• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

творческа работа "Исчезающие деревни"

Опубликовано Митич (Мудрякова) Елена Николаевна вкл 05.11.2014 - 14:22
Митич (Мудрякова) Елена Николаевна
Автор: 
Платонова Наталья

Данная работа по краеведению отражает историю деревни Терешок Починковского района Смоленской области. В Терешке находится уникальная деревянная церковь, которой около 200 лет.  Материал был собран у местных жителей, также обращались к архивным документам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota.rar35.08 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Содержание

  1. Введение……………………………………………………стр.2
  2. Основная часть:

Глава 1. Деревня – это наша Родина……………………стр.5

Глава 2. Причины исчезновения деревень……………..стр.7

Глава 3. История села Терешок

 и храма Святителя Николая…………………………….стр.9

Глава 4.Семья священника И.А. Солнцева…………….стр.10

Глава 5. Деятельность храма в XX веке………………..стр.12

  1. Заключение…………………………………………....стр.13
  2. Список используемой литературы…………………....стр.14
  3. Приложения……………………………………………..стр.15

                                               

                                                   

        «Моя  деревня ! Хорошо, когда ты есть. Там дорожки к твоему незабвенному детству, все вокруг до кочки и кустика родное и близкое. И даже когда уже нет деревни, все равно все тебе помнится, все тебе дорого. Там похоронены твои родные и близкие».

 Ф.И.Меженцев

Введение

Много страданий, много горя и бед выпало на долю России и ее народа в ушедшем ХХ веке. В вихре исторических событий рушился привычный уклад, гибли миллионы наших сограждан, менялась эпоха. В России изменился строй в результате Великой Октябрьской Социалистической революции, знаменательные вехи в истории страны: НЭП, индустриализация, коллективизация. Неизгладимый след в памяти народа оставили гражданская и Великая Отечественная войны, послевоенные лихолетья и распад Советского Союза. Но, вспоминая ушедший век, нам есть чем гордиться. Великая Победа в 1941-1945 годах – наша. Первый шаг человека в космосе – наш. Мы знаем, какой ценой досталось нам каждое свершение, сколько жизней, судеб, сколько в них трагедий и драматизма.

Почти не слышна на этом фоне трагедия тысяч обыкновенных деревень и сёл, как-то незаметно исчезнувших с нашей земли и географических карт. Мне эта тема интересна, потому что таких населенных пунктов в нашем  крае  насчитывается несколько десятков. Как и почему это произошло? Что выиграла страна, потеряв эти «неперспективные» деревни и села?

Актуальность темы исследования обусловлена исчезновением сёл и деревень, как населённых пунктов; сокращением количества сельских жителей; возрождением православной церкви на селе.


Цель  работы  - обоснование практической значимости  исследовательской  деятельности по изучению истории родного края для дальнейшего её использования в учебно-воспитательном процессе.

В  работе  решались следующие задачи:

1. Собрать материал об истории села и её уникальной деревянной церкви;

2.Изучить и собрать сведения об истории церкви и её настоятелях.

Объектом исследования являются  исчезающая деревня Терешок Починковского района и храм Святителя Николая, который не закрывался в советское время.

Предметом исследования является поиск путей, направленных на расширение и углубление базовых знаний и умений, на развитие способностей познавательного интереса в пределах своего родного края.

Гипотеза исследования – если я соберу материал об исчезающей деревне, то  тем  самым я восстановлю ещё одну страницу истории нашего района, сделаю шаг к тому, что будущее поколение будет хранить и помнить прошлое своей малой родины, будет гордиться и своим селом и его жителями, и  тем , что они здесь родились и живут.

Практическая значимость  темы  заключается в изучении поставленных задач, вопросов краеведения. Анализ результатов позволили выдвинуть следующие моменты значимости выполненной  работы:

-  приобретение навыков  исследовательской   работы;

 - поэтапное формирование в работе навыков, умений;

 - работа на уроках и внеклассных мероприятиях;

В  работе  использованы следующие методы:

  1.  Работа с архивными документами;
  2. Изучение литературы;
  3. Анализ;
  4. Беседа;
  5. Поиск;
  6. Обобщение;
  7. Систематизация.

