• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Проектно-исследовательская работа "Путешествие в Лукоморье"

Опубликовано Панкратова Татьяна Викторовна вкл 18.12.2014 - 9:02
Панкратова Татьяна Викторовна
Автор: 
Родин Николай

Проектно-исследовательская работа по произведению А.С.Пушкина "Руслан и Людмила".  Данная работа направлена на  поиски загадочной  и  сказочной стороны - Лукоморья. В ходе поиска автор   ещё раз проработал  литературные источники, где упоминается Лукоморье, критические статьи. Также подбирал вспомогательный материал из источников по географии.  Обнаружил, что чудесное Лукоморье имеет конкретные географические координаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lukomore.doc571 КБ
Microsoft Office document icon risunki_k_lukomoryu.doc477 КБ

Предварительный просмотр:

   

Тема моей  исследовательской работы:

«Путешествие в Лукоморье».

     Эта тема выбрана мной неслучайно. С самого раннего детства я был знаком с творчеством А.С.Пушкина:   с удовольствием слушал чудесные стихи, волшебные сказки. А вступление к  поэме «Руслан и Людмила» мне настолько понравилось, что я каждый вечер приставал к маме и просил читать до тех пор,  пока не выучил наизусть. Ночью мне снились эти сказочные персонажи. Помню даже, как с удовольствием  что рисовал их.

Данная работа направлена на  поиски загадочной  и  сказочной стороны - Лукоморья. В ходе поиска я  ещё раз проработал  литературные источники, где упоминается Лукоморье, критические статьи. Также подбирал вспомогательный материал из источников по географии.  Обнаружил, что чудесное Лукоморье имеет конкретные географические координаты.

 Я думаю, что мне удалось достичь цели, потому что   получилось настоящее путешествие в Лукоморье. Ребята из моего класса тоже заинтересовались этой темой. Творческая часть  исследовательской работы включает в себя рисунки, выполненные мной и моими одноклассниками:   « Как я представляю себе Лукоморье?»

Я приглашаю всех  в такую   знакомую, но  и в тоже время  неизвестную  страну- сказочное Лукоморье, населённое  персонажами русских сказок .

Немного истории… 

     Уже в детские годы  Александр Сергеевич Пушкин очень любил русские народные сказки. «Что за прелесть,- говорил,- эти сказки! Каждая есть поэма!»  Он считал, что по сказкам можно изучать народный характер и родной язык.

Кто же привил ему, выросшему в дворянской семье, где разговорным языком был французский, любовь к русскому языку? Большое влияние на написание всеми любимых произведений оказала его няня Арина Родионовна. Она выросла на финской земле, под Гатчиной, в одном из имений Ганнибалов. Крепостная крестьянка была искусной рассказчицей, знала множество сказок, пословиц и поговорок.  Она рассказывала маленькому Саше русские и финские сказки и пела песни.
                                     

                                     Мастерица ведь была
                                       И откуда что брала!
                                       А куды разумны шутки,
                                       Приговорки, прибаутки,
                                       Небылицы, былины
                                       Православной старины,—
 
                                       вспоминал о ней поэт.

 Поэт записал со слов няни Арины Родионовны несколько народных русских сказок, среди них была такая: „Что за чудо, — говорит мачеха, — вот что чудо: у моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идет — сказки сказывает, вниз идет — песни поет.  Царевич прилетел домой и с благословенья матери перенес перед дворец чудный дуб..." 1 В этой же тетради и знакомые всем нам стихи „У лукоморья дуб зеленый..."».

                                      По цепи ходит кот кругом –

                                      Не схожий ни с одним котом,

                                      Направо сказочку мурлычет,

                                      Налево песнь мяучит он.

  Эти слова Пушкин записал сразу, как услышал их от няни в одной из её сказок. Так постепенно и рождались образы. 

.

Что же такое лукоморье и где оно находится?

       Во- первых, давайте разберёмся, что же такое Лукоморье и где оно находится,  существует ли оно на самом деле?  Интересно, что слово лукоморье написано у А.С.Пушкина со строчной буквы. Значит, это не собственное имя, не название какой-то страны, государства. А что же оно означает?  В словаре современного русского языка я прочитал, что  лукоморье – это старинное народное название берега залива, бухты.

В словаре  Ожегова даётся определение - Лукоморье (поэт. устар.), морская лука - морской залив, бухта, изгиб морского берега.

Таким образом,  русское слово «лукоморье» означает изгиб реки недалеко от её устья

   А вот что пишет географ Александр Гваньини в книге «Описание Европейской Сарматии» в 1578 году: «Область Лукоморья тянется длинной полосой подле Северного моря; её обитатели живут без всяких построек в лесах и полях…Современные географы- краеведы отождествляют Лукоморье с местом впадения рек Оби и Таза в Карское море. Пушкинское Лукоморье, как считали комментаторы его текстов, могло располагаться на Чёрном море или на Азовском, или даже в Сибири.

