• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Образ лебедя в мифопоэтической традиции.

Опубликовано Сидорова Ольга Юрьевна вкл 15.11.2012 - 8:26
Сидорова Ольга Юрьевна
Автор: 
Сидорова Ксения

 

Образ лебедя в мифопоэтической традиции.

 

Цель работы:

Ø     изучить и подробно  узнать о некоторых наиболее доступных моему восприятию  мифопоэтической традиции образа Лебедя в литературе  и изобразительном искусстве.

Задачи:

Ø     изучить литературу о традиции образа Лебедя тесно связанного с Афродитой, Аполлоном, Зевсом, Ледой, Орфеем и др., со святыми, преданиями о  происхождении человека от лебедя;

Ø      противопоставить в мифе и  сказке белого и чёрного Лебедя;

Ø     определить значимость полученных мною знаний.

Методы исследования:
теоретический (изучение литературы)
сравнительно-сопоставительный (типологический)

Теоретическая значимость:
 в работе собирательный Образ лебедя в мифопоэтической традиции.

Гипотеза:
в мифопоэтической традиции образ Лебедя  является вариантом и трансформацией мифологемы о космическом яйце и составляет часть мифологического и сказочного сюжета, имеющего варианты о метаморфозе Лебедя в девицу и девицы в Лебедя. 

 

В мифопоэтической традиции образ Лебедя тесно связан с Афродитой, Аполлоном, Зевсом, Ледой, Орфеем, Брахмой, Сарасвати и др., со святыми, например, с шотландским святым Катбертом, обычно изображаемым на скале в святой земле в обществе Лебедя и выдры. Особое значение имеет мотив обращения в Лебедя громовержца Зевса, увлечённого красотой Леды, который является вариантом и трансформацией мифологемы о космическом яйце  и составляет часть мифологического и сказочного сюжета, имеющего варианты о метаморфозе Лебедя в девицу и девицы в Лебедя.

 У многих народов Зауралья гуси и лебеди являлись тотемными животными: у айнов существовали предания о происхождении человека от лебедя, у монголов считалось, что первые люди были сделаны из лебединых лап, Иси-Каз (старый гусь) называлось одно из киргизских племен, гусь был тотемом одной из фратрий хантымансийцев, одного из юкагирских родов, лебедь был тотемом якутов, алтайцы представляли своего первопредка, доброго духа Ульгеня в виде светлого гуся.  Возможно, что гусь был тотемом хазар (др. русск. "казаре") и половцев (куман) — на некоторых тюркских языках "каз" — гусь, (ср. "казакра" — вид дикого гуся), "кум" — лебедь.

Птицы (верх), но связанные с водой (низ); приносящие весну, но имеющие белоснежное оперение. У айнов лебедя называли "дух снега", по словам киргиз лебедь приносит снег и холод. 

Античные представления о предсмертной лебединой песне широко известны, нашли они свое отражение и в "Слове о полку Игореве": "Боян пускал десять соколов на стаю лебедей, какую настигал сокол, та первая песнь пела ... "

  В "Слове о полку Игореве" есть одно любопытное место: "Встала обида в войсках Дажь-Божьего внука, вступила девой на землю Троянову, всплескала лебедиными крылами на синем море у Дона, плеская растревожила времена обилия", после чего началась междоусобица. В славянской (русской) мифологии вообще много женских образов, выступающих в облике лебедя (Леля-Жива-Морена, Заря-зареница, Дива- Додола, сказочная царевна-Лебедь, птица Сва). Культ лебедя у славян археологически подтвержден.

На Руси гуси-лебеди были связаны с представлением о загробном мире.

Среди женских персонажей, связанных с гусями-лебедями, следует добавить  Бабу Ягу. Эти птицы охраняли ее избушку так же, как гуси охраняли храм Юноны Капитолийской (те самые гуси, которые спасли Рим).

Особенно важно противопоставление в мифе и  сказке белого и чёрного Лебедя (жизнь — смерть, добро — зло). Нередко тёмные силы маскируются образом белого Лебедя, вслед за этим обычно следует их разоблачение (ср. пословицу о лебедях, оказавшихся гусями, как  актуализацию мотива обманутых обещаний, неподлинности, лживости).

