Главные вкладки

    Дидактический материал для итогового повторения орфографии в 5 классе
    материал (русский язык) по теме

    Данный материал поможет организовать индивидуальную и групповую работу учащихся 5 класса по орфографии на уроках повторения в конце года.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon did_mat.doc62.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

    ДЛЯ ИТОГОВОГО ПОВТОРЕНИЯ ОРФОГРАФИИ В V КЛАССЕ

    Как показывает практика, для формирования системы ведущих знаний, умений и навыков по орфографии в поле зрения учащихся на каждом этапе обучения необходимо постоянно держать определенную группу звуко-буквенных орфограмм, регулируемых правилами, и определенную группу звуко-буквенных орфограмм, не регулируемых правилами, а так же слов (и словосочетаний), пишущихся с прописной буквы. «Подгруппный способ подачи орфограмм обеспечивает преемственность в обучении, создает благоприятные условия для системного восприятия изучаемого материала». Поэтому в конце учебного года в V классе я предлагаю включать в уроки повторения изученного материала упражнения с комплексными заданиями.

    Упражнения с комплексными заданиями можно использовать как в начале урока (в виде «орфографических пятиминуток»), так и в конце урока (на этапе закрепления изученного). Тексты для таких упражнений должны быть связными, недеформированными (без пропусков букв), интересными по содержанию и включать для отработки не менее 3-5 орфограмм. Данные упражнения помогут учащимся прочно усвоить изученный материал и сформировать навыки направленного письма, уже начиная с первого года обучения в средней школе (т. е. с V класса).

    1. Спишите текст, найдите в нем слова с орфограммой в корне. Устно объясните их правописание. Объясните также, почему некоторые слова пишутся с прописной буквы.

    О Русь, летящая над Доном!

    Я синевой твоей томим.

    Я околдован, околдован

    Славянским именем твоим.

    (В.Сидоров)

    2. Прочитайте текст. Выпишите слова:

    а) с проверяемой безударной гласной в корне,

    б) с непроверяемой безударной гласной.

    Согласны ли вы с высказыванием академика Д.С.Лихачева?

    Слово – один из самых удивительных и ценных даров, которыми обладает только человек. Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит. (Д.С.Лихачев.)

    3. Прочитайте текст. Найдите слова с приставками на з-с. Запишите их. Обозначьте графически условия выбора букв з и с на конце приставок. Назовите орфограммы в слове «Россия».

    ЛИЛИЯ

    Вы видели, как на рассвете расцветает лилия? Распускание цветка – сказочное зрелище. Обязательно всмотритесь в это чудо природы. О красоте и изяществе белой лилии часто рассказывается в песнях, легендах, былинах.

    На Руси белая лилия всегда считалась символом чистоты, поэтому их дарят невестам. Чтилась лилия на Руси и как символ мира.

    Первое упоминание о белой лилии восходит еще ко временам  Петра I. Красные лилии появились в России позже. Они олицетворяют застенчивость, так как по их лепесткам как бы разлилась краска стыда.

    Самой бесценной из лилий считается королевская белоснежная.    Ее родина – Китай. (Из «Календаря природы».)

    4. Спишите. Назовите все орфограммы в выделенных словах.

    Тут желтый свет берез бесшумно играл и осыпался наземь с листвою. И грустно, и сладко было молча шагать по золоченому коврику дороги. (К.Федин.)

    5. Запишите текст под диктовку. Объясните правописание безударных личных окончаний глаголов. Разберите по составу слово солнце. Назовите орфограмму в корне этого слова.

    Зеленеет и веселится все в природе. Солнце ласкает березы. Но не торопятся березы распускаться. Они ждут, когда наступит тепло. Ветер им шепчет: «Скоро!» (Г.Богданова.)

    6. Спишите текст. Выделите безударные окончания в именах прилагательных. Найдите в тексте слова с орфограммой в корне:

    а) прописная буква;

    б) проверяемая безударная гласная.

    Каникулы. Спросите у любого, что это такое, и в ответ услышите: желанный отдых. Но не все знают, что такое привычное слово своим появлением обязано звездному небу. Каникулой в древности называли самую яркую звезду в созвездии Большого Пса-Сириус. Она появлялась на небосводе в разгар жаркого лета, в июле. Именно тогда учащиеся получали желанный отдых. В честь звезды эти дни назвали каникулярными, каникулами.

    7. Запишите текст под диктовку. Объясните правописание безударных окончаний имен существительных. Назовите орфограмму в корне слова ромашка. Найдите в тексте еще слова с данной орфограммой. А какой цветок у вас любимый? Расскажите о нем.

