Дело в шляпе
ученица 4 г класса МОУ-гимназия №1 им.Р.Фахредтина ул.Ленина д.124
г.Альметьевска, Республика Татарстан 423455 Россия
Координатор проекта: классный руководитель Рахимова Лилия Махмутовна
Учебные предметы : русский язык, окружающий мир, краеведение
Степень распространения: проводила в своём классе, в младшем классе, где учится братишка
Режим работы(организационная форма): урочно - внеурочная
Проблема: познакомить одноклассников и ребят младших классов с интересным пластом лексики как фразеологизмы, чтобы обогатить свою речь, ощутить родную речь, историю языка, как живое, развивающееся явление.
Цель: - организовать сбор информации о фразеологических оборотах на тему головных уборов;
- составить сценарий внеклассного мероприятия для учащихся своего и младших классов;
- выпустить сборник сценария внеклассного мероприятия «Всё дело в шляпе» для организаторов праздников;
- провести развлекательно-познавательную игру среди учеников начальной школы, способствующая развитию интереса ребят к учёбе, истории родного края, позволяющая реализовать находчивость, артистизм, свои творческие способности, развитию фантазии, воображения, оригинального взгляда на вещи,
Содержание: -история появления и использование устойчивых словосочетаний
- сценарий развлекательно-познавательной программы для учащихся
Выбор и обоснование проблемы.
Как-то в разговоре своих родителей я услышала такое сочетание слов «Дело в шляпе». Я спросила: «А какое дело в шляпе?» Папа мне ответил: «Ты все равно ничего не поймешь». На следующий день я подошла с этим вопросом к своей учительнице. Она, в свою очередь, посоветовала мне обратиться к фразеологическому словарю. Открыв его, я увидела множество устойчивых словосочетаний на тему головных уборов. Сколько остроумных пословиц придумал когда-то русский народ о шапках.
Я решила рассказать и показать ребятам что, где и когда носили люди на голове. Это будет очень интересный разговор.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 92 КБ |
Автор: Гумерова Эльвина Ильдаровна
ученица 4 г класса МОУ-гимназия №1 им.Р.Фахредтина ул.Ленина д.124
г.Альметьевска, Республика Татарстан 423455Россия
Координатор проекта: классный руководитель Рахимова Лилия Махмутовна
Учебные предметы : русский язык, окружающий мир, краеведение
Степень распространения: проводила в своём классе, в младшем классе, где учится братишка
Режим работы (организационная форма): урочно - внеурочная
Проблема: познакомить одноклассников и ребят младших классов с интересным пластом лексики как фразеологизмы, чтобы обогатить свою речь, ощутить родную речь, историю языка, как живое, развивающееся явление.
Цель: - организовать сбор информации о фразеологических оборотах на тему головных уборов;
- составить сценарий внеклассного мероприятия для учащихся своего и младших классов;
- выпустить сборник сценария внеклассного мероприятия «Всё дело в шляпе» для организаторов праздников;
- провести развлекательно-познавательную игру среди учеников начальной школы, способствующая развитию интереса ребят к учёбе, истории родного края, позволяющая реализовать находчивость, артистизм, свои творческие способности, развитию фантазии, воображения, оригинального взгляда на вещи,
Содержание: -история появления и использование устойчивых словосочетаний
- сценарий развлекательно-познавательной программы для учащихся
Выбор и обоснование проблемы.
Как-то в разговоре своих родителей я услышала такое сочетание слов «Дело в шляпе». Я спросила: «А какое дело в шляпе?» Папа мне ответил: «Ты все равно ничего не поймешь». На следующий день я подошла с этим вопросом к своей учительнице. Она, в свою очередь, посоветовала мне обратиться к фразеологическому словарю. Открыв его, я увидела множество устойчивых словосочетаний на тему головных уборов. Сколько остроумных пословиц придумал когда-то русский народ о шапках.
Я решила рассказать и показать ребятам что, где и когда носили люди на голове. Это будет очень интересный разговор.
Сбор информации.
Из истории возникновения.
Ну вот, скажем: «По Сеньке и шапка!» Это словосочетание имело два смысла. Представим себе, что где-нибудь в селе жили два Сеньки. Один ленивый, неряшливый, всё делал кое-как дом у него плохой, и крыша дырявая, и шапка на нём была мятая, неказистая. Про него и говорили с усмешкой: «По Сеньке и шапка!»
