Исследовательская работа ученицы-серезный глубокий анализ не только конкретного произведения,, но и оригинальный взгляд на творчество уральского мастера в целом с использованием
биографических сведений и развития сказовых элементов в дальнейшем творчестве писателя. Доступно, с учетом стилевых особенностей раннего произведения автора девочка сравнивает сказ и сказку, особенности их построения, языка и характеристик героев. Бережно, с любовью описывает одинокого Кокованю, славную сиротку Даренку и загадочную кошку Муренку.Ученица исследует элементы фольклора, использованные П.П.Бажовым, научно обосновывает появление магической кошки и чудесного образа Серебряного копытца в сказе.
Работа высоко оценена на районной конференции исследовательских работ, вызвала симпатии у слушателей на краевой конференции в г. Перми, с презентацией своих рисунков Варя выступала в детской библиотеке г. Горнозаводска. Работа актуальна, поднимает интерес к творчеству земляка писателя, имеет практическую направленность: используется на уроках литературы и русского языка, классных часах по краеведению. Работа содержит огромный воспитательный потенциал и развивает читательский вкус.
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs_uchebno.doc | 23.5 КБ |
referat_bazhov_f.doc | 189.5 КБ |
Конкурс учебно-исследовательских работ учащихся
Управление образованием администрации Горнозаводского муниципального района
Литература
Фольклорные элементы в сказе П.П.Бажова
«Серебряное копытце»
Рюмина Варвара, 5 «А» класс,
Муниципальное общеобразовательное
учреждение «Средняя общеобразовательная
школа №3» г. Горнозаводска
Рюмина Галина Александровна,
Педагог дополнительного образования
Муниципальное общеобразовательное
учреждение «Средняя общеобразовательная
школа №1» г. Горнозаводска
г. Горнозаводск
2010 год
- -
Содержание:
Введение……………………………………………………………… 2
Глава 1. «Малахитовая шкатулка» бажовского мастерства
1.1.Сказка и сказ……………………………………………………... 3
1.2. Истоки творчества писателя……………………………………. 4
1.3. Особенности сказов Бажова……………………………………. 5
Глава 2. Фольклорные элементы в сказе П. П. Бажова «Серебряное ко-
пытце».
2.1.Кокованя и Даренка – любимые герои писателя………………. 6
2.2.Волшебство четвероногих друзей………………………………. 7
2.3. «Золотая пряжа бажовского сказа»…………………………….. 9
Заключение…………………………………………............................ 11
Литература……………………………………………………………. 12
Приложения:
Приложение №1.Словарь диалектных слов сказа………………….. 13
Приложение №2.Кроссворд………………………………………….. 14
Приложение №3. Иллюстрации к сказу П. П. Бажова
«Серебряное копытце» - рисунки и книжка–малышка автора работы.
Приложение №4. Электронное приложение – презентация к сказу
П. П. Бажова «Серебряное копытце».
Введение
У нас замечательный край. Если посмотреть на карту России, то в самой её середине можно увидеть широкую коричневую полосу. Это и есть наша каменная страна под названием УРАЛ. Люди относятся к нему уважительно, с почтением называют «седой Урал», «Урал-батюшка». А само слово «Урал» в переводе с башкирского означает «пояс». Поэтому Уральские горы и называют «каменным поясом». Есть старая башкирская сказка о великане, который носил пояс с глубокими карманами. Он прятал в них все свои богатства. Пояс был огромный. Однажды великан растянул его, и пояс лёг через всю землю, от холодного Карского моря на севере до песчаных берегов южного Каспийского моря. Так образовался Уральский хребет.
Есть ещё одна легенда об Урале: говорят, будто бы Бог, когда землю создавал, решил людям добро сделать. Взял золота, меди, камней самоцветных, да по всей земле и рассыпал. Глядит, ещё целая горсть осталась. Подумал Господь, да и высыпал их между Европой и Азией. Так, будто бы, Уральские горы и получились, которые делят нашу страну на два континента – Европу и Азию. Богат Урал и другими старинными легендами и преданиями.
Я живу в Горнозаводском районе, который находится где-то на золотой середине между Екатеринбургом и Пермью. Край наш богат чудесами. Это сказочные горы Басеги, объявленные заповедной зоной; могучий и дикий Вижай, известный туристам за пределами России; старинные строгановские заводы, прославившиеся чугунным литьем; заповедные леса братьев Теплоуховых, месторождения редких полезных ископаемых; трудовые династии горнозаводских рабочих, настоящих мастеров своего дела. О нашем крае задумали рассказать в своем проекте «Хребет Урала» журналист Леонид Парфенов и пермский писатель А. Иванов. Но настоящим первооткрывателем седого батюшки Урала стал мудрый писатель П. П. Бажов, именем которого ознаменован был в Пермском крае 2009 год. Это он прославил нашу уральскую землю, сказочно красивую и скромную одновременно. Прославил не в стихах и поэмах, а выбрал особый жанр – жанр сказа, которым владел в совершенстве.
