Итоговая работа по курсу повышения квалификации «Применение игровых технологий на уроках химии» Разработка дидактической игры по химии по теме: «Строение и классификация органических соединений».
методическая разработка по химии на тему

Приведена разработка дидактической игры по химии по теме: "Строение с классификация органических соединений".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskie_igry.doc168.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»

Итоговая работа

по курсу повышения квалификации

«Применение игровых технологий на уроках химии»

Разработка дидактической игры по химии по теме:

«Строение и классификация органических соединений».

                                                                                 

                                                                                    Автор

                                                                        Керова Т.В. учитель химии

                                                                        МОУ Школа №127 г.о.Самара

                                                                        Руководитель

                                                                        К.п.н. доцент кафедры химии и

                                                                        методики её преподавания  ПГСГА

                                                                         Сафина Л.Г.

Самара 2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………….3

Структурные компоненты дидактической игры………………………………4

Виды деятельности в учебных дидактических играх…………………………6

Виды дидактических игр, применяемых на уроках химии…………………...6

Требования к игре……………………………………………………………….7

Дидактическая игра по теме: «Строение и классификация органических соединений»……………………………………………………………………...8

Заключение………………………………………………………………………14

Использованная литература…………………………………………………….15

ВВЕДЕНИЕ

Данная работа посвящена разработке дидактической игры по химии по теме:

«Строение и классификация органических соединений»

Цель работы:

разработка дидактической игры  по химии, применяемой при обобщении и систематизации знаний в 10 классе по теме «Строение и классификация органических соединений».  

Задачи:

  1. Изучить литературу по дидактическим играм по химии.
  2. Выбрать задания для игры, соответствующие возрасту и теме.
  3. Систематизировать задания по видам.
  4. Составить сценарий игры и разработать правила её проведения.
  5. Приготовить раздаточный материал.

Актуальность работы:  

Среди методов, способствующих воспитанию творческой личности, не последнее место занимают дидактические игры.

Игры сочетают в себе в различных соотношениях проблемный, поисковый и исследовательский методы, а по организации обучения – семинарскую и практическую формы.

Дидактические игры  имеют большое значение в воспитании, обучении и развитии детей как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям.

Учебные игры способствуют развитию:

 положительных стимулов к процессу познания;

 познавательных способностей каждого учащегося;

 развитию мышления, внимания, сосредоточенности, наблюдательности, памяти, сообразительности;

а также формированию:

 умений применять имеющиеся знания, принимать решения при разных обстоятельствах без боязни допустить ошибки;

 критического отношения к окружающим человека объектам и явлениям;

 учебной и трудовой дисциплины.

Формирование творческого мышления учащихся возможно только в процессе активного участия самого ученика в познавательной коллективной деятельности.

Использование дидактических игр в обучении имеет ряд психологических особенностей. Важнейший психологический секрет игры в том, что она обязательно должна быть построена на интересе, удовольствии.

Игры позволяют учесть особенности памяти. В процессе интересной работы и эмоциональной деятельности происходит, по существу, непроизвольное запоминание. А то, что запоминается непроизвольно в процессе активной деятельности, сохраняется в памяти прочнее, чем материал, который необходимо было запомнить произвольно, в обычных

-3-

условиях. Игры также дают возможность развивать мышление учащихся, совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, конкретизации и т.д.

 Эмоционально окрашенное отношение к делу способствует его результативности.

В играх обязателен элемент соревнования, который всегда приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению установленных правил.

В играх с большим интересом участвуют  учащиеся с разным уровнем подготовленности, их увлекает сам процесс игры, дух соревнования, стремление к тому, чтобы их команда одержала победу. Дидактические игры, несомненно, способствуют лучшему усвоению знаний, а положительные эмоции, связанные с достижением успеха, обычно повышают уровень деятельности, т.е. качество обучения.

