• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Информационный проект «Фрида Кало. Боль и искусство»

Опубликовано Литвинская Анастасия Геннадиевна вкл 08.04.2025 - 15:54
Литвинская Анастасия Геннадиевна
Автор: 
Акуленко Милана

Целью проекта: изучить и проанализировать краткую биографию Фриды Кало, как человека с физическими особенностями, ознакомить учеников с ее творчеством на уроках ИЗО. Создать буклет, посвященный художнице, ее творчеству и биографии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Информационный проект «Фрида Кало. Боль и искусство»40.09 КБ
PDF icon Приложение к проекту «Фрида Кало. Боль и искусство»1.28 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа №2 г. Сычёвки

Информационный

проект

 

Фрида Кало. Боль и искусство

Выполнила: Акуленко Милана,

обучающаяся 10 класса

 Руководитель: Литвинская

Анастасия Геннадиевна,

 учитель ИЗО и технологии

        

г. Сычевка

2024 год

Содержание

Введение……………………………………………………………….3

I. Автопортрет – бег времени………………………………………....5

   1.1 «Очень и очень грустное» детство……………………………..5

   1.2 Трагедия первая: Авария………………………………………..7

   1.3 Трагедия вторая: Слон и голубка………………………………9

   1.4 Политическая жизнь Фриды Кало………….………………....11

   1.5 Работы, выставки, музеи……………………………………....12

II. Практическая часть……………………………………………….14

   2.1 Буклет…………………………………………………………...14

Заключение…………………………………………………………...15

Список использованных источников……………………………….16

Приложения

Введение

«В моей жизни было две аварии:

одна — когда автобус врезался в трамвай,

другая — это Диего Ривера».

Из дневника Фриды Кало. 1944–1954

Летом этого года я посмотрела фильм «Фрида», посвященный культовой художнице ХХ века Фриде Кало. Так как я сама люблю рисовать и окончила художественную специальность Сычевской ДШИ, меня очень заинтересовали творчество и история жизни Фриды Кало. Та информация, которую я нашла в интернете, а также вышеуказанный фильм, и послужили основой для этой работы.

Актуальность: история Фриды Кало важна в первую очередь как история человека, художницы с ограниченными возможностями, которая смогла преодолеть физические недуги. Я считаю, что поставив себе в пример силу духа и мужественность Фриды Кало, многие люди с ограниченными возможностями смогут получить тягу к жизни, мотивацию к творчеству. Знание об этой стороне судьбы известного человека внесет свой вклад в жизнь людей с инвалидностью.

Цель проекта: изучить и проанализировать краткую биографию Фриды Кало, как человека с физическими особенностями, ознакомить учеников с ее творчеством на уроках ИЗО. Создать буклет, посвященный художнице, ее творчеству и биографии.

Задачи:

•Собрать и изучить имеющиеся источники информации по теме проекта.

•Систематизировать собранный материал: документы, фотографии, картины.

•Обобщить и оформить материал в работе «Фрида Кало. Боль и искусство».

•Создать буклет с краткой биографией художницы «Фрида Кало. Боль и искусство».

•Презентовать буклет широкой аудитории школы.

Объект: личность Фриды Кало де Ривера.

Предмет: творческая деятельность художницы.

 Методы, использованные в работе над проектом:

- сбор, изучение, обработка и анализ информации по теме исследования;

- систематизация;

- обобщение;

- КТ;

-презентация.

Теоретическая значимость данной работы заключается в ознакомлении с историей и творчеством художницы с физическими особенностями, внесшей большой вклад в развитие искусства.

Практическая значимость: познакомить учеников 6 класса с творчеством Фриды Кало де Ривера во время изучение раздела «Вглядываясь в человека. Портрет» на уроках ИЗО.

Новизна: буклет, посвященный художнице.