Глава 1. Деревня – это наша родина

Деревня – это целый мир, яркий, цельный, своеобразный, полный жизни, полускрытой от постороннего глаза. Чтобы познать её, нужны не часы и дни, а месяцы и годы.

Отчего так дышится легко, когда приезжаешь в деревню, отчего душе здесь   вольнее, но и томительнее, чем в городе? Взамен скуке здесь – печаль, а радость здесь ярче и открытее. Мы часто не отдаем себе отчета в этом, принимая деревню скорее не умом, а сердцем. А ответ, кажется, прост – деревня – это наша прародина, близкая или дальняя. Но, приняв сердцем, нужно понять и умом – чем же так провинилась деревня, перед кем, и нет ли тут и нашей вины в том, что до нее, как до далекой матери или бабушки так редко доходят весточки нашего сыновнего внимания. И речью новой своей, и повадками, и заимствованными мыслями мы словно предаем ее, терпеливо и бессловесно, без выраженной укоризны ждущую нас и готовую каждую минуту приветить всякого, не считаясь ни с числом их, ни с происхождением.   И так же по-матерински она ко всякому сердобольна и милостива,   приветлива и хлебосольна, сострадательна и внимательна…

Но уходят люди, уходит традиционный быт, исчезают с ними вместе целые деревни…  

 Зарастают пашни, затягиваются бурьяном пожни, сравниваются ливнями и ветрами холмы на месте жилищ. Не звучит гармонь, не слышно песен вне стен домов культуры, прописавшихся теперь в основном в райцентрах и на центральных усадьбах, очагах уходящей русской деревенской культуры. А прежде было иначе -   задушевная песня и меткое, красивое слово звучали в первую очередь там, где пашня и покос, звучали не официально, а от души того самого народа, хранителя языка и культуры. Но что видим мы сегодня: запустение, уход русского народа из деревни. И так по всей России. Глядеть, быть безучастными свидетелями этого трагического явления – неужели таков наш удел, людей, проживающих на этой земле?   Сегодня мы все – здесь, и нам решать, как быть русской деревне. Никто, никакая столица, никакой «чужой дядя» помочь нам не могут и не желают. Нет сегодня проблемы деревни в средствах массовой информации: шоубизнес, деньги, проблемы миллиардеров и склоки власти – вот то, что сегодня интересует «их», навязывается и   нам.

 А что с деревней?

Результаты переписи, проведенной в 2010 году, показали, что больше трети российских деревень – мёртвые, либо находятся на грани исчезновения. В Починковском районе около 50 деревень исчезли с лица земли, а ещё около десятка находятся на грани исчезновения. В оставшихся жилых  домах проживают старые или пожилые люди, которые вынуждены жить здесь. Практически, большая трудоспособная часть населения, уезжает на заработки или устраивается работать в крупных городах. Это ли не настоящая трагедия для нас?

Мне, как жителю сельской глубинки, очень близки,  понятны переживания простых крестьян о разорении сёл и деревень. И я не хочу, чтобы такое произошло с моей родной деревней. К сожалению, если своей деревне я ещё могу чем-то помочь, то десяткам других деревень  Починковского района уже никто не поможет. Поэтому я считаю своим долгом сделать всё, чтобы память о них и их жителях не исчезла. Перед вашими глазами пройдёт судьба  деревни с интересным прошлым , полным жизни, праздника, счастья, но угасшим по чьему- то злому замыслу или недальновидной политике.

