Актуальность данного исследования определена современными требованиями в подготовке мастера отделочных строительных и декоративных работ. С одной стороны, он должен обладать знаниями, умениями и навыками в области отделочных строительных и декоративных работ, а с другой стороны он должен уметь воплощать эти знания, то есть обладать профессиональными навыками.
Вложение | Размер |
---|---|
priyomy_raboty_tushyu_i_ih_vyrazitelnye_vozmozhnosti.docx | 35.35 КБ |
priyomy_raboty_tushyu_i_ih_vyrazitelnye_vozmozhnosti.pptx | 1.55 МБ |
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ |
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Тюменской области «Тюменский техникум строительной индустрии и городского хозяйства» |
Научно-исследовательская работа
Приёмы работы тушью и их выразительные возможности
Выполнили студенты группы МДР-18-9-1 Арефьева Т. А. Дамкина А. Э. Руководитель Ляпунова И.Ю. мастер п/о |
Тюмень,2019г
Содержание
Введение…………………………………………………………………….. | 3 | ||
Глава 1. | Психологические особенности процессов восприятия и мышления, непосредственно связанных с изобразительной деятельностью………………………………………………….. | 7 | |
1.1. | Психологические аспекты, касающиеся особенностей зрительного восприятия и мышления…………………… | 7 | |
1.2. | Теоретические основы развития творческих способностей……………………………………………… | 8 | |
1.3. | Инструменты и материалы, применяемые в работе…… | 8 | |
Глава 2. | Экспериментальное исследование методов, активизирующих процесс освоения рисунка пером и тушью. | 11 | |
2.1 | Методика исследовательской работы…………………... | 11 | |
Заключение………………………………………………………………….. | 13 | ||
Список использованной литературы……………………………………… | 14 | ||
Приложения |
Введение
На тему «Приёмы работы тушью и их выразительные возможности».
Актуальность данного исследования определена современными требованиями в подготовке мастера отделочных строительных и декоративных работ. С одной стороны, он должен обладать знаниями, умениями и навыками в области отделочных строительных и декоративных работ, а с другой стороны он должен уметь воплощать эти знания, то есть обладать профессиональными навыками.
Владение основными графическими элементами, такими как линия, штрих, пятно, является главным в работе мастера отделочных строительных и декоративных работ для выполнения декоративных работ. В данном исследовании декоративные работы рассматриваются на примере материалов тушь, перо, различных видов кистей различных видов перьев. Особенности работы данными материалами предполагают работу определенного типа мышления и восприятия. Исследования в области рисунка пером и других графических материалов отражены в трудах Артура Л. Гаптилл Н.Н. Ростовцева, А.Е. Терентьева, B.C. Кузина, А.Барща, а также таких известных художников как И. Шишкин, Н.С. Самокиш, A.M. Лаптев, Н.Н.Жуков и др.
Еще один важный момент, на который нужно обратить внимание - это взаимодействие белого фона бумаги и темного цвета туши (либо монохромных оттенков). В отделочных работ большую роль играет плоскость, на которой строится будущее изображение.
Суть исследовательской работы состоит в том, что на примере рисунка тушью пером и кистью и других похожих по графическим свойствам материалам, мы рассматриваем проблему активизации и развития определенного «беглого» типа восприятия и мышления в ходе выполнения набросков и быстрых зарисовок у студентов, в ходе работы над выполнением декоративных работ, а также на практических занятиях. Обосновано это тем, что когда студенты уже имеют определенную подготовку и не акцентируют свое внимание на технических приемах работы, они могут сосредоточиться на творческих аспектах работы над станковой композицией и в процессе декорирования, использовать опыт на практических занятиях.
Исходя из всего вышесказанного, нами была выбрана данная тема исследования, определены проблемы, цели, объект и предмет исследования.
Проблема исследования состоит в поиске эффективных и рациональных путей и методов активизации освоения техники рисунка тушью, пером и кистью, и как следствия развития определенного типа восприятия и мышления студентов на практических занятиях.
Цель исследования — на основе изучения процессов, связанных с мышлением, восприятием, непосредственно связанных с творческой деятельностью научно обосновать и исследовать наиболее эффективные пути и методы активизации освоения техники рисунка пером, тушью, кистью.
