Традиционная казахская одежда — это не только отражение культуры и истории народа, но и уникальный пример использования геометрических форм и приёмов. В данной работе мы исследуем, как геометрические элементы и иллюзии могут быть использованы для создания современных изделий одежды, сохраняя при этом связь с традициями.
Цель: создание традиционной казахской одежды, используя современные дизайнерские приёмы.
Задачи:
1. Найти статьи и книги на темы “современный дизайн” и “традиционная одежда казахов”.
2. Изучить всю информацию и вычленить необходимое для написания и осуществления теоретической и практической части соответственно.
3. Снять мерки с модели и создать выкройки для платья.
4. Сшить платье по канонам казахских традиций.
5. Написать доклад о проведенном исследовании и сделать презентацию.
6. Выступить со своим проектом перед комиссией.
Объект исследования: Одежда
Предмет исследования: Влияние геометрических узоров и форм на визуальное восприятие фигуры человека
Актуальность: Геометрические приемы и иллюзии в дизайне этой одежды играют важную роль в ее восприятии, создавая не только визуальный интерес, но и символизируя философские и культурные идеи, заложенные в народном искусстве. Изучение этих аспектов актуально в контексте современного дизайна, поскольку они могут вдохновить современные творческие практики и способствовать возрождению интереса к культурному наследию. Понимание геометрических форм и их влияния на восприятие традиционной одежды может помочь в сохранении и популяризации казахской культуры как на внутреннем, так и на международном уровне.
Гипотеза: Мы предполагаем, что применение геометрических приёмов и иллюзий в традиционной казахской одежде выполняет не только эстетическую функцию, но и служит средством передачи культурных и символических значений. Основные типы фигур, используемых в орнаментах казахской одежды, создают уникальные визуальные эффекты и влияют на восприятие одежды как носителя культурных идей.
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 244.13 КБ |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Астраханской области “Астраханская лингвистическая гимназия”
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Тема: Геометрические фигуры в современной казахской одежде.
Выполнила: Сергалиева Сафина
Азатовна, ученица 10 А класса
Руководитель проекта: Гиллер
Оксана Марковна, учитель
Математики высшей категории.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.1. Геометрические элементы в традиционной казахской одежде 5
1.2. Современные подходы к дизайну одежды 6
2. Придумали, измерили, сделали 11
2.1. Скрещивание традиционного с новомодным. 11
2.2. Создание собственного продукта. 13
ВВЕДЕНИЕ
Традиционная казахская одежда — это не только отражение культуры и истории народа, но и уникальный пример использования геометрических форм и приёмов. В данной работе мы исследуем, как геометрические элементы и иллюзии могут быть использованы для создания современных изделий одежды, сохраняя при этом связь с традициями.
Цель: создание традиционной казахской одежды, используя современные дизайнерские приёмы.
Задачи:
1. Найти статьи и книги на темы “современный дизайн” и “традиционная одежда казахов”.
2. Изучить всю информацию и вычленить необходимое для написания и осуществления теоретической и практической части соответственно.
3. Снять мерки с модели и создать выкройки для платья.
4. Сшить платье по канонам казахских традиций.
5. Написать доклад о проведенном исследовании и сделать презентацию.
6. Выступить со своим проектом перед комиссией.
Объект исследования: Одежда
Предмет исследования: Влияние геометрических узоров и форм на визуальное восприятие фигуры человека
Актуальность: Геометрические приемы и иллюзии в дизайне этой одежды играют важную роль в ее восприятии, создавая не только визуальный интерес, но и символизируя философские и культурные идеи, заложенные в народном искусстве. Изучение этих аспектов актуально в контексте современного дизайна, поскольку они могут вдохновить современные творческие практики и способствовать возрождению интереса к культурному наследию. Понимание геометрических форм и их влияния на восприятие традиционной одежды может помочь в сохранении и популяризации казахской культуры как на внутреннем, так и на международном уровне.
Гипотеза: Мы предполагаем, что применение геометрических приёмов и иллюзий в традиционной казахской одежде выполняет не только эстетическую функцию, но и служит средством передачи культурных и символических значений. Основные типы фигур, используемых в орнаментах казахской одежды, создают уникальные визуальные эффекты и влияют на восприятие одежды как носителя культурных идей.
