Макеева Жанна Викторовна
Сайт учителя русского языка и литературы
Профессия: учитель
Профессиональные интересы: Культура России
Увлечения: Классическая музыка
Регион: Хабаровский край
Населенный пункт: г. Комсомольск-на-Амуре
Место работы: МОУ СОШ № 30
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/makeeva-zhanna-viktorovnaЧтобы было хорошее будущее, надо сначала позаботиться о настоящем и не забывать прошлое.
Литературное образование
Какой бы ни была система литературного образования в школе, какие бы ни внедрялись новые и сверхновейшие технологии, приемы и способы изучения литературы, главной проблемой была, остается и всегда будет проблема чтения и анализа литературного произведения, осуществление которой возможно только через воспитание школьника как читателя через разнообразные формы сотворчества.
Задача учителя литературы в современных социокультурных условиях усложняется не только тем, что книга и учитель – уже давно не единст-венные источники информации (безусловно, ее многоканальность сегодня – величайшее достижение), но и тем, что художественная литература, ее чтение временно отошли на второй план, что не лучшим образом отразилось на нравственно-эстетическом облике современного поколения, на развитии речи и т.д. Не менее серьезные негативные последствия «выдал» нам и утвердившийся формальный подход, формализация знания. Полагаем, что возвращение сочинения, пока даже в урезанном виде, позволит литературе как учебному предмету занять достойное место, а обращение современного человека к чтению художественной литературы (не столь принципиально, в электронном или бумажном варианте) будет развивать самостоятельную, творческую мысль, грамотную устную и письменную речь, приобщит к духовному опыту предшествующих поколений.
Литература всегда – составная часть культуры, история человека и человечества, запечатленная в художественных образах, воссоздание и выражение национального и общечеловеческого самосоз-нания.
Отзывчивость и стремление к постижению вечных проблем человеческого бытия сделали русскую литературу неотъемлемой частью мировой культуры. Более ста лет тому назад, в разгар начавшейся Первой мировой войны, характеризуя цивилизацию и культуру начала ХХ века, А.А.Ухтомский писал, что при всех научных достижениях и промышленном росте, утвердилась «культура исключительно материального человеческого быта при очень последовательном, систематическом игнорировании культуры и прогресса как великого нравственного труда личности над собой» Именно здесь он видел корень всемирного зла, поражающего людей и саму природу. Через сто лет, в начале ХХ I века, другой ученый, философ Д.С.Соммер, исследуя эволюцию сознания человека и процессы, происходящие в современном мире, с тревогой заметил, что, если у челове-чества «не будет потребности в высших ценностях, то оно не сможет добиться морального и духовного прогресса и, скорее всего, деградирует» Разобщенность людей, ставших преимущественно потребителями, прагматизм в условиях рыночных отношений, приоритет материальных ценностей над духовными не могут не волновать художников, педагогов, деятелей культуры. Установка на получение готовой информации, информационное перенасыщение ведут к бездумному воспроизведению текста без активизации самостоятельной творческой и исследовательской мысли.