Объект исследования — процесс обучения студентов рисунку (при выполнении набросков) при получении профессии Мастер отделочных строительных и декоративных работ, а также самостоятельная работа студентов с применением графических средств таких как: перо, тушь и т.д.
Предмет исследования - содержание, формы и методы активизации освоения искусства рисунка пером и тушью студентами на практических занятиях, а также в самостоятельной работе студентов.
Гипотезой исследования явилось предположение о том, что если в процессе обучения студентов на практических занятиях активизировать работу такими материалами как тушь, перо (и другими подобными по графическим свойствам), ставить конкретные задачи на выявление определенных качеств и свойств постановки, посредством применения различных изобразительных средств, то можно добиться развития определенных качеств, таких как, овладение приемами декорирования, оперативности, скорости восприятия, наблюдательности, особого чувства линии, выработке «смелости» в рисунке и развитию определенного типа мышления, которые являются важными в подготовке профессионального Мастера отделочных строительных и декоративных работ, поскольку эти навыки связаны с декорированием.
В соответствии с указанной проблемой исследования, объектом и гипотезой были поставлены следующие задачи:
- изучить научно-теоретическую и учебно-методическую литературу, обобщить и систематизировать сведения, касающиеся рисунка тушью, пером и кистью, применения его в ходе обучения студентов;
- изучить, проанализировать и обобщить опыт отделочников-декораторов, сложившийся в ходе исторического развития для дальнейшего использования этого опыта при решении задач активизации работы студентов;
- выявить профессиональные основы активизации работы студентов в технике тушь-перо на практических занятиях при выполнении самостоятельной работы.
Для решения поставленных задач, проверки и подтверждения выдвигаемой гипотезы использовались следующие методы исследования:
На первом этапе шло изучение и анализ научно-теоретических материалов, проводилась обработка собранных материалов по проблеме исследования. Определились со структурой исследовательской работы, гипотезой, задачами, объектом и предметом исследования, намечалась структура теоретической части и выстраивалась исследовательской работы.
На втором этапе исследования особое внимание было уделено поиску эффективных методов работы в данном направлении.
На третьем этапе продолжился поисковый и начался формирующий эксперимент, осуществлялся анализ экспериментальных материалов, продолжался процесс описания научно практической работы.
На заключительном этапе производился анализ и обобщение исследований, вносились коррективы.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Организация комплексного подхода к занятиям набросками, выполненных в технике тушь - перо в ходе работы над рисунком и композицией.
2. Методическая система по активизации освоения рисунка пером и тушью, включающая выполнение упражнений, специальных заданий, набросков и зарисовок.
3. Гипотеза о том, что активизации и повышению уровня эффективности работы в технике тушь - перо способствуют следующие условия, приемы и виды учебной деятельности:
Глава 1. Психологические особенности процессов восприятия и мышления, непосредственно связанных с творческой деятельностью
Научная новизна и теоретическая значимость заключается в следующем:
научно обоснованы разработанные нами формы и методы проведения занятий, которые включают в себя:
Практическая значимость исследования заключается в разработке дополнительных заданий и упражнений, способствующих активизации и более успешному постижению студентами приемов работы в технике тушь-перо. Полученные результаты исследования могут быть использованы для повышения эффективности работы. Полученные данные могут быть использованы для усовершенствования программ по декоративной отделке и могут служить материалом для дальнейшего изучения.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась нами в ходе исследовательской работы на занятиях кружка «Отделочник».
Структура и объем исследовательской работы
Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. В приложении размещены работы студентов, выполненных на разных стадиях исследовательской работы.
У большинства студентов на первых этапах работы сказывался недостаточный уровень тренированности зрительной памяти, слабые знания строения изображаемых объектов, а также отсутствие достаточных практических навыков работы данными графическими материалами. Особенно у средних по уровню подготовки студентов, рисунок пером и похожими по изобразительным свойствам материалам (гелиевые и капиллярные ручки, фломастеры и т.д.) наблюдались затруднения в работе, им требовалась подготовительная работа карандашом, возникали ошибки в пропорциональных соотношениях, из-за неуверенной работы терялась выразительность. Но благодаря усиленной систематической работе и контролю уровень значительно повысился, о чем свидетельствуют данные исследования.
Судя по нашим наблюдениям, наибольшую сложность представляет изображение фигуры человека, особенно в движении. Рисунки предметов быта и архитектурные зарисовки выполнялись более успешно.
