Аннотация на исследовательскую работу «Детское восприятие сказки Х.К.Андерсена «Ангел» ученицы 5-го класса Поповой Анастасии.
Знакомясь с творчеством датского сказочника, ученица обратила внимание на необычную для ее восприятия сказку, которая показалась ей интересной и неожиданной. Она решила самостоятельно, без использования критической литературы и мнения взрослых объяснить композицию, систему образов, основные приемы изображения окружающей действительности, коснуться основных проблем сказки. Глубоко прочувствовав и проанализировав содержание произведения, она отметила основной прием антитезы при изображении двух миров: земного и небесного, дала характеристику персонажам сказки и выделила авторскую позицию отношения к жизни.
Работа актуальна, так как поднимает общечеловеческие проблемы: добро и зло в человеке, преобразование земного мира, отношение к понятию жизни и смерти с использованием христианских традиций, материальные блага и их значение, понятие прекрасного и безобразного. Практическая направленность заключается в первичных навыках анализа произведения, расширении знания творчества писателя, интересе к религиозным традициям. Немногословная девочка научилась общению с аудиторией, расширила кругозор читателей- одноклассников на уроках литературы, открыла новую грань творчества сказочника, выступая на краевой конференции школьников. Работа востребована на уроках литературы и хранится в школьном банке исследовательских работ.
Вложение | Размер |
---|---|
angel.doc | 127.5 КБ |
Содержание:
Введение………………………………………………………………………………2
Глава 1.Ангелы – небожители или герои сказок?
1.1. «Сказка жизни» Х. К. Андерсена………………………………………………4
1.2.Ангел и ребенок. В чем их близость и разница этих понятий………………..6
Глава 2. Детское мировосприятие сказки Х. К. Андерсена «Ангел»
2.1.Мир земной и мир небесный в сказке…………………………………………..8
2.2.Ангелы и земные дети…………………………………………………………..10
2.3.Роль повествователя в сказке…………………………………………………...12
Заключение… ……………………………………………………………………….13
Литература……………………………………………………………………………14
Приложения…………………………………………………………………………..15
Введение
То были времена чудес,
Сбывалися слова пророка;
Сходили ангелы с небес;
Звезда катилась от востока;
Мир искупленья ожидал -
И в бедных яслях Вифлеема,
Под песнь хвалебную Эдема,
Младенец дивный воссиял…
Л. Мей.
Человек всегда стремился к Богу. Праздник Рождества Христова – это чудесное появление самого Бога среди людей в образе младенца. Поэтому Рождество считается одним из важнейших праздников. Рождение ребенка – большое событие, ведь малыш – надежда, опора в будущем. А рождение Иисуса Христа – это надежда всего человечества. Я очень рада, что возвратился такой чудесный праздник, совпадающий с зимними каникулами, со святками, с колядками, елкой, играми, сладостями и мандаринами. В морозные ясные дни все славят Господа Бога, поздравляют друг друга с великим праздником, а за стол садятся только с появлением на небе первой рождественской звезды. Счастливы все: и дети, и взрослые. Каникулы становятся от этого красивыми и торжественными. А на елке одной из любимых игрушек становится маленький розовощекий ангелочек, который смотрит на всех нас кротко и радостно.
Я почти ничего не знаю об ангелах, но когда мой взгляд ловит его кроткую улыбку на чистом невинном личике, мне почему-то не хочется шалить и дурачиться, хотя по натуре я очень веселая. Возникает множество вопросов: Где живут ангелы? На небесах или в сказках? Или, может, рядом с нами?
Недавно я узнала про день ангела, день святого, именем которого все чаще называют родившихся детей. Я сопоставила дни рождения моих одноклассников с именами их ангелов. Оказалось, что из двадцати семи ребят имя их ангела получили шестеро. В классе четыре Насти, две из них – Дворникова и Попова Насти – получили имя своего ангела. Каждое имя в православной церкви имеет свое значение. Мое имя «Анастасия» значит с греческого языка «воскресшая». На день ангела Анастасии приходится в году пять дней: 4 января, 23 марта, 28 апреля, 11 и 12 ноября.
