• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа по русскому языку по теме "Увы, забытое письмо"

Опубликовано Корсанова Елена Геннадьевна вкл 21.05.2013 - 14:36
Автор: 
Салихова София учащаяся 9 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_rabota_po_russkomu_yazyku_uchashcheysya_9_klassa_salihovoy_sofii.doc115.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Увы, забытое письмо»

исследовательская работа по русскому языку

учащейся 9б класса  ГБОУ СОШ № 128

Калининского района Санкт-Петербурга

САЛИХОВОЙ   СОФИИ

          Руководитель:    Корсанова Елена Геннадьевна

                                           учитель русского языка и литературы

                                           ГБОУ СОШ № 128

2012 г.

Общие сведения об исследовательской работе

Предмет: русский язык и литература

Цель исследования: проанализировать причины исчезновения эпистолярного жанра из

                                     повседневной жизни современного человека.

Задачи исследования:

  1. Познакомиться с историей возникновения эпистолярного жанра и   письма.
  2. Проанализировать  историю  возникновения  и развития SMS- ки.
  3. Провести социологическое исследование (анкетирование) учащихся своего класса с целью определения роли  письма в их жизни и особенностей современной переписки.
  4. Обобщить информацию и сформулировать  вывод  по теме исследования.  

Гипотеза:

потребность в письменном общении современных людей остается высокой, но его форма  отличается от переписки людей прошлых веков. Внедрение  в нашу жизнь  мобильных телефонов сделало жанр письма неактуальным, а речь людей - бедной, невыразительной и малограмотной.  Так ли это?

Методы и приемы работы: чтение,  анализ,  анкетирование, сбор и обработка

                                                  информации, компьютерные технологии

Содержание  работы:

 1. Введение: актуальность выбора темы, цели и задачи исследования                                                                                      

2. Теоретические исследования                                                          

  1. Особенности эпистолярного жанра. История письма.
  2. История возникновения SMS- ки.

3. Практические исследования                                                                  

  1. Проведение анкетирования учащихся с целью  определения их отношения к письму

      как эпистолярному жанру.

  1. Обработка информации, вывод

4. Заключение  

5.  Список использованной  литературы.


  1. Введение       

      Люди никогда не могли жить без общения. Одним из способов общения были письма, в которых  делились новостями, поздравляли с праздниками,  раскрывали чувства.  Писем ждали, им радовались, к ним относились как к ритуалу.

      В настоящее время молодежь сталкивается с бумажными  письмами только в школе,  на уроках развития речи и литературы. А в повседневной жизни?

      На улице, в метро, на занятиях,  в лифтах, в очереди к кассе супермаркета и на пешеходном переходе мы постоянно видим молодых и не очень молодых людей, азартно или задумчиво нажимающих на кнопки мобильных телефонов. Они набирают  SMS -сообщения, попросту SMS-ки. Очевидно, что воздействие новой формы коммуникации на сознание молодого поколения нельзя игнорировать. Но, а как же письмо, написанное на бумаге, сложенное в конверте, проделавшее длинный путь до адресата?

       Я задумалась над этим вопросом и позволила предположить, что потребность в письменном общении наших современников остается высокой, но его форма  отличается от переписки людей прошлых веков. Внедрение  в нашу жизнь мобильных телефонов сделало жанр письма неактуальным, а речь людей - бедной, невыразительной и малограмотной.  Так ли это? Я попробовала исследовать этот вопрос и назвала свою работу «Увы, забытое письмо…..»

        Данная тема является актуальной по нескольким  причинам:

- число пользователей мобильной связью постоянно растёт;

- пользователи  SMS - сообщений постоянно «молодеют»;

- традиционное бумажное письмо умирает;

- сама жизнь заставляет нас общаться SMS-ками, и это ведёт к упрощению языка.

