Исследовательская работа ученика на конференцию, где рассказывается о тувинском герое Амыр-Санаа и о русском богатыре Илье Муромце
Вложение | Размер |
---|---|
amyr-sanaa_i_ilya_muromets.docx | 278.68 КБ |
amyr-sanaa_ilya_muromets.pptx | 492.24 КБ |
Министерство образования и науки Республики Тыва
Кожуунная научно-практическая конференция "Отечество"
Илья Муромец и Амыр-Санаа: реальные воины
или герои исторических сказаний и легенд?
Автор: Сат Даяна Жанцановна
ученица 11 класса
МБОУ СОШ с.Хондергей
Руководитель: Артседи Майя Васильевна
Учитель русского языка и литературы
2013
Оглавление
1.Введение
2.Методика исследования
3.Результаты исследований и их обработка
4.Выводы к поставленным задачам
5.Заключение
6.Список источников и использованной литературы
Введение
Проблема: "Илья Муромец и Амыр-Санаа: реальные воины или герои исторических сказаний и легенд?"
Цель: Как складывались легендарные образы исторических героев?
Задачи: 1.Выяснить, кто такие Илья Муромец и Амыр-Санаа, реально жившие люди или вымышленные герои исторических сказаний и легенд.
2. Познакомиться научными исследованиями об этих героев, в частности профессора, доктора, фольклориста Доржу Сенгиловича Куулара об исторических сказаниях тувинцев.
3.Сравнивать образ тувинского легендарного героя Амыр-Санаа с русским богатырём Ильёй Муромцем
Гипотеза исследования
Если создать фильмы и мультфильмы, пьесы об Амыр-Санаа, то он станет знаменитым героем тувинских исторических сказаний, как русский богатырь Илья Муромец.
Ожидаемый результат:
Актуальность.
Имя Амыр-Санаа раньше было известным среди тувинского населения, а в настоящее время неизвестно каждому, особенно молодому поколению. Беда в том, что скрыта за этим именем, теперь мало кто помнит, в точности не знает, о ком идет речь, знает только специалист. В учебнике истории Тувы 9 класса М.Х.Маннай-оол, И.А.Достай об Амыр-Санаа пишется в двух предложениях: "Против маньчжурских захватчиков в 1755-1758 годах в Джунгарии развернулось социально-освободительное движение под предводительством ойратского князя Амурсаны (1722-1757), в котором принимали активное участие и тувинцы" (стр 50, история Тувы) и получилось следующее сведение:
1) Амыр-Санаа - ойратский князь, живший в 1722-1757 гг.
2) Руководитель социально-освободительного движения в 1755-1758гг против маньчжурских захватчиков.
Для того, чтобы суть проблемы была понятней, стоит обратиться, к примеру других весьма популярных исторических персонажей:
1) Василия Ивановича Чапаева и 2) Ильи Муромца
1) Василий Иванович Чапаев - комдив (командир дивизии) Красной Армии стал персонажем книги Фурманова и фильма "Чапаев", снятого по этой книге, - именно таким запомнился образ Чапаева как красного командира. Народное творчество - анекдоты породили образ третьего Чапаева. Все эти Чапаевы абсолютно разные, но при этом они имеют одно имя, отчество и фамилию.
2) В точности такая же история произошла с Ильёй Муромцем многими столетиями ранее...
1. Кто такой Илья Муромец?
Легендарный герой русского эпоса Илья Муромец - самый знаменитый былинный богатырь. Любопытно, что он является главным героем не только множества русских былин, но и германских эпических поэм XIII века, которые основаны на более ранних сказаниях. В них он представлен как могучий витязь Илья Русский… Илья Муромец - русский богатырь и реально живший доблестный воин дружины киевского князя Владимира Монамаха стал былинным героем.
Его имя до сих пор не найдено в летописях, неизвестно ни место его рождения, ни день смерти. Возможно, упоминания о нем попросту не сохранились, поскольку Русь переживала тогда не самые легкие времена: орды завоевателей не раз полностью сжигали и разрушали города. Между тем богатырь реально существовал, а похоронен в пещерах Киево-Печерской лавры как один из 69 святых угодников
Первое упоминание о нем сделано литовским воеводой Клитой Чернобальским в 1574 году, позже в 1594 году Киев посетил немецкий путешественник Эрих Ласота, аккуратно описал городские достопримечательности. При осмотре Киево-Печерского монастыря Эриху Лясите показали "капеллу с гробницей героя и богатыря Илии Муровлянина. А в знаменитых Антониевых пещерах, где покоятся мощи множества усопших киево-печерских монахов, Ласота увидел мощи другого Ильи - по прозвищу Чеботок. По мнению Ласоты Чеботок был боевым товарищем Илии Муровлянина. Эти заметки путешественника дали повод говорить о том, что Чеботок и Муровлянин - два разных Ильи. Так произошло соединение двух исторических персон в единую личность.
