• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа по теме "Возрожденные имена: история одной родословной"

Опубликовано Макеева Жанна Викторовна вкл 20.01.2015 - 12:21
Макеева Жанна Викторовна
Автор: 
Солошенко Виктория

 

История не твориться произвольными деяниями "великих людей", как полагали некоторые мыслители. Но история не твориться и какими-то безличными силами, выражающимися в действиях и настроениях масс, как считали ряд творцов 50 лет назад. История - это сплошная равнодействующая поступков множества личностей, каждая из которых складывается в зависимости от общественных и культурных условий, в которых ей довелось развиваться, и вкладывается в исторические события со своим удельным весом, зависящим от персональных свойств и общественного положения.

Исследование представляется очень актуальным в настоящее время, так как посвящено патриотическому воспитанию подрастающих поколений, пробуждает интерес к истории страны через знакомство с историей своей семьи.

Формирование личности закладывается в семье, именно здесь ребенок должен узнать все самое важное, что сохраняет время и человеческая память отцов и дедов, чтобы не стерлись в  памяти общества самые значительные страницы истории России.

Эта работа преследовала также и другую цель – воспитание родителей, так как именно через них, их жизненные впечатления перекладывается мостик памяти от  старших поколений к подрастающим детям.

В нашей стране изначально придавалось самое большое значение
исторической памяти, то есть осуществления связи между поколениями:

…Кто прячет прошлое ревниво,

Тот вряд ли с будущим в ладу…

Вспомним летописные своды, начинавшиеся не просто с древнейших времен, а с пересказа многих библейских легенд и все с
единственной целью – показать, что русская земля не без роду и племени,
что она занимает свое достойное место в ряду других держав мира, что
имеет свою собственную историю и вправе ей гордится. Что же произошло с
нами, если постепенно мы пришли почти к полному забвению своих
исторических корней на уровне нации, рода, семьи ?

         Забыть то, что было, невозможно. Настоящее и будущее немыслимыми без прошлого, без его тяжелых уроков. Переосмыслить прошлое, очистить свою совесть, покаяться, задуматься о том, как можно поправить ошибки

 ( если еще можно), необходимо. И если это сделано, то

«.. и впредь как были – будем, -

Какая вдруг ни грянь гроза, -

Людьми из тех людей, что людям,

Не пряча глаз, глядят в глаза.»

         История любой семьи – это история родины. Внутреннюю, житейскую сторону российской истории начала XX века интересно проследить по семейным архивам, фамильным родовым книгам, устным историям, передававшимся из поколения в поколение.

В своей работе нам хотелось отразить уважительное отношение и проявление чувства гордости за своих предков, которые пережили столь нелегкое время, вынесли много тяжких испытаний и смогли достойно и честно воспитать юное поколение, стремились охватить и представить  семейную картину в прошлом.

Историю нашей родины, связь поколений мы хотели показать на примере семьи Федирко и восстановить доброе имя прадедов, мы использовали документы, сохранившиеся в семейном архиве Федирко Елены Ильиничны.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_rabota_vozrozhdennye_imena.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №8

Школьная научно – практическая конференция

исследовательских работ

«Шаги к успеху»

Работа ученика (цы) 11У класса МОУ СОШ №8

г. Комсомольска-на-Амуре  

Третьяковой Елены Андреевны

Тема «Возрожденные имена: история одной родословной»

Руководитель:

Макеева Жанна Викторовна,

учитель истории  

г. Комсомольск-на-Амуре

2012 год

                                          Содержание    

       

Введение ………………………………………………………

2

1.

Начало семейной истории на Дальнем Востоке ……

4

2.

Трудные годы коллективизации ……………………..

7

3.

Продолжение семейной истории …………………….

12

Заключение ……………………………………………………

14

Библиография …………………………………………………

15

Приложения …………………………………………………...

16

                                                     Введение

История не твориться произвольными деяниями "великих людей", как полагали некоторые мыслители. Но история не твориться и какими-то безличными силами, выражающимися в действиях и настроениях масс, как считали ряд творцов 50 лет назад. История - это сплошная равнодействующая поступков множества личностей, каждая из которых складывается в зависимости от общественных и культурных условий, в которых ей довелось развиваться, и вкладывается в исторические события со своим удельным весом, зависящим от персональных свойств и общественного положения.

