К югу от Апрелевки, в 4 км расположено село Афинеево, известное по редкостному архитектурному памятнику – церкви Иоанна Предтечи.
Я выбрала работу по изучению храма Усекновения главы Иоанна Предтечи, потому что с ним связана судьба моей семьи. Много родных могилок находится у его стен, прабабушка Татьяна была монахиней этого храма, иконы нашей семьи находятся в нём. Своей работой я хочу подчеркнуть необычайность и значимость данного здания для истории нашего города и всей русской культуры. С самого начала создания эта церковь была непохожа на все остальные и сохранила свой прежний вид. Интересно было найти объяснение, почему в период воинствующего атеизма удалось сохранить храм, ведь его даже не закрывали со дня его освещения в 1709 году.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_gudilki.doc | 134 КБ |
Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи
в Афинеево.
Работа Гудилки Кристины
ученицы МБОУ Апрелевская СОШ №4
Оглавление
Введение...............................................................................................................3
1. Историческая справка……………………………………………….............5
1.1 История села Афинеево............................................................................... 5
1.2. История строительства храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи…7
1.3 Иоанн Предтеча............................................................................................ 8
2.Описание строения …………………………………………………………..10
3. Храм Иоанна Предтечи – памятник архитектуры........................................12
4. Метрические книги..........................................................................................14
5. Настоятели храма ………………………………………………....................15
6. Судьба церкви в наши дни……….................................................................19
6.1 Эра атеизма.....................................................................................................19
6.2. Афинеевский храм в судьбе моей семьи....................................................22
7. Заключение.......................................................................................................23
Литература..................................................................................................... ......25
Приложения
Словарь
Введение.
К югу от Апрелевки, в 4 км расположено село Афинеево, известное по редкостному архитектурному памятнику – церкви Иоанна Предтечи.
Я выбрала работу по изучению храма Усекновения главы Иоанна Предтечи, потому что с ним связана судьба моей семьи. Много родных могилок находится у его стен, прабабушка Татьяна была монахиней этого храма, иконы нашей семьи находятся в нём. Своей работой я хочу подчеркнуть необычайность и значимость данного здания для истории нашего города и всей русской культуры. С самого начала создания эта церковь была непохожа на все остальные и сохранила свой прежний вид. Интересно было найти объяснение, почему в период воинствующего атеизма удалось сохранить храм, ведь его даже не закрывали со дня его освещения в 1709 году. В 1930-е и до 1991 года во всём Наро-Фоминском районе было всего четыре храма. Это Покровская церковь в Петровском, которая находится неподалёку от Селятино, церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в селе Афинеево, в селе Большое Свинорье храм Спаса Нерукотворного не закрывался, и Ильинская церковь в Верее. Вот и все возможности были у человека, чтобы прийти крестить ребёнка, повенчаться или обратиться с какими-то радостями, горестями, помолиться Богу.
Храм привлекает своим названием и интересной историей, событиями происходившими вокруг него.
Объект исследования: история церкви Иоанна Предтечи.
Цели исследования:
- знакомство и изучение происхождения церкви Иоанна Предтечи;
- привлечение внимания общественности к дальнейшей судьбе уникального памятника архитектуры.
Для выполнения поставленной цели нам нужно было решить следующие задачи:
1) Изучить документы и материалы о церкви Иоанна Предтечи, в архивах, в Интернете, в литературе.
2) Показать значимость данного памятника архитектуры для Наро-Фоминского района, города Апрелевки, и его жителей.
3) Привлечь внимание к изучению Духовного краеведения Подмосковья.
Методы исследования: изучение и анализ источников из фондов МБУ Наро-Фоминского районного архива, литературных источников.
При работе над темой использовался метод опроса – бесед с жителями г.п. Апрелевка, работавших в храме в разные времена. Данные беседы позволили выявить некоторые интересные сведения, ранее не опубликованные.
Метод непосредственного наблюдения использовался дополнительно для изучения современного состояния памятника архитектуры.
1. Историческая справка.
1.1 История села Афинеево.
В переписных книгах казенного приказа читаем: “Село Афинеево в 1627 году – пустошь на речке Малой Пахре, Московского уезда Гоголева стана, вотчина Петра Степанова, сына Корсакова, что была преж всего вотчина Ивана Патрикеева, сына Милюкова, а после за дочерью его за девкою Марьею; а писана за Петром Корсаковым та вотчина, пустошь Афинеево по данной Князя Михаила, Княж Иванова, сына Коркодинова, да Петра Денисьева, сына Протасьева, 1627 году, что они дали тое вотчину за сестрою своею за Марьею Ивановою, дочерью Милюкова ему Петру в приданное. В 1648 г. “Значится за Петром Даниловым сыном Протасьевым закладная вотчина, что ему заложил Петр Корсаков сельцо, что была пустошь Афинеево.”*
После Петра Даниловича Протасьева вотчина досталась сыну его Александру, а затем – внуку Михаилу Александровичу Протасьеву. В его бытность в Афинеево строится новая каменная церковь. В 1709 г. она освещается как церковь Иоанна Предчети.