А другой Сенька был ловкий, умелый: дом у него исправный, забор всегда починен, одевался он опрятно, и шапка была аккуратная, красивая. Про такого люди говорили с уважением, как бы, любуясь им: «По Сеньке и шапка!»
Ещё любопытное словосочетание- «На воре шапка горит!» У него такая история: жулик на базаре что-то стянул. Случайно увидев это, один находчивый человек как крикнет что есть мочи: «На воре шапка горит!» От неожиданности жулик схватился за шапку и сорвал её с головы. Тем самым себя и выдал.
Припомним и другие фразеологические обороты: «Шапку в охапку – и бегом!» Так говорят про трусливого человека, который, испугавшись чего-то, спешит поскорей удрать, на ходу успев захватить только свою шапку.
«Поспел к шапочному разбору»: все люди уже собираются разъезжаться по домам, одеваются, шапки разбирают, а этот опоздал, только-только явился.
Все эти словосочетания живут до сих пор. Их часто можно услышать в наших разговорах.
А вы знаете, что слово «шапка» не русское. Произошло оно от французского «шапо» - шляпа, или «шап», что значит – покрышка. Вот вы, например, кроме шляпы, какую ещё «покрышку» носите на голове?
Зимой некоторые мальчики носят треух – у него вроде как три уха. Два на уши опускаются, а третье – козырек. Теперь эти шапки называются ушанками.
Мы с братом много читаем и любим загадывать друг другу разные загадки. Загадываем мы и о шапках. Например: кто из книжных героев смастерил сам себе шапку?
На этот вопрос я отвечаю так:
- Конечно, Робинзон Крузо.
Он ведь знал, что первые люди на земле ходили в одеждах из звериных шкур, а на голове носили меховые колпаки, и на своем необитаемом острове Робинзон сшил себе такой же меховой колпак. А про книжного героя, носившего большую черную шляпу с полями, сейчас мы спросим вас:
Угадайте-ка, ребята:
Кто-то, где-то и когда-то
Все моря избороздил,
С корабля сошел по трапу
И в свою большую шляпу
Лилипутов посадил.
Кто?
Не будем забывать и других славных героев, которых любят и знают дети. Вот, например, кто это такой?
И я нарисовала всем знакомого деревянного человечка в полосатом колпаке.
Вспомнили мы и «шапку-невидимку».
- Представьте себе, - говорю я, - что сидим мы за обедом – и вдруг:
Кто-то тает в легкой дымке,
Кто-то в комнату вошел.
Это в шапке-невидимке
Наш приятель сел за стол.
Пляшут ножик, вилка, ложка
На глазах у всех ребят,
И котлета, и картошка
По кусочкам вверх летят…
Но невидимка – невидим. И поэтому рисовать его мы не станем.
А потом вспоминаем всем нам известную девочку Красную Шапочку. И, конечно, рядом с ней волка в бабушкином чепце с лентами и кружевами. Теперь такие головные уборы встречаются только в каком-нибудь спектакле или в кино.
- А что, если, - обратился ко мне братик Арслан, - пойти в театральный музей, где можно найти образцы костюмов любого времени, и зарисовать там старинные шапки и шляпы?..
Через несколько дней мы пошли в музей и увидели, что носили сто и больше лет тому назад.
Шляпки дамы надевали на высоченные прически. Вот такие крохотные шляпки, украшенные перьями, бантами, цветами. Мы увидели шляпы с огромными полями, а на полях – целый сад цветов и даже фруктов.
А еще раньше, двести лет тому назад, в моде были седые парики с локонами. Мужчины на парики надевали треуголки, а женщины – легкие небольшие наколки из лент и кружев, чтобы не портить сложных завитых причесок.
И между прочим, платья были с длинными, широкими юбками. Юбки такие пышные, с оборками, что дама не могла сесть в кресло с подлокотниками. Для этих туалетов делались стулья со спинками, которые сужались книзу. Это позволяло удобно расположить пышные платья.
И конечно, дамы эти
Важно ездили в карете.