Исследование представляется очень актуальным в настоящее время, так как посвящено патриотическому воспитанию подрастающих поколений, пробуждает интерес к истории страны через знакомство с историей своей семьи.

Формирование личности закладывается в семье, именно здесь ребенок должен узнать все самое важное, что сохраняет время и человеческая память отцов и дедов, чтобы не стерлись в  памяти общества самые значительные страницы истории России.

Эта работа преследовала также и другую цель – воспитание родителей, так как именно через них, их жизненные впечатления перекладывается мостик памяти от  старших поколений к подрастающим детям.

В нашей стране изначально придавалось самое большое значение
исторической памяти, то есть осуществления связи между поколениями:

…Кто прячет прошлое ревниво,

Тот вряд ли с будущим в ладу…

Вспомним летописные своды, начинавшиеся не просто с древнейших времен, а с пересказа многих библейских легенд и все с
единственной целью – показать, что русская земля не без роду и племени,
что она занимает свое достойное место в ряду других держав мира, что
имеет свою собственную историю и вправе ей гордится. Что же произошло с
нами, если постепенно мы пришли почти к полному забвению своих
исторических корней на уровне нации, рода, семьи ?

        Забыть то, что было, невозможно. Настоящее и будущее немыслимыми без прошлого, без его тяжелых уроков. Переосмыслить прошлое, очистить свою совесть, покаяться, задуматься о том, как можно поправить ошибки

 ( если еще можно), необходимо. И если это сделано, то

«.. и впредь как были – будем, -

Какая вдруг ни грянь гроза, -

Людьми из тех людей, что людям,

Не пряча глаз, глядят в глаза.»

        История любой семьи – это история родины. Внутреннюю, житейскую сторону российской истории начала XX века интересно проследить по семейным архивам, фамильным родовым книгам, устным историям, передававшимся из поколения в поколение.

В своей работе нам хотелось отразить уважительное отношение и проявление чувства гордости за своих предков, которые пережили столь нелегкое время, вынесли много тяжких испытаний и смогли достойно и честно воспитать юное поколение, стремились охватить и представить  семейную картину в прошлом.

Историю нашей родины, связь поколений мы хотели показать на примере семьи Федирко и восстановить доброе имя прадедов, мы использовали документы, сохранившиеся в семейном архиве Федирко Елены Ильиничны.

  1. Начало семейной истории на Дальнем Востоке.

        В  семье Федирко Елены Ильиничны сохранились сведения о том, что   предки  прапрадедушка Федирко Андрей Федотович и прапрабабушка Евдокия Корнеевна  были переселенцами из Харьковской губернии,  Павлеченковского района, хутора Печёного  Екатеринославской губернии,  Екатеринославского уезда, деревни Царская милость. Они были свидетелями того, на чьи плечи легли тяготы дореволюционной жизни, пережили аграрную реформу 1906 года, революционные события, испытали страх сталинских репрессий.

        После «столыпинской реформы» 1906 года  обосновались в селе Максимовка Амурской области.  Этому поселению  летом  2009 года исполнилось 100 лет.

Реформы во время революции необходимы, так как революцию породили в большей мере недостатки внутреннего уклада. Одним из неприятных «сюрпризов» для правительства стало активное участие в революции крестьян. Идея принудительного отчуждения помещичьих земель витала в русских селах. Ставка властей на «верность» и патриархальность крестьянства не подтвердилась. Поэтому Столыпин решил, что реформы необходимо начать с переустройства всей жизни деревни.

14 августа 1906г. Столыпин опубликовал правительственную программу. Она состояла из двух частей. В первой обосновывалась необходимость успокоения страны при помощи  чрезвычайных мер и объявления в некоторых районах империи военного положения с введением там военно-полевых судов. Во второй части предлагалось немедленно, не дожидаясь Второго созыва Госдумы, начать аграрную реформу. Одновременно было объявлено о подготовке законопроектов, способствующих превращению России в правовое государство: о свободе вероисповедания, гражданском равноправии, об улучшении быта рабочих, о реформе местного самоуправления, о введении всеобщего начального обучения и улучшении материального обеспечения учителей, о подоходном налоге и полицейской реформе. Эти законопроекты Столыпин намерен был предложить для обсуждения депутатам новой Думы.

