В проекте освещены техники лоскутного шитья "Быстрые квадраты"
Вложение | Размер |
---|---|
v_strane_loskutnoy_mozaiki.doc | 955 КБ |
Муниципальный тур окружного конкурса творческих работ учащихся
«Интеллект. Творчество. Фантазия».
Секция: художественное творчество
Научно-исследовательская работа
по теме:
«В стране лоскутной мозаики!»
Работу выполнила:
Кашапова Эльвира
ученица 7А класса
ГБОУ СОШ с.Камышла
Руководитель: учитель технологии
Пупкова Альфия Нигматовна
с.Камышла
2022г
Обоснование проблемы
До начала XVIII века довольно трудоёмкая текстильная промышленность в России развивалась в основном кустарными подручными способами в мастерских и на дому. Долгое время лидерами по производству натуральных тканей и изделий из них были густонаселённые регионы стран Востока (Персия, Китай, Египет). Текстильные товары из этих стран были важным предметом экспорта в Европу. Именно поэтому в России в простой крестьянской семье ткань считалась роскошью, и каждый лоскуток ткани имел высокую цену. Пошив различных предметов одежды производился в основном из домотканого полотна. Покупные ткани появлялись редко и в более обеспеченных семьях. Пошив строго регламентировался, и правила кроя без отходов передавались от одного поколения к другому. Бережное отношение к каждому лоскутку ткани в русском крестьянском доме формировалось годами. Кусочки ткани, оставшиеся при раскрое, не выбрасывали, а складывали до тех пор, пока не наберется достаточное количество для изготовления нужного изделия. Каждому лоскутку находилось определенное место при создании текстиля. Хозяйки не просто сшивали лоскутки, а стремились сделать это искусно. Придумывали узоры, композиции, подбирали детали по форме и цветовым сочетаниям. Лоскуток к лоскутку — и на глазах получался изысканный узор, вызывающий умиление и восторг у всех окружающих.
Стесненность в средствах в XVIII веке толкнула рукодельниц на создание лоскутного шитья. В то время они и не догадывались, что в будущем возникнет целое искусство, основанное на аккуратном сшивании одежды и предметов быта из маленьких разноцветных кусочков ткани.
В середине IXX века текстильная промышленность начала набирать обороты, и количество выпускаемых товаров увеличилось. Появились синтетические ткани, которые стоили намного дешевле, чем ткани из натуральных волокон. Предметы текстиля стали более доступными, лоскутное шитье, как и другие виды рукоделия, ушло в прошлое.
В конце XX века у многих людей наступило перенасыщение однотипными товарами, которыми забиты прилавки магазинов, и вот опять мы вернулись к истокам прошлого и решили вспомнить различные виды рукоделия, в том числе и лоскутное шитье.
Сегодня, несмотря на интенсивное развитие современных технологий, к лоскутному шитью снова возвращается былая популярность. Шитье из лоскутков занимает достойное место среди таких видов рукоделия, как шитье, вязание, вышивание.
Проблема в том, что перерыв в этой трудовой творческой деятельности немаленький, поэтому многие техники лоскутного шитья забыты. Что бы восстановить секреты и способы лоскутного шитья, я решила разработать проект, который поможет изучить технику лоскутного шитья и создавать различные текстильные изделия из кусочков тканей, а так же сшить изделия, используя простые техники лоскутного шитья.
Актуальность проекта заключается в том, что самые простые текстильные изделия, выполненные в технике лоскутного шитья, будут вызывать интерес у окружающих и украшать интерьер любого уголка в доме.
Объект исследования: лоскутное шитье – как искусство в творческой деятельности.
Предмет исследования: техники и способы лоскутного шитья
Гипотеза: лоскутное шитье - это древнее искусство с бесконечным потенциалом для творческой деятельности в наше время.
Цель: сшить изделие, используя простую технику лоскутного шитья.
Задачи:
- изучить историю возникновения лоскутного шитья;
- рассмотреть способы лоскутного шитья;
- подобрать кусочки тканей для создания изделий из лоскутков;
- сшить подставки под горячее;
Методы исследования:
- систематизация и анализ собранной информации;
- метод использования Интернет – ресурсов.
