• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Слова-паразиты

Опубликовано Гизитдинова Рашида Галиулловна вкл 15.12.2014 - 21:37
Гизитдинова Рашида Галиулловна
Автор: 
Дынер Евгения

Исследовательская работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slova_-_parazity.doc136.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Борисоглебская средняя общеобразовательная школа

районная научно – практическая конференция школьников

«Первые шаги в науку»

 Гуманитарная секция

                                 Слова-паразиты в речи учащихся и

жителей нашего села

Доклад об исследовательской работе

научного характера по речи учащихся.

                                                Автор:     Дынер Евгения

МОУ Борисоглебской СОШ, 8 класс,

с. Борисоглебка, Новосибирской области

                                            Научный руководитель:

Гизитдинова  Рашида  Галиулловна,

Учитель русского языка и литературы

первой квалифицированной категории

                                                             Контактный телефон руководителя:

8-383-66-49-123

с. Борисоглебка, 2012 год

Содержание

 Введение    ______________________________________________________2 - 3  

1. Теоретическая часть.                                                   

 1. 1. Слова-паразиты и причины  их употребления._____________________4

 1. 2.  Классификация речевых паразитов.______________________________5

1.3. Способы борьбы со словами паразитами в научной литературе_______5-6

1.4. Вывод по первой главе.__________________________________________7

2. Практическая часть

2.1. .Слова – паразиты в художественной литературе.____________________8

 2. 2 . Исследование слов-паразитов в речи телеведущих.__________________9

2. 3. Исследование слов-паразитов в речи в речи жителей нашего села______10-11

2. 4. .Исследование употребления слов – паразитов в речи школьников  ______   12

2. 5. . Как избавиться от вредной привычки  _____________________________ 13-14  

2.6. Вывод по II главе.     ______________________________________________14  

 Заключение   _______________________________________________________  15  

Список литературы___________________________________________________16                                                  

Введение

Вы... это самое... того...

Когда вы говорите,

То значит, это... как его...

Ну, в общем, не тяните...         

Вот, между прочим, так сказать,

Что мне хотелось вам сказать.

А. Шибаев

          Часто ли мы прислушиваемся к тому, как мы говорим? Или как говорят одноклассники, друзья, близкие? Конечно, мы слышим, когда из их уст вылетают нецензурные выражения. Но, оказывается, и нормальные слова могут «загрязнять» язык. «как бы», «типа», «короче», «блин» и другие прочно укоренились в нашем лексиконе. И называются они слова-паразиты.

      Актуальность данной  темы вызвана тем, что наш «прекрасный, богатый, могучий» русский язык засоряется ненужными словами, речь становится неяркой, малопонятной, невыразительной. Не случайно проблема «чистоты» русского языка в последние годы приобрела острый характер  и стала одной из центральных в обществе. Существование в нашей речи подобных слов нарушает четкое, ясное и правильное восприятие речи собеседника. В своей работе я  попыталась разобраться, что же представляют собой слова-паразиты, как они появляются, когда  и где употребляются.

     Цель исследования – выявить наличие в речи учащихся школы и жителей села слов-паразитов, определить наиболее употребляемые из них.

    Задачи:

  • установить, какие слова в нашей речи называются словами-паразитами,  как они образуются;
  • выяснить, что знают учащиеся школы и жители села о словах-паразитах, об их функции в речи человека;
  • выявить наличие в речи учащихся  и жителей села слов-паразитов;
  • определить наиболее употребляемые слова-паразиты;
  • выяснить, как влияют слова-паразиты на восприятие речи собеседника;
  • дать некоторые рекомендации по работе над своей речью, чтобы она соответствовала литературным нормам.

   Объект исследования – речь учащихся школы и жителей села.

               Методы исследования: 

  • изучение теоретического материала о словах-паразитах,
  • наблюдения за речью учащихся на уроках и жителей села в неформальной обстановке;
  •  анкетирование  и устный опрос учащихся и жителей села.

               Новизна моей работы заключается в том, что данную проблему в рамках нашей школы ещё никто не исследовал,  и никаких выводов в этой области сформулировано никем до меня не было.


1.1.  Слова-паразиты и причины  их употребления

Чистая речь - это речь, в которой нет языковых элементов, чуждых литературному языку, а также отвергаемых нормами нравственности слов и словесных оборотов. Чистота речи предполагает соблюдение не только языковых, но и этических норм.

В литературе встречаются   разные  термины:   «лишние слова», «пустые частицы», «вставные элементы», «слова-заменители». Чаще всего  употребляются  термины  «слова-паразиты» и «вредные слова». «Слова-паразиты» — лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных в данном контексте слов.

