Дидактический материал по рассказу А.И.Куприна "Золотой петух" для 5 класса
тест (5 класс) на тему

Макеева Жанна Викторовна

Карточки для индивидуальной работы. для накопляемости оценок по литературе и создать условия успеха для всех учеников класса по изучаемому произведению

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вариант 1. А.И.Куприн «Золотой петух».

Прочитайте отрывок и выполните к нему задания.

Я тогда проснулся еще до света, проснулся как-то внезапно, без мутного перехода от сна к яви, с чувством легкой свежести и со сладкой уверенностью, что там, за окнами, под открытым небом, в нежной ясности занимающегося утра происходит какое-то простое и прелестное чудо. Так, иногда меня ласково пробуждали до зари – веселая песня скворца или дерзкий, но мелодичный свист черного дрозда.

Я распахнул окно и сел на подоконник. В еще холодном воздухе стояли наивные ароматы трав, листьев, коры, земли. В темных паникадилах каштанов еще путались застрявшие ночью, как тончайшая кисея, обрывки ночного тумана. Но деревья уже проснулись и поеживались, открывая радостно и лениво миллионы своих глаз: разве деревья не видят и не слышат?

Но веселый болтун-скворец и беззаботный свистун-дрозд молчали в это утро. Может быть, они так же, как и я, внимательно, с удивлением, прислушивались к тем странным, непонятным, никогда доселе мною не слыханным звукам – мощным и звонким, – от которых, казалось, дрожала каждая частица воздуха.

1.К какому жанру относится произведение.

А) рассказ     б) стихотворение     в) басня

2.Выпишите эпитеты, олицетворения, метафоры из данного отрывка.

3. Как передано ощущение чуда в отрывке?

4. С чем сравнивает рассказчик пение петухов?

Вариант 2.А.И.Куприн «Золотой петух».

Прочитайте отрывок и выполните к нему задания.

             И теперь, в этот стыдливый час, когда земля, деревья и небо, только что выкупавшиеся в ночной прохладе, молчаливо надевали свои утренние одежды, я с волнением подумал: ведь это сейчас поют все петухи, все, все до единого, старые, пожилые, молодые и годовалые мальчуганы, – все они, живущие на огромной площади, уже освещенной солнцем, и на той, которая через несколько мгновений засияет в солнечных лучах. В окружности, доступной для напряженного человеческого слуха, нет ни одного городка, ни одной деревни, фермы, двора, где бы каждый петух, вытягивая голову вверх и топорща перья на горле, не бросал в небо торжествующих прекрасно-яростных звуков. Повсюду – в Версале, в Сен-Жермене и Мальмезоне, в Рюелле, Сюрене, в Гарше, в Марн-ла-Кокет, в Вокресоне, Медоне и на окраинах Парижа – звучит одновременно песня сотен тысяч восторженных петушиных голосов. Какой человеческий оркестр не показался бы жалким в сравнении с этим волшебным и могучим хором, где уже не было слышно отдельных колен петушиного крика, но полнозвучно льется мажорный аккорд на фоне пурпурно-золотого do !

                   Временами ближние петухи на несколько мгновений замолкали, как будто выдерживали строгую, точную паузу, и тогда я слышал, как волна звуков катилась все дальше и дальше до самых отдаленных мест и, точно отразившись там, возвращалась назад, увеличиваясь, нарастая, взмывая звонким певучим валом до моего окна, до крыш, до верхушек деревьев. Эти широкие звуковые валы раскатывались с севера на юг, с запада на восток в какой-то чудесной, непостижимой фуге. Так, вероятно, войска великолепного древнего Рима встречали своего триумфатора-цезаря. Когорты, расположенные на холмах и высотах, первые успевали увидеть его торжественную колесницу и приветствовали ее отдаленными восклицаниями радости, а внизу кричали металлическими голосами восторженные легионы, чьи ряды один за другим уже озарились сияющим взглядом его лучезарных глаз.

1. К какому жанру относится произведение.

А) рассказ     б) стихотворение     в) басня

2.Как передано особое звучание петушиного пения?

3.Какие музыкальные термины звучат в тексте?

4.Почему автор сравнивает петуха с римским триумфатором?

Вариант 3. А.И.Куприн «Золотой петух».

Прочитайте отрывок и выполните к нему задания.

              Я слушал эту чудесную музыку с волнением, почти с восторгом. Она не оглушала ухо, но сладостно наполняла и насыщала слух. Что за странное, что за необыкновенное утро! Что случилось сегодня с петухами всей окрестности, может быть всей страны, может быть всего земного шара? Не празднуют ли они самый долгий солнечный день и радостно воспевают все прелести лета: теплоту солнечных лучей, горячий песок, пахучие вкусные травы, бесконечные радости любви и бурную радость боя, когда два сильных петушиных тела яростно сталкиваются в воздухе, крепко бьются упругие крылья, вонзаются в мясо кривые стальные клювы и из облака крутящейся пыли летят перья и брызги крови. Или, может быть, сегодня празднуется день трехсотого тысячелетия памяти Древнего Петуха – праотца всех петухов на свете, того, кто, как воин и царь, не знавший выше себя ничьей власти, полновластно господствовал над необозримыми лесами, полями и реками?

                И наконец, может быть, – думал я, – сегодня, перед самым длинным трудовым днем лета, тучи на востоке задержали солнце на несколько мгновений, а петухи-солнцепоклонники, обожествившие свет и тепло, выкликают в священном нетерпении своего огнеликого бога.

