• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа по литературе на тему "Гоголь- словесный кулинар"

Опубликовано Марданова Алсу Шамиловна вкл 31.01.2013 - 17:13
Автор: 
Каюмов Марат Ришатович

 

Тема исследовательской работы : «Гоголь- словесный кулинар»

Вид  работы: исследовательская- поисковая

Актуальность исследовательской  работы на сегодняшний день. «Гоголь- словесный кулинар» проводится в рамках  учебной деятельности  по литературе  в  5-7 классах  при изучении художественных произведений по творчеству Н.В.Гоголя. Данная исследовательская работа  позволяет учащимся  по- новому  взглянуть на содержание  текстов художественной  литературы, расширить  свое понимание  роли «еды» , так как  кулинария  занимала важное  место не только  в жизни Гоголя, но и в его творчестве. Как никакой  другой  русский писатель , он  наполняет страницы  своих книг  образами еды и питья. Среди  друзей и знакомых он слыл большим лакомкой ,любителем  вкусно  и плотно  покушать , знатоком  малороссийских  блюд, которые с удовольствием  готовил сам. К поварскому ремеслу он вообще был  расположен  с юности  и, уезжая в Петербург , всерьез  рассматривал это поприще  как один из способов заработать  себе на хлеб. Также  выполнение  данной исследовательской работы помогает закреплять  навыки самообразования, активизирует умственную и творческую  деятельность учащихся ,учит видеть необыкновенное в обыденном.

                            Цели исследовательской работы:

            -раскрыть роль еды в творчестве  Н.В.Гоголя;

           -развивать умения определить художественную функцию «еды» в произведениях Н.В.Гоголя;

            -воспитание интереса к изучению литературных произведений;

                         Задачи исследовательской работы:

         -получение общих сведений о роли кулинарии в творчестве  Н.В.Гоголя;

         -определить роль еды в произведениях Н.В.Гоголя;

         - сопоставить функции кулинарных реалий в прозе Гоголя;

Объект и предмет работы: составляется  план исследовательской работы , проводится работа  с информацией, источниками, словарями, энциклопедической  и специальной  литературой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл debyut_v_nauke.docx33.78 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская работа по литературе на тему «Гоголь- словесный кулинар»

Структурные элементы научной работы:

  1.Титульный лист.

 2.Содержание.

 3.Введение.

 4.Основная часть.

5.Заключение.

6..Список литературы.

7. Приложение.

                                                                   1

 Введение.

Тема исследовательской работы : «Гоголь- словесный кулинар»

Вид  работы: исследовательская- поисковая

Актуальность исследовательской  работы на сегодняшний день. «Гоголь- словесный кулинар» проводится в рамках  учебной деятельности  по литературе  в  5-7 классах  при изучении художественных произведений по творчеству Н.В.Гоголя. Данная исследовательская работа  позволяет учащимся  по- новому  взглянуть на содержание  текстов художественной  литературы, расширить  свое понимание  роли «еды» , так как  кулинария  занимала важное  место не только  в жизни Гоголя, но и в его творчестве. Как никакой  другой  русский писатель , он  наполняет страницы  своих книг  образами еды и питья. Среди  друзей и знакомых он слыл большим лакомкой ,любителем  вкусно  и плотно  покушать , знатоком  малороссийских  блюд, которые с удовольствием  готовил сам. К поварскому ремеслу он вообще был  расположен  с юности  и, уезжая в Петербург , всерьез  рассматривал это поприще  как один из способов заработать  себе на хлеб. Также  выполнение  данной исследовательской работы помогает закреплять  навыки самообразования, активизирует умственную и творческую  деятельность учащихся ,учит видеть необыкновенное в обыденном.