1. Геометрия в одежде
1.1. Геометрические элементы в традиционной казахской одежде
Традиционная казахская одежда, богатая и самобытная, не только выполняла практические функции, но и являлась мощным средством выражения культуры и мировосприятия народа. Геометрические элементы играли в этом важную роль, являясь не просто декоративным украшением, а неотъемлемой частью символического языка, отражающего вековые традиции, религиозные убеждения и эстетические представления казахов. Казахский орнамент — это удивительный пласт культурного наследия кочевых народов Великой степи. Он несет в себе историческую память, отражает мировоззрение и традиции казахского народа. Орнамент встречается на одежде, предметах быта, оружии и в архитектуре, постоянно эволюционируя и обретая новые формы в современном дизайне.
Самые ранние письменные свидетельства, описывающие казахские узоры, относятся к началу XVI столетия. В былые времена по характерным мотивам на вещах можно было определить, к какому роду или жузу принадлежал их владелец. На ранних этапах развития казахской культуры, в условиях кочевого образа жизни, преобладали простые геометрические фигуры: круги, треугольники, ромбы, полосы. Они наносились на ткани при помощи растительных красителей, что отражало доступные ресурсы и возможности. Эти простые мотивы, часто повторяющиеся, создавали характерный орнамент, который был функциональным, защищая от солнца и непогоды, и одновременно символическим, создавая ощущение единства с природой. На формирование казахского орнамента повлияли исламские каноны (запрет на изображение живых существ, который, впрочем, не всегда соблюдался) и тесное взаимодействие с соседними народами — узбеками, киргизами, уйгурами и другими этносами Центральной Азии.
С развитием скотоводства и ремесел, геометрические элементы усложнялись. Появились более сложные узоры, включающие сочетания разных фигур, расположенных в определенной композиции. Особую роль стали играть спирали, зигзаги, ломаные линии, которые символизировали движение, динамику и бесконечность. Однако казахские узоры имеют собственное характерное “лицо”, будучи символами культурной идентичности и духовного наследия. Сегодня орнамент остается важной частью казахской культуры, выступая в качестве национального бренда и вдохновляя современных дизайнеров и художников.
Каждый геометрический элемент в казахской одежде имел своё значение. Круг, например, часто ассоциировался с солнцем, небесной сферой и бесконечностью. Треугольники могли символизировать горы, небесные тела или же быть отражением духовного начала. Ромбы, как правило, представляли собой плодородие, изобилие и материнскую силу. Полосы и зигзаги могли символизировать движение, ветер, воду, или же определённые небесные явления.
Геометрические элементы в казахской одежде не просто украшали её, они отражали мировоззрение кочевников. Влияние природы, вера в духов, и стремление к гармоничному сосуществованию с окружающим миром нашли своё отражение в сложных и изящных орнаментах. Разные племена и роды имели свои характерные мотивы, которые помогали идентифицировать принадлежность к определённой общине.
Сегодня, когда традиционная казахская одежда переживает возрождение, геометрические мотивы продолжают оставаться важной частью культурного наследия. Изучение и сохранение этих элементов помогает лучше понять и оценить богатейшую историю и культуру народа Казахстана. Современные дизайнеры вдохновляются традиционными узорами, создавая новые интерпретации, которые сочетают в себе красоту прошлого и актуальность настоящего.
Геометрические элементы в традиционной казахской одежде – это не просто декоративные детали. Они представляют собой сложный код, отражающий вековые традиции, религиозные убеждения, и эстетические представления народа. Изучение и сохранение этих элементов является неотъемлемой частью сохранения и развития культурного наследия Казахстана. Орнаменты, используемые нашим народом в быту, можно назвать художественным произведением, рожденным его интеллектуальным и эстетическим мировоззрением. Многие исследователи отмечают, что в основе древних орнаментов лежит стремление нашего народа в точности запечатлеть впечатления от явлений природы. Помимо космогонических, геометрических орнаментов, наши предки-кочевники очень часто использовали в быту и зооморфные элементы.
Существует также мнение, что орнаментальное искусство – это своего рода культурная генеалогия нашего народа, как и устная литература.
В работах известного исследователя Саник Зейноллы говорится, что под каждым выражением скрывается тайный знак. К примеру, айбалта (секира) означала силу, торсык (бурдюк) – достаток, различные животные олицетворяли горную местность, проточная вода – пашни, воронья лапка – зиму, скотина – джайляу, летучая мышь, звезда – тайну, секрет.
«В то же время орнаменты разделяли на такие виды, как теңдеме ою, жүздеме ою, сыңар ою, которые создавали, обогащали и развивали друг друга», - отметил он в своих исследованиях, выделяя отдельные виды орнаментов.
Құсмұрын – Птичий клюв . На одежду молодых девушек и парней, на изделия быта молодых семей
наносится много фигурных знаков в виде птичьего клюва. Құсмұрын (Птичий клюв) означает быть свободным, счастливым, парить, как птица.
