Познавая окружающий мир, человек испытывает разные эмоции и чувства: радость, удивление, грусть и т.д. Одни из них положительные, другие - отрицательные, но все они несут оценку воспринимаемого объекта. Умение распознавать эмоциональное состояние другого человека, управлять своими эмоциями очень важно для правильных взаимоотношений людей, их благополучия и хорошего настроения.
Вложение | Размер |
---|---|
Мимика без слов "говорит" нам о чувствах. настроении человека... | 53.5 КБ |
V городские научные чтения имени И.В. Курчатова
Секция: психология
Тема: «Понимание мимики. Знакомые и незнакомые эмоции»
Автор: Дедов Богдан
ученик 4-го класса МС(к)ОУ «С(к)ОШ» №36
Научный руководитель: Алекина Т.А.
учитель-дефектолог высшей квалификационной категории
Введение
Каждому человеку хочется, чтобы его понимали, понимали правильно.
Мы понимаем человека, благодаря нашей речи, жестам, слову. А ещё есть такое понятие, как мимика. Так что же такое мимика?
Мимика — выразительные движения лица. Мимика без слов говорит нам о чувствах, настроениях человека. Мы радуемся, грустим, сердимся, испытываем страх, благодаря нашей мимике.
Необходимость экспериментальной работы
К сожалению, в наше время, мы почти не замечаем, что выражают лица окружающих нас людей (взрослых, сверстников), не придаем никакого значения их настроению, чувствам. Я начал обращать внимание на то, с каким настроением приходят в школу мои одноклассники, с каким — заходят в класс. Мне захотелось узнать, понимаем ли мы друг друга. Я решил исследовать эту проблему.
Вместе с педагогом нашей школы определили цель, поставили задачи.
Цель: узнать, какую роль играет мимика в жизни моих одноклассников, от чего она зависит.
Задачи:
Этапы экспериментальной работы
Свою работу мы разделили на три этапа.
I этап — подготовительный
Изучая литературу по теме, я узнал много интересного. Например, из книги американской писательницы Э. Крейри «Учимся владеть чувствами» я узнал о том, что умение управлять своими эмоциями, видеть чувства других
людей — это искусство, которому надо учиться.
Мне также стало известно, что о человеческой мимике говорили много веков назад. О ней слагали мифы. Вот один из них.
Из греческой мифологии известно, что у верховного бога Зевса и его богини было девять дочерей, родившихся у подножия Олимпа. Их называли Музами, богинями-покровительницами искусств и наук. Музы обитали на вершине священной горы Парнас. Черпая воду из ручья, музы одаривали ею избранных, и те, изведав этой живительной влаги, становились поэтами и певцами, танцорами и актерами, музыкантами и учеными. Одна из Муз была покровительницей поэзии и мимики. Её звали Эрато.
Когда она говорила, заслушивались не только боги и люди, дикие звери выходили из леса, очарованные её голосом. Люди становились добрее, а боги милостивей.
Несколько слов о мимике родом из детства.
Несмотря на многовековый интерес к человеческой мимике, только в семидесятых годах XX века стали печататься результаты различных открытий. Например, американские ученые Т.Филд и Д.Стерн, изучая поведение младенцев, обнаружили следующее:
Эти исследования показали, что каждый из нас, появляясь на свет, понимает мимику окружающих людей.
В XVII веке директор французской Академии живописи и скульптуры Шарль Лебрен пытался изучать выразительную силу мимики. Он установил, какие именно мышцы лица работают, когда человек испытывает, то или иное чувство. Вот, например, что писал Лебрен о выражении страха: «Страх, когда он очень силен, выражается в том, что у пораженного им, брови сильно подняты в середине, а мускулы, вызывающие их движение, резко обозначены, тесно сжаты и падают на нос, который как бы стянут в верхней части…».
Выдающийся ученый В.М. Бехтерев в своих исследованиях также достаточно много внимания уделял мимике. Он считал, что легче всего распознаются положительные эмоции: удивление, радость. Трудно воспринимаются отрицательные эмоции: печаль, отвращение. Обычно эмоции ассоциируются с мимикой следующим образом:
Следующая часть нашей работы заключалась в проведении эксперимента.
II этап работы — экспериментальный
В эксперименте принимали участие мои одноклассники, ученики 4 класса нашей школы. Я старался выяснить, насколько правильно мы понимаем друг друга. Как выражаем свои эмоции, чувства с помощью мимики. Для этого я с помощью преподавателя нашей школы Алекиной Т.А. подготовил разнообразный материал: карточки-схемы с изображением эмоций, рисунки людей, находящихся в различных эмоциональных состояниях, таблички с репликами литературных героев. Мы предложили одноклассникам рассказать, насколько они понимают, что изображено на карточках. Выполнить задания:
Из семи человек пятеро справились с заданием. Двое затруднялись назвать такие эмоции, как стыд, обида. Не смогли объяснить, что выражает мимика человека. А ведь очень легко обидеть человека, не понимая его мимики, не обращая внимания на эмоции, которые он переживает. Мы часто размахиваем кулаками (этот жест нам всем знаком), кричим, а человек, которому всё это адресовано, может быть, испытывает отчаяние и нуждается в помощи.
Поэтому на третьем этапе мы попросили ребят показать разные душевные состояния, которые они испытывали в различных ситуациях.
III этап — практический
Для этого разыгрывали упражнения, этюды на понимание мимики, в которых я принимал непосредственное участие.
Темы этюдов: «Встреча с другом», «Смотрим интересный фильм», «Заблудились в лесу», «Умеем лукавить» и другие. Оказалось, что сделать это не так уж и просто. У кого-то получалось, а у кого-то — не очень. Требовалось время, чтобы понять и правильно изобразить эмоцию на заданную тему.
В результате проделанной работы я убедился в том, что умению выражать свои эмоции, понимать мимику своих товарищей надо учиться.
Конечно, многое зависит и от настроения. Я убедился в том, что наше настроение отражается и на учебе, и на общении друг с другом.
В течение недели я наблюдал за эмоциональным состоянием своих одноклассников. С каким настроением приходят в школу, с каким — заходят в класс, как отвечают на уроках, как общаются между собой. Делал записи.
Например, Саша получил тройку, так как прочитал текст без выражения, неэмоционально, допуская ошибки. Причина — плохое настроение (кто-то сказал обидные слова).
У Вероники, наоборот, в дневнике пятерки. Она каждое утро просыпается с мыслью, что день ей принесет удачу. Такой настрой себя оправдывает.
Также я заметил, что положительных оценок в дневниках гораздо меньше, если нашего учителя что-то беспокоит, тревожит и наоборот.
Мрачное выражение лица Маши привело к тому, что с ней не хотели общаться. А с Ксюшей играли, делились новостями почти все одноклассники, так как её улыбка располагала к общению.
Следовательно, от того, какое настроение у нас зависит, как мы будем учиться, общаться с окружающими.
Предполагаемые итоги и результаты:
Поработав с литературой, проведя эксперимент, привлекая к практической части своих товарищей, я пришел к выводу:
Следующая наша работа будет посвящена языку жестов, т.к. в ходе практического этапа мы поняли, что мимика легче удается человеку тогда, когда он сопровождает её жестами.
Самый богатый воробей на свете
Растрёпанный воробей
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью
Как нарисовать небо акварелью
Лепесток и цветок