• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Проект "Изображение Зимы в поэзии русских писателей"

Опубликовано Перепечина Ирина Дмитриевна вкл 25.01.2013 - 10:44
Перепечина Ирина Дмитриевна
Автор: 
Брынских Полина, Белоус Ксения, Бирючевская Юлия, Литвиненко Эммануил

Ребята попытались сделать первый свой проект. Выбрали стихи о зиме и проанализировали их.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_izobrazhenie_zimy_v_proizvedenii_russkih_pisateley.docx33.27 КБ
Файл proekt_zima_v_poezii_russkih_pisateley.pptx2.99 МБ
Файл zashchita_proekta.docx18.22 КБ

Предварительный просмотр:


Тема проекта: Изображение зимы в поэзии русских писателей.

Цели проекта:

  1. Исследовать , при помощи каких художественных средств писатели изображали русскую зиму.
  2. Выявить все изобразительные средства.
  3. Сравнить несколько произведений русских писателей.
  4. Сделать вывод по наблюдению над произведениями.
  5. Способствовать развитию речи и расширению кругозора.
  6. Пополнение словарного запаса.

Задачи  проекта:

  1. Исследовать изображение зимы в поэзии русских писателей.
  2. Проанализировать произведения о зиме.
  3. Научиться грамотно выражать свои мысли.

Объект исследования – стихотворения о зиме трёх писателей: Ф.Тютчева, С.Есенина « Чародейкою Зимою» и «Поёт зима-аукает…» и А.Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…»

  1. Предмет исследования – средства художественной выразительности, средства изображения: эпитет, олицетворение, сравнение.
  2. Цель исследования – Выявить все указанные изобразительные средства.

В качестве гипотезы мы выдвинули предположение о том,  что описание зимы в произведениях русских писателей  неодинаково. Каждый писатель по-своему видит зиму, использует для этого разные средства выразительности.

Волшебные и сказочные русские зимы любят все. Прозрачный морозный воздух, хлопья пушистого снега, хрустальные узоры на окнах, скрип саней. Чародейка-зима околдовывала и вдохновляла многих поэтов и писателей. Сколько чудесных поэтических строк посвящено этому времени года!

Зима – удивительное время года. Лес белый, как будто он заколдован кем-то: тишина- прислушайтесь: только снег сыплет, метёт позёмкой метель и падают, падают хлопья снега.

В нашем исследовании мы сравним описание зимы у разных поэтов, а также посмотрим, с помощью каких средств изображения писатели достигают своей цели в описании зимы.

Обратимся к стихотворению Ф.И.Тютчева «Чародейкою Зимою» и мы увидим, зиму такой, какой отразил её в своём стихотворении поэт. Зима у него- добрая колдунья, окутавшая лес «снежной бахромою», оковавшая его лёгкой пуховой цепью. Зимний лес стоит, очарованный волшебным сном. Когда солнце касается его своими лучами, лес вспыхивает и сияет «ослепительной красой».

Величественная, необыкновенная пора. Словно живая, чародейка-зима меняет маски и играет с нами, заставляя нас то тосковать, то восхищаться ею.

Подведём итог нашему исследованию этого стихотворения.

«Чародейкою-зимою…» В данном стихотворении поэт изобразил  зимнюю природу. Зимнее чудо совершается в состоянии волшебного сна природы. Музыка стихотворения напоминает магическое действие: Чародейка чертит таинственные круги, гипнотизируя, очаровывая: приведём первые строки стиха.

Чародейкою –Зимою околдован лес стоит

И под снежной бахромою

Неподвижною, немою

Чудной жизнью он блестит.

А теперь обратимся к стихотворению С.Есенина  «Поёт зима-аукает…». В данном стихотворении поэт тоже изобразил зимушку. Но такую же,  как у Тютчева или нет? Сейчас мы это рассмотрим.

Поёт зима-аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далёкую

Седые облака.

Здесь мы видим, что зима - как живое существо. Даже можно представить пожилую седую женщину, которая поёт тихую песню, и  как-бы усыпляет лес, погружает его в сон. И когда мы читаем эти строки мы понимаем, что здесь зима другая: более спокойная,  величественная.

Давайте рассмотрим стихотворение А.Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…»

Вот север тучи нагоняя,

Дохнул, завыл и вот сама

Идёт волшебница-зима…

Пришла, рассыпалась клоками

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей вокруг холмов.

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою

Блеснул мороз, и рады мы

Проказам матушки-зимы.

