КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ, ПРОЕКТА:
Название работы (проект): « Баба-Яга- удивительная героиня детских сказок»
Выполнила: Тулубаева Диана
Под руководством: Юнусовой Натальи Здиславовны,
учителя начальных классов
Исследовательская работа посвящена: литературному образу Бабы-Яги, её роль в сказках.
Где вы искали информацию для ответа на этот вопрос: Интернет,
« Сказки народов мира», « Русские народные сказки», « Сказки А.Н. Афанасьева».
Какие гипотезы выдвигали: если изучить литературные произведения и научные материалы, то можно узнать происхождение образа Бабы-яги, какова её роль в сказках.
Использовали ли вы следующие (или другие методы) исследований для своих гипотез: поиск ,планирование действий по изучению материала. Дальнейшая обработка собранной информации.
Весь полученный материал был проанализирован и обработан. Итогом работы стал проект «Баба-Яга- удивительная героиня детских сказок».
Проводя анализ исследования по данной теме, можно сделать выводы,
в процессе выполнения настоящей работы было проведено исследование сказок, касающихся выбранной темы.
Во время работы пришлось познакомиться с ней настолько близко, что почти «побывали в гостях в тридевятом», «узнали в лицо» ее родных и близких, с уважением и почтением хочется относиться к их «семейным традициям». Все это позволило лучше понять и принять объект изучения – Бабу–Ягу. Ещё многие поколения детишек вырастут на русских сказок, где Баба – Яга зла и коварна, но при этом смешная, забавная, добрая. Сказки еще раз напоминают, что добро и зло в этой жизни живут рядом, но добро всегда побеждает. В заключении можно сказать, что поставленные в данной работе цель и задачи выполнены.
Для оформления результатов исследования я использовал иллюстрации
Текст выступления на конкурсе подготовлен в виде презентации..
Вложение | Размер |
---|---|
baba-yaga-udivitelnaya_geroinya_detskikh_skazok.doc | 622.5 КБ |
Оглавление
Абстракт……………………………………………………………….1-2
Введение……………………………………………………………….. 3
1.Исследовательская часть……………………………………………4-12
1.1.Образ Бабы-Яги в сказках………………………………………...4
1.2Жилище Бабы-Яги………………………………………………….5
1.3.Яга-костяная нога.………………………………………………….5-6
1.4.Основные типы Бабы-Яги в волшебных сказках…………………6-10
1.5.Баба-Яга на экране…………………………………………………11-12
Заключение………………………………………………………………13
Список используемой литературы……………………………………..14
Приложение………………………………………………………………15-24
Абстракт
Цель данного исследования – проследить образ Бабы-Яги, определить ее роль в сказке, попытаться определить происхождение образа.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
Методы исследования: для решения поставленных задач в работе используется описательный метод (а именно, наблюдение, классификация, обобщение).
Гипотеза: если изучить литературные произведения и научные материалы, то можно узнать происхождение образа Бабы-яги.
Если проанализировать образ бабы – яги, ее поступки, то можно получить опыт, который поможет в жизни избежать критические ситуации, либо находить выход из них.
Этапы, процедуры исследования: поиск, планирование действий по изучению материала, обработка полученной информации, анализ литературных произведений и научных статей, систематизация и обобщение материала, анкетирование.
Степень самостоятельности: поиск обширного количества материала на данную тему.
Результаты работы и выводы: В процессе выполнения настоящей работы было проведено исследование сказок, касающихся выбранной темы.
Во время работы пришлось познакомиться с ней настолько близко, что почти «побывали в гостях в тридевятом», «узнали в лицо» ее родных и близких, с уважением и почтением хочется относиться к их «семейным традициям».
1
Все это позволило лучше понять и принять объект изучения – Бабу–Ягу.
Еще многие поколения детишек вырастут на русских сказок, где Баба – Яга зла и коварна, но при этом смешная, забавная, добрая. Сказки еще раз напоминают, что добро и зло в этой жизни живут рядом, но добро всегда побеждает.
В заключении можно сказать, что поставленные в данной работе цель и задачи выполнены.
Область практического применения: применять можно как дополнительный материал по литературе, для самостоятельного изучения.
2
Введение
Я был в избушке на курьих ножках.
Там все как прежде. Сидит Яга.
Пищали мыши и рылись в крошках.
Старуха злая была строга.
Сказки - прекрасное творение искусства. Наша память неразлучна с ними. В простодушных и нехитрых историях о лисе и волке, цапле и журавле, дурачке Емеле, Бабе Яге, чудесах царевны-лягушки нас привлекает острота социального смысла, неистощимость выдумки, мудрость жизненных наблюдений. С необычайной щедростью, во всем великолепии показаны в сказках сокровища народной разговорной речи. Гибкостью, тонкостью смысла, многообразием и обилием оттенков слово в сказке удивляло даже самых взыскательных художников.
