• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Геометрические фигуры в современной казахской одежде

Опубликовано гиллер оксана марковна вкл 07.12.2025 - 12:16
гиллер оксана марковна
Автор: 
Сергалиева Сафина

      Традиционная казахская одежда — это не только отражение культуры и истории народа, но и уникальный пример использования геометрических форм и приёмов. В данной работе мы исследуем, как геометрические элементы и иллюзии могут быть использованы для создания современных изделий одежды, сохраняя при этом связь с традициями.

      Цель: создание традиционной казахской одежды, используя современные дизайнерские приёмы.

      Задачи:

1. Найти статьи и книги на темы “современный дизайн” и “традиционная одежда казахов”.

2. Изучить всю информацию и вычленить необходимое для написания и осуществления теоретической и практической части соответственно.

3. Снять мерки с модели и создать выкройки для платья.

4. Сшить платье по канонам казахских традиций.

5. Написать доклад о проведенном исследовании и сделать презентацию.

6. Выступить со своим проектом перед комиссией.

Объект исследования: Одежда

      Предмет исследования: Влияние геометрических узоров и форм на визуальное восприятие фигуры человека

      Актуальность: Геометрические приемы и иллюзии в дизайне этой одежды играют важную роль в ее восприятии, создавая не только визуальный интерес, но и символизируя философские и культурные идеи, заложенные в народном искусстве. Изучение этих аспектов актуально в контексте современного дизайна, поскольку они могут вдохновить современные творческие практики и способствовать возрождению интереса к культурному наследию. Понимание геометрических форм и их влияния на восприятие традиционной одежды может помочь в сохранении и популяризации казахской культуры как на внутреннем, так и на международном уровне.

        Гипотеза: Мы предполагаем, что применение геометрических приёмов и иллюзий в традиционной казахской одежде выполняет не только эстетическую функцию, но и служит средством передачи культурных и символических значений. Основные типы фигур, используемых в орнаментах казахской одежды, создают уникальные визуальные эффекты и влияют на восприятие одежды как носителя культурных идей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sergalieva_proekt.docx244.13 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Астраханской области “Астраханская лингвистическая гимназия”

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Тема: Геометрические фигуры в современной казахской одежде.

                                                                       Выполнила: Сергалиева Сафина

                                                                       Азатовна, ученица 10 А класса

                                                                       Руководитель проекта: Гиллер                                        

                                                                        Оксана Марковна, учитель      

                                                                        Математики высшей категории.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        2

1. Геометрия в одежде        5

1.1. Геометрические элементы в традиционной казахской одежде        5

1.2. Современные подходы к дизайну одежды        6

2. Придумали, измерили, сделали        11

2.1. Скрещивание традиционного с новомодным.        11

2.2. Создание собственного продукта.        13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        16

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ        17

ВВЕДЕНИЕ

      Традиционная казахская одежда — это не только отражение культуры и истории народа, но и уникальный пример использования геометрических форм и приёмов. В данной работе мы исследуем, как геометрические элементы и иллюзии могут быть использованы для создания современных изделий одежды, сохраняя при этом связь с традициями.

      Цель: создание традиционной казахской одежды, используя современные дизайнерские приёмы.

      Задачи:

1. Найти статьи и книги на темы “современный дизайн” и “традиционная одежда казахов”.

2. Изучить всю информацию и вычленить необходимое для написания и осуществления теоретической и практической части соответственно.

3. Снять мерки с модели и создать выкройки для платья.

4. Сшить платье по канонам казахских традиций.

5. Написать доклад о проведенном исследовании и сделать презентацию.

6. Выступить со своим проектом перед комиссией.

Объект исследования: Одежда

      Предмет исследования: Влияние геометрических узоров и форм на визуальное восприятие фигуры человека

      Актуальность: Геометрические приемы и иллюзии в дизайне этой одежды играют важную роль в ее восприятии, создавая не только визуальный интерес, но и символизируя философские и культурные идеи, заложенные в народном искусстве. Изучение этих аспектов актуально в контексте современного дизайна, поскольку они могут вдохновить современные творческие практики и способствовать возрождению интереса к культурному наследию. Понимание геометрических форм и их влияния на восприятие традиционной одежды может помочь в сохранении и популяризации казахской культуры как на внутреннем, так и на международном уровне.

