Работа выполнена к рождественским чтениям 2011-2012 уч.г. В работе рассматриваются некоторые духовные наставления преподобного Серафима Саровского, дана краткая биография его жизни.
Вложение | Размер |
---|---|
duhovnye_nastavleniya_serafima_sarovskogo.doc | 460 КБ |
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
VII Детские Рождественские чтения
Духовные наставления Преподобного
Серафима Саровского
Работу выполнила
обучающаяся 10-б класса
МОУ СОШ № 149
Московского района
города Нижнего Новгорода
Кузина Светлана.
Руководитель Кузина О.Ю.
Нижний Новгород
2011-2012уч.г
ОГЛАВЛЕНИЕ
Душу снабдевать надобно словом Божиим: ибо слово Божие, как говорит Григорий Богослов, есть хлеб ангельский, имже питаются души, Бога алчущие.
Серафим Саровский
«Духовные наставления»
О Преподобном Серафиме Саровском я знаю с самого детства. Дома есть икона Святого. Два раза в год мы с семьей стараемся посетить Дивеевский монастырь.
Я выбрала тему «Духовные наставления Серафима Саровского», потому что, прочитав их, я задумалась о простых, на первый взгляд, вещах. Старец доступным языком рассказывает о Боге, о наших поступках, о жизни. Он не заставляет читателя, а подводит к правильному решению. Мне кажется, слова преподобного проникают в душу. Каждое его наставление есть пример жизни.
Актуальность темы безусловна. Нашему обществу не хватает хороших людей, умных и вдумчивых поступков. Современную молодежь обвиняют в бездуховности. Работая с наставлениями Преподобного Серафима Саровского, заметила за собой небольшие хорошие изменения. Хочется познакомить и своих одноклассников с духовными наставлениями Старца.
Человек состоит из души и тела, а потому и жизненный путь его должен состоять из действий телесных и душевных - из деяния и созерцания.
Серафим Саровский
«Деятельная и
созерцательная жизнь»
XXI век усиленно набирает обороты. Технический прогресс шагнул далеко вперед. За время своего существования человечество приобрело колоссальный опыт, изменился уровень жизни. Но неизменными остаются духовные ценности человека, которые, к сожалению, утрачиваются.
В современном мире так не хватает добрых дел, слов, мыслей. Многие люди не понимают, что для жизни в нашем мире не нужно лжи, зависти и лести; необходимо понимать, что лишь добро, ответственность, взаимопомощь сделают нас счастливее. Воспитывать разумное, доброе, вечное, духовное в человеке необходимо с самого рождения, и в процессе этого воспитания можно и нужно использовать уже созданные и проверенные методы, которые помогут не только воспитать умного и талантливого человека.
Заботясь о развитии личности, мы не должны забывать о главном, что выделяет человека из всего окружающего мира — его духовной и нравственной составляющей.
Что же такое духовность?
Духовность – духовная, интеллектуальная природа, внутренняя, нравственная сущность человека (противополагаемая его физической, телесной сущности).[1]
Духовность - свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.[2]
В философском определении «духовность» - это есть особый высший результат материальной общественно-исторической практики людей.[3]
Если рассматривать этиологию этого слова, то изначально оно имело точный церковный смысл: говорить о духовности – значило говорить о Духе Святом.[4]
Исходя из этого, можно с уверенностью сказать об огромной роли церкви в воспитании духовности.
В православии много великих имен. Зачастую это простые люди, которые не совершали громких деяний, но вся их жизнь есть пример христианской добродетели. Одним из таких людей был преподобный Серафим Саровский.
Немногих следует поставить рядом с ним и никого - над ним в значении для духовной исторической жизни нашего народа.[5] И это при том, что внешняя биография сына курского купца донельзя бедна событиями - большая часть её прошла вокруг Саровской пустыни и в ней самой. Однако именно в старце Серафиме, в годы его подвига, жило сердце России, то сердце, которое есть средоточие духа.
Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святаго Божьего. Пост же, и бдение, и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело суть средства для стяжания Святаго Духа Божьего.
Серафим Саровский
Преподобный Серафим Саровский (в миру — Про́хор Исидо́рович Мошни́н) — иеромонах Саровского монастыря, один из наиболее почитаемых русских святых. Основатель и покровитель Дивеевской женской обители. Прославлен Российской церковью в 1903 по инициативе царя Николая II.
Родился в 1754 году в Курске, в семье богатого именитого купца Исидора Мошнина и его жены Агафии. Рано потерял отца. В возрасте 7 лет упал с колокольни строящегося Сергиево-Казанского кафедрального собора на месте сгоревшего ранее храма Преподобного Сергия Радонежского, но остался невредим. В юном возрасте Прохор тяжело заболел. Во время болезни он увидел во сне Богородицу, пообещавшую его исцелить. Сон оказался правдивым: во время Крестного хода мимо его дома пронесли икону Знамения Пресвятой Богородицы, и мать вынесла Прохора, чтобы тот приложился к иконе, после чего он выздоровел.