Самый известный бой Илья Муромца - Самый известный подвиг Ильи Муромца - бой с Соловьём-разбойником, который захватил прямую дорогу до Киева и не давал «ни конноСоловей, похоже, был разбойником, промышлявшим кражами на дороге, а Соловьём его прозвали за умение хорошо свистеть. Илья Муромец, победив свистуна, очистил дорогу прямоезжую. Прямая дорога - пятьсот вёрст, окольный путь - цельна тысяча. Очищение прямого пути от разбойников приравнивалось народом к подвигу, ни пешему» проходу.
Илья Муромец уходит в монастырь. Если ратные подвиги Ильи нашли широкое отражение в былинах, то о монастырском периоде жизни известно мало. Уйти в монастырь богатыря, скорее всего, заставило ранение. Святые мощи преподобного Ильи свидетельствуют о тяжёлых травмах - переломе правой ключицы и двух правых рёбер после удара боевой палицей.
Тот факт, что не существует канонического жития святого, исследователи интерпретируют так: по-видимому, богатырь принял постриг незадолго до своей смерти, то есть успел провести не так много времени в иноческих подвигах. Согласно легенде, Илья дал обет уйти в монастырь и больше никогда не брать в руки меч после одного жестокого сражения, в котором чуть не погиб, но чудом остался жив.
Он стал монахом Печерской Лавры и все дни проводил в келье в молитвах. Для православных воинов это был вполне обычный шаг - сменить меч железный на духовный и проводить остаток жизни в сражении не за земные блага, а за небесные
Гибель Ильи Муромца. По всей видимости, Илья Муромец погиб во время одного из набегов половцев. Произошло это предположительно в 1203 во время опустошительного набега на Киев объединенных войск Рюрика и половцев. Город тогда взяли приступом, Киево-Печерский монастырь и Софийский собор разграбили, большую часть столицы сожгли дотла. Свидетельство летописца: такого разорения в Киеве дотоле не бывало. Видя, как враги подступают к стенам монастыря, бывший воин не мог оставаться в стороне и, несмотря на данный обет, взял в руки меч...
После смерти богатыря Останки Ильи были перенесены в Антониеву пещеру Киево-Печерского монастыря, где они покоятся и поныне, в Ближних пещерах, под скромной надписью над гробницей "Илья из Мурома". В 1638 году мощи Ильи были описаны иноком этой знаменитой лавры Афанасием Кальнофойским, который определил, что Илья Муромец жил в конце XII века. Сейчас считают, что Илья родился около 1143 года в селе Карачарово под Муромом в семье крестьян Ивана и Евфросиньи Тимофеевых.
Однако ни Ласота, ни сторонники этой версии не могут объяснить - куда же делись останки Ильи Муромца из его разрушенной гробницы? Что стало с ними? Когда в Киев прибыл Эрих Ласота, мощи Ильи Муровлянина из его могилы были перенесены в Антониевы пещеры. Это подтверждается свидетельством монаха Афанасия Кальфонийского, составляющего житие об Илье Муромце, "слывущем в народе Чеботок". Монах Афанасий сообщает, что жил Илья во Времена Владимира Мономаха и преставился около 1188 г. Монах также пишет об Илье Муромце не в 1638г., а в 1643 году происходит его канонизация - причисление к лику святых. Богатыря почитают, как Святого. Русская православная Церковь почитает Илью Муромца как святого (в 1643 году он канонизирован). По церковному календарю день памяти Ильи Муромца – 1 января. Таким образом, Илья Муромец – не мифологический персонаж, не собирательный образ русского богатыря, а реальная историческая личность.
Некоторые исследователи до сих пор скептически относятся к реальности Ильи Муромца - уж слишком сказочной кажется учёным его биография, - рассказывает Сергей Хведченя, доктор географических наук, научный сотрудник Института истории Украины Национальной академии наук Украины (Киев).
Однако материалы, собранные исследователями, позволили не только полностью восстановить биографию святорусского богатыря, но и ответить на спорные вопросы о жизни Ильи Муромца, ставившие в тупик многих исследователей.
История реального былинного прототипа куда более запутанная, связанная с самими былинами. В них образ, имя и биография Ильи Муромца претерпевали трансформации по мере того, как менялась сама жизнь на Руси. В самих ранних былинах Илья был боярским сыном, а иногда и побочным сыном киевского князя. Потом после страшного разгрома монголо-татарами, Илью стали называть крестьянским сыном из села Карачарова под Муромом. В большинстве позднейших былин, собранных в северных районах Руси, Илью называют уже "старым казаком". В первом десятилетии XVII века неожиданно появляется самозванец - Илья Муромец.
2. А как же обстоит дела с легендарным героем тувинских исторических сказаний Амыр-Санаа?
