Конкурс сочинений обучающихся Подольского района «Моя будущая профессия», 2012 год. Творческая работа Евгения Красного «Быть или не быть?», 2 место
Быть или не быть?
Школа, школа, школа… Раннее утро, быстрый завтрак, широким шагом до школы …
Урок…
Перемена…
Урок…
Перемена…
Урок…
Скоро, кстати, экзамены. А какую профессию выбрать? Вопрос! Существует их уйма, есть разные, есть похожие, есть практически одинаковые. А выбрать-то какую?
Посмотрим…
Вот, к примеру, когда выходишь из дома, видишь - человек на улице метёт… Стоп! Ну это-то сразу отпадает, ведь… Неважно! Просто – нет.
Идем дальше.
По дороге едут автобусы, маршрутки, такси… Тоже работа – но как-то не очень.
О, магазины, а в них разные товары – и продавцы. Тоже не то!
Ну вот, не успел, уже у школы…
Хотя почему же? Здесь тоже люди работают. В частности, учителя.
М-м, интересно…
Учить людей (в данном случае – детей) всякому-разному!?
«Я б учителем пошёл». Но вот каким нужно быть человеком, чтобы учить детей?
Как-то прочитал я у Лидии Гинзбург: «Преподавание – это сочетание неприятного с бесполезным». Посмеялся. А потом захотелось мне подумать над этими словами. Чем-то они привлекли.
И вот смотрю на учителей, наблюдаю. Вижу – разные они. Есть спокойные, добрые, а есть и те, что могут накричать. Обычно за дело. А бывает, что добрый-то добрый, но строгий. Это как раз чаще всего.
К тому же нервы иметь нужно не слабенькие и желательно с запасом.
Ну вот, к примеру, заходишь в класс, а там… Толпа учеников, которые порой орут и галдят, порой просто тихо разговаривают, но, увы, ни в какую не хотят услышать, что звонок-то уже прозвенел.
Желание учить доброму и вечному куда-то напрочь пропадает. Ё-моё!!! Не пойду! Но, видимо, крику души суждено остаться неуслышанным, ибо есть такое слово: надо.
Начать работу на уроке – дело сложное. Это ж нужно всех успокоить, ведь некоторые так и стремятся сорвать урок и попасть за ту самую дверь с надписью… Нет, не «Туалет», а «Директор».
А домашнее задание?
Его-то, кстати, проверять не так просто, как хотелось бы.
Кажется – посмотрел, оценил, поставил оценку. Все. Ан нет! Тут все намного сложнее: кто-то сделал, кто-то нет, кто-то забыл, кто-то списал. Поди разберись тут, как он списал у того, кто забыл, тот, кто не сделал?! Система путай-путай…
Однозначно один компонент из цитаты имеется. Как ни посмотри – приятного маловато…
Но!
Если тебе все же удалось достучаться до ребенка, то тут явный выигрыш! Прямо-таки подарок для учителя – ученик, который все понял, сделал, осознал и повторит то, что СВЕРШИЛ на его уроке, в следующий раз. Потому что каждый стремится к СВЕРШЕНИЯМ и ТВОРЧЕСТВУ! Загораются глаза, перехватывает дыхание. Может быть, тогда и кончаются школьные неприятности? Остаётся только радость от встречи с новым, незнаемым…
Итак, «неприятное с бесполезным». С первым вроде разобрались, теперь о второй части цитаты.
По статистике, по окончании школы в памяти даже самого лучшего ученика остаётся всего лишь 20% знаний. Сколько бы ребенок ни учился (девять классов? одиннадцать?), уходит он, позабыв большую часть того, что вкладывали ему в голову так много лет. Значит, работа учителя и в самом деле бесполезна? Катастрофа? Тупик?
Тут я решил прибегнуть к помощи одноклассников. Составил небольшую анкету и провёл соцопрос в своём девятом. Оказалось, все мои товарищи с удовольствием ходят в школу (это без сомнения так). Все любят учиться (лукавили немножко?) Каждый из них имеет любимый предмет, соответственно – и любимого учителя. А когда ребята назвали качества, которые им нравятся в учителях (удивительно единодушно): доброта, отзывчивость, ответственность, знание своего предмета и любовь к нему, – я понял, что слова писательницы начала XX века Лидии Гинзбург – это как коробочка с двойным дном. Сначала всё кажется просто и привлекает парадоксальной остротой. А начинаешь размышлять – нет, не так всё буквально!
Если вдумаешься в это странное (а для кого-то и страшное!) слово ШКОЛА, то как-нибудь поймешь, что человек, приходя туда ребенком, а уходя почти взрослым, всё, что он знает, когда-то взял именно оттуда. Учился не только считать, писать и читать, а еще и общаться, играть, дружить (порой даже любить). Осознавать себя в этом мире.
А помогал ему в этом учитель. Нет, не учитель, а учителя. Они были для него образцами. И один из них, любимый, – буквально примером для подражания. Учился маленький человек доброте, умению понимать и прощать, ответственности. И, значит, всё было не зря. И ночные бдения учителя над нашими тетрадками, и многочасовая подготовка к урокам, и бескорыстная к нам любовь.
Вообще учителем быть сложно. Любым. Нужно понимать людей. Нужно, как минимум, иметь то, что хочешь им сказать, и уметь доносить до них это в доступном виде. Замечать все, что творится в классе, знать каждого ребенка, его возможности, поднимать ученика, если он, скажем так, «падает на дно».
Можно задать много вопросов:
- скажет ли он что-то новое?
- научит ли меня жизни?
- а как его понять?
- а если?..
Да, много вопросов, а ответов, вероятно, еще больше. Да, дети, уходя из школы, по статистике, запоминают лишь 20% всего изученного ими за эти годы. Да, это нелёгкая профессия. Да, до неё надо расти…
НО!!!
Никакой компьютер не заменит, а тем более не поймет так, как нужно, живого человека. Учителя готовили и будут готовит ученика к жизни, что ждет его за порогом общеобразовательной школы. Есть настоящие учителя! Они будут всегда!
…Ох, сложно это всё. Не быть мне, наверно, педагогом. Хотя… Если преподавание – это не бесполезно, а неприятного в этой профессии можно избежать – я подумаю. Ведь расти и совершенствоваться, без чего немыслима профессия учителя – это же так интересно!
3 загадки Солнечной системы
"Разделите так, как делили работу..."
Шум и человек
Бабочка
Солнечная система. Взгляд со стороны