В мир сказок мы вступает в самом раннем детстве, как только начинаем говорить. Русская волшебная сказка создала замысловатый мир. Все в нем необыкновенно. Топор сам рубит лес ; печка разговаривает, яблоня укрывает своими ветвями детей, бегущих от посланных Ягой гусей- лебедей.
- Кто же это Баба – Яга?
Слушая сказки, мы привыкли , что Баба –Яга необходимый персонаж.
Что в этом лихом существе такого, что пугает, а одновременно и влечёт , притягивает к сказкам. Мне захотелось узнать больше, познакомиться с ней поближе.
3
1.Исследовательская часть
1.1Образ Бабы - Яги
Кто же эта Баба – Яга?
Баба - Яга обычно изображается мерзкой, злобной, жестокой старухой. Возможно, всегда чувствовалось, что это лишь маска, а не истинная суть.
Если обратиться к аналогу Большого энциклопедического словаря энциклопедии Britannica – найдешь информацию, ненамного отличающуюся от нашей: «Баба Яга - это старая злая женщина, которая занимается колдовством. Является популярным персонажем в сказках славянских народов».
Оказывается, Баба Яга существует не только в русском фольклоре. Пожалуй, не только любой украинский или польский ребенок был бы очень расстроен и обделен, если бы вдруг больше не оказалось в сказках его любимой Бабы Яги. В сказаниях любого народа мира, есть персонаж, родственный русской Бабе Яге. В детстве мы просто воспринимаем Бабу Ягу всей своей душой, не давая определение, плохая эта женщина или хорошая. Она просто оставалась желанной Бабой Ягой на великом протяжении множества и моих любимых сказок.
Достойное место данный образ занимает в Мифологическом словаре: «Баба-Яга, Яга Ягишна, Яга Виевна, Яга Змиевна- сказочный персонаж;» род ведьмы или злой дух под личиною безобразной старухи.
Баба-Яга – специфичный персонаж славянских и русских волшебных сказок. Исторические корни этого образа недостаточно выявлены. Установлено, что истоки образа Бабы-Яги кроются в мифологии – славянской богини смерти. Богиня эта – одна из древнейших. У Яги есть прототипы в других странах. У греков ей соответствует Геката – страшная трехликая богиня смерти, ночи, колдовства и охоты. У германцев – Перхта, Хольда (Хель,Фрау Халлу).
Перхта-Хольда обитает под землей (в колодцах), повелевает дождем, снегом, и вообще погодой и носится, подобно Яге или Гекате, во главе толпы призраков и ведьм. У немцев Перхту заимствовали их славянские соседи – чехи и словенцы. У индийцев – не менее жуткая Кали.(Приложение 1).
4
1.2. Жилище Бабы-Яги
Согласно сказкам, Баба – Яга живет в лесу на курьих ножках , вокруг избы – забор из человеческих костей, и на заборе вместо горшков – черепа, вместо засовов – нога, вместо запоров – руки.
Вышла Марьюшка на поляну, а на поляне избушка на курьих ножках, вокруг тын, а на кольях лошадиные черепа… («Финист – ясный сокол»);
Ехал по долам, по горам, по зелёным лугам и приехал в дремучий лес, в том лесу стоит избушка, на курьих ножках, на бараньих рожках ( «Иван - Быкович») .
Побежала – стоит избушка на Курьих ножках, стоит - поворачивается
(«Гуси – Лебеди»)(Приложение 2)
В сказках Баба-Яга обитает чаще всего в густой и непроходимой лесной чаще.
1.3.Баба-Яга-костяная нога
Передвигается Баба-Яга обычно также подобно ведьме или нечистому духу. Так, в сказках она ездит в железной ступе, погоняя ее пестом и заметая следы помелом: «Яга – баба ездит за человеческим мясом, похищает детей, ступа ее железная, везут ее черти; под поездом этим страшная буря, все стонет, скот ревет». Иногда она может перемещаться с места на место, принимая облик вихря или бури; как и ведьма, может оборачиваться змеей, кобылой или коровой, деревом, различными предметами, природными явлениями.
Слугами Бабы-Яги, как и слугами ведьмы, считали гадов (змей, лягушек, ящериц), черных котов, воронов; считалось также, что у нее в подчинении находятся черти и всякая другая нечистая сила(например, сказочный кот Баюн, наделенный голосом, слышанным за семь верст, а своим мурлыканьем напускающий колдовской сон, почти неотличимый от смерти).
