Знакомство с творчеством нидерландского художник Мориса Эшера. Изучение построения геометрической мозаики. Изготовление изделия в стиле Мориса Эшера
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 2.94 МБ | |
| 578.97 КБ |
Слайд 1
Выполнил: Ладыгин Дмитрий Руководитель : учитель ИЗО Кишова О.А. Тема проекта Геометрическое искусство Мориса Эшера МОУ ИРМО « Уриковская СОШ»Слайд 2
Цель : выполнить изделие в стиле Мориса Эшера Задачи : познакомиться с биографией Мориса Эшера; изучить работы художника, связанные с паркетами и мозаиками; придумать и составить свой паркет «Полюбите эту красоту и она непременно ответит вам взаимностью » М. Эшер
Слайд 3
Гипотеза : если я познакомлюсь с орнаментальным искусством М. Эшера , а затем изучу принципы построения мозаик, то я смогу сделать паркет похожий на работы художника Этапы проекта Подготовительный: постановка цели и задач; поиск и сбор информации по теме проекта. 2 . Основной : анализ собранного материала; выполнение практической работы. 3 . Заключительный: оформление полученной информации; выводы по исследованию; защита полученных результатов (конференция по итогам работы)
Слайд 4
№ п/п Виды деятельности Сроки выполнения 1 Выбор и обоснование темы проекта. Постановка цели и задач проекта октябрь 2 Сбор информации о творчестве М. Эшера . Сбор информации о способах построения мозаики октябрь 3 Обработка полученной информации. Изучение способов построение мозаики ноябрь 4 Разработка эскизов элементов мозаики, построение чертежей. Выбор идей и вариантов. декабрь 5 Выбор материалов Изготовление изделия. январь 6 Подготовка к защите проекта. Оформление презентации Защита проекта февраль Планирование проекта
Слайд 5
Морис Эшер ( 17.06.1898 – 27.03.1972) – нидерландский художник-график.
Слайд 7
Портрет своего отца . 1916 Г. А. Эшер
Слайд 8
"День и ночь". «Небо и вода » «Ящерицы»
Слайд 9
«Предел круга» 1959 г «Круговой предел» «Змеи»
Слайд 10
Случайная встреча оптимистичных и пессимистичных людей. « Лента Мебиуса» 1963
Слайд 15
Разработка элементов мозаик На основе шестиугольника На основе прямоугольника 1. 2. 3. 4. 5. 6.
Слайд 16
Практическая работа Коврик для компьютерной «мышки» Этапы выполнения работы: - выполнение эскиза рисунка, чертёж - изготовление шаблона из картона; - нанесение рисунка на линолеум (работа с карандашом ); - подбор красок, выполнение работы в цвете
Слайд 17
Построение чертежа Эскиз
Слайд 18
Способ построения элемента паркета
Слайд 19
Нанесение рисунка на линолеум ( работа с карандашом)
Слайд 20
Построение паркета
Слайд 21
Подбор красок, выполнение работы в цвете
Слайд 22
Результат моей исследовательской и практической деятельности
Слайд 23
Ресурсы: http ://www.xorosho.com/ http ://blog.i.ua/ http ://ru.wikipedia.org/
Муниципальное общеобразовательное учреждение Иркутского районного муниципального образования "Уриковская средняя общеобразовательная школа"
Проектная работа
Геометрическое искусство Мориса Эшера
Автор работы: Ладыгин Дмитрий
МОУ ИРМО "Уриковская СОШ"
Руководитель: Кишова Ольга Анатольевна,
учитель изобразительного искусства
Урик 2021г
Содержание
стр | ||
Введение | 3 | |
| 7 | |
1.1Творчество художника. Мозаики, паркеты | 8 | |
2.Практическая работа. Этапы выполнения | 12 | |
2.1. Разработка элементов мозаики | 12 | |
2.2.Коврик для компьютерной «мышки» | 12 | |
Заключение | 13 | |
Список используемой литературы | 14 | |
Приложение | 15 | |
Введение