Слова-паразиты – это слова, которые люди употребляют часто, но при этом не вкладывают в них никакого значения, а заполняют ими паузы. К словам-паразитам относятся:  «как бы», «просто», «типа», «короче», «на самом деле», «практически», «так сказать», «вообще-то», «кстати», «ну», «вот»,  «э-э-э» и прочие. Большинством лингвистов считается, что «слова-паразиты» используются из-за бедности словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок.  В разговорной речи не всегда удается найти самое подходящее слово. Многие слова-паразиты: вроде, типа, как бы и так далее – произносятся  по такой причине:   слово, может, и не совсем подходящее, но нужное в этот момент  в голову не приходит. Так  о  причинах употребления слов-паразитов пишет писатель Петр Вайль: «Чисто говорить трудно.  Слова-паразиты упрощают речь, это слова-связки».

Бывают случаи, когда человек осознанно прибегает к словам - паразитам. Например, если задан «неудобный» вопрос, а ответить на него необходимо, чтобы потянуть время, за которое можно подобрать ответ, человек произносит: видите ли, ну как вам сказать и другие.

Если человек волнуется или хочет быстрее высказаться, количество  слов - паразитов увеличивается. Есть и другая причина появления этих слов в нашей речи. На эти слова возникает мода. Поэтому их могут использовать и люди, не имеющие проблем с речью.

1.2. Классификация речевых паразитов

Наблюдая за употреблением слов - паразитов в речи школьников, замечено, что одна группа слов  употребляется  для эмоциональной  окраски  речи, например, блин. Другие слова служат для  замещения пауз: ну, вот. Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м». Слова, которые служат для ускорения речи: короче, так сказать.  Слова, которые употребляются, когда говорящий не может найти подходящее слово: типа, типа того,  как бы, вроде того.

Слова - паразиты могут быть разными частями речи.

Слова - паразиты как части речи

№

Группа

Слова – паразиты

1.

Звуки

э-э-э, мэ-э-э,

2.

Частицы

Ну, вот, типа, так, просто, прямо, как бы

3.

Вводные единицы

Вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, например, понимаешь, собственно говоря, слушай, стало быть, так сказать

4.

Местоимения, местоименные наречия

Это, это самое, как его, там

5.

Переход из одной части речи в другую

Блин, черт

6.

Модальные слова

Конечно, наверное, вероятно, кажется

                               1.3. Способы борьбы со словами- паразитами в научной литературе

     Ю. Дараган в работе «Риторическая структура текста и маркеры порождения речи» представляет некоторые стратегии для снижения риска появления слов - паразитов в речи: это редукция (отказ от «рискованной» вербализации), апелляция к собеседнику, попытка изменить структуру текста и обеспечение паузы для подбора слов в рамках той же структуры.

       1.  Редукция - Девиз этой стратегии можно сформулировать как «Не получается — ну и ладно!». Не в силах подобрать слова для детального изложения своих мыслей, говорящий пытается выйти из положения, снижая объем передаваемой информации.

         Структурная редукция: а) переход на более высокий уровень обобщения (генерализация),  упрощение (сокращение) текста. Крайний случай структурной редукции — полный отказ от вербализации (мысль не так важна, чтобы тратить столько усилий — своих и слушающего -  на ее изложение).

         Смысловая редукция. Появляется в ситуации припоминания конкретных деталей: нерелевантные подробности опускаются.

         Вербализационная редукция. Появляется при затруднении в выборе словесного оформления.

           2.  Апелляция - Девиз: «Ну, попробуй сам догадаться!». Если говорящий считает, что содержание выделенного фрагмента должно быть знакомо собеседнику, он может попытаться отказаться от поиска под предлогом, что «и так понятно».

          3. Перифраз - Девиз: «Попробуем с другой стороны». В случае непонимания со стороны собеседника говорящему следует отказаться от формулировки, изложить мысль иначе.

          4. Пауза - Девиз: «Я не манкирую, просто задумался». Говорящий может объявить о необходимости подумать.

Кроме того, психологи также рекомендуют выполнять специальные упражнения, чтобы вывести употребление «паразитов» в область осознанного поведения. Потому что с тем, что осознано, бороться намного проще:

1.  Вести дневник речи и штрафовать себя, если заметил слово «как бы».

        2. Довести ситуацию до абсурда: написать сочинение, произнести речь с сознательным употреблением «как бы».