В качестве региона Лукоморье упоминается в древнерусских летописях, как одно из мест обитания половцев. Предположительно, Лукоморье располагалось возле излучин Азовского и Чёрного морей и низовья Дона и Днепра. Согласно славянской мифологии, Лукоморье — заповедное место, где стоит мировое древо — ось, по которому можно попасть в другие миры, так как его вершина упирается в небеса, а корни достигают преисподней. По этому дереву спускаются и поднимаются боги.

Кто населяет Лукоморье?

«У лукоморья дуб зеленый...» — вступление к поэме «Руслан и Людмила» — представляет собой «собирательную» картину сказочных мотивов,наполненную необыкновенным, волшебным.  Здесь много сказочных героев:  русалка, Баба Яга, есть страшный колдун, леший… Объединяет всех говорящий кот.

 В стихотворении, возможно, говорится о  коте-Баюне, пришедшем из русских сказок. Он сидел на высоком столбе. Сказки сказывал да сон необоримый на людей напускал и многое множество народу насмерть побивал. А у Пушкина он смирный, на цепь посажен. Ходит себе кругом, направо пойдёт- песни поёт, налево- сказки сказывает.

« Там чудеса, там Леший бродит…».

    Наши предки верили в его существование, считали его хозяином: все звери и птицы находились у него в подчинении повиновались ему беспрекословно. Особенно подвластны ему были зайцы, он даже имел право проигрывать их в карты соседнему Лешему.

  Согласно поверьям, Лешие не столько вредят людям, сколько проказят, шутят. Но проказят они грубо, а шутят зло. Самые обычные проказы и шутки заключаются в том, что они либо заводят   человека в такое место, из которого никак не выбраться, либо напустят в глаза туман, собьют с толку, и заблудившийся долго будет кружить по лесу на одном и том же месте, пока, наконец, натерпевшись страху, не выберется из чащи.

«…Русалка на ветвях сидит…» 

     Наши предки считали, что это души умерших людей. А почему Русалка сидит на дереве, а не плещется в водоёме, хотя она в воде обитает?

Оказывается, что гребень русалки сделан из рыбьей кости, а рыба в древности была символом влаги. Запасшись таким гребнем, русалка может жить в лесу, далеко от воды.

 Но чаще всего, выходя на берег, она взбирается на плакучую иву  или берёзку  и качается на ветвях, омываемых речной струёй. Только пушкинская  русалка выбрала себе  дуб. А на сыром берегу отпечаталось много разных таинственных следов.

 «Следы невиданных зверей…».Видимо, звери сюда на водопой приходят, потому что это сказочный лес. И звери в нём должны быть сказочные, волшебные.

«Избушка там на курьих ножках стоит без окон, без дверей…»   Да, интересно, как же в неё входить, если ни окон, ни дверей не видно. А живёт  в той избушке Баба-Яга - Костяная нога. И, наверное, она на своей ступе влетает в избушку через трубу. Из финского фольклора в русские сказки  пришла Баба-Яга.

 « Там лес и дол видений полны….»

    Я представляю заколдованный лес. Рядом с молодой зелёной порослью стоят деревья- великаны. И лежат поваленные стволы, покрытые тёмным мхом. На деревьях повисли лишайники, как бороды. Здесь полумрак и влажная прохлада. Кажется, что всякое движение замерло. Только под ветром стволы деревьев трутся один о другой и скрипят…И этот скрип наводит на меня  тоску и ужас.

Мастерство поэта.

 Пушкин одним словом  может описать героя и выразить своё отношение к нему.

« Кащей над златом чахнет…» Здесь главное  слово-чахнет.  Оно означает, что Кащей медленно увядает, слабеет; из него постепенно уходит жизнь. Пушкин презирает жадного и злого Кащея.

« Там королевич мимоходом пеняет грозно царя…» А как Пушкин относится к «грозному царю», которого «мимоходом» пленяет королевича?     Мимоходом – значит попутно, одновременно с чем-либо, вскользь, между прочим. Следовательно, царь с виду был грозным, и в этом определении – «грозный» - видна тонкая насмешка над царём.

« А бурый волк ей верно служит»…У Пушкина даже волк необычный. Он не серый, как в народных сказках, а бурый. .Почему?  Бурый – с подпалинами, старый, опытный.

 Словосочетание  «русский дух»  в народной сказке  отличается от значения, которое вкладывает  поэт.. У него «русский дух» - это подлинно живое, народное, светлое, доброе начало, истинная Русь, которой веет от сказок.

                                 Там русский дух,

                                 Там Русью пахнет…- 

эти строки выражают самое дорогое для писателя чувство – любви ко всему родному, русскому.  Пушкин, великий русский человек, умел глубоко любить свою землю, народ, родной язык, народные сказки и завещал это нам, его потомкам.

В прологе можно обнаружить и другие устаревшие слова –архаизмы.   Из словаря С.И. Ожегова нахожу :

Неведомые  (дорожки) – неизвестные,  незнакомые.

Невиданные   (звери) – неизвестные,  которых  никто  не  видел.

Дол – долина,  равнина.

Витязь – воин,  богатырь.

Чредой (выходят) – идут  парами.

Пленяет – берет  в  плен.

Тужить – горевать,  кручиниться.