        Задачами моего  исследования стали:

  1. Познакомиться с историей возникновения эпистолярного жанра и   письма.
  2. Проанализировать  историю  возникновения  и развития SMS- ки.
  3. Провести социологическое исследование (анкетирование) учащихся своего класса с целью определения роли  письма в их жизни и особенностей современной переписки.
  4. Обобщить информацию и сформулировать  вывод  по теме исследования.  

  1. Результаты теоретического исследования.

2.1. Значение слова «ЭПИСТОЛЯРНЫЙ».

ЭПИСТОЛЯРНЫЙ (от греч. epistole – письмо, послание) текст, имеющий форму письма, открытки, телеграммы, посылаемый адресату для сообщения определенных сведений

2.2. Из истории письма.

         Как же давно начали писать письма

        История говорит о том, что первое письмо было рисуночное.  Появилось оно около 5  тысяч лет назад. Люди с помощью рисунков пытались рассказать о  событиях своей жизни или передать какое - то сообщение.        

       В Древнем Египте и Китае люди придумали другой способ письма- иероглифы. Слово «иероглиф» означает « священные знаки». Каждый иероглиф обозначает слово или его

часть.                       

        Позже, 3 тыс. лет назад, возник другой вид письма – клинопись..  

Его придумали финикийцы, которые каждому звуку дали свой символ – букву. Символы объединялись  и образовывали целое слово. От греческого алфавита произошла славянская азбука, которая была создана братьями Кириллом и Мефодием.  Она получила название кириллица. Имея 40 букв, кириллица является одной из самых удобных систем письма.              

      Люди писали письма на камнях, глиняных дощечках, бересте, папирусе, а потом и бумаге.

   Интересна и история передачи сообщений на расстоянии. С каменного века

начинается история обмена известиями. Тогда информация передавалась дымом костров, ударами в сигнальный барабан, звуками труб. Позже стали посылать гонцов с устными сообщениями. 2500 лет назад уже применялся эстафетный способ передачи писем от гонца к гонцу.  

           Первое упоминание о «Бутылочной» или «Морской» почте появилось  около 1493 года.   Чаще всего этот способ использовали для передачи сообщений о бедствиях кораблей.

            Удивительной способностью голубей возвращаться издалека домой, к родному гнезду, с большой скоростью (60-80 км/ч) пользовались ещё в глубокой древности. Греки, римляне, египтяне, персы, евреи, а позднее галлы и германцы использовали голубей для военных, коммерческих и других целей.   Греки сообщали в различные города имена победителей на Олимпийских играх с помощью голубей.  Особое развитие получила голубиная почта в Египте.

           Когда же появилась почтовая связь, а грамотных стало больше, ямщицкие почтовые тройки мчали письма адресатам. В письма вкладывали душу, им доверяли самое сокровенное; рекомендательные письма открывали двери самых неприступных домов, а подброшенные  письма губили самые непорочные репутации.

         В те времена прибытие почтовой кареты в маленький населённый пункт было целым событием. О своём приближении почтальон громко трубил в почтовый рожок. Новости доставлялись со скоростью 70 км в сутки — столько проезжал почтовый дилижанс.

       Наибольшее впечатление производит переписка  18-19 века. Познакомившись с письмами выдающихся людей этой эпохи, я не перестаю восхищаться тем языком, которым они написаны, но и понимаю значение этого вида творчества. А это действительно было творчеством. К написанию письма относились трепетно, писали их долго, продумывая каждое слово, каждое обращение, вкладывая в них душу, чувства и эмоции.   Оно хранит тепло рук писавшего. Оно как бы имеет душу

                                 

                                   «Милостивый государь Александр Сергеевич!

                      Спешу известить  Вас о том, что я с сердечною благодарностию

           и величайшим удовольствием прочел обязательное письмо ваше.  Я

          давно не имел удовольствия получать от Вас известия, о чём искренне

          сожалею.

