Итоговая работа на курсах повышения квалификации "Основы эффективной интеграции общеобразовательных программ и программ дополнительного образования детей спортивной направленности"
статья по физкультуре по теме

Хвостова Ольга Ивановна

Совместная деятельность детей дошкольного возраста с родителями в рамках физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zizikova_no3.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Хвостова Ольга Ивановна

Инструктор по физической культуре высшей квалификационной категории

МБУ комбинированного вида детский сад № 139 «Облачко»

  «Совместная деятельность детей дошкольного возраста с родителями в рамках физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ».

   

       В основу нашего дошкольного учреждения заложены задачи, определённые Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, среди которых ведущее место занимают вопросы, связанные с охраной жизни и здоровья детей – как физического, так и психологического.

       В детском саду обеспечивается коррекция физического, психического и речевого развития детей с учётом контингента воспитанников в ДОУ.

       МБУ детский сад « 139 «Облачко» - детский сад здоровья, коррекции и развития личности ребёнка, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, реализующий Федеральные государственные требования к содержанию и методам воспитания и обучения в дошкольном образовательном учреждении с превышением его по коррекционно – развивающему и познавательно – речевому направлениям.

      Наш детский сад реализует Программу воспитания и обучения в детском саду под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой и авторскую программу «Наша привычка – быть здоровыми!» (Л.В. Видяпиной, Т.Р. Грошевой).

      Модель реализации программы такова: блок «Неболейка», блок «Азбука движений», блок  «Познаю себя», блок «Здоровье» и безопасность», блок «Я и другие люди».

Задачи:

  1. Формировать целостное представление о здоровом образе жизни.
  2. Формировать устойчивую мотивацию к сохранению и укреплению своего здоровья.
  3. Обучать детей чувствовать, понимать и осознавать состояние своего психологического здоровья.
  4. Осуществлять профилактику психосоматических заболеваний.
  5. Проводить педагогическое просвещение родителей по физическому воспитанию дошкольников.

      В реализации этой программы инструктор по физическому воспитанию должен выявлять и учитывать особенности физического развития и уровень физической подготовленности воспитанников, разрабатывать рекомендации для педагогов и родителей; проводить физкультурно-оздоровительные мероприятия с детьми и их родителями.

      Трудности общения с собственным ребёнком испытывают сегодня большинство родителей.

      Во многих семьях к минимуму сведены игровая деятельность и двигательная активность дошкольников. Участие в совместных с детьми физкультурных занятиях, организованных в нашем детском саду, позволяет родителям лучше узнать своего ребёнка, наладить с ним свои отношения, а также получить знания по организации физического воспитания в семье.

      Основу системы взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников составляет идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные институты призваны поддерживать и дополнять их деятельность. И здесь важен принцип сотрудничества, а не параллельности. Целью взаимодействия детского сада и семьи является создание единого образовательного пространства, в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, педагогам) уютно, интересно и полезно. Такой союз ориентирован на согласованность воспитательных и развивающих воздействий на ребёнка.

       Именно поэтому в нашем детском саду в работе по физическому воспитанию детей особое внимание уделяется взаимодействию с родителями воспитанников. По мнению педагогов, успехов в укреплении здоровья дошкольников, их полноценном развитии, оптимизации двигательной активности можно добиться только при наличии единой системы физического воспитания в детском саду и семье.

      Все родители мечтают, чтобы их дети были здоровыми, умными, добрыми, и прилагают для этого соответствующие усилия. Большинство родителей готово принимать участие в физическом развитии малышей, но этому мешает отсутствие необходимых знаний и умений. Зачастую родители стремятся быть примером для своего ребёнка, но испытывают трудности в организации физкультурных, в т.ч. совместных занятий.

      С целью повышения физической компетентности родителей, а также гармонизации детско-родительских отношений работа в детском саду ведётся посредством организации разнообразных форм взаимодействия детского сада и семьи – традиционных и нетрадиционных.

      Так, на родительских собраниях сообщается основной объём сведений о физкультурно-оздоровительной работе, проводимой в дошкольном учреждении, её результатах и путях улучшения. В ряде случаев информация о ребёнке должна обсуждаться только с его родителями, для этого инструктор по физической культуре организует индивидуальные консультации.

      Во время специально организованных Дней открытых дверей родители воспитанников имеют возможность присутствовать на утренней гимнастике и гимнастике после дневного сна, физкультурном занятии, могут наблюдать организацию питания, сна, закаливающих и оздоровительных мероприятий, игр детей и другие режимные процессы. После просмотра специалист готов ответить на все вопросы, касающиеся развития и воспитания ребёнка.

      На открытых занятиях и практикумах родитель имеет возможность не только наблюдать образовательный процесс, но и оценить характер активности своего ребёнка, степени управления собой и своими действиями для решения поставленной задачи.

       С целью предупреждения утомления и оздоровления детей при участии родителей организуются дни здоровья, которые включают в себя спортивно-музыкальные развлечения, спортивные игры, упражнения, соревнования, досуги.

       В качестве наиболее эффективной формы повышения компетентности родителей в области физического воспитания и организации занятий с детьми выступают совместные физкультурные занятия, которые формируют у родителей основы физкультурной грамотности. Именно на таких занятиях они приобретают элементарные навыки организации двигательной деятельности ребёнка, знания о физиологических особенностях детского организма, реакции на физическую нагрузку.

      Остановимся подробнее на организации и проведении совместных физкультурных занятий.

      Как показывает практика, совместные физкультурные занятия способствуют гармонизации отношений родителей и детей, сближают их, позволяют ощутить радость от совместной двигательной деятельности и установить эмоционально-тактильный контакт.