В повседневной жизни мы нередко встречаемся с покрытиями плоскости многоугольниками: полы в жилых домах застилают паркетами, стены ванных комнат покрывают кафельными плитками, современные здания украшают орнаментами.
Можно создать множество паркетов, используя готовые фигурки с помощью параллельного переноса. Паркеты являются прекрасным материалом для вовлечения в интересную, содержательную и поучительную деятельность.
Я люблю головоломки, люблю лабиринты, мне нравится рассматривать картины с оптическими иллюзиями, поэтому, однажды, увидев работу нидерландского художника Мориса Эшера «Небо и вода», сразу заинтересовался её необычностью и решил попробовать сделать изделие в стиле знаменитого художника.
Передо мной возникла проблема декорирования плоскости мозаикой из сложных фигур, например, рисунков животных или растений, объектов с неправильными формами.
Цель: выполнить изделие в стиле Мориса Эшера
Задачи:
Предмет исследования: мозаика, паркет в стиле Мориса Эшера.
Нарисовать орнамент непросто, поэтому меня заинтересовала эта тема, смогу ли я выполнить что- то подобное.
Отсюда возникла гипотеза:если я познакомлюсь с орнаментальным искусством М. Эшера, а затем изучу принципы построения мозаик, то я смогу сделать паркет, похожий на работы художника
Сроки реализации проекта: 5 месяцев.
Работа включает в себя несколько этапов:
Ресурсы проекта
Планирование проекта
№ п/п | Виды деятельности | Сроки выполнения |
1 | Выбор и обоснование темы проекта. Постановка цели и задач проекта | октябрь |
2 | Сбор информации о творчестве М. Эшера. Сбор информации о способах построения мозаики | октябрь |
3 | Обработка полученной информации. Изучение способов построение мозаики | ноябрь |
4 | Разработка эскизов элементов мозаики, построение чертежей. Выбор идей и вариантов. | декабрь |
5 | Выбор материалов Изготовление изделия. | январь |
6 | Подготовка к защите проекта. Оформление презентации Защита проекта | февраль |
Методы исследования: поиск информации, моделирование, сравнение, анализ, обобщение.
Морис Эшер родился в городе Лёвардене, административном центре нидерландской провинции Фрисландия, в семье инженера. В 1903 году семья переехала в Арнхем, где мальчик некоторое время учился столярному делу и музыке. С 1912 по 1918 годы Морис учился в средней школе. Хотя с раннего возраста он проявлял способности к рисованию, его успехи в школе были весьма посредственными.[4]
В 1919 году Эшер поступает в Школу архитектуры и декоративных искусств в городе Гарлеме. Его учителем там был художник Самуэль де Мескита, оказавший на молодого человека огромное влияние (Эшер поддерживал дружеские отношения с Мескитой вплоть до 1944 года, когда Мескита, еврей по происхождению, был вместе с семьёй уничтожен нацистами) [4]
В начале 1920-х Эшер часто путешествует в Италию. Именно там он впервые встречается с Йеттой Умикер, которая в 1924 году становится его женой. Чета жила в Риме до 1935 года, когда пребывание в Италии, под контролем режима Муссолини, стало для них трудно выносимым. Затем Эшерыперехали в Шато-д’О (Швейцария).
В январе 1941 года, после начала Второй мировой войны, Эшеры возвращаются в Нидерланды. С 1940-х по 1970-е они жили в голландском городе Барн (Baarn). [4]
Для сюжетов «классических» произведений Эшера («Рисующие руки», «Метаморфозы», «День и ночь», «Рептилии», «Встреча», «Дом с лестницей» и т. д.) характерно остроумное осмысление логических и пластических парадоксов. В сочетании с виртуозной техникой это производит сильнейшее впечатление. Многие графические и концептуальные находки Эшера вошли в число символов XX века и впоследствии неоднократно воспроизводились или «цитировались» другими художниками.
"Иногда, говорил художник, когда я рисую, мне кажется, будто я медиум,находящийся во власти существ, порождённых моим же воображением. Рыбы становятся птицами.День - ночью. Из хаоса рождается жизнь, она замирает в мёртвых городах, трансформируется в шахматную партию и рассыпается в пыль. Мозаика оживает и превращается в ящериц, они движутся, живут и вновь уходят в орнамент".[5]
В июле 1969 года Эшер создает свою последнюю гравюру на дереве — «Змеи».
Он скончался 27 марта 1972 года в своем доме в Ларене, на севере Нидерландов. [5]
1.1. Построение мозаики в стиле Мориса Эшера
При взгляде на любую из «мозаик» мастера у любого человека возникает подозрение на математическую закономерность.
При создании орнаментов используются следующие преобразования:
Существуют плоские орнаменты, заполняющие лист бумаги без промежутков. Такие орнаменты называют паркетами.[1, стр. 90]
Паркеты можно создавать, используя различные геометрические фигуры, их комбинации. Тетрадный лист в клеточку – это паркет. Всего существует 17 видов симметрии сетчатых паркетов. Первые семь из них допускают создание интересных паркетов без прямолинейных контуров. Простейшим видом паркета является такой, в котором плоскость заполняется фигурами с помощью параллельного переноса.
Наибольший интерес вызывают геометрические паркеты. Их создают из правильных многоугольников, из различных правильных многоугольников, из неправильных многоугольников. Существует несколько правил рисования паркетов:
В геометрии под мозаикой (паркетом) понимают заполнение плоскости одинаковыми фигурами (элементами мозаики), которые не перекрывают друг друга и не оставляют на плоскости пустого пространства (иногда мозаикой называют заполнение плоскости несколькими фигурами, например, правильными многоугольниками). Обычный тетрадный лист в клеточку представляет собой простейшую геометрическую мозаику. Элементом здесь является квадрат. Элементами мозаики могут быть также равносторонний треугольник, правильный шестиугольник, произвольный параллелограмм, произвольный четырехугольник. Можно придумать сотни, тысячи разных элементов паркетов. Некоторые из них изображены на рис. 1[1, стр.91-92]