Сказ «Серебряное копытце» - настоящий праздник для читателя, как Новый год или Рождество. Вот почему он в центре нашего внимания и воспринимается как сказочное явление, хотя сказкой не является.
Итак, в чем отличие сказки от сказа?
Какие элементы сказки встречаются в «Серебряном копытце»?
Почему Кокованя и Даренка – любимые герои юных читателей?
Кто носитель волшебства в сказе?
Каковы особенности языка сказа?
Чему учит сказ юного читателя и каково его значение в жизни детей?
Эти вопросы будут в центре нашего внимания при знакомстве со сказом П. П. Бажова. Почему же автор выбрал именно жанр сказа? Чем он предпочтительнее сказки?
Глава 1
«Малахитовая шкатулка» бажовского мастерства.
1.1.Понятие сказки и сказа.
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был добрый волшебник - Павел Петрович Бажов. У него была пушистая белая борода и живые, необыкновенно лучистые веселые глаза.
- Почему волшебник? - спросите вы. - Разве он действительно занимался колдовством, как старик Хоттабыч? - Нет, конечно. Это было волшебство писателя, который написал чудесные сказы.
Читатель легко может подметить сходство бажовского сказа с народной сказкой. Сказка- это жанр фольклора, в котором выражен многовековой жизненный опыт народа, его представления о добре и зле. Сказка – повествовательное произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных, фантастических сил. Сказки, как и другие произведения фольклора, не имеют автора. Их складывал и совершенствовал народ. Сказки создавались в глубокой древности, когда люди не знали грамоты, поэтому их сказывали, передавая из уст в уста. Отсюда появился термин – устное народное творчество (6, стр.10).
«Сказ – народно-эпическое повествование, имитирующее речь рассказчика и ведущееся от его лица», - так толкует понятие любимого жанра Бажова С.И.Ожегов (7,стр. 721). Сам П. П. Бажов разграничил для читателя эти понятия так: «Если сказка – это вымысел, то сказ – это описание реальных событий, но с элементами фантастики» (2, стр.48). Павел Петрович говорил, что в сказе есть элемент действительной истории, в его основе лежит истинное происшествие: «эта близость к истине и отличает сказ от того, что в народном понимании называется сказкой». Но в то же время Бажов называл себя и сказочником. Удачно обозначал он свое понимание сказа народными словами: «Было – не было, а былым пахнет». Сюжеты и многих героев писатель создавал сам, смешивая фольклорные и литературные приемы. Много легенд, рассказанных старыми уральскими мастерами и рудознатцами о богатых недрах уральской земли, собрал писатель Бажов и поведал нам в своих сказах.
Сказ - особая форма литературного произведения, где устная форма речи перенесена в книгу и ведется от лица рассказчика, сказывающего ту или иную чудесную историю. Особую притягательность сказу придает его народный язык, богатый пословицами, поговорками, диалектизмами, красочными описаниями. При анализе сказа важно «услышать» живую речь рассказчика, который не скрывает своего отношения к героям. Анализ произведения нужно подчинить важной задаче – главные герои должны стать близкими и понятными слушателю, вызвать у них симпатию и пробудить любовь к автору.
Для работы над произведением необходимо знать толкование некоторых литературоведческих терминов, которые нашли свое объяснение в словаре С. И. Ожегова:
Сюжет – последовательность и связь описания событий.
Герой – главное действующее лицо в литературном произведении.
Композиция – строение, соотношение и взаимное расположение частей произведения.
Метафора – скрытое образное сравнение, уподобление одного предмета, явления другому, а также вообще образное сравнение.
Эпитет – образное художественное определение.
Олицетворение – представление, выражение в образе живого существа.
Синонимы – близкие по значению слова.
Сравнение – слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации – другой»
Присказка – 1.Род зачина или концовки в народной сказке. 2.Прибаутка, а также постоянно повторяемое кем-нибудь выражение.
Присловье (разг.) – Поговорка, вставляемая в речь ради украшения, увеселения, шутки,
прибаутка.
Актуальность – важность, существенность для настоящего момента.
Диалектизм – слово или оборот речи, характерный для местной разновидности языка.(7)
Сам Бажов говорил, что сказы о рабочих Урала мог писать только человек из горнозаводской среды рабочей династии. Подтверждение этому находим в биографии нашего сказителя.
1.2.Истоки творчества писателя.
