ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА ПО ГЕОМЕТРИИ ПО ТЕМЕ: «ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ В 9 КЛАССЕ»
учебно-методический материал по геометрии (9 класс) на тему

Нурпеисова Татьяна Петровна

Игра состоит из трёх туров и суперигры. Для трёх туров вывешивается плакат с изображением пирамиды и указанием тем (рис. 1). Играют две пары.

I тур: Первый игрок выбирает тему, читает про себя название геометрического понятия (рис. 2),  дает вслух его определение, второй игрок должен правильно назвать это геометрическое понятие. Всего в каждом туре  по каждой теме заготовлено семь понятий. За каждый правильный ответ – 1 очко. Затем играет вторая пара. (Игроки в паре садятся так, чтобы игрок, дающий определение и класс видели табличку с написанным геометрическим понятием, а игрок, угадывающий это понятие – нет. Таблички с названием геометрического понятия демонстрирует ведущий или его помощник).

II тур:  Аналогично, но игроки меняются ролями.

III тур: Аналогично. Игроки сами решают, кто из них будет давать определение геометрическому понятию, а кто – угадывать это понятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx57.36 КБ

Предварительный просмотр:

Т. П. Нурпеисова, преподаватель математики.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА ПО ГЕОМЕТРИИ ПО ТЕМЕ: «ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ В 9 КЛАССЕ»

Поскольку в  контрольно-измерительные материалы ГИА за курс основной школы  включены задания по геометрии, выполнение которых учитываются при определении порога успешности, то этот факт актуализирует своевременное изучение геометрии в полном объеме. Незнание фундаментальных метрических формул, свойств основных планиметрических фигур полностью лишает ученика возможности применить свои знания  геометрии при решении соответствующих заданий ГИА.

Поэтому уже не первый год каждый учитель, исходя из специфики класса, его возможностей, уровня знаний учеников по математике, создает свою модель подготовки учащихся  к экзамену, повторяя геометрический материал, обобщая и систематизируя знания выпускников. Успех в решении любой геометрической задачи во многом зависит от теоретической подготовки ученика, от объема накопленных им знаний основных дидактических единиц математики (определение, аксиом, теорем-признаков, теорем-свойств).

С этой точки зрения такие задания демонстрационного варианта ГИА по математике как:

 Укажите номера верных утверждений.

  1. Диагонали параллелограмма равны.
  2. Два различных диаметра окружности пересекаются в точке, являющейся центром этой окружности.
  3. Сумма углов трапеции равна 360.
  4. Площадь прямоугольного треугольника равна произведению катетов.
  5. Синус острого угла прямоугольного треугольника равен отношению противолежащего катета к гипотенузе.

требуют от учащихся умения проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать ошибочные заключения, заслуживают особого внимания. Выполняя его, выпускник должен, уметь рассуждать методом от противного, владеть способом опровержения неверного утверждения – приведение контрпримера, а самое главное, иметь прочные знания теоретического материала по геометрии за курс основной школы.

Одним из эффективных путей повышения у школьников интереса к изучению теоретического материала может стать  организация их игровой деятельности. В играх различные знания и новые сведения ученик получает свободно. Часто то, что на обычном уроке казалось трудным, во время игры легко усваивается. Интерес и удовольствие – важные психологические показатели игры. Игра развивает детскую наблюдательность и способность определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки. Совершенствует  умственное развитие детей, их мышление, внимание, творческое воображение. На уроках математики игра приобретает особенное значение, как писал Я.И. Перельман, «не столько для друзей математики, сколько для её недругов, которых важно не  приневолить, и приохотить к учению».

Поэтому я разработала дидактическую игру по математике «Пирамида» по теме «Итоговое повторение геометрии в 9 классе». Это игра-соревнование. Её название и структура соответствуют телеигре, которая несколько лет назад была популярной на телеэкране. Назначение дидактической игры – развитие познавательных процессов у школьников и закрепление знаний, приобретённых на уроках.

         При организации повторения основных теоретических положений геометрии, определенных кодификатором элементов содержания по математике для составления КИМ государственной (итоговой) аттестации выпускников девятых классов общеобразовательных учреждений, учителем может быть использовано краткое изложение теории, знание которой можно проверить путем тестирования учащихся. Затем на одном из уроков или во внеурочное время можно провести данную дидактическую игру «Пирамида», при подготовке которой эффективно заранее определить темы, которые будут задействованы во время игры.


Игра состоит из трёх туров и суперигры. Для трёх туров вывешивается плакат с изображением пирамиды и указанием тем (рис. 1). Играют две пары.