      Итак, какие же  способы избавления от слов - паразитов   рекомендую  школьникам:

  • если сложно подобрать слова, то лучше сократить объем

излагаемой информации, говорить простыми предложениями и медленно;

  • больше читать художественную литературу;
  • внимательно следить  за своей  речью  (можно записывать свою

            речь на диктофон, а потом  выявлять  слова – паразиты);

  • делать паузы, чтобы собраться с мыслями;
  • заменять слова-паразиты какими-нибудь другими словами,

1.4. Вывод

Проанализировав различную литературу,  я сделала  вывод о том, что слова-паразиты -  это  пустые, сорные слова, которые сбивают ритм речи и  мешают ее пониманию.  Говорящий  человек чаще всего  их не замечает. Причины  употребления  слов - паразитов можно  разделить на четыре  группы:

1. Недостаточный  словарный запас ( говорящему не всегда удаётся  быстро найти нужное слово);

         2.  Намеренное заполнение паузы между словами или выражениями;

         3.  Быстрая, неподготовленная, спонтанная речь;

        4. Мода на некоторые  слова.

  1. Слова – паразиты в художественной литературе

        В художественных произведениях слова - паразиты часто употребляются для создания характеристики того или иного персонажа. И, конечно, в речи автора сорных слов быть не должно. Мне стало интересно, действительно ли это так?  В пример я решила взять произведение Салтыкова-Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил».  В этом произведении очень много слов-паразитов  встречается как в диалогах героев, которые по замыслу автора неграмотные генералы, так и в словах автора.

   «-Что же мы будем, однако, делать?... Вот кабы этакой-то рыбки да на Подьяческую!... Ну что, ваше превосходительство, промыслил что-нибудь?... Да вот нашел старый нумер «Московских ведомостей», и больше ничего!... Ты смотри, однако, каналья не утопи нас!...».

   «Одним словом, о чем ни начинали генералы разговор, он постоянно сводился на воспоминания об еде, и это еще более раздражало аппетит… Наконец, развел огонь и  напек столько разной провизии, что генералам пришло даже на мысль: «Не дать ли и тунеядцу частичку?»… Долго ли, коротко ли, однако, генералы соскучились… Однако и об мужике не забыли: выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!...».    

В результате анализа диалогов участников и слов автора я пришла к выводу, что с помощью слов-паразитов автор очень грамотно передаёт атмосферу действия в произведении.

2.2.. Исследование слов-паразитов в речи телеведущих

    Среди учащихся нашей школы самым популярным телешоу является «Дом-2». Я заметила, что многие ребята пытаются в своей речи подражать популярным телеведущим этого шоу. Мне стало интересно, а почему именно «Дом-2»?   Записав несколько выпусков этой программы на диктофон и проанализировав речь Ксении Анатольевны Собчак, я заметила, что в её монологах присутствуют все группы слов паразитов: звуки, частицы, вводные единицы, местоимения, местоименные наречия, переход из одной части речи в другую, модальные слова.

  «Ну, что, Тигран, так,  ты едешь сегодня вечером на работу, а Юля, она ведь беспокоится…….Вся ваша жизнь, понимаешь, она, как бы это сказать, доступна  для обозрения всем телезрителям………Вероятно, не все понимают, как нам кажется,  всю нелепость ситуации….. Лёша, в принципе ты можешь поехать на выходной, но мэ-э-э, как бы это сказать…., используй это с пользой.»

     Отбросив из этих предложений слова- паразиты, я получила сухой, неэмоциональный, «неживой» текст, который больше похож на отчёт, а не на живое общение.

«Тигран, ты едешь сегодня вечером на работу, а Юля беспокоится. Вся ваша жизнь доступна для обозрения всем телезрителям. Не все понимают всю нелепость ситуации. Лёша, ты можешь поехать на выходной, но используй его с пользой».

     На основании этого я сделала вывод, что ведущие данного телешоу пользуются популярностью среди молодого поколения, в том числе и из-за манеры своего общения с участниками проекта. Используя в своей речи слова-паразиты, они становятся к участникам и зрителям более ближе, и потому многие пытаются им подражать.

 

2.3.Исследование слов-паразитов в речи в речи жителей нашего села.

   В нашем селе имеется несколько социальных групп:  интеллигенция (работники сельского совета, учителя, квалифицированные специалисты, работники культуры), рабочие, ученики, студенты, пенсионеры. Я решила выяснить,  как слова- паразиты используют в своей речи представители  группы интеллигенции и рабочих. Для этого я составила несколько анкет и попросила по 15  человек от каждой группы ответить на вопросы.

  1. Анкета «Исследование употребления слов-паразитов в речи группы интеллигенции»

№ п/п

Вопросы анкеты.

