Данная работа по краеведению отражает историю деревни Терешок Починковского района Смоленской области. В Терешке находится уникальная деревянная церковь, которой около 200 лет. Материал был собран у местных жителей, также обращались к архивным документам.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.rar | 35.08 КБ |
Содержание
Глава 1. Деревня – это наша Родина……………………стр.5
Глава 2. Причины исчезновения деревень……………..стр.7
Глава 3. История села Терешок
и храма Святителя Николая…………………………….стр.9
Глава 4.Семья священника И.А. Солнцева…………….стр.10
Глава 5. Деятельность храма в XX веке………………..стр.12
«Моя деревня ! Хорошо, когда ты есть. Там дорожки к твоему незабвенному детству, все вокруг до кочки и кустика родное и близкое. И даже когда уже нет деревни, все равно все тебе помнится, все тебе дорого. Там похоронены твои родные и близкие».
Ф.И.Меженцев
Введение
Много страданий, много горя и бед выпало на долю России и ее народа в ушедшем ХХ веке. В вихре исторических событий рушился привычный уклад, гибли миллионы наших сограждан, менялась эпоха. В России изменился строй в результате Великой Октябрьской Социалистической революции, знаменательные вехи в истории страны: НЭП, индустриализация, коллективизация. Неизгладимый след в памяти народа оставили гражданская и Великая Отечественная войны, послевоенные лихолетья и распад Советского Союза. Но, вспоминая ушедший век, нам есть чем гордиться. Великая Победа в 1941-1945 годах – наша. Первый шаг человека в космосе – наш. Мы знаем, какой ценой досталось нам каждое свершение, сколько жизней, судеб, сколько в них трагедий и драматизма.
Почти не слышна на этом фоне трагедия тысяч обыкновенных деревень и сёл, как-то незаметно исчезнувших с нашей земли и географических карт. Мне эта тема интересна, потому что таких населенных пунктов в нашем крае насчитывается несколько десятков. Как и почему это произошло? Что выиграла страна, потеряв эти «неперспективные» деревни и села?
Актуальность темы исследования обусловлена исчезновением сёл и деревень, как населённых пунктов; сокращением количества сельских жителей; возрождением православной церкви на селе.
Цель работы - обоснование практической значимости исследовательской деятельности по изучению истории родного края для дальнейшего её использования в учебно-воспитательном процессе.
В работе решались следующие задачи:
1. Собрать материал об истории села и её уникальной деревянной церкви;
2.Изучить и собрать сведения об истории церкви и её настоятелях.
Объектом исследования являются исчезающая деревня Терешок Починковского района и храм Святителя Николая, который не закрывался в советское время.
Предметом исследования является поиск путей, направленных на расширение и углубление базовых знаний и умений, на развитие способностей познавательного интереса в пределах своего родного края.
Гипотеза исследования – если я соберу материал об исчезающей деревне, то тем самым я восстановлю ещё одну страницу истории нашего района, сделаю шаг к тому, что будущее поколение будет хранить и помнить прошлое своей малой родины, будет гордиться и своим селом и его жителями, и тем , что они здесь родились и живут.
Практическая значимость темы заключается в изучении поставленных задач, вопросов краеведения. Анализ результатов позволили выдвинуть следующие моменты значимости выполненной работы:
- приобретение навыков исследовательской работы;
- поэтапное формирование в работе навыков, умений;
- работа на уроках и внеклассных мероприятиях;
В работе использованы следующие методы:
Ни одна историческая эпоха не проходит бесследно. Всегда остаются документальные свидетельства тех или иных событий, на основании которых и пишется история.
Село Терешок входит в состав Стодолищенского сельского поселения. До 1917 года оно принадлежало Рославльскому уезду Смоленской губернии. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля значение слова «ТЕРЕШОК», встречающегося на Смоленщине, преподносится, как «мотылёк, бабочка». Как село, отмечено на карте Смоленского наместничества 1775 года.
В документах генерального межевания второй половины XVIII века, сохранившихся в Российском государственном архиве древних актов, село Терешок имело ещё одно название – Васильевское.
По сведениям 1859 года, в 25 верстах от уездного города Рославля при речке Терешке располагалось село Терешок из 9 дворов, в которых жили 30 мужчин и 49 женщин. Рядом находилось владельческое сельцо Сафирополь (Гута) при колодце в один двор с 16 мужчинами и 17 женщинами. Во владельческой деревне Прилеповке (Петропавловское) в 10 дворах жили 30 мужчин и 36 женщин.