Глава 2. Причины исчезновения деревень

 В марте 1965 года выходит Постановление ЦК КПСС «О неотложных мерах по развитию сельского хозяйства страны». Была принята попытка вдохнуть жизнь в сельское хозяйство. Произошли изменения в жизни колхозников, а именно: они получили возможность сдавать государству сверхплановый продукт по более высоким ценам. Каждый месяц крестьяне стали получать своего рода заработную плату как аванс в счет будущих колхозных договоров. Они обрели право на пенсию, социальное страхование, прекращен натиск на личное подсобное хозяйство. Начинается прокладка дорог, электрификация. Однако результаты оказались довольно скромными, продолжался массовый отток людей из деревни. Вместо того, чтобы прокладывать к отдаленным населенным пунктам дороги, линии электропередач, средства связи, тогдашние руководители страны предпочли объявить их «бесперспективными», перевозя оттуда коровники, птичники, свинофермы, закрыв там медпункты, школы, магазины. Курс на массовую ликвидацию таких деревень уходит корнями в борьбу с хуторской системой 30-х годов, достигает рассвета в 70-е годы. Социологи в союзе с чиновниками Агропрома доказывали, что курс на агропромышленную интеграцию, концентрацию сельскохозяйственного производства неизбежно ведет к концентрации местожительства работников на Центральной усадьбе. Лишь «перспективные» деревни могут быть социально обустроены. Так началась политика «укрупнения колхозов», которая привела уничтожению сотни маленьких «неперспективных деревень». На местах  цветущих садов, зеленеющих огородов, дышащих полной жизнью домов, остались несколько покосившихся избушек без окон и дверей, заросшие бурьяном улицы, разрушенные фундаменты. А ведь когда-то здесь была большая деревня. В оставшихся без хозяев пустых домах печально смотрят на мир глаза-окна. От их взгляда становится тоскливо на душе, сердце готово выпрыгнуть из груди. И, кажется, что вот-вот услышишь мольбу: «Не проходи мимо, остановись, поговори с нами».

Стены пустых домов помнят и лица своих хозяев, их разговоры, радости, печали, прощание с родной деревней, звонкие голоса бегающих по деревенской улице детей…  А сейчас здесь тишина. В таких деревнях, кажется,  даже птицы поют тоскливее. Посаженные людьми черёмухи, яблони как будто раньше времени постарели – согнулись, высохли. В такое время даже на красоту родного края не обращаешь внимание.  Всё побеждает черно-белый цвет.

Заброшенные деревни невозможно восстановить. Сердца уехавших из этих деревень людей до сих пор кровоточат… Вынужденное прощание с родной деревней навсегда оставили в их сердцах глубокие шрамы. Таким образом,  последствия большой политики видны и сейчас, задевают жизни тысячи людей.

Оживут ли вновь исчезнувшие деревни, невозможно предсказать. Скорее всего, уже никогда не зазвучит гармонь на окраине деревни, не запоёт рожок пастуха, не зазвучат звонкие голоса детей… Эти деревни мы уже потеряли… Но есть ещё время спасти десятки маленьких деревень, для которых мы можем что-то сделать. Так давайте же действовать, а не смотреть равнодушно,  как один за другим затихают наши деревни…

Судьбы деревень складывались по-разному: одни исчезали естественным путём, другие были насильно перевезены в наиболее крупные населённые пункты.  Особенно пострадала деревня 1960-70 годы XX века. Основными причинами исчезновения населённых пунктов стали:

- Естественный отток населения;

- Коллективизация;

- Укрупнение колхозов;

-  Отсутствие дорог, водопроводов, электрификации.

                                                           

Глава 3. История села Терешок и  храма Святителя Николая

Ни одна историческая эпоха не проходит бесследно. Всегда остаются документальные свидетельства тех или иных событий, на основании которых и пишется история.

Село Терешок входит в состав Стодолищенского сельского поселения. До 1917 года оно принадлежало Рославльскому уезду Смоленской губернии. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля значение слова «ТЕРЕШОК», встречающегося на Смоленщине, преподносится, как «мотылёк, бабочка». Как село, отмечено на карте Смоленского наместничества 1775 года.

В документах генерального межевания второй половины XVIII века, сохранившихся в Российском государственном архиве древних актов, село Терешок  имело ещё одно название – Васильевское.

По сведениям 1859 года, в 25 верстах от уездного города Рославля при речке Терешке располагалось село Терешок из 9 дворов, в которых жили 30  мужчин и 49 женщин. Рядом находилось владельческое сельцо Сафирополь (Гута) при колодце  в один двор с 16 мужчинами и 17 женщинами. Во владельческой деревне Прилеповке (Петропавловское) в 10 дворах жили 30 мужчин и 36 женщин.

По сведениям 1872 года, селом Терешок владели Воеводская и Римский-Корсаков. После революции исчезла усадьба Сафирополь. Около 10 лет нет уже и Прилеповки. Сейчас в Терешке живёт всего несколько семей. Но стоит, на удивление, из тёсаных брёвен храм Святителя Николая, наполненный радужным светом благодаря сохранившимся кое-где витражам.