    Ромашки по форме похожи на зонтики. Легенда гласит, что в древности ромашки были зонтиками у маленьких степных гномиков. Начнется в степи дождь, гномик укроется ромашкой и зашагает по степи. Дождь стучит по ромашковому зонтику, струйками стекает с него. А гномик остается сухим. Еще ромашки похожи на большие глаза девочки. Они смотрят на небо и радуются жизни. (Из «Календаря природы».)

    8. Спишите. Расскажите о правописании предлогов со словами (проиллюстрируйте свой ответ примером из текста). Объясните правописание собственного имени существительного.

    Мы любим нашу Родину, потому что это наша Родина. Человек, не способный к этому высокому чувству, - мертвый человек. В таком человеке я вижу врага, сколько бы он мне ни говорил о любви к человечеству. (А.Н.Толстой.)

    9. Прочитайте текст. Выпишите слова с орфограммой в корне:

    а) проверяемая согласная,

    б) непроверяемая согласная.

    Объясните правописание глаголов на –тся.

    Тихо струится река серебристая

    В царстве вечернем зеленой весны.

    Солнце садится за горы лесистые.

    Рог золотой выплывает луны.

    Запад подернулся лентою розовой,

    Пахарь вернулся в избушку с полей,

    И за дорогою в чаще березовой

    Песню любви затянул соловей.

    (С.Есенин.)

    10. Прочитайте текст. Выпишите глагол с корнем –лож-. Обозначьте условия выбора буквы о. Расскажите о правописании      корня –лаг- / -лож-. Найдите в тексте слова с непроверяемой безударной гласной в корне. Подчеркните орфограмму.

    Как море вешнее в разливе,

    Светлее, не колыхнет день –

    И торопливей, молчаливей

    Ложится по долине тень.

    (Ф.Тютчев.)

    11. Запишите текст по диктовку. Найдите в тексте слова с орфограммами:

    1) ь как знак мягкости согласного,

    2) разделительный мягкий знак,

    3) непроверяемая безударная гласная.

    Определите, в какой части слова находятся данные орфограммы. Подчеркните их.

    Есть в светлости осенних вечеров

    Умильная, таинственная прелесть.

    Зловещий блеск и пестрота дерев,

    Багряных листьев томный, легкий шелест…

    (Ф.Тютчев.)

    12. Прочитайте текст. Выпишите слова:

    а) с непроизносимой согласной в корне,

    б) с буквами о-а в корнях с чередованием,

    в) с ы-и после ц.

    Объясните употребление прописных букв в тексте. Письменно перескажите текст.

    АНЮТИНЫ ГЛАЗКИ

    Анютины глазки были известны еще в древности. У греков есть сказание о прелестной красавице Ио, которую Юпитер превратил в корову. Говорят, что эти прекрасные цветы были выращены Юпитером как вкусный корм для несчастной Ио. Поэтому анютины глазки в Древней Греции назывались цветами Юпитера. Вот такую в народе сложили легенду. Откуда взялось русское название этого цветка – неизвестно. Ботаники назвали их трехцветной фиалкой и виолой. Растут анютины глазки в любой местности. Но больше всего они любимы во Франции, Англии и России. (Из «Календаря природы».)

    13. Спишите. Объясните правописание приставок. Найдите в тексте слова с орфограммами в корне:

    а) непроверяемая безударная гласная,

    б) прописная буква,

    в) непроизносимая согласная.

    Все, что сердцу дорого,

    В песню так и просится:

    И рассвет малиновый,

    И под небом рощица.

    Поглядишь с пригорочка –

    Видно речку синюю,

    Видно даль бескрайнюю,

    Что зовут Россиею.

    (М.Пляцковский.)

    14. Прочитайте отрывок из стихотворения А.Фета «Бал». Объясните наличие или отсутствие мягкого знака в словах, оканчивающихся на шипящий. Выпишите:

    а) глаголы с безударным личным окончанием,

    б) существительные с непроверяемой безударной гласной в корне.

    Подчеркните орфограммы.

    Когда трепещут эти звуки

    И дразнит ноющий смычок,

    Слагая на коленях руки,

    Сажусь в забытый уголок.

    И, как зари румянец дальний

    Иль дней былых немая речь,

    Меня пленяет вихорь бальный

    И шевелит мерцанье свеч.

    (А.Фет.)

    15. Спишите. Найдите в тексте имя существительное собственное и объясните его правописание. Назовите слова с непроверяемой безударной гласной в корне, подчеркните орфограмму.

    Что можно увидеть в Мещерском крае? Цветущие луга, сосновые боры, лесные озера, стога, пахнущие сухим и теплым сеном. Сено в стогах держит тепло всю зиму. Мне приходилось ночевать в стогах, когда трава покрывается инеем, как солью. А над лугами шел холодный дождь, и ветер налетал косыми ударами. (К.Паустовский.)