Ответы учителей БСОШ  %

Ответы работников МОУ Борисоглебский сельский совет. %

Ответы работников культуры. %

да

нет

да

нет

да

нет

1.

Употребляете ли вы слова паразиты в своей речи?

94

6

100

0

100

0

2.

Как часто употребляете слова - паразиты?

50

50

84

16

75

25

3.

Положительно  ли вы  относитесь к употреблению слов паразитов?

48

54

84

16

75

25

  1. Опрос: «Какие слова- паразиты вы употребляете?»

№п/п

Слова паразиты

Ответы учителей МОУ БСОШ%

Ответы работников МОУ Борисоглебский сельский совет. %

Ответы работников культуры. %

1

Ьлин.

94

100

100

2

Ё-мое

72

68

75

3.

Однако.

42

32

0

4.

Это.

42

92

75

5

Как сказать.

30

0

25

6

Чёрт

12

32

50

  1. Опрос: «Боретесь ли вы со словами – паразитами?»

№п/п

«Боретесь ли вы со словами – паразитами?»

Ответы учителей МОУ БСОШ%

Ответы работников МОУ Борисоглебский сельский совет. %

Ответы работников культуры. %

1.

да

72

14

14

2.

нет

28

86

86

                                                                                                                                                             

В результате я получила статистические данные, которые показывают, что  

  • Почти все участники эксперимента употребляют слова- паразиты в своей речи.
  • Чаще других слова – паразиты употребляют работники сельского совета.
  • Больше всех протестуют против употребления слов – паразитов учителя
  • Самое популярное слово, используемое   участниками эксперимента     «блин» 
  • Больше других борются с употреблением слов – паразитов в своей речи учителя.                                     (Приложение 1)

2.4.Исследование употребления слов – паразитов в речи школьников            

Очень часто на уроках в своем классе я замечаю: каждый раз, вставая из-за парты для ответа, учащимся    приходилось делать над собой усилие, чтобы не протянуть «ну-у-у», пытаясь собраться с мыслями и сформулировать первую мысль. Учителя  пытаются отучить учеников начинать ответ с «ну» или «значит», пригрозив ставить оценку на бал ниже, если  свой ответ начнут с этих слов.  Ребятам  достаточно трудно построить ответ, не употребляя слов-паразитов. А что  знают сами ученики об употреблении таких слов?

       Для проведения исследования мной  составлена анкета «Слова–паразиты в вашей речи», проведены  эксперимент «Частота употребления слов–паразитов» и исследование «Употребление слов–паразитов обучающимися разных возрастных групп».

В  анкетировании принимали участие    ученики 5-11 классов (45 человек)  Борисоглебской СОШ

  • Результаты анкетирования «Слова – паразиты в вашей речи» показали:
  • подростки  (100%) употребляют в своей речи слова - паразиты;
  • (25%) учащихся  борются со словами паразитами; (75%) не борются.
  • наиболее употребляемые слова-паразиты в среде подростков – слова «блин»; «капец»; «ну»; «вот»; «короче»; «а»
  • способы борьбы со словами-паразитами (50%) учащихся ответили следить за речью; (35%)-читать художественную литературу; (15%)-затруднились ответить.        (Приложение№2)

         


2. 5.  Как избавиться от вредной привычки?

      Для того чтобы определить способы борьбы со словами – паразитами, я попыталась определить способы появления их в нашей речи. Для этого, среди своих одноклассников я провела такой  эксперимент.  Проанализировав  результаты анкетирования,  проводимого ранее, я выяснила, что слово-паразит «как  сказать» в нашем классе не употребляется. В качестве эксперимента я решила начать употреблять это слово в своей речи. Через день я заметила, что моя одноклассница стала изредка вставлять это слово в свою речь, причем раннее его не использовала. Еще через день другая моя одноклассница стала употреблять это слово, а уже через три дня практически все люди в моём классе стали употреблять слово-паразит «как  сказать». Аналогичный эксперимент я провела со своими друзьями вне школы, и результат оказался тем  же.

     Я сделала вывод,  что в лексике людей некоторые  слова-паразиты появляются в результате  подражания друг другу, и если исключить пример для подражания, проблема отпадёт сама собой.

    На уроке истории я законспектировала ответы двух своих одноклассников: Рената и Марины. Ренат слабоуспевающий ученик, не выполняющий технику чтения. Марина имеет по истории оценку «4».