В 1761 г. дочь Михаила Александровича Любовь Михайловна Юшкова продаёт Афинеево Анне Семёновне Волынской. В 1779 г. оно перешло к её внуку Захару Егоровичу Волынскому. При Волынском был построен каменный барский дом, первоначально, по-видимому, соединённый с церковью.
Своего расцвета усадьба достигла в конце 18 века, когда в ней жил Московский губернский предводитель дворянства И.В. Ступишин. В этот период усадьба покрывается сетью искусственных прудов, создаются миловиды (беседки) и насаждается регулярный липовый парк, а дорога в Москву обсаживается берёзами.
После смерти Ступишина имение делается достоянием дальнего их родственника, известного издателя журнала “Отечественные записки” П.П. Свиньина. В селе и усадьбе бывает он изредка. В конце концов, он вывозит из усадьбы всё самое ценное, а старинный, и по словам очевидцев, очень красивый дом барский продаёт на слом.
*Козлов В. «Откуда есть пошла земля Нарофоминская», Н-Ф., 2001, стр.94
Далее Афинеево уже становится купеческим владением, перейдя в собственность московского перевозчика мебели Стукина.
Новый хозяин стал всячески эксплуатировать своё владение: свозил лес, поставил хорошую мельницу с крупорушкой, выстроил полузимнюю дачу.
В конце 19 века имение перешло к своему предпоследнему владельцу, купцу Н.Н. Власову. Он стал его постепенно приводить в культурный вид и выстроил каменный дом. Это здание было воздвигнуто на месте старого, на высоком берегу реки Десны, но в связи с новыми законами о соблюдении определённого расстояния между жилыми строениями и церковью, дом казался несколько смещенным влево. От этого была нарушена симметрия планировки прудов и берёзовой аллеи на дороге в Москву.
Последним владельцем Афинеева был основатель театрального музея в Москве Алексей Александрович Бахрушин. После передачи дома в 1913 году семья Бахрушиных переезжает в Афинеево. Оно было не единственным имением богатейшего российского купца, но, судя по тому, что последние свои дни он провёл именно здесь, здешние окрестности Бахрушину нравились, крестьяне уважали его. В 1913-1917 годах А.А.Бахрушин являлся старостой Иоанно-Предтеченской Церкви в Афинеево.
1.2. История строительства храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи
Каменная церковь была заложена в 1704 году во искупление грехов А.П. Протасьевым (окольничий) . Он был удалён на пустошь Великим государем Алексеем Михайловичем, за то, что однажды на «государевом дворе» при споре боярину Хрущёву проломил голову кирпичом. Строительство церкви продолжил Михаил Алексеевич Протасьев. В 1709 году зафиксирована выдача двух антиминсов на освящение главного храма во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи и придела Алексея митрополита. Этот придел спустя время был переименован в придел Казанской Божьей Матери.*
Новый хозяин села – Захар Егорович Волынский (владел с 1779 г.), затеял усовершенствование церковной постройки: сменил главу, покрыл церковь железом. Последующие владельцы в 80-е годы разобрали старую колокольню и соорудили новую, которая и сохранилась до наших дней. Вместе с колокольней была возведена при главном алтаре надстройка апсиды северного предела, и между ними вставлен высокий четырёхколонный портик. Четверик храма получает общий с колокольней классический карниз.
1.3 Иоанн Предтеча
В возрасте 30 лет Иисус принял крещение в водах реки Иордан у жившего в пустыне праведника и подвижника Иоанна, прозванного Крестителем.
Рождение Иоанна было связано с чудом. Его отцу, престарелому и бездетному священнику Захарии, во время служения в Иерусалимском храме ангел предсказал рождение сына, которому предстоит подготовить предшествие Мессии. Сын Захарии, по словам ангела, «предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный». (Лк. 1.17) Илия – один из величайших пророков древности. В своё время он не побоялся царского гнева, добиваясь возвращения народа к истинной вере, «пришествие в духе и силе» означало наличие тех же духовных дарований и пророческих сил, которые имел Илия, для выполнения той же духовной задачи: «и многих сынов Израилевых обратит к Господу Богу их…» (Лк. 1.16) Иоанн был призван стать последним из ветхозаветных пророков, призывавших народ Божий к покаянию. Служение, которое возложил на него Бог, Евангелия (Мф. 11.10, Мк. 1.2)
* Козлов В. «Откуда есть пошла земля Нарофоминская», Н-Ф., 2001, стр.95
сравнивают с ангельским, относя к нему слова древнего пророчества: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною…» (Мал. 3.1) Так среди ангелов, которых Небесный Отец посылает служить Своему Сыну, первое место отдаётся человеку. Предтечей Господним называют Христиане Иоанна Крестителя. В 40-м году до нашей эры в Иудее с помощью римлян к власти пришёл царь Ирод. При известии о рождении Христа он организовал «избиение младенцев». За обличительные речи Ирод приказал схватить и заключить в тюрьму пророка Иоанна. По велению правителя Галилеи Ирода Антипы он был обезглавлен.