По сведениям 1872 года, селом Терешок владели Воеводская и Римский-Корсаков. После революции исчезла усадьба Сафирополь. Около 10 лет нет уже и Прилеповки. Сейчас в Терешке живёт всего несколько семей. Но стоит, на удивление, из тёсаных брёвен храм Святителя Николая, наполненный радужным светом благодаря сохранившимся кое-где витражам.
Слева от храма видны старые липы, вокруг заросли кустарника, в середине которых – небольшие холмики прямоугольной формы. Это старинное кладбище. Нахожу маленькую стелу. Вот всё, что осталось от некрополя XIX века. Утрачены могилы дворянок Ольги Дмитриевны Римской-Корсаковой (1813-1854) и Варвары Феодоровны Римской-Корсаковой (1841-1873) и многие другие.
За алтарём храма Святителя Николая покоятся его пастыри. На стеле – надпись:
«Иерей Иоанн Солнцев. Скончался 15 декабря 1891 года на 51 году».
Глава 4. Семья Священника И.А. Солнцева
Священник Иван Андреевич Солнцев был сыном псаломщика села Горенова Рославльского уезда. Сначала он учился в Рославльском уездном духовном училище, затем в 1863 году окончил Смоленскую духовную семинарию с аттестатом второго разряда. Учительствовал в Сычёвском и бельском уездах. 6 августа 1866 года рукоположен священником в село Терешок и дополнительно выполнял обязанности законоучителя при Борщёвском министерском двухклассном училище. Из его воспоминаний:
«Мой Терешок, когда я поступил сюда священником, был не Терешок, а «Теремок»; церковь маленькая, ветхая, селения редкие, кругом лес. Живёшь, бывало, и свету не видишь. Но вот прошла железная дорога, и мой приход стал оживляться: крестьяне занялись рубкою леса, стали приготовлять деревянные изделия и отправлять их по железной дороге. Благодаря этому быт прихожан улучшился, а вместе с тем поправилось и моё материальное положение».
У священника была большая семья – две дочери и четверо сыновей. Старшая дочь Анна Ивановна вышла замуж за священнослужителя Нила Михайловича Белкина. Он начинал служить в Терешке, и там же рукоположен в священники. В 1896 году Нил Белкин был законоучителем в Стодолищенской земской школе. Екатерина Ивановна вышла замуж за Николая Гурьевича Панкова, учителя, музыканта, действительного члена Русского общества пчеловодов.
В 1894 году Мария Клавдиевна Тенишева купила хутор Флёново и организовала сельскохозяйственную школу, первым заведующим которой стал Н.Г. Панков. Вместе с ним в качестве учителя работала и его жена.
Разные судьбы у сыновей отца Иоанна. Иван Иванович был армейским офицером, Константин Иванович – священником.
Александр Иванович Солнцев – выпускник Нежинского лицея, художник-самоучка, деятельный участник Талашкинского содружества умельцев-промысловиков княгини М.К. Тенишевой. Уезжая из Терешка, он зарисовал на память могилу отца. Этот рисунок сто лет спустя помог правнукам, проживающим в разных городах, найти тропинку к родине прадеда.
С 1900 по 1918 Александр Иванович преподавал древние языки и историю в гимназии К.И. Мая в Санкт-Петербурге. Основным девизом гимназии было изречение основоположника современной педагогики Яна Амоса Коменского «Сперва любить – потом учить». По свидетельству бывшего ученика гимназии, академика Д.С. Лихачёва, А.И. Солнцев – автор первой советской азбуки.
Сергей Иванович Солнцев в 1900-1904 годах учился в Петербургском университете на юридическом факультете. В 1909 году направлен за границу для повышения экономического образования. В 1912 году защищает кандидатскую диссертацию по теме: «Заработная плата как проблема распределения» в Императорском Санкт-Петербургском университете. С 1913 по 1930 год Сергей Иванович находился на преподавательской и научной работе в Петербургском, Томском, Новороссийском университетах. Во многих энциклопедиях сообщается. Что С.И. Солнцев – крупный советский экономист, академик АН УССР и АН СССР, 1929 года работал в Совете по изучению производительных сил.
Правнуки Иоанна Солнцева и сейчас приезжают на праздники в храм Святителя Николая и оказывают посильную помощь приходу.