                            Цели исследовательской работы:

            -раскрыть роль еды в творчестве  Н.В.Гоголя;

           -развивать умения определить художественную функцию «еды» в произведениях Н.В.Гоголя;

            -воспитание интереса к изучению литературных произведений;

                         Задачи исследовательской работы:

         -получение общих сведений о роли кулинарии в творчестве  Н.В.Гоголя;

         -определить роль еды в произведениях Н.В.Гоголя;

         - сопоставить функции кулинарных реалий в прозе Гоголя;

Объект и предмет работы: составляется  план исследовательской работы , проводится работа  с информацией, источниками, словарями, энциклопедической  и специальной  литературой.

                                                           2

Практическая ценность   исследовательской работы  на сегодняшний день  состоит в том, что его материалы  могут быть использованы  для подготовки  к экзамену по литературе , при подготовке к олимпиадам , при поступлении в ВУЗ , а также к выполнению заданий  ЕГЭ по русскому языку , связанных с комплексным анализом  текста, а также показать  многогранность   роли еды  в произведениях Н.В.Гоголя.                                                                        

В результате  обсуждения  и анализа разнообразных информационных источников ,произведений  изучаемых по творчеству Н.В.Гоголя,  решено  осуществлять  исследовательскую  работу по следующей структуре:

Структура  исследовательской работы  «Гоголь- словесный  кулинар»

  1.Общие  сведения .Отношение  Н.В.Гоголя к пище.

  2. .1 Функции  «еды» в творчестве Н.В. Гоголя.

 3.Популярность гастрономической  лексики в творчестве Н.В.Гоголя:

  А)Повесть «Невский  проспект»;

  Б)повесть «Ночь перед Рождеством»;

  В)цикл повестей «Миргород»;

  Г)повесть «Тарас Бульба»;

 4.Выводы  к исследовательской работе.

                                                         3                                                             

                                   Основная часть.( теоретическая и практическая).

                     1.Теоретическая часть.     

                     

                      1.Эпиграф к исследовательской     работе.                                                  ….В любом  высоком  движении есть пошлые  моменты ,как, с другой   стороны , в низкой стороне  человеческой жизни есть притягательные  моменты для высокого.                                                                                                                                                                                              

                                                           Ю.Манн.  Поэтика Гоголя.            

                                 2.Общие сведения. Отношение Гоголя  к пище.            

                                                                                                                                       

    Боже мой , если бы я был богат , я бы желал…чего бы я желал?»-так писал Н.В.Гоголь накануне  нового 1839 года своему  другу и однокашнику А.Данилевскому  из Рима. И в этом  то ли вопросе , то ли  восклицания нет , пожалуй, ничего  необычного . Ну , кроме  разве  что самого желания: «Чтоб остальные дни мои я провел  с тобою вместе, чтоб приносить  в одном  храме жертвы..» А «храмами»  Гоголь и  Данилевский в шутку называли кафе и рестораны , в которые  хаживали  во время совместного  путешествия  по Европе. В шутку  же обед  у Гоголя  получил  название жертвоприношения ,а содержатели ресторанов  назывались жрецами.    Но в каждой  шутке , как известно, есть доля правды . А правда заключается в том, что и принятие , и приготовление пищи было  для Гоголя  делом очень важным, можно сказать  священным. И не только  тогда в Риме , когда Гоголь  лечился  от желудочной  болезни. И в пору  его молодости , в первые годы жизни в Петербурге, он не относился  к еде легкомысленно , как к чему –то   низкому и внимания недостойному. Среди друзей  и знакомых  он слыл  большим лакомкой , любителем  вкусно и плотно  покушать ,знатоком  малороссийских блюд , которые с удовольствием  готовил сам. К поварскому ремеслу  он вообще  был расположен  с юности и , уезжая в Петербург , всерьез  рассматривал это поприще как один из  способов заработать  себе на хлеб. В Италии  он полюбил макароны  и приготовлять их научился, специально  для этого бегая на кухню. Одним из ярчайших примеров употребления слов с семантикой пищи представлен в произведениях великого русского писателя Н.В. Гоголя. В отличии от Гончарова, который в своих произведениях рассказывает о традициях русского народа, Гоголь с той же любовью и уважением посвящает пьесы запорожским казакам, жизни

                                                         4

простого украинского люда, всем его праздникам и горестям. Это такие известные произведения как: "Вечер накануне Ивана Купала", "Ночь перед Рождеством", "Тарас  Бульба" и т.д. Нетрудно вспомнить знаменитую сцену из "Ночи перед Рождеством", где пузатый  Пацюк глотает галушки и вареники. "Пацюк  разинул рот, поглядел на вареники и еще сильнее разинул рот. В это время вареник выплеснул из миски, шлепнул в сметану, перевернулся на другую сторону, подскочил вверх и как раз попал ему в рот".  