«Крещение» (от слова «крест») – обряд погружение в воду, знаменующий очищение от греха, подобное очищению водой тела, умерщвление греха в воде. К Иоанну сходились те, кто хотел покаяться в совершённом зле. Христос был безгрешен. Иоанн пытался остановить Иисуса: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». На это последовал твёрдый ответ Спасителя: «Оставь теперь, ибо так надлежит нас исполнить всякую правду» (Мф. 3.14-15) *
Православная церковь установила несколько праздников в честь Иоанна Предтечи: 7 июля – рождение Иоанна Крестителя, или ещё его называют день Ивана Купалы; 11 сентября – Иван Постный, или день Усекновения главы Иоанна Крестителя, 8 марта – день первого и второго обретения главы Иоанна Предтечи; 7 ноября – день третьего обретения главы Иоанна Предтечи; 20 января – собор или собрание в память Иоанна Предтечи. Иоанн по святости стал Предтечей Иисуса Христа. Вот такому событию и посвящена церковь в Афинеево.
* «Энциклопедия для детей». «Религии мира». Т.6, Ч.II М., «Аванта+» 1996
2. Описание храма.
В 1912 году в селе побывал исследователь подмосковных архитектурных памятников А.Н. Ильин. Он отметил, что в храме Иоанна Предтечи сохранился первоначальный главный иконостас. В церкви велась роспись тёплого предела, а в холодном храме оставалась ещё старая живопись. На колокольне было восемь колоколов. Внутри каменной ограды существовало «десятка два погребений, в основном крестьян Новиковых. С правой стороны церкви вросли в землю два старых надгробия. Рядом с церковью, шагах в ста, стоит барский дом… Длинный, узкий, двухэтажный, два балкона. Над домом две башни».
Бахрушин в своих воспоминаниях, уделил немало места особенностям сельского храма. Бахрушин вспоминает, что в Афинеевской церкви существовал раритет – в каменной нише, за решёткой была деревянная резная фигура Христа в темнице, в человеческий рост. Странным являлось то, что скульптурное изображение религиозных персонажей характерно для католических храмов, а в православных церквях подобное осуждено и запрещено. Однако в Афинеевской церкви она не только существовала, но и почиталась местными крестьянами. Они одели скульптуру Христа, как считал Бахрушин, в нелепую парчовую хламиду и постоянно украшали цветами. Сын бывшего хозяина села знал и о таком факте, как запись на полях запрестольного Евангелия, сделанная об этой скульптуре в 1812 году каким-то офицером французской оккупационной армии. Эту историческую деталь Бахрушин отметил не случайно. Близкое знакомство с хозяином соседней деревни Малые Горки Венедиктом Кругликовым привели его к выводу, что Афинеево уцелело во время войны 1812 года именно благодаря этой скульптуре. И ныне уникальная скульптура находится в храме.*
Церковь Иоанна Предтечи была возведена в 1704 – 1709 гг. окольничим М.А. Протасьевым в стиле московского барокко. Здание имеет трёхчастную композицию, вытянутую по продольной оси. К апсидальному храму типа «восьмерик на четверике» примыкает пониженная трапезная и четырёхъярусная готическая колокольня, увенчанная стройным шпилем, рубежа XVIII – XIX вв.
Основные элементы в наружном декоре храма – наличники с полуколонками и разорванными фронтонами. Убранство колокольни более интересно и динамично. В нижнем ярусе дверные проёмы обрамлены массивными
*Козлов В. «Откуда есть пошла земля Нарофоминская», Н-Ф., 2001, стр.98
четырёхколонными портиками, не лишенных, однако хороших пропорций. Развитой антаблемент украшают консоли. Этот же мотив использован для завершения фасадов храма. Высокие стрельчатые арки на ярусе звона колокольни перекликаются с арочками на глухом барабане главы церкви. Эти общие приёмы были призваны объединить разновремённые объёмы храма. Цветовое решение было так же эффектно, белёные декоративные элементы в сочетании с алым фоном стен.
Сохранявшаяся какое – то время часть Афинеевского парка теперь отведена под кладбище, которое окружило храм плотным полукольцом.
3. Храм Иоанна Предтечи – памятник архитектуры.
Постановлением Совета Министров РСФСР № 624 от 4 декабря 1974 года памятник архитектуры церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи отнесена к памятникам архитектуры республиканского значения. (Приложение)
В 80-е годы Главное управление по охране памятников истории и культуры Министерства культуры СССР проводило паспортизацию памятников архитектуры. Благодаря краеведу Дубининой Людмиле Васильевне в школьном музее появилась копия Паспорта Афинеевского храма. В паспорте отмечалось, что здание используется по первоначальному назначению, хотя указывалось, что может быть использовано для культурно-просветительной работы, как музей, библиотека или клуб; для лечебно-оздоровительной работы: больница, санаторий, дом отдыха; или же по хозяйственному назначению: учреждение торговли, промышленный склад.