        Гипотеза: Мы предполагаем, что применение геометрических приёмов и иллюзий в традиционной казахской одежде выполняет не только эстетическую функцию, но и служит средством передачи культурных и символических значений. Основные типы фигур, используемых в орнаментах казахской одежды, создают уникальные визуальные эффекты и влияют на восприятие одежды как носителя культурных идей.

  1. Геометрия в одежде

        1.1. Геометрические элементы в традиционной казахской одежде

        Традиционная казахская одежда, богатая и самобытная, не только выполняла практические функции, но и являлась мощным средством выражения культуры и мировосприятия народа. Геометрические элементы играли в этом важную роль, являясь не просто декоративным украшением, а неотъемлемой частью символического языка, отражающего вековые традиции, религиозные убеждения и эстетические представления казахов.              Казахский орнамент — это удивительный пласт культурного наследия кочевых народов Великой степи. Он несет в себе историческую память, отражает мировоззрение и традиции казахского народа. Орнамент встречается на одежде, предметах быта, оружии и в архитектуре, постоянно эволюционируя и обретая новые формы в современном дизайне.

        Самые ранние письменные свидетельства, описывающие казахские узоры, относятся к началу XVI столетия. В былые времена по характерным мотивам на вещах можно было определить, к какому роду или жузу принадлежал их владелец. На ранних этапах развития казахской культуры, в условиях кочевого образа жизни, преобладали простые геометрические фигуры: круги, треугольники, ромбы, полосы. Они наносились на ткани при помощи растительных красителей, что отражало доступные ресурсы и возможности. Эти простые мотивы, часто повторяющиеся, создавали характерный орнамент, который был функциональным, защищая от солнца и непогоды, и одновременно символическим, создавая ощущение единства с природой. На формирование казахского орнамента повлияли исламские каноны (запрет на изображение живых существ, который, впрочем, не всегда соблюдался) и тесное взаимодействие с соседними народами — узбеками, киргизами, уйгурами и другими этносами Центральной Азии.

        С развитием скотоводства и ремесел, геометрические элементы усложнялись. Появились более сложные узоры, включающие сочетания разных фигур, расположенных в определенной композиции. Особую роль стали играть спирали, зигзаги, ломаные линии, которые символизировали движение, динамику и бесконечность. Однако казахские узоры имеют собственное характерное “лицо”, будучи символами культурной идентичности и духовного наследия. Сегодня орнамент остается важной частью казахской культуры, выступая в качестве национального бренда и вдохновляя современных дизайнеров и художников.

        Каждый геометрический элемент в казахской одежде имел своё значение. Круг, например, часто ассоциировался с солнцем, небесной сферой и бесконечностью. Треугольники могли символизировать горы, небесные тела или же быть отражением духовного начала. Ромбы, как правило, представляли собой плодородие, изобилие и материнскую силу. Полосы и зигзаги могли символизировать движение, ветер, воду, или же определённые небесные явления.

        Геометрические элементы в казахской одежде не просто украшали её, они отражали мировоззрение кочевников. Влияние природы, вера в духов, и стремление к гармоничному сосуществованию с окружающим миром нашли своё отражение в сложных и изящных орнаментах. Разные племена и роды имели свои характерные мотивы, которые помогали идентифицировать принадлежность к определённой общине.

        Сегодня, когда традиционная казахская одежда переживает возрождение, геометрические мотивы продолжают оставаться важной частью культурного наследия. Изучение и сохранение этих элементов помогает лучше понять и оценить богатейшую историю и культуру народа Казахстана. Современные дизайнеры вдохновляются традиционными узорами, создавая новые интерпретации, которые сочетают в себе красоту прошлого и актуальность настоящего.