Одним из рычагов Столыпинской аграрной политики было сознательное поощрение правительством организованного переселения безземельных и малоземельных крестьян на окраины государства для их хозяйственного освоения. Поначалу переселение было осторожным, оно разрешалось лишь только после предварительного осмотра района переселения выборными ходоками. Для организации переселенческого дела в 1906 году на местах были учреждены должности заведующих переселенческими районами.

В  первые годы после революции переселение развивалось быстрыми темпами. В следующий период этот процесс несколько замедлился. Всего же с 1906 по 1914 годы на малонаселенные окраины России переехали 3 млн. 40 тыс. человек. Однако переселенческое ведомство плохо подготовилось к перевозке и устройству на местах огромной массы людей, и хотя процент закрепившихся на новом месте был довольно высок, часть переселенцев возвратилась обратно.

Вот что вспоминает Евдокия Корнеевна об этом времени. Она осталась одной  из тех, кто был в числе первых поселенцев Максимовки. Семья переехала не в 1909, а в 1910 году. Она  была совсем еще ребенком, когда родители решились с Украины на переезд на Дальний Восток. Добирались очень долго. Сразу прибыли в Благовещенск, а затем семью отправили в Екатеринослав. Отцу и матери здесь не понравилось. Место было болотистое. Направились пешком в Харьковку, но и там им не приглянулось. А когда пришли в Максимовку, здесь осели на постоянное жительство. Это село начинало только строиться, состояло всего из десяти изб.

На открытие новой школы приехал поп. Она была одной из первых учениц, но училась мало, не в чем было зимой ходить. А морозы тогда стояли лютые.

Люди в селе все больше занимались хлебопашеством. Ей было всего шесть лет, как отец посадил на коня и взял ее с собой в поле. В ту пору техники не было, все делали вручную. Зерно возили в Благовещенск, Екатеринославку продавать. Тем и жили.

        С будущим мужем Евдокия Корнеевна познакомилась здесь же в селе. Андрей Федотович приехал сюда в 1914 году. С 1916 года служил в течение  шести лет сначала в царской армии, затем участвовал в партизанском движении на стороне Советской власти. После демобилизации из рядов Народно-революционной Армии Дальневосточной Республики возвратился в село Максимовку и прожил в ней всю жизнь.

В 1922 году бабушка Белоножко Евдокия Корнеевна и дедушка Федирко Андрей Федотович поженились и стали жить в этой же деревне. Он был на все руки мастер. За что ни возьмется, всегда сделает. Они были очень работящими людьми. Дом, который построил дед после женитьбы, стоит в селе до сих пор. В нем выросли мой отец, его  братья и сестра. Рядом с домом был разбит большой сад.

        Сейчас это место, своего рода, является центром всей нашей большой семьи. А моя двоюродная сестра, которая сейчас живёт там, старается сохранить и дом, и возродить тот замечательный сад нашего детства.

Сталинская коллективизация, механизм и последствия которой до сих пор не получили должного историко-правового осмысления, стала своеобразным завершением революционного процесса 1917 года.

        Семья Федирко в числе первых вступила в колхоз «Коммунар». Андрей Федотович и конюхом был, и лес заготавливал, и машинистом молотилки работал. В общем, куда пошлют, там и трудился. В 1933 году ездил на колхозный съезд в город Хабаровск.

        Ни в чем не уступала мужу Евдокия Корнеевна. Пятьдесят три  года отработала в хозяйстве и все в поле. И звеньевой была. Не слышали люди о ней плохого слова. Золотые слова говорила бабушка о земле: «Уважать ее, матушку надо, беречь, ухаживать, тогда и она отдачу даст».

        Но разговор пойдёт о другом.

        

  1. Трудные годы коллективизации.

Наш прадедушка, Белоножко Корней Максимович, жил также в селе  Максимовка.

        По социальному происхождению он был из крестьян – середняков. На Дальний Восток приехал в 1910 году и осел на жительство в селе  Максимовка, где занимался сельским хозяйством. В хозяйстве имел три лошади, две коровы, дом, амбар, заимку и различный сельхозинвентарь. Наемную силу не применял.