Поведаю – расскажу

А.С.Пушкин использует устаревшие слова, не употребляющиеся в нашей обычной речи: дол, видений, брег, чредой.  Для чего?.Я думаю, что употребление архаизмов придаёт стихотворению волшебность, загадочность, торжественность.

  В прологе Пушкин использует не только лексические, но и грамматические архаизмы: «о заре прихлынут волны». Теперь мы говорим: на заре; нахлынут – в тексте пролога эта старая форма настоящего времени (нахлынут волны…и тридцать витязей выходят…)

Эти устаревшие слова помогают яснее представить прошедшее время.

Построение стихотворения.

  Пушкин  представлял   героев сказок, поэтому и построение  стихотворения напоминает волшебную сказку. В нём тоже можно выделить…

 1.Присказку, или зачин. /Это рассказ о коте./

2.Рассказ о чудесных героях.

3.И концовку.

Традиционная концовка у сказки такова:

-И я там был, мёд, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.

Пушкин изменил концовку: 
                            
И там я был, и мед я пил;
                             У моря видел дуб зеленый;
                             Под ним сидел, и кот ученый
                             Свои мне сказки говорил...

   Поэт не отрицает, что «по усам текло, а в рот не попало»). Он, наоборот, утверждает: «был», «пил», «видел», «сидел», «мне сказку говорил». Почему? На мой взгляд, чтобы подчеркнуть достоверность всего сказанного.

«Победителю-ученику от побеждённого учителя.»

 Пушкину было двадцать лет, когда он написал поэму-сказку «Руслан и Людмила». Необыкновенный успех имела она у современников, и первый лучший поэт того времени Василий Андреевич Жуковский склонил голову перед молодым Пушкиным, своим учеником. Он подарил ему свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побеждённого учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил поэму «Руслан и Людмила», 1820, марта 26, великая пятница». Почему же Жуковский склонил голову перед Пушкиным и признал его победителем? Да потому, что Александр Сергеевич осуществил то, что оказалось не по силам ни одному поэту – современнику Пушкина. Он написал первую национальную поэму, в основу которой были положены фольклорные мотивы.

Заключение.

Кто-то скажет, что Лукоморье – это выдумка. Нет! Лукоморье существует! Пушкинское Лукоморье,  могло располагаться на Чёрном море или на Азовском, или даже в Сибири. На Крымском полуострове есть мыс Фиолент, там находится монастырь, основанный в честь явления Святого Георгия Победоносца морякам во время бури. Этот монастырь посетил А.С. Пушкин. Пораженный красотой морского залива в форме лука и, увидев столетний дуб на берегу, поэт сочинил стихотворение, которое стало началом поэмы «Руслан и Людмила».   На крутом берегу мыса стоит памятник, на котором написано, что

эдесь был А.С.Пушкин.

Заявка

на участие в районном заочном этапе  Всероссийского конкурса детского и юношеского литературно- художественного творчества

      Номинация: Литературоведение.

  1. Субъект Российской Федерации_______Россия__________________________________________________

2. Ф.И.О. ученика    Родин Николай Викторович

3.  Домашний адрес ученика (с индексом)сотовый телефон, электронный адрес_412122 Саратовская область, Екатериновский район, С.Воронцовка, ул .Верхняя,27__тел. 8(84554) 73-3-74

4.  Число, месяц, год рождения_21 февраля 2002 года

5.   Юридическое название образовательного учреждения согласно печати муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа

6.  Почтовый адрес( с индексом)образовательного учреждения_412122 Саратовская область, Екатериновский район, с .Воронцовка, ул. Луговая,7____________________________________________________________________

7.Телефон, факс образовательного учреждения ( с указанием телефонного кода)__________ 8(84554) 73-3-81 Адрес электронной почты образовательного учреждения  voronzovka1@yandekx.ru

8.Ф.И.О. педагога, подготовившего ученика

_Панкратова Татьяна Викторовна, учитель  русского языка и литературы

9.Контактная информация педагога ( сотовый или рабочий телефон)_

 8(84554)  73-3-49

Директор МКОУ СОШ с.Воронцовка______________________________________/Курышова Т.А./

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение-

средняя общеобразовательная школа с. Воронцовка

Номинация : Литературоведение

Исследовательская работа:

                               

                                                                             

                                   Работу выполнил:

                                                      Родин Николай Викторович,

                         21.02.2002 г.р.

            Адрес:

                                        Саратовская область,

                                              Екатериновский район,

                                                       с. Воронцовка,ул.Верхняя.27

                                       тел. 8(84554)  73-3-74

                             Руководитель:

                                                                   Панкратова  Татьяна  Викторовна

                                                                          учитель русского языка  и литературы.

2014 год

Родин Николай Викторович,

21.02.2002 г.р.

Адрес:

Саратовская область,

Екатериновский район,

с.Воронцовка,ул.Верхняя.27

тел. 73-3-74

Руководитель:

Панкратова  Татьяна  Викторовна

учитель русского языка  и литературы.

        2014 год


Предварительный просмотр:


Поделиться:

А теперь — мультфильм

Пятёрки

Астрономический календарь. Октябрь, 2018

Рисуем зимние домики

Разлука