Дидактические игры можно использовать на различных этапах урока:

1)     для введения новых знаний;

2)     для формирования умений;

3)     для закрепления знаний;

4)     для проверки приобретенных знаний.

Имеются

  тренинговые игры;

  творческие игры;

  комбинированные игры.

Игра - как один из методов психологического воздействия на ребенка существует давно.
Использование игр на уроках - необходимое условие развития учащихся. Конечно, наряду с решением иллюстрированных задач и созданием положительной эмоциональной окраски учебной деятельности, любые обучающие игры должны иметь большую содержательную и познавательную насыщенность, научность. Интерес и удовольствие - важные психологические эффекты игры.

Структурные компоненты дидактической игры

Рассмотрим структурные компоненты дидактической игры и деятельность каждого структурного компонента.

  1. Игровой замысел - выражен, как правило, в названии игры, заложен в той дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе, выступает в виде вопроса, как бы проектирующего определенные требования в отношении знаний.
    2) Правила - определяют порядок действий в поведении учащихся в процессе игры, способствуют созданию на уроке рабочей обстановки.
    3) Игровые действия - регламентируются правилами игры, способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности.
    4) Познавательное содержание дидактической задачи - заключается в

-4-

  1. усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.
    5) Оборудование - включает в себя оборудование урока, наличие технических средств обучения, различные средства наглядности: таблицы, модели, дидактические раздаточные материалы, флажки, медали, которыми награждаются команды-победители.
    6) Результат - это финал игры, предающий ей законченность, выступает в форме решения поставленной учебной задачи и дает моральное и умственное удовлетворение, показатель условия достижения учащимися или в усвоении знаний, или их применения.

Химия - сложная, тяжелая для восприятия и запоминания наука. Не все темы дети слушают внимательно и с интересом. При изучении сложного материала внимание учащихся рассеивается, дети начинают зевать, отвлекаться. Самое время активизировать внимание на уроке. Лирическим отступлением, интересным рассказом, каким – либо артистическим приемом или просто игрой. Не просто игрой, а предметной игрой.

Методика проведения игр зависит от цели и воспитательных и образовательных задач, а также от уровня развития играющих, возраста, степени их активности. Прежде всего, необходимо ясно представлять себе и воспитательные и образовательные задачи, которые надо решать в ходе и результате игры.

Все дидактические игры можно классифицировать:

  1. Классно-урочные игры;
  2. Внеклассные игры.

И те и другие должны характеризоваться следующими признаками:

  1. Строгие правила, которые лучше не нарушать;
  2. В игре должен принимать участие весь класс;
  3. Игры с возрастом должны усложняться.

Если не следовать этим правилам, то очень быстро у детей пропадает интерес. А то, что не интересно не способствует развитию памяти.

Дидактические игры способствуют реализации ведущих функций обучения: образовательную, воспитательную и развивающую - на основе принципов педагогики сотрудничества. И одновременно достигается решение сразу нескольких задач.

  1. Осуществляется более свободный, психологически благоприятный контроль знаний.
  2. Исчезает болезненная реакция учащихся на неудачные ответы.
  3. Подход к учащимся в обучении становится более деликатным дифференциальным.

-5-

Виды деятельности в учебных дидактических играх

Какие виды деятельности могут включать учебные дидактические игры?

  1. Распознавание объектов, явлений, свойств.
  2. Сравнение объектов, явлений, свойств.
  3. Характеристика объектов, явлений, свойств.
  4. Раскрытие, обоснование понятий.
  5. Практическое применение объектов, явлений, свойств.
  6. Овладение терминами.
  7. Выработка умения анализировать, различать, абстрагировать и обобщать.

Виды дидактических игр, применяемых на уроках химии

Рассмотрим, какие дидактические игры можно применять на уроках химии и дадим характеристику некоторых игр.