В СССР к 1929 году проживали округленно 154 млн. человек, из которых не менее 130 млн. составляли крестьяне. К 1932 году большевики загнали в коллективные хозяйства, ставшие государственными предприятиями по принудительной обработке земли и производству сельскохозяйственной продукции, 61,5 % крестьянских дворов, а к 1937 – 93 %. 

5 января 1930 года ЦК ВКП(б) вынес постановление, согласно которому коллективизации подлежало «огромное большинство крестьянских хозяйств».

        В 1930 году Корней Максимович вступил в колхоз. Бывшим членам коммуны при переходе в объединенную сельхозартель, были выделены в личное пользование жилые дома с усадьбами, коровы и мелкий скот из бывших средств коммуны,  но потом в этом же году вышел. Именно в тот год из колхоза выходили массово. Причиной таких выходов (а прадед вышел из колхоза вместе с членами полеводческой бригады) стал полный развал колхоза, отсутствие дисциплины, необеспеченность продуктами питания.

«Русский человек, начавший революцию в качестве инстинктивно-индивидуализированного бунтовщика, заканчивает её в качестве инстинктивно и духовно-коллективизированного раба. Большевизм был только соблазном; настоящим замыслом был коммунизм. Надо было взбунтовать русского гражданина, чтобы превратить его в крепостного крестьянина». Правовед Ильин совершенно справедливо указал на главные отличительные признаки экономической системы советского государства, окончательно сформировавшиеся именно в период сталинской коллективизации: «С самого своего водворения в России коммунистическая власть взялась за отучение русского крестьянина (и русского человека вообще) от личной предприимчивости и частной собственности <…> Произошло невиданное в истории: государственная власть стала насаждать нищету, гасить хозяйственную инициативу народа, воспрещать личную самодеятельность, отнимать у народа веру в честный труд и искоренять в нем волю к самовложению в природу и культуру».

Вторично весной 1931 года прадед вступил в колхоз «Коммунар», где стал работать сторожем. Семья в то время жила зажиточно и попадала под категорию «кулацкая семья».

В ходе массовой коллективизации была проведена ликвидация кулацких хозяйств.

В 1933 году его дочь, Юрченко Наталью, вместе с семьёй как кулаков  выслали в г. Зею (это север Амурской области). В 1937 году его сын Александр был арестован и осуждён к двум  годам лишения свободы за кражу пшеницы в колхозе.

«Кулаков», отнесенных к подрасстрельной «I категории», арестовывали уполномоченные ОГПУ и организовывали  доставку арестованных в окружной, областной или краевой отдел ГПУ, где решалась их судьба: лагерь или расстрел.

Местный колхозный актив, члены ВКП(б) и комсомольцы вместе с представителями райисполкомов, райкомов партии проводили опись имущества, затем семья «кулака», насчитывавшая в среднем от 5–6 до 10–12 человек выгонялась из дома на улицу с минимальными пожитками и в кратчайший срок в общей колонне таких же несчастных отправлялась на ближайшую железнодорожную станцию. Дорвавшийся до дармового, недоступного ранее добра, колхозный актив отбирал у раскулачиваемых валенки, полушубки, шапки, платки, шали, перины, подушки, посуду, детские игрушки и матрасики – все, что ценилось, вплоть до женского нижнего белья. По выражению одной ретивой коммунистки, участвовавшей в раскулачивании, «оставляли их, в чем мать родила». Лозунгом многих бригад по раскулачиванию стали слова: «Пей и ешь – всё наше!» Одно из пронзительных свидетельств рисует следующую картину.

«Было мне тогда четыре года, когда пришли раскулачивать моих родителей. Со двора выгнали всю скотину и очистили все амбары и житницы. В доме выкинули все из сундуков, отобрали все подушки и одеяла. Активисты тут же на себе стали примерять отцовские пиджаки и рубашки. Вскрыли в доме все половицы, искали припрятанные деньги, и, возможно золото. С бабушки ( ей было больше 90 лет, и она всегда мерзла) стали стаскивать тулупчик. Бабушка, не понимая, чего от нее хотят активисты, побежала к двери, но ей один из них подставил подножку, и когда она упала, с нее стащили тулупчик.