Чтобы выяснить данную проблему, мы обратились к научным исследованиям профессора, доктора, фольклориста и нашего земляка Доржу Сенгиловича Куулара. Им написаны научные труды по проблемам тувинской фольклористики и литературоведения. В статьях, посвященных вопросам тувинской фольклористики, исследовал тувинскую версию эпоса "Гэсэр", обращаясь к устному народному творчеству, раскрывал его синкретическую природу. Д.С.Куулар является составителем многих фольклорных сборников: "Тыва тоолдар" ("Тувинские сказки", 1957, 1960, 1963), "Ачыты Кезер-Мерген" ("Благородный Кезер-Мерген", 1995), "Тывызыктар" ("Загадки", в соавторстве с А.К.Калзаном,1958), "Уругларга тоолдар" ("Сказки детям", 1969) и соавторстве с Ч.Ч.Кууларом составил сборник легенд и преданий "Кыс-Халыыр" ("Девичья скала" 1974, 1994). В 2011г. в издательстве "Наука (Новосибирск) вышел в свет долгожданный том "Тувинские мифы, легенды и предания" 60-томной серии "Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока".
Среди жанров тувинского фольклора историко-героическое сказания занимает основное место. Произведения этого жанра принадлежат к главнейшим художественным творениям тувинского народа. В них нашли отражения и многие важнейшие стороны исторической жизни, социальных и семейно-бытовых отношениях, психологического склада тувинцев, мировоззрением, связях соседними племенами.
В героических сказаниях показаны события неизвестного времени и места, герой вымышленный или реально живший, которого невозможно доказать. Эти сказания представлены в фантастических замыслах, жанра повести небольшого размера, основой сказания является сказочный замысел.
Тувинский героический эпос - одна из ветвей эпического творчества тюркоязычных народов Южной Сибири. Произведения этого жанра рассказывали и слушали везде, где собрались люди: в юртах после дневного труда, на отдыхе во время охоты, на пире (дой) в честь новорожденного и даже в дни похоронных обрядов. Тувинцы, живущие у себя в Туве, и тувинцы Цэнгела в Монголии называют героический эпос и сказки одним словом ТООЛ. Исследователи различают тоол (сказка) и Маадырлыг тоол (героический эпос).
Во второй половине 19 века знаменитые ученые Г.Н.Потанин, Г.Е.Грумм-Гржимайло, Н.Ф.Катанов, А.М.Позднеев, Б.Я.Владимирцов, совершая экспедицию в Туве, начали исследование и сбор тувинских героических сказаний. Эту же работу продолжили в начале 20 века ученые Ф.Я.Кон и И.Г.Сафьянов. Ими были собраны исторические сказания об Амыр-Санаа и Шыдарбан.
В Монгольских сказаниях говорится о том, как Амыр-Санаа со своими соратниками У-ноян из Калги, Шыдарбан из Хойтогойту учились в буддийском храме в Пекине. И там же задумали объединить силы монгольских племен для борьбы против маньчжурских захватчиков, и создать свое государство. После учебы Амыр-Сану отправили в Кобдо в качестве амбын-ноян (князь ойратов),
У-нояна в Улаастай в должности чанчын. У-ноян предал замысел своих друзей и сообщил маньчжурским властям. Правящая династия маньчжур задержали Шыдарбана и казнили. Амыр-Санаа сбежал через Монголию в Россию.
Смысл тувинских сказаний об Амыр-Санаа тот же, но со времен о нём говорят по-разному, в какую сторону он сбежал неизвестно, дают разные направления.
По сказаниям сказателя Салчак Чокшуй из Монгун-Тайги можно узнать о том, как Амыр-Санаа сбежал из Маньчжурии через Монголию, где карательные отряды маньчжур застали его в озеро Успа-Хол. Настала ночь, два карательных отряда ждали утро. Ночью Амыр-Санаа совершил обряд вызова "духа огня", вызвал невиданный ураган-бурю и снег, создал озеро, по оледенившему озеру спустив войско, вступил на территорию Тыва и пошел по верхнему течению реки Каргы, ночевал на местечке Кыскааш. Войска Амыр-Санаа возвели костры, вырубили все деревья и выпили досуха всю воду. Вот сколько было войско его. На местах костров остались камни (ожук даштары) и превратились на каменные изваяния. Амыр-Санаа продолжил путь через Алаш ускакал в Россию, на переправе-горе поставил деревянный столб с надписью: "Вернусь, когда растает ледник Монгун-Тайги и буду отомстить". С тех пор этот гора-переправа получила название Кожээ-Арт.
В другой версии сказания об Амыр-Санаа говориться, что он сбежал через Халху (калга чурту), вышел в Хем-Белдир, дальше в Оок-Туран. За ним стали догнать каратели маньжур. Началась сватка и наступила ночь. "Пусть наступить утро, куда они денутся, тогда их поймаем" - думали каратели. И войска Амыр-Саны зажгли костры рядом. В ночью Амыр-Санаа прицепил своему верблюду горячую камень. Верблюд заорал, а Амыр-Санаа ускакал на коне и дал клятву: "Пусть макушки ушей зайца станет черной, конец хвоста хорька станет черным, пусть Хем-Белдир станет градом-крепостью, тогда и я вернусь!". Спустился вниз по правому берегу Улуг-Хема, вышел на устье Чаа-Холя, а перед ним непроходимая скала. Треская копытами коня, поднялся к вершине скалы. Скала получила название Алага-Тайгазы (дословно – Молоток Высокогоье). Амыр-Санаа переправившись Улуг-Хем, поднимался по верхнему теченью Хемчика. По пути белый конь его остановился трижды и на одной из мест остался большая как тос-танма медная подкова коня. И эта местечка получила название Чес-Булун, а другое местечко, где остановился конь, получилось Соксаал. Дальше Амыр-Санаа ускакал на коне, как-то поскользнулся конь, оставил след ровно седлу, образовалась ямочка, и получилось название Базарак. Через Кожээ-Арт ушел в Россию.