Ну, а в наши времена,
Представляешь, как смешна
Мысль о том, чтоб этой даме
Сесть в троллейбус вместе с нами!..
-А что же еще носили на голове мужчины?
- Разные важные господа надевали цилиндры. Это такая высокая, блестящая шляпа с маленькими полями. И наш знаменитый поэт Александр Сергеевич Пушкин тоже носил цилиндр, только немного расширенный кверху, и назывался он – «БОЛИВАР».
Мы увидели рисунки, сделанные самим Пушкиным. Сочиняя стихи, он любил рисовать на полях своих рукописей. И изобразил себя в таком боливаре.
-А еще был цилиндр – шапокляк, - говорю я. – У него верхняя часть – тулья – на пружинках: хлопнешь по ней – и цилиндр тут же сложится в блин. Французское слово «кляк» на русский переводится как «шлеп». У нас теперь шапокляк надевают клоуны в цирке. Во время представления клоун будто нечаянно сядет на цилиндр, а тот в блин превратится. Он его встряхнет, нацепит на голову – и снова целый цилиндр.
Мягкие суконные шляпы носили чиновники, которых называли «стряпчими». Стряпчие готовили документы для суда, вроде как бы «стряпали» дело. В суде решались всякие споры о наследстве, о долгах…
И была у этих чиновников привычка – класть за подкладку шляпы важные документы, чтобы не затерять их. Вот и считалось, если стряпчий положил прошение в шляпу, значит, оно дойдет до суда, там его рассмотрят, дело будет решено. Отсюда и пошла поговорка: «Дело в шляпе!»
Горожане носили шляп,. картузы, фуражки. А что носили крестьяне в те времена?
В наши дни колхозника не отличишь по одежде от горожанина: на голове у него та же кепка, шапка или шляпа. А сто лет назад крестьянская одежда была совсем не похожа на городскую. Вот какие шапки носили крестьяне в зимнюю пору.
Летом они надевали суконные, поярковые шляпы, сделанные из овечьей шерсти. Яркой называют молодую овечку.
Сейчас остановимся на том, что носят люди разных профессий.
Вот, что надевает на голову повар, когда он приготовляет пищу.
Вот повар в белом колпаке
Стоит с половником в руке.
Готовит суп он из гороха
И получается неплохо.
А я однажды наблюдала работу девушек на часовом заводе. Сидели они за столом в огромном зале. Все были в высоких накрахмаленных косынках. В сборочном цехе горел яркий свет. Старший мастер ходил между рядами и следил:
Чтоб каждый надевал
Или шапку, иль платок,
Чтоб в часы не попадал
Ни единый волосок,
Чтоб они ходили так:
Тики, тики, тики-так!
Врачи, медсестры, няни в детских садах и продавцы в магазинах тоже носят белые шапочки.
А вы были когда-нибудь на пасеке?
Когда на пасеку идет
Проверить ульи пчеловод
Хоть пчел своих он любит, знает,
Но шляпу с сеткой надевает.
Ох, больно жалит нас пчела,
Хотя, как будто, и мала!
Интересно, что носят жители Севера, где очень долгая холодная зима, а лето такое короткое.
Носят малицу, ушанку,
Из оленьих шкур унты,
На собаках мчатся в санках
В вихре снежной мерзлоты.
Как ни странно, но меховые шапки носят не только на севере, укрываясь от мороза. На самом жарком юге, где-нибудь в Туркмении, пастухи, которые весь день пасут стадо, закрывают голову от палящих лучей солнца папахами из густого бараньего меха. Я сам видел, когда путешествовал по Средней Азии, и даже нарисовал.
Давайте опять вернёмся к прошлому, к нашей истории, - а что носили на голове древние воины?
- Древние воины надевали железный шлем, да еще с пластинкой над переносицей. От удара меча. Копья или стрелы голову спасал шлем, а кольчуга и латы защищали тело, руки и ноги.
Форма старинного шлема потом перешла к первым воинам Революции. Новый шлем стал называться «буденовкой», в честь прославленного командира Первой Конной армии Семена Михайловича Буденного. Носили ее и кавалеристы, и пехотинцы, и артиллеристы.
- Сейчас нередко шлем, похожий на буденовку, носят маленькие мальчики.
Шлемы можно встретить у нас повсюду. Правда, они очень разные по цвету и по форме.