Бабушка моя говорит, что ангел наш всегда с нами, за нашим правым плечом, он придает нам силу и уверенность в трудную минуту. Сама она, отправляясь в долгий путь, никогда не забывает сказать любимую молитву:
Ангел мой, будь со мной.
Ты за порог, я – за тобой.
Эта молитва служит защитой от несчастья. В нашей семье придерживаются традиций и всегда стараются отмечать такие большие праздники, как Рождество или Пасха. Хотя мы не соблюдаем поста, но следуем всем Божьим заповедям. Любовь к ближнему, забота о нем делает нашу семью сильной и дружной.
Любви к ближнему, заботе о старших и младших учат любимые мною сказки.
Кстати, моим любимым домашним занятием в свободное время является чтение сказок. Особенно люблю сказки Х. К. Андерсена, 205-летний юбилей которого мы будем отмечать в апреле. Недавно вдруг среди чудесных сказок писателя обнаружила сказку «Ангел», о которой нигде раньше не слышала. Сказка доставила мне особое удовольствие, потому что в ней встречается мой любимый ангелочек с белоснежными крылышками за плечами. Представления об ангелах пополнились, но возникли другие вопросы.
-Ангелы – небожители или сказочные герои?
-Если небожители, то зачем автор ввел ангела в сказку?
-Почему ангелы сходят на землю?
Если ангелы не живут на земле, почему мама с папой называют меня ласково «ангелочком», а когда провинюсь, смеются: «Вот эта ангельская душа?»
Любое слово имеет свое начало. А понятие ребенка формировалось в литературе еще в древности. Ребенок был своеобразным идеалом, чистым, искренним и непорочным, как ангел, именем которого названа сказка.
Анализ литературной сказки Х. К. Андерсена «Ангел» помог мне произвести лингвистическое исследование сюжета, ответить на мои вопросы, научил правильно выходить из жизненных ситуаций.
Надеюсь, что данная работа будет ориентиром в жизни для моих сверстников.
Глава 1.Ангелы – небожители или герои сказок?
1.1. «Сказка жизни» Андерсена.
Х. К. Андерсен родился в той части Дании, где все много трудились, чтоб заработать кусок хлеба. Меня поразил один случай из его жизни, переданный датчанином Бо Гренбеком:
«Однажды управляющий, известный своим дурным нравом, поднял на малыша огромный кнут, но мальчик посмотрел ему прямо в лицо и сказал: «Как вы смеете бить меня, ведь Бог может увидеть! Управляющий смягчился, погладил мальчика по щеке, спросил, как его зовут, и дал ему монетку»(5, стр.12). Эту историю мы находим в «Сказке моей жизни», где сказочник описывает свою несказочную жизнь, и удивляемся святой вере ребенка Ханса в свою божественную неприкосновенность. Хотя сказка полна горьких воспоминаний, автор с благодарностью и теплом пишет о каждом прожитом миге на земле. Даже тот факт, что семья Андерсенов жила в нужде, меня не огорчает, потому что горжусь обстановкой, в которой жил мальчик: «Необыкновенная чистота в их доме, ящик с землей, где густо разрастался лук, и несколько вазонов на окнах: в них цвели тюльпаны. Их запах сливался с дребезжащим перезвоном колоколов в церкви, стуком отцовского сапожного молотка, лихой дробью барабанщиков около казармы»(14, стр8).
Любимой книгой отца-сапожника была Библия, но он понимал ее по-своему: он считал, что Христос был всего лишь простой человек.
Андерсен был единственным ребенком в семье и жил вольно и беззаботно. Его никогда не наказывали. Он занимался мечтами, часто проводя время у берегов старой запруды, ожидая чуда. Это обстоятельство помешало ему вовремя научиться грамоте: он одолел ее позже, чем все мальчики его возраста. Чудесное превращение бедного сына башмачника в великого сказочника произойдет позже:
« В это время в глубине пустынной улицы показался высокий и очень худой человек в черном. Он быстро шел несколько скачущей, неуверенной походкой, размахивая длинными руками, и говорил сам с собой.