        Геометрические элементы в традиционной казахской одежде – это не просто декоративные детали. Они представляют собой сложный код, отражающий вековые традиции, религиозные убеждения, и эстетические представления народа. Изучение и сохранение этих элементов является неотъемлемой частью сохранения и развития культурного наследия Казахстана. Орнаменты, используемые нашим народом в быту, можно назвать художественным произведением, рожденным его интеллектуальным и эстетическим мировоззрением. Многие исследователи отмечают, что в основе древних орнаментов лежит стремление нашего народа в точности запечатлеть впечатления от явлений природы. Помимо космогонических, геометрических орнаментов, наши предки-кочевники очень часто использовали в быту и зооморфные элементы.

         Существует также мнение, что орнаментальное искусство – это своего рода культурная генеалогия нашего народа, как и устная литература.

       В работах известного исследователя Саник Зейноллы говорится, что под каждым выражением скрывается тайный знак. К примеру, айбалта (секира) означала силу, торсык (бурдюк) – достаток, различные животные олицетворяли горную местность, проточная вода – пашни, воронья лапка – зиму, скотина – джайляу, летучая мышь, звезда – тайну, секрет.

«В то же время орнаменты разделяли на такие виды, как теңдеме ою, жүздеме ою, сыңар ою, которые создавали, обогащали и развивали друг друга», - отметил он в своих исследованиях, выделяя отдельные виды орнаментов.

       Құсмұрын – Птичий клюв . На одежду молодых девушек и парней, на изделия быта молодых семей

наносится много фигурных знаков в виде птичьего клюва. Құсмұрын (Птичий клюв) означает быть свободным, счастливым, парить, как птица.

        Түйетабан – Верблюжий след 

Орнамент Түйетабан (Верблюжий след) означает дальнюю дорогу. Такой орнамент наносили на вьючное седло верблюда, на его покрытие и другие изделия, необходимые каравану. Таких находок было много найдено вдоль Великого Шелкового пути, поэтому, можно предположить, что такие орнаменты были распространены.

       Итқұйрық – Собачий хвост 

Орнамент Итқұйрық (Собачий хвост) означает близкое расстояние. Собака не отправляется в дальние путешествия, собака может уйти на такое расстояние, которое сможет преодолеть за один день. Поэтому этот орнамент наносился на кошму, под седло быка и на другие изделия, означающие близкое расстояние.

         Қошқармүйіз – Бараний рог 

Казахи сильно почитают барана. В казахских орнаментах очень много и часто встречаются завитки бараньего рога. Он означает силу, доброту, достаток. Люди, мечтающие о том, чтобы их потомки стали такими, наносили орнамент бараний рог на изделия, которые они делали для своих детей.

      Омыртка 

Позвоночник - символ стойкости, смелости. На изделиях, предназначенных для мужчин, часто вышивали орнаменты в виде позвонка. Известно, что люди, имеющие сильную пояснично-позвонковую часть, бывают стойкие, энергичные.

      Кұстаңдай – Птичье небо 

На чапанах и другой одежде ораторов, поэтов вышивали орнамент құстаңдай. Таким способом вкладывали пожелание, чтобы голос был приятным, как у соловья.

 

Қолтық ою 

      Казахи на текемет и войлок часто наносили орнамент «қолтық ою», что означало: «приходите, чувствуйте себя как у себя дома, мы всегда вам рады», также означало гостеприимство.

       Украшения создавались в соответствии с воспитанием, традициями, модой. В условиях кочевого быта такие понятия, как «нравственность», «доброта», «справедливость», объяснялись народом своим потомкам через такие вещи.

        1.2. Современные подходы к дизайну одежды

      Современный дизайн одежды – это не просто создание красивых вещей. Это сложный процесс, учитывающий множество факторов, от экологической ответственности до потребностей конкретного потребителя.  Рынок переживает трансформацию, и новые подходы к проектированию, производству и продаже гардероба диктуют новые стандарты.