Рис. 1 Рис. 2
Придуманы мозаики, у которых несколько элементов образуют фигуру, подобную элементу мозаики. Примеры таких паркетов приведены на рис. 2.
На рис. 3 приведен элемент простой мозаики, который разбит на рисунке справа на четыре одинаковые фигурки - элементы новой мозаики.[1, стр.93]

Рис. 3
На рис. 4 приведена мозаика-паркет, элементами которой являются одинаковые пятиугольники с углами 90°, 120°, 60°, 240° и 30°, которые получились разбиением правильного шестиугольника. Из этих пятиугольников образованы фигуры.[1.стр.94]
Рис.4
На рис. 5 и 6представлено несколько фигур, получить мозаикуиз которых можно геометрической операцией параллельного переноса. На деле это означает, что фигурка смещается на некоторое расстояние и как бы вкладывается в предыдущую, не меняя своего положения. Если в качестве меры расстояния взять 1 клеточку, то рассчитав, на какое количество клеточек нужно смещать фигурку вверх и вправо, получим два числа, определяющих вектор перемещения. Для школьников интересно проследить связь между параллельными переносами и векторами и возможность разложения каждого вектора полученного векторного пространства по двум базисным векторам. Для взрослых - поиграться с неправильным копированием образца. Изменение вектора может привести к получению интересных мозаичных рисунков.



Рис. 5 Рис. 6
На рис. 7 показаны заполнения плоскости различными фигурами, дающими полностью покрытую плоскость мозаики. Эта мозаика отличается от предыдущих тем, что для заполнения плоскости образец нужно не только сдвинуть на определенное число клеток, но и использовать зеркальное отражение или повернуть относительно некоторой точки - центра симметрии.

Рис.7
Общий принцип построения мозаик из сложных фигур (рисунков животных, растений, объектов с криволинейными формами) с использованием различных видов симметрии можно описать как постепенный переход от простых фигур " по тетрадным клеточкам" к более сложным. Начав с простых квадратов и четырехугольников, постепенно усложняя и развивая фигуры, получаем сначала примитивное схематичное изображение, затем добавлением деталей и скруглением форм получаем детализированное изображение со сглаженным контуром.
Мозаики, подобные приведенным, универсальны по применению. Разработка мозаичных элементов может отталкиваться не от форм живых существ, а от различных объектов символики, техногенных и урбанистических форм, пиктограмм и прочего.
Паркеты, придуманные голландским художником М. Эшером: «Рыба, заглатывающая корабль», «Бабочки», "Пегасы" и т. д.[5]
Попробуем разобраться, как Эшер создавал свои орнаменты, на примере паркета с ящерицами. За основу берется фигура, из которой можно составить паркет – правильный шестиугольник. Если «кусочек» плоскости вырезается из внутренней области этого шестиугольника, то такой же надо добавить снаружи с помощью параллельного переноса или поворота этой фигуры.
Это можно увидеть и в моей практической работе.
На основе правильного шестиугольника: | На основе прямоугольника: | |||
Способ построения | Элемент мозаики | Способ построения | Элемент мозаики | |
|
|
|
| |
| 4. Полицейский | |||
|
|
|
| |
| 5. Клоун | |||
|
|
|
| |
| 6. Ракета | |||
Я выбрал элемент номер 2, «Собака», потому что люблю собак и считаю, что это самое преданное, смелое и игривое животное на свете.
2.2.Коврик для компьютерной «мышки»
Этапы выполнения работы:
Заключение
Результат моего исследования:
Моя гипотеза подтвердилась. Зная основные правила
составления паркетов (мозаик), можно создать самые различные картины. Они являются прекрасным материалом для вовлечения в интересную, содержательную и поучительную деятельность, развивают творчество.
Я понял, что математическая деятельность имеет и эстетический характер, а увлечение мозаикой поможет мне в изучении такой сложной науки, как геометрия.
Декорирование пространства мозаикой собственной разработки - это и дополнительные возможности формирования хорошего настроения путем использования конкретных образов, формирующих положительное впечатление.
Рекламный проспект
Одним из факторов популярности мозаик Эшера является их способность заставлять зрителя погружаться в изучение подробностей рисунка - от мелких деталей к крупным, от восприятия в целом к сосредоточению на одном элементе. Разглядывание мозаик - отличный способ расслабления и отдыха, приведения мыслей в порядок.
В качестве рекламы разработали информационный буклет. (Приложение 5)
Список использованной литературы
Приложение 1
Эскиз элемента мозаики

Построение чертежа

Приложение 2
Построение мозаики


Готовое изделие

Приложение 3

Стр. 1

Стр.2

Эта весёлая планета

Зимний лес в вашем доме

Колумбово яйцо

Как Дед Мороз сделал себе помощников

Рисуют дети водопад