Шляпу он нес в руке, и потому был виден его большой покатый лоб, орлиный тонкий нос и серые сощуренные глаза. Он был некрасив, но изящен и производил впечатление иностранца. Душистая веточка мяты была воткнута в петлицу его сюртука. Женщина за пяльцами подняла голову и сказала мальчику: «Вот идет наш поэт, господин Андерсен. Под его колыбельную песню ты так хорошо засыпаешь».
Мальчик посмотрел исподлобья на незнакомца в черном, схватил своего единственного хромого солдатика, выбежал на улицу, сунул солдатика в руку Андерсену и тотчас убежал»(14, стр.12). Это было признание ребенка в любви к сказочнику, и признание не было обмануто позже.
Всю свою дальнейшую жизнь автор посвятил сочинению сказок для детей, которых очень любил, но которых сам не имел. Перу чудесного датчанина принадлежит сто пятьдесят шесть сказок, где автор поражает меня своей детской искренностью и наивностью. Его герои чисты душой и свято верят в победу добра над злом, света над тьмой, любви над ненавистью.
Размышления о собственной необыкновенной судьбе определили характер многих его героев, которые вознаграждены за мужество, веру в добро. Андерсен не поучает, хотя его произведения поучительны и помогают развить в читателе чувство неизменной любви к жизни, мудрость по отношению к смерти и злу. Понятие жизни Андерсена выражается в его словах: «Нет на свете такого человека, которому хоть раз в жизни не улыбнулось счастье. Только до поры до времени счастье это скрывается там, где его меньше всего ожидают найти» (3, стр.32).
1.2. Ангел и ребенок. В чем их близость и разница этих понятий?
Образ Ребенка родился в древних культурах наряду с мифами о Матери, об Отце, о Мировом Древе, о сотворении мира. Дитя, добрый ребенок встречается в фольклоре и в литературе. Такого ребенка мы видим и у великого сказочника Х. К. Андерсена. Центральным героем сказок Х. К. Андерсена является ребенок, основная задача которого - совершать необыкновенное, то есть чудо.
В святочной сказке «Девочка со спичками», например, Андерсен преклоняет голову перед малышкой, которая пытается спасти родных, продавая спички. Она трагически умирает, замерзая у стены какого-то дома. Окружающие сочувствуют, но никто не знает, что перед девочкой открылся чудесный небесный мир – мир ангелов, которые забирают малышку с собой. Этому сказочному миру противопоставлена жизнь сытых и самодовольных жителей города.
Бедная девочка не похожа на окружающих, потому что ее душа чиста и непорочна, как у ангела. Судьба малышки заставляет меня, как и любого читателя, задуматься над тем, почему есть бедные и богатые, а дети, считающиеся ангелами, проходят такие испытания, которые под силу только взрослым. Все любимые герои – дети сильны духом, потому что им в трудную минуту помогает Бог.
Моей любимой героине Герде в борьбе против войска Снежной королевы помогло обращение к Богу с молитвой «Отче наш». Как я радовалась, когда появились ангелы, которые «приняли снежных страшилищ на копья, и те рассыпались на множество снежинок». После вечерней молитвы жестокие ветры утихомириваются, «словно заснули».
Сам ребенок, по мнению писателя, есть чудо. Он становится святым существом, которому поклоняется такой же ребенок – читатель. Книга о детях и для детей становится тоже святой. В конце сказки об испытаниях девочки автор осторожно предупреждает: «Если не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное!». Только для того откроется Царствие Небесное, кто всю жизнь будет верен Богу, любви ко всему живому, сохранит искренность и непосредственность.
Ребенок Андерсена в сказках становится необыкновенным, он не совершает каких-то чудес, но любое доброе дело становится великим. Мальчик – инвалид в сказке «Ангел», страдая от тяжелой болезни, находит счастье в заботе о бедном полевом цветочке, страдая, «поливает, ухаживает, заботится о нем» и в моих глазах становится сильным и всемогущим. Поэтому я не удивляюсь, когда вижу его «прелестное, радостное лицо», ведь это лицо ангела, а сам сказочник считает, что дети видят то, чего не видят взрослые.
Кто же такой ангел? Ведь он наш покровитель на всю жизнь. Мы должны знать его в лицо.