Всем, всем, всем, всем.
В наше время нужен шлем.
И рабочим на дорогах,
Скалолазам на отрогах,
Сталеварам у печей
И строителям, что могут
Дом сложить из кирпичей
На экранах видим все мы:
Хоккеисты носят шлемы,
Шлем обязан надевать
Тот, кто хочет фехтовать.
И пожарник на пожаре
Носит шлем в дыму, в угаре.
Носит шлем шахтер в забое,
И солдат во время боя.
Надевают шлем танкисты.
Нужен шлем мотоциклисту,
Он без шлема платит штраф,
Да еще лишится прав!
В настоящее время пожарники, шахтеры, сталевары, строители и солдаты называют теперь шлем каской.
В Армии кроме каски можно увидеть много разных головных уборов. Матросы на флоте носят бескозырки. На бескозырках такие длинные ленты вдоль спины для того, чтобы, если поднимется сильный ветер, который может сорвать бескозырку, матрос привяжет ее лентами под подбородком.
Командный состав – капитан и его помощники – носят фуражки. Фуражки носят генералы и офицеры нашей армии. И даже солдаты. А пограничники носят фуражки с зеленым околышем. И милиционеры тоже носят фуражки.
Пилотками пользуются подводники, солдаты в летнее время, если не надо идти в бой. Пилотки носят пионеры в лагерях и на сборах.
- А мне все-таки больше всего нравится шлем, -говорит мой братик. – От древних богатырей Руси он пришел и к первым богатырям космоса, начиная с Юрия Гагарина. Космонавты надевают свои особые прозрачные шлемы. Сквозь них они наблюдают за нашей прекрасной планетой Земля.
Мы долго еще сидели с Арсланом, обсуждали, где, когда и какие головные уборы носили и носят люди на голове. Но их оказалось так много, что хватило бы на три такие книжки. Ведь только в нашей стране живет 126 различных народов и народностей. И у всех свои национальные костюмы. Да и в других странах люди носят на головах самые разнообразные шапки. чалмы, шляпы.
Развлекательно – познавательная игра «Всё дело в шляпе»
Несколько слов ведущим.
Предлагаются вашему вниманию конкурсы, эстафеты, аукционы, вопросы с одним из предметов окружающей вас действительности, с головным убором – со шляпой. (Все участники обязательно приходят в головных уборах: панамах, шляпах, кепках, бейсболках, тюбетейках. беретах …)
Шляпная мода.
( В течение вечера между конкурсами можно рассказывать об истории возникновения и развития шляпной моды с показом моделей).
Головной убор – важная деталь костюма, подчёркивающая красоту и выразительность ансамбля. Как все остальные дополнения, головной убор должен быть согласован с одеждой по стилю, форме, цвету, назначению. Например, к пальто или костюму спортивного типа, плащу или полупальто подойдут береты, кепи, вязаные шапочки. Пляжные шляпы из ткани, шляпки из соломинки, предназначенные для защиты лица от солнечных лучей, должны дополнять пляжные ансамбли, летние наряды для отдыха.
Головной убор должен соответствовать росту, комплекции человека, общему объёму одежды. Чтобы правильно подобрать его, необходимо видеть фигуру во весь рост, учитывать овал лица, причёску. Желательно, чтобы и причёска и головной убор соответствовали модному направлению.
Наиболее модные женские головные уборы – маленькие шапочки без полей, формы «ток», шапочки с округлой невысокой и неглубокой головкой, формованные береты маленькие и большие на кашпене и без него, а также шапочки в виде панамы и классические шляпы. Для лета хороши шляпы с широкими прямыми полями и невысокой головкой.
Аукцион песен.
Кто последний вспомнит песню, в которой упоминается любой головной убор.
Шляпные загадки.
1Дочка маме говорит: 9. Говорила мама дочке:
«Солнышко глаза слепит». «Будешь ты гулять в платочке».
И купила дочке мама Но сказала Даша: «Нет!
Симпатичную…(панаму). Лучше дайте мне…(берет)
2.Ветер сильный налетел, 10. На стене висит портрет,
Папа ахнуть не успел. Это мой любимый дед.