  1. Какое настроение переживает автор от услышанного?
  2. От чего, по словам автора, пришли в восторг петухи? Выпишите.
  3. Укажите черты сказочного и мифологического в отрывке.
  4. К какому жанру относится произведение.

     А) рассказ     б) стихотворение     в) басня

Вариант 4. А.И.Куприн «Золотой петух».

Прочитайте отрывок и выполните к нему задания.

 Вот уже золотой огонь пронизал все: и небо, и воздух, и землю. Напрягая последние силы, в самозабвенном экстазе, трепеща от блаженства, закрыв в упоении глаза, поет великолепное славословие бесчисленный петушиный хор! И теперь я уже не понимаю – звенят ли золотыми трубами солнечные лучи, или петушиный гимн сияет солнечными лучами? Великий Золотой Петух выплывает на небо в своем огненном одиночестве. Вот он, старый прекрасный миф о Фениксе – таинственной птице, которая вчера вечером сожгла себя на пышном костре вечерней зари, а сегодня вновь восстала на Востоке из пепла, дыма и раскаленных углей!

1. К какому жанру относится произведение.

А) рассказ     б) стихотворение     в) басня

2.Почему автор сравнивает петуха с мифологической птицей Фениксом?

3.Что восхитило рассказчика в петушином хоре, что он услышал в нем?

4.Какие образные средства позволяют почувствовать восторг писателя?

Вариант 5. А.И.Куприн «Золотой петух».

Прочитайте отрывок и выполните к нему задания.

Целый день я находился под впечатлением этой очаровательной и могущественной музыки. Часа в два мне пришлось зайти в один дом. Посреди двора стоял огромный лоншанский петух. В ярких солнечных лучах почти ослепительно сверкало золото его мундира, блестели зеленые и голубые отливы его доспехов вороненой стали, развевались атласные ленты: красные, черные и белые. Осторожно обходя этого красавца, я нагнулся и спросил:

– Это вы так хорошо пели сегодня на заре?

Он кинул на меня боковой недовольный взгляд, отвернулся, опустил голову, черкнул туда и сюда клювом по песку и пробормотал что-то недовольным хриплым баском. Не ручаюсь, чтобы я его понял, но мне послышалось, будто он сказал: «А вам какое дело?»

Я не обиделся. Я только сконфузился. Я знаю сам, что я всего лишь слабый, жалкий человек, не более. Мое сухое сердце не вместит неистовых священных восторгов петуха, воспевающего своего золотого бога. Но разве не позволено и мне скромно, по-своему, быть влюбленным в вечное, прекрасное, животворящее, доброе солнце?

1. К какому жанру относится произведение.

А) рассказ     б) стихотворение     в) басня

2. Почему рассказчик называет лоншанского петуха на «вы». А себя «слабым, жалким человеком, не более?»

3. Составить цитатный план всего рассказа.

Вариант 5. А.И.Куприн «Золотой петух».

Прочитайте отрывок и выполните к нему задания.

Целый день я находился под впечатлением этой очаровательной и могущественной музыки. Часа в два мне пришлось зайти в один дом. Посреди двора стоял огромный лоншанский петух. В ярких солнечных лучах почти ослепительно сверкало золото его мундира, блестели зеленые и голубые отливы его доспехов вороненой стали, развевались атласные ленты: красные, черные и белые. Осторожно обходя этого красавца, я нагнулся и спросил:

– Это вы так хорошо пели сегодня на заре?

Он кинул на меня боковой недовольный взгляд, отвернулся, опустил голову, черкнул туда и сюда клювом по песку и пробормотал что-то недовольным хриплым баском. Не ручаюсь, чтобы я его понял, но мне послышалось, будто он сказал: «А вам какое дело?»

Я не обиделся. Я только сконфузился. Я знаю сам, что я всего лишь слабый, жалкий человек, не более. Мое сухое сердце не вместит неистовых священных восторгов петуха, воспевающего своего золотого бога. Но разве не позволено и мне скромно, по-своему, быть влюбленным в вечное, прекрасное, животворящее, доброе солнце?

1. К какому жанру относится произведение.

А) рассказ     б) стихотворение     в) басня

2. Почему рассказчик называет лоншанского петуха на «вы». А себя «слабым, жалким человеком, не более?»

3. Составить цитатный план всего рассказа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дидактический материал по истории России 20 век, 9 класс

Задания по истории России 20 век для 9 класса. Задания на соотнесение дат и событий. Тексты с ошибками. Тексты с пропущенными словами....

Дидактический материал по темам, изученным в 5-7 классах

Данный дидактический материал предназначен для закрепления изученных тем в 5-7 классах, а так же для подготовки выпускников школ по предмету....

Дидактический материал по русскому языку для 10-11 классов

Образец данного материала может быть использован и для контрольного индивидуального опроса, и для повторения при подготовке как к ГИА, так и к ЕГЭ....

Дидактический материал для итогового повторения орфографии в 5 классе

Данный материал поможет организовать индивидуальную и групповую работу учащихся 5 класса по орфографии на уроках повторения в конце года....

Дидактический материал по рассказу И.А.Бунина "Господин из сан-Франциско"

Тест  по рассказу И.А .Бунина «Господин из Сан-Франциско»...