труд требует усилий, напряжения всех внутренних сил, а потому доставляет радость и удовольствие. Используя на уроках дидактические игры, я позволяю детям подвигаться. В зависимости от характера заданий, дети могут на уроке вставать из-за парт, свободно перемещаться, подходить к столу учителя, к игрушкам и т. д. Школа, урок – продолжение жизни ребёнка. Ребёнок никогда не расстается с тем, что он любит, к чему стремится. Он идёт в школу не только за знаниями, которые даёт учитель, но и для встречи с друзьями, для общих игр, для обмена впечатлениями. Когда на глазах у первоклассников с цифрами происходят удивительные приключения, а со словами и слогами – забавные истории и превращения, когда задачи звучат как загадки, а рассказ – как путешествие, учиться маленькому ученику интересно, потому что учение становится продолжением общего радостного мироощущения ребенка. Чтобы создать ощущение «радости жизни», не надо бояться обвинения в развлекательности, наоборот, считает Ш.А.Амонашвили, именно эти «отступления», временное перенесение внимания на события, волнующие кого-то из детей, наполняют урок важным для них смыслом. Поздравить именинника, обменяться мнениями, посоветоваться, пошутить, вспомнить весёлую историю и т. д. – всё это и создаёт непринуждённую обстановку на уроке. Для сплочения детского коллектива и создания благоприятного климата в классе большую роль играют внеклассные мероприятия и праздники, на которые приглашаются родители. Адаптационный период совпадает по времени с сезоном года благоприятным для проведения экскурсий и целевых прогулок, в ходе которых происходит знакомство детей с окружающим миром. Тем самым обеспечивается накопление чувственного опыта, реальных ярких впечатлений, которые очень важны для успешного познания окружающего. Прогулки и экскурсии провожу с целью развития навыков восприятия, эстетического любования и наблюдательности, а также сбора природных материалов. Используя всё это, учитель значительно облегчит прохождение адаптационного периода у учащихся, способствует созданию доброжелательной атмосферы, позволяющую школьникам и учителю понять друг друга, создать атмосферу сотрудничества учитель – родитель. Проблема адаптации первоклассников к школе является актуальной для всей системы образования. В настоящее время многие учителя считают, что и детям, и учителям сейчас очень трудно учить и учиться, чем раньше. Изменилось всё: и дети, и их родители, и отношение семьи к школе. Для многих детей очень трудным становится взаимодействовать с другими. Изменилась и атмосфера в семьях, поменялась школа ценностей, изменился круг интересов детей. И поэтому, сегодня усилия многих людей: родителей, воспитателей ДОУ, учителей и психологов направлены на создание позитивного отношения будущего первоклассника к школе, а также на сохранение психофизического здоровья ребенка. Для большинства, школа – это важный жизненный опыт. Школа ставит первоклассника в «жёсткие рамки правил и требований», которые он должен соблюдать, у некоторых детей эти правила вызывают сопротивление. Это связано с тем, что некоторые правила им не всегда понятны. Важное значение успешной адаптации играет соблюдение режима дня первоклассника: суточный сон – 11,5 часов, подъём, утренняя гимнастика, питание, прогулки – 3-3,5 часов в день, занятия дома – с 16 до 20 часов, не более одного часа с перерывами через 20 минут. Внешкольные занятия – по состоянию ребёнка, спокойно, без спешки, игры, любимые занятия, посильная помощь по дому, общение с родными, за компьютером – не более 15 -20 минут с гимнастикой для глаз и осанки. Обязательно, совместная подготовка к школе с вечера: собрать портфель, приготовить одежду, обсудить меню завтрака, отход ко сну – в одно и то же время, после спокойных игр и гигиенических процедур. Спать ребёнок должен при полной тишине и темноте. Терпение и доброжелательность, эмоциональная поддержка и похвала, любовь и участие родителей – залог успешной адаптации первоклассника. |
Участие в районном конкурсе изобразительного и декоративного искусства |
Мы теперь пешеходы! | |
Мы теперь первоклассники! |
|
01.10. – Филатов Егор,
01.10. – Коковина Ирина
Главный редактор: Балдакова Елена Александровна, учитель, ассистенты учащиеся: 1«Б» класса МОУ «Турунтаевская СОШ№1» |
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Мастер-класс "Корзиночка"
Юрий Алексеевич Гагарин
Ёжикина Радость