Слева от храма видны старые липы, вокруг заросли кустарника, в середине которых – небольшие холмики прямоугольной формы. Это старинное кладбище. Нахожу маленькую стелу. Вот всё, что осталось от некрополя XIX века. Утрачены могилы дворянок Ольги Дмитриевны Римской-Корсаковой (1813-1854) и Варвары Феодоровны Римской-Корсаковой (1841-1873) и многие другие.

За алтарём храма Святителя Николая покоятся его пастыри. На стеле – надпись:

«Иерей Иоанн Солнцев. Скончался 15 декабря 1891 года на 51 году».

Глава 4. Семья Священника И.А. Солнцева

Священник Иван  Андреевич Солнцев был сыном псаломщика села Горенова Рославльского уезда. Сначала он учился в Рославльском уездном духовном училище, затем в 1863 году окончил Смоленскую духовную семинарию с аттестатом второго разряда. Учительствовал в Сычёвском и бельском уездах. 6 августа 1866 года рукоположен священником в село Терешок и дополнительно выполнял обязанности законоучителя при Борщёвском министерском двухклассном училище. Из его воспоминаний:

«Мой Терешок, когда я поступил сюда священником, был не Терешок, а «Теремок»; церковь маленькая, ветхая, селения редкие, кругом лес. Живёшь, бывало, и свету не видишь. Но вот прошла железная дорога, и мой приход стал оживляться: крестьяне занялись рубкою леса, стали приготовлять деревянные изделия и отправлять их по железной дороге. Благодаря этому быт прихожан улучшился, а вместе с тем поправилось и моё материальное положение».

У священника была большая семья – две дочери и четверо сыновей. Старшая дочь Анна Ивановна вышла замуж за священнослужителя Нила Михайловича Белкина. Он начинал служить в Терешке, и там же рукоположен в священники. В 1896 году Нил Белкин был законоучителем в Стодолищенской земской школе. Екатерина Ивановна вышла замуж за Николая Гурьевича Панкова, учителя, музыканта, действительного члена Русского общества пчеловодов.

В 1894 году Мария Клавдиевна Тенишева купила хутор Флёново и организовала сельскохозяйственную школу, первым заведующим которой стал Н.Г. Панков. Вместе с ним в качестве учителя работала и его жена.

Разные судьбы у сыновей отца Иоанна. Иван Иванович был армейским офицером, Константин Иванович – священником.

Александр Иванович Солнцев – выпускник Нежинского лицея, художник-самоучка, деятельный участник Талашкинского содружества умельцев-промысловиков княгини М.К. Тенишевой. Уезжая из Терешка, он зарисовал на память могилу отца. Этот рисунок сто лет спустя помог правнукам, проживающим в разных городах, найти тропинку к родине прадеда.

С 1900 по 1918 Александр Иванович преподавал древние языки и историю в гимназии К.И. Мая в Санкт-Петербурге. Основным девизом гимназии было изречение основоположника современной педагогики Яна Амоса Коменского «Сперва любить – потом учить». По свидетельству бывшего ученика гимназии, академика Д.С. Лихачёва, А.И. Солнцев – автор первой советской азбуки.

Сергей Иванович Солнцев в 1900-1904 годах учился в Петербургском университете на юридическом факультете. В 1909 году направлен за границу для повышения экономического образования. В 1912 году защищает кандидатскую диссертацию по теме: «Заработная плата как проблема распределения» в Императорском Санкт-Петербургском университете. С 1913 по 1930 год Сергей Иванович находился на преподавательской и научной работе в Петербургском, Томском, Новороссийском университетах. Во многих энциклопедиях сообщается. Что С.И. Солнцев – крупный советский экономист, академик АН УССР и АН СССР, 1929 года работал в Совете по изучению производительных сил.

Правнуки Иоанна Солнцева и сейчас приезжают на праздники в храм Святителя Николая и оказывают посильную помощь приходу.

Глава 5. Деятельность храма в XX веке

Храм всегда занимал центральное место в жизни русского человека. А православные пастыри призваны были не только совершать богослужения, но и оказывать своей пастве постоянную поддержку в житейских нуждах.