Оригинальность идеи в том, что наш проект соберет в себя необходимую информацию о способах лоскутного шитья, а наглядное изучение различных техник лоскутного шитья поможет узнать, какие узоры можно выполнить при создании швейного изделия в той или иной технике лоскутного шитья.
Практическая значимость заключается в том, что разработанный проект позволит поделиться информацией с окружающими и дать им возможность попробовать свои силы в искусстве лоскутного шитья. Материалы и исследования могут найти применение на уроках технологии, ИЗО.
Анализ исторических прототипов и современных аналогов
История возникновение лоскутного шитья
Лоскутное шитьё - вид рукоделия, в котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из кусочков ткани (лоскутков). В процессе работы создаётся полотно с новым цветовым решением, узором, иногда фактурой. Все швы стачивания в лоскутном полотне находятся на его изнаночной стороне.
Родиной данной техники принято считать Англию. Но на самом деле история появления лоскутного шитья связана с гораздо более давними временами. В национальном музее Каира выставлен образец орнамента, материалом для которого послужили кожаные фрагменты шкуры газели, ученые датируют его 980 г. до н. э. В музее города Токио хранится старинный наряд аналогичного возраста с лоскутными узорами. В 1920 году английским археологом Александром Штейном был обнаружен буддийский ковер, относящийся примерно к IX веку, сшитый монахами из множества кусочков одежды паломников.
Западное название лоскутному шитью – пэчворк, что означает практичный и недорогой вид декоративно-прикладного творчества. Первоначально пэчворк существовал в Англии, куда с XVI века свозили из Индии отличные хлопчатобумажные ткани ярких узоров и расцветок.
С 1712 года правительством Англии в целях развития собственной мануфактурной промышленности было запрещено ввозить в страну и продавать индийский ситец и изделия из него. С тех пор история лоскутного шитья в стране получила толчок к развитию. Ситец стал контрабандным и дорогим. Пошив из него одежду, бережливые англичанки остатки ткани пускали на другие изделия - в основном аппликации для шерстяных и льняных полотен. Самые мелкие лоскутки собирались в мозаику, образуя единое полотно.
В нашей стране упоминания о данной технике встречаются с XVIII века с поступлением в продажу заморского дорогостоящего ситца. Своего расцвета это искусство достигло в конце XIX в, что связано началом развития производства ситца машинным способом на мануфактурах и повсеместным распространением недорогих тканей из хлопка с набивным рисунком. Таким образом, в нашей стране вся история лоскутного шитья кратко сводится к появлению промышленного производства в текстильной сфере. Ситцевые рубахи и сарафаны прочно обосновались в обиходе. Украшением их, как правило, служил лоскутный орнамент. Экономные хозяйки умудрялись из малейших ситцевых клочков, оставшихся после раскроя одежды, собирать множество полезных изделий.
Лоскутное одеяло вносило красоту в скромный повседневный быт, дарило радостные краски немудреному крестьянскому жилью. Известен такой исторический факт: жена Петра I Екатерина сшила в подарок супругу лоскутное одеяло. Лоскутные одеяла очень ценили, красивое одеяло было гордостью хозяйки, являлось символом благополучия и достатка в доме. Когда родители собирали невесте приданое, то не забывали приготовить и лоскутное одеяло. Детское одеяльце обязательно шили для новорожденных из лоскутков. Можно без преувеличения сказать, что лоскутные одеяла помогали выжить в холодные промозглые ночи революций и войн, согревали «разноцветьем» воспоминаний о счастливой мирной жизни.
В послевоенные годы лоскутным шитьем занимались только бабушки в деревнях, помнящие лихолетье и по старинке сберегавшие каждый лоскуток, да редкие художники-энтузиасты, влюбленные в текстиль и народное творчество. В 1970-ые годы в моду вошел фольклорный стиль, и в связи с ним проснулся интерес к традициям лоскутного шитья. Не только местные, но и крупнейшие музеи России обратили внимание на русский текстиль и стали изучать его, как вид искусства.