В одной из версий Амыр-Санаа спустился вниз по Улуг-Хему, на Адан-Арт оставил последнего верблюда. Поэтому данное местечко получило такое название. По легендам об Амыр-Санаа можно узнать название некоторых гор и мест. Это таежное высокогорье называют Алага Тайгазы и вот почему. В далекие времена, когда Тува и Монголия были под игом Китая, трое задумали выступить против угнетателей. Одним из них был Амыр-Санаа. Но его предали двое других и повезли указ о поимке Амыр-Санаа в Пекин, богды-хану. Амыр-Санаа случайно наткнулся на гонца, везущего этот указ, и, воспользовавшись, что гонец не знал его в лицо, прочитал указ. Отправив человека Шадырвану предупредить об измене, сам скрылся в России. Узнав об Амыр-Санаа, китайское правительство послало в посольство Белого царя (России) требование вернуть бунтовщика. Но ему отказали, сообщив, что никто не знает об Амыр-Санаа. Был распущен слух, что Амыр-Санаа утонул в какой-то большой реке на севере. Туда отправились китайские послы, но ничего не узнали. Имя стало символом честности, верности слову, борьбы за свободу. В те времена среди тувинцев стали рассказывать повсеместно героические сказания про Амыр-Санаа. Например, Амыр-Санаа в непроходимых горах попал в тупик. Чтобы двинуться дальше, он с помощью молотков пробил себе и своим подданным дорогу, разрушая скалу. Поэтому это таежное высокогорье называют Алага Тайгазы (дословно – Молоток Высокогорье). В этих высокогорьях также находится священный камень-глыба – Чалама, которому с давних пор люди поклоняются и молятся. Он сердцевидной формы, высотой около 9-ти метров и является красивейшим творением природы. Этот природный памятник стоит на левом берегу реки Баян-Кол, на месте слияния ее больших притоков – Оораш-Хем и Ортаа-Хем. Таинственный камень находится на красивом месте берега реки: с севера густой чащей растут лиственницы, черёмуха, тополь, осина, чернотал и течет горный ручеёк, который впадает в Бян-Кол. А дальше – дорога на Оораш-Хем и лиственницы. С юга перед священным камнем стоят три лиственницы (одна справа, а две другие слева), между ними протянуты цветные тряпочки – чалама. В 25 метрах к югу от Чалама есть чаща елей. Весной среди них вырастают пионы, лесные фиалки. На макушке камня зарос травой и лишайниками. Сюда приходят люди, чтобы зарядиться энергией камня. На вершине одной скалы сочится каменная смола – мумие (хая-чугу). На этой скале имеется след сердцевидной формы с человеческий рост и не такой уж глубокий. Может, камень Чалама выпал из этой скалы, с течением времени стал таким огромным. Но существует легенда о возникновении священного камня, которая связана с именем Амыр-Санаа. Большой камень сердцевидной формы, говорят, имеет огромную энергетическую силу. Люди этих мест молятся Чалама с давних пор и получают положительный заряд энергии. Он защищает их от всего негативного, а кто совершает плохие поступки (воровство, кража скота, убийство, срезает деревья, оскверняет место Чалама и т.п.), со временем кончает свою жизнь от своего же плохого поступка. Сегодня Чалама – очень известное место. Приезжают сюда все гости Тувы: шаманы из Китая, Швеции, Голландии, Новосибирска, Санкт-Петербурга, жители Тувы. Побывал с обществом «Дунгур» сам всемирноизвестный Монгуш Борахович Кение-Лопсан, шаманы Сайлык-оол и Ай-Чурек, и другие совершали обряд камня. Сюда приезжают очищаться, зарядиться энергией, получить вдохновение, полюбоваться природной красотой все, кто любит природу и ее памятный божественный дар.
По этим историческим сказаниям об Амыр-Санаа говорят как великого монгола-воина. Но тувинский народ считает тувинским героем, борцом и руководителем национально-освободительного движения против маньчжурских захватчиков. Также уход Амыр-Санаа в России олицетворяет его символом борьбы за свободу и независимость тувинского, монгольского и русского народов.
По сведениям сказателя Ондар Сыныйбан из Сут-Холя дается такое пояснение о том, когда-то маньчжурский хан дал 10 лан акша за родившего сына китайцу, а за сына монгола только 1 лан акша. Амыр-Санаа был против этому закону хана и призывал к восстанию монголов, стал руководителем восстания.
Вывод: Амыр-Санаа - 1)реальный легендарный герой,
2)руководитель восстания
3)герой исторических сказаний,
4)символ борца за свободу и независимость,
Заключение.