Наибольший интерес в данном документе представляет описание церкви.
«Кирпичная оштукатуренная усадебная церковь расположена в живописной местности, на левом низком берегу р. Десна. Лучшие виды на храм открываются из села, расположенного на противоположном высоком холме. Со стороны подъезда от Киевского шоссе ( с севера) здание прикрыто лесом и издали виден лишь его шпиль колокольни. При ближайшем подходе памятник открывается внезапно. Южным фасадом храм обращён к реке, восточным – к дороге, с севера – открытая поляна, с запада – действующее кладбище и парк. Церковная территория обнесена современной металлической оградой на кирпичных столбах, с воротами. Ограда имитирует формы начала ХХ века.
Среди объёмов памятника в высотном отношении доминирует четырёхъярусная колокольня.
Здание обладает продольно-осевой пространственной структурой. Основу объёмной композиции составляет храм типа «восьмерик на четверике» (нижний объём – двусветный), завершённый глухим гранённым барабаном и увенчанный гранёной луковичной главой с сильно вытянутым, переходящим в шпиль подкрестным конусом и четырёхконечным крестом.
В интерьере храм миниатюрен. В пространственном отношении доминирует основной объём. Интерьер мрачноват, из-за портика с севера почти не проникает свет, на стене четверика с этой стороны лишь одно окно – восточное, с запада – ниша.
Свод главного храма глухой сомкнутый, переход к восьмерику осуществляется посредством ступенчатых тромпов. Алтарь представляет единое, почти прямоугольное, помещение с небольшой центральной апсидой, перекрытой конкой, которая врезается в короб с распалубками над проёмами. В ризнице – коробовый свод. В алтарь ведут три узких арочных проёма. В трапезную также вели три проёма, из которых южный заложен, а северный обращён в нишу. Трапезная с приделом сообщается широким проёмом с горизонтальной перемычкой. В трапезной и приделе полулотковые своды, в алтаре придела – конха. Внутренние амбразуры проёмов с откосами перекрыты трехцентровыми перемычками.
Во всём храме полы из белокаменной плиты.
Замечателен главный иконостас, по-видимому, в основе – первоначальный, но с многочисленными поновлениями. Пятиярусное сооружение завершено плоским распятием. На малиновом фоне помещены золоченые витые колонки с коринфскими капителями. Иконы праздничного чина заключены в овальные рамы с картушами. В отделке использованы резные кронштейны, ажурные накладки. Металлические прорезные царские врата и иконы в иконостасе относятся ко второй половине ХIХ века.
Над аркой в трапезной расположен поясной Деисус в виде венца с кокошниками, с иконами на золотом фоне».
Образец храма стиля московского барокко, сохранивший элементы первоначального внутреннего убранства. Памятник удачно расположен в живописной местности».
При характеристике технического состояния церкви было отмечено хорошее состояние: общее, конструкций, стен, покрытий, потолков, декора фасадов, интерьеров, живописи, скульптуры, прикладного искусства.
Дата составления паспорта 8 сентября 1982 года.
4. Метрические книги.
События крещения (а также присоединения к православной Церкви), бракосочетания и погребения умерших записывались в установленные книги, называемые метрическими. Ведение этих записей было сделано обязательным для всех приходских причетов еще в 18 столетии; (Дух. регл., приб. ст. 29; Ук. Син. 1723 г. Нояб.13 и 1724 г. Февр.20.) впоследствии для них была установлена единообразная форма (1837 г.). Метрические книги разделяются на три части: 1 о родившихся, 2 о бракосочетавшихся и 3 об умерших. В них вписывались, в отдельных графах, - в первой части: имена крещенных, время их рождения и крещения, родители и восприемники; - во второй части: время совершения брака, вступившие в брак, их возраст, поручители жениха и невесты; - в третьей части: умершие, их возраст, время смерти и погребения, причина смерти, место погребения; в каждой части в особой графе указываются и лица, совершившие таинства крещения и брака, напутствовавшие умиравших исповедью и причащением, и совершившие погребение. В первую часть вносились и присоединенные к православной Церкви иноверцы. Метрики велись в двух экземплярах. Один экземпляр, прошнурованный, скрепленный печатью и надлежащей подписью, выдавался из Консистории на один год, по истечении которого отсылался в нее для хранения. Другой экземпляр хранился при церкви. Записи производились священником, или, по его поручению, кем-либо из причета, немедленно после совершения подлежащей внесению в метрические книги требы, с надлежащей тщательностью и безошибочно, под страхом взыскания за ошибочность записи.*
Большой интерес для исследования представляют метрические книги Иоанна-Предтечевской церкви села Афинеево ( на метрических книгах написано – Финеево) . В районном архиве таких книг 5. Они охватывают период с 1866 года по 1918гг. Из них можно многое узнать: сколько детей было в семьях, какие имена давали, какова была средняя продолжительность жизни, от чего люди умирали, где их хоронили, - огромное поле деятельности для статистических исследований. Для нашей темы исследования – это возможность узнать имена настоятелей церкви и годы их службы.
* Православие и современность. Электронная библиотека.
5. Настоятели храма.
С 1866 г. (первая запись) в церкви служит приходской священник Николай Доброхотов с дьячком Василием Лавровым и пономарём Александром Малининым. Из записей я узнала, что в случае необходимости их подменял приходской священник из Мартемьяновской церкви Троицы Живоначальной Константин Соколов и диакон той же церкви Матвей Соколов. В 1870 году в Афинеевской церкви служит псаломщиком Матвей Багрецов.
С 1873 года в церкви начинает службу приходской священник Василий Марков. В 1878 году его сменяет приходской священник Иоанн Русинов. С 1882 года по 1884 под записями в книге стоят подписи приходского священника Константина Соколова. В 1884 году его сменяет священник Иоанн Введенский, который служит до 1895 года. После него приход окормляет священник Николай Знаменский. В 1897 году служить в церковь приходит Василий Соколов. Его чётким, ровным, необыкновенно красивым почерком ведутся записи до самой последней, сделанной в 1918 году. После принятия в 1918 «Кодекса законов об актах гражданского состояния» метрические книги были отменены и их заменили на актовые (или реестровые) книги в органах ЗАГСа. На жизни и служении Василия Соколова надо остановиться подробней. Соколов Василий Михайлович родился в 1872 году в Московской губернии, Звенигородском уезде, селе Лобаново в семье псаломщика. В 1895 году закончил Вифанскую Духовную Семинарию. После окончания Семинарии женился, но вскоре овдовел.
Своё служение начал в с.Афинеево, церкви Иоанна Предтечи в 1897 году 27 января и служил священником до 1924 года. В 1924 году был рукоположен в сан протоиерея и стал настоятелем храма. В этой должности служил до 1932 года. 10 апреля 1932 года он был арестован. Тройка при ПП ОГПУ по Московской области 8 мая 1932 года обвинила его в "контрреволюционной деятельности" по статье 58-10 УК РСФСР . Он был приговорён к 3 годам ссылки в Казахстан с конфискацией имущества .
После возвращения из ссылки стал служить в с.Каменка Волоколамского района Московской области в церкви Иоанна Богослова . 19 ноября 1937г. получил назначение служить в церкви Рождества Христова в с.Вешки
Волокаламского района, но преступить к службе не смог. 27 ноября 1937 года протоиерей Василий был арестован в последний раз по обвинению в контрреволюционной деятельности и заключен в Волоколамскую
тюрьму. Тройка при УНКВД СССР по Московской области 5 декабря 1937 года вынесла обвинение "антисоветская агитация", приговор - высшая мера наказания - расстрел .
"Почему Вы получили справку митрополита Московского Сергия от 19 ноября о назначении в Уваровский район из Волоколамского и кто Вам дал установку о перемене места службы. И с какой целью?" - спросил отца Василия следователь. "Справку эту я получил потому, что находился в заштате. Установок о перемене места службы я ни от кого не получал", - ответил священник. "Следствие располагает данными, что Вы получили в связи с контрреволюционными установками с целью скрытия от преследований за Вашу контрреволюционную и антисоветскую деятельность", - продолжал допрос следователь. "Категорически утверждаю, что контрреволюционные установки от митрополита Сергия я не получал, он меня не вызывал и направление о назначении в Вешки я получил через секретаря Даева". Впрочем, допрос был чистой формальностью. Это было время истребления священнослужителей. 10 декабря 1937 года он был расстрелян. Место захоронения Московская область, посёлок Бутово, "Бутовский полигон". Священномученик протоиерей Василий Соколов был канонизирован 20 августа 2000 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви по представлению Московской епархии. *
В разные времена в церкви служили настоятели и священники. Имена священномучеников : Георгия Архангельского и Соколова Василия Михайловича, прославлены русской православной церковью Священномученик Георгий родился в 1872 году в селе Ярополец Волоколамского уезда Московской губернии в семье псаломщика Федора Архангельского. После окончания духовного училища он поступил в семинарию, проучился в ней один год, а затем стал служить псаломщиком в храме.
В 1908 году Георгий Федорович был рукоположен в сан диакона, а в 1917-м — в сан священника; служил до самого ареста в храмах Наро-Фоминского района. В 1935 году он служил в храме Усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Афинеево.
* Игумен Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Тверь: Булат, 1992 - 2002
Незадолго до своего ареста он был назначен настоятелем храма Рождества Богородицы в селе Руднево. Вокруг этого храма собралась небольшая община монахинь из закрытой Зосимовой пустыни. Монахини помогали отцу Георгию в храме, а также пели на клиросе.
В 1937 году председатель сельсовета в Рудневе по требованию начальника Наро-Фоминского отдела НКВД составил об отце Георгии справку, где написал, что священник Георгий Архангельский объединил монахинь закрытого монастыря Зосимова пустынь и является их руководителем. Все монахини, проживающие в окрестных селах, каждый воскресный день посещают церковь, а также бывают на квартире священника. Пение монахинь в церкви отвлекает верующих от колхозной работы; политика Архангельского заключается в том, чтобы привлечь как можно больше верующих в храм.
4 сентября 1937 года отец Георгий был арестован и заключен, в Наро-Фоминскую тюрьму, где его жестоко избивали, принуждая к тому, чтобы он оговорил себя. Были вызваны лжесвидетели, священник и псаломщик, которые подписали показания, нужные следователям.
— Довольны ли вы тем, что вокруг вас собирались монашки? — спросил следователь отца Георгия.
— Да, доволен, так как я заинтересован в этом, потому что они помогают мне в церкви, например поют в церкви, благодаря чему больше людей ходит в храм.
— Дайте следствию показания об антисоветской деятельности этой группы монашек! — потребовал следователь.
— Ничего об антисоветской деятельности этих монахинь мне неизвестно, — ответил священник, — также неизвестны их настроения и мнения о советской власти.
— Дайте следствию показания о вашей контрреволюционной деятельности! — вновь потребовал следователь.
— Контрреволюционной деятельностью я не занимался и избегал вести с кем-либо разговоры на эти темы, — ответил священник.
На этом следствие было завершено, и священника перевели в Таганскую тюрьму в Москве. 9 октября 1937 года Тройка НКВД приговорила отца Георгия к расстрелу. Священник Георгий Архангельский был расстрелян 14 октября 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.*
С 1950 года служил в храме священник Протасов С.Н. Об этом мне удалось узнать из документов Исполнительного комитета Наро-Фоминского городского Совета депутатов трудящихся. В документах датированных 1969 годом, также упоминается его фамилия.
*Мартиролог расстрелянных и захороненных на полигоне НКВД "Объект Бутово" 08.08.1937-19.10.1938. М.:"Зачатьевский монастырь", 1997.
С Афинеевским храмом связано детство Даниила Сысоева. Его отец Алексей Николаевич работал алтарником в нашем храме, а Даниил помогал ему в алтаре и пел на клиросе. Сегодня это имя известно каждому в нашей стране. Отец Даниил служил в храме апостолов Петра и Павла в Ясенево (Москва). Он был сотрудником центра реабилитации жертв тоталитарных культов и псевдорелигиозных движений во имя св. прав. Иоанна Кронштадтского. Автор книги «Летопись начала» (М. 1999), редактор сборника «Шестоднев против эволюции» (М. 2000) и альманаха «Божественное Откровение и современная наука». Опубликовал более десятка статей противосектантской направленности.* За активную миссионерскую деятельность часто подвергался критике и получал угрозы. Вечером 19 ноября 2009 года был смертельно ранен в храме апостола Фомы.
Настоятель храма Серафима Саровского в посёлке Селятино отец Александр, рассказал о роли, которую сыграл в его жизни храм Иоанна Предтечи:
«Крещение я уже принял в возрасте зрелом, мне было 27 лет, и дальнейшая вся моя жизнь была связана с церковью, с приходом церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи. После крещения в жизни всё стало меняться: и в личной жизни, и в жизни семьи нашей. И когда возникла потребность рукоположения священника, по рекомендации и благословлению отца-настоятеля Афинеевской церкви владыка архиерей рукоположил меня в священники».**
В наши дни настоятелем храма является протоиерей Вадим Вячеславович Чернов. Протоирею Вадиму Чернову приходилось совмещать обязанности настоятеля в Афинеевской церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи и в Селятинской церкви преподобного Серафима с 1999 до 2002 г. Решение, по его словам, остаться в Афинеево он принял лично.
* Автобиография на личном сайте http://sysoev2.narod.ru/biography.html
** www.infosel.ru/church
6. Судьба церкви в наши дни
6.1. Эра атеизма.
Отделение церкви от государства было провозглашено декретом Совнаркома РСФСР от 23.1(5.2).1918, декларировавшим отказ государства от вмешательства в дела церкви и право граждан на свободу вероисповедания. На практике церковь испытывала сильнейшее противоправное вмешательство со стороны государства.
Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет 23 февраля 1922 года (н. ст.) опубликовал декрет, в котором постановлял местным Советам
«изъять из церковных имуществ, переданных в пользование групп верующих всех религий, по описям и договорам все драгоценные предметы из золота, серебра и камней, изъятие коих не может существенно затронуть интересы самого культа, и передать в органы Народного Комиссариата Финансов для помощи голодающим». |
Декрет предписывал «пересмотр договоров и фактическое изъятие по описям драгоценных вещей производить с обязательным участием представителей групп верующих, в пользование коих указанное имущество было передано»
Изъятию церковных ценностей посвящена записка Л. Троцкого в Политбюро ЦК РКП (б) о политике по отношению к церкви и духовенству. «Нам во что бы то ни стало необходимо провести изъятие церковных ценностей самым решительным и самым быстрым образом, чем мы можем обеспечить себе фонд в несколько сотен миллионов золотых рублей (надо вспомнить гигантские богатства некоторых монастырей и лавр). Взять в свои руки фонд в несколько сотен миллионов золотых рублей (а может быть, и в несколько миллиардов) мы должны во что бы то ни стало. А сделать это с успехом можно только теперь. Все соображения указывают на то, что позже сделать нам этого не удастся, ибо никакой иной момент, кроме отчаянного голода, не даст нам такого настроения широких крестьянских масс, который бы либо обеспечивал нам сочувствие этих масс, либо, по крайней мере, обеспечил бы нам нейтрализование этих масс в том смысле, что победа в борьбе с изъятием ценностей останется безусловно и полностью на нашей стороне.»*
*Архивы Кремля в 2-х кн. Политбюро и Церковь. 1922-1925. М.-Новосибирск. "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН),"Сибирский хронограф'.'1997. Кн. 1. С. 140-144
Вот какие рекомендации секретарям губпарткомов давал Л. Троцкий в 1930 году:
1. Провести агиткампанию в самом широком масштабе. Устранить как слезливое благочестие, так и глумление.
2. Расколоть духовенство.
3. Изъять ценности как следует быть. Если было допущено попустительство, исправить.
4. Расправиться с черносотенными попами.
Из воспоминаний жителей Афинеево я узнала, что наиболее важные предметы культа прихожанам церкви удалось сохранить, собрав взамен личные ценности сельчан.
А когда местные власти попытались закрыть храм, то в противоборство с ними вступила жительница деревни Тимонино Дарья Новикова. Она не дала ключи от церкви. А представители власти не стали выламывать дверей, решили посадить женщину в тюрьму и заставить её подчиниться. Полгода просидела отважная женщина в тюрьме, а потом было принято решение не закрывать храм и её выпустили. Об этом я узнала со слов жителей деревни, с которыми познакомилась после службы в храме.
Все годы советской власти не ослабевал контроль за церковью со стороны государства. В фондах районного архива хранятся описи, где представлены подробнейшим образом отчёты о приходе и расходе церковных средств. В фондах хранятся отчёты с 1966 года по 1970гг. Из этих документов я узнала, что сдача финансовых отчётов, списков обслуживающего персонала, певчих церковного хора проводилась ежегодно. В отчётах о приходе церковных средств подробнейшим образом перечислены источники дохода:
- от продажи свечей, просфор, церковной утвари (иконок, крестиков, венчиков, молитв);
- размер тарелочно-кружечных сборов и пожертвований. Так, в 1965 году было собрано 430 руб. 26 копеек;
- исполнение религиозных обрядов;
- сдача огарков.
Так же подробно изложены статьи расходов.
- На содержание обслуживающего персонала;
- на содержание певческих хоров;
- на ремонт здания;
- на убранство и украшение храма;
- на проведение религиозных служб ( покупка свечей, масла, вина, ладана);
- коммунальные услуги;
- налоги;
- на муку для просфор;
- добровольные отчисления (например, в Фонд мира).*
Обязательным также являлся отчёт о количестве обрядов: крещение, отпевание очное, отпевание заочное, венчание. В 60-е годы записи о венчании в храме отсутствуют. С вопросом, почему люди перестали венчаться в храме, я обратилась к жительнице Апрелевки Макаровой Раисе Ивановне (1936 г.р.). Она сказала, что молодёжь тогда была членами ВЛКСМ и в церковь вообще не ходила, т.к. было нельзя. А партийных, за крещение детей даже выгоняли с работы и исключали из партии. Сведения об этом должны были подавать в райкомы партии священнослужители.
*МБУ «Наро-Фоминский районный архив», Ф. 82, опись 1, Д. 250, Д.292, Д.384
6.2. Афинеевский храм в судьбе моей семьи.
В одной из метрических книг Афинеевского храма, есть запись о моей прапрабабушке - схимонахине Нарайкиной Татьяне Семеновне.