По мнению В. И. Даля, «ангел – существо духовное, одаренное разумом и волею, ангел-хранитель, приставленный господом к человеку для охраны его. Ангелом во плоти называют в земной жизни не только человека кроткого, благого жития, но и вообще кого любят, ласкают». Если ангел – существо духовное, то он парит над землей. В этом ему помогают крылья. О них автор вспоминает дважды: в начале и в конце сказки. Эти крылья, по-моему, делают его всемогущим и сильным, он одаривается ими самим Богом для всевозможных добрых дел. Мы с подружкой по- разному представляем ангела: у нее ангел имеет голубые крылья, а мой спаситель белокрылый. Думаю, что белый цвет крыльев связан с понятием чистоты и святости.
Меня же мама с папой называет ангелом, потому что они меня любят. Стараюсь и я их не огорчать, а радовать. Вот почему мы счастливые.
Характерные черты сказок Андерсена позволили мне обобщить мой скромный читательский опыт и посмотреть на полюбившуюся сказку «Ангел» через призму моего впечатления, которое отличается от мнений о ней моих мамы и бабушки.
Бабушка с ее постоянной заботой о внуках восприняла близко к сердцу судьбу главных персонажей и поделилась этим впечатлением со мной. Ее потрясла судьба умершего ребенка, что, по ее мнению, неожиданно и несвойственно для сказки.
Мама считает, что представления Андерсена о мире и мироздании совпадает с моими, потому что объясняю сказку как мечту о светлом, идеальном мире, а ее героев – идеалом писателя. Сама мама занимает «золотую середину» между моим и бабушкиным мнением. Пусть каждый из нас придерживается своей точки зрения, но я заметила, что такое домашнее чтение и обсуждение помогает нам более глубоко осознать сказку, ее особенности.
После знакомства с мнением критики и семейного обсуждения останавливаюсь на том, что ангелы – это все-таки небожители и связаны с именем Иисуса Христа, они являются Божьими посланниками и выполняют определенную задачу на земле: спасать земного ребенка, его чистую душу, подчеркивая ее ценность и значимость.
Глава 2Детское мировосприятие сказки Х. К. Андерсена «Ангел».
2.1. Мир земной и небесный. Общие и отличительные черты.
Сказка «Ангел» занимает всего две страницы печатного текста. В самом начале сказки автор передает нам легенду о судьбе доброго земного дитя, которого ангел забирает на небо. Ребенок вместе с божьим посланником парит над землей, облетая самые любимые места ребенка: место игр или зеленые сады с множеством чудесных цветов. Событие это происходит ясной, светлой, тихой ночью. Весь мир спит. Никто не мешает ангелу выполнить завет Господа. Но ночь позволяет видеть и несовершенства мира в виде хлама, выброшенного на улицу.
Внимательный читатель заметит, что автор использует в сказке прием антитезы - противопоставления двух миров: мира земного и мира небесного.
Мир земной | Мир небесный |
Умирает доброе дитя, страдает и умирает инвалид-ребенок за год до этого события, болезни и страдания никого не трогают, окружающие взрослые люди черствы и безразличны к судьбе детей, которые близки Богу по духу. Главная человеческая черта –душевная пустота | Нет места мучениям, страданиям Каждый согрет теплом солнышка, Наслаждается пением птиц, Запахом душистых цветов. |
Злая рука надломила розовый куст, на улице валяется всякий хлам, разбитый цветочный горшок, погибший полевой цветок. Потребительское отношение к природе. | Все оживает, расцветает пышнее, нет места злу. Каждый цветок обласкан Богом. Солнышко светит равно для всех |
Социальное неравенство – еще одно земное несовершенство: бедный больной мальчик живет на узкой улице, в подвале, в каморке, куда не проникает живительный свет солнца, нет попытки осуществить мечту ребенка увидеть солнышко и посидеть под зелеными буками или излечить его от болезни. | Все равно блаженны: и цветок, выброшенный на мостовую, и доброе умершее дитя, все любимы и согреты вниманием Господа Бога |
Но у миров есть нечто общее. Это общее:
1. Творение добрых человеческих рук.
Злой человек не будет выращивать цветы. На земле оказывается много любимых для малыша мест, где дитя играло при жизни, где есть зеленые сады с множеством чудесных цветов.