    Ответ Рената до исследования: «Ну, в Греции, как это, блин, царей, чёрт, фараонов, хоронили в, как там, э-э-э в этих (жесты руками). …Пруссия и э-э э ну, эта, как там, Франция, хотели мира, то есть, не так, чтобы, и короче говоря, у них произошла война…».

     Ответ Рената после: «В Греции, царей,  фараонов, хоронили в. …Пруссия и Франция, хотели мира, у них произошла война…».

     Ответ Марины до исследования:  «Рим вошёл блин  в состав королевства, как его там, э-э-э Итальянского. ….Ну, в деле Дрейфуса, блин, было много, что, всколыхнуло всю мировую – э-э-э общественность…».

    Ответ Марины после: ««Рим вошёл в состав королевства, Итальянского. ….В деле Дрейфуса,, было много, что, всколыхнуло всю мировую общественность…».

     После того, как ответы были записаны, я  исключила из этих конспектов слова паразиты и дала получившийся текст прочитать ребятам. Результат им не понравился, и сейчас ребята стараются не использовать слова паразиты в своей речи.

  Значит,  одним из способов борьбы со словами паразитами можно назвать контроль над своей речью      

   Понаблюдав за остальными ребятами в классе, и записывая слова – паразиты, которые они произносили на уроках в течении  двух дней,  я пришла к выводу, что слабоуспевающие учащиеся употребляют слова паразиты гораздо чаще, чем сильные ученики.

                                                                                                  (Приложение 3)

                                                    2.6. Вывод

    На основании проведённого мной исследования можно сделать вывод, что слова – паразиты присутствуют в нашей речи. Их употребляют все социальные группы.   Меньше других слова – паразиты используют в своей речи учителя. Чаще других ими пользуются ученики, особенно  те, которые слабо успевают по всем предметам. Самыми популярными словами – паразитами во всех группах являются «блин», «ну». Самыми редкими являются такие слова, как «чёрт», «а-то».   Слова- паразиты встречаются не только в разговорной  речи, но и в художественных произведениях, кроме того, популярные телеведущие так же используют их в своей речи на различных телевизионных программах.  В большей степени борются с употреблением слов–паразитов  как в своей речи, так и в речи учеников – учителя. Способы борьбы со словами- паразитами есть, они перечислены в данном исследовании.  По проблеме употребления слов – паразитов в нашей школе проведено исследование лишь только одной стороны, существует ещё  проблема употребления нецензурных выражений, сокращение слов, общение по типу sms.  Это направления для новых исследований.

                                                       Заключение

       В ходе данного исследования было выявлено, что 100% учеников   достаточно часто употребляют  слова-паразиты,  60% школьников даже не замечают их в своей речи.   Установлено, что слова-паразиты — лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных слов вроде «блин», «чёрт», «это самое» и другие. Большинство слов-паразитов являются вводными словами,  могут быть разными частями речи.   При помощи анкетирования проанализированы наиболее употребляемые школьниками слова-паразиты. Выпущен буклет–памятка «Рекомендации школьникам. Способы избавления от слов–паразитов».  На основании результатов моего исследования  можно сделать вывод, что слова-паразиты засоряют речь говорящего, затрудняют ее понимание, отвлекают внимание от содержания высказывания. Чаще  всего слова-паразиты используются школьниками  из-за скудности словарного запаса. Иногда  на эти слова у подростков возникает мода, поэтому их могут использовать ученики, не имеющие проблем с речью. Нужно прислушиваться  к своей речи и  прилагать все усилия, чтобы избавиться от ненужных и лишних слов. Данная исследовательская  работа может иметь большую практическую значимость при организации школьного учебного курса по русскому языку и поможет  обратить внимание школьников на  бережное отношение к родному языку. Давайте беречь наш язык!

Список литературы

  1. Ю. Дараган «Риторическая структура текста и маркеры порождения речи»// «Вестник», выпуск 3(47). – Т.,2005.
  2. Левонтина И.Б. О словах-паразитах. Действительно ли эти слова лишние в языке?//  1 сентября. Русский язык, 2004. № 1
  3. Пальвелева Л. От А до Я. Слова-паразиты// http://www.svobodanews.ru/
  4.  Гритчин Н. Как бы великий и типа могучий// Известия, 19 марта 2007.
  5. Земская Е.А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. – М., 1987.  


Поделиться:

Девчата

Бабочка

Бородино. М.Ю. Лермонтов

Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"

Белый лист

Комментарии

Очень актуальная тема не

16.12.2014 - 20:44

Очень актуальная тема не только для детей! Обязательно воспользуюсь Вашим материалом!

Григорьева Екатерина Вячеславовна
  • изменить
  • ответить