I. Автопортрет – бег времени

1.1 «Очень и очень грустное» детство

6 июля 1907 года на окраине Мехико, в деревне Койоакане родилась Магдалена Кармен Фрида Кало Кальдерон. Сама она утверждала, что родилась в семейном Голубом доме. Родителями Фриды были фотограф Гильермо Кало и домохозяйка Матильда Кальдерон-и-Гонсалес, в момент её появления на свет им было соответственно 36 и 30 лет. Дети Гильермо и Матильды имели немецкие корни по стороне отца и испанские по стороне матери. Помимо Фриды, у Гильермо и Матильды были ещё три дочери: Матильда, Адриана и Кристина. Кроме того, у Фриды были ещё две единокровные сестры от первого брака Гильермо — Мария Луиза и Маргарита, но они воспитывались в монастыре.

Кало описывала атмосферу в доме своего детства как «очень и очень грустную». Родители женщины часто болели, а их брак был лишен любви. С матерью у Фриды были нелегкие отношения, ведь Матильда была строгой, расчетливой, принципиальной и очень религиозной женщиной. Гильермо Кало зарабатывал на жизнь фотографией, но из-за Мексиканской революции его дело сильно пострадало, семья потеряла много финансов, ведь клиенты отца являлись членами свергнутого правительств Мексики.

 Когда Фриде было 6 лет, девочка переболела полиомиелитом, передавшимся ей по наследству от отца. Из-за болезни правая нога девочки стала тоньше и короче левой. Фрида была вынуждена проводить долгие месяцы в четырех стенах, не только из-за боли, но и из-за травли другими детьми, которые называли ее «деревянной ногой».  Несмотря на болезнь и боль, девочка смогла сблизиться с отцом. Кало считала отца примером для подражания, ведь он очень любил свое дело.  Гильермо привил Фриде любовь к философии и спорту, литературе и природе. Так же он обучил Кало фотографии, девочка помогала ретушировать, проявлять и раскрашивать фотографии. Какое-то время девочка ходила на бокс и плавание, чтобы поправить здоровье и восстановить свои силы, хотя некоторые упражнения считались тогда неподходящими для девочек. (Приложение 1. Фото 1-4.)

Благодаря отцу Фрида научилась ежедневно преодолевать боль, натягивая на изувеченную ногу двойную пару чулок, бежать играть с детьми на улицу. Позже воспитание отца скажется на том, как стойко и бойко девушка будет воспринимать жизненные трудности в будущем. Чтобы скрыть последствия своей болезни Кало начнет носить мужские костюмы и длинные национальную мексиканскую одежду.

В 1922 году Кало была принята в элитную Государственную начальную школу, где она сосредоточилась на изучении естественных наук с целью стать врачом. Это учебное учреждение только недавно начало принимать женщин, и среди 2000 учащихся насчитывалось лишь 35 девочек. Фрида училась хорошо, очень много читала, а также глубоко прониклась и стала приверженцем мексиканской культуры. (Приложение 1. Фото 5-6.)

1.2 Трагедия первая: Авария

   В страшный день 17 сентября 1925 года Фрида попала в ужасную аварию, сильно изувечившую ее жизнь. Автобус, на котором она ехала, столкнулся с трамваем. Фриде было всего 15 лет, когда она получила серьёзные травмы: тройной перелом позвоночника в поясничной области, перелом ключицы, сломанные рёбра, тройной перелом таза, одиннадцать переломов костей правой ноги, раздробленную и вывихнутую правую стопу, вывихнутое плечо. Так же девушка получила травму нижней части живота: ее матка была проткнута железным прутом. Кало год была прикована к кровати, а проблемы со здоровьем остались на всю жизнь. В будущем Фрида перенесет несколько десятков операций, она до конца жизни останется частым посетителем больниц из-за хронических недугов. (Приложение 2. Рис. 4.)

   Фрида не приходила в сознание на протяжении трех недель. Врачи говорили, что после таких травм не выживают, никто не надеялся на благоприятный исход. И только отец верил, что чудо произойдет, он находился рядом с дочерью все это время. Мама не появилась в госпитале ни разу. Тело Фриды было заковано в гипсовый корсет, но отец радовался, когда слышал, что она дышит, и не терял надежды. Светила медицины на этот раз ошиблись. Девушка пришла в себя. Вернувшись в прямом смысле с того света, Фрида поняла, что ей очень хочется рисовать. (Приложение 1. Фото 7.)