Глава 5. Деятельность храма в XX веке
Храм всегда занимал центральное место в жизни русского человека. А православные пастыри призваны были не только совершать богослужения, но и оказывать своей пастве постоянную поддержку в житейских нуждах.
В начале XX века в Терешке служил священник Василий Афонский, в годы Великой Отечественной войны – священник Николай Мюллер. До 1981 года настоятелем прихода был Виктор Ленок, а с 1984 по 1994 год настоятелем церкви служил протоиерей Валерий Васильев, приложивший немало усилий для её внутреннего сохранения.
В конце 90-х годов XX века храм Святителя Николая потерял статус основного для священников. Он стал приписным для настоятелей Стодолищенской церкви преподобного Сергия Радонежского. Тем не менее в нём ещё совершаются таинства крещения, венчания, праздничные богослужения.
Иногда из-за будничной суеты мы не замечаем простой красоты скромного сельского храма, построенного руками неизвестных мастеров. Не знаем и не стремимся узнать о том, что эта старинная церковь является нашим родовым храмом, ибо под её сводами были крещены, венчались и провожались в вечность предки. Сохраняя память об этом, мы сможем сохранить свою малую родину.
В настоящее время в Терешке 12 домов, где зарегистрировано 24 человека. Все пенсионного возраста. Есть проблемы с транспортом: более 10 лет назад в Терешке железнодорожники отменили остановку поезда, нет автобусного сообщения.
У каждого из нас придет время, такая минута, когда сердце позовет в родные места, где прошли наше детство и юность. Ты увидишь, как журавли потянулись на юг. И не надо стесняться слез, которые побегут, когда вспомнишь свою деревню, друзей. Это сердце позвало тебя в дорогу. И надо, надо поехать туда – и отдать последний земной поклон. Ведь твоей деревушки только на карте нет, но в твоем сердце она всегда занимала главное место.
Заключение
Все мы, жители одной планеты, - земляне. Все мы, соотечественники – россияне. В то же время мы живем на земле, являющейся исторической родиной нашего народа. Каждый из нас может стать носителем знания о своем крае, об исторических и духовных корнях. Каждый может стать хранителем культурного наследия, стать другом и защитником своего родного уголка.
Интерес к истории своей деревни, села, района, к собственному происхождению никогда не угасал, но особенно возрос он в последнее время. Это показывают и организованные бывшими жителями деревень встречи с земляками на малой Родине. Вот и съежаются внуки и правнуки тех, кто родился и вырос на этой земле. Люди всё чаще стали интересоваться историей своей Родины, как будто боятся что-то забыть, растерять в суматохе обыденных дней. Уходит старое поколение, и вместе с ним исчезают события, сведения об исчезающих деревнях. Когда встречаешься с бывшими жителями деревень, ощущаешь какой-то особенный трепет. Но сегодня зачастую память о многих деревнях хранят только одинокие черёмухи, заглядывавшие в окна, кусты смородины, заросшие крапивой, кое-где оставшиеся фундаменты домов, да ещё старики, жившие когда-то в этих деревнях.
В ходе исследования и поисков была проделана огромная работа с архивными документами, сбора материалов по истории села Терешок и храма Святителя Николая; опрошены люди, систематизирован материал. Собраны воедино архивные материалы. После встреч записаны воспоминания.
Целью работы было восстановление памяти об исчезающей деревне, сохранение истории одного из старинных храмов Смоленской области.
К сожалению, не всю информацию о храме селе удалось получить. Старожилов деревни осталось мало, а многие документы оказались утеряны.
Такие результаты дают нам право продолжить работу по сбору информации об уникальном месте Смоленской области.
Работа сопровождается фотографиями, картами.
И как чтят минутой молчания павших на поле боя, так давайте и мы вспомним исчезающие с карты района деревни. Ведь в каждой из них рождались и умирали люди, трудились, воевали, мечтали о счастливой жизни.
Литература
1.«Справочник по административно – территориальному делению Смоленской области».- 1993г. – Смоленск.
2.Сборник законодательных актов по административно – территориальному делению Смоленской области.
3.А. Ополовников, Г Островский «Русь деревянная»: Образы русского деревянного зодчества.
4.Починковская районная газета «Сельская новь» № 11 (9807).
5. интернет-ресурсы www.ru. Wikipedia. Org.
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)
Рождественский венок
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка
Свадьба в Малиновке
Зимовье зверей