Почему расстроен папа? На нём белая рубаха,
У него слетела…(шляпа) А на голове…(папаха)
3.Есть Испания – страна 11. Буратино -шалунишка
Вера как-то в ней была. Из известной детской книжки -
И оттуда наша Вера Почудачить был мастак
Привезла себе…(сомбреро) И носил всегда…(колпак)
4.В детский сад идёт Андрей, 12. На работу Ян спешит,
У него полно друзей. У него спортивный вид:
Все завидуют Андрейке: Носит он всегда футболку,
Он в восточной…(тюбетейке) Козырьком назад…(бейсболку).
5. Очень любим мы гулять, 13. Я нашла фотоальбом,
В игры разные играть. Речка там на фото, дом,
Поглядите-ка на Пашку! Пионеры сидят в лодке,
Как ему идёт…(фуражка) На головах у них…(пилотки)
6.Мама белит потолок, 14. А сосед наш –чемпион,
Слушая тяжёлый рок. Мотоцикл гоняет он.
Из платочка наша мама Чтобы не было проблем,
Сделала себе…(бандану.) Надевает он свой…( шлем).
7. Врач возьмёт халат и грелку, 15. В цирк сводила меня мама,
Повар –ложку и тарелку, Там весёлая программа.
Педагог –мел и указку, На голове уселась крепко
А пожарный –шланг и…(каску). У клоуна большая…(кепка).
8.Ветер тучи разогнал, 16. Вот последняя загадка.
Кате косы растрепал. Спит ребёнок в люльке сладко.
Повязала Катеринка Что на голове…(чепец)
Вмиг на голову…(косынку). А игре нашей конец.
Аукцион шляп.
Шляпа набекрень.
Наденьте шляпу на голову, а теперь сделайте движение головой так, чтобы шляпа улетела. У кого дальше?
Землемеры.
Измерьте длину комнаты с помощью шляпы. Ответ сообщите в метрах. Кто быстрее и точнее выполнит это?
Модельеры.
Кегельбан.
В 5 метрах от участников выстраивают в ряд кегли друг за другом. Участникам нужно накинуть шляпу на кеглю, тем самым набрав определённое количество очков. Попав на ближайшую к нему кеглю, играющий набирает 5 очков, на следующую- 10. Каждому даётся три попытки.
С определённого расстояния попасть в шляпу чем – нибудь (шишкой, мячиком) или накинуть её на голову другому человеку.
Артист.
Суть этого конкурса –рассказать анекдот про шляпу или другой головной убор. Кто артистичнее расскажет или покажет –победитель.
Общие шляпы.
Сначала команда должна надеть одну шляпу сразу на всех, т.е. если шляп несколько, то соединить их таким образом, чтобы все они были связаны между собой, а потом потанцевать под различную музыку (классика, рок-н-ролл, кан-кан, рэп, танго, ламбада).
Изобретатели.
Придумайте новое назначение для шляпы.
Итоги проекта:
- отобраны наиболее интересные темы для исследования и изучения устойчивых словосочетаний в русском языке
-составлены конкурсы, игры, развлечения для познавательного внеклассного мероприятия «Всё дело в шляпе»
- выпущен методический сборник для организаторов различных праздников
- проведена развлекательно–познавательная программа среди учащихся младших классов.
Ожидаемые результаты
С раннего детства и до глубокой старости жизнь человека неразрывно связана с языком. С детства люди впитывают родную речь, узнают всё новые и новые слова и выражения, постигают их связи и сочетания.
Много знаний о родной речи даёт школа. В ней изучаются основы наук, закладывается фундамент знаний, необходимых для дальнейшего совершенствования речи, но учебники, большие словари не охватывают всех правил построения речи, не отражают всего богатства русской лексики и фразеологии. Поэтому, повышению знания русского языка способствовало постоянное пользование словарями и справочниками, которые имеются в домашней библиотечке. Особенно важны толковые словари, которые раскрывают значения слов, показывают их стилистические и грамматические особенности.
Чтобы речь становилась богаче и выразительней, нужно постоянно увеличивать лексический запас, обогащать речь пословицами, поговорками, крылатыми выражениями.