    16. Прочитайте текст. Выпишите слова с орфограммами:

    а) непроизносимая согласная,

    б) сочетание жи,

    в) сочетание ча,

    г) сочетание чн.

    Объясните правописание этих слов. Что общего между разделительным ь и обозначающим мягкость согласных? Подчеркните разделительный ь одной чертой, а обозначающий мягкость согласного – двумя. Как вы понимаете данное размышление о жизни, высказанное великим русским писателем?

    Свет приходит от солнца, тень от земли, и жизнь, порожденная светом и тенью, проходит в вечной борьбе двух этих начал: света и тени. (М.Пришвин.)

    17. Запишите текст под диктовку. Расскажите о правописании букв е-и в корнях с чередованием. Найдите в тексте слово с данной орфограммой. Объясните правописание безударных окончаний имен существительных. Разберите по составу слово праздник. Назовите орфограмму в корне этого слова.

    На празднике природы все оживает. Журавли устраивают танцы на болоте. Соберутся в кружок и начинают плясать. В воздухе раздается их гортанный крик. (По В.Бианки.)

    18. Спишите. Расскажите, как пишутся формы глаголов, оканчивающие на шипящий (проиллюстрируйте свой ответ примерами из текста). Найдите в тексте слова с непроверяемой безударной гласной в корне. Подчеркните орфограмму.

    Последняя туча рассеянной бури!

    Одна ты несешься по ясной лазури,

    Одна ты наводишь унылую тень,

    Одна ты печалишь ликующий день.

    (А.Пушкин.)

    19. Спишите. Расскажите о правописании разделительного мягкого знака. Подчерните указанную орфограмму в тексте. Найдите слова с непроизносимой согласной в корне, объясните их правописание. Почему слово Родина написано с большой буквы?

    Что такое Родина? Солнце, лес, дыхание пашен, сад в цвету, где не молкнут пчелы, и твой дом, и огни твоей школы. Наша Родина – труд и праздник, сто дорог для тебя самых разных, и любовь твоя к папе и маме, и ты сам – не один, а с друзьями… (А.Костецкий.)

    20. Прослушайте текст. На слух определите глаголы с частицей не. Запишите их, подчеркнув орфограмму. Проговорите написание слова ковылем. Какая здесь безударная гласная в корне: проверяемая или непроверяемая?

    Холодной скорби не измерить,

    Ты на туманном берегу.

    Но не любить тебя, не верить -

    Я научиться не могу.

    И не отдам я эти цепи,

    И не расстанусь с долгим сном,

    Когда звенят родные степи

    Молитвославным ковылем.

    (С.Есенин.)

    21. Спишите. Объясните правописание гласных о-е после шипящих. В какой части слов находятся данные орфограммы? Найдите в тексте слова с приставками на с-. Объясните графически их правописание. Назовите орфограмму в корне слова охотник.

    Недавно шел охотник берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.

    В это время из чащи вышла на берег большая бурая медведица и с ней два взрослых медвежонка. Медведица схватила одного зубами за шиворот и давай окунать в речку. (В.Бианки.)

    22. Прослушайте текст. На слух определите в нем слово с чередующейся гласной в корне, объясните данную орфограмму. Расскажите о правописании сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу (проиллюстрируйте ответ примерами из текста и своими собственными примерами). Объясните правописание глаголов на -ться. Письменно ответьте на вопрос: «Как вы цените свое время?»

    Кто жить умеет по часам

    И ценит каждый час,

    Того не надо по утрам

    Будить по десять раз.

    И он не станет говорить,

    Что лень ему вставать,

    Зарядку делать, руки мыть

    И застилать кровать.

    Умеет он одеться в срок,

    Умыться и поесть,

    Успеет встать он за станок,

    За парту в школе сесть.

    (С.Баруздин.)

    23. Спишите. Найдите в тексте слова с орфограммой в корне:

    а) непроизносимая согласная,

    б) непроверяемая гласная.

    Объясните правописание мягкого знака после шипящих. Как бы вы озаглавили данное стихотворение и почему?

    Это так, а не иначе,

    Ты мне, друг мой, не перечь:

    Люди стали жить богаче,

    Но беднее стала речь.

    Гаснет устная словесность,

    Разговорная краса;

    Отступают в неизвестность

    Речи русской чудеса.

    (В.Шефнер.)

    24. Спишите. Назовите все орфограммы в подчеркнутых словах.

    Дружба между Шариком и Рыжиком возникла на моих глазах. До этого собаки как-то обходились друг без друга. Но однажды Шарик вернулся из лесного похода, волоча переднюю лапу, свернулся около забора трясущимся калачиком, и почти тут же около него оказался Рыжик. (А.Снегов.)