Образ Лебедя используется и как элемент астрального кода; так, в римской мифологии Цигнус (Cygnus, букв. «лебедь») оказывается на небе как северное созвездие Млечного пути. Иногда Лебедь выступает в качестве тотема: якуты вели своё происхождение от девицы-Лебедя, бурятские роды Шарят и Харят — от брака шамана с девицей -Лебедем , небесный владыка австралийских аборигенов Байаме происходил от рода чёрных Лебедей. В отдельных случаях образ Лебедя приобретает редкие значения. В кетском мифе Лебедивыступают как вестники весны и тепла.

Мифологические значения Лебедя клишируются в геральдике и (шире) в поэтической символике произведений прикладного искусства (Лебедь как знак поэта; Лебедь под лавровым деревом; Лебедь, поющий при веянии ветерка; Лебедь, поющий на гробнице; два Лебедя у кипариса, к которому прислонена лира; Лебедь, падающий в воду, и молния; Лебедь на водах; Лебедь и орёл, от которого он отворачивается, и т. п.).

Одна из наиболее разработанных и освоенных литературой мифологем - умирающий Лебедь, который в минуту смерти взмывает вверх, навстречу небу и солнцу, издаёт последний крик и мертвый, низвергается в воду. Образ Лебедя выступает как символ поэта, певца и высоты поэзии (ср. «Лебедь» Р.Державина, «Царскосельский лебедь» В. А. Жуковского). Эта символика в своей основе связана и с представлением о способности души странствовать по небу в образе Лебедя, выступающего как символ возрождения, чистоты, целомудрия, гордого одиночества, мудрости, пророческих способностей, поэзии и мужества, совершенства, но и смерти.

Лебедь со времен античности выступал символом поэта, лебедь был птицей, посвященной Аполлону, богу искусства. Гораций оформляет мотив превращения души поэта, покидающего этот мир, в лебедя; этот мотив на русской почве проявится в творчертве Г. Р. Державина («Лебедь» -1804

Г. Р. Державин ЛЕБЕДЬ (1804)

Райнер Мария Рильке. Лебедь (1907)

Образ лебедя имеет богатую традицию поэтических истолкований. Лебеди - неотъемлемый атрибут царскосельских парков, красота этих птиц гармонировала с красотой царскосельского комплекса, что, видимо, и послужило оформлению мифа о них как местных духах-покровителях.

Образы Лебедя и «лебедь-девицы» популярны в искусстве символизма и «модерна» (С. Малларме, Э. Мунк, М. А. Врубель и др.); в ХХ в.— в иллюстрациях А. Матисса.

…За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть...

     Александр Сергеевич Пушкин

Прототипом образа послужила жена художника Надежда Ивановна Забела-Врубель. Мастер был поражён её сценическим воплощением роли Царевны-Лебедь в опере Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Источником вдохновения Михаила Александровича служили также русский былинный эпос и национальные фольклорные традиции. Опираясь на легенду, миф, былину, художник не иллюстрировал их, но создавал собственный поэтический мир, красочный и напряжённый, полный торжествующей красоты и вместе с тем тревожной таинственности, мир сказочных героев с их земной тоской и человеческим страданием.

Ян Асселин. Испуганный лебедь (1860)

Конашевич В.М. Иллюстрация к сказке «Дикие лебеди»

Константин Алексеевич Васильев
Гуси-лебеди. 1967.

Лаконичными, выразительными средствами, достоверностью пейзажа обыгрывается тема любви, красоты и супружеской верности, символом которой на Руси издавна считалась пара белых лебедей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sidorovao.yu_._obraz_lebedya_v_mifopoeticheskoy_tradicii.rar2.94 МБ

Подписи к слайдам:

