Кошкова Валентина Николаевна

Сайт учителя русского языка и литературы

Кто, если не я?

Профессия: Учитель русского и литературы

Профессиональные интересы: Основной девиз:" Грамотный ученик- счастливый ученик". В литературе вырабатываю умение лингвистического анализа

Увлечения: Руководитель театральной студии, Руководитель исследовательской деятельности учащихся

Регион: Пермский край

Населенный пункт: г.Горнозаводск

Место работы: МОУ "Горнозаводская средняя школа №3"

Звание, ученая степень: Высшая квалификационная категория, "Отличник народного просвещения"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/koshkova-valentina-nikolaevna
Тот, кто жизнью живет настоящей, Кто к поэзии с детства привык, Вечно верует в животворящий, Полный разума русский язык
Н.А. Заболоцкий

О себе

В !975 году закончила Пермский педагогический институт и работаю  уже 37 лет учителем русского языка и литературы в г. Горнозаводске. Основной девиз, которому следую при обучении грамоте: " Грамотный ученик-счастливый ученик". При изучении литературы вырабатываю у детей активную жизненную позицию, умение анализировать и давать собственную интерпретацию поведения литературных героев.

Опыт работы убедил меня в том, что самостоятельное глубокое восприятие художественного текста, его интерпретация возможны с помощью театрализации литературного произведения. Вот поэтому многие обычные и открытые уроки провожу с элементами драматизации:

"Пресс-конференция героев А.С.Пушкина"

"Святые и падшие Ф.М.Достоевского"

"Кузьминки в картинках"-урок-путешествие по сказкам Л.и. Кузьмина и др.

Внеурочная кружковая работа "переросла" в образование театральной студии "ЛИК" при школьной библиотеке, которая имеет свою собственную программу, представленную мною в 2011году в приложении к г. "Первое сентября".

В течение 25лет занимаюсь  исследовательской деятельностью с учащимися, что дает возможность им почувствовать себя первооткрывателями, сказать собственное слово в науке, придает уверенность в знаниях, вырабатывает навыки самостоятельной работы с обширным материалом прикладного и научного характера. Темы работ самые разнообразные: "Эпохою к подвигам призван"(О творчестве уральского поэта-фронтовика Ф.Архипова", "Фольклорные элементы в сказе П.П. Бажова "Серебряное копытце", "Особенности говоров жителей Горнозаводского района", " Мотив сада в творчестве поэта-земляка Н.Ф. Новикова-Черешнева и А.П.Чехова", "О чем рассказывают гидронимы притоков реки Вижай", "Песня о ныробском узнике" С. Ильина и связь ее с современностью" и др.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Настольными, любимыми считаю книги, в которых сплелись актуальные проблемы настоящего и вечного.

Как можно обойтись без "Евгения Онегина" А.С.Пушкина? Это энциклопедия русской жизни не только современников гения, но и нас с вами. У Пушкина нахожу ответы на жизненно важные вопросы и сейчас. Он вносит гармонию во внутренний мир, лечит мудростью.

Поэзия М.Ю. Лермонтова и "Герой нашего времени" позволили когда-то взглянуть на мир и окружающих глазами самого поэта, научили наблюдениям над поступками других и умению находить правильный ответ "в минуту жизни трудную". Человек должен гордо носить свое звание даже в минуту смертельной опасности.

Не хочу, чтоб русского человека испортил "квартирный" или другой вопрос, чтоб люди стали "винтиками в колесе Истории", чтоб отказались от близких родных людей, предав их, как Иуда в "Мастере и Маргарите". Вот почему считаю одной из важных книг этот роман, открывающий новый взгляд на мир при постоянном обращении к нему. Сильный жизненный ориентир.

Очень люблю Ф.М.Достоевского. Он зовет за собой в глубины философии и психологии. Затягивает, заставляет думать.После Достоевского трудно обращаться к современной литературе. Этим он отличается от другого писателя-Л.Н.Толстого.Общее же у них-трудные поиски их героев своего жизненного пути, вечные человеческие проблемы.