Историко-героические сказания создавались в основном простым народом. Они отражали окружающий мир, воззрение на мир природы и мир человека, хотели понять и объяснить непредсказуемые явления природы, также историю развития человечества в настоящем и будущем. Смысл исторических сказаний менялись временами. Так как данный жанр тувинского фольклора имеет жизненный характер. Поэтому ранние исторические сказания устарели, некоторые исчезают, создаются новые исторические сказания. Историко-героические сказания со временем становятся просто сказками. Наверно, исторические сказания и легенды об Амыр-Санаа тоже становятся сказками тувинского народа. Образ легендарного героя превращается вымышленным героем тувинских сказок.
Чтобы устранить эту проблему, мне бы хотелось по сказаниям создали бы фильм, пьесу или мультфильмы об Амыр-Санаа. Буду предлагать свой замысел о создании пьесы режиссерам Музыкально-драматического театра Республики Тыва. Также, могу участвовать в конкурсе «По стопам Дерсу-Узала», создать мультфильмы про Амыр-Санаа.
Список использованной литературы:
Газета «1 сентября», приложения «История».
Приложение 1.
Отметьте маршрут пройденного пути по сказаниям тувинских сказателей.
Приложение 2.
Чтобы показать художественный образ Амыр-Санаа, я выбрала картину художника Оюн Аян.
Для сравнения образов взяла картину Васнецова.
Приложение 3
Святые мощи Ильи Муромца
Слайд 1
«Илья Муромец и Амыр-Санаа – реальные воины или герои исторических сказаний и легенд?» Выполнила ученица 11 класса МБОУ Хондергейской СОШ Сат Даяна Ж. Руководитель: Артседи Майя ВасильевнаСлайд 2
Илья Муромец Амыр-Санаа
Слайд 3
Цель : Как складывались легендарные образы исторических героев? Задачи: 1.Выяснить, кто такие Илья Муромец и Амыр-Санаа , реально жившие люди или вымышленные герои исторических сказаний. 2. Познакомиться научными исследованиями об этих героях, в частности профессора, доктора, фольклориста Доржу Сенгиловича Куулара об исторических сказаниях тувинцев. 3.Сравнивать образ тувинского легендарного героя Амыр-Санаа с русским богатырём Ильёй Муромцем
Слайд 4
Гипотеза исследования Если создать фильмы и мультфильмы, пьесы об Амыр-Санаа , то он станет знаменитым героем тувинских исторических сказаний, как русский богатырь Илья Муромец.
Слайд 5
Ожидаемые результаты: 1. Создать по материалам исследования туристический маршрут по пройденному пути Амыр-Санаа 2. Включить Амыр-Санаа как одна из драгоценностей Республики Тува 3. Можно поучаствовать в Республиканском конкурсе «По стопам Дерсу-Узала » и снять фильм или создать мультфильм об Амыр-Санаа 4.Предложить режиссерам Музыкально-драматического театра РТ создать пьесу об Амыр-Санаа
Слайд 7
Кто такой Илья Муромец Легендарный герой русского эпоса Илья Муромец - самый знаменитый былинный богатырь. Любопытно, что он является главным героем не только множества русских былин, но и германских эпических поэм XIII века, которые основаны на более ранних сказаниях. В них он представлен как могучий витязь Илья Русский… Илья Муромец - русский богатырь и реально живший доблестный воин дружины киевского князя Владимира Монамаха стал былинным героем.
Слайд 8
Данные о богатыре Его имя до сих пор не найдено в летописях, неизвестно ни место его рождения, ни день смерти. Возможно, упоминания о нем попросту не сохранились, поскольку Русь переживала тогда не самые легкие времена: орды завоевателей не раз полностью сжигали и разрушали города. Между тем богатырь реально существовал, а похоронен в пещерах Киево-Печерской лавры как один из 69 святых угодников Первое упоминание о нем сделано литовским воеводой Клитой Чернобальским в 1574 году. П озже в 1594 году Киев посетил немецкий путешественник Эрих Ласота , аккуратно описал городские достопримечательности. При осмотре Киево-Печерского монастыря Эриху Ласоте показали "капеллу с гробницей героя и богатыря Илии Муровлянина . А в знаменитых Антониевых пещерах, где покоятся мощи множества усопших киево-печерских монахов, Ласота увидел мощи другого Ильи - по прозвищу Чеботок . По мнению Ла соты Чеботок был боевым товарищем Илии Муровлянина . Эти заметки путешественника дали повод говорить о том, что Чеботок и Муровлянин - два разных Ильи. Так произошло соединение двух исторических персон в единую личность.