Түйетабан – Верблюжий след
Орнамент Түйетабан (Верблюжий след) означает дальнюю дорогу. Такой орнамент наносили на вьючное седло верблюда, на его покрытие и другие изделия, необходимые каравану. Таких находок было много найдено вдоль Великого Шелкового пути, поэтому, можно предположить, что такие орнаменты были распространены.
Итқұйрық – Собачий хвост
Орнамент Итқұйрық (Собачий хвост) означает близкое расстояние. Собака не отправляется в дальние путешествия, собака может уйти на такое расстояние, которое сможет преодолеть за один день. Поэтому этот орнамент наносился на кошму, под седло быка и на другие изделия, означающие близкое расстояние.
Қошқармүйіз – Бараний рог
Казахи сильно почитают барана. В казахских орнаментах очень много и часто встречаются завитки бараньего рога. Он означает силу, доброту, достаток. Люди, мечтающие о том, чтобы их потомки стали такими, наносили орнамент бараний рог на изделия, которые они делали для своих детей.
Омыртка
Позвоночник - символ стойкости, смелости. На изделиях, предназначенных для мужчин, часто вышивали орнаменты в виде позвонка. Известно, что люди, имеющие сильную пояснично-позвонковую часть, бывают стойкие, энергичные.
Кұстаңдай – Птичье небо
На чапанах и другой одежде ораторов, поэтов вышивали орнамент құстаңдай. Таким способом вкладывали пожелание, чтобы голос был приятным, как у соловья.

Қолтық ою
Казахи на текемет и войлок часто наносили орнамент «қолтық ою», что означало: «приходите, чувствуйте себя как у себя дома, мы всегда вам рады», также означало гостеприимство.
Украшения создавались в соответствии с воспитанием, традициями, модой. В условиях кочевого быта такие понятия, как «нравственность», «доброта», «справедливость», объяснялись народом своим потомкам через такие вещи.
1.2. Современные подходы к дизайну одежды
Современный дизайн одежды – это не просто создание красивых вещей. Это сложный процесс, учитывающий множество факторов, от экологической ответственности до потребностей конкретного потребителя. Рынок переживает трансформацию, и новые подходы к проектированию, производству и продаже гардероба диктуют новые стандарты.
Современная казахская мода умело сочетает традиции и инновации, особенно когда речь идет о национальных платьях. При шитье используются как традиционные, так и современные приемы, материалы и техники. Традиционно в казахском орнаменте доминируют красный, белый, черный, синий, зеленый и коричневый цвета. В более поздний период стали использоваться также золотистые, охристые и фиолетовые оттенки. Каждый цвет имеет символическое значение:
красный — жизнь, энергия, сила;
белый — чистота, благословение, связь с небом;
черный — земля, стабильность, основа;
синий (голубой) — небо, вечность, бескрайние просторы;
зеленый — молодость, возрождение, весна;
фиолетовый — тайна, мудрость, духовная сила;
коричневый — природная основа, связь с землей и натуральными материалами;
золотистый (охристый) — богатство, достаток, украшение.
Цвета в традиционных казахских орнаментах изначально создавались с помощью природных красителей: марены (красный), индиго (синий), древесного угля (черный) и охры (коричневый).
Ткани:
Традиционные: Бархат (қамқа), шелк (жібек), шерсть (жүн), хлопок (мақта).
Современные: Лен, вискоза, современные смесовые ткани с добавлением шелка или хлопка, бифлекс, кружево, шифон. Использование современных тканей позволяет создавать более легкие, дышащие и удобные в носке платья.
Типы строчек и техник:
Традиционные: Ручная вышивка (кесте), аппликация (ою-өрнек), тесьма (бау).
Современные: Машинная вышивка, 3D-вышивка, лазерная резка ткани, цифровая печать на ткани, квилтинг.
Декор и отделка:
Традиционные: Бисероплетение (моншақ), вышивка золотыми нитями (зер), использование национальных орнаментов, мех (көкем).
Современные: Стразы, пайетки, кружево, перья, современные аппликации, использование кожи и замши в отделке.
Конструкция и силуэты:
Традиционные: Прямые или трапециевидные силуэты, длинные рукава, воротник-стойка или круглый вырез.
Современные: Приталенные силуэты, асимметричный крой, рукава различной длины и формы, открытая спина, разрезы, многослойность.
Особенности:
Современные дизайнеры часто экспериментируют с длиной платья, предлагая модели от мини до макси.
Активно используются национальные орнаменты, которые адаптируются под современные тенденции. Орнаменты могут быть выполнены в виде вышивки, аппликации или напечатаны на ткани.