В данном стихотворении поэт тоже описывает зиму как живое существо, называет её волшебницей, и мы можем представить себе такую картину: всё вокруг белым-бело, сугробы, как волнистый ковёр, на ветвях деревьев клочья снега. Река скована льдом. Поэт называет зиму матушкой.

А с помощью чего достигается понимание этих стихотворений или другими словами, что помогло нам представить такие разные зимы?

Да, это конечно же средства изображения. Давайте вспомним, что мы о них знаем.

Средства выражения и изобразительности применяются поэтами для создания более красивой картины изображения природы, для того, чтобы мы ясно могли себе представить, о чём хотели сказать писатели.

Средства изображения: это тропы – эпитет, олицетворение, сравнение.

Исследуем, в каких строках есть указанные тропы.

«Чародейкою-Зимою» :эпитеты- снежной бахромою, неподвижною, немою, чудной., сном волшебным, лёгкой цепью пуховой.,луч косой,  олицетворение: чародейка-зима, лес блестит.

«Поёт зима-аукает…» эпитет: седые облака, мохнатый лес, ковром шелковым . Олицетворение: поёт зима-аукает, баюкает, тоской глубокою плывут облака. Сравнение- воробышки , как детки сиротливые.

В стихотворении  А.Пушкина также есть эпитеты: волнистыми коврами, пухлой пеленою.

Олицетворение: идёт волшебница-зима.

Таким образом, рассмотрев данные стихи, мы можем сделать следующий

 Вывод: 

У каждого писателя своё видение зимы, а средства изображения помогают писателям показать нам, читателям,  свой взгляд на это прекрасное время года- зиму.

                                                                                       


Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЗИМА В ПОЭЗИИ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ ИЗОБРАЖЕНИЕ ЗИМЫ В ПОЭЗИИ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ Авторы проекта: МКОУ «Октябрьская СОШ» Инициативная группа 2 «Г» Брынских Полина Бирючевская Юлия Литвиненко Эммануил Руководитель проекта: учитель первой категории Перепечина И.Д.

Слайд 2

ПЛАН ПРОЕКТА: ЗАДАЧИ ПРОЕКТА. СРЕДСТВА И ПРИЁМЫ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЗИМЫ В ПОЭЗИИ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ. 3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Слайд 3

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА: 1. ИССЛЕДОВАТЬ ИЗОБРАЖЕНИЕ ЗИМЫ В ПОЭЗИИ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ. 2. ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ О ЗИМЕ. 3. НАУЧИТЬСЯ ГРАМОТНО ВЫРАЖАТЬ СВОИ МЫСЛИ.

Слайд 4

Ф.ТЮТЧЕВ «ЧАРОДЕЙКОЮ ЗИМОЮ»

Слайд 5

С.ЕСЕНИН «ПОЁТ ЗИМА- АУКАЕТ»

Слайд 6

А.С.Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…»

Слайд 7

Эпитет- образное, яркое определение снежной бахромою, Луч косой Шелковыми коврами чудной жизнью -цепью пуховой, волшебный сон, мохнатый лес…

Слайд 8

Олицетворение- когда неодушевлённые предметы выступают как одушевлённые : «Поёт зима- аукает, баюкает…» …идёт волшебница-зима..

Слайд 9

Сравнение – когда сравнивается предмет, явление с чем-либо. …воробышки как детки…

Слайд 10

Средства изображения : эпитет олицетворение сравнение

Слайд 12

ВЫВОД: Подводя итог нашему Исследованию, М ы узнали, что для изображения зимы в поэзии применяются Средства выразительности: эпитет, олицетворение, сравнение. Мы доказали на примерах применение данных средств выразительности. д оказали, что…

Слайд 13

Благодарим за внимание!

Предварительный просмотр:

Вступительное слово.

1 ученик: Волшебные и сказочные русские зимы любят все. Прозрачный морозный воздух, хлопья пушистого снега, хрустальные узоры на окнах, скрип саней. Чародейка-зима околдовывала и вдохновляла многих поэтов и писателей. Сколько чудесных поэтических строк посвящено этому времени года! 

2 ученик:

Зима- удивительное время года. Лес белый, как будто он заколдован кем-то: тишина: прислушайтесь: только снег сыплет, метёт позёмкой метель и падают, падают хлопья снега.

3 ученик: зима может быть например такой, какой отразил ее в своем стихотворении “Чародейкою Зимою…” Ф. И. Тютчев. Здесь зима – добрая колдунья, окутавшая лес “снежной бахромой”, оковавшая его легкой пуховой цепью. Зимний лес стоит, очарованный волшебным сном. Когда солнце касается его своими лучами, лес вспыхивает и сияет “ослепительной красой”.

