• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательский проект "СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Л.Н.ТОЛСТОГО «ДЕТСТВО» И ОДНОИМЕННОЙ ПОВЕСТИ А.М.ГОРЬКОГО"

Опубликовано Ковалева Светлана Ивановна вкл 18.11.2012 - 19:29
Автор: 
Сорокина Евгения

 

Объект исследования – тексты повести Л.Н.Толстого «Детство» и одноименной повести А.М.Горького

Предмет исследования:  приемы создания образов главных героев, совпадения и различия.

Цель: создание алгоритма для использования в дальнейшей работе на уроках литературы «Сравнительная характеристика образов художественного произведения».       

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл исследовательский проект917.13 КБ

Предварительный просмотр:

         ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

                      ПРОЕКТ

              ПО ЛИТЕРАТУРЕ    

   « СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Л.Н.ТОЛСТОГО «ДЕТСТВО» И ОДНОИМЕННОЙ ПОВЕСТИ                            А.М.ГОРЬКОГО » .                                                                                  

                                                                                Подготовила      

                                                                                                     ученица 7А класса                                  

        Сорокина Евгения

                                                                                                                                                                             

                                                                                           

 РУКОВОДИТЕЛЬ : Ковалева Светлана Ивановна,учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №14 ст.Ярославской Мостовского района Краснодарского края

                                                                                                                       

                                                         2012 год

Объект исследования – тексты повести Л.Н.Толстого «Детство» и одноименной повести А.М.Горького

Предмет исследования:  приемы создания образов главных героев, совпадения и различия.

Цель: создание алгоритма для использования в дальнейшей работе на уроках литературы «Сравнительная характеристика образов художественного произведения».        

Задачи:

1.     Прочитать повести;

2.  Изучить разделы литературоведения, связанные с созданием образа литературного героя;

3. Выявить сходства и различия в приемах создания главного героя произведения по плану.

4.Систематизировать собранный материал. Обобщить результаты сравнения, сделать  выводы.

5. Создать алгоритм работы над литературным образом.

Методы исследования: анализ научной литературы; сравнение произведений; моделирование гипотезы, создание алгоритма для дальнейшей работы на уроках литературы.

В основе сюжета повести М. Горького «Детство» и  одноименной  повести Л.Н.Толстого факты реальной биографии писателей. Это и определило особенности жанра произведений – автобиографическая повесть. Произведения Горького и Толстого разделяет значительный временной промежуток.

Повесть А.М.Горького была написана в 1913 году, где он описал события, связанные с взрослением маленького человека. Эта повесть автобиографична, в ней писатель предлагает читателю описание собственного детства в литературной обработке. Первая часть трилогии Толстого была создана в 1851-1852 г.

Сравнительная таблица

    Л.Н.Толстой «Детство»

              А.М.Горький «Детство»

Время создания

          1851-1852 г.

                         1913 г.

Главные герои

Два главных герой: Николенька  Иртеньев и взрослый человек, вспоминающий свое детство

Алеша Пешков (прототип автора)

Художественная идея

Анализ того, что составляет сущность каждого человека.

Влияние обстоятельств и социальной среды на формирование личности ребенка

  Проблема

Нравственно-этическая

  Человеческое самоутверждение  в противоборстве с окружающей средой.

    Принцип построения сюжета

     Хроникальный

      Хроникальный

Конфликт

    Психологический

  Конфликт героя с укладом жизни, личности и среды

Повествование

От лица-героя рассказчика

От лица героя-рассказчика

Способ выражения авторской позиции в произведении

 Субъективная (выражение мнений, суждений автора путем воссоздания жизненных ситуаций)

Субъективная (выражение мнений, суждений автора путем воссоздания жизненных ситуаций)

На основе идейно-художественного анализа представим сходства и различия         

произведений     А.М. Горького и Л.Н.Толстого

В основе повествования произведений лежит субъектная организация. Писатель предлагает читателю описание собственного детства в литературной обработке. Наиболее важными образами являются образ Николеньки Иртеньева ( «Детство» Л.Н.Толстой) и Алеши Пешкова («Детство» А.М.Горький).

  Своих героев Л.Н.Толстой показывает в тех условиях и в тех обстоятельствах, где их личность может проявиться наиболее ярко.  Маленькими, но невероятно яркими вкраплениями в ткань повествования вплетены моменты, в которых речь идет о том, что выходит за рамки понимания ребенка. Для А.М.Горького, прежде всего жизненные обстоятельства и эстетические мотивы определили потребность  обратиться к детской теме в литературе.

Каждый из писателей по-разному использует  такие традиционные для русской литературы приемы подачи характеристики человека, как описание портрета героя, изображение его жеста, манеры поведения, так как все это — внешние проявления внутреннего мира героя.

Приемы создания художественного образа-персонажа

1.Внешние черты (портрет). Портретная характеристика часто выражает авторское отношение к персонажу.

2. Психологический анализ. ( Подробное, в деталях воссоздание чувств, мыслей, побуждений - внутреннего мира персонажа)

3.Характер персонажа. Раскрывается в поступках, в отношении к другим людям, в описаниях чувств героя, в его речи.

4. Прямая авторская характеристика

5. Сопоставление героя с другими действующими лицами и противопоставление им.

6. Изображение условий, в которых живет и действует герой.

7.Изображение социальной среды, общества, в которой живет и действует персонаж.

8.Художественная деталь.

9.Наличие или отсутствие прототипа.

Герой Л.Н.Толстого и А.М.Горького живет в особом мире-мире детства, который включает в себя следующее

МИР ДЕТСТВА

Исходя из представленного плана, рассмотрим, с помощью каких приемов авторы создают литературный образ. Выявим их некоторые сходства и отличия.

Приемы создания образа главного героя в повести Л.Н.Толстого «Детство»

Приемы создания образа главного героя в повести А.М.Горького «Детство»

Как видно из предложенных схем, авторы используют не все приемы создания образа главного героя.

                                   ОБЩИЕ ЧЕРТЫ.                       ОТЛИЧИЯ

Итак, при характеристике героя-ребенка в художественном произведении необходимо учитывать следующее:

1. Психологический анализ. ( Подробное, в деталях воссоздание чувств, мыслей, побуждений - внутреннего мира персонажа)

2.Характер персонажа. Раскрывается в поступках, в отношении к другим людям, в описаниях чувств героя, в его речи

 3. Прямая авторская характеристика.

 4. Сопоставление героя с другими действующими лицами и противопоставление им.

5.Изображение условий, в которых живет и действует герой.

6.Изображение социальной среды, общества, в которой живет и действует персонаж


Поделиться:

Как зима кончилась

Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году

Сказка об осеннем ветре

Сказка "12 месяцев". История и современность

Калитка в сад