   Любой другой человек на месте Кало впал бы в глубокую депрессию, но только не Фрида. Именно после трагедии уже в ноябре 1926 для Фриды сделали специальный подрамник, позволявший писать лёжа. Под балдахином кровати прикрепили большое зеркало, чтобы она могла видеть себя. Первой картиной был автопортрет, что навсегда определило основное направление творчества: «Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего». Творчество помогало Кало справляться с болью и внутренними переживаниями. Девушка выливала чувства в картины, не позволяя им съедать ее изнутри. Позже Кало показала отцу свою первую работу – набросок карандашом, который она назвала «Авария». Картина содержала подробности катастрофы, практически сломавшей жизнь молодой девушке. (Приложение 1. Фото 8.)

   Только спустя 4 года, в 1929-м, Фрида смогла продолжить обучение. Она стала студенткой Национального института Мексики. За год до этого, в 1928-м, девушка вступила в коммунистическую партию. Магдалена целыми днями просиживала в художественной студии у мольберта, а вечером переодевалась в экзотические платья, маскировавшие ее увечья, и ходила на вечеринки. (Приложение 1. Фото 9.)

   После аварии Фрида была неизменно весела. Она появлялась на публике в необычных нарядах, шутила непристойные шутки, захватывая внимание и признание публики.

   Этот отрезок ее жизни полон контрастов. Внешне импульсивная и жизнерадостная девушка писала картины, в которых сквозила тоска и безысходность. Сама Кало сказала, что ее шикарная одежда и вычурные фразы были отличным прикрытием искалеченной души, которая прорывалась наружу только в ее полотнах.

1.3 Трагедия вторая: Слон и голубка

Впервые Фрида встретилась с Диего Мария Ривера, своим будущим мужем, 1922 году, еще до аварии. Ему было 36 лет, когда он расписывал аудиторию в Национальной подготовительной школе Мехико, где училась Фрида.  (Приложение 1. Фото 10.)

Спустя много лет Диего вспоминал: «Её поведение мгновенно выделяло её из общей массы. В ней чувствовались непривычное достоинство и самоуверенность, а в глазах пылал странный огонь. Она смотрела прямо на меня: «Если я понаблюдаю за вашей работой, это не вызовет неудобств?» Я ответил: «Нет, барышня, я буду польщён».

Позже они снова встретились в 1928 году, когда Фрида вступила в Мексиканскую коммунистическую партию. Кало и Диего сходились не только в творчестве, но и в политических взглядах, ведь Диего Ривера был мексиканским живописцем. Он так же изображал народ своей страны, отдавая дань уважения Мексике. Диего высоко оценивал работы Фриды Кало, когда она еще не была известна.  

В 1929 Диего и Фрида заключили брак, когда ей было 22 года, ему — 43. Фрида стала Фридой Кало де Ривера. (Приложение 1. Фото 11.)

В дневнике Фриды, который она вела с 1944 года по 1954 год, слово «Диего» встречается чаще иных других слов, как и слово нежность. Очень много записей в этом дневнике было посвящено мужу, ее страданиям по нему. Она писала: «Диего — начало, Диего — строитель, Диего — мой ребенок, Диего — мой друг, Диего — художник, Диего — мой любовник, Диего — мой супруг, Диего — мой отец, Диего — моя мать, Диего — я сама, Диего — вселенная».  (Приложение 1. Фото 12.)

Диего часто изменял Фриде, по многу времени отсутствовал в жизни женщины. Он вел разгульный образ жизни. Современники говорили, что Кало и Ривера были вместе всегда, но на самом деле Фрида чаще всего находилась в одиночестве. Она жила, работала и путешествовала одна.