                      Долг мой и желание были бы встретиться с Вами лично.  И  если я

         прикован к Москве, то вы не век будите жить в Петербурге. И я уверен, что

         приехав сюда, захотите показать мне новый знак драгоценной для меня

         приязни вашей.   Будьте уверены, что ничто не может переменить мое

         почтение и любовь к Вам.

                                  С глубочайшим почтением  имею счастье быть,

                                милостивый государь, Вашим покорнейшим слугою.

                                                                 М. Загоскин.»

/ Друзья Пушкина: Переписка. Воспоминания. Дневники. В 2-х , т.2/ Сост. В.В.Кунин-  М.,1986./

 

                             «Милостивая государыня матушка Наталья Ивановна!

Как я жалею, что на пути моем из Петербурга не заехал я в Ярополец; я бы имел и счастие с Вами свидеться, и сократил бы несколькими верстами дорогу и миновал бы Москву, которую не очень люблю и в которой провел несколько лишних часов. Теперь я в заводях, где нашел всех моих, кроме Саши, здоровых, - я оставляю их еще на несколько недель и еду по делам отца в его нижегородскую губернию, а жену отправляю к Вам, куда и сам явлюсь как можно скорее……..

                    Целую Ваши ручки и поручаю себя и всю семью мою Вашему благорасположению.

                                                     А.С Пушкин»

/Горбачева Н. «Прекрасная  Натали».-М.: Олимп; Смоленск: Русич, 1999. – 480 с.: ил. –     (Женщина-миф»)./

         Появление в начале XIX века паровоза и парохода, а в начале XX века - самолёта значительно увеличило скорость пересылки почтовых отправлений. Почтовая связь стала общегосударственной и начала обслуживать всё население.

          Особое место в истории занимает фронтовое письмо – треугольник. Как ждали  этих треугольников на фронте! Но и в тылу их ждали тоже.

           И наконец, сегодня, в 21 веке мы,  имеем особый жанр письма – SMS – сообщение,  которое пришло к нам вместе с новым чудом техники – мобильным телефоном. Краткость содержания и мобильность пересылки стали основными  критериями его востребованности.

2.3. Что такое SMS? История развития SMS.

      В наш век компьютерных технологий мы слишком мало пишем письма. Нам легче быстро набрать фразу на дисплее мобильного телефона, чем отправить рукописное письмо по почте.  Это и быстрее, и проще.

      SMS - услуга пересылки коротких сообщений, позволяющая посылать и принимать текстовые сообщения с использованием мобильного телефона, короткое (не более 160 знаков) текстовое сообщение, использующее для передачи смысла сокращения, заимствования, идеограммы и т. д.

        История развития SMS весьма интересна.  14 лет этот сервис оставался невостребованным, потом за короткий период времени стал для большинства операторов чуть ли не основным источником дополнительных доходов.

       Начиналось же все в далеком 1991 году, когда институт стандартов в области телекоммуникаций (ЕТSI) предложил механизм обмена небольшими блоками текстовой информации между мобильными абонентскими станциями.  В декабре 1992 года инженер компании Vodafone Нейл Пэпуорс (NeilPapworth) со своего телефона отправил коллегам первое в мире SMS-сообщение, содержащее короткое поздравление с наступающим Рождеством.  На свет появилась технология, изменившая впоследствии мобильную жизнь миллионов людей по всему миру. Новую перспективную технологию признали не сразу. Операторы не спешили выводить ее на рынок.  Причины очевидны — в то время мобильный рынок только формировался, не было четкого понимания, как можно использовать новый сервис с коммерческой точки зрения, да и количество заинтересованных в услуге пользователей было невелико.  