Образ лебедя в мифопоэтической традиции
Работу выполнила: Сидорова Ксения, ученица 11кл. А Руководитель: Сидорова Ольга Юрьевна, учитель русск. яз. и литературы, МОУ СОШ №31 Цель работы:изучить и подробно узнать о некоторых наиболее доступных моему восприятию мифопоэтической традиции образа лебедя в литературе и изобразительном искусстве.Задачи:изучить литературу о традиции образа Лебедя, тесно связанного с Афродитой, Аполлоном, Зевсом, Ледой Орфеем и др., со святыми, преданиями о происхождении человека от лебедя…; противопоставить в мифе и  сказке белого и чёрного Лебедя определить значимость полученных мною знаний. Методы исследования:теоретический (изучение литературы);сравнительно-сопоставительный (типологический). Теоретическая значимость: в работе собирательный Образ лебедя в мифопоэтической традиции Гипотеза:.в мифопоэтической традиции образ Лебедя является вариантом и трансформацией мифологемы о космическом яйце и составляет часть мифологического и сказочного сюжета, имеющего варианты о метаморфозе Лебедя в девицу и девицы в Лебедя. В мифопоэтической традиции образ Лебедя тесно связан с Афродитой, Аполлоном, Зевсом, Ледой, Орфеем, Брахмой и др., со святыми. Особое значение имеет мотив обращения в Лебедя громовержца Зевса, увлечённого красотой Леды, который является вариантом и трансформацией мифологемы о космическом яйце и составляет часть мифологического и сказочного сюжета, имеющего варианты о метаморфозе Лебедя в девицу и девицы в Лебедя.  
У многих народов Зауралья гуси и лебеди являлись тотемными животными: у айнов существовали предания о происхождении человека от лебедя, у монголов считалось, что первые люди были сделаны из лебединых лап, Иси-Каз (старый гусь) называлось одно из киргизских племен, гусь был тотемом одной из фратрий хантымансийцев, одного из юкагирских родов, лебедь был тотемом якутов, алтайцы представляли своего первопредка, доброго духа Ульгеня в виде светлого гуся. Возможно, что гусь был тотемом хазар (др. русск. "казаре") и половцев (куман) - на некоторых тюркских языках "каз" — гусь, (ср. "казакра" — вид дикого гуся), "кум" — лебедь.
Птицы (верх), но связанные с водой (низ); приносящие весну, но имеющие белоснежное оперение. У айнов лебедя называли "дух снега", по словам киргиз лебедь приносит снег и холод.
Античные представления о предсмертной лебединой песне широко известны, нашли они свое отражение и в "Слове о полку Игореве": "Боян пускал десять соколов на стаю лебедей, какую настигал сокол, та первая песнь пела ... "
       В "Слове о полку Игореве" есть одно любопытное место: "Встала обида в войсках Дажь-Божьего внука, вступила девой на землю Троянову, всплескала лебедиными крылами на синем море у Дона, плеская растревожила времена обилия", после чего началась междоусобица. В славянской (русской) мифологии вообще много женских образов, выступающих в облике лебедя (Леля-Жива-Морена, Заря-зареница, Дива- Додола, сказочная царевна-Лебедь, птица Сва). Культ лебедя у славян археологически подтвержден.
На Руси гуси-лебеди были связаны с представлением о загробном мире.
Среди женских персонажей, связанных с гусями-лебедями, следует добавить Бабу Ягу. Эти птицы охраняли ее избушку так же, как гуси охраняли храм Юноны Капитолийской (те самые гуси, которые спасли Рим).
Особенно важно противопоставление в мифе и  сказке белого и чёрного Лебедя (жизнь — смерть, добро — зло). Нередко тёмные силы маскируются образом белого Лебедя, вслед за этим обычно следует их разоблачение (ср. пословицу о лебедях, оказавшихся гусями, как актуализацию мотива обманутых обещаний, лживости). Образ Лебедя используется и как элемент астрального кода; так, в римской мифологии Цигнус (Cygnus, букв. «лебедь») оказывается на небе как северное созвездие Млечного пути. Иногда Лебедь выступает в качестве тотема: якуты вели своё происхождение от девицы-Лебедя, бурятские роды Шарят и Харят — от брака шамана с девицей -Лебедем , небесный владыка австралийских аборигенов Байаме происходил от рода чёрных Лебедей. В отдельных случаях образ Лебедя приобретает редкие значения. В кетском мифе Лебеди выступают как вестники весны и тепла.