Мой взгляд на мир

Обидно, что совесть и честь сейчас не являются модными. Во все века это были главные нравственные ценности. Что происходит с миром? Пора бить в набат, чтоб достучаться до равнодушных к судьбе России, к ее культуре, обычаям, языку. Знаю, что это делается на государственном уровне, на как-то неуверенно, с опаской. Говорим о беспределе на ТВ, но дальше говорильни не продвигается дело.Детям толкуем о нравственных ценностях, а в жизни все измеряется содержимым кошелька. Не надо кивать на ошибки Истории. Надо, чтоб в Настоящем слово с делом не расходилось, господа присяжные заседатели.

Занялась генеалогическим древом своих родных и обнаружила, что три брата моей бабушки в 1938 году были репрессированы, только об одном из них есть в архиве Белоруссии скудные сведения.Об остальных сведения эти утеряны или не разглашаются. Обидно, что нам об этой тайне не поведали родные в свое время. Обидно, что мы не можем загладить вины перед ними сейчас.В беседе с учащимися выяснилось, что во многих семьях родные подверглись репрессиям. Вот и решили  съездить в лагерь-музей "Пермь-36".Детям тоже нужно знать об ошибках Истории, чтобы их не повторять в дальнейшем.Ведь дети-будущее страны, а от нас зависит, каким оно будет. Большая ответственность.Так и двигаемся вместе  вперед по жизни: от конкретного примера к серьзному обобщению опыта.

Моё портфолио

Аннотация на исследовательскую работу "О чем рассказывают гидронимы притоков реки Вижай" ученицы !0-го класса Рыбниковой Светланы.

Настоящее исследование имело цель краеведческого характера, устанавливало причины появления в речи пашиян гидронимов притоков реки Вижай.Ученица объяснила причину появления самого древнего гидронима района-"Вижай", рассказала об истории многих из пятидесяти гидронимов его притоков, которые связаны с возникновением Строгановских заводов и массовым переселением народов России на их строительство в !8 веке. Работа требовала от автора огромной эрудиции, широты кругозора, умения лингвистического анализа, кропотливости и самостоятельности, умения общения со  старожилами п. Пашия, работавшими на лесозаготовках по берегам рек. Девушка использовала и книгу краеведа В.П. Киреева "По Вижаю".

Настоящее исследование снабжено прекрасной презентацией, где использована лирика местных поэтов о реках района, где Вижай предстает в фотодокументах с музыкальным сопровождением. Работа имеет практическую направленность, актуальна, воспитывает любовь к родному краю, его истории, связана с бытом пашиян, развитием и особенностями их  языка.Исследование используется как наглядный материал на уроках истории, литературы, классных часах по краеведению, на конференциях читателей районной библиотеки.

Аннотация на исследовательскую работу "Фольклорные элементы в сказе П.П.Бажова "Серебряное копытце" ученицы 6-го класса Рюминой Варвары.

Исследовательская работа ученицы-серезный глубокий анализ не только конкретного произведения,, но и оригинальный взгляд на творчество уральского мастера в целом с использованием 

биографических сведений и развития сказовых элементов в дальнейшем творчестве писателя. Доступно, с учетом стилевых особенностей раннего произведения автора девочка сравнивает сказ и сказку, особенности их построения, языка и характеристик героев. Бережно, с любовью описывает одинокого Кокованю, славную сиротку Даренку и загадочную кошку Муренку.Ученица исследует элементы фольклора, использованные П.П.Бажовым, научно обосновывает появление магической кошки и чудесного образа Серебряного копытца в сказе.

Работа высоко оценена на районной конференции исследовательских работ, вызвала симпатии у слушателей на краевой конференции в г. Перми, с презентацией своих рисунков Варя выступала в детской библиотеке г. Горнозаводска. Работа актуальна, поднимает интерес к творчеству земляка писателя, имеет практическую направленность: используется на уроках литературы и русского языка, классных часах по краеведению. Работа содержит  огромный воспитательный потенциал и развивает читательский вкус.

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы