Выступление на ежегодной конференции в ЕГУ им.Бунина
Вложение | Размер |
---|---|
eletskaya_guberniya_v_tvorchestve_i.a.bunina_arzu.doc | 77 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа поселка Солидарность
Елецкого муниципального района Липецкой области
Доклад
на тему: «Елецкая губерния
в творчестве Бунина»
Выполнила
ученица 7А класса
Шамилова Арзу
Руководитель учитель русского языка и литературы
Шустова Лариса Владимировна
2014
И.А.Бунин признавался: «Жизнь моя – трепетное и радостное причастие вечному и временному, близкому и далекому, всем векам и странам, жизни всего бывшего и сущего на этой земле, любимой мною».
Исследователь творчества Бунина Т. Г. Кирющенко справедливо утверждает: « Духовная жизнь движется творчеством, памятью, культурой. Писатель – их творец, носитель, передатчик в будущее. Ни одно звено памяти и культуры не может быть оборвано и разорвано бесследно».
Иван Алексеевич много знал, много страдал и многое возлюбил. Казалось, что Бунин имел в жизни всё, что человек на земле может желать: долголетие, талант, красоту, славу и многое другое. Но на самом деле все, чем обладал писатель, доставалось ему нелегко, а с большими усилиями и огромным трудом. Он никогда не падал духом, даже в изгнании и нищете.
Творчество И.А. Бунина – это песнь родине, воспетых «бедных селеньях», необъятных лесах. Иван Алексеевич так и не узнал, что Лев Толстой, читая его раннюю прозу, сказал: «Идёт дождик, - и так написано, что и Тургенев не написал бы так, а уж обо мне и говорить нечего».
«Очень русское было все то, среди чего жил я в мои отроческие годы», — вспоминал Бунин. Хлеба, подступавшие летом к самым порогам; крестьянские песни и предания; рассказы отца, участвовавшего — точно в древности — с собственным ополчением в Севастопольской обороне 1853—1855 гг.; «дедовские книги в толстых кожаных переплетах, с золотыми звездочками на сафьяновых корешках», — все было Россией. Затухающие традиции «усадебной культуры» именно в творчестве Бунина сказались особенно явно. Отсюда, из памяти детства и отрочества, вышли «Антоновские яблоки» (1900), повесть «Суходол» (1911), первые главы романа «Жизнь Арсеньева» (1930).
Литературная судьба Бунина складывалась счастливо. Критика в целом хвалила его произведения, многочисленные рецензенты именовали писателя «певцом осени, грусти и дворянских гнёзд», отдавали должное его прекрасному языку.
Провинциальные города. Сколько их разбросанно по России... Среди них древние и совсем ещё юные, знаменитые названия которых не сходят с наших уст и страниц рекламных туристических проспектов.
Ельцу, одному из немногих городов страны, посчастливилось быть воспроизведённым в художественной литературе А. Пушкина, Л. Толстого, Н. Лескова, А. Чехова, К. Паустовского и одного из величайших писателей девятнадцатого века Ивана Алексеевича Бунина. С нашим городом были связаны многие светлые и вместе с тем грустные воспоминания этого художника слова.
Начало жизни будущего писателя связано со средней полосой России. Образы детства имеют определяющее значение для формирования любой творческой личности. Неповторимый колорит русской природы и скромный быт постепенно приходящей в запустение дворянской усадьбы найдут неоднократное отражение в стихах и прозе будущего нобелевского лауреата. Своё известное стихотворение "Детство" Бунин посвятил воспоминаниям о совершенно конкретном месте. Это хутор Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии. Именно здесь было расположено имение "Озёрки", окрестности которого неоднократно в последующем изображал в своих произведениях Бунин. Детство его неторопливо протекало в родительском доме вплоть до поступления в гимназию. Для обучения в ней ему пришлось перебраться в уездный город Елец.
В романе «Жизнь Арсеньева» писатель поделился многими сокровенными мыслями, и одна из них - это страх перед неизведанным и вместе с тем желанным. Всё это имеет отношение к первой поездке в Елец:
«Детство стало понемногу связывать меня с жизнью – теперь в моей памяти уже мелькают некоторые лица, некоторые картины усадебного быта, некоторые события…
Из этих событий на первом месте стоит мое первое в жизни путешествие, самое далекое и самое необыкновенное из всех моих последующих путешествий. Отец с матерью отправились в ту заповедную страну, которая называлась городом, и взяли меня с собой. Тут я впервые испытал сладость осуществляющейся мечты, а вместе с тем и страх, что она почему-нибудь не осуществится».
«Эта поездка, впервые раскрывшая мне радости земного бытия, дала мне еще одно глубокое впечатление. Я испытал его на возвратном пути. Мы выехали из города в предвечернее время, проехали длинную и широкую улицу, уже показавшуюся мне бедной по сравнению с той, где была наша гостиница и церковь Михаила Архангела, проехали какую-то обширную площадь, и перед нами опять открылся вдали знакомый мир – поля, их деревенская простота и свобода. Путь наш лежал прямо на запад, на закатное солнце, и вот вдруг я увидел, что есть еще один человек, который тоже смотрит на него и на поля: на самом выезде из города высился необыкновенно огромный и необыкновенно скучный желтый дом, не имевший совершенно ничего общего ни с одним из доселе виденных мною домов, – в нем было великое множество окон, и в каждом окне была железная решетка, он был окружен высокой каменной стеной, а большие ворота в этой стене были наглухо заперты… Конечно, мне объяснили, какой это был дом и кто был этот человек, это от отца и матери узнал я о существовании на свете того особого сорта людей, которые называются острожниками, каторжниками, ворами, убийцами».
Поступив в 1881 в гимназию в Ельце, проучился там всего пять лет, так как семья не имела на это средств, завершать гимназический курс пришлось дома (осваивать программу гимназии, а потом и университета ему помогал старший брат Юлий, с которым писателя связывали самые близкие отношения). Дворянин по рождению, Иван Бунин не получил даже гимназического образования, и это не могло не повлиять на его дальнейшую судьбу.
Средняя Россия, в которой прошло детство и юность Ивана Бунина, глубоко запала в душу писателя. Он считал, что именно средняя полоса России дала лучших русских писателей, а язык, прекрасный русский язык, подлинным знатоком которого он был сам, по его мнению, зародился и постоянно обогащался именно в этих местах.
Елец – особая глава в жизни писателя, город его отрочества, ранней юности. Бунин обожал бродить по Ельцу. Описания этого древнего русского города можно встретить во многих произведениях писателя. Иван Алексеевич любил Елецкие монастыри, окраины, улицы, дома, мосты и башни, запахи и звуки - словом, всё, что присуще старому провинциальному русскому городу. «Я брожу по городу. Город ломится от своего богатства и многолюдства; он так богат, круглый год торгует с Москвой, с Волгой, с Ригой; с утра до вечера везёт в него деревня свои урожаи, базары и площади завалены целыми горами всяких плодов земных»,- писал Иван Алексеевич. Как он сразу и навсегда полюбил Елец, его горожан, так и сами люди полюбили не только самого Бунина, но и его романы, повести, рассказы и стихи, опоэтизировавшие родные всем нам места.
Широкому кругу почитателей таланта Бунина хорошо известен рассказ «Антоновские яблоки». Не случайно именно так жители города назвали ежегодно проводимый фестиваль ремёсел, отражающий традиции и культуру 19 века. С самого раннего утра 27 сентября 2014 года в Елецком районе состоялся по счёту 5-ый фестиваль «Антоновские яблоки». С утра на улице Орловской местных жителей и многочисленных гостей города ждала праздничная ярмарка. В ней приняли участие более 60 ремесленников, мастеров, торговцев сувенирами. На Сенной площади (пл. Революции) развернулся «Яблочный базар». За главным атрибутом праздника — антоновкой — выстраивались очереди. Телеги и корзины с ароматной антоновкой стояли повсюду. К слову, для проведения фестиваля было заготовлено более трех тонн яблок, испокон веков выращиваемых в Елецких усадьбах. Все основные события фестиваля развернулись в Дворянском саду, где гостей встречали одетые в тогдашние пышные платья дамы, под ручку гуляющие по саду со своими кавалерами. Здесь были организованы развлекательные программы: конкурс—дефиле народного и современного костюма «Из бабушкиного сундучка»; конкурс «Живое слово», где можно было услышать произведения классиков и современных поэтов нашего края. Не случайно основные события фестиваля прошли именно в Дворянском саду. В гимназические годы Бунин часто размышлял здесь, сидя на скамье с книгой в руках.
Ещё один сад, уже не городской, а сад родного имения был местом, с которым связано у Бунина много светлых воспоминаний. В первой части рассказа «Антоновские яблоки» писатель неоднократно упоминал об этом дорогом сердцу уголке. Вместе с героем ранним, свежим, росистым утром входим в большой, весь золотистый, подсохший и поредевший сад, ощущаем приятный запах антоновских яблок, тонкий аромат опавшей листвы, запах мёда и осенней свежести.
Бунин часто вспоминал о том, настолько был чист и свеж воздух, что казалось, будто его совсем нет. Будущему писателю нравилось ходить на ярмарки, устраиваемые по праздничным дням, рядом с шалашом, который находился в саду. И даже по ночам, когда по деревне погаснут огни Иван Алексеевич снова бежал в сад. И шурша листвой, как слепой, добирался до шалаша, где долго глядел в тёмно – синюю глубину, переполненную созвездиями, пока не поплывёт земля под ногами.
Воспоминание о сборе яблок у рассказчика и у читателя вызывает мажорно-торжественное настроение. Запах яблок ассоциируется с радостью, соединяется душистым дымом вишневых сучьев, ароматом меда, осенней свежести, новой соломы и мякины. Рефреном звучат слова “славно”, “хорошо”, “бодро”, сопровождающие разнообразные состояния. Цветовой и звуковой ряд отличаются насыщенностью, интенсивностью: золотой сад, коралловые рябины, голубоватый дым, багровое пламя костра. Автор запечатлевает “картинки”, призванные подтвердить довольство, крепость, основательность, устойчивость деревенской жизни.
“Антоновские яблоки” выросли из запавшего в память Бунина эпизода его юности: «Нынче почти весь день пропадал на охоте... <...> проснулся я <...> рано. Вышел на крыльцо и увидал, что начинается совсем осенний день. Заря — сероватая, холодная, с легким туманом над первыми зеленями... Крыльцо и дорожки по двору отсырели и потемнели. В саду пахнет “антоновскими” яблоками... Просто не надышишься! <...> Как я люблю осень!.. У меня не только пропадает всякая ненависть к крепостному времени, но я даже начинаю невольно поэтизировать его. Хорошо было осенью чувствовать себя именно в деревне, в дедовской усадьбе, с старым домом, старым гумном и большим садом с соломенными валами! Хорошо было ездить целый день по зеленям, проезжать по лесным тропинкам, в полуголых аллеях, чувствовать лесной, холодный воздух!.. Право, я желал бы пожить прежним помещиком! Вставать на заре, уезжать в “отъезжее поле”, целый день не слезать с седла, а вечером, с здоровым аппетитом, с здоровым, свежим настроением возвращаться по стемневшим полям домой, в усадьбу, где уже блестит, как волчий глаз на лесной опушке, далекий огонек дома... Там тепло, уютно, освещенная столовая...»
Нам, читателям, знакомы лишь некоторые из ощущений провинциального бытия, с невероятной силой воспетых Буниным. Потому мы вновь и вновь обращаемся к любимым страницам, чтобы научиться понимать исконно русское.
Бунин-писатель настаивал на том что, всё в своих произведениях он выдумал. На самом деле, сюжеты и образы всех его рассказов и повестей имеют реальную основу, которая дала толчок художественному вымыслу, позволившему выстроить сюжет, столкнуть героев в сложных взаимоотношениях и конфликтах, обобщить все факты и детали с учётом личного жизненного опыта и в результате создать единое художественное целое: рассказ, повесть, поэму, роман.
Бунин всю жизнь вёл дневник, писал воспоминания, путевые заметки, впечатления увиденного, заносил факты в записные книжки.
27 января 1886 г.
Вечер. Сижу один в зало и хочу записать то, что за неимением... да нет, впрочем, даже по небрежности, не внес в свой журнальчик. Особенного ничего не случилось. Но все-таки надо припомнить...
Потом все эти записи пережитого и увиденного неоднократно использовались им как источники сюжетов, конфликтов, образов, описаний людей, их характеров. Эти записи он ценил настолько высоко, что дневник, например, считал главным жанром, которому принадлежит будущее. Более того, он говорил, что каждая записанная в дневнике мелочь может с течением времени обрести чуть ли не эпохальное значение.
Справедливость точки зрения писателя можно продемонстрировать на примере второй части произведения «Антоновские яблоки». Иван Алексеевич в этом тексте в основном использует описание дворянского сада, домов, погоды, людей и т. д. Мы сами можем понять это, тогда когда автор вспоминает, как прекрасно просыпаться на ранней заре, когда еще кричат петухи и по-черному дымятся избы. Как ему нравится бежать умываться на пруд, где вода под лозинами стала прозрачная, ледяная и как будто тяжелая, она мгновенно прогоняет ночную лень.
Бунин вспоминал, что склад средней дворянской жизни имел много общего со складом жизни мужицкой, богатой по своей домовитости и своему старосветскому благополучию. Такова, например, была усадьба тетки Анны Герасимовны. Усадьба - небольшая, но вся старая, прочная, окруженная столетними березами и лозинами.
29 декабря 1885 г.
Сегодня вечер у тетки. На нем будут из Васильевского и в том числе гувернантка, в которую я влюблен не на шутку.
Самым первым Бунину среди всего достатка и всех красот дома во внимание бросается тонкий аромат яблок. Аромат антоновских яблок, сочных и всегда холодных, пахнувших слегка мёдом, а больше всего – осенней свежестью, становится эстетической реальностью, пронизывающей всю художественную атмосферу произведения. Конечно же, эстетический вкус Ивана Алексеевича был очень развит, но в полном своём совершенстве он проявился в рассказе «Антоновские яблоки».
В этом раннем опыте «путешествия в воспоминаниях», наполненном особым лирическим смыслом, складывались отличительные черты жанровой системы и литературного стиля Бунина. В произведении отразились личные, недавно пережитые впечатления писателя о том, как холодный ветер целыми днями рвал и трепал дорогие автору деревья, о том, как он ездил на охоту со своим шурином. Потом, лёжа в постели при полной тишине, он только слышал, как трещат и стреляют дрова в печи. После, бродя по безмолвной усадьбе, Иван Алексеевич нашел в мокрой листве случайно забытое холодное антоновское яблоко, и когда он его съел, ему показалось, что оно было необыкновенно вкусным, не таким, как другие. За тем он отправлялся обратно в дом, где садился за дедовские книги в толстых кожаных переплетах, с золотыми звездочками на сафьянных корешках и воображение переносило его из реальности в мир, такой далёкий и одновременно близкий.
Свои произведения он создаёт не как бесстрастный, холодный наблюдатель, а как человек, которого глубоко волнует совершающееся в мире: жизнь, её движение и проблемы. Каждый эпизод, каждая строка и каждый персонаж « Антоновских яблок» напоминают о детстве и юности, проведённых Буниным в окрестностях Ельца.
Долгие тридцать три года Бунин жил вдали от Родины. Но России-«иконе» и православной вере он не изменял никогда, каждый миг сохраняя в душе и мыслях «благословение отца своего, гробы родительские, святое Отечество, правую веру в Господа нашего Иисуса Христа!» Мучительная ностальгия – «сладкое и скорбное чувство Родины» – ни на мгновение не оставляла писателя: «Разве можем мы забыть Родину? Может человек забыть Родину? Она – в душе. Я очень русский человек. Это с годами не пропадёт». Писатель, рождённый с русскою душой, до конца дней своих оставался верен русскому слову, русскому духу, русской православной вере и в жизни, и в литературе.
Талант его, огромный, был оценен современниками по достоинству не сразу, зато потом, с годами, все более упрочивался, утверждался в сознании читающей публики. Его уподобляли «матовому серебру», язык именовали «парчовым», а беспощадный психологический анализ – «ледяной битвой».
Психологизм и параллелизм – отличительные черты творчества И.А.Бунина. Нередко он проводит параллель между людьми и животными, пытаясь доказать самому себе и окружающим, что любое создание Божье наделено душой, которая умеет любить, страдать волноваться и быть признательной. Подобным примером может служить стихотворение « Собака», написанное в один из дождливых дней в Ельце в августе 1909 года.
Мечтай, мечтай. Все уже и тусклей
Ты смотришь золотистыми глазами
На вьюжный двор, на снег, прилипший к раме,
На метлы гулких, дымных тополей.
Читая в глазах собаки тоску и печаль, поэт проводит аналогию с самим собой, делая удивительное открытие: он сам не лучше этой собаки, так как мыслями находится далеко от российской глубинки и также томится « тоской иных полей, иных пустынь.
Ты вспоминаешь то, что чуждо мне:
Седое небо, тундры, льды и чумы
В твоей студеной дикой стороне.
Но я всегда делю с тобою думы:
Я человек: как бог, я обречен
Познать тоску всех стран и всех времен.
Собака, лежащая у его ног, переживает из-за того, что не может прожить последние свои дни на своей родине. Лирический герой это прекрасно понимает. Но собака не в состоянии понять то, что творится у него на душе.
Как бы далеко от родины Бунин Иван Алексеевич ни жил, Россия была неотделима от него. Однако это была отодвинутая Россия, не та, что раньше начиналась за окном, выходящим в сад; она была и словно не была, все в ней встало под вопрос и испытание, но не могло исчезнуть и должно было идти из прошлого дальше. Каждая строка в произведениях Ивана Бунина пропитана любовью к родному, кровному, издревле идущему и прорывающемуся через все социальные невзгоды.
Горький сравнил талант Бунина с матовым серебром и советовал ему отточить его в нож, чтобы поражать зло. Ho талант Бунина служил Красоте, Разуму, Добру и Жизни. Писатель шел от вещей к словам, в первую очередь живописуя “материю”, предметный мир. Ведь бунинские усадьбы — это не усадьбы “вообще”, не некий благостный рай, а знакомые до мелочей Выселки, усадьба тетушки, поместье шурина. Возникают многочисленные детали; запомнившиеся подробности придают изображению достоверность, единственность, неповторимость; делают их безусловной реальностью. Возникает своеобразный культ живого и прекрасного, рождается чувственная любовь к миру, наполненному запахами, звуками, красками, всем видимым, слышимым, осязаемым. И мы, читатели “Антоновских яблок” чувствуем “Высокий трепет приобщенья / К духовной жизни, красоте!” — как писал Бунин в одном из своих стихотворений.
Мы никогда не должны забывать, что каждый успех нашего познания ставит больше проблем, чем решает, и что в этой области каждая новая открытая земля позволяет предположить о существовании еще неизвестных нам необъятных континентов. К таким неизвестным и необъятным континентам относится творчество нашего земляка писателя Ивана Алексеевича Бунина.
Литература и интернетресурсы
1) Учебник – хрестоматия, дрофа – 2002год, страница 314 – 315
2) Литература, просвещение – 2000год, страница 182 – 187
3) Краеведческая энциклопедия, Липецк – 2007год, страница 90 – 124
5) http://www.pishi – stihi.ru sobaka
6) http:// www.referat.resurs.kz/bunina
7) http:// www.verstovoy.ru/bunin
8) http://www.most.tv/blog/art - critic/.ru
Подарок
Аэродинамика и воздушный шарик
Снег своими руками
Ласточка. Корейская народная сказка
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