    25. Прочитайте текст. Выпишите слова с орфограммой в корне:

    а) чередующаяся гласная,

    б) непроверяемая безударная гласная.

    Почему в словах рожь и лечь на конце пишется мягкий знак?

    РОЖЬ НАЛИВАЕТ

    Рожь наливает. Жара. По вечерам солнце косыми лучами ложится на рожь. Тогда каждая полоска ржи как перина: это вышло от того, что воде между полосками было хорошо стекать. Так на перинке со скатами рожь выходит лучше. В лучах заходящего солнца теперь каждая полоска-перина так пышна, так привлекательна, что самому на каждую хочется лечь и поспать. (М.Пришвин.)

    26. Спишите. Объясните правописание глаголов на –тся. Найдите в тексте слова с орфограммой «мягкий знак как знак мягкости согласного». Разберите по составу существительное город. Назовите все орфограммы в корне этого слова.

    Полдня проходил по лесу, заглядывал под каждое корневище, под каждую кучку валежника – нет ежа!

    Повернул домой. Чтобы быстрей идти, выбрался на железнодорожную насыпь. Шагаю по шпалам. Прошел переезд. Скоро и лес кончится, завиднеется город. И вдруг вижу какой-то серый клубок. Катится он зигзагами между рельсами, то к одному рельсу, то к другому жмется и так ловко через шпалы прыгает. Наконец нагнал я его. Да ведь это ежик! (Е.Носов.)

    27. Запишите текст под диктовку. Объясните правописание частицы не с глаголами. Как вы понимаете смысл этих поэтических строк?

    Не можешь – сумей,

    Не знаешь – узнай.

    Не бойся тропы отвесной.

    (Л.Татьяничева.)

    28. Спишите. Объясните правописание безударных личных окончаний глаголов. Назовите орфограммы в корнях выделенных слов.

    Тройка мчится, тройка скачет,

    Вьется пыль из-под копыт.

    Колокольчик звонко плачет,

    И хохочет, и визжит.

    (П.Вяземский.)

    29. Спишите. Объясните графически употребление разделительного мягкого знака. Определите, что обозначают слова, которые пишутся с большой буквы. Найдите в тексте формы глаголов, оканчивающиеся на шипящий, подчеркните орфограмму.

    Художник Борис Иванович в тумане подкрался к лебедям, близко стал целиться, но, подумав, что мелкой дробью по головам больше убьешь, раскрыл ружье, вынул картечь, вложил утиную дробь. И только бы стрельнуть, - стало казаться, что не в лебедя, а в человека стреляешь. Опустив ружье, он долго любовался, потом тихонько пятился, пятился и отошел так, что лебеди и вовсе не узнали страшной опасности. (М.Пришвин.)

    30. Прочитайте текст. Осмыслите содержание слова, которое написано с большой буквы. Определите, что оно обозначает или называет. Выпишите глаголы с частицей не, объясните их правописание.

    Ты для Отчизны любимой своей

    Силы, сынок, никогда не жалей!

    Страха не ведай, не бойся труда,

    Тропкой кривой не ходи никогда.

    (Л.Ошанин.)

    Источники: Интернет, материалы журнала «Русская словесность»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дидактический материал для итогового повторения

    Возмоно использование для подготовки к мониторингам, тестированиям......

    Дидактический материал для уроков повторения по теме "Имя прилагательное в 6 классе"

    Дидактический материал учитель может использовать на  уроках русского языка при подготовки  к ГИА. Он имеет большую воспитательную роль....

    Дидактические материалы по итоговому повторению по теме "Диаграммы и графики" подготовка к ГИА (Математика в здоровьесбережении)

    Тема «Итоговое повторение по теме «Диаграммы и графики» подготовка к ГИА» (Математика в здоровьесбережении).Наша школа работает по теме «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе...

    ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА ПО ГЕОМЕТРИИ ПО ТЕМЕ: «ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ В 9 КЛАССЕ»

    Игра состоит из трёх туров и суперигры. Для трёх туров вывешивается плакат с изображением пирамиды и указанием тем (рис. 1). Играют две пары.I тур: Первый игрок выбирает тему, читает про себя название...

    Контрольно-измерительный материал для итогового повторение курса алгебры 7-9-х классов

    Представлены тесты по различным темам за курс алгебры 7 - 9 классов...

    Дидактический материал по разделам :"Морфология. Орфография. Имя существительное. Имя прилагательное". Русский язык 5 кл.

    Разработанный дидактический материал используется для формирования умений и навыков по темам "Имя существительное", "Имя прилагательное", а также для оценки универсальных учебных действий на уроках ру...

    Материал для итогового повторения курса математики 5 класса

    Материал для итогового повторения курса математики 5 класса...