Ограбив, пьяные уполномоченные с активистами, хохоча,  двинулись к  соседям, которые тоже подлежали раскулачиванию, предварительно опрокинув в печи чугуны со щами и картошкой, чтобы мы оставались голодными. К нам еще не раз приходили уполномоченные, всякий раз унося с собой то, что не взяли ранее, будь то кочерга или лопата. Я сидела на окне и караулила – не идут ли опять активисты. И как только они появлялись, быстро стаскивала со своих ног пуховые носочки, которые мне связала моя мама и прятала под рубашку, чтобы их у меня не отняли».

Для крестьян, сочувствовавших раскулаченным или сопротивлявшихся коллективизации, чьё материально-имущественное положение никак не позволяло их хозяйства считать «кулацкими», колхозным активом был придуман специальный ярлык: подкулачник. Как легко догадаться, подкулачником мог стать каждый крестьянин, если в отношении его лояльности советской власти и колхозному строительству существовали какие-то сомнения.

Прямым следствием коллективизации стал невиданный голодомор 1932–1933 годов. Номенклатура ВКП(б) задолго до нацистов применила голод как инструмент массовых политических репрессий. Трудно сказать, когда Сталину пришла в голову мысль о том, что активно сопротивляющиеся коммунистам регионы можно обескровить путем искусственного голода. Ни колхозники, ни единоличники не спешили сдавать хлеб государству, претендовавшему уже не на излишки, а на зимние и весенние запасы личного потребления.

Списки «кулаков II категории» составлялись на общем собрании колхозников и утверждались райисполкомами – исполнительными органами местных Советов. Порядок выселения за пределы колхоза «кулаков III категории» определяли местные исполнительные органы советской власти. Здесь открывался небывалый простор для сведения личных счетов, удовлетворения чувства зависти, мести лодырей и деревенских пьянчуг более хозяйственным соседям.

        13 сентября 1938 года Корней Максимович был арестован Кагановическим РО НКВД. В период следствия содержался в Благовещенской тюрьме НКВД. На следствии ему было предъявлено обвинение в антисоветской агитации против мероприятий Советской власти, коллективизации, выпускаемых правительством займов. Корней Максимович на основе свидетельских показаний руководства колхоза,  старожилов села, официальных документов  27 октября 1939 года был признан виновным в совершении действий, попадающих под признаки преступления, предусмотренного ст. 58-10 УК РСФСР, и приговорён к лишению свободы сроком на 5 лет, с последующим поражением в правах сроком на 3 года.  

13 декабря 1939 года Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда РСФСР отклонила кассационную жалобу подсудимого Белоножко К.М. и оставила в силе решение Амурского областного суда в связи с тем, что «контрреволюционная агитация», которую он проводил, материалами дела была доказана.

С данным решением Корней Максимович был ознакомлен 19 января 1940 года, а на следующий день согласно данным ИЦ УВД Амурской области был эпатирован в Хабаровский пересыльный пункт.

        Больше никаких сведений об этом человек нет.

        По словам моего отца, Федирко Ильи Андреевича, в семье старались не говорить об этих событиях. Связь с сестрой Юрченко Натальей  наша бабушка потеряла. Отец говорил, что люди боялись. В те годы иметь в семье врага народа было хуже, чем человека, осуждённого за уголовное преступление.

        

  1. Продолжение семейной истории.

Свои изыскания нам предоставил по линии Федирко -  Павел Андреевич Федирко.

«Судьба маминой сестры Натальи в нашей семье была легендой. А легенда эта искусственная. Из-за принципа самосохранения и сохранения рода, нам детям, мало что говорили и объясняли. Поэтому сведения скудны и отрывчаты. Совсем недавно  узнал, что суд «тройки» достал отца, но он избежал концлагеря по одной причине – в деревне было только три тракториста, которые могли работать на тракторах, среди них и он.

        Накануне за два – три года со смерти мамы, я записал все, что она помнила о своих родственниках, начиная с переселения Хижняков – Белоножко на восток. К сожалению, сведения о Хижняках полностью отсутствуют. На исторической прародине на Украине в Днепропетровской области живет один из братьев – Василий в г. Павлограде.

        Из всех маминых сестер в живых осталась одна – Мария, но она выехала в Саратов. Об этом знает Илья, так как они жили вместе в Комсомольске и поддерживали тесные отношения.