Такой образ Бабы-Яги, злобной колдуньи, был характерен для многих, но далеко не для всех народных сказок.
Я узнала из сказок, её основные черты: это женщина старуха.
5
Баба – первая часть имени показывает, что она преклонного возраста. Ведь наши слова « баба», «бабушка» предназначены для обозначения людей старшего поколения.У неё необычная чаще всего – костяная нога.
Добрые молодцы входят в избушку – на печи лежит Баба –Яга костяная нога.(«Иван – Быкович»)
Долго ли, коротко ли – прилетает к избушке, входит – в избушке сидит Баба – Яга, костяная нога, старая, беззубая. («Заколдованная Королева»).
Вошел в избушку Иван, гостиный сын, а там лежит Баба – Яга костяная нога. («Сказка о Василисе Премудрой»).
Костяная нога упоминается почти всегда в единственном числе- образ одноногой Яги. Уже её одноногость является основанием, что она входит в круг божеств. Начало родословной от змеи. Она, как правило, не ходит, а летает, подобно мифическому змею.
1.4.Основные типы Бабы-Яги в волшебных сказках
Волшебная сказка знает несколько образов Бабы Яга(Приложение 3)
Яга-воительница.
В некоторых славянских сказках Баба-Яга выступает не как злая лесная старуха, а как степная Богатырша, иногда – мать, жена лил сестра убитых богатырями змеев. Царство ее находится «за тридевять земель в тридесятом царстве», часто – в подземном мире. Она владеет табунами волшебных коней и , чтобы получить такого коня, герой нанимается пастухом к Яге. В некоторых сказках Яга сама ездит верхом на коне и сражается с богатырями, а в случае поражения проваливается под землю, в подземное царство. В основу подобных сказок-легенд о воинственной Яге-воительнице, обитающей где-то очень далеко, вероятно, легли сказания о войнах с царством амазонок. Амазонки ехали во главе своего отряда в железных чанах, которые тащили лошади, и, указывая перстом на русское войско, восклицали «Яга!», что принято трактовать, как «ура!». (Приложение 4)
6
Яга-похитительница – наиболее распространенный тип и характерен северному образу Яги. (Приложение 5)
В сказках она часто похищает детей и стремится изжарить их в печи, что напоминает известный во многих местах обряд «перепекания ребенка»,
совершавшийся над больными или слабыми детьми: ребенка символически уничтожали, чтобы он возродился вновь уже другим человеком. Возможно даже, что сказки о «Яге – похитительнице» возникли на основе древнего колдовского обряда, посвящения юношей в охотники, введения их в определенную возрастную группу.
Обряд заключался обычно в том, что подростков, мальчиков 10-12 лет, на некоторое время уводили из селения и подвергали различным испытаниям, проводя своеобразный экзамен по всем практическим охотничьим навыкам; при этом юноши как бы «умирали» для племени, чтобы вместо них «родились» мужчины, воины и охотники. «Экзаменом на зрелость», который все юноши должны были «сдать», руководил, по-видимому, мужчина, охотник.
Яга-дарительница, тип которой целесообразно подразделить на несколько функциональных подтипов:
«Пошла Марьюшка, а лес стал еще темнее. За ноги ее цепляет, за рукава хватает… идет Марьюшка, идет и назад не оглянется.
Долго ли, коротко ли шла, башмаки железные износила, посох железный поломала, колпак железный порвала. Вышла на полянку, а на полянке избушка на курьих ножках, вокруг тын, а на кольях лошадиные черепа, каждый череп огнем горит.
Говорит Марьюшка:
- Избушку, избушка, встань к лесу задом, а ко мне передом.
Повернулась избушка к лесу задом, а к Марьюшке передом. Зашла Марюшка в избушку и видит: сидит там Баба – яга – костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос. Сама черная, а во рту один клык торчит. Увидела Баба-яга Марьюшку, зашумела:
7
- Тьфу, тьфу, русским духом пахнет! Красная девушка, дело пытаешь, аль дело лытаешь?
- Ищу, бабушка, Финиста - ясна сокола.
- Трудно, красавица, тебе будет его отыскать, да я тебе помогу. Вот тебе серебряное донце, золотое веретенце, бери в руки, само прясть будет, потянется нитка не простая, а золотая.
- Спасибо тебе, бабушка!
- Ладно, спасибо потом скажешь, а теперь слушай, что я тебе накажу: будут золотое веретенце покупать – не продавай, а просись Финиста – ясна сокола повидать.