Как я думаю, что  в России Гоголь  всегда готовил еду  сам, никому не доверяя. Не раз наблюдавший  за этим процессом С.Т.Аксаков  в своих воспоминаниях писал: «…он так от всей  души занимался этим делом , как будто оно было  его любимое  ремесло, и я подумал , что если б судьба не сделала  Гоголя великим  поэтом , то он  был  бы непременно  артистом- поваром».                                                                           

2.Функции  «еды» в творчестве Н.В. Гоголя. Еда занимала важное  место не только в жизни Гоголя, но и в его творчестве. Как никакой другой  русский писатель , он наполняет  страницы своих книг образами еды  и питья. Истинный хлебосол ,воспитанный щедрой  землей полтавщины, любивший угощать и потчевать и сдерживаемый  только обстоятельствами , в своих  книгах  писатель  дает  волю  до отвала  кормит читателя  описаниями  обедов и блюд , способных  порой , как выразился сам  Гоголь  в том  же письме Данилевскому , «произвести  на три дня  слюнотечение у самого отъявленного объедала». Образы эти проникают  не только в содержание произведений , но и в язык  и стиль , преломляются  метафорически , способствуют  созданию  того контраста  грустного и смешного , той зыбкой   грани между  высоким  и низким, которая  отличает  художественную манеру  писателя,  его мастерство .С одной стороны - это чисто национальные блюда, что указывает на соблюдение автором народных традиций. С другой - их неординарный прием подчеркивает сказочность сюжета. С третьей - его красочное, живое описание не только заставляет нас поверить в реальность происходящего, но и вызывает интерес к этому блюду, желание его попробовать. Не зря Гоголя называют мастером детали, так как такими свойствами обладают все кулинарные реалии, и описанные им. Покажем, каковы функции кулинарных реалий в творчестве Гоголя. Во-первых, использование пищевых подробностей в качестве украшения текста.

                                                            5

 Сам сюжет для Гоголя  оказывается  не  так  важен, так как он сводится к однообразным переездам главного героя от одного помещика к другому.

2. По- моему  мнению, что предметная детализация текста занимает в произведении первое место, скрашивая сюжет. Она сводится не только к подробному описанию местности, дома помещика, но и к пышному, развернутому описанию кулинарных реалий. "За бараньим боком последовали ватрушки, из которых каждая была гораздо больше тарелки, потом индюк ростом с теленка, набитый всяким добром: яйцами, рисом, печенками и невесть  чем, что все ложилось потом в желудке". Пищевые  подробности, приведенные  в тексте не всегда несут в себе какие-то важные, непосредственные значения.                                                                    

               Практическая часть      

1.Популярность гастрономической  лексики в творчестве Н.В.Гоголя: Кажется ,гастрономическая метафора  в русской литературе  стала популярной , начиная именно с Гоголя. Потом такой  метафорой стали пользоваться  многие русские писатели , но ни у кого  она не  была столь  часто употребляемой и многоплановой. У  других она чаще всего – средство  насмешки, пренебрежения  или даже презрения , как будто  бы все , что связано  с пищей и пищеварением, грубо и бездуховно, а значит , в высоком  смысле к литературе неприменимо. А в творчестве  Гоголя  образное использование  гастрономической лексики  играет роль более сложную и разнообразную. И развивается  постепенно. Наблюдение над  этим   развитием  дает  интересную пищу  для читательских  размышлений.