Величественная, волшебная и необыкновенная пора.

Словно живая, чародейка-зима меняет маски и играет с нами, заставляя нас то тосковать, то восхищаться ею.

4 ученик: мы сегодня вам расскажем всё о матушке-зиме и все средства вам покажем в каждом выбранном стихе.

  1. Показ  слайдов с одновременным чтением наизусть отрывков выбранных стихов.
  1. Ф.И. Тютчев- русский писатель, очень много он написал стихов о разных временах года. Я вам расскажу небольшой отрывок из его стихотворения о чародейке-зиме. (рассказывает отрывок)

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

 «Чародейкою Зимою…» . В стихотворении Тютчев изобразил зимнюю природу. Зимнее «чудо» совершается в состоянии волшебного сна природы. Музыка стихотворения напоминает магическое действие: Чародейка чертит таинственные круги, гипнотизируя, очаровывая: Чародейкою Зимою Околдован лес стоит - И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. Поэт описывает природу не как сторонний наблюдатель, он пытается понять ее душу, услышать ее голос. Природа у Тютчева разумное, живое существо.

2) С.Есенин- русский писатель, мы познакомились с его творчеством недавно, и особенно запомнили его стихотворение  про зимушку.

Поет зима - аукает, 
Мохнатый лес баюкает
 
Стозвоном сосняка.
 
Кругом с тоской глубокою
 
Плывут в страну далекую
 
Седые облака.

3 ученик : А.С.Пушкин – великий русский писатель, он написал поэму Евгений Онегин. И в 7 главе этого романа у него есть такое описание зимы.

Вот север тучи нагоняя,

Дохнул, завыл и вот сама

Идёт волшебница-зима…

Пришла, рассыпалась клоками

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей вокруг холмов.

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою

Блеснул мороз, и рады мы

Проказам матушки-зимы.

1 ученик: - Какие же средства изображения зимы используют писатели?

2 ученик- мы вам сейчас покажем небольшую сценку из жизни средств изображения.

  1. Я- эпитет. Нужен я в любой строке почти, образное красивое определение на меня ты посмотри!

Вот в каких строках я есть:

-Снежной бахромою, -цепью пуховой, волшебный сон,  чудной жизнью, луч косой, волнистыми коврами,  седые облака, мохнатый лес, ковром шелковым.

Сразу представляешь такую картину: на деревьях лежит белый снег, который недавно выпал. В лесу тихо и спокойно. Но только появится солнце, как снег тут же начинает искриться и сиять. Об этом говорят и строки стихотворения:

И под снежной бахромою …
Чудной жизнью он блестит.

  1. А я – олицетворение- без меня писателям не обойтись! Когда надо о неживых предметах сказать как о живых, вот тут без меня никак!

Поёт зима-аукает., баюкает.

тоской глубокою плывут облака

       идёт волшебница-зима.

   Вспомните стихотворение Тютчева Ф.М. «Чародейкою зимою».

лес очарован волшебным сном. Здесь лес сравнивается с человеком. Только люди могут видеть сны. Мне кажется, что поэт говорит о том, что зимой деревья не растут. У них нет листочков. Лес спит всю зиму. Но он яркий и красивый. Это своеобразная зимняя красота. Не случайно поэт говорит в последних строках:
… Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
Олицетворение используется и при характеристике Зимы. Она - чародейка, которая очаровала лес. Именно поэтому он стоит «не мертвец и не живой».

  1. А я  ?разве без меня можно обойтись? Я- сравнение! Когда надо какой-то предмет или явление с чем-то сравнить, вот тут на помощь приду я!

Воробышки игривые, как детки сиротливые…

Так кто же из нас самый главный, а?

Кто же больше всего нужен для писателей?

Ведущий: Не спорьте, друзья, вы все важны, без вас писателям было бы трудно передать красоту природы, диво русской зимы.

4 ученик: теперь мы поняли . Очень много средств выразительности приходят на помощь поэтам для изображения зимы: это и эпитеты, и олицетворение,  и сравнение.

1 ученик: Да, теперь мы любое стихотворение сможем проанализировать!

2 ученик: Ты погоди, не хвались, а сначала поучись! Каждый день мы будем с вами новое всё  узнавать, а потом опять пред вами будем снова выступать!

3 ученик: спасибо вам , что слушали внимательно, смотрели нашу сценку вы…

4 ученик: Поверьте, очень постарались выступить сегодня перед вами мы!


Поделиться:

Есть ли лёд на других планетах?

Белый лист

Астрономический календарь. Май, 2019

Цветок или сорняк?

Большое - маленькое