I тур: Первый игрок выбирает тему, читает про себя название геометрического понятия (рис. 2),  дает вслух его определение, второй игрок должен правильно назвать это геометрическое понятие. Всего в каждом туре  по каждой теме заготовлено семь понятий. За каждый правильный ответ – 1 очко. Затем играет вторая пара. (Игроки в паре садятся так, чтобы игрок, дающий определение и класс видели табличку с написанным геометрическим понятием, а игрок, угадывающий это понятие – нет. Таблички с названием геометрического понятия демонстрирует ведущий или его помощник).

II тур:  Аналогично, но игроки меняются ролями.

III тур: Аналогично. Игроки сами решают, кто из них будет давать определение геометрическому понятию, а кто – угадывать это понятие.

Пара, набравшая больше очков, становится победителем. Для неё проводится суперигра. Для суперигры также вывешивается плакат с изображением пирамиды (рис. 3) и указанием заданий по какой-либо теме (например, по теме «Площади»).

Рис. 1. Макет плаката с изображением пирамиды и указанием тем.


Окружность

  1. Сектор
  2. Дуга
  3. Радиус
  4. Хорда
  5. Диаметр
  6. Вписанная окружность
  7. Описанная окружность

Многоугольники

  1. Трапеция
  2. Параллелограмм
  3. Ромб
  4. Прямоугольник
  5. Квадрат
  6. Правильный многоугольник
  7. Выпуклый многоугольник

Треугольники

  1. Остроугольный
  2. Тупоугольный
  3. Прямоугольный
  4. Равнобедренный
  5. Равносторонний
  6. Равные треугольники
  7. Подобные треугольники

Общие геометрические понятия

  1. Аксиома
  2. Теорема
  3. Гипотенуза
  4. Следствие
  5. Отрезок
  6. Луч
  7. Вектор

Углы

  1. Вертикальные углы
  2. Смежные углы
  3. Вписанный угол
  4. Центральный угол
  5. Накрестлежащие углы
  6. Односторонние углы
  7. Развернутый угол

Элементы треугольника

  1. Медиана
  2. Высота
  3. Биссектриса
  4. Катет
  5. Гипотенуза
  6. Средняя линия
  7. Внешний угол

Рис. 2. Геометрические понятия к игровым темам.

Суперигра по теме: «Площади»

Игроки сами решают, кто из них какую роль будет выполнять.

Один игрок, глядя на плакат (рис. 3) сам определяет последовательность своего ответа. (Например, говорит, первый ряд, вторая фигура или второй ряд, первая фигура…). Определив фигуру, он читает теорему о её площади, не называя этой фигуры.

Второй игрок, не видя плаката, должен догадаться и назвать эту фигуру, о площади которой шла речь.

За каждую правильно названную фигуру первого ряда получают по 1 баллу, за каждую фигуру второго ряда – по 2 балла, за верхнюю фигуру – 3 балла.

За все 10 баллов суперигры – суперприз – оценка «5» обоим игрокам в журнал.

За меньшее число баллов можно дать игрокам, например, столько конфет, сколько наберут баллов.

        

Рис. 3. Макет плаката к суперигре.

Данная игра вызвала живой интерес у девятиклассников, способствовала повышению интереса к изучению теоретического материала по геометрии за курс 7-9 классов и помогла им при подготовке к государственной итоговой аттестации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра по геометрии "Средняя линия треугольника"

Дидактическая игра по геометрии. Интеллектуальные гонки...

Проектная работа по теме :«Итоговое повторение тематического блока «Уравнения» в условиях новой формы итоговой аттестации в 9 классе».

В  проекте  рассмотрен содержательный блок «Уравнения» . Разобраны решения  различных видов уравнений и  подобраны задания для подготовки учащихся к  выполнению...

Презентация по геометрии на тему" Итоговое повторение курса геометрии 8 класс"

Презентация содержит основные теоремы и задачи рассматриваемые в курсе геометрии 8 класса....

Конспект урока по геометрии по теме «Урок повторения и коррекции знаний по геометрии в 9 классе. Решение геометрических задач при подготовке к ОГЭ».

Цель урока: повторить теоретический материал по геометрии, продолжить работу по решению геометрических задач для подготовки к ОГЭ. Решение задач по готовым чертежам. Учащимся выдается раздат...

Презентация на тему:" Итоговое повторение", 10 класс

Презентация на тему:" Итоговое  повторение", 10 класс...