Простейшие кратковременные игры

1. “Скороговорки” – в самом начале урока, в качестве организационного момента, учащимся дают записать одну – две скороговорки. При попытке выговорить правильно слово, у детей включается в работу речевой аппарат, а значит и мыслительная деятельность, непосредственно связанная с речью. Продолжительность 5-7 минут.

2. “Загадки” – несложные, интересные загадки тоже могут активизировать мысленную деятельность учащихся и вначале урока и при изучении сложных тем, когда дети порядком устали.

3. “Найдите соответствие” – на одной стороне доски записываются химические знаки, формулы, атомные массы, латинские названия под номерами ---- на другой стороне русские названия под буквами. Задание: Написать под соответствия на доске. Включить эту игру можно в опрос. В качестве задания можно использовать любые химические понятия.

4. “Химическая разминка”.

а) краткие вопросы с еще более краткими ответами;
б) показываем карточки с формулами, дети дают названия и наоборот;
в) карточки с формулами или названиями показывают друг другу команды, на которые делится класс.

5.Кроссворды - игра, которую можно использовать для любого предмета, на любом уроке.

Наиболее сложные дидактические игры по химии

1. “Ассорти” – множеством карточек с формулами, которые нужно разложить по классам неорганических веществ и не только. Можно предложить классификации и по другим принципам.

2. “Чужой среди своих” – несколько (4-6-8) карточек  скреплены ниточкой или раскладушка с формулами, картинками, рисунками. За исключением одной карточки остальные все могут быть объединены в одну группу. Называются формулы, объекты процессы и указывается чужой.

-6-

3. “Лото” – химические реакции на общих карточках – по 6 уравнений

 химических реакций, где вместо одного из веществ вопросительный знак. На карточке – фишке ответ: формула вещества и название. Игру можно использовать после обобщения темы “Основные классы неорганических соединений”.

4 “Химические шашки” – игра по правилам настоящих шашек. Только вместо косточек карточки с формулами. Уничтожение карточки только в случае возможности химического взаимодействия веществ обозначенных на карточке. Уравнения записываются и оформляются, как положено в тетради.

-6-

5. “Домино” – костяшки с формулами соединяются только в случае возможности взаимодействия крайних соприкасающихся веществ. Уравнения записываются.

6. “Химические карты” – выброшенная карта одного игрока бьется картой другого игрока только в случае взаимодействия обозначенных на картах веществ. Обязательно записываются уравнения возможных реакций.

 7. «Счастливый случай», «О, счастливчик», « Кто хочет стать миллионером»- игры, которые можно использовать при проведении предметных недель.

8. "Крестики-нолики"
Вычеркни правильный ряд веществ, соответствующих заданию.

Требования к игре

  1. Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся.
  2. Игра должна быть доступной, цель игры - достижимой, оформление - красочным, разнообразным.
  3. Обязательный элемент каждой игры - ее эмоциональность. Игра должна вызывать удовольствие, веселое настроение, удовлетворение от удачного ответа.
  4. В играх обязателен момент соревнования между командами или отдельными участниками игры.

-7-

Дидактическая игра по теме: «Строение и классификация

органических соединений».

Приведу пример разработанной мною комбинированной дидактической игры, которую можно использовать для обобщения, закрепления и систематизации знаний учащихся по теме: «Строение и классификация органических соединений».

Игра проводится в виде интеллектуального марафона.

Цель: Обобщение знаний по теме: «Строение и классификация органических соединений».

Задачи:

 образовательные:

-проверить и закрепить знания основных понятий по теме;

-применить имеющиеся знания на практике при выполнении игровых заданий.

 развивающие:

- развивать творческие способности;

- развивать умение правильно и грамотно излагать свои мысли,  делать    логические заключения;

- развивать зрительную и мыслительную деятельность;

- расширять общий кругозор учащихся.

 воспитательные:

-воспитывать интерес к химии;

-повышать уровень культуры общения;

-развивать навыки действия в нестандартных ситуациях.