Как я думаю, одним из ярчайших примеров употребления слов с семантикой пищи представлен в произведениях великого русского писателя Н.В. Гоголя. В отличии от Гончарова, который в своих произведениях рассказывает о традициях русского народа, Гоголь с той же любовью и уважением посвящает пьесы запорожским казакам, жизни простого украинского люда, всем его праздникам и горестям. Это такие известные произведения как: "Вечер накануне Ивана Купала", "Ночь перед Рождеством", "Тарас Бульба" и т.д. Нетрудно вспомнить знаменитую сцену из "Ночи перед Рождеством", где пузатый Пацюк глотает галушки и вареники. "Пацюк разинул рот, поглядел на вареники и еще сильнее разинул рот. В это время вареник выплеснул из миски, шлепнул в сметану,

                                                        6

 перевернулся на другую сторону, подскочил вверх и как раз попал ему в рот".

2.Так, размышляя о превратностях судьбы  в повести «Невский проспект», Гоголь использует  гастрономическое сравнение : «Тот имеет отличного повара , но, к сожалению , такой маленький рот ,  что больше   двух кусочков  никак не может  пропустить ; другой  имеет рот  величиною с арку  главного штаба ,но, увы ! должен довольствоваться  каким- нибудь  немецким  обедом из картофеля. Как  странно играет  нами  судьба наша!».

2.Конечно , здесь много  иронии, но вместе  с  тем, немало и грусти. А ведь  в гастрономическом  образе  прячется  философская мысль: не всегда в человеческой власти соизмерять  свои желания со  своими же возможностями. (краткий вывод)  

3. В повести «Ночь перед  Рождеством» Гоголь  сравнивает черта с кухмистером , который  надевши колпак  и встав перед  очагом ,»поджаривал грешников с таким удовольствием , с каким  обыкновенно  баба  жарит на рождество колбасу».Сравнение веселит  и добавляет  юмора и повесть . Кухмистерский  колпак делает  черта шутом , а не  демоном. Но вместе  с тем почему  бы ему  не быть похожим  и на бабу , которая , как известно, тот же черт в юбке. Писатель озорничает , хотя  все – таки в основе  его сравнений  лежат  традиционные  представления  о бабах , и о чертях. В повести напоминается такие разновидности еды, как кутья- обрядовое кушанье из риса  с изюмом, вареники- вареные  пирожки с творогом и ягодами ,галушки- кусочки  варенного теста. Пацюк съел и снова разинул рот, и вареник таким же порядком отправился снова. На себя «...Пацюк  разинул рот, поглядел на вареники и еще сильнее разинул рот. В это время вареник я только принимал он труд жевать и проглатывать». С детства помню эту сцену из фильма «Вечера на хуторе близ Диканьки» – толстый  Пацюк волшебным образом поедает смачные вареники. Этот эпизод настолько мастерски сыгран, что вареников хочется сразу и много.  А что же нам самим мешает их затеять? Сдается мне, что Николай Васильевич Гоголь был отменным кулинаром. В каждом его произведении очень правдоподобно описаны кулинарные сцены.  Шанишки-    шанежки, скородумки, пирожки, блины, пряглы, лепешки с припеком от Коробочки и кулебяка с визигою для Чичикова. Такие разносолы.

                                                   7

3.Как я думаю, что Н.В.Гоголь  был отменным кулинаром. В деревнях Украины до сих пор готовят по старинным рецептам Н.В.Гоголя.

 4.Цикл повестей «Миргород».Интересный материал  для рассуждений на эту тему дает следующий цикл  повестей «Миргород».Один из  двух эпиграфов  к циклу гласит :  « Хотя в Миргороде  пекутся бублики  из черного теста , но довольны вкусны.(Из  записок  одного путешественника).» В повести «Сорочинская  ярмарка»есть такие строки: «горы дынь, арбузов  и                                                                              

 тыкв  казались  вылитыми из золота  и темной меди., благовонный  пар от варившихся галушек  разносился по утихавшим улицам».