В начале XX века в Терешке служил священник Василий Афонский, в годы Великой Отечественной войны – священник Николай Мюллер. До 1981 года настоятелем прихода был Виктор Ленок, а с 1984 по 1994 год настоятелем церкви служил протоиерей Валерий Васильев, приложивший немало усилий для её внутреннего сохранения.

В конце 90-х годов XX века храм Святителя Николая потерял статус основного для священников. Он стал приписным для настоятелей Стодолищенской церкви преподобного Сергия Радонежского. Тем не менее в нём ещё совершаются таинства крещения, венчания, праздничные богослужения.

Иногда из-за будничной суеты мы не замечаем простой красоты скромного сельского храма, построенного руками неизвестных мастеров. Не знаем и не стремимся узнать о том, что эта старинная церковь является нашим родовым храмом, ибо под её сводами были крещены, венчались и провожались в вечность предки. Сохраняя память об этом, мы сможем сохранить свою малую родину.

В настоящее время в Терешке 12 домов, где зарегистрировано 24 человека. Все пенсионного возраста. Есть проблемы с транспортом: более 10 лет назад в Терешке железнодорожники отменили остановку поезда, нет автобусного сообщения.                                                                              

У каждого из нас придет время, такая минута, когда сердце позовет в родные места, где прошли наше детство и юность. Ты увидишь, как журавли потянулись на юг. И не надо стесняться слез, которые побегут, когда вспомнишь свою деревню, друзей. Это сердце позвало тебя в дорогу. И надо, надо поехать туда – и отдать последний  земной поклон. Ведь твоей деревушки только на карте нет, но в твоем  сердце она всегда занимала главное место.

                                       

Заключение

 Все мы, жители одной планеты, - земляне. Все мы, соотечественники – россияне. В то же  время мы живем на земле, являющейся исторической родиной нашего народа. Каждый из нас может стать носителем знания о своем крае, об исторических и духовных корнях. Каждый может стать хранителем культурного наследия, стать другом и защитником своего родного уголка.

Интерес к истории своей деревни, села, района, к собственному происхождению никогда не угасал, но особенно возрос он в последнее время. Это показывают и организованные бывшими жителями деревень встречи с земляками на малой Родине. Вот и съежаются внуки и правнуки тех, кто родился и вырос на этой земле. Люди всё чаще стали интересоваться историей своей Родины, как будто боятся что-то забыть, растерять в суматохе обыденных дней. Уходит старое поколение, и вместе с ним исчезают события, сведения об исчезающих деревнях. Когда встречаешься с бывшими жителями деревень, ощущаешь какой-то особенный трепет. Но сегодня зачастую память о многих деревнях хранят только одинокие черёмухи, заглядывавшие в окна, кусты смородины, заросшие крапивой, кое-где оставшиеся фундаменты домов, да ещё старики, жившие когда-то в этих деревнях.

В ходе исследования и поисков была проделана огромная работа с архивными документами, сбора материалов по истории села Терешок и храма Святителя Николая; опрошены  люди, систематизирован материал. Собраны воедино архивные материалы. После встреч записаны воспоминания.

Целью работы было восстановление памяти об исчезающей деревне, сохранение истории одного из старинных храмов Смоленской области.

К сожалению,  не всю информацию о   храме  селе удалось получить. Старожилов деревни осталось мало, а многие документы оказались утеряны.

Такие результаты дают нам право продолжить работу по сбору информации об уникальном месте Смоленской области.

Работа сопровождается фотографиями, картами.

И как чтят минутой молчания павших на поле боя, так давайте и мы вспомним исчезающие с карты района деревни. Ведь в каждой из них рождались и умирали люди, трудились, воевали,  мечтали о счастливой жизни.  

                                              Литература

1.«Справочник по административно – территориальному делению Смоленской области».- 1993г. – Смоленск.

2.Сборник законодательных актов по административно – территориальному делению Смоленской области.

3.А. Ополовников, Г Островский «Русь деревянная»: Образы русского деревянного зодчества.

4.Починковская районная газета «Сельская новь» № 11 (9807).

5. интернет-ресурсы www.ru. Wikipedia. Org.

                                                                                                                       

 


Поделиться:

Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)

Рождественский венок

Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка

Свадьба в Малиновке

Зимовье зверей