Поблагодарила Марьюшка Бабу – ягу и пошла, а лес зашумел, загудел, поднялся свист, совы закружились, мыши из нор повылезли да все на Марьюшку. («Финист – ясный сокол», русская народная сказка).(Приложение 6)
Такой нам с детства знакома Баба-Яга.
а) Яга-советчица (Яга сама ничего не делает для героя, но указывает, к кому обратиться за помощью, к примеру, к своей старшей сестре);
Послушай же,ступай по тропинке. И дойдешь до пруда, спрячься за деревом и выжидай время. ( «Василиса Премудрая»)
б) Яга-повелительница сил природы и животного мира (Яга повелевает утром, вечером, ночью, ветром (в народных сказках типа «Заколдованная королевна», «Василиса Прекрасная» волками, медведями, другим лесным зверьем);
… Баба – Яга вышла и говорит своей работнице:
- Ступай, истопи баню, да вымой племянницу, да смотри, хорошенько «Баба Яга»
… Стала Баба – Яга спать ложиться и говорит:
- Когда завтра я уеду, ты смотри – двор вычисти, избу вымети, обед состряпай, бельё приготовь. ( «Василиса Прекрасная»)
в) Яга-охранительница (покровительница), следящая с помощью своих волшебных помощников (совы, блюдечка и проч.) за похождениями героя.
8
Яга-прародительница; (мать- бабка для нескольких своих дочерей- внучек-ягишн, хозяйка лесных зверей (аналог лешего), тетка (сказка «Баба Яга» )
В сказках, где одновременно фигурируют Баба Яга и Кощей Бессмертный, Яга выступает в роли покровительницы и дарительницы, а Кощей - в роли воителя и похитителя.
Иногда функции Яги выполняют ее женские заместители-аналоги:
-Ягишна, ведьма
- старуха, колдунья, бабка ,а иногда - мужские:
- Кощей, колдун, Старик-сам с ноготок, борода с локоток, леший,
- Сильный Идолище, «Морозко» .
Кощей Бессмертный в волшебных сказках обычно предстает как похититель девицы, а иногда как пленник суженой главного героя, случайно освобожденный любопытным героем, в этом качестве он может замещаться Змеем.(Приложение 7)
Стражница потустороннего мира
Яга в сказках часто выступает именно как привратница, стерегущая границу между миром живых и миром мертвых, и проводницей в иной мир; она испытывает героев, пытающихся проникнуть мир мертвых, и помогает тем, кто эти испытания выдержал.
Очень интересен в плане происхождения образ «избушки на курьих ножках». Археологам хорошо известны небольшие деревянные срубы, стоящие на пнях, которые можно обнаружить, при раскопках курганов Х века. Вокруг них, как правило, идет кольцевая ограда из шестов, а на шестах человеческие черепа. Предназначались эти срубы или домовины, для погребального обряда. В них, совершив положенные ритуалы, оставляли покойника. Через некоторое время истлевшие останки выбрасывали, череп водружали на шест, а в сруб клали другого покойника. Ужас обуревает героя сказки при виде жилища Бабы-Яги: «Стоит избушка на курьих ножках, кругом избушки двенадцать шестов, на одиннадцати шестах по человечьей голове и только один не занятый. Подумал Иван-царевич: «Уж не моей ли он головы дожидается?».
9
Иван заговаривает с избушкой: «Избушка-избушка, повернись ко мне передом, а к лесу задом». Это, конечно, ритуал. Стоящий на пнях дом-гроб Бабы-Яги одной стороной, там, где вход, обращен к лесу (царство мертвых), а другой – к лесной опушке (царство живых).
Невидимая граница между двумя царствами проходит как раз по дому Бабы-Яги. Иван – живой человек, он не может переступить границу, поэтому он произносит заклинание, поворачивающее избушку.(Приложение 8)
Хозяйка леса
Образ лесной Яги-ведуньи связан с отождествлением ее с женщинами-
знахарками, отшельницами, которые жили в лесах, собирали лечебные травы, делали целебные снадобья или зелья, помогали тем, кто приходил к ним за помощью. С точки зрения Баба-Яга предстает как существо, живущее в гармонии с окружающим его миром (лес и его обитатели), отсюда представление о ней, как о хозяйке зверей, прародительнице всего живого, ведающей судьбами людей и наделяющей шаманов их сверхъестественной силой.(Приложение 9)
Змеиха
Первоначально образ Бабы-Яги восходит к архетипу тотемного животного – черной змеи. Предположительно, само слово «яга» является изначальным, позднее измененным названием змеи: известно, что общерусское «змея» не является исконным названием этого пресмыкающегося, а возникло, вероятно, по связи со словом «земля». Связью со змеей объясняется и «хромоногость» Бабы-Яги. Одноногие или хромые существа издревле соотносились с образом змеи: в сказках Баба-Яга летает, как мифический змей, к тому же однонога или хромает. Подобно мифическому змею, она поедает человеческое мясо и чует «человеческий дух» (В сказке, когда Яга возвращается домой, где притаился герой, она восклицает: «Фу-фу! Человеческим духом пахнет!») Подобно змеям, Баба-Яга во многих сказках сторожит источники живой и мертвой воды. Также змеи издревле считались существами, сопричастными к стране мертвых, а Баба-Яга соотносится со смертью и с потусторонним миром. (Приложение 10)
10
1.12.Баба-Яга на экране
Чаще других играл роль Бабы-Яги Георгий Милляр, в том числе:
В фильмах «Там, на неведомых дорожках» и «После дождичка в четверг» роль доброй Бабы-Яги исполнила Татьяна Пельцер.
