В русском языке существуем множество тайн, которые скрывают истинное значение слов и выражений. В нашем современном языке остались следы многих обычаев, традиций, обрядов. Часто мы употребляем слова, не зная их прямого значения.
Вложение | Размер |
---|---|
na_kudykinu_goru.doc | 41.5 КБ |
На Кудыкину гору
В русском языке существуем множество тайн, которые скрывают истинное значение слов и выражений. В нашем современном языке остались следы многих обычаев, традиций, обрядов. Часто мы употребляем слова, не зная их прямого значения. В разговорах между детьми и взрослыми распространены шуточные диалоги с рифмованными репликами такого типа: «Кто? – Дед Пихто!» или «Почему? – По качану!» На вопрос: «Куда идешь?» часто отвечают: «На кудыкину гору». И некоторые люди до сих пор считают, что задавать человеку такой вопрос неприлично.
Запрет спрашивать «куда едешь?» или «куда идешь?» зародился, по-видимому, в среде охотников и рыболовов, для которых вообще характерны многочисленные суеверия. Д.К.Зеленин в произведении « Табу слов у народов восточной Европы и северной Азии» описывает случай встречи с охотником, идущего с собакой на промысел: «Нельзя было не полюбопытствовать и не узнать, в какую сторону он идет и в каких местах намерен охотиться. Но представьте себе наше удивление, когда этот знакомый охотник страшно обиделся, что мы осмелились спрашивать его, куда он идет. – Ах уж эти мне расспросы! – сказал он, скрывая досаду. – Разве хотите одни охотиться? – спросил я, - Бог с вами! Желаю вам хорошего успеха и счастливого пути! – Очень вам благодарен, но домой необходимо вернуться… - И он объяснил нам за несомненное правило, что если кто спросит на дороге у охотника, куда он идет, то удачи не будет, и лучше в таком случае вернуться домой и отправиться потом в другую сторону»
В ответ на вопрос куда? Подчас отвечали кратким заклинанием: на кудыкину гору. Такие формулы должны были перенести дурные последствия вопроса на самого «кудыку», то есть на того, кто произнес куды.
Другая группа ответов указывала на «нечистые» места, связанные со смертью и злокозненными существами: русские Далеко — отсюда не видно! Куда глаза глядят! К чёрту на кулички! то есть искать погибели, смерти и др. «кудыкание» приписывалось персонажам народной демонологии:
«Если ехать темной ночью через лес или через мост где-нибудь в поле, то редко кому обойдется, чтобы не повстречаться там с лешим. При встрече он начинает спрашивать едущего: «Где и как живешь? Куда и зачем едешь?» Тут уж ничего другого не остается делать, как поворачивать назад, иначе все равно собьешься с дороги, проблуждаешь всю ночь»
В то же время во Владимирской губернии «ходячему» покойнику, чтобы он перестал беспокоить живых, специально говорили: «Куда ты идешь? Мертвые к живым не ходят! Аминь! Мое место свято!»
В русских и восточно-украинских говорах существовали замены наречия куда. В Вологодской, Вятской, Пормской, Оренбургской, Саратовской и соседних губерниях спрашивали далече ли?, далёко ли?где ехать вместо куда ехать?Иде идёшь? (донское, калужское, орловское и рязанское). Кае едишъ? Да каёшъ ты прёшь?
Менее распространены были формы закудакатъ кудакатъ, кудакатъ, закудакатъ, кудаканъе . Того, кто часто спрашивал куды?, называли кудыкау кудыкалка.
Чем же объясняется такое отношение к слову куда?
Вообще говоря, словесные запреты (табу) чрезвычайно распространены у восточных славян, как и у многих других народов. Однако табуируются чаще всего существительные — названия демонов, болезней, животных, покойников и т. д. Вопросительное наречие куда явно выпадает из этого ряда.
По объяснению Д. К. Зеленина, основным моментом в этом случае следует считать табу вопроса, спрашивания. Ведь при отправлении на охоту, рыбную ловлю или при начале сельскохозяйственных работ требовалось особое сохранение тайны: «...запрет вопроса „куда?" естественно выводить из требования соблюдать тайну и молчание при выполнении важного дела, особенно « при начале его» (Зеленин Д. К. Русское «закудыкать»). Кроме этого, как предполагал Д. К. Зеленин, само слово куда могло сближаться по созвучию со словами с корнем куд-, имеющими негативное, злокозненное значение (ср. русское кудъ — кудесничество, колдовство, куд - злой дух, бес).