 4.«Как я думаю, гастрономический  образ в данном цикле  служит  авторским  предупреждением  читателю : « Не судите по виду , попробуйте  на вкус, вам понравится».А может быть , Гоголь   вкладывал в этот эпиграф  другой смысл?.Мол, и об этой  стороне  малороссийской жизни , о бытовой  и на первый  взгляд  совсем не привлекательной  вам  тоже напишу. Похоже, что так. Ведь первая  повесть» Старосветские  помещики»  наполнена  бытовыми картинками ,  и особенно гастрономическими. Но несмотря  на это , она также  полна поэзии, гармонии  и высоких  человеческих чувств, которые  показаны  автором  не вопреки  быту, а благодаря ему. Еды здесь так много     , что еще и  метафорические образы оказались бы лишними , они только  испортили бы  все дело , точно так же, как улыбка  могла бы  испортить  и без того  доброе лицо  Пульхерии   Ивановны : «вы , верно,  нашли  бы улыбку  уже чересчур  приторною  для ее доброго лица».Вкусовой  образ  чрезмерности , приторности  в переносном  значении используется  в повести  еще раз : « Но более  всего  приятно мне  было то,  что во  всей их услужливости  не было никакой  приторности. Кажется , это единственные примеры  образного  использования  гастрономической лексики в повести. Сравнения  становятся  все более развернутыми, усложняется  их роль.

5.Повесть «Тарас Бульба».В повести , «Тарас Бульба»,гастрономический образ  уже больше. что « следующей» она  является  только по композиции  сборника, но не  по времени написания. Известная  современному  читателю  редакция  повести  была создана  Гоголем  два с лишним  года спустя  после выхода  «Миргорода».Писатель тогда жил в Риме  и работал  над «Мертвыми душами»  Параллельно  редактировал  «Тараса Бульбу»  и ввел  много  новых персонажей , одним из которых  стал  куренной атаман  Кукубенко. В

                                                   8

повести  есть еще сравнения , обращающие  на себя внимание. В начале  жизнь Сечи сравнивается  с пиршеством : «Вся Сечь  представляла  необыкновенное  явление. Это было  какое-то беспрерывное  пиршество, бал, начавшийся   шумно и  потерявший  конец  свой».  Казаки любили  хорошо погулять  и крепко выпить , но все- таки Гоголь  в этом сравнении  в первую очередь  видит  необузданную свободу., веселое , легкомысленное  отношением к жизни, существование  по особым , не будничным законам , невиданный  темперамент и удаль  запорожцев.  В повести «Тарас Бульба» есть такие строчки: «Путешественники  раскладывали огонь, ставили на него котел, в котором  варили  себе кулиш (жидкая каша с салом); пар  отделялся и косвенно дымился на воздухе». « У него  были на руках деньги, платья, весь харч, саламата, каша  и даже топливо; ему  отдавали  деньги под сохран.» Удивительные   вещи  получаются  у Гоголя. Помните  обед Тараса  с сыновьями? Его богатырский  характер  проявляется и в гастрономических вкусах: «Не нужно пампушек , медовиков , маковников и других  пундиков;  тащи нам  всего  барана, козу давай  , меды  сорокалетние !»

5.Таким образом ,гастрономической образностью Гоголь  пользуется  и для того, чтобы объяснить какое-то  небывалое , редкое явление.

Итак , из приведенных произведений  достаточно, чтобы увидеть : гастрономические образы – излюбленный художественный прием писателя, особенно  в его  зрелом творчестве. Это во –первых. Во- вторых , использование  гастрономической , кулинарной лексики очень многопланово и помогает  заглянуть  в творческую «кухню» удивительного  гоголевского текста. А в – третьих , наблюдение над использованием  ярких  гоголевских метафор  открывает нам                                                                

  самого автора , грани его таланта, вызывает интерес  к его личности . В языке Гоголя  проявляются  характер, привычки, особенности  его художественной  и бытовой жизни.

« Я могу умереть  с голода, но не выдам  безрассудного ,необдуманного  творения»,- писал художник , осознавая  ответственность  за каждое  написанное им слово. Моя задача- внимательно  вчитываться  в эти  слова.