Семейная жизнь бурлила страстями. Они не всегда могли быть вместе, но никогда — врозь. Их связывали отношения — страстные, одержимые и порой мучительные. Древний мудрец сказал о подобных отношениях: «Ни с тобой, ни без тебя жить невозможно». В 1930-х годах Фрида какое-то время жила в США, где работал муж. Это вынужденное долгое пребывание за границей, в развитой индустриальной стране, заставило её острее чувствовать национальные различия. Благодаря этой поездке Кало еще больше полюбила родину. Она и Диего с еще большим трепетом стали относится к Мексике. Они коллекционировали старинные произведения в саду Голубого дома.  К тому же, Кало питала большую любовь к народным мексиканским нарядам, она до конца жизни надевала их. (Приложение 1. Фото 13.)

Наравне с изменами мужа по болезненности стояла и невозможность зачать с ним детей. Кало повредила матку при аварии в 1925 году, поэтому при каждой попытке зачать ребенка ее ждал выкидыш. Один раз Фриде все же удалось забеременеть, но по медицинским показаниям ей пришлось сделать аборт: плод грозил жизни молодой женщины. Тема бесплодия очень тревожила и огорчала художницу. Многие работы посвящены ее горю.

В 1940-е года авария дает о себе знать снова. Ее проблемы со здоровьем снова обостряются. Кало страдала от болей, поэтому принимала много лекарств и наркотиков. Это сильно повлияло на ее душевное состояние, что ярко отражалось в ее записях в дневнике. Последствия полиомиелита привели к тому, что в ноге женщины началась гангрена. Вскоре конечность пришлось ампутировать. Это произошло в 1953 году, за год до смерти Фриды. (Приложение 1. Фото 14.)

Фрида Кало умерла 13 июля 1954 года, ровно через неделю после своего 47-летия. Смерть наступила вследствие воспаления легких. Местом прощания с известной художницей послужил Дворец изящных искусств. На церемонии присутствовало много художников, писателей и других творческих людей. Дань уважения великой художнице пришел отдать экс-президент Мексики Ла́саро Ка́рденас. Тело Фриды Кало кремировали, урну с прахом художницы установили в доме-музее ее имени, где она и хранится по настоящее время. Перед самым уходом художница написала в своем дневнике, что она «очень надеется, что уходит насовсем, и больше не вернется». (Приложение 1. Фото 15-16.)

1.3 Коммунизм Фриды Кало.

Кало с совсем юного возраста, с 13 лет, была вовлечена в политику по инициативе матери. Та была ярой сторонницей коммунизма. Фрида Кало выросла во времена мексиканской революции, позже она даже называла себя «дочерью революции».

Коммунизм — это теоретический общественный и экономический строй, основанный на общественной собственности на средства производства, чем обеспечивается социальное равенство.

Оправившись от несчастного случая, Фрида, не теряя времени, вышла на оживленную социальную сцену Мехико, которая в то время была ульем для национальных и международных интеллектуалов, художников и активистов. В их компании Фрида начала считать себя марксистской, поддерживать националистические идеологии.

На протяжении всей своей жизни Фрида Кало всегда боролась за социальное равенство. Художница искренне верила, что именно коммунизм поможет вернуть к жизни ее родную Мексику, восстановит ее культуру и исторические корни. Даже в некоторых работах Кало прослеживались отпечатки ее политической позиции, хотя мало из них были написано исключительно про коммунизм. В течение своих школьных лет в Национальной подготовительной школе в Мехико, считающейся самой престижной и радикально мыслящей школой в стране, она стала членом Качучас, общества, которое часто обсуждало философские, политические и исторические события. (Приложение 1. Фото 17.)

В 1937 году в доме Фриды и Диего ненадолго нашёл убежище советский революционер Лев Троцкий, деятель российского и международного революционного движения, практик и теоретик марксизма. Один из главных организаторов Октябрьской революции 1917 г., организатор Красной Армии, один из основателей Советского государства. У них с Фридой завязался роман. Считается, что уехать от них его вынудило слишком явное увлечение темпераментной мексиканкой. Связь с Троцким еще раз указала на преданность Фриды коммунизму и его идеологии. (Приложение 1. Фото 18.)

Ее коммунистические настроения поддерживал и Диего.  Он был одним из основателей революционного союза технических рабочих, художников и скульпторов. Он писал огромные фрески, которые часто изображали мексиканскую историю, революцию и светлое будущее для обычных людей, в то же время, нападая на капитализм, католическую церковь и плутократов.