Слайд 9
Самый известный бой Илья М уромца Самый известный подвиг Ильи Муромца - бой с Соловьём-разбойником, который захватил прямую дорогу до Киева и не давал «ни конно Соловей , похоже, был разбойником, промышлявшим кражами на дороге, а Соловьём его прозвали за умение хорошо свистеть. Илья Муромец, победив свистуна, очистил дорогу прямоезжую. Прямая дорога - пятьсот вёрст, окольный путь - цельна тысяча. Очищение прямого пути от разбойников приравнивалось народом к подвигу му , ни пешему» проходу
Слайд 10
В борьбе с Соловьем Разбойником
Слайд 11
Илья М уромец уходит в монастырь Если ратные подвиги Ильи нашли широкое отражение в былинах, то о монастырском периоде жизни известно мало. Уйти в монастырь богатыря, скорее всего, заставило ранение. Святые мощи преподобного Ильи свидетельствуют о тяжёлых травмах - переломе правой ключицы и двух правых рёбер после удара боевой палицей . Тот факт, что не существует канонического жития святого, исследователи интерпретируют так: по-видимому, богатырь принял постриг незадолго до своей смерти, то есть успел провести не так много времени в иноческих подвигах. Согласно легенде, Илья дал обет уйти в монастырь и больше никогда не брать в руки меч после одного жестокого сражения, в котором чуть не погиб, но чудом остался жив . Он стал монахом Печерской Лавры и все дни проводил в келье в молитвах. Для православных воинов это был вполне обычный шаг - сменить меч железный на духовный и проводить остаток жизни в сражении не за земные блага, а за небесные
Слайд 12
Гибель И льи Муромца По всей видимости, Илья Муромец погиб во время одного из набегов половцев. Произошло это предположительно в 1203 во время опустошительного набега на Киев объединенных войск Рюрика и половцев. Город тогда взяли приступом, Киево-Печерский монастырь и Софийский собор разграбили, большую часть столицы сожгли дотла. Свидетельство летописца: такого разорения в Киеве дотоле не бывало . Видя, как враги подступают к стенам монастыря, бывший воин не мог оставаться в стороне и, несмотря на данный обет, взял в руки меч...
Слайд 13
После смерти богатыря Останки Ильи были перенесены в Антониеву пещеру Киево-Печерского монастыря, где они покоятся и поныне, в Ближних пещерах, под скромной надписью над гробницей "Илья из Мурома". В 1638 году мощи Ильи были описаны иноком этой знаменитой лавры Афанасием Кальнофойским , который определил, что Илья Муромец жил в конце XII века. Сейчас считают, что Илья родился около 1143 года в селе Карачарово под Муромом в семье крестьян Ивана и Евфросиньи Тимофеевых . В самих ранних былинах Илья был боярским сыном , а иногда и побочным сыном киевского князя. Потом после страшного разгрома монголо-татарами, Илью стали называть крестьянским сыном из села Карачарова под Муромом. В большинстве позднейших былин, собранных в северных районах Руси, Илью называют уже "старым казаком" . В первом десятилетии XVII века неожиданно появляется самозванец - Илья Муромец .
Слайд 14
Однако ни Ласота , ни сторонники этой версии не могут объяснить - куда же делись останки Ильи Муромца из его разрушенной гробницы? Что стало с ними? Когда в Киев прибыл Эрих Ласота , мощи Ильи Муровлянина из его могилы были перенесены в Антониевы пещеры. Это подтверждается свидетельством монаха Афанасия Кальфонийского , составляющего житие об Илье Муромце, "слывущем в народе Чеботок ". Монах Афанасий сообщает, что жил Илья во Времена Владимира Мономаха и преставился около 1188 г. Монах также пишет об Илье Муромце не в 1638г., а в 1643 году происходит его канонизация - причисление к лику святых.
Слайд 15
Богатыря почитают как Святого Русская православная Церковь почитает Илью Муромца как святого (в 1643 году он канонизирован). По церковному календарю день памяти Ильи Муромца - 1 января. Таким образом, Илья Муромец - не мифологический персонаж, не собирательный образ русского богатыря, а реальная историческая личность . - Некоторые исследователи до сих пор скептически относятся к реальности Ильи Муромца - уж слишком сказочной кажется учёным его биография, - рассказывает Сергей Хведченя , доктор географических наук, научный сотрудник Института истории Украины Национальной академии наук Украины (Киев ). Однако материалы, собранные исследователем, позволили не только полностью восстановить биографию святорусского богатыря, но и ответить на спорные вопросы о жизни Ильи Муромца, ставившие в тупик многих исследователей .
Слайд 16
Известно описание гробницы Ильи Муромца в богатырском приделе Софийского собора, которое составил посланник римского императора Эрих Ласота , посетивший Киев в 1594 году. Для знаменитого героя и его товарища Добрыни Никитича был сооружен специальный придел, таким образом им была оказана такая же честь, как и великим князьям. Позднее гробница "мужицкого боярина" была разрушена. История реального былинного прототипа куда более запутанная, связанная с самими былинами. В них образ, имя и биография Ильи Муромца претерпевали трансформации по мере того, как менялась сама жизнь на Руси.
Слайд 17
Святые мощи Ильи Муромца
Слайд 18
Илья Муромец 1. Реальный герой – русский богатырь. 2. Былинный герой 3. Святой воин 4. Персонаж картин Васнецова и мультфильмов
Слайд 19
Кто такой Амыр-Санаа (1722-1757) 1. Ойратский князь. 2. Руководитель национально – освободительного движения в 1755-1758 г против Маньчжурских захватчиков.