Кто может использовать этот проект? Конечно же, все активные и неугомонные мальчишки и девчонки, которым интересна русская языковая речь, современное состояние родного языка. Ряд предложенных в программе развлечений может быть организовано силами самих детей. Данное пособие, думаем, подарит ребятам яркие, незабываемые впечатления от такой занимательной программы, обогатит и разовьёт речь, поможет в весёлом, счастливом труде и отдыхе.
Эффективность проекта. Нам очень интересно было работать над темой устойчивых словосочетаний, крылатых выражений. Этому помогало вдумчивое чтение произведений лучших писателей, знакомство со словарями синонимов, антонимов, сборников поговорок, пословиц, крылатых выражений. Но не менее интересной представляется работа над проектом.
Главным итогом нашей работы над проектом является то, что смогли проявить себя в совместной деятельности с моей учительницей, проведя такое занимательное мероприятие. Наше творчество и выдумка воплотились в разработке сценария. Моя самостоятельность проявилась, когда я впервые провела по этому сценарию мероприятие среди своих одноклассников и в классе младшего братишки. Не всё сразу прошло гладко, были заминки при выборе желающих участвовать в той или иной эстафете, конкурсе, тяжело было наводить тишину, так как все кричали и спорили, ничего не было слышно. Спасибо, что в эти минуты учительница включалась в действие, помогая почувствовать верный тон и ритм происходящего. Но самое главное – я сама достигла того, что запланировала. Благодарю её за то, что помогала, консультировала, советовала, объясняла и направляла меня.
- Известно, что занятия с детьми, проведённые в развлекательной форме пользуются у них неизменной любовью. Подобное общение автора проекта Гумеровой Эльвины прошло среди одноклассников и детей 2-го класса. Она стала более подтянутой, собранной. Научилась рассуждать, отстаивать свою точку зрения ссылаясь, на словари, книги при обсуждении той или иной проблемы. Работа над проектом пошла ей на пользу: участвуя в городском интеллектуальном марафоне «Умники и умницы» среди учащихся 3-4 классов, обучающихся по программе ИНОС, заняла 2 место. Думаю, этот проект - не последний опыт её работы.
Забота о культуре речи имеет не только личное, но и общественное значение. Эльвина поняла, что каждый человек должен стремиться к высокой культуре речи, бережно и любовно относиться к языку, неиссякаемость богатства речи – это наше народное достояние, его надо беречь и умножать. Для этого она изучает научно-популярную литературу о языке, которая ей подсказывает чему надо учиться, помогает отличить хорошее, меткое слово от словесного мусора.
Заключение.
Признаётся факт, что человек развивается только в деятельности, а чем шире круг её видов и тех отношений, в которые включён ребёнок, тем богаче и интереснее становится его жизнь и он сам. Выход заключается в сближении, интегрировании процессов воспитания и образования при приоритетной роли первого в целостном педагогическом процессе. Организация внеурочной воспитательной работы – это пространство неограниченной педагогической свободы и территория неиссякаемого детского творчества.
Для того, чтобы личность полноценно развивалась, были созданы соответствующие благоприятные условия, в которых у ребёнка формируется способность осуществлять рефлексивный контроль, усиливается регулирующая функция сознания, что создаёт предпосылки для превращения ученика из субъекта деятельности в субъект самоизменения. Процесс воспитания при этом понимается как актуализация у ребёнка сознания самоценности своей человеческой сущности, внутренней активности, направленной на развитие собственных интеллектуальных и духовных сил, внутренней целостности и значимости социальных связей, постижения смыслов бытия, к овладению человеческим достоинством в исчерпывающем потенциале.
Воспитания без участия в нём самого ребёнка не существует. Ядро всего воспитания – пробуждение в ребёнке потребности к самопознанию, самоконтролю и воли к самосовершенствованию. Самостоятельная работа ума и чувств, поиск жизненных принципов и истины, выработка собственного характера и мировоззрения, закалка воли в процессе преодоления своих слабостей – таков путь, который постоянно и неизбежно должен пройти каждый, выстраивая себя как личность. Задача педагога состоит в том, чтобы как в урочной, так и во внеурочной деятельности поддержать и развить самоценную активность ребёнка, направленную на самостроительство.
Использованная литература.
А теперь — мультфильм
Два плуга
Сказка "Дятел, заяц и медведь"
Акварельные гвоздики
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"