          Современная казахская мода умело сочетает традиции и инновации, особенно когда речь идет о национальных платьях. При шитье используются как традиционные, так и современные приемы, материалы и техники. Традиционно в казахском орнаменте доминируют красный, белый, черный, синий, зеленый и коричневый цвета. В более поздний период стали использоваться также золотистые, охристые и фиолетовые оттенки. Каждый цвет имеет символическое значение:

      красный — жизнь, энергия, сила;

      белый — чистота, благословение, связь с небом;

      черный — земля, стабильность, основа;

      синий (голубой) — небо, вечность, бескрайние просторы;

      зеленый — молодость, возрождение, весна;

      фиолетовый — тайна, мудрость, духовная сила;

      коричневый — природная основа, связь с землей и натуральными    материалами;

    золотистый (охристый) — богатство, достаток, украшение.

        Цвета в традиционных казахских орнаментах изначально создавались с помощью природных красителей: марены (красный), индиго (синий), древесного угля (черный) и охры (коричневый).

             Ткани:

     Традиционные: Бархат (қамқа), шелк (жібек), шерсть (жүн), хлопок (мақта).

      Современные: Лен, вискоза, современные смесовые ткани с добавлением шелка или хлопка, бифлекс, кружево, шифон. Использование современных тканей позволяет создавать более легкие, дышащие и удобные в носке платья.

                       Типы строчек и техник:

        Традиционные: Ручная вышивка (кесте), аппликация (ою-өрнек), тесьма (бау).

      Современные: Машинная вышивка, 3D-вышивка, лазерная резка ткани, цифровая печать на ткани, квилтинг.

        Декор и отделка:

      Традиционные: Бисероплетение (моншақ), вышивка золотыми нитями (зер), использование национальных орнаментов, мех (көкем).

    Современные: Стразы, пайетки, кружево, перья, современные аппликации, использование кожи и замши в отделке.

                      Конструкция и силуэты:

      Традиционные: Прямые или трапециевидные силуэты, длинные рукава, воротник-стойка или круглый вырез.

     Современные: Приталенные силуэты, асимметричный крой, рукава различной длины и формы, открытая спина, разрезы, многослойность.

     Особенности:

Современные дизайнеры часто экспериментируют с длиной платья, предлагая модели от мини до макси.

       Активно используются национальные орнаменты, которые адаптируются под современные тенденции. Орнаменты могут быть выполнены в виде вышивки, аппликации или напечатаны на ткани.

При создании платьев часто используются элементы казахского национального костюма, такие как камзол (жилет) или шапан (халат), которые стилизуются и адаптируются под современные платья.

       Примеры:

      Платье из бархата с машинной вышивкой в виде стилизованных национальных орнаментов.

      Льняное платье с цифровой печатью, имитирующей традиционную вышивку.

      Шелковое платье с асимметричным кроем и отделкой из кружева и бисера.

       Платье-трансформер, сочетающее в себе элементы камзола и современного платья.

       Современные казахские платья – это гармоничное сочетание традиций и модных тенденций, позволяющее создавать уникальные и стильные образы, отражающие национальную идентичность.

        Экологическая сознательность стала не просто трендом, а необходимостью. Дизайнеры всё чаще обращаются к устойчивым материалам, таким как органический хлопок, переработанный полиэстер, лен, вискоза из водорослей.  Важную роль играет сокращение отходов на всех этапах производства: от выбора сырья до упаковки готовой продукции.  Циркулярная экономика – вот идеал, к которому стремятся многие бренды, разрабатывая системы возврата и переработки одежды.  Эко-дизайн уже не просто "зелёный" акцент, а фундаментальный принцип.

         Современные технологии позволяют создавать уникальные и функциональные вещи. 3D-моделирование позволяет быстро и эффективно разрабатывать новые фасоны и подгонять их к индивидуальным параметрам. Инновационные материалы с уникальными свойствами (например, самовосстанавливающиеся ткани или материалы с терморегуляцией) открывают новые возможности для дизайна.               Технологии персонализации позволяют создавать одежду, идеально подходящую под фигуру и стиль конкретного человека.