2. В обоих мирах присутствует Ребенок-чудо,
который своей добротой, равной подвигу, поражает не только читателя, но и самого Господа, отправляющего его как ангела на землю для благородной миссии.
Мир земной преобразится только тогда, когда в нем будет царствовать всеобщая Любовь и будут счастливы дети. Церковь убеждает нас в том, что детское личико – отражение лика Христа, идеал чистоты и непорочности.
2.2. Ангелы и земные дети в сказке.
Внимательный читатель согласится со мной, что в «Ангеле» упоминаются три мальчика, три героя: два из них участвуют в развитии событий, а третий, сын соседа, возникает в воспоминаниях ангела мельком, как лицо эпизодическое из земных событий прошлого года, когда ангел был обыкновенным ребенком. Меня больше всего поражает в сказке отсутствие взрослых, выполняющих роль воспитателей. Дети в сказке не нуждаются в опеке, потому что являются образцом чистоты и непорочности.
Мне почему-то показалось, что сказка «Ангел» похожа на сон. Перед глазами, как во сне, мелькают картины города, который спит. В сонном сознании человека действия происходят одно за другим. Сама сказка поэтому имеет много глаголов и их форм. Никто не слышит диалогов между детьми.
Они понимают друг друга с полуслова. Только один раз ангелу приходится объяснять малышу, почему они задерживаются на земле после сбора букета цветов.
Историю жизни земного мальчика, ставшего ангелом, рассказывает сам ангел, но не с целью самолюбования. Он немногословен и не сразу объявляет причину своего путешествия по узкой улице, где «на мостовой валялись солома, зола и всякий хлам»: ему нужно взять с собою любимый при жизни и погибший сейчас полевой цветок, за которым он ухаживал, будучи смертельно больным.
Эта история является кульминацией сказки «Ангел». Она объясняет причину появления ангела на земле: он не только послан Господом за добрым малышом, но хочет забрать засохший полевой цветок, доставлявший мальчику-инвалиду счастье в жизни земной, бывший ему «земным сокровищем», который «доставил куда больше радости, чем самый пышный цветок королевы».
За этой зарисовкой жизни ребенка скрывается мученическая судьба обреченного на смерть, хотя оба понятия - смерть и ребенок - несовместимы. Вся его сущность, е го человеческие качества были направлены на земное существование: он садился к солнышку, мечтал о прогулке, мысленно переносился под зеленые буки, где, по словам соседского ребенка, распевали птички. Мальчик мог найти себя в жизни: «У него была легкая рука». Целый год цветок стоял всеми забытый, завял, засох и был выброшен на улицу вместе с прочим хламом. Поражает факт, что мальчик-ангел помнит о нем и через год забирает его с собой на небо.
Отношение к цветку служит примером малышу, за которым ангел послан Господом. Недаром малыш спрашивает ангела, откуда тот знает о цветке.
О том, каков сам малыш, можно судить по одной его фразе: «Бедный куст! Возьмем его, чтобы он опять расцвел там, у Боженьки». Здесь и его набожность, и ласка, и доброта, и нежность. А тот факт, что дети нарвали много пышных цветов, но «кроме них взяли и скромный златоцвет и простенькие анютины глазки», свидетельствует о детском благородстве, бескорыстии, душевной гармонии и красоте.
В земной жизни остается один ребенок - сын соседа, который приносил больному весною «первую распустившуюся буковую веточку». Поведение этого ребенка тоже заслуживает внимания. Ведь он сочувствует и помогает больному ребенку, рассказывая о природе и принося ему цветы и буковые веточки.
Ангелы владеют знаниями и чистотою, далеко превосходящими наше мышление. Такой чистотой обладает мальчик – калека, ставший по воле Господа ангелом. Однако и два других персонажа: умерший малыш и сын соседа - достойны звания Божественного ребенка, несущего благородную миссию на земле.
Эти три героя вызывают у нас уважение, так как предпочитают мир природы миру жадности и эгоизма. Детям ничего не надо, кроме того, чтоб рядом рос хоть один цветочек
Автор предупреждает меня как читателя, что именно ребенок является преобразователем мира, что за ним будущее, что он всемогущ и мудр. По своему могуществу и чистоте души ребенок земной не уступает ангелу, но эта сила не в его власти над другими, а в добром отношении к окружающим, в умении создать вокруг себя обстановку гармонии и счастья.