При создании платьев часто используются элементы казахского национального костюма, такие как камзол (жилет) или шапан (халат), которые стилизуются и адаптируются под современные платья.
Примеры:
Платье из бархата с машинной вышивкой в виде стилизованных национальных орнаментов.
Льняное платье с цифровой печатью, имитирующей традиционную вышивку.
Шелковое платье с асимметричным кроем и отделкой из кружева и бисера.
Платье-трансформер, сочетающее в себе элементы камзола и современного платья.
Современные казахские платья – это гармоничное сочетание традиций и модных тенденций, позволяющее создавать уникальные и стильные образы, отражающие национальную идентичность.
Экологическая сознательность стала не просто трендом, а необходимостью. Дизайнеры всё чаще обращаются к устойчивым материалам, таким как органический хлопок, переработанный полиэстер, лен, вискоза из водорослей. Важную роль играет сокращение отходов на всех этапах производства: от выбора сырья до упаковки готовой продукции. Циркулярная экономика – вот идеал, к которому стремятся многие бренды, разрабатывая системы возврата и переработки одежды. Эко-дизайн уже не просто "зелёный" акцент, а фундаментальный принцип.
Современные технологии позволяют создавать уникальные и функциональные вещи. 3D-моделирование позволяет быстро и эффективно разрабатывать новые фасоны и подгонять их к индивидуальным параметрам. Инновационные материалы с уникальными свойствами (например, самовосстанавливающиеся ткани или материалы с терморегуляцией) открывают новые возможности для дизайна. Технологии персонализации позволяют создавать одежду, идеально подходящую под фигуру и стиль конкретного человека.
Вместо массового производства, всё большее внимание уделяется персонализации. Популярность принтов по индивидуальному заказу, конструирования одежды по меркам, модульных систем растёт. Клиенты стремятся к выражению своей индивидуальности через одежду, и дизайнеры отвечают на этот запрос, предлагая широкий спектр возможностей для самовыражения. Онлайн-консультанты и индивидуальные мастер-классы помогают клиентам найти свой стиль и создавать гардероб, отражающий их личность.
Диджитал-дизайн играет всё большую роль в процессе создания одежды. Виртуальные показы, 3D-моделирование и визуализация помогают дизайнерам экспериментировать с новыми идеями и быстрее презентовать свои коллекции. Виртуальная реальность позволяет клиентам "примерить" одежду в виртуальной среде, что повышает удобство выбора и удовлетворение от покупки.
Потребители всё больше интересуются условиями труда на производстве. Бренды, которые заботятся о своих сотрудниках и соблюдают этические принципы производства, пользуются повышенным доверием. Прозрачность цепочки поставок и открытая коммуникация с потребителями – важные составляющие современного подхода к дизайну одежды.
Современный дизайн одежды – это динамичная и постоянно развивающаяся область. Устойчивость, инновации, персонализация и социальная ответственность – ключевые тренды, определяющие будущее индустрии. Дизайнеры, которые готовы адаптироваться к изменяющимся потребностям рынка и учитывать эти факторы, имеют все шансы на успех. Будущее моды – за теми, кто видит в ней не просто отражение красоты, но и инструмент для создания устойчивого и справедливого мира.
2. Придумали, измерили, сделали
2.1. Скрещивание традиционного с новомодным.
Современные казахские платья – это удивительный симбиоз уважения к богатому культурному наследию и смелых инновационных решений. Они демонстрируют, как можно гармонично сочетать традиционные элементы с современными трендами, создавая уникальные и стильные образы. В этих нарядах переосмысливаются национальные орнаменты, крой и декоративные элементы, при этом используются современные ткани, техники и силуэты. Это позволяет казахской культуре оставаться актуальной и интересной для новых поколений, сохраняя свою самобытность и красоту.
Этапы создания современного казахского платья:
Разработка концепции и эскиза:
Изучение традиционных казахских костюмов, орнаментов и символики.
Определение целевой аудитории и назначения платья (повседневное, праздничное, сценическое и т.д.).
Создание эскиза, учитывающего как традиционные, так и современные элементы. Выбор силуэта, длины, отделки и цветовой гаммы.
Выбор материалов:
Подбор тканей, сочетающих традиционные (шелк, бархат, шерсть) и современные (шифон, лен, современные смесовые ткани) материалы.
Выбор фурнитуры (пуговицы, тесьма, молнии) и декоративных элементов (бисер, пайетки, вышивка).
Создание выкройки:
Разработка базовой выкройки с учетом особенностей фигуры.