Ход урока:

Класс предварительно  делится на 4 команды.

Командам дается накануне задание придумать название, связанное с изучаемой темой, приветствие с химическим содержанием и в качестве домашнего задания – реклама на органическое вещество (можно в шутливой, стихотворной или любой другой форме).

Приветствие и реклама оцениваются жюри как отдельные конкурсы.

Класс украшен портретами великих химиков, на доске повешены плакаты:

«Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении того, что знаешь». (А. Дистервег ).

«Чтобы победить, надо знать, уметь, думать».

 

Учитель говорит вступительное слово:

Взор химика пытлив, ему порядок мил,                                                        Среди своих реторт, мензурок и приборов,                                                            Таких загадочных для любопытных взоров,                                               Стремится он постичь капризы тайных сил.

-8-

Он многое из них уже установил,                                                                           Следя за их игрой, участник их раздоров.                                                                       И скоро он велит, властитель этих споров,                                                         Признать и чтить закон, который он открыл.

Завидую тебе, взыскательный учёный,                                                                    Чьи зоркие глаза мир видят обнаженный.                                                                                                       Как в день творения, исток всех прочих дней,                                                               Веди же и меня в загадочное царство.                                                                                 Я верю: только в нём отыщется лекарство                                                             От всех бесчисленных печалей и скорбей.

Мы проводим урок обобщения, закрепления и систематизации знаний по теме:  «Строение и классификация органических соединений».

Игра проводится в виде интеллектуального марафона. Жюри (представляет членов жюри) будет оценивать вашу работу в командах. Так как наш марафон химический, то и оценка у нас сегодня соответствующая –

ХИМОНЫ (учитель показывает командам химон). Выиграет команда, получившая наибольшее количество химонов.

Приветствие команд – оценивается от 1 до 4 химонов.

«Химическая разминка».

Ведущий задаёт вопросы командам поочерёдно. За каждый правильный ответ команда получает 1 химон, если команда не ответила, отвечает та команда, что раньше подняла руку.

  1. Без какого элемента нет органических соединений (без углерода).
  2. Автор «виталистической теории» (Берцелиус).
  3. Ученый, синтезировавший в 1824 году щавелевую кислоту, а в 1828 году мочевину из неорганических веществ (Вёлер).
  4. Метан, этан, пропан, бутан по отношению друг к другу (гомологи).
  5. -СН2- группа (метиленовая группа, гомологическая разность).
  6. Вещества с одинаковой молекулярной формулой, но разным строением и свойствами (изомеры).
  7. Полное название теории  А.М.Бутлерова (теория химического строения органических веществ).
  8. Теории, предшествовавшие ТХС (теория типов и теория радикелов).
  9. Чему равна валентность углерода в органических веществах (4).
  10.  Основное положение ТХС (свойства веществ зависят не только от качественного и количественного состава, но и от строения).
  11.  Гибридизации  атомных орбиталей  углерода (sp3, sp2,  sp).
  12.  Группы атомов, которые определяют характерные свойства вещества и его принадлежность к определённому классу органических соединений (функциональные группы).
  13.  Вещества, не содержащие замкнутых цепей (ациклические).
  14.  Вещества, содержащие циклы, состоящие из атомов С (карбоциклические).

-9-

  1.  Вещества, содержащие циклы, в которые кроме атомов С входят и другие атомы (гетероциклические).
  2.  Вещества, в молекулах которых С-С связи только одинарные (предельные, насыщенные).
  3.  Если вещество непредельное, какие связи между атомами С оно содержит (кратные: двойные и тройные).
  4. К какому классу относятся вещества, в названии которых есть суффикс –аль (альдегиды).
  5. Какие бывают эфиры (простые и сложные).
  6. Какие виды номенклатуры существуют (тривиальная, рациональная, заместительная).
  7.  Как расшифровывается IUPAC (Международный союз теоретической и прикладной химии).
  8. «Диметилэтилметан» - по какой номенклатуре названо вещество (по рациональной).
  9. К какой номенклатуре относится название «болотный газ» ( к

    тривиальной).