        Примерно в конце прошлого века телефон постепенно стал превращаться из способа коммуникации менеджеров и профессионалов в устройство, применяемое массово. В этот момент и началось второе рождение SMS - оказавшаяся «мобилизованной» молодежь увидела в новом сервисе возможность сэкономить, а также новое средство самовыражения. Операторы, «почуявшие» выгоду, запустили активную рекламную поддержку новой услуги, а в 2000 году позволили своим клиентам посылать SMS пользователям других сетей. Все это резко увеличило привлекательность услуги и также послужило фактором проникновения SMS в массы. Особый язык  SMS -сообщений («текстинг») получил официальное признание как средство коммуникации и передачи информации.

        Новое поколение называют поколением «Большого пальца», или клипперами.  Вначале они сидели за компьютерными приставками, теперь ловко набирают SMS-ки.

Главная особенность   SMS-ки в том, что ее  объем  ограничен. Следовательно, нужно сообразить, как уложить максимум содержания в минимум знаков.

  1. Результаты практического  исследования.

Методом практических  исследований стал опрос учащихся – сверстников,

в котором участвовало  30 чел.

             3.1. Первая часть опроса была посвящена исследованию степени использования разных форм письменных  сообщений в  современной жизни подростка.  

Результаты представлены в таблице:

№

Вопросы:

Ответы:

1.

Пишите ли вы письма?

«да» – 2 чел.

«нет»- 28 чел. Основная причина – неудобно и

                         долго ждать ответа.

2.

Пользуетесь ли вы электронной почтой?

«да» - 23 чел.

«редко» - 2 чел.

«только для официальных разговоров» -3 чел.

«нет» - 2 чел. Причина -  нет необходимости.

3.

Используете ли вы SMS-сообщения?

«да» -  20 чел.

«редко, когда есть деньги» - 6 чел.

«нет» - 4 чел. Причина – возможность просто

                        позвонить.

4.

Какой из трех видов сообщений является  для вас приоритетным?

1 место -  SMS-ка                             (55%)

2 место -  электронная почта          (45%)

3 место – почтовое письмо             (0%)

5.

С кем чаще всего переписываетесь?

«с друзьями» - 15 чел.

«с незнакомыми» - 6 чел.

«со всеми» - 1 чел.

«с родственниками» - 8 чел.

Данные результаты подтверждают мое предположение о том, что традиционное почтовое письмо  не пользуется авторитетом по сравнению с новыми формами письменных сообщений. Больший процент голосов за SMS-ку объясняется возможностью иметь мобильный телефон всегда под рукой (практически 24 часа в сутки), а электронная почта доступна не всегда.  

3.2. Следующая часть опроса была посвящена ситуациям, в которых используется    

 SMS-ка.  Результаты показали, что чаще всего она используется в следующих

 ситуациях:

  1. узнать о местонахождении  и планах адресата /сообщить о своем местонахождении  и планах;
  2. узнать о самочувствии и настроении адресата/ сообщить о своем самочувствии и настроении;
  3. сообщить о мимолетном текущем впечатлении, о чем-то только что сделанном или увиденном;
  4. попросить о чем-либо адресата;
  5. спросить что-либо у адресата;
  6. поздравить с праздником;
  7. выразить свои чувства и эмоции

       Данные сведения показали, что SMS-ка позволяет в короткий срок получить оперативную информацию от своего собеседника, что является положительным ее

качеством.

        3.3. Последняя часть моего исследования была выполнена методом  сравнительного

анализа писем 19 века, прочитанных мною,  и современных  SMS-сообщений, которые часто используют мои сверстники. В общих чертах эти два письма могли бы выглядеть следующим образом.

Письмо из 19 века

Письмо из 21 века

                Милостивый государь!                                                      

       Спешу уведомить  Вас о ……………… и препоручить себя Вашему благорасположению. Я давно не имел удовольствия получать от Вас известия, о чём искренне сожалею. Долг мой и желание были бы ……………………………………...

      Будьте уверены, что ничто не может переменить моё почтение и любовь к Вам.

           С глубочайшим почтением … имею счастье быть, милостивый государь …, Вашим покорнейшим слугою ……

                        (Подпись)

                     

                    Привет,   Санек!