2.3. Роль повествователя в сказке.
Основное речевое пространство сказки принадлежит повествователю, который не навязывает нам своей точки зрения. Создается впечатление, что повествователь - это сам автор, они сливаются воедино, чтобы придать событиям сказки совершенно реальные и достоверные черты, лишенные волшебства.
Повествователь или рассказчик - носитель идеала Андерсена, выразитель его взгляда на жизнь, образец положительного героя. Он указывает на несовершенство земного мира, в котором есть место болезням и смертям детей, жестокости и несправедливости. Но автор любит жизнь такой, какая она есть, и призывает нас видеть красоту в самых простых вещах.
На вопрос, в чем счастье человека, сказочник отвечает, что оно в жертвенной любви доброго сердца. Такими добрыми сердцами в сказке «Ангел» являются дети. Само произведение «Ангел» становится Храмом, в котором читатель поклоняется этому Ребенку(5, стр.116.), а сказка превращается в добрую и мудрую легенду о гармонии в мире земном, образцом для которого служит мир небесный, где звучит хор радостных и блаженных голосов.
Андерсен последовательно раскрывает свои представления о праве каждого человека на счастье, говорит о человеческом достоинстве, о необходимости труда и о великой силе любви. События разворачиваются перед нами постепенно и так естественно, что мы верим автору и принимаем жизнь такой, какая она есть, с ее радостями и бедами, счастьем и трагедией. Сказка звучит оптимистически светло и жизнеутверждающе. Ведь автор этой сказки - Х. К. Андерсен.
Заключение.
Две сотни лет отделяют нас от эпохи Х. К. Андерсена, но как необходим он нам сейчас с его искренностью и детскостью, честностью и мудростью! Он призывал присмотреться к обыденной жизни, которая таит в себе много интересного и увлекательного, и в простой скромной вещи увидеть великий смысл.
Много сказок подарил писатель миру. Одни из них читаешь с увлечением, «запоем», а другие требуют работы мысли. Вот такой сказкой мысли для меня стал «Ангел».
Я согласна с автором, что эта сказка будет страшна тем, кто «боится безжалостности существования, потому что она сталкивает читателя с понятием смерти, но при этом сказка не становится мрачной, она говорит нам о сути человеческого прихода в мир, о его великом предназначении, будь он взрослый или ребенок».(4, стр168).
Совсем недавно, пятнадцатого января, я стала свидетелем настоящего чуда. Ярко светило солнышко, оставляя свои волшебные блики на пушистом, ослепительно - белом снегу. Только что кончились занятия, и я подошла к калитке школьного двора. Картина, которую я наблюдала, заставила меня остановиться, потому что ничего подобного раньше я не видела: прямо навстречу мне шла женщина в белоснежной шубке и в такой же белоснежной кружевной накидке, строченной золотыми нитками. Все это ослепительно блестело на солнце, переливаясь цветами радуги. Но больше всего меня поразили крылья за спиной у женщины. Это будто был сошедший с картины ангел, державший за руки двух детишек садиковского возраста. За ними, тоже взявшись за руки, шла целая группа детей. Поравнявшись со мной, женщина, излучая какой-то необыкновенный свет, произнесла: «С великим праздником! С Рождеством Христовым!». Замыкал процессию еще один ангел с детьми.
Разве это не чудо?! Уже несколько дней нахожусь под впечатлением этого события. Как хорошо, что возрождаются самые веселые и любимые праздники, во время которых люди делают друг другу только приятное! Значит мы на верном пути: пришла пора восстанавливать потерянные ценности.
Считаю, что работа дала мне первые навыки самостоятельных наблюдений, расширила мои знания творчества писателя, вызвала интерес к религиозным традициям, помогла выразить свое видение сказки и сравнить с видением ее родителями в процессе домашнего чтения.
Я научилась работать с критической литературой и словарями, компьютером, выразила свое отношение к сказке в живописи. Мои иллюстрации используются на уроках в Школе искусств и внеклассного чтения, в школьной и детской библиотеках.