Павел Петрович Бажов - коренной уралец, родился 28 января 1879 года в городке Сысерти, что в 70 км от Екатеринбурга, в семье рабочего медеплавильного цеха. Мать будущего писателя, Августа Степановна, занималась рукодельным надомным трудом, была искусной вязальщицей-кружевницей, была умной и ласковой. Отец писателя, Петр Васильевич Бажов, имел независимый характер и был остер на язык, за что получил прозвище Сверло. Понятно, что начальство его не жаловало. Частые увольнения отца за бунтарство вызывали переезды семьи с места на место, с завода на завод. Это были первые путешествия Паши Бажова.
Отец и любимая бабушка Авдотья Петровна были хорошими рассказчиками и в разговоре часто пользовались остроумными уральскими поговорками. От них мальчик впервые услышал в детстве много сказов, легенд и историй. Но особое впечатление на мальчика произвели рассказы старого полевского горняка Василия Алексеевича Хмелинина, которого ребята звали просто дедушкой Слышко. Прозвали его так за постоянное обращение к окружающим: «слышь-ко», то есть: «знаешь ли ты», «послушай-ко». Это он рассказывал полевским мальчишкам на горе Думной увлекательные сказы… Бажову было в то время двенадцать лет. Уже тогда в душе его заронилась искра интереса к устным рабочим рассказам.
Семья Бажовых была дружная. Отец и мать горячо любили единственного сына, старались, чтоб его детство было радостным. Три года ходил он в начальную заводскую школу в Сысерти. Учился хорошо, на пятерки. Рос смышленым и способным мальчиком. В дальнейшем Павел Петрович Бажов получил образование в Екатеринбургском духовном училище, а потом в Пермской семинарии. Это было время активного духовного развития подростка, его знакомство с классической и современной литературой. Его любимыми писателями были Пушкин, Чехов, Лесков, Мамин-Сибиряк.
Не захотев продолжить духовное образование, в 1899 году Павел Бажов начал свой трудовой путь в глухой уральской деревушке Шайдурихе, а затем в Екатеринбурге и в Камышлове. Он работал учителем, преподавал русский язык и литературу. В летние месяцы будущий писатель много путешествовал по Уралу. Где бы ни был Бажов, везде он приглядывался к окружающей жизни, изучал труд камнерезов, гранильщиков, оружейников, беседовал с рабочими, записывал их меткие слова, разговоры, рассказы, интересовался уральским фольклором. Свою «кладовую» Павел Петрович пополнял всю жизнь.
С первых дней революции 1917 года П.П.Бажов ушел добровольцем на фронт. Именно в это время он взялся за перо: писал небольшие очерки и рассказы, работал журналистом. Это были поиски своего стиля и взгляда на жизнь. Труд этот воздался сторицей, о чем речь пойдет ниже.
1.3.Особенности сказов П. П. Бажова.
В 1924 году вышла первая его книга «Уральские были», которая состояла из очерков о старом Урале, а затем его автобиографическая повесть «Зеленая кобылка». В 1939 году, когда П. П. Бажову исполнилось шестьдесят лет, вышел сборник его сказов «Малахитовая шкатулка». Этот труд явился главным в жизни писателя. Всего за период своего творчества (с1936 по 1950год) Бажов написал 52 сказа.
В волшебный мир старых уральских сказов Бажов погружал живых уральских людей. Основная тема сказов Бажова - жизнь и быт рабочих Урала. Главным местом действия почти всех сказов является Полевской завод и его окрестности, а также Сысерть. В центре каждого сказа - жизнь рабочих людей, в которой вдруг случается чудо. Человек в сказах Бажова живет в тесном единении с природой. Сила трудового человека противопоставлена тайной силе природы.
В сказах Бажова всегда присутствует рассказчик, умудренный опытом старик, дедушка Слышко. Его образ колоритен, у него своя речевая манера, это человек с юмором, с характером. Его речь богата присказками, пословицами, поговорками, он всегда имеет свое собственное мнение. Многие герои сказов Бажова имеют всегда очень точные прозвища: Огневушка - поскакушка, Синюшка, Кокованя, Недокормыш, Вихориха. В сказах звучит живая разговорная русская речь, которая оживляет произведение, помогает давать характеристики действующим героям.
Свою симпатию к героям автор выражает через уменьшительно-ласкательные имена: «Даренушка», «Федюнька», «Марьюшка»;
Автор использует эпитеты, например: «глазастый парнишко», «весна дружная», «худые думки», «земельное богатство»;
сравнения: «глаза такие большие, будто им тут вовсе и не место»; «береза старая, будто и вовсе неживая»;
метафоры: «змейки трепыхаются»; «поднимали семью»; «барин нетвердого ума»;
олицетворения: «темна ноченька приголубит, красное солнышко обрадует», «зима загнала старателей».