  1.  Какие 2 вида изомерии различают (структурная и пространственная).
  2.  Виды структурной изомерии (С скелета, положения кратной связи, положения функциональной группы или гетероатома, межклассовая).
  3.  Как иначе называется цис-транс изомерия (геометрическая).
  4.  Когда у вещества существует оптический изомер ( если есть ассимметрический атом С).
  5.  Межклассовый изомер алкинов (алкадиены).

-10-

Химический кроссворд.

Командам выдаются одинаковые кроссворды, состоящие из 10 слов.За время, пока звучит музыка, нужно выполнить задание. За каждое правильно отгаданное слово – 1 химон.

10

9

1

7

8

2

3

4

 

5

6

По горизонтали:

1. СН2=СН2 (этен).

2. СН4 и С2Н6 по отношению друг к другу (гомологи).

3. Процесс взаимодействия электронных орбиталей, приводящий к их выравниванию по форме и энергии (гибридизация).

4.  Автор ТХС (Бутлеров).

5.  Приставка в названии вещества

СН3- С (СН3)2 – СН2  -  СН3  (ди).

6.  Межклассовые изомеры альдегидов (кетоны).

     По вертикали:

-11-

7.  Органические вещества, в молекулах которых одновременно присутствуют

NH2 –  и  СООН – группы (аминокислоты).

  1. К какому классу органических веществ принадлежит  СН3 – СН2ОН (спирты).
  2. Бутан и метилпропан по отношению друг к другу (изомеры).
  3. От чего зависят свойства органических веществ (от строения).

Конкурс реклам.

Команды показывают рекламу на органическое вещество. Оценка от 1 до 5 химонов.

 Головоломка «Зашифрованная фраза»

Командам выдаётся зашифрованный текст. В этом тексте «спряталось» изречение древнегреческого философа и учёного Аристотеля, жившего в 384-322 г.  до н.э. Необходимо найти способ чтения фразы и восстановить её первоначальный вид.

ПQRОNIЗWVНLDАFSНQYИRVЕНNIАWRЧXYИJSНDSАRIЕSVТQNСIVЯСXDУVSДJRИFIВLGЛZUЕRWНJLИNGЯ 

(«Познание начинается с удивления»: читаем только русские буквы).

Команда,  первая правильно написавшая на листке ответ, получает 4 химона, вторая – 3 химона,  третья – 2 химона,  четвёртая – 1 химон,  за неправильный ответ – 0 химонов).

Конкурс «Соответствия»

Привести в соответствие веществам, записанным в левом столбике, класс, к которому вещество принадлежит. За каждый правильный ответ 1 химон.

Общая формула вещества

Класс органических веществ

СпН2п+2

альдегиды

R-СОН

карбоновые кислоты

R-O-R

алканы

CnH2n

алкены

R-COOH

фенолы

R-OH

спирты

CnH2n-2

простые эфиры

C6H5OH

сложные эфиры

CnH2n-6

алкины

R-COOR1

арены

R-COR1

кетоны

Конкурс «Чёрный ящик»

Ведущий заносит черный ящик. Сообщает, что в нём находится вещество, которое команды должны узнать по последовательному описанию. Отгадавшая

команда получает 5 химонов.

  1. Ациклический углеводород.
  2. Общая формула СпН2п+2.

-12-

  1. Жидкий.
  2. Используется как автомобильное топливо.
  3. Молярная масса 114г/моль.
  4. В его молекуле есть 1 четвертичный, 1 третичный атом С, между ними 1 вторичный.
  5. По его содержанию в бензине определяют октановое число.

(2,2,4-триметилпентан).

Конкурс «Номенклатура»

Командам раздаются таблички с буквами

Т- тривиальная

Р- рациональная

     З- заместительная номенклатура.