Список литературы
1. Х.К. Андерсен «Русалочка», Москва, «Воскресенье»,1996г.
2. Н.В.Будур, Э.И.Иванова «Зарубежная детская литература», Москва, «Академия», 2000г.
3. Н.И.Кузнецова, М. И.Мещерякова, И.Н.Арзамасцева, «Детские писатели», Москва, С-ИНФО «БАЛАСС», 1995г
4. Б. Гренбек «Х.К.Андерсен», Москва, «Прогресс»,1979г.
5. Арзамасцева И. Н, Николаева С.Л «Детская литература», Москва, «Академия», 2000г.
6. «Справочник для учителей начальных классов», Москва, «БАЛАСС», 2001г.
7. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова «Толковый словарь русского языка», Москва, «Российская академия наук», 2006г.
8. Е.Гордиенко «Великий сказочник», стр.141, ж. «Смена», 2008г. №2.
9. «Полная популярная библейская энциклопедия Архимандрита Никифора», Москва, «Астрель», 2000г.
10 «.Большой путеводитель по Библии», Москва, «Республика», 1993 г.
11. Валерий Роньшин, «Андерсен», Москва, «БЕЛЫЙ ГОРОД», 2006г.
12. Г. И. Данилова, «Мировая художественная культура», Москва, «ДРОФА», 2002 г.
13. «Непознанный мир веры», Издательство Сретенского монастыря, 2007 г.
14. В. И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка», Москва, «Русский язык», 1981 г.
Приложение №1
Словарик
Ангел - служитель Бога, исполнитель его воли и его посланец к людям, изображаемый обычно крылатым отроком, юношей.
Благословение - 1.Осенение крестным знамением, выражая этим покровительство, согласие.
2.То же, что напутствовать.
3.Воздать благодарность за ч.-н.
Блаженный- 1.в высшей степени счастливый;
2.не совсем нормальный;
3.то же, что святой.
Блажен - земное состояние человека. Праведник блаженный живет в правильном отношении к Богу, его совесть не отягощена никаким заблуждением. Это выражается в долгой жизни, в здоровье и в большом потомстве.
Блаженство - полное и невозмутимое счастье; наслаждение(в религиозных представлениях: загробная жизнь в раю.
Бог- 1.В религии: верховное всемогущее существо, управляющее миром или одно из таких существ.
2.В христианстве: триединое божество, творец и всеобщее мировое начало-Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой Бог - высшее совершенное существо и единственная основа всей действительности.
3.Предмет поклонения, обожания.
Бог - высшее совершенное существо и единственная основа всей действительности.
Быт - жизненный уклад, повседневная жизнь.
Бытие - 1.Жизнь, существование.
2.Совокупность материальных условий жизни общества.
Дух - в религии и мифологии: бесплотное сверхъестественное существо
Мученик - человек, который подвергается физическим или нравственным мучениям, испытывает много страданий.
Праведник - человек, который живет праведной жизнью, не имеет грехов.
Притча - в религиозной и старой дидактической литературе: краткий иносказательный поучительный рассказ
Храм - (С.И.Ожегов) - здание для богослужения, церковь.
Христианин - последователь христианства.
Приложение № 2
Вопросы для выяснения содержания сказки:
1.Кто главные герои сказки?
2.Какие два мира противопоставлены в сказке?
3.Какой из этих миров предпочтительнее и почему?
4.Что узнаем мы о мире небесном?
5.Каковы композиционные особенности сказки?
6.Зачем используется монологическая и диалогическая речь?
7.Чем объяснить наличие большого количества глаголов и глагольных форм?
8.Зачем автор вводит в содержание сказки только детей? Какую цель преследует этим?
9.Какие слова из сказки отнесли бы к религиозному словарику и как объяснили?
10.Каким представляется вам автор и его взгляд на жизнь? Есть ли подтверждение этой точки зрения в других его сказках?
11.Чему учит сказка?
Ель
10 осенних мастер-классов для детей
Загадка Бабы-Яги
Лепесток и цветок
Злая мать и добрая тётя
Комментарии
Детское мировосприятие сказки