          Как житуха? У меня все о'key. Каждый день хожу в школу. Да, недавно схватил пару по русскому языку, а еще классная отругала за то, что с лит-ры сбежал. От предков так попало! Быстрей бы каникулы!

              Ну, все пока, Санек, увидимся.

                           Твой Витек.

Результаты сравнительного анализа представлены в следующей представлены в таблице.

особенности

письмо

SMS

наличие адресата

+

+

возможность общения

+

+

желание поделиться чем-то, рассказать о чём-то

+

+

инструментарий

бумага, перо

телефон, кнопки

объем сообщения

не ограничен

ограничен

структура сообщения

приветствие

основная информация

прощание

приветствие

основная информация

прощание

связность речи

+

-

выразительность речи

в большей степени

в меньшей степени

проявление индивидуальности

+

+

скорость доставки до адресата

-

+

скорость обратной связи

-

+

частота обмена информацией

-

+

сохранение тайны переписки

+

+

       У традиционных  писем и SMS  сообщений есть как общие черты, так и существенные различия. И те, и другие дают автору  возможность передать любую информацию, выразить свои чувства и эмоции. Причем у SMS  появилась возможность это делать быстро, часто и оперативно. Но при этом изменился стиль письма, его структура, утратилась его выразительность и связность, уменьшился объем сообщения.

         3.4. Из всех проведенных исследований можно сделать следующий  вывод.

Желание письменно обмениваться информацией осталось актуальным и в наши дни. Но

современное средство переписки практически вытеснило традиционное рукописное письмо за счет  скорости передачи, упрощенности языка и мобильности обратной связи.

Эпистолярный жанр   практически не используется в современной жизни (если не считать специальных уроков в школе).  На мой взгляд, это печальное явление, потому что написание письма требует усидчивости, внимания, терпения, зова души и чувств, то есть тех качеств, которых как раз и не хватает современному молодому человеку.

  1. Заключение.

        Достижения научно-технической революции постепенно вытесняют роль письма в нашей жизни. Письма заменили телефонные разговоры и электронная почта. Теперь письма не пишут - оставляют сообщения, которые написаны скудным некрасивым языком со множеством ошибок.  Многие из нас не знают даже структуры написания письма. Разве это правильно!?

     В письмах запечатлена живая, ищущая душа. В них можно писать, не боясь о мелочах, подробностях, деталях, мимолётностях жизни, об анекдотах, историях, маленьких забавных событиях. Ведь только в письме мы можем  открыть внутренний мир человека, подчеркнуть оригинальность натуры,  своеобразную манеру излагать свои мысли, если, конечно, он владеет  искусством писать письма

               Я надеюсь, что люди  вскоре захотят по-другому взглянуть на эпистолярный жанр и  

         его роль в жизни общества.

             5. Список литературы                          

         1. Д. Э. Розенталь М. А. Теленкова – Словарь лингвистических терминов

         2. Владимиров Л. И. История письма. -М.; Изд-во российского открытого  университета.

3. Друзья Пушкина: Переписка. Воспоминания. Дневники. В 2-х , т.2/ Сост. В.В.Кунин-

     М.,1986.

4. Горбачева Н. «Прекрасная  Натали».-М.: Олимп; Смоленск: Русич, 1999. – 480 с.: ил. –

    (Женщина-миф»).

5. Интернет-ресурсы: http://allfornokia.com/reviews/istoriya-sozdaniya-obychnoj-sms-ki.html/

                             


Поделиться:

В поисках капитана Гранта

Зимняя сказка

"Разделите так, как делили работу..."

Машенька - ветреные косы

Будьте как солнце!

Комментарии

"Увы, забытое письмо"

21.05.2013 - 15:03

Данная работа представляет результат теоретических и практических исследований в области развития эпистолярного жанра.

Корсанова Елена Геннадьевна
  • изменить
  • ответить