                                                            9

                                                  Заключение.

Таким образом, мы сделали попытку сопоставить функции кулинарных реалий в прозе Гоголя. И в результате проведенных исследований пришли к следующим выводам:

-слова со значением «- еда» в творчестве Н.В. Гоголя являются показателями одной из черт русского национального характера,  средством усиления степени «реалистичности» текста, помогают автору при создании неповторимого, чисто русского уклада жизни.

-в гоголевском тексте слова с семантикой «еда» указывают на соблюдения автором народных традиций, на вид сюжета, используются в качестве украшения текста, комических деталей. Комические детали помогают при описании быта героев, их личных качеств, портретов и поступков, помогают раскрыть пародийный характер произведения.

 -в  прозе Гоголя деталь чаще всего оказывается самодостаточной, используемой ради удовольствия, чтобы насладиться ее фактурностью, вещностью, осязаемостью.

- я в целом убедился в том,  что Николай Васильевич Гоголь был отменным кулинаром. В каждом его произведении очень правдоподобно описаны кулинарные сцены.

                                                   10

                Список  используемой литературы

1.Н.В.Гоголь. Избранное. Москва «Просвещение».1986.

2.Н.В.Гоголь.Москва. Издательство «Вече».2002 г.

3.Гоголь Н.В.Собрание сочинений. В 7 т.Т.Письма,-М.,1978.

4.Даль  В.И.Толковый словарь  живого  великорусского  языка: В 4 т.  Т 4.-М.,2001.

5.Аксаков С.Т. История  моего знакомства  с Гоголем. – М.,1960.

6.Анненков  П.В.Литературные  воспоминания.- М., 1989.

7.Вересаев В.В. Гоголь в жизни :  Систематический свод  подлинных  свидетельств современников : В 2 кн.-СПб.,1995.

8.Степанов Н.Л.Гоголь .(Серия «ЖЗЛ»).-М.,1961.

9.Золотусский И.П.Гоголь (Серия «ЖЗЛ»).-М.,1984.

10. Манн Ю.В.Поэтика Гоголя.-М.,1988.

Управление образования Исполнительного комитета

Мамадышского муниципального района Республики Татарстан

МБОУ «Среднекирменская СОШ»

IV Республиканский конкурс исследовательских работ

и проектов школьников «Дебют в науке»

город Мамадышский муниципальный район

Образовательное учреждение МБОУ «Среднекирменская СОШ»

Класс 7

Секция «Литература и фольклор»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

                                   Тема: Гоголь- словесный кулинар.

   

Руководитель     Марданова Алсу Шамиловна,учитель

    русского языка и литературы 1 квалификационной категории.

                       

Учащийся          Каюмов Марат Ришатович.

2013 г.

                                              11

              Приложение к исследовательской работе

                                         

Словарь «еды» в произведениях Гоголя:

   

1.Буряк- свекла

2.Буханец-небольшой хлеб.

3.Бублик-круглый крендель, баранчик.

4.Книш- род печеного хлеба.

5.Коровай- свадебный хлеб.

6.Пампушки-кушанье из теста.

7.Путря-кушанье, род каши.

8.Сливянка-  наливка из  слив.

9.Шишка- небольщой  хлеб, делаемый на свадьбах.

10.Варенуха-вареная водка с пряностями.

11.Гречаник- хлеб из гречневой муки.

12.Кавун-арбуз.

13.Корж- сухая лепешка из пшеничной муки, часто с салом.

14.Паляница- небольшой хлеб, несколько плоский.

15.Сыровец- хлебный квас.

16.Кутья-обрядовое кушанье  из риса с изюмом.

17.Вареники-вареные пирожки с творогом или ягодами.

18. Галушки-кусочки сваренного теста.

19.Кулиш-жидкая каша с салом.

20.Весь харч- вся еда.

21.Саламата- мучная каша.


Поделиться:

Музыка космоса

Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца

Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью

А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?

Прекрасная арфа