взгляд на современное образование глазами ученицы 9 класса
Вложение | Размер |
---|---|
problemy_sovremennogo_obrazovaniya.doc | 35.5 КБ |
«Мы все учились понемногу», или Проблемы современного образования.
Школа…Второй дом, храм науки, теперь ещё «наша новая» - насколько разнообразны ассоциации, возникающие при звучании этого слова! Со школой связана и моя жизнь: девять лет подряд со звонком начинается увлекательное путешествие в мир знаний. Здесь меня ждут одноклассники - язвительные и наивные, талантливые и заурядные. Учителя: скучные и весёлые, злые и добрые - встречают привычным и таким родным: «Здравствуйте, садитесь!» Я, наверное, как и все, никогда не задумывалась, какую роль играет школа в моей жизни, но этот год особенный: во-первых, потому, что объявлен Годом учителя, а во-вторых, заканчивается определённый этап образования и придётся решать, что делать дальше. Поэтому стоит, решила я однажды, посмотреть на нашу школу (пока ещё не новую), на проблемы современного образования без эмоций, которые испытываешь, взрослея и переходя из класса в класс.
Вспоминаю слова А.С.Пушкина: «В начале жизни школу помню я…» - и представляю учебное заведение девятнадцатого века – Царскосельский лицей. Величественный храм науки и искусства, он принял под свое крыло будущие величайшие умы России, которые стали таковыми в результате кропотливого труда преподавателей, их ежедневной помощи и поддержки. Пушкин, Кюхельбекер, Пущин и многие другие сумели прославить себя, а впоследствии и Россию благодаря знаниям, приобретенным в Царскосельском лицее.
Насколько же современная школа контрастирует с подобным учебным заведением девятнадцатого века! Облупившаяся краска на окнах, из щелей немилосердно дует холодный ветер. Старенькая бабушка, выполняющая роль уборщицы, вахтера, охранника и гардеробщицы одновременно, силится нагнуться, чтобы поднять раскиданные по полу бумажки. Все это приводит меня в легкое недоумение. «Хотя,- говорю себе, - это мелочи жизни, учиться можно где угодно…» Спешу в класс. Здесь Евгения Дмитриевна, заслуженный учитель Советского Союза, проработавшая более пятидесяти лет в сфере образования, силится вспомнить, что же она объясняла на предыдущем уроке. Ну а ученики дипломатично ей не мешают. Этот учитель работает здесь со дня основания школы, тридцать лет назад Евгения Дмитриевна вкладывала знания в головы моих родителей. Тогда она была энергична и полна энтузиазма, но теперь, вместо того чтобы уйти на заслуженную пенсию, вынуждена остаться, чтобы её внуки «смогли получить достойное образование», а она не считала копейки до зарплаты. Почему же правительство, решая глобальные вопросы, говоря об инновациях, не может позаботиться об отдельно взятом человеке - рядовом школьном учителе, который, как свидетельствует один из сайтов Интернета, является «абсолютно нищим»?
В сентябре газета «Наше слово» опубликовала статью о пятнадцати молодых преподавателях, приехавших в Воскресенский район «сеять разумное, доброе, вечное». Но надолго ли их хватит? С трудом верится, что молодой специалист захочет работать с двадцатью девятью учениками за смешную зарплату, часть которой неизбежно уйдет на закупку материалов для проведения уроков. После разговора со студентами педагогических вузов, проходивших практику в нашей школе, я поняла, что в ближайшее время мы вряд ли дождёмся «возрождения российской образовательной системы». На вопрос: «Собираетесь ли вы преподавать в муниципальных учреждениях?» - реагировали все по-разному. Одни начинали иронизировать по поводу моей наивности, другие смущенно отводили взгляд, третьи недоуменно пожимали плечами. Не так давно они закончили школу с золотой медалью, хорошо учатся в институте, но, увы, назад не вернутся. Да, мне искренне жаль пожилого учителя, я преклоняюсь перед его беззаветным служением школе, но с ужасом думаю о другом: «Кто же будет учить моих детей через десять лет?»
Всем известно, что будущее России - за её гражданами. От культурности, социализованности, а главное - от образованности народа зависит, какой будет страна. По словам Д. А. Медведева, «ключевая роль в школе принадлежит учителю». Это подтверждают и результаты анкетирования, которое проводил в нашем классе кандидат педагогических наук А.А. Аксенов. На вопрос: «Чем тебя не привлекает этот предмет?» - более 60% учащихся выбрали ответ: «злой, нехороший учитель». Та же причина, оказывается, влияет и на нежелание готовиться к урокам такого преподавателя. Всё это психология объясняет особенностями незрелого возраста, мне же хочется спросить: « А вдруг к моменту нашего взросления интерес к предмету так и не возникнет из-за такого учителя?» Статус этой профессии, к сожалению, невысок, на мой взгляд, ещё и потому, что ученики и учителя являются представителями разный поколений, им трудно бывает найти общий язык. Учитель, безусловно, играет огромную роль в жизни ребенка, но большего внимания требует вся система современного образования.
Школьные программы в большинстве своём нацелены на то, чтобы подтягивать «середнячков», в то время как более развитые ученики скучают, теряя интерес к уроку, и в итоге становятся такими, как все. Лишь немногим из них удаётся не уронить планку, да и то с помощью репетиторов. А эти самые «середнячки», научившиеся «чему-нибудь и как-нибудь», впоследствии сдают экзамены на «тройки» и с помощью связей (а иногда и денежных вливаний) поступают в хорошие вузы.
«Российская школа не имеет права быть ветхой – и в прямом, и в переносном смысле этого слова» - слова Д.А.Медведева созвучны и моим мыслям. Но наш президент даже не представляет, насколько они расходятся с действительностью! Все, что есть в школе, осталось со времен СССР, и ученики проводят одиннадцать лет на остатках былого могущества страны. Я говорю не только о разваливающейся мебели, отсутствии современных средств обучения, меня волнует другое: почему повсеместная компьютеризация обошла отдельно стоящие учебные заведения, где из двух кабинетов информатики открыт только один, старенькие компьютеры же из второго исчезли как в сказке, оставив после себя пыльный след на столах? Очень хочется, чтобы правительство обратило и на это внимание, проведя ряд реформ по обновлению школ не за счет родителей, а из государственной казны.
Проблем в современном образовании множество, но говорить о них не значит решать. Чтобы дело сдвинулось с мёртвой точки, нужно понимать: для ребенка пойти в первый класс - значит перейти Рубикон. Переступая порог школы, он делает шаг в сознательную жизнь, в которой родители не всегда окажутся рядом. Именно учитель будет помогать ему долгие одиннадцать лет, именно он поведёт по непростой дороге знаний. Куда приведёт она, зависит от системы образования в целом. Поэтому слова великого поэта: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь», которые любит повторять и наш президент, пусть останутся только иронией. Тогда в стране появится больше профессиональных работников, и Россия значительно продвинется вперед в своем развитии.
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)
У меня в портфеле
Колумбово яйцо
Марши для детей в классической музыке
Сила слова