Моя прапрабабушка Нарайкина Татьяна Семеновна была схимонахиней, которая при принятии схимы получила духовное имя – Анна. Она была очень набожна и жила по Божьим законам. Со слов моего дедушки – Сатлейкина Павла Ивановича – с прапрабабушкой происходили случаи, которые иначе как Божьим чудом не назовешь. Прапрабабушка была больной и очень немощной женщиной, жила со своей старшей сестрой Анисией. Бабушка жила в деревянном стареньком доме рядом с дорогой, на противоположной стороне которой стоит сейчас Ильинский Храм . Бабушка еще в то время предсказала, что на этом месте будет построен храм. Однажды ночью дом загорелся, начался пожар. Дом сгорел дотла. Икон в доме у бабушки было очень много. Они были в окладах прибиты к стене. Но случилось чудо – бабушки каким-то образом оказались на улице, а иконы и книги были разложены на белой простыне, на земле. Сами бы они не выбрались и ничего бы не смогли вынести из горящего дома. На вопрос дедушки «Как же вы спаслись, и кто вам помог?» прапрабабушка спокойно и уверенно ответила: «Господь, кто же еще!». Такое чудесное спасение по- другому трудно объяснить. Самые лучшие из сохранившихся икон прапрабабушка передала храму Иоанна Предтечи, что в Афинеево: Черниговская Божия Матушка и Спас Рукотворный, а книги находятся у дедушки и являются семейной реликвией. С прапрабабушкой происходили и другие чудодейственные события, которые подтверждают, что она жила под Божиим покровом и была его избранницей . Например бабушка знала день своей смерти. Она попросила свою дочку – бабушку Юлю (дедушкину маму) принести ей в этот день сливочного масла. Когда бабушка Юля пришла, на кровати лежала бабушка Таня, скрестив руки, она уже умерла.
К бабушке приходили люди со всей Апрелевки за советом, бабушка никому не отказывала. Бабушка предсказала моему дедушке – Сатлейкину Павлу Ивановичу, что он станет известным человеком. Сейчас он известный адвокат. Мы вместе с дедушкой часто ходим в храм Иоанна Предтечи.
Заключение
В 2009 году храму Иоанна Предтечи исполнилось 300 лет. В настоящее время в издательство для публикации передана рукопись о его истории. Её авторами являются известные краеведы Наро-Фоминского района. Мне очень хочется прочесть эту книгу и узнать как можно больше о нашем храме. Содержание моей работы базируется главным образом на данных натурального обследования и архивно-библиографического изучения материалов, полученных в процессе паспортизации храма. Представленный план храма выполнен в процессе паспортизации. Часть фотографий получена из частных коллекций, частично извлечены из сети Internet и сделаны мной. На выставке, проходившей в ДК и С «Мелодия» я познакомилась с картинами, на которых изображён храм Иоанна Предтечи. Мне тоже захотелось нарисовать наш храм. История храма вдохновила меня на написание о нём стихотворения. (Приложение)
Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи представляет художественную и историко-архитектурную ценность. «Жемчужина Подмосковья» - можно сказать о нём. Это достояние, которое надо беречь, изучать и гордиться.
Во время Великого поста, 12 марта я была на службе в храме. Это была суббота, но в церкви было всего 9 человек. В этот день женщины вместе с отцом Вадимом с утра трудились на ремонте храма, отстояли утреннюю службу и остались на Всенощное бдение. Хора сейчас в храме нет, хотя его удавалось сохранить даже в богоборческие годы. Ещё несколько лет назад в храме был большой приход. В связи со строительством храма Серафима Саровского в посёлке Селятино и храма Илии Пророка в Апрелевке, приход значительно уменьшился. Многие из жителей Селятино и Апрелевки до строительства новых храмов были прихожанами церкви в Афинеево.
Чтобы предположить возможности прихода Афинеевского храма я обратилась с вопросом к главному архитектору города Апрелевки Садыченко Елене Ивановне. Она сообщила, что в Афинеево в 2011 году насчитывается 215 хозяйств, в них постоянно проживает 192 человека. В деревне Малые Горки 199 дворов, в которых проживает 148 человек. В деревне Першино 62 двора, с населением 57 человек. Местного населения лишь малая доля, большую же часть составляют москвичи-дачники.
Служба в храме проходит во все дни. Народа собирается мало. Исключение лишь составляют большие праздники: Крещение, Пасха, Рождество.
Только серьёзные изменения в жизни страны, её духовное возрождение, могут привести к увеличению прихода в Афинеевском храме. На всё Воля Божья.
Литература.
1. Архивы Кремля в 2-х кн. Политбюро и Церковь. 1922-1925. М.-Новосибирск. "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН),"Сибирский хронограф'.'1997. Кн. 1.
2. Игумен Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Тверь: Булат, 1992 – 2002
3. Козлов В. «Откуда есть пошла земля Нарофоминская», Н-Ф., 2001
4. Мартиролог расстрелянных и захороненных на полигоне НКВД "Объект Бутово" 08.08.1937-19.10.1938. М.:"Зачатьевский монастырь", 1997.
5. МБУ «Наро-Фоминский районный архив»
6. Паспорт Церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи. М., 1982
7. Подъяпольская Е. Н., Смирнов Г.К. Памятники архитектуры Московской области. Выпуск 4, МОК центр, 2009 г.
8. Постановлением Совета Министров РСФСР № 624 от 4 декабря 1974 года
9. Православие и современность. Электронная библиотека.
10. «Энциклопедия для детей». «Религии мира». Т.6, Ч.II М., «Аванта+» 1996
11. http://sysoev2.narod.ru/biography.html
12. www.infosel.ru/church
Каргопольская игрушка
Четыре художника. Осень
Юрий Визбор. Милая моя
Как Снегурочке раскатать тесто?
Убунту: я существую, потому что мы существуем