Ведущий произносит названия веществ, команды должны поднять табличку с той буквой, по какой номенклатуре вещество было названо.

За каждый правильный ответ 1 химон.

  • Ацетон.
  • 2-метилгексан.
  • Гептановая кислота.
  • Щавелевая кислота.
  • Метан.
  • Диметилкетон.
  • Этиленгликоль.
  • Диметилэтилметан.
  • 2,2,4-триметилпентан.
  • Триметиламин.

Конкурс «Изомеры».

Пока звучит музыка, команды должны написать и назвать изомеры для С8Н18, для любых двух изомеров написать по одному гомологу.

За каждое правильно написанное вещество 1 химон.

Жюри подсчитывает химоны, подводит итоги.

-13-

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Многие дидактические игры как будто не вносят ничего нового в знания школьников, но они приносят большую пользу тем, что учат учащихся применять знания в новых условиях или ставят умственную задачу, решение которой требует проявления деятельности.

В своей практической работе я часто использую игровые технологии. Я понимаю, что дидактические игры не заменят в полной мере традиционные формы обучения, но дополнят их, и такое сочетание позволит нормально организовать учебно-воспитательный процесс в школе.
Таким образом, «игры по предметам» или «дидактические игры» в моей работе занимают значительное место. Этим я объясняю повышенный интерес учащихся к моим урокам.

В данной работе я рассмотрела вопрос о применении дидактических игр на уроках химии. Мною разработана дидактическая игра по теме: «Строение и классификация органических соединений».

  Она была проведена на уроке химии в 10 классе в виде интеллектуального марафона. Результаты урока показали, что ученики успешно усвоили учебный материал, проявили себя в различных видах индивидуальной и коллективной деятельности.

-14-

Использованная литература

1. Акимова Т.А. “Интеллектуальные игры с химическим содержанием” “ Химия в школе” -№5- 1996г.

2. Гаврилычев И.С. “Организация игр”.

3. Калетин Н. И. и др. Игровой метод в обучении химии. Практическое пособие Н.И. Калетина и др. М., 1990.
4. Логинова Н.П. и др. Интеллектуальные игры. Чебоксары 1996
5. Молочко В.А. Крынкина С.В. Химия – М.: Химия, 1990
6. Николаев Л.А.: Химия и жизнь. – М.: Просвещение 2007
7. Штремлер Г.И. Химия на досуге. – М.: Просвещение 2000

 

                                                                                             

                                                                   

                                                             

                                                                  .

     

 

-15-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовое задание по химии по теме:"Строение и классификация органических соединений .Химические реакции в органической химии."

Тесты применяются для проверки знаний по теме Строение и классификация органических соединений .Химические реакции в органической химии....

Итоговая работа по курсу повышения квалификации «Система расчетных задач по химии»: «Система решения задач на нахождение формул веществ».

Приводится итоговая работа по курсу повышения квалификации "Система расчётных задач по химии": "Система решения задач на нахождение формул веществ"....

Контрольная работа по химии для 10 класса (профиль) №1 по темам «Строение и классификация органических соединений», «Химические реакции в органической химии»

Контрольная работа предназначена для обучающихся профильного 10 класса. Включает демоверсию и два варианта заданий. Контрольная работа выявляет уровень знаний по следующим темам:1. Теория химического ...

Итоговая работа по курсу повышения квалификации по Государственному заданию министерства образования и науки Самарской области «Специфика работы учителя общеобразовательной школы в условиях инклюзивного обучения детей с ОВЗ на современном этапе»

Итоговая работапо курсу повышения квалификации по Государственному заданию министерства образования и науки Самарской области«Специфика работы учителя общеобразовательной школы в условиях инклюз...

Статья "Применение игровых технологии на уроках химии с целью повышения повешения качества знаний"

Применение игровых технологии на уроках химии с целью повышения повешения качества знаний....