Революционный подход к смене парадигмы всегда ведет к разрушению до основания ценного, значимого, что следовало бы не разрушать, а взять
с собой в будущее. Об этом тысячи раз твердили миру, но воз и ныне там. В не столь отдаленные от нас времена почти по всем дисциплинам ежегодно сдавали экзамены, что позволяло ученику приводить знания в систему и – что особенно важно – создавало в его сознании целостную картину мира. Стоило бы к этому вернуться, не игнорируя при этом вопросы, связанные с колоссальным объемом информации, с перегруженностью школ и классов,санитарными нормами, с экологией и здоровьем современных детей. Все это решаемые проблемы – во имя воспитания и развития всесторонне развитой личности, воспринимающей мир в его целостности и многообразных проявлениях. Стоит ли подвергать сомнению, что гуманистическая на-правленность изучаемых в школе дисциплин связана с общей проблемой: человек и его судьба. Парадоксальна и потому интересна мысль А.А.Ухтомского из его дневниковой записи 1896 года: «Все утекает, ничто неповторимо: значит, все исключительно важно» . Отчетливо проявилось сегодня то, что накопилось и определилось в прошлом. А пока наблюдаем вокруг себя угнетающее снижение уровня подготовки во всех сферах: ставшая почти массовой безграмотность – в рекламе, в газете, в речи, в написанных школьниками письменных работах; неумение кассира самостоя-тельно сосчитать в пределах ста рублей и т.д. Эта безграмотность стала, наряду с другими причинами, и следствием ситуации нечтения, а не прости-тельно слабое знание и понимание отечественной истории часто приводит читателя к искажению и неумению объяснить духовный мир героя, при-чинно-следственные связи его душевной жизни, позицию автора в контексте эпохи, социально-историческое, нравственно-философское, общече-ловеческое содержание произведений. Это и невозможно, если текст произведения либо не читался, либо был воспринят в так называемом кратком изложении. И тогда роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» предстает как детектив о том, как нужно готовиться к преступлению и как потом «заметать следы» (этому систематически обучают и многочисленные, в большинстве своем наспех сделанные телесериалы с однотипными сюжетами).
О себе
В сфере образования работаю с 1985 года. В должности учителя - с 2000 года. В МОУ СОШ № 30 работаю с 2015 года учителем русского языка и литературы.
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
Классика русской литературы: А.П, Чехов, И С Тургенев, Л.Н. Толстой и т.д.
Мой взгляд на мир
Жизнь должна быть наполнена любовью, желание жить каждый день, развиваться творчески, духовно.
Мои достижения
Являюсь победителем городского конкурса "Самый классный классный 2013 года" в номинации "Хранитель традиций".
Награждена благодарственный письмом Главы города Комсомольска-на-Амуре В.П. Михалева за активное участие в социальнгой жизни города, высокую активнгсть в работе с населением.
Благодарственное письмо ФГБОУ ВПО "АмГПГУ" за участие к круглом столе "Обязательный ЕГЭ: за и против".
Благодарственное письмо ХКД "Мемориал" за участие учащихся в краевом конкурсе исследовательских работ "Судьба человека в Российской истории ХХ века".
Моё портфолио
Какой бы ни была система литературного образования в школе, какие бы ни внедрялись новые и сверхновейшие технологии, приемы и способы изучения литературы, главной проблемой была, остается и всегда будет проблема чтения и анализа литературного произведения, осуществление которой возможно только через воспитание школьника как читателя через разнообразные формы сотворчества.
Задача учителя литературы в современных социокультурных условиях усложняется не только тем, что книга и учитель – уже давно не единст-венные источники информации (безусловно, ее многоканальность сегодня – величайшее достижение), но и тем, что художественная литература, ее чтение временно отошли на второй план, что не лучшим образом отразилось на нравственно-эстетическом облике современного поколения, на развитии речи и т.д. Не менее серьезные негативные последствия «выдал» нам и утвердившийся формальный подход, формализация знания. Полагаем, что возвращение сочинения, пока даже в урезанном виде, позволит литературе как учебному предмету занять достойное место, а обращение современного человека к чтению художественной литературы (не столь принципиально, в электронном или бумажном варианте) будет развивать самостоятельную, творческую мысль, грамотную устную и письменную речь, приобщит к духовному опыту предшествующих поколений.
Литература всегда – составная часть культуры, история человека и человечества, запечатленная в художественных образах, воссоздание и выражение национального и общечеловеческого самосоз-нания.
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты
Мои публикации:
Публикации моих учеников:
- Анализ стихотворения Н.А.Некрасова "Размышления у парадного подъезда"
- Исследовательская работа по теме "Возрожденные имена: история одной родословной"
- История Отечества в литературе (IX - XIX в.)
- Тема судьбы и случая в творчестве А.С. Пушкина
- Язык басен И.А.Крылова и комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» как важный этап на пути преобразования русского литературного языка.