Слайд 20
А как же обстоит дела с легендарным героем тувинских исторических сказаний Амыр-Санаа ? Чтобы выяснить данную проблему, мы обратились к научным исследованиям профессора, доктора, фольклориста и нашего земляка Доржу Сенгиловича Куулара . Им написаны научные труды по проблемам тувинской фольклористики и литературоведения . Среди жанров тувинского фольклора историко-героическое сказания занимает основное место. Произведения этого жанра принадлежат к главнейшим художественным творениям тувинского народа. В них нашли отражения и многие важнейшие стороны исторической жизни, социальных и семейно-бытовых отношениях, психологического склада тувинцев, мировоззрением, связях соседними племенами. В героических сказаниях показаны события неизвестного времени и места, герой вымышленный или реально живший, которого невозможно доказать. Эти сказания представлены в фантастических замыслах, жанра повести небольшого размера, основой сказания является сказочный замысел. Тувинский героический эпос - одна из ветвей эпического творчества тюркоязычных народов Южной Сибири.
Слайд 21
Из научных исследований об Амыр-Санаа Во второй половине 19 века знаменитые ученые Г.Н.Потанин , Г.Е.Грумм-Гржимайло , Н.Ф.Катанов , А.М.Позднеев , Б.Я.Владимирцов , совершая экспедицию в Туве, начали исследование и сбор тувинских героических сказаний. Эту же работу продолжили в начале 20 века ученые Ф.Я.Кон и И.Г.Сафьянов . Ими были собраны исторические сказания об Амыр-Санаа и Шыдарбан .
Слайд 22
Из исследований Д.С.Куулара В Монгольских сказаниях говорится о том, как Амыр-Санаа со своими соратниками У- Н оян из Калги, Шыдарбан из Хойтогойту учились в буддийском храме в Пекине. И там же задумали объединить силы монгольских племен для борьбы против маньчжурских захватчиков, и создать свое государство. После учебы Амыр-Санаа отправили в Кобдо в качестве амбын-ноян (князь ойратов ) У- Н ояна отправили в Улаастай в должности чанчын . У- Н оян предал замысел своих друзей и сообщил маньчжурским властям о подготовке востания . Правящая династия маньчжур задержали Шыдарбана и казнили. Амыр-Санаа сбежал через Монголию в Россию. Смысл тувинских сказаний об Амыр-Санаа тот же , но со времен о нём говорят по-разному, в какую сторону он сбежал неизвестно, дают разные направления.
Слайд 23
Сказатель Салчак Чокшуй По сказаниям сказателя Салчак Чокшуй из Монгун -Тайги можно узнать о том, как Амыр-Санаа сбежал из Маньчжурии через Монголию, где карательные отряды маньчжур застали его в озеро Успа-Хол . Настала ночь, два карательных отряда ждали утро. Ночью Амыр-Санаа совершил обряд вызова "духа огня", вызвал невиданный ураган-бурю и снег, создал озеро, по оледенившему озеру спустив войско, вступил на территорию Тыва и пошел по верхнему течению реки Каргы , ночевал на местечке Кыскааш . Войска Амыр-Санаа возвели костры, вырубили все деревья и выпили досуха всю воду. Вот сколько было войско его. На местах костров остались камни ( ожук даштары ) и превратились на каменные изваяния. Амыр-Санаа продолжил путь через Алаш ускакал в Россию, на переправе-горе поставил деревянный столб с надписью: "Вернусь, когда растает ледник Монгун -Тайги и буду отомстить". С тех пор этот гора-переправа получила название Кожээ -Арт.
Слайд 24
Ёще одна версия В другой версии сказания об Амыр-Санаа говориться, что он сбежал через Халху ( К алга чурту ), вышел в Хем-Белдир , дальше в Оок-Туран . За ним стали догнать каратели маньжур . Началась сватка и наступила ночь. "Пусть наступить утро, куда они денутся, тогда их поймаем" - думали каратели. И войска Амыр -Саны зажгли костры рядом. В ночью Амыр-Санаа прицепил своему верблюду горячую камень. Верблюд заорал, а Амыр-Санаа ускакал на коне и дал клятву: "Пусть макушки ушей зайца станет черной, конец хвоста хорька станет черным, пусть Хем-Белдир станет градом-крепостью, тогда и я вернусь!". Спустился вниз по правому берегу Улуг-Хема , вышел на устье Чаа-Холя, а перед ним непроходимая скала. Треская копытами коня, поднялся к вершине скалы. Скала получила название Алага-Тайгазы (дословно – Молоток Высокогоье ). Амыр-Санаа переправившись Улуг-Хем , поднимался по верхнему теченью Хемчика . По пути белый конь его остановился трижды и на одной из мест остался большая как тос-танма медная подкова коня. И эта местечка получила название Чес- Булун , а другое местечко, где остановился конь, получилось Соксаал . Дальше Амыр-Санаа ускакал на коне, как-то поскользнулся конь, оставил след ровно седлу, образовалась ямочка, и получилось название Базарак . Через Кожээ -Арт ушел в Россию.