В 1776 году совершил паломничество в Киев в Киево-Печерскую лавру, где старец Досифей благословил и указал ему место, где он должен был принять послушание и постриг — Саровскую пустынь.
В 1778 году стал послушником у старца Иосифа в Саровском монастыре в Тамбовской губернии.
В 1786 году принял монашество и был посвящён в иеродиаконы, в 1793 году рукоположен в иеромонаха.
В 1794 году, имея склонность к уединению, стал жить в лесу в келии в пяти километрах от монастыря. В качестве аскетических подвигов и упражнений носил одну и ту же одежду зимой и летом, сам добывал себе пропитание в лесу, мало спал, строго постился, перечитывал священные книги (Евангелия, святоотеческого писания), ежедневно подолгу молился. Около келии Серафим развёл огород и устроил пчельник.
Ряд фактов жития преп. Серафима весьма примечателен. Однажды на протяжении трех с половиной лет аскет питался только травой снытью. Позднее тысячу дней и тысячу ночей о. Серафим провел в подвиге столпничества на каменном валуне. Некоторые из приходивших к нему за духовным советом видели огромного медведя, которого преподобный кормил хлебом с рук (по словам самого о. Серафима этот медведь постоянно приходил к нему, но известно что кормил Старец и других животных). Из более драматичных событий известен случай с разбойниками. Согласно житию, некие разбойники, узнав, что к Серафиму часто приходят богатые посетители, решили ограбить его келью. Застав его в лесу во время ежедневной молитвы, они избили его и обухом топора проломили ему голову, причём святой не сопротивлялся, несмотря на то, что был в то время молодым и сильным человеком. В его келии разбойники ничего для себя не нашли и удалились. Преподобный чудом вернулся к жизни, однако после этого случая навсегда остался сильно сгорбленным. Позже эти люди были пойманы и опознаны, но отец Серафим простил их; по его требованию они были оставлены без наказания.
В 1807 году преподобный принял на себя иноческий подвиг молчания, старался ни с кем не встречаться и не общаться. В 1810 году он возвратился в монастырь, но ушёл в затвор до 1825 года. После окончания затвора принимал многих посетителей из монашествующих и мирян, имея, как сказано в житии, дар прозорливости и исцеления от болезней. Его посещали также знатные люди, в том числе царь Александр I. Ко всем приходящим к нему обращался словами «Радость моя!», в любое время года приветствовал словами «Христос воскресе!». Был основателем и постоянным покровителем Дивеевской женской обители.
В 1831 году святой сподобился видения Богородицы (двенадцатый раз в своей жизни) в окружении Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова и 12 дев. Скончался в 1833 году в Саровском монастыре в своей келии во время коленопреклоненной молитвы.[6]
Всякий успех в чем-либо мы должны приписывать Господу и говорить с пророком: "Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу" (Псал. 13:9).
Серафим Саровский «Подвиг»
Вся жизнь Старца – следование Заветам Божьим. Преподобный Серафим является примером высокой духовности. Он наставляет и нас на путь духовной нравственности.
Наследие Серафима Саровского – два основных литературных источника «Духовные наставления Преподобного Серафима мирянам и инокам» и беседа Преподобного с Н.А. Мотовиловым, записанная по настоянию Старца. В разных источниках упоминается от 30 до 40 кратких духовных наставлений, которые затрагивают различные сферы жизни. С большой мудростью и человеколюбием Серафим Саровский рассуждает о вере в Бога, о страхе Божьем, о молитве, о слезах, о болезнях, о милостыни, о надежде и других темах. Язык наставлений прост, Старец изъясняется доступно и весьма образно.
В чем сила духовных наставлений преподобного Серафима Саровского? Поучения его содержат великую мудрость Православия, вбирают в себя опыт духовной жизни Святых отцов древности и самого Старца.
Я познакомилась с 32 наставлениями Преподобного. Но особо мне хотелось бы остановиться на некоторых.
Вечная тема добра и зла в словах о. Серафима раскрывает очень глубокие размышления. В разговоре о Боге Старец говорит: «Где Бог, там нет зла. Все происходящее от Бога мирно и полезно и приводит человека к смирению и самоосуждению». Считаю это одним из главных наставлений.
Многие считают, что «поход» в церковь показывает веру и спасает душу. Но Преподобный абсолютно верно подмечает: «Вeра безъ дeлъ мертва есть (Иак. 2, 26); а дела веры суть: любовь, мир, долготерпение, милость, смирение, несение креста и жизнь по духу. Только такая вера вменяется в правду. Истинная вера не может быть без дел: кто истинно верует, тот непременно имеет и дела»(О вере в Бога»).