        Вместо массового производства, всё большее внимание уделяется персонализации.  Популярность принтов по индивидуальному заказу, конструирования одежды по меркам, модульных систем растёт.  Клиенты стремятся к выражению своей индивидуальности через одежду, и дизайнеры отвечают на этот запрос, предлагая широкий спектр возможностей для самовыражения.  Онлайн-консультанты и индивидуальные мастер-классы помогают клиентам найти свой стиль и создавать гардероб, отражающий их личность.

        Диджитал-дизайн играет всё большую роль в процессе создания одежды.  Виртуальные показы, 3D-моделирование и визуализация помогают дизайнерам экспериментировать с новыми идеями и быстрее презентовать свои коллекции.  Виртуальная реальность позволяет клиентам "примерить" одежду в виртуальной среде, что повышает удобство выбора и удовлетворение от покупки.

       Потребители всё больше интересуются условиями труда на производстве.  Бренды, которые заботятся о своих сотрудниках и соблюдают этические принципы производства, пользуются повышенным доверием.  Прозрачность цепочки поставок и открытая коммуникация с потребителями – важные составляющие современного подхода к дизайну одежды.

        Современный дизайн одежды – это динамичная и постоянно развивающаяся область.  Устойчивость, инновации, персонализация и социальная ответственность – ключевые тренды, определяющие будущее индустрии.  Дизайнеры, которые готовы адаптироваться к изменяющимся потребностям рынка и учитывать эти факторы, имеют все шансы на успех.  Будущее моды – за теми, кто видит в ней не просто отражение красоты, но и инструмент для создания устойчивого и справедливого мира.

2. Придумали, измерили, сделали

2.1. Скрещивание традиционного с новомодным.

         Современные казахские платья – это удивительный симбиоз уважения к богатому культурному наследию и смелых инновационных решений. Они демонстрируют, как можно гармонично сочетать традиционные элементы с современными трендами, создавая уникальные и стильные образы. В этих нарядах переосмысливаются национальные орнаменты, крой и декоративные элементы, при этом используются современные ткани, техники и силуэты. Это позволяет казахской культуре оставаться актуальной и интересной для новых поколений, сохраняя свою самобытность и красоту.

        Этапы создания современного казахского платья:

        Разработка концепции и эскиза:

        Изучение традиционных казахских костюмов, орнаментов и символики.

Определение целевой аудитории и назначения платья (повседневное, праздничное, сценическое и т.д.).

Создание эскиза, учитывающего как традиционные, так и современные элементы. Выбор силуэта, длины, отделки и цветовой гаммы.

        Выбор материалов:

Подбор тканей, сочетающих традиционные (шелк, бархат, шерсть) и современные (шифон, лен, современные смесовые ткани) материалы.

Выбор фурнитуры (пуговицы, тесьма, молнии) и декоративных элементов (бисер, пайетки, вышивка).

        Создание выкройки:

     Разработка базовой выкройки с учетом особенностей фигуры.

Моделирование выкройки в соответствии с эскизом, добавление элементов кроя, характерных для казахских костюмов (например, кокетки, воланы, рукава особого покроя).

      Раскрой ткани:

Перенос выкройки на ткань с учетом припусков на швы.

Раскрой деталей платья, а также подкладки (при необходимости).

    Пошив:

Сметывание и примерка платья для корректировки посадки.

Стачивание деталей на швейной машинке.

Обработка швов (оверлок, косая бейка).

      Декорирование:

      Нанесение традиционных казахских орнаментов (ручная или машинная вышивка, аппликация, печать).

     Использование декоративных элементов (тесьма, бисер, камни, бахрома).

   Применение современных техник декорирования (например, 3D-печать, лазерная резка).

   Финальная обработка:

    Пришивание фурнитуры (пуговицы, крючки, молнии).

Влажно-тепловая обработка (утюжка).

Контроль качества.

      Этот процесс позволяет создать уникальное платье, сочетающее в себе богатое наследие казахской культуры и современные модные тенденции.

    2.2. Создание собственного продукта.

    Вот подробное описание пошива традиционного казахского женского платья (қазақша көйлек).  

    Платье:

        1. Выбор фасона:  

Казахские платья бывают разных стилей. Выбран классический повседневний фасон платья. Свободное, с поясом.