Слайд 25
Другая интересная версия – Алага Т айгазы по сказанию В одной из версий Амыр-Санаа спустился вниз по Улуг-Хему на Адан-Арт оставил последнего верблюда. Поэтому данное местечко получило такое название – Алага Тайгазы . По легендам об Амыр-Санаа можно узнать название некоторых гор и мест. Это таежное высокогорье называют Алага Тайгазы и вот почему. В далекие времена, когда Тува и Монголия были под игом Китая, трое задумали выступить против угнетателей. Одним из них был Амыр-Санаа . Но его предали двое других и повезли указ о поимке Амыр-Санаа в Пекин, богды -хану. Амыр-Санаа случайно наткнулся на гонца, везущего этот указ, и, воспользовавшись, что гонец не знал его в лицо, прочитал указ. Отправив человека Шадырвану предупредить об измене, сам скрылся в России. Узнав об Амыр-Санаа , китайское правительство послало в посольство Белого царя (России) требование вернуть бунтовщика. Но ему отказали, сообщив, что никто не знает об Амыр-Санаа . Был распущен слух, что Амыр-Санаа утонул в какой-то большой реке на севере. Туда отправились китайские послы, но ничего не узнали. Имя стало символом честности, верности слову, борьбы за свободу. В те времена среди тувинцев стали рассказывать повсеместно героические сказания про Амыр-Санаа . Например, Амыр-Санаа в непроходимых горах попал в тупик. Чтобы двинуться дальше, он с помощью молотков пробил себе и своим подданным дорогу, разрушая скалу. Поэтому это таежное высокогорье называют Алага Тайгазы (дословно – Молоток Высокогорье).
Слайд 26
Камень-глыба « Чалама » В этих высокогорьях также находится священный камень-глыба – Чалама , которому с давних пор люди поклоняются и молятся. Он сердцевидной формы, высотой около 9-ти метров и является красивейшим творением природы. Этот природный памятник стоит на левом берегу реки Баян-Кол, на месте слияния ее больших притоков – Оораш-Хем и Ортаа-Хем . Таинственный камень находится на красивом месте берега реки: с севера густой чащей растут лиственницы, черёмуха, тополь, осина, чернотал и течет горный ручеёк, который впадает в Бян -Кол. А дальше – дорога на Оораш-Хем и лиственницы. С юга перед священным камнем стоят три лиственницы (одна справа, а две другие слева), между ними протянуты цветные тряпочки – чалама . В 25 метрах к югу от Чалама есть чаща елей. Весной среди них вырастают пионы, лесные фиалки. На макушке камня зарос травой и лишайниками. Сюда приходят люди, чтобы зарядиться энергией камня. На вершине одной скалы сочится каменная смола – мумие (хая- чугу ). На этой скале имеется след сердцевидной формы с человеческий рост и не такой уж глубокий. Может, камень Чалама выпал из этой скалы, с течением времени стал таким огромным. Но существует легенда о возникновении священного камня, которая связана с именем Амыр-Санаа . Большой камень сердцевидной формы, говорят, имеет огромную энергетическую силу. Люди этих мест молятся Чалама с давних пор и получают положительный заряд энергии. Он защищает их от всего негативного, а кто совершает плохие поступки (воровство, кража скота, убийство, срезает деревья, оскверняет место Чалама и т.п.), со временем кончает свою жизнь от своего же плохого поступка. Сегодня Чалама – очень известное место. Приезжают сюда все гости Тувы: шаманы из Китая, Швеции, Голландии, Новосибирска, Санкт-Петербурга, жители Тувы. Побывал с обществом « Дунгур » сам всемирноизвестный Монгуш Борахович Кение-Лопсан , шаманы Сайлык-оол и Ай-Чурек, и другие совершали обряд камня. Сюда приезжают очищаться, зарядиться энергией, получить вдохновение, полюбоваться природной красотой все, кто любит природу и ее памятный божественный дар.
Слайд 27
Выводы по исследованиям По этим историческим сказаниям об Амыр-Санаа говорят как великого монгола-воина. Но тувинский народ считает тувинским героем, борцом и руководителем национально-освободительного движения против маньчжурских захватчиков. Также уход Амыр-Санаа в России олицетворяет его символом борьбы за свободу и независимость тувинского, монгольского и русского народов. По сведениям сказателя Ондар Сыныйбан из Сут -Холя дается такое пояснение о том, когда-то маньчжурский хан дал 10 лан акша за родившего сына китайцу, а за сына монгола только 1 лан акша . Амыр-Санаа был против этому закону хана и призывал к восстанию монголов, стал руководителем восстания.
Слайд 28
Вывод: Амыр-Санаа : Илья Муромец 1. Реальный герой – руководитель восстания 2. Герой исторических сказаний 3. Символ борца за свободу и независимость 4. Почему бы не стать персонажем картин и мультфильмов, пьес 1.Реальный герой – русский богатырь. 2 . Былинный герой 3 . Святой воин 4 . Персонаж картин Васнецова и мультфильмов
Слайд 29
Спасибо за внимание!
Петушок из русских сказок
Карты планет и спутников Солнечной системы
Чья проталина?
Пчёлки на разведках
На берегу Байкала