Моделирование выкройки в соответствии с эскизом, добавление элементов кроя, характерных для казахских костюмов (например, кокетки, воланы, рукава особого покроя).
Раскрой ткани:
Перенос выкройки на ткань с учетом припусков на швы.
Раскрой деталей платья, а также подкладки (при необходимости).
Пошив:
Сметывание и примерка платья для корректировки посадки.
Стачивание деталей на швейной машинке.
Обработка швов (оверлок, косая бейка).
Декорирование:
Нанесение традиционных казахских орнаментов (ручная или машинная вышивка, аппликация, печать).
Использование декоративных элементов (тесьма, бисер, камни, бахрома).
Применение современных техник декорирования (например, 3D-печать, лазерная резка).
Финальная обработка:
Пришивание фурнитуры (пуговицы, крючки, молнии).
Влажно-тепловая обработка (утюжка).
Контроль качества.
Этот процесс позволяет создать уникальное платье, сочетающее в себе богатое наследие казахской культуры и современные модные тенденции.
2.2. Создание собственного продукта.
Вот подробное описание пошива традиционного казахского женского платья (қазақша көйлек).
Платье:
1. Выбор фасона:
Казахские платья бывают разных стилей. Выбран классический повседневний фасон платья. Свободное, с поясом.
Ткани:
За основу был выбран приятный плотный шёлк с добавлением эластана зелёного цвета. Платье из этой ткани не будет сковывать движения. Для воротника, рукавов, подола и вставок на груди был использован красный атлас. Вместо подкладки было отдельно сшито платье из хлопкового шёлка горчичного цвета, а также серые шёлковые штаны.
2. Снятие мерок
Основные мерки:
- Обхват груди.
- Обхват талии.
- Обхват бедер.
- Длина платья (обычно до щиколотки или до колена).
- Длина рукава.
3. Выкройка казахского платья
Спинка и перед:
- Прямой силуэт с небольшим расширением к низу.
- Горловина – округлая.
Рукава:
- В классическом варианте – длинные, прямые.
Воротник:
- Использовался воротник стойка .
Отделка:
- В качестве украшений выбрали вышивку, золотую тесьму, стразы, декоративные камни.
- По подолу, рукавам и горловине пришиты отдельно вырезанные кусочки ткани.
4. Пошив платья
Раскрой ткани:
- Сложили ткань вдвое, прикололи выкройку, обвели мелом и вырезали с припусками 1,5 см.
Стачивание основных деталей:
- Были сшиты плечевые швы.
- Необходимо было втачать рукава.
- Были сшиты боковые швы.
Обработка горловины и краев:
- Вырез обшит косой бейкой и подшит подворотом.
- Низ рукавов и подол обрабатывался подгибом.
Декоративная отделка:
- Пришита тесьма, вышивка и т.д.
Пояс и шапочка:
Для пояса и щапочки решено было взять ту же зеленую ткань. Взяли длину обхвата талии и по ней вырезали основу пояса, учитывая отступы. Брали длину обхвата головы и по ней вырезали основу шапочки. В качестве украшений выбрали золотые нашивки, стразы, металлические ромбы, декоративные камни и монисты. Чтобы пояс держался на талии, были вшиты металлические крючки. Верхнее основание сделано из чёрной кожи, и добавлена черная подкладка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе работы над проектом «Современное видение традиционной казахской одежды» мы рассмотрели, как многовековые традиции казахского костюма гармонично сочетаются с актуальными трендами. Исследование показало, что национальная одежда не только сохраняет свою культурную значимость, но и успешно адаптируется к современным реалиям, становясь источником вдохновения для дизайнеров и символом национальной идентичности. Сегодня казахский орнамент представляет собой важный элемент национальной идентичности и культурного наследия Казахстана. Современные художники, дизайнеры и ремесленники продолжают развивать и интерпретировать традиционные орнаменты, внедряя их в различные сферы искусства и дизайна. Казахский орнамент успешно воплощается в живописи, графике, скульптуре, архитектуре, моде и дизайне интерьера. Этот процесс актуализации и переосмысления традиционного орнамента позволяет сохранять его значимость и аутентичность, делая его неотъемлемой частью современной казахской культуры.
Традиционная одежда – это не просто часть истории, а живой, динамичный элемент современной культуры. Проект подтвердил, что, сохраняя глубину традиций, можно создавать актуальные и стильные решения, которые будут востребованы в будущем.
Список используемой литературы:

Знакомые следы

Сказка "Узнай-зеркала"

Рисуем лыжника

Иван Васильевич меняет профессию

Карандаши в пакете