Более того — Кало похоронили в гробу, покрытом красной тканью с серпом и молотом. (Приложение 1. Фото 19.)

      В какой-то момент Фрида Кало стала иконой феминистского движения 2 волны. Это неудивительно, ведь по самой своей природе существования и деятельности Фрида Кало должна была стать образцом для подражания для женщин. Мексиканские женщины получили своего права голоса только17 октября 1953 года. Для женщин Мексики было непринято действовать свободно или находиться вне дома без присутствия мужчины рядом с ними. Фрида была другой: она путешествовала одна; жила одна; зарабатывала свои собственные деньги и выражала свои идеи и эмоции свободно и по желанию. Кало была политически активна и часто посещала митинги; это было очень необычно для женщин того времени. Она отвергала религию и временами объявляла себя коммунисткой. Фрида делала все это не только как женщина, но и как женщина с физическими недостатками. После этого она стала ролевой моделью для людей с инвалидностью.

1.4 Работы, выставки, музей.

   Для понимающих в живописи зрителей, Фрида Кало - великая женщина.

Жанр автопортрета преобладает в ее творчестве. Её картины - это необычная смесь примитивизма, сюрреализма, постимпрессионизма, экспрессионизма, эгоцентризма и ещё много элемента из мексикано-индейского колорита.

  Хотя большинство ее произведений не имело прямой политической цели, послания, содержащиеся в ее картинах, были предназначены для публичного выражения ее взглядов на такие темы, как невозможность иметь детей; психическое здоровье; колониализм; капитализм; коммунизм; инвалидность; болезнь; освобождение; пол и самобытность коренных народов.

   Основным источником вдохновением для картин Фриды была ее собственная жизнь.

   Фрида написала три работы о своем детстве: «Мое появление на свет» о своем рождении, «Моя няня и я», «Две Фриды» о ее воображаемой подруге. (Приложение 2. Рис. 1-3.)

   О первой трагедии она также написала несколько картин: «Авария», «Разрушенная колонна» и «Без надежды». (Приложение 2. Рис. 4-6.)

   У Кало есть работы о невозможности иметь детей: «Госпиталь Генри Форда», «Древо надежды». (Приложение 2. Рис. 7-8.)

   Второй трагедии в жизни Фриды Кало-де-Ривера посвящены такие полотна, как «Любовное объятие Вселенной и Земли. Я, Диего и Ксолотль», «Портрет Диего Ривера», «Диего и Фрида Ривера» и «Несколько небольших дырочек» об измене Диего Фриде с ее сестрой Кристиной. (Приложение 2. Рис. 9-12.)

   Говоря о политической жизни Фриды Кало, можно вспомнить работы «Автопортрет на границе Мексики с США», «Автопортрет со Сталиным», «Марксизм, дарующий здоровье», «Автопортрет посвященный Льву Троцкому». (Приложение 2. Рис. 13-16.)

   Поездка в Париж в 1939 году, где Фрида стала сенсацией тематической выставки мексиканского искусства, ещё сильнее развила патриотическое чувство. Одна из её картин была даже приобретена Лувром. В 1940-е годы картины Фриды появляются на нескольких заметных выставках. В 1953 году состоялась её первая персональная выставка на родине. К тому времени Фрида уже не могла встать с постели, и на открытие выставки её принесли на больничной койке.

Одним из музеев, посвященных жизни и творчеству Фриды, стал Голубой дом-музей в Койоакане.

   Голубой дом, в котором Фрида сначала жила со своими родителями и сестрами, а позже с любимым мужчиной, сейчас является самым главным музеем творчества Кало. Он стоит всего лишь в нескольких кварталах от центральной городской площади течение 30 лет облик дома не менялся.