С предметами реального мира в сказах Бажова живут волшебные вещи и предметы, например: три перышка («Синюшкин колодец»), веточка с ягодками из змеевика («Хрупкая веточка»), каменный цветок, а также фантастические существа, которые воплощают «тайную силу», они испытывают героев, иногда помогают им, например: Хозяйка Медной горы, голубая змейка, козлик Серебряное копытце.
Свои сказы Бажов объединял в циклы, где каждый новый сказ являлся продолжением следующего, оставаясь вполне самостоятельным произведением. Каждый сказ отличается четкостью и завершенностью композиции. Однако нередко в конце произведения встречаются фразы, которые указывают на « открытый конец», например в конце сказа «Серебряное копытце» автор ставит вопрос, как бы требующий продолжения.
Павел Бажов делил свои сказы по тональности, по строю речи на три группы:
1.Сказы « детского тона» («Огневушка – поскакушка»).
2.Сказы «взрослого тона» («Каменный цветок»).
3.Исторические сказы («Марков камень»).
Картины уральской природы и люди с твердым и честным характером - все это делает произведения П.Бажова особыми, такими, что даже если совсем убрать слово «Урал», «уральский», все равно будет понятно, что это написано о батюшке седом Урале и именно Бажовым - замечательным уральским писателем. Сказы П.П.Бажова – настоящее сокровище в русской литературе, истории, этнографии.
Традиции бажовских сказов в литературе продолжили такие писатели, как Степан Григорьевич Писахов и Борис Викторович Шергин.
Глава 2
Фольклорные элементы в сказе П. П. Бажова
«Серебряное копытце»
2.1.Кокованя и Даренка – любимые герои писателя.
Мое знакомство с творчеством П.П.Бажова началось со сказа «Серебряное копытце», написанного в «детском тоне» в 1938 году. Этот сказ близок к волшебно-бытовой сказке. В ее основе одна сюжетная линия. Необычные события совершаются в правдоподобной жизненной обстановке.
Сказ начинается с предисловия в виде сказочного зачина, который показывает место действия и героев: «Жил в нашем заводе старик один, по прозвищу Кокованя». Не случайно автор наделяет своего героя таким прозвищем. Оно имеет связь с диалектной основой. По «Словарю пермских говоров», «коковать» обозначает «горевать, тосковать, печалиться ». (5, стр. 218) У В.И.Даля от производного «Коко » находим еще несколько значений: «1. Кокай - крестный отец; 2. Коковеть - замерзать, стынуть, застывать; 3. Кокова - клюка, кочерга, костыль»(4, стр.136). Какое из этих значений лежит в основе прозвища, остается гадать, но больше склоняемся к значению «Словаря пермских говоров», так как старик действительно одинок: «Семьи у Коковани не осталось, и он придумал взять в дети сиротку». Судьба не сломила старика, не согнула под ударами судьбы, он находит утешение в повседневном труде да заботах о сиротке Даренке.
Сказ нужно читать тихо, задушевно, немного грустно, потому что все, о чем говорится в начале сказа, грустно и печально. Повествование ведется от лица заинтересованного рассказчика. Читателю передается его сочувствие обездоленным. Старик Кокованя, думается, близок рассказчику по возрасту, потому что именно рассказчик объясняет причину поступков Коковани: тот хотел девочку дома оставить, зная, что ребенку одному страшно в балагане, но взял с собой, чтоб она в другой раз не просилась. Это не жалкий нищий, требующий заботы, а смелый и независимый человек, готовый взять в обучение паренька. Хорошо зная психологию девчушки, он старается приукрасить обыденность жизни рассказами о чудесах, забирает ее из неуютного мачехиного дома. Как-то сразу спокойно становится на душе, когда ведет он малышку в свой дом бобыля. Хочется, чтобы дорога старого да малого была согрета теплом и заботой друг о друге.
По-моему, Кокованя похож на тех мудрых старичков из сказок, которые помогают любимым сказочным героям пройти страшные испытания и выйти из них победителем. Они мудры и учат уму- разуму других. Встречаются такие мудрые старички где-нибудь в лесу на дорожке или еле заметной тропинке и вручают герою клубочек, который приводит к счастью. Такие старики, как Кокованя, являются нравственным идеалом народа: нужно радоваться жизни, быть трудолюбивым, непривередливым, не обеднять свою жизнь корыстью и завистью.
В литературных произведениях часто главными героями становятся дети. Они искренни, чувствительны и эмоциональны в своих переживаниях. Героиней сказа автор также избрал ребенка. Обаятелен образ пятилетней сиротки Дарьи Григорьевны Потопаевой, которая осталась без родителей. Горе-житье ей было у мачехи-хозяйки. Автор использует этот сказочный элемент, который наблюдаем в сказке про Золушку или Морозко. Кокованя вначале хотел взять себе «парнишку», чтобы обучать его своему делу, «пособника бы растить стал», но, зная семью Потопаевых, подумал, что если девчонка в родителей пошла, то она добрая, веселая, ловкая и « не тоскливо с ней в избе будет». Даренка-Подаренка - так ласково называет автор свою героиню. С Даренки в сказе начинается цепная связь добра. Даренка, даром, что сама сирота, подобрала ободранную, худую кошку Муренку. Даренка для деда Коковани как подарок судьбы.