В фильме «Огонь, вода и… медные трубы» роль дочери Бабы-Яги исполнила Вера Алтайская.
В фильме «Новогодние приключения Маши и Вити» роль Бабы-Яги исполнила Валентина Кособуцкая.
В фильме «В тринадцатом часу ночи» роль Бабы-Яги исполнил Зиновий Гердт.
В фильме «Остров ржавого генерала» робота-Бабу-Ягу сыграл Александр Леньков.
В фильме «Лиловый шар» роль Бабы-Яги исполнила Светлана Харитонова.
В фильме «Книга мастеров» роль Бабы-Яги исполнила Лия Ахеджакова.
Сказки
Баба-Яга Гуси-лебеди
Царевна-лягушка Василиса Прекрасная
Иван-царевич и Белый Полянин Марья Моревна
11
«Родина» Бабы-Яги
В 2004 г. Село Кукобой было объявлено «родиной» Бабы-Яги, там же был создан музей Бабы-Яги. Русская православная церковь выступила с резкой критикой этого начина
12
Заключение
В процессе выполнения настоящей работы было проведено исследование сказок, касающихся выбранной темы.
Во время работы пришлось познакомиться с ней настолько близко, что почти «побывали в гостях в тридевятом», «узнали в лицо» ее родных и близких, с уважением и почтением хочется относиться к их «семейным традициям». Все это позволило лучше понять и принять объект изучения – Бабу–Ягу.
Еще многие поколения детишек вырастут на русских сказок, где Баба – Яга зла и коварна, но при этом смешная, забавная, добрая. Сказки еще раз напоминают, что добро и зло в этой жизни живут рядом, но добро всегда побеждает.
Мною было проведено анкетирование. Я решила узнать, знают ли мои одноклассники сказки, в которых встречается Баба-яга; встречается ли похожий образ в казахском народном творчестве.(Приложение 11)
Проанализировав анкеты, я узнала, что в казахских народных сказках есть тоже похожий образ - Жалмауыз-кемпир («Жаныдыль», «Каражай»).
В дальнейшем мне бы хотелось продолжить эту работу и провести сравнительный анализ образа Бабы-Яги в русских сказках и казахских сказках.
В заключении можно сказать, что поставленные в данной работе цель и задачи выполнены.
13
Список используемой литература.
1 .А.Н.Афанасьев.Баба Яга. Русская народная сказка.- М.: ООО «Изд-во Эксмо», 2002.
2.М.Власова. Русские суеверия.- СП «Изд-во «Азбука-классика»,2001.4.Е.Грушко, Ю.Медведев. Словарь славянской мифологии.«Русский купец» и «Братья славяне» из Н-Новгорода, 1996.
3.Журнал «Наука и жизнь», №3,2003. 8.Журнал «Природа и
человек.Свет».№1,2005.
4.Журнал «Чудеса и приключения», №8,1998.
5.Ю.К.Д.Лаушкин. Баба Яга и одноногие боги. Фольклор и этнография.-Л., 19708.Мифологический словарь (под редакцией 6.Е.М.Мелетинского)-М.:Современная энциклопедия, 1990.
7.В.Я.Пропп. Исторические корни волшебной сказки.-Л.,1986. 8.В.Я.Пропп. Русская сказка.- Л.: Изд-во ЛГУ,1984.
9.Д.Н.Ушаков. Толковый словарь русского языка в 4-х томах.- М.: «Терра»,1996.
10.Информация из интернета. http://ru.wikipedia.org
14
Сочные помидорки
Распускающиеся бумажные цветы на воде
Заяц, косач, медведь и весна
Как нарисовать небо акварелью
Карандаши в пакете