Сегодня искусство лоскутного шитья переживает свое второе рождение. Появилось много мастеров, поднявших этот вид рукоделия на небывалую высоту, созданы многочисленные клубы, студии, мастерские, изучающие и развивающие такое древнее и вечно новое лоскутное шитье.
Анализ возможных идей. Выбор оптимальных идей
Проводя исследовательскую работу, я узнала, из каких геометрических фигур проще всего шить изделие:
Сшивание квадратов
Подготовленные разноцветные квадратные лоскутки складываются в определенный рисунок.
Сшивание полос
Пестрые отрезы из полос соединяется по-разному: в спиральных или зигзагообразных формах, в горизонтальных или вертикальных направлениях.
Сшивание треугольников
Используют равнобедренные треугольники.
Так как я впервые занимаюсь лоскутным шитьем, я решила рассмотреть самые легкие способы этого творчества.
Простейшие способы и техники лоскутного шитья
Быстрые квадраты, шахматка, весы.
https://www.youtube.com/watch?v=7hCc46M8xKk
Полоска к полоске, бревенчатая изба.
Волшебные треугольники.
https://www.youtube.com/watch?v=w6pM2xd254o
Систематизация и анализ собранной информации
В результате исследований и изучения возможных способов лоскутного шитья я решила создать подставки под горячее, используя технику «Быстрые квадраты».
Для создания подставок понадобится
Материалы | Инструменты |
кусочки тканей разной расцветки из натуральных волокон | швейная машина |
нитки | ножницы |
линейка | |
мел | |
иголка | |
английские булавки |
Куски тканей я покупаю в городе Похвистнево в швейном цехе магазина «Шторы». Там можно их купить по 100рублей за килограмм.
Предварительные экономические расчеты для подставок под горячее
Кусочки тканей | Имелись в наличии |
Нитки | Имелись в наличии |
Электричество | 30рублей |
Итого: | 30 рублей |
Экологическая оценка будущих изделий
Подставки под горячее я буду создавать из тканей натурального происхождения, которые хорошо впитывают влагу, пропускают воздух, не вызывают раздражения кожи человека. Исходя из этого, можно сделать вывод, что изделия не принесут вреда здоровью человека и окружающей среде.
Для изготовления подставок под горячее я буду использовать:
машинный шов «прямая строчка с открытым срезом» |
Техника безопасности при работе
ножницами:
1.Храни ножницы в указанном месте в определенном положении.
2. Клади ножницы на стол так, чтобы они не выступали за край стола, кольцами к себе.
3.При работе внимательно следи за линией разреза.
4.Не работай тупыми ножницами, с ослабленным шарнирным креплением.
5.Во время резания придерживай материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвий ножниц.
6.Не держи ножницы концами вверх.
7.Не оставляй ножницы в раскрытом виде.
8.Не режь ножницами на ходу.
9.Передавай ножницы товарищу только в закрытом виде, кольцами вперед.
10.Не играй с ножницами, не подноси их к лицу, используй ножницы только по назначению.
ручной иглой:
1. Не бросайте иглы. Проверяйте их количество до начала работы и в конце.
2.Не закалывайте иглы в обрабатываемый материал или в свою одежду.
3.Ни в коем случае не бери иглы в рот и не играй с иглой.
4.Не оставляй иглу на рабочем месте без нитки.
5.Во время работы вкалывайте иглы в специальную подушечку - игольницу.
6.При шитье пользуйтесь напёрстком.
7.Не отвлекайся во время работы с иглой.
на швейной машине:
1. Маховое колесо вращать только на себя.
2. Толщину нитей и иглы подбирать в соответствии с тканью.
3. Проверять степень натяжения верхней нити, величину стежка, вид машинной строчки.
4.Заправлять нити в точном соответствии с инструкцией к швейной машине (нити верхней и нижней заправки должны быть одного номера и желательно одного цвета).
5. Помнить, что при шитье деталь изделия должна находиться с левой стороны от работающего, а припуски на швы — с правой стороны.