      С целью обеспечения целенаправленности этого процесса в данную форму работы с семьёй вовлечены: инструктор по физической культуре, педагог-психолог, медицинская сестра, воспитатели групп, музыкальный руководитель.

      Работа базируется на следующих принципах:

      Гармонизация отношений между детьми и родителями на совместных физкультурных занятиях достигается посредством установления эмоционального контакта взрослого с ребёнком, выполнение упражнений в паре, общения после слов, жестов и мимики. Также на занятиях используются следующие психофизические средства: гимнастика вдвоём; проблемные ситуации и творческие задания; подвижные игры и игровые упражнения; игровой самомассаж и массаж; музыкально- ритмические упражнения, психогимнастические этюды и релаксационные упражнения.

      Эффективность занятия зависит от рационального способа организации детей и взрослых. Большую часть времени дошкольник выполняет задания вместе с родителями, при этом каждый взрослый выступает в роли партнёра, помощника и тренера, помогая ребёнку правильно выполнить упражнение, страхует его. На протяжении занятии инструктор даёт чёткие указания, объясняет и демонстрирует упражнения, контролирует правильность выполнения, уделяет особое внимание взаимодействию родителей с детьми.

      Для того чтобы чётко определить периодичность совместных физкультурных занятий, выбрать день недели и время их проведения, родителям предлагается ответить на вопросы анкеты. С целью оповещения членов семьи о предстоящем занятии  педагоги оформляют красочную афишу, а старшие дошкольники готовят пригласительные билеты и вручают их родителям накануне занятия.

      Каждое занятие состоит из трёх частей: вводной, основной и заключительной. Во вводной части педагог настраивает взрослых и детей на эмоционально-тактильный контакт, используя ритуал приветствия. Родители и дети готовятся к предстоящей двигательно-игровой деятельности и физической нагрузке, выполняя разные виды ходьбы и бега.

       В основной части занятия у детей и родителей формируются умения выполнять физические упражнения в паре посредством участия в подвижных играх, игровых и музыкально-ритмических упражнениях. Основными задачами на данном этапе являются: закрепление знаний о сенсорных эталонах.

      В заключительной части каждого занятия нагрузка снижается, выполняются игровые релаксационные упражнения, упражнения на восстановление дыхания. Завершающим моментом по традиции является проговаривание наиболее понравившихся моментов и трудностей, с которыми столкнулись участники. В конце занятии проводится ритуал прощания – в каждой паре произносятся добрые слова, пожелания, выказываются благодарность и любовь друг к другу.

      Для того, чтобы каждое занятие стало интересным и увлекательным, педагоги детского сада внедряют сюжетные, интегрированные и игровые формы. Все занятия сопровождаются специально подобранной музыкой. Для повышения эффективности выполнения физических упражнений используется разнообразное физкультурное оборудование. Необходимое нетрадиционное оборудование изготавливается совместно с родителями.

      Осуществляется также обратная связь – каждый родитель имеет возможность в письменном виде высказать своё пожелание, предложение или задать вопросы, касающиеся организации и содержания совместных физкультурных занятий с детьми, так и особенностей физического воспитания ребёнка в семье.

      Совместные физкультурные занятия, тесное сотрудничество инструктора по физической культуре и специалистов детского сада позволяют повысить эффективность взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй в плане педагогического просвещения родителей, пропаганды здорового образа жизни, оказания психологической поддержки и помощи детям и взрослым. Родители с удовольствием посещают такие занятия, проявляют желание заниматься физкультурой вместе с ребёнком. Совместная двигательная деятельность раскрепощает их, способствует более эффективному эмоциональному общению с детьми.

      Таким образом, организация взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй по вопросам физического воспитания строится на признании главенствующей роли родителя как первого воспитателя ребёнка, создании атмосферы доверия, открытости, взаимного уважения, а также признания сильных сторон семьи и детского сада, что ведёт к достижению единой цели – гармоничному развитию дошкольника.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по физической культуре для детей младшего дошкольного возраста

«Подружись с мячом».

Задачи. Воспитательные.

  1. Воспитывать у детей и взрослых дружеские отношения, взаимопомощь (социализация)

Развивающие.

  1. Развивать умения детей в бросании, прокатывании мяча на дальность и его ловле (физическая культура)
  2. Развивать у детей и взрослых глазомер, ловкость движений с предметами, быстроту реакции, ориентировку в пространстве, укреплять у детей мелкие мышцы рук (физическая культура, здоровье, познание)

Обучающие.

  1. Формировать умение детей владеть мячом, стараться не терять его при отбивании о пол (физическая культура)
  2. Формировать у детей и взрослых интерес к упражнениям с мячом (физическая культура).

Методы и приёмы:

Практические: упражнения, поручения, подвижная игра, игра малой подвижности.

Наглядные: показ выполнения упражнений.

Словесные: художественное слово к подвижной игре; объяснения, вопросы, команды для точного и качественного выполнения упражнений.

Оборудование: мячи по количеству детей и родителей; парашют диаметром 3м.

Содержание НОД

Методические рекомендации

1

Вводная.

Ходьба в колонне детей и родителей в одном направлении; перестроение в пары; бег парами «стайкой» с переходом на ходьбу по кругу.

30с

Родители следят за положением головы своего ребёнка, стараются показать ритмичный шаг.

2

Основная часть. ОРУ с мячом

  1. «Покажи мяч».

И.п: стоя, ноги слегка расставлены, мяч внизу. Поднять мяч, положить на грудь, вернуться в и.п.


2. «Постучи мячом по коленям»

И.п: стоя, ноги вместе, мяч перед грудью. Наклон вперёд. Постучать мячом по коленям, вернуться в и.п.