«- Ну, как, Подаренушка, пойдешь ко мне жить?
Девчоночка удивилась:
- Ты, дедо, как узнал, что меня Даренкой зовут?
-Да так, само вышло. Не думал, не гадал, нечаянно попал». Здесь завязывается сюжет сказочной истории, где автор использует присказку. Дальше наш герой, чтобы заинтересовать Даренку, чтобы уговорить перейти к нему жить, рассказывает ей о необыкновенном козле, для этого Бажов использует загадочные элементы. « - Я, – говорит Кокованя, – вроде охотника. Летом пески промываю, золото добываю, а зимой по лесам за козлом бегаю да все увидеть не могу… Простых козлов стреляю, а этого не стану. Мне посмотреть охота, в котором месте он правой передней ножкой топнет». В его словах и спрятанная усмешка сказочника, и сохраненная в глубине вера в чудо.
Соглашается Даренка пойти жить к Коковане. «Только ты эту кошку Муренку тоже возьми». В сказке, чтобы точнее раскрыть мысль, ярче ее выразить помогают пословицы и поговорки, в которых заключена доброта и народная мудрость. «Такую звонкую кошку не взять – дураком остаться. Вместо балалайки она у нас в избе будет» - говорит дед. Только в одной этой фразе автор использует поговорку-присловье, эпитет и сравнение.
«У детей есть удивительное свойство – распознавать отношение людей к себе. Безошибочно. Быстро. Иногда с первого взгляда», - так говорит о Даренке П. Бажова писательница Л. Татьяничева (2, стр.132). Ребенок сразу почувствовал светлую энергетику, исходящую от Коковани, и не ошибся.
Кокованя и Даренка – любимые герои писателя. Эти герои вызвали и у меня особую любовь и уважение. Именно они дают возможность понять, что счастье не в деньгах, а в простом человеческом участии, повседневном труде и любви к ближнему.
Если в доме мачехи девочка никому не нужна и одинока, сидит печально рядом с ободранной, но любимой кошкой, то у дедушки Коковани она становится хозяйкой и чувствует себя нужной тем, кто рядом с ней. Она смотрит на жизнь широко открытыми глазами и принимает слова дедушки за чистую монету. Ей очень хочется увидеть козлика.
Мне кажется, что кошка Муренка исполнила и мое желание: ведь я тоже хотела бы встретиться с Серебряным копытцем. Мы с Даренкой вместе наблюдали, как козлик выбивал дорогие камешки из-под чудесного копытца. Картину этого чуда нам подарил П.П.Бажов. Сам сказитель очень любил животных и называл их «братьями нашими меньшими» (2, стр.134).
2.2.Волшебство четвероногих друзей П. П. Бажова.
Не случайно в произведении «Серебряное копытце» автор использовал образ кошки. Кошка - удивительное животное, которое живет рядом с человеком более пяти тысяч лет. Это гордое и независимое, но чуткое и отзывчивое на доброту существо. Именно поэтому кошка не только вошла в мифологию разных народов, но и стала героем многих фольклорных и литературных произведений.
Кот, по древнему поверью, связан с потусторонним миром, с миром снов и видений. По славянской мифологии, он сотворен из рукавицы Девы Марии, «носит сон в рукаве», бережет малых деток и гонит прочь нечисть.
На Руси кошка издавна почиталась как хранительница домашнего очага, символ уюта. Во многих странах есть примета: прежде чем войти в новое жилище, надо впереди себя пустить «хозяйку» - кошку. Она обеспечит благополучие. Там, где она ложилась, ставили кровать. Мудрость издавна приписывалась кошке, и это нашло отражение в образах сказочных ученых и сообразительных котов (Кот Баюн - персонаж русских волшебных сказок, пушкинский ученый кот, Кот-Котофеевич - персонаж русских народных сказок).
В нашей семье тоже есть священное животное – черный красивый кот Васька, который еще не готов на волшебства, но кажется, что он с нами по-настоящему разговаривает, на ночь рассказывает сказки и поет песенки. Я думаю, что он следит за покоем в нашем доме. Мы очень любим нашего котика. Без него жизнь была бы скучной.
В сказе «Серебряное копытце» ценность кошки состоит в том, что она стала наградой героям за их труд и доброту, а также явилась связующим звеном между миром волшебным и реальным, становясь при этом жертвой, исчезая из жизни Даренки и Коковани.
Загадочный персонаж в произведении – козлик Серебряное копытце. Образ козла встречается в русских народных сказках, например: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Сказка про семерых козлят», сказка С. Я. Маршака «Про козла», поборовшего семерых волков. Встречается этот образ в детских песенках, потешках: «Жил- был у бабушки серенький козлик…»
Жизненная сила козла впечатляла с незапамятных времен. В Индии козел ассоциировался с превосходством. Козел в Китае является добрым мужским символом. В современной жизни понятие «козел» персонифицируется с глупостью: «Тупой, как козел». В мифологии некоторых стран козел - символ плодородия. В греческой мифологии существует рог изобилия, рог козы Амалфеи - символ изобилия и процветания, атрибут фортуны и других богов. В аграрной магии считается, что если по полю перед посевом провести козла, то урожай будет богатый.
С жадностью слушает Даренка рассказы дедушки о загадочном Серебряном копытце.
«-Дедо, а рожки у него есть?
-Рожки-то, - отвечает, - у него отменные. У простых козлов на две веточки, а у него по пять веток.
-Дедо, а он кого ест?
-Никого…не ест. Травой да листом кормится. Ну, сено тоже зимой в стожках подъедает.
-Дедо, а шерстка у него какая?
-Летом…буренькая, как вот у Муренки нашей, а зимой серенькая.
-Дедо, а он душной?
-Какой же душной! Это домашние козлы такие бывают, а лесной козел, он лесом и пахнет». Такое построение диалога мы можем наблюдать во многих сказках, например, в сказке про Красную шапочку.
Козлик в «Серебряном копытце» - чудесный образ в прямом смысле слова. «Тот козел особенный», - говорит Кокованя, - «У него на правой передней ноге серебряное копытце. В каком месте топнет этим копытцем – там и появится дорогой камень. Раз топнет – один камень, два топнет – два камня, а где ножкой бить станет – там груда дорогих камней». Кокованю и Даренку козлик одарил за их чистосердечие, трудолюбие и доброту.
2.3.«Золотая пряжа бажовского сказа».
Традиционное средство волшебной сказки – это употребление постоянных эпитетов, синонимов, сравнений.
Эпитеты в сказе: «серебряное копытце», «дорогой камень»…
Синонимы: «козел – тут, вовсе близко», «горит-переливается разными огнями»
Сравнения: «запостукивало…не громко, будто кто легкий да быстрый ходит»,
«как искры, из-под ножки-то камешки посыпались»,
«Весь он [балаган] как ворох дорогих камней стал»
Бажов, сохраняя в своем сказе все особенности сказочного повествования, широко использует повторы, которые создают сказовую напевность речи: «рада-радешенька», «отговаривал-отговаривал», «подумал-подумал», «подождала-подождала», «бежит-бежит», «бьет да бьет», «сыплются да сыплются». Подчеркивая местную особенность речи героев, описывая особенности жизни горнозаводских рабочих, автор использует диалектные слова: «голбец, пособник, пожитки, похлебка…».
В сказе нет случайных эпизодов и диалогов, описаний, без нужды затягивающих действие. Большую роль в сказе, как и в сказке, играет рифма. Описывая труд героев, писатель обращается к фольклорному приему повествования, использует предложения похожие на стихотворные строки. «Кокованя с утра на работу уходил. Даренка в избе прибирала, похлебку да кашу варила, а кошка Муренка на охоту ходила – мышей ловила». Бажов любит своих героев, дает им уменьшительно-ласкательные имена и определения, дает точное, емкое описание их внешности. «Сам [Кокованя] большой да бородатый, а она [Даренка] махонькая и носишко пуговкой…кошчонка… худая да ободранная»… «Ростком козел не выше стола, ножки тоненькие, головка легонькая, а на рожках по пяти веточек»…
Не терпится Даренке увидеть сказочного козлика.
«Возьми меня, дедо, с собой. Может, я хоть сдалека того козлика увижу»,- упрашивает она старика взять ее с собой в лес, когда пойдет он на охоту.
Предусмотрительность ребенка, великое желание увидеть козлика заставляют ее приготовиться к этой встрече: «Лоскуточков взяла кукле платье шить, ниток клубок, иголку да еще веревку… «Нельзя ли, - думает, этой веревкой Серебряное копытце поймать?»
Нас завораживает в сказе изображенная обстановка - реальная и вместе с тем таинственно-сказочная. Трижды попадаем мы вместе с героями в разные жилища: первое - самое обычное, где как будто живет горе (дом мачехи-хозяйки); второе - изба Коковани, где так уютно работать и слушать сказки, а третье - лесной балаган, где случается неповторимое чудо.
Сказочный элемент в сказе и то, что кошка там говорит по-человечески: «Пр-равильно, говоришь. Пр-равильно». Оказалось, что Муренка с чудесным персонажем тоже «общаться может».
Средством создания волшебства в сказе является сюжет с эффектом нарастания. Бажов использует художественный прием, называемый « троекратным повтором», чтобы подчеркнуть настойчивость и терпение героини. Две ночи наблюдали Даренка с Муренкой за Серебряным копытцем, а на третий день одаривает козлик девочку своими чудесами.
В месячную светлую ночь, замирая от восторга, наблюдает Даренка, как играют Муренка с козликом, и из-под ног у него, как искры, сыплются разноцветные камешки-«красные, голубые, зеленые, бирюзовые - всякие. От них весь балаган горит и переливается разными огнями».
«Кокованя сразу полшапки камней нагреб, да Даренка запросила:
-Не тронь, дедо! Завтра днем еще на это поглядим». Еще полюбоваться - только этого и надо ей. Когда же камни исчезают, автор замечает: «Им и того хватило, сколько Кокованя в шапку нагреб».
Обычная кошка, согретая детским теплом, оказывается волшебным персонажем. Воздав Даренке за доброе сердце, она исчезает вместе с загадочным козликом! Жалко Муренку.
Автор убеждает нас в том, что не в богатстве радость. Счастье в жизни не сказочной, а реальной для наших героев заключено в простой формуле: «Жили-поживали, добра много не наживали, а на житье не плакались, и у всякого дело было». Павел Петрович Бажов говорил: «Чем велик и прекрасен человек? Одухотворенным трудом… вне труда нет и человека». Героями сказа владеет не жадность, не корысть, а радость познания.
В сказе «Серебряное копытце» Бажов в сказочной форме описывает чудеса природы, которые реально существуют вокруг нас. Автор заставляет вглядеться в окружающую нас природу, задуматься над ее тайнами. Чудесное волшебство, связывающее наш сказ со сказкой, не заканчивается с исчезновением Серебряного копытца. В послесловии автор нам говорит: «А по тем покосным ложкам, где козел скакал, люди камешки находить стали. Зелененькие больше. Хризолитами называются. Видали?» Концовка сказа отрезвляет от чудес, но отвечает человеку на вопрос о смысле земной жизни.
Хризолиты - это драгоценные камни. На Урале месторождение хризолита было открыто более 130 лет назад в поселке Куделька (ныне Асбест Свердловской области). Хризолит в переводе с древнегреческого означает «золото».
Иногда камень называют вечерним изумрудом, так как при искусственном освещении желтый оттенок исчезает, и камень кажется чисто-зеленым. По народным поверьям, хризолит приносит удачу во всех делах, придает силу и зоркость. Мистики и знатоки камней утверждают, что хризолит способен предостеречь своего владельца от неразумных поступков. Он помогает обрести былую уверенность в жизни после приступа разочарования.
Чудеса сказа «Серебряное копытце» продолжаются в реальной жизни. Они продолжаются для тех, кто чист душой, добр, трудолюбив и пользуется богатствами природы не в корыстных целях, а для общего блага. Так писатель решает проблемы истинной нравственности, душевной красоты и достоинства трудового человека Урала.
Я с увлечением читала сказ «Серебряное копытце». Мне понравился язык произведения, разговорные интонации персонажей, ласковые обращения героев друг к другу, краткие, но точные характеристики, особенный уральский говор, которым умело пользуется автор. В произведении нет ничего лишнего, каждое слово несет большую смысловую нагрузку.
По моему мнению, такую книгу мог написать только глубоко душевный и умный человек, каким и был мудрый старый уральский сказочник - Павел Петрович Бажов.
Заключение
Итак, в результате моего знакомства со сказом П. П. Бажова «Серебряное копытце»
-я расширила понятия о сказке и сказе, их отличии друг от друга, особенностях языка сказа;
-провела литературный анализ сказа «Серебряное копытце», выявляя фольклорные особенности произведения;
В ходе исследования получила следующие выводы:
1. Сказ П.П.Бажова «Серебряное копытце» воплощает в себе жанровые особенности двух типов сказки: волшебной и бытовой.
Бытовая сказка, потому что в ее основе всего одна сюжетная линия, действие происходит в правдоподобной жизненной обстановке, главные герои - обычные люди, описывается их повседневная жизнь.
Волшебная сказка, потому что в сказе присутствуют чудесный персонаж (козлик Серебряное копытце), и волшебный помощник (кошка), они совершают чудеса, происходящие в сказе.
2. В сказе автор использует фольклорные элементы, также присущие сказке:
-традиционный зачин
-присказки
-речевые повторы
-загадочные элементы
-эпитеты
-синонимы
-сравнения
-поговорки
-сказочные формулы
-рифмованные предложения
-уменьшительно-ласкательные суффиксы
-диалектные слова
-традиционный символ: цифра «3».
Элементы фольклора обогащают сюжет сказа, высвечивают черты характеров героев. Сказ «Серебряное копытце, как и народная сказка, учит добру, трудолюбию, вызывая сочувствие и уважение к героям произведения. Я поняла главную мысль сказителя: красота человека в его труде.
Также в процессе работы я пополнила свои знания и представления о богатой уральской земле, о традициях и жизненном укладе земляков;
познакомилась с биографией и творчеством писателя-земляка;
научилась заниматься в библиотеке, пользоваться критической литературой и словарями;
получила первые навыки работы на компьютере, печатая и создавая электронное приложение по сказу П. П. Бажова «Серебряное копытце». Я выразила свое видение героев сказа, и связанных с ними чудес, в моих рисунках. Составила кроссворд по сказу. Данную работу можно использовать при подготовке к урокам чтения по творчеству П.П.Бажова, краеведения; для проведения внеклассных мероприятий для привития интереса к нашему краю.
Использованная литература:
1.Елена Хоринская, «Наш Бажов», «Средне-уральское книжное издательство», 1989г.
2. «Мастер, мудрец, сказочник». Воспоминания о Бажове, Москва, «Советский писа тель», 1978г.
3. Евгений Пермяк «Долговекий мастер», Москва, «Детская литература», 1978г.
4.В.И.Даль «Толковый словарь живого великорусского языка», Москва, «Русский язык»,1981 г.
5. «Словарь пермских говоров», под редакцией Г. В. Бажутиной, «Книжный мир», 2000 – 2002 г.
6.И.Ильин «Духовный смысл сказки», ж. «Литература в школе»,
1992 г.№1.
7.С. И. Ожегов «Толковый словарь русского языка», Москва, 2006 г.
8. «Справочник для учителей начальных классов», Москва, «БАЛАСС»2001 г.
9. Арзамасцева И. Н., Николаева С. Л. «Детская литература», Москва, «Академия» 2000г.
Приложение №1. Словарик диалектизмов
Балаган - временная легкая деревянная постройка, сарай.
Голбчик (голбец) - крытая лавка с подъемной крышкой около печки, где делается вход в подполье.
Горюн - бедняк, испытывающий чувство горести.
Душной - вонючий, плохо пахнущий.
Ложок (уменьшительное от лог) - широкий и длинный овраг.
Несподручно - неудобно, затруднительно.
Пожитки - мелкое имущество, домашние вещи.
Пособник - помощник.
Похлебка - жидкая пища, род супа из картофеля или крупы.
Приказчик - представитель владельца на заводе, главное лицо.
Разумница - то же, что и умница, умный, способный человек.
Солонина - засоленное мясо.
Статочное (устаревшее неодобрительное)- может ли это быть, статься
- возможное ли это дело.
Угрузнешь - завязнешь, провалишься.
Кроссворд по сказу «Серебряное копытце»
п | г | |||||||||||||||||||
б | х | р | и | з | о | л | и | т | ||||||||||||
д | а | р | е | н | к | а | и | р | ||||||||||||
л | к | ю | ||||||||||||||||||
г | р | а | з | у | м | н | и | ц | а | н | ||||||||||
п | о | г | з | |||||||||||||||||
п | о | х | л | е | б | к | а | п | ч | |||||||||||
ж | б | н | с | о | л | о | н | и | н | а | ||||||||||
и | ч | с | к | |||||||||||||||||
т | и | л | о | ж | о | к | ||||||||||||||
к | о | к | о | в | а | н | я | б | о | |||||||||||
и | н | з | ||||||||||||||||||
и | е | |||||||||||||||||||
м | у | р | е | н | к | а | л | |||||||||||||
По горизонтали:
1.Драгоценный камень. 2. Главная героиня сказа «Серебряное копытце». 3. То же, что и умница. 4. Жидкая пища, род супа из картофеля или крупы. 5. Засоленное мясо. 6. Широкий и длинный овраг (уменьшительное). 7. Главный герой сказа. 8. Кошка.
По вертикали:
1. Представитель владельца на заводе, главное лицо. 2. Бедняк, испытывающий чувство горести. 3. Временная легкая деревянная постройка, сарай. 4. Крытая лавка с подъемной крышкой около печки, где делается вход в подполье (уменьшительное). 5. Мелкое имущество, домашние вещи. 6. Помощник. 7. Чудесный персонаж в сказе «Серебряное копытце».
Рисуем "Ночь в лесу"
Нарисуем попугая цветными карандашами
Рисуем ананас акварелью
Фотографии кратера Королёва на Марсе
Ласточка
Комментарии
Анализ художественного произведения