        Нет свидетелей драмы раскулачивания Юрченко, так как никого нет в живых.

Белоножко Прасковья Корнеевна жила и умерла у сына Федора в селе Екатеринославке. Жизнь ее была тяжелая, смерть мучительная… А души она была добрейшей. Из всех семи сестер у нее был прекрасный голос, и пела она не хуже Руслановой.

        Еще прекрасной певуньей была тетя – Дарья Корнеевна Левченко – Посунько. Она жила у своей дочери Лидии в Красноярске.

        Екатерина Корнеевна Пронина тоже человек более – менее трагичной судьбы, в последнее время жила и умерла у сына Виктора в селе Тамбовка Тамбовского района.

        Ландик Надежда Корнеевна прожила всю жизнь в Борисоглебском совхозе, доживала с мужем в селе Мухинском Октябрского района у дочери Тамары.

        Мама Федирко Евдокия Корнеевна умерла в селе Максимовка Октябрского района. Последние пять лет не могла ходить и ослепла. Помог сделать операцию на глазах в Благовещенске. Перед смертью видела одним глазом. Последние дни жила у Николая.

        Самый старший Иван и Илья живут в Комсомольске, Василий – на Украине. Сестра Мария живет в поселке Магдагачи Амурской области.

        Сам проживаю в Благовещенске.»

                                             

                                                  Заключение

И, в заключении, хотелось  сказать, что изучение истории наших предков, построение семейного древа - все это требует много времени, усилий, терпения. Но в результате мы получили бесценную информацию о своих корнях, о предках, которые стояли у истоков  рода,  становимся хранителями своей родословной, которую будут продолжать  потомки. А так как, человек без прошлого не имеет будущего, то нет ничего более ценного, чем хранить память о своем роде, о своих предках и корнях.

Изучая историю отдельной семьи, мы смогли изучить  исторические события, характерные для этого периода истории. Не смотря на все тяготы жизни, эти люди оставались достойным примером не только для своих родных, но и для нас подрастающего поколения XXI века.

        Семерых детей воспитали Евдокия Корнеевна с мужем: шестерых сыновей и одну дочь. Поднимать детей было нелегко. Годы трудные. И войну пережили и другие невзгоды. Но дети выросли и определились.

        Все меньше остается у нас таких людей, как Евдокия Корнеевна и Андрей Федотович, на чьих глазах наша история делалась. Нельзя нам их забывать.

Бабушка и дедушка честно прожили свою жизнь, дали хорошее воспитание и образование своим детям, помогали воспитывать внуков. До сих пор  среди родственников ходят  рассказы о веселом нраве дедушки, трудолюбии и великолепной памяти бабушки. Их гостеприимный дом каждым летом собирал детей и внуков, что у всех нас было ощущение СЕМЬИ, которое и сейчас мы хотим сохранить в своих семьях.

                                          Библиография

Источники:

  1. Архивы Комитета Государственной безопасности СССР Управления по Амурской области от 26.12.1991, №29.
  2. Газета «Путь октября». В Кошель. От 22.06.1989.
  3. Переписка Федирко Петра Андреевича. 06.03.2000.
  4. C:\Users\User\Desktop\новый проект\реф\Колхоз «Коммунар».mht
  5. C:\Users\User\Desktop\новый проект\реф\Коллективизация и голодомор 1932–1933 годов_ причины, механизм и последствия.mht

Литература.

  1. Борисов Ю. С., Курицын В. M., Хван Ю. C. Политическая система конца 20 - 30-х годов. О Сталине и сталинизме // Историки спорят. M., 1988.
  2. Быстрова И. В. Россия в эпоху НЭПа. Исследование советского общества и культуры. // Отечественная история. 1994. №4-5.
  3. Зеленин И. Е. Коллективизация и единоличник. // Отечественная история. 1993. №3.
  4. Земсков В. Н. Cудьба кулацкой ссылки. // Отечественная история. 1993. №3.
  5. Хлевнюк О. Принудительный труд в экономике СССР. 1929 - 1941 годы. // Свободная мысль. 1992. №2.


Поделиться:

Подарок

Финист - Ясный сокол

Сочинение

Философские стихи Кристины Россетти

Зимний дуб