Мифологические значения Лебедя клишируются в геральдике и (шире) в поэтической символике произведений прикладного искусства (Лебедь как знак поэта; Лебедь под лавровым деревом; Лебедь, поющий при веянии ветерка; Лебедь, поющий на гробнице; два Лебедя у кипариса, к которому прислонена лира; Лебедь, падающий в воду, и молния; Лебедь на водах; Лебедь и орёл, от которого он отворачивается, и т. п.).
Также широкое использование образа Лебедя в фольклоре (при описании женской красоты) и в поэзии, где углубляются традиционные образы (тема царственности и смерти в «Лебеде» Р. М. Рильке) или строятся новые (Лебедь как символ протеста против низкой действительности у Ш. Бодлера). 
Одна из наиболее разработанных и освоенных литературой мифологем — умирающий Лебедь, который в минуту смерти взмывает вверх, навстречу небу и солнцу, издаёт последний крик и мертвый, низвергается в воду. Образ Лебедя выступает как символ поэта, певца и высоты поэзии (ср. «Лебедь» Р.Державина, «Царскосельский лебедь» В. А. Жуковского). Эта символика в своей основе связана и с представлением о способности души странствовать по небу в образе Лебедя, выступающего как символ возрождения, чистоты, целомудрия, гордого одиночества, мудрости, пророческих способностей, поэзии и мужества, совершенства, но и смерти.
Василий Жуковский. Царскосельский лебедь (1851) отрывок Лебедь белогрудый, лебедь белокрылый,Как же нелюдимо ты, отшельник хилый,Здесь сидишь на лоне вод уединенных!Спутников давнишних, прежней современныхЖизни, переживши, сетуя глубоко,Их ты поминаешь думой одинокой!Сумрачный пустынник, из уединеньяТы на молодое смотришь поколеньеГрустными очами; прежнего единыйБрошенный обломок, в новый лебединыйСвет на пир веселый гость не приглашенный,Ты вступить дичишься в круг неблагосклонныйРезвой молодежи. На водах широких,На виду царевых теремов высоких,
Пред Чесменской гордо блещущей колонной,Лебеди младые голубое лоноОзера тревожат плаваньем, плесканьем,Боем крыл могучих, белых шей купаньем;День они встречают, звонко окликаясь;В зеркале прозрачной влаги отражаясь,Длинной вереницей, белым флотом стройноПлавают в сияньи солнца по спокойнойОзера лазури; ночью ж меж звездамиВ небе, повторенном тихими водами,Облаком перловым, вод не зыбля, реютИль двойною тенью, дремля, в них белеют;А когда гуляет месяц меж звездами,Влагу расшибая сильными крылами,В блеске волн, зажженных месячным сияньем,Окруженны брызгов огненных сверканьем,Кажутся волшебных призраков явленьем —Племя молодое, полное кипеньемЖизни своевольной.
Лебедь со времен античности выступал символом поэта, лебедь был птицей, посвященной Аполлону, богу искусства. Гораций оформляет мотив превращения души поэта, покидающего этот мир, в лебедя; этот мотив на русской почве проявится в творчертве Г. Р. Державина («Лебедь» -1804)
Г. Р. Державин ЛЕБЕДЬ (1804)Необычайным я пареньемОт тленна мира отделюсь,С душой бессмертною и пеньем,Как лебедь, в воздух поднимусь.В двояком образе нетленный,Не задержусь в вратах мытарств;Над завистью превознесенный,Оставлю под собой блеск царств.Да, так! Хоть родом я не славен,Но, будучи любимец муз,Другим вельможам я не равенИ самой смертью предпочтусь.Не заключит меня гробница,Средь звезд не превращусь я в прах;Но, будто некая цевница,С небес раздамся в голосах.И се уж кожа, зрю, пернатаВкруг стан обтягивает мой;Пух на груди, спина крылата,Лебяжьей лоснюсь белизной.
Лечу, парю — и под собоюМоря, леса, мир вижу весь;Как холм, он высится главою,Чтобы услышать богу песнь.С Курильских островов до Буга,От Белых до Каспийских вод,Народы, света с полукруга,Составившие россов род,Со временем о мне узнают:Славяне, гунны, скифы, чудь,И все, что бранью днесь пылают,Покажут перстом — и рекут:«Вот тот летит, что, строя лиру,Языком сердца говорил,И, проповедуя мир миру,Себя всех счастьем веселил».Прочь с пышным, славным погребеньем,Друзья мои! Хор муз, не пой!Супруга! облекись терпеньем!Над мнимым мертвецом не вой.