Такое выражение использовали русские писатели в своих произведениях: «На кудыкину гору!» Так отвечают на вопрос "куда?", когда не хотят сказать правду. «Григорий видел, как из леса вышел отец... — Куда это ходил с лопатой? — На кудыкину гору, за спросом, — зло ответил отец» (А. Иванов. Повитель). « — А куда вы? — спрашивает Серёжка. — За кудыкины горы, — не оборачиваясь, бросает Валька и шагает дальше» (О. Калкин. Гранитный камень). « — А вы всё-таки куда, товарищ капитан? — За кудыкины горы. Слыхал про такие места? Нет? Тогда не задавай лишних вопросов» (В. Пичугин. Повесть о красном галстуке).
Доподлинно неизвестно, откуда пошла эта фраза, но по странному стечению обстоятельств, деревня «Кудыкино», граничит с деревней «Гора», что наводит на мысль, о связи между этим местом и этим выражением, хотя нет никаких источников это подтверждающих. Если же говорить о времени происхождения этого выражения, то оно уходит в глубь веков, что и дает отгадку стеснительности: многие наши древние традиции порядки в период распространения христианства приобрели негативный оттенок. В дохристианский период многие наши соотечественники имели достаточно высокую степень миропонимания, не говоря уже о грамотности. На основе мощнейших ведических знаний люди в большинстве своем свободно управляли своей судьбой, так как мощь духа и целостность мировосприятия и миропонимания давали им возможность быстро и легко решать свои проблемы самим. Им оставалось только славить создателя и предков за дарованные им способности. Начавшиеся религиозные расколы внесли сумятицу в умы людей и привели к тому, что появились люди с неустойчивой психикой, слабой волей, подпитываемой идеологией смирения.
Таким людям приходилось обращаться за помощью к старейшинам родов, волхвам или кудесникам, которые совершали свои обряды на капищах. Как известно, капища и иные священные места наших предков находились в лесу или на возвышенности (горе). Гора эта могла быть и искусственной (её могли нагорнуть – насыпать), но всё равно элемент возвышения (приближения) к Отцу Небесному всегда имел место.
Наши пращуры в стародавние времена уже понимали, что все вокруг создано для помощи человеку, потому по закону прямой и обратной связи сам человек должен был заботиться об окружающем мире. Уверенный в себе человек приходил на возвышение (отсюда – возвышенные чувства), чтобы отблагодарить, а неуверенный в себе шёл, чтобы просить помочь с определением пути (куда идти?). Взойдя на возвышенность, они громко изрекали свое желание, которое обязательно исполнялось. Во многих возвышенных местах (оракулах) стали строить однокупольные здания с округлой крышей, в которых поселялись Куда вестники (Кудесники), которые могли помочь человеку обрести уверенность и своим мощным духом могли помочь своим ослабленным соплеменникам в решении их насущных вопросов.
Издавна считалось, что мужчина изначально призван обладать мощным духом, чтобы без вреда для своего здоровья мог передать своему потомству образы Духа и Крови, вселить в чад своих Дух Рода своего. По этой же причине мужчина не мог принародно расписываться в своем бессилии и открывать даже близким свою неуверенность. Такие люди пользовались услугами Кудыкиной горы тайком, чтобы не уронить своего авторитета. В настоящее время многие люди уже не помнят истинного значения этой горы, но бессознательно могут ответить на вопрос «Куда?» в соответствии с родовой памятью. В некоторых праздничных ритуалах, дошедших до наших времен с незапамятных пор, имеется элемент бросания предметов через плечо, чтобы определить, откуда появится суженый и т.д. Этот ритуал в старину назывался «Куды кину» и использовался во многих гаданиях (угадываниях). Не исключено, что аналогичные элементы гадания присутствовали и на Кудыкиной горе.
Источники:
1.http://letter.com.ua/phrase/index.php?id=588
2. Журнал «Русская речь» №3 1990. А.Л.Топорков.
Лиса Лариска и белка Ленка
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью
Нарисуем попугая цветными карандашами
Мост Леонардо
Карты планет и спутников Солнечной системы