        Ткани:

        За основу был выбран приятный плотный шёлк с добавлением эластана зелёного цвета. Платье из этой ткани не будет сковывать движения. Для воротника, рукавов, подола и вставок на груди был использован красный атлас. Вместо подкладки было отдельно сшито платье из хлопкового шёлка горчичного цвета, а также серые шёлковые штаны.

     2. Снятие мерок

Основные мерки:  

- Обхват груди.  

- Обхват талии.  

- Обхват бедер.  

- Длина платья (обычно до щиколотки или до колена).  

- Длина рукава.  

     3. Выкройка казахского платья

Спинка и перед:

   - Прямой силуэт с небольшим расширением к низу.  

   - Горловина – округлая.

Рукава:  

   - В классическом варианте – длинные, прямые.

Воротник:

   - Использовался воротник стойка .  

Отделка:

   - В качестве украшений выбрали вышивку, золотую тесьму, стразы, декоративные камни.  

   - По подолу, рукавам и горловине пришиты отдельно вырезанные кусочки ткани.  

      4. Пошив платья

Раскрой ткани:

   - Сложили ткань вдвое, прикололи выкройку, обвели мелом и вырезали с припусками 1,5 см.  

Стачивание основных деталей:

   - Были сшиты плечевые швы.  

   - Необходимо было втачать рукава.  

   - Были сшиты боковые швы.  

Обработка горловины и краев:

   - Вырез обшит косой бейкой и подшит подворотом.  

   - Низ рукавов и подол обрабатывался подгибом.  

Декоративная отделка:  

   - Пришита тесьма, вышивка и т.д.  

 Пояс и шапочка:

       Для пояса и щапочки решено было взять ту же зеленую ткань. Взяли длину обхвата талии и по ней вырезали основу пояса, учитывая отступы. Брали длину обхвата головы и по ней вырезали основу шапочки. В качестве украшений выбрали золотые нашивки, стразы, металлические ромбы, декоративные камни и монисты. Чтобы пояс держался на талии, были вшиты металлические крючки. Верхнее основание сделано из чёрной кожи, и добавлена черная подкладка.

                                ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        В ходе работы над проектом «Современное видение традиционной казахской одежды» мы рассмотрели, как многовековые традиции казахского костюма гармонично сочетаются с актуальными трендами.         Исследование показало, что национальная одежда не только сохраняет свою культурную значимость, но и успешно адаптируется к современным реалиям, становясь источником вдохновения для дизайнеров и символом национальной идентичности. Сегодня казахский орнамент представляет собой важный элемент национальной идентичности и культурного наследия Казахстана. Современные художники, дизайнеры и ремесленники продолжают развивать и интерпретировать традиционные орнаменты, внедряя их в различные сферы искусства и дизайна. Казахский орнамент успешно воплощается в живописи, графике, скульптуре, архитектуре, моде и дизайне интерьера. Этот процесс актуализации и переосмысления традиционного орнамента позволяет сохранять его значимость и аутентичность, делая его неотъемлемой частью современной казахской культуры. 

     Традиционная одежда – это не просто часть истории, а живой, динамичный элемент современной культуры. Проект подтвердил, что, сохраняя глубину традиций, можно создавать актуальные и стильные решения, которые будут востребованы в будущем.  

                                Список используемой литературы:

  1. Захарова И.В., Лобачева Н.П. Казахская национальная одежда 19 – начала 20 века.- Алма – Ата, 1964.
  2. Каминская Н.М. История костюма. М., Легпромбытиздат, 1986
  3. Маргулан А.Х. "Казахское народное прикладное искусство" т.1, 1986г.
  4. «Казахский народный костюм». – Алма-Ата: Казгослитиздат, 1958.
  5. Казахская национальная одежда. – Алма-Ата: Наука, 1964.
  6. Маргулан А.Х. Казахское народное прикладное искусство.— Алма-Ата: Онер,1986.


Поделиться:

Знакомые следы

Сказка "Узнай-зеркала"

Рисуем лыжника

Иван Васильевич меняет профессию

Карандаши в пакете