Райнер Мария Рильке. Лебедь (1907)Муку одоленья неизвестнойтемной дали можно разгадатьи поступи его тяжеловесной;как и умиранье - отрешеньеот опоры, что могла держать -да! - в его испуганном сниженьина воду; но вот, тиха от счастья,просияла и, полна участья,развела круги поверхность вод;он же, лебедь, непреклонно-правый,зрелый и спокойно-величавый,снизойдя к ней, медленно плывет.
Образ лебедя имеет богатую традицию поэтических истолкований. Лебеди - неотъемлемый атрибут царскосельских парков, красота этих птиц гармонировала с красотой царскосельского комплекса, что, видимо, и послужило оформлению мифа о них как местных духах-покровителях.
Образы Лебедя и «лебедь-девицы» популярны в искусстве символизма и «модерна» (С. Малларме, Э. Мунк, М. А. Врубель и др.); в ХХ в.— в иллюстрациях А. Матисса.
Белый лебедь, лебедь чистый,Сны твои всегда безмолвны,Безмятежно-серебристый,Ты скользишь, рождая волны.Константин Бальмонт М.А. Врубель Царевна-Лебедь
…За морем царевна есть, Что не можно глаз отвесть: Днём свет Божий затмевает, Ночью землю освещает. Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит… Александр Сергеевич Пушкин
Прототипом образа послужила жена художника Надежда Ивановна Забела-Врубель. Мастер был поражён её сценическим воплощением роли Царевны-Лебедь в опере Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Источником вдохновения Михаила Александровича служили также русский былинный эпос и национальные фольклорные традиции. Опираясь на легенду, миф, былину, художник не иллюстрировал их, но создавал собственный поэтический мир, красочный и напряжённый, полный торжествующей красоты и вместе с тем тревожной таинственности, мир сказочных героев с их земной тоской и человеческим страданием.
М.А. Врубель. Лебедь (1901)
Конашевич В.М. Иллюстрация к сказке «Дикие лебеди»
Ян Асселин. Испуганный лебедь (1860)
Константин Алексеевич ВасильевГуси-лебеди. 1967.
Лаконичными, выразительными средствами, достоверностью пейзажа обыгрывается тема любви, красоты и супружеской верности, символом которой на Руси издавна считалась пара белых лебедей.
Символом чистоты, нежности и супружеской верности являются белая птица –лебедь. Белые лебеди являются символом вечной любви и преданности. Считается, что лебеди образуют пары на всю жизнь.В народе даже появилось такое понятие, как «лебединая верность», о которой сложено немало песен. Дело в том, что лебедям свойственно хранить верность своему партнеру после его смерти. Лебеди ухаживают за своим больным или раненным партнером до последнего, даря ему всю свою любовь и нежность, отгоняя возможную опасность и отдавая последнюю еду. После смерти партнера они не прибиваются к стае лебедей, не улетают в теплые страны, а так и остаются на месте гибели своих возлюбленных, храня им верность... "Лебединая верность" существует. Правда в редких случаях. Сейчас по-моему не современно что ли, не модно быть верным. Хотя в душе, мне кажется, каждый человек хочет быть верен своей половине.  Каждый мечтает об идеальных отношениях с идеальным партнёром.  И те кто не признают это, просто боятся себе в этом признаться (это моё мнение) ;-) Спасибо за внимание!
Поделиться:

Снежная книга

Карандаши в пакете

Астрономический календарь. Март, 2019

Две лягушки

Любимое яичко

Комментарии

Сидорова Ольга Юрьевна

Образ лебедя в мифопоэтической традиции.

20.11.2012 - 15:48

В работе собирательный Образ лебедя в мифопоэтической традиции.

Сидорова Ольга Юрьевна
  • изменить
  • ответить
Сидорова Ольга Юрьевна

Образ лебедя в мифопоэтической традиции.

20.11.2012 - 16:01

Мифопоэтические традиции образа Лебедя в литературе и изобразительном искусстве.

Сидорова Ольга Юрьевна
  • изменить
  • ответить