6. Под лапку подкладывать ткань, делать прокол иглой, опускать лапку, выводить нити за лапку с концами длиной 8—10 см.
7. По окончании работы поднимать иглу и лапку, отодвигать ткань в сторону, подтягивать нити и обрезать их, используя нож, расположенный на рукаве швейной машины.
8. Не допускать работу швейной машины, когда ткань сошла с зубцов ее рейки.
9. По окончании работы подложить кусочек ткани под лапку и выключить электрическую швейную машину.
утюгом:
1. Перед работой утюгом проверить исправность шнура.
2. Утюг включать и выключать сухими руками, берясь за корпус вилки.
3. Ставить утюг на подставку.
4. Следить за тем, чтобы подошва утюга не касалась шнура.
5. По окончании работы утюг выключить
Технологическая карта подставки под горячее
1.Начертить 2 квадрата разных цветов 15х15 и вырезать. | Линейка, ткань, карандаш, ножницы | |
2. Сложить две детали лицевыми сторонами внутрь, уровнять срезы, сколоть булавками и обтачать с четырех сторон шириной шва, равной 5-7мм. | Детали кроя, нитки, ножницы, швейная машина. | |
3. На заготовке с одной стороны прочертить две диагональные линии из угла в угол. | Линейка, карандаш. | |
4. Разъединить детали, деталь на которой нанесены линии, сложить по линии и сделать аккуратный надрез, для того, что бы вставить ножницы и разрезать по начерченным линиям точно до уголков. | Деталь кроя, ножницы. | |
5. Разутюжить припуски в сторону углов и отрезать лишние уголки. (таких деталей должно быть две) | Утюг, гладильная доска, ножницы | |
6. Начертить 1 квадрат из толстой ткани 14/14 и вырезать. Сложить две детали ( 15/15 и 14/14), уровнять по краям, сколоть булавками и обтачать с четырех сторон, с изнаночной стороны, шириной шва, равной 5-7мм. | Линейка, ткань, карандаш, ножницы, детали кроя, нитки, швейная машина. | |
7. Сложить две детали 15/15 изнаночной стороной внутрь, уровнять срезы, сколоть булавками и обтачать с четырех сторон шириной шва, равной 5-7мм. | Детали кроя, нитки, ножницы, швейная машина. | |
8. Начертить и раскроить бейку шириной 5см, длиной 82см. Приутюжить бейку, загнув боковые припуски на изнаночную сторону на 1см. | Линейка, карандаш, ножницы, бейка, утюг. | |
10. Сложить бейку пополам и приутюжить. | Бейка, утюг. | |
11. Притачать бейку по краю изделия. | Детали кроя, нитки, ножницы, швейная машина. | |
12. Притачать петлю к подставке под горячее. | Детали кроя, нитки, ножницы, швейная машина. |
Продукт моей деятельности
Оценка готовых изделий
Подставки под горячее получились аккуратными и яркими. Они украсят интерьер кухни и станут помощницами в кулинарном искусстве.
Экономические расчеты подставок под горячее
Кусочки тканей | Имелись в наличии |
Нитки | Имелись в наличии |
Электричество | 20рублей |
Итого: | 20 рублей |
Свою работу я оценила в 15 рублей. В результате стоимость одной подставки под горячее составила 35 рублей.
Вывод.
Работая над проектом, я узнала историю возникновения лоскутного шитья, технику, способы и приемы лоскутного шитья.
Я научилась подбирать расцветки при сшивании лоскутков, сшивать лоскутки в технике «Быстрые квадраты». Я закрепила навыки работы на швейной машине, повторила машинные и ручные швы, развивала моторику пальцев. В технике лоскутного шитья я сшила несколько подставок под горячее. Закрепила навыки работы с утюгом. И сейчас на данный момент приступила к пошиву наволочек в технике лоскутного шитья. Я добилась поставленной цели, выполнила задачи, и осталась довольна проделанной работой!
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?
Стеклянный Человечек
Как Снегурочке раскатать тесто?
На горке
Галка в чужих перьях