Мы считаем важным, рассмотреть такие графические материалы как тушь, перо и кисти. Надо отметить, что эти материалы не так широко используются на занятиях, как, например, графитные карандаши, но они в полной мере раскрывают перед начинающим мастером отделочных строительных и декоративных работ важнейшие декоративные средства - линию, штрих и пятно. Благодаря своей специфике тушь, кисти и перо дают возможность декоратору с первых прикосновений увидеть тонкую, «певучую» линию, которая может быть очень разнообразной, благодаря специфическим свойствам пера; лаконично трактовать натуру в виде силуэта, или отточить мастерство штрихования в тональных зарисовках с тончайшей светотеневой градацией: они как ничто другое дают возможность декоратору понять и почувствовать основные элементы рисунка — точку и линию.
На первом этапе при выполнении перового рисунка допускается сделать предварительный рисунок графитным карандашом. Главное при этом, чтобы перо в точности не повторяло его контур. Карандашная подготовка должна быть легкая и незаметная, она должна напоминать скорее разметку будущего изображения. Перовые линии нужно наносить уверенно и смело. Если даже появляются ошибки, то лучше начать новый рисунок. Всем студентам было дано задание, завести альбом для набросков, которые они выполняли перовой или гелевой ручкой. Сюжетом для набросков становились объекты окружающей действительности, архитектура, люди в транспорте и общественных местах и т.д. Перед этим студентам давались рекомендации для более эффективной работы. Речь шла о том, что глаз рисующего должен как будто очерчивать в воздухе зрительный контур или абрис предмета. Мысленно этот абрис нужно переносить на лист бумаги с помощью линий. Нужно отметить, что студентам, привыкшим в основном вычерчивать почти прямыми линиями, это давалось нелегко, но по мере тренировки уровень и качество выполняемой работы постепенно повышался.
Наряду с линейными, студентам задавались линейно-штриховые наброски и зарисовки. Этот вид рисования более длительный по времени выполнения, но он дает возможность передать с помощью штрихов тон, выявить рельеф предметов и среду, в которой они находятся. Штрихи могут быть различной формы и в различных сочетаниях. (В приложении даны иллюстрации работ студентов).
Перекрестный штрих имеет множество вариантов, но при работе пером и тушью одну особенность нужно учитывать всем: на глянцевой бумаге, на еще сыроватый первый слой штриховки наносить второй не рекомендуется до полного высыхания предыдущего, так как могут возникнуть заплывы туши в местах пересечения штрихов. Конечно, четкой последовательности в работе можно не придерживаться, так как сам рисовальщик может придумать свой уникальный метод работы, для достижения нужного ему эффекта.
Например, штрих в виде сетки, где штрихи расположены почти под прямым углом друг к другу, равномерно расположенными по всей плоскости объекта. В зависимости от поставленных задач, штрихи могут быть расположены под углом (например, под 45градусов). От расстояний между линиями их толщины зависит эффект фактурности поверхности. Но здесь, опять же, не может быть жестких рекомендаций, ведь творческий почерк, творческая манера и мысли декоратора являются важнее, что и делает художественное произведение неповторимым в своем звучании. Пластический характер, ритм, чередование и различные комбинации штрихов играют большую роль в восприятии перового рисунка.
Помимо творческих задач, полезно также решать и чисто технические задачи. В этом плане очень эффективно проводилась работа над перовым рисунком на примере несложных натюрмортов, где перед студентами ставились задачи выявления объема и освещенности.
Упражнения в технике тушь-перо могут быть различными по сложности (от коротких зарисовок в походном альбомчике до композиционных работ различного формата).
Глава 2. Экспериментальное исследование методов, активирующих процесс освоения пером и тушью
2.1. Методика исследовательской работы
Работая над набросками такими материалами как тушь, перо и другими им подобными, требуется определенная подготовка, т.к. работа выполняется быстро, а часто и без предварительного карандашного рисунка. Рисующие должны понимать задачи, специфику и методы работы, иметь основательную теоретическую и практическую подготовку, решать творческие задачи. Для этого нужно знать строение и конструкцию объектов, уметь сравнивать, находить общие и различные черты. Так вот умение сравнивать важные характерные особенности изображаемых объектов играет существенную роль в быстром рисовании с натуры. За счет процессов сравнения, у рисующих формируется более четкое представление о форме предмета, его характерных особенностях, пропорциях.