Человек обычно думает, что творец требует от него великих дел, что жить по вере и исполнять волю божию очень трудно. На самом деле - легко. Стоит лишь обратить внимание на мелочи, на пустяки, и стараться отклоняться от зла в самых малых и легких вещах. Это способ самый верный и простой - войти в духовный мир и приблизиться к богу. «Надобно идти средним путем, не уклоняясь ни на десно, ни на шуе (Прит. 4, 27); духу давать духовное, а телу - телесное, потребное для поддержания временной жизни. Не должно также и общественной жизни отказывать в том, чего она законно требует от нас» («О подвигах»).
В современном мире у большинства людей основным смыслом жизни является накопительство, а Старец напоминает, что « Излишнее попечение о вещах житейских свойственно человеку неверующему и малодушному» («Против излишней попечительности»), «устраивание» себя и своих близких в лучшие условия. Часто слышна фраза: «Сильнее любить тебя можешь только ты сам» Все эти действия разрушают нашу душу, потому что мы забываемо ближнем, забываем о Боге. Серафим Саровский говорит: «Кто любит себя, тот любить Бога не может» («О любви к Богу»).
Народная мудрость гласит: «Обращайся с другим так, как хочешь, чтобы обращались с тобой». Серафим Саровский: «С ближними надобно обходиться ласково, не делая даже и видов оскорбления. Когда мы отвращаемся от человека или оскорбляем его, тогда на сердце нашем как бы камень ложится».
Понятие «духовность» иногда заменяют словом «нравственность» или «сердечность», но совершенно по-другому понимаешь фразу «сердечный человек», когда прочтешь слова Старца «Мы неусыпно должны хранить сердце свое от непристойных помыслов и впечатлений, по слову Приточника: всякимъ храненiемъ блюди твое сердце отъ сихъ бо исходища живота (Притч. 4, 23). Сердце тогда только кипит, будучи возжигаемо огнем Божественным, когда в нем есть вода живая; когда же вся выльется, то оно хладеет, и человек замерзает» («О хранении сердца»).
По учению преп. Серафима есть три воли: одна дьявольская – губящая, побуждающая делать добро ради тщеславия и гордости; другая – человеческая – не спасающая и не губящая, а третья – Божия – спасительная. «Когда человек приимет что-либо божественное, то в сердце радуется; а когда диавольское, то смущается» («О распознавании действий сердечных»). Эту волю мы можем узнавать из чтения слова Божия. Такое чтение вызывает слезы «У кого текут слезы умиления, такового сердце озаряют лучи Солнца правды - Христа Бога» («О слезах»), согревает душу теплотой и наполняет сердце дарами для духовной благодатной жизни. «Из разнообразных действий сердечных может человек познать - что есть божественное и что диавольское, как о сем пишет св. Григорий Синаит: от действа убо возможеши познати воссиявый свет в душе твоей, Божий ли есть или сатанин (Добротолюбие, ч. I, Григорий Син. О безмолвии)» («О распознавании действий сердечных»). Эта жизнь находит свой смысл лишь в стяжании Духа Божия. Благодатная сила Духа Святого поддерживает в нас внутренне единство и духовную чистоту, дает силы для непрерывного стремления к совершенству через постоянное послушание Творцу, наполняет душу радостью бытия и приводит нас к Богу для бессмертной жизни с Ним. «Человек по телу подобен зажженной свече. Свеча должна сгореть, и человек должен умереть. Но душа бессмертна, потому и попечение наше должно быть более о душе, нежели о теле. … все старания должно иметь о душе; тело же подкреплять для того только, чтобы оно способствовало к подкреплению духа» («О попечении о душе»)
Следуя цели Искупителя нашего Господа Иисуса Христа, должны жизнь свою вести согласно его Божественному учению, дабы через это спасти наши души.
Серафим Саровский
«Причины пришествия Христа»
Сегодня в Церковь приходит много людей, которые еще вчера сами жили современной жизнью атеиста. Найдя Бога, они обретают душу: «Радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысяча душ спасется около тебя…».[7]
Как же вырасти духовным человеком? И на этот вопрос Серафим Саровский дает ответ: «Для сохранения мира душевного также всячески должно избегать осуждения других. Признак духовной жизни есть погружение человека внутрь себя и сокровенное делание в сердце своем». ( «Духовный мир»)
Хочется верить, что мы идем по дороге к Богу и вырастим, действительно, духовными людьми. Что уйдут из нашей жизни злоба, зависть, себялюбие. А дом придет покой, счастье, мир – Бог.
Неоценима жизнь Преподобного Серафима Саровского. Его наставления это не назидательный документ, а великая мудрость духовной жизни.
Использованная литература и другие источники
ПРИЛОЖЕНИЕ
[1]Большой толковый словарь русского языка
Гл. ред. С. А. Кузнецов.
Первое издание: СПб.: Норинт, 1998.
[2] Толковый словаь русского языка С. Ожегова
[3] Словарь философии
[5] zavet.ru
Снег своими руками
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
Астрономический календарь. Апрель, 2019
Солдатская шинель
Снежная книга