Рассказ написан на литературный конкурс "Невыдуманные истории", посвященный памяти военных лет. Ученица рассказывает о блокадном детстве своей бабушки, которая жила в Ленинграде.
Вложение | Размер |
---|---|
rasskaz_krahinoy_eleny.doc | 33.5 КБ |
Муниципальный конкурс литературно-творческих работ
«Невыдуманные истории»
Рассказ
«Однажды вечером»
Автор: Крахина Елена, 16 лет
Учитель: Бабенко Галина Анатольевна
Однажды вечером мы сидели с бабушкой за столом и пили чай. За окном выл декабрь, было холодно, а в небольшой бабушкиной квартирке – тепло, уют и покой.
Бабушка разливала чай в старинные синие чашки. На столе в блюдечке с жёлтым ободком красовались тонкие кусочки лимона, в старомодной плетёной конфетнице лежали конфеты и бабушкины булочки - вкусняшки. Пахло ванилью и ароматным чаем. Чай обжигал губы, приходилось дуть, чтобы сделать глоток.
Бабушка пила, приговаривая:
Бабушка улыбнулась:
Надкусила сахарок, положила его в блюдце и стала прихлёбывать:
Чувствуя, что на бабушку нахлынули воспоминания, только и сказала ей:
Она на секунду задумалась, смотрела в «никуда» и вдруг, как бы очнувшись, заговорила:
Начало войны я встретила в Ленинграде, на Васильевском острове. Было жаркое лето, все думали об отдыхе. Когда объявили начало войны, взрослые стали задумчивыми, хмурыми. Все говорили только о войне.
С осени началась бомбежка города. Было страшно. Наступила зима, стало совсем плохо: город бомбили, от каждого взрыва бомбы сжималось сердце и хотелось куда-то бежать и прятаться, но вокруг грохот зениток, шум самолетов… В квартире холод, ни воды, ни света. Грелись у маленькой печки «буржуйки». Топили её один раз в день, когда приходили с работы родители. Они работали на военном заводе, а мы, дети, их видели только час-два. Целый день мы лежали в постели под двумя-тремя одеялами. В блокаду в школу не ходили.
Хлеба давали ребенку 125 граммов, взрослым – 250… Но чтобы получить его, надо было занять очередь рано утром… Нас, детей, взрослые пропускали вне очереди. Когда продавец отрезала норму хлеба, наши руки тянулись к нему и мы боялись, чтобы кто-то его не украл. Потом прятали его за пазуху и бегом без оглядки бежали домой. Дома хлеб делили на весь день и, если упадет хоть крошка, мы бережно поднимали ее с пола и съедали. Больше не было ничего... Находили кусок столярного клея - это был праздник! Из клея варили холодец. Ели и собак, и кошек… Но мы не ели...
Когда были сильные бомбежки города, нас дежурный по дому заставлял идти в бомбоубежище. На шее у каждого были мешочки с документами, хлебной карточкой и адресом родственников.
Так продолжалось 900 дней и ночей…
Вскоре открыли «дорогу жизни» и женщин с детьми эвакуировали из Ленинграда в другие области. Деревенские бабушки и дедушки ухаживали за нами. Мы были очень истощены и еле держались на ногах. Но время нас вылечило…
Бабушка замолчала. Я посмотрела на неё: в глазах стояли слёзы. Я подошла к ней, обняла. Мое сердце бешено колотилось, слезы душили, но плакать я не могла: нужно было успокоить бабушку. Мы обнялись и долго молчали. Слова больше были не нужны…
2007 год
Горка
Можно от Солнца уйти...
Рисуем тыкву
Кто чем богат, тот тем и делится!
Земля на ладонях. Фантастический рассказ