Работа пером требует от рисующего опыта, значительного количества тренировок. Для этого необходимы совершенствование определенного «беглого» типа мышления и восприятия, систематическая работа. Одним из упражнений, способствующих быстрому рисованию пером, может быть выполнение набросков с ограничением во времени 1-2 мин., тематику которых выбирает преподаватель в зависимости от программы занятий. Работа над такими набросками активизирует изобразительную деятельность, является стимулирующим критерием в скорости восприятия и оперативной передачи изображаемого объекта, ускоряет процесс работы над набросками. Таким образом, это оказывает благоприятное воздействие на творческие способности начинающих декораторов. Нужно отметить, что такую работу нужно проводить на подготовленной основе. Сначала все же желательно начинать тренировки с набросков средней длительности 5-10минут. Никогда не нужно опасаться возможной ошибки, ведь ее можно или исправить, или учтя ее, сделать новый рисунок.
Отсюда следует вывод, что хороший рисунок является следствием большого опыта работы над техникой и развитого восприятия.
Если все вышесказанное применить к работе со студентами, то нужно учитывать в каждом отдельном случае задачи, не застывать на достигнутых результатах, обогащая технику новыми приемами. Работать пером можно весьма разнообразно. Многое зависит от движения руки и поворота самого пера. Всем известно, что при письме пером вырабатывается определенный почерк, также происходит и при рисовании.
Например, если провести линию, держа перо прямо, а потом боковой частью, то в последнем случае линия получается тоньше. При постоянной работе пером в том или ином положении и определенным нажимом вырабатываются линии определенной толщины. Также линия может быть непрерывной, штриховой, отрывистой. Некоторые декораторы выполняют рисунок сплошной линией без пропусков, утолщая ее лишь в теневых участках для передачи объема. Другие, напротив, рисуют отрывистыми штрихами, используя параллельные линии.
Для передачи различных фактур используются различные приемы: например, для передачи материи может использоваться перекрестная тонкая штриховка, пунктир; для передачи шероховатой поверхности можно работать обратной стороной пера, слегка прижимая его к бумаге. Рисовальщик, работая пером, должен постоянно развивать подвижность кисти, меняя ее движение, не допуская установившегося раз и навсегда приема.
Подводя итоги, можно сказать, что современная школа работы тушью, идя в ногу со временем - скоротечным и меняющимся, вобрала в себя все лучшие черты и опыт мастеров старой школы, произведения которых стали культурным достоянием всего человечества.
Заключение
Процесс подготовки студентов по профессии Мастер отделочных строительных и декоративных работ имеет ряд особенностей, обусловленных спецификой их работы. Основным моментом здесь является наличие разнообразных видов наглядного материала и большой объем изобразительной деятельности, а именно выполнение рисунка на стене. Все это, конечно же, зависит от содержания подготовки будущих мастеров отделочных строительных и декоративных работ. Все это было учтено нами во время занятий в кружке «Отделочник». По результатам проведенных занятий, студенты, прошедшие такое обучение более успешно справлялись с работой над набросками на стене, более успешно выполняли подготовительные рисунки к различным видам декоративной отделки, более уверенно и свободно использовали тушь, перо и другие, похожие по графическим свойствам материалы в своей творческой работе.
Ценность подготовки современных отделочников состоит в том, чтобы с учетом изменяющихся условий на рынке труда, они могли бы оперативно применять свои знания, умения и навыки, и быть конкурентоспособными в данный период времени. Конкретно нельзя утверждать, что только рисунок пером и тушью полностью поможет разрешить проблему, но эта часть работы важна, так как отвечает за развитие определенных качеств и навыков в работе мастер отделочных строительных и декоративных работ, о которых уже было сказано выше.
Список использованной литературы
Слайд 1
Приёмы работы тушью и их выразительные возможности Выполнили студенты группы МДР-18-9-1 Арефьева Т. А. Дамкина А. Э. Руководитель Ляпунова И.Ю. мастер п/оСлайд 7
Трафареты
Слайд 9
Спасибо за внимание
Рисуем подснежники гуашью
Большое - маленькое
Хрюк на ёлке
За еду птицы готовы собирать мусор
Нарисуем попугая цветными карандашами