   Но Диего и Фрида сделали его таким, каким знаем его мы: дом в преобладающем синем цвете с нарядными высокими окнами, украшенный в традиционном индейском стиле, дом полный страсти. Вход в дом охраняют два гигантских скульптурных изображения Иуды, их фигуры из папье-маше двадцати футов высотой делают жесты, будто приглашая друг друга к разговору. Внутри палитры и кисти Фриды лежат на рабочем столе так, будто она только что их там оставила. У кровати Диего Риверы лежит шляпа, его рабочий халат и стоят огромные ботинки. В большой угловой спальне расположена стеклянная витрина. Над нею написано: «Здесь 7 июля 1910 года родилась Фрида Кало». Надпись появилась через четыре года после смерти художницы, когда её дом стал музее. (Приложение 1. Фото 20-21.)

II. Практическая часть

2.1 Буклет

Оформление биографического буклета

Фриды Кало-де-Ривера

   Популярность Фриды Кало в кругах молодых людей не очень высока. О женщине, внесшей мировой вклад в искусство живописи, общество знает очень мало. Многие из моего окружения понятия не имеют о существовании художницы. Исходя из этого, мы приняли решение выбрать наиболее легкий способ реализации распространения информации среди учащихся – буклет, представляющий собой краткую биографию женщины. (Приложение 3.)

   Этапы создания и оформления буклета:

1. Изучение биографии Фриды Кало

2. Отбор информации для создания буклета.

3. Отбор фотографий и картин художницы.

4.Составление и оформление буклета в компьютерной программе Publischer 2007.

5. Печать буклета.

Заключение

Фрида Кало́, Фрида Кало́!

Жизнь тебя била коварно и зло.

Что же тебе устоять помогло,

Фрида Кало, Фрида Кало?

   Проанализировав деятельность Фриды за всю ее нелегкую жизнь, можно заметить, как ее биография повлияла на ее работы, на ее политические взгляды, на ее личную жизнь. Фрида и ее работы внесли значительный вклад в репрезентацию людей с ограниченными возможностями, дав им пример для подражания. Фрида смогла прожить достойную жизнь, не смотря на свои физические недуги.

   Это поистине невероятно, видеть работы художницы и понимать, через что она прошла, чтобы запомниться не только Мексике, но и всему миру. Она навсегда оставила свой след в истории и искусстве, подарив женщинам, художникам и художницам, инвалидам пример для подражания. Во Фриде стойкость и мужественность восхищают ровно столько же, сколько и ее работы. С момента ее смерти прошло уже 70 лет, но она продолжает вдохновлять миллионы на борьбу с внешними и внутренними демонами

   Результаты. Любая картина Фриды Кало де Ривера имеет под собой жизненное, историческое или политическое основание. Картины художницы показали яркий пример, что какие бы физические недостатки не были у человека, это не мешает ему творить.

   Выводы. В ходе работы над проектом были собраны и изучены имеющиеся источники информации по теме проекта, собранный материал систематизирован, обобщен и оформлен в проектную работу. Создан и презентован биографический буклет Фриды Кало-де-Ривера.

Известность и распространение творчество Фриды Кало напрямую зависит от вовлеченности знающих о ней людей в ее продвижение. Фрида интересна миру как феномен силы и стойкости человека перед жизненными трудностями. Ее история может стать мотивацией для человечества. Фрида не оставила потомков, но зато оставила огромное наследие, в виде произведений искусства, хранящихся в разных уголках мира, с которым вы можете ознакомиться самостоятельно.

Список использованных источников

1. Личный дневник Фриды Кало.

2. Картины Фриды Кало.

3. Интернет-ресурсы, посвященные Фриде Кало-де-Ривера.

4. Замора, Марта. «Фрида Кало: Прикосновение тоски».

5. Леклезио Ж.-М. «Диего и Фрида».

6. Эррера Хайден. «Фрида Кало. Viva la vida!».

7. Эррера Хайден. «Фрида: Биография Фриды Кало».

8. Ганнит Анкори. «Представление о себе: поэтика идентичности и фрагментации Фриды Кало».


Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Поделиться:

Неньютоновская жидкость

Позвольте, я вам помогу

Почему люди кричат, когда ссорятся?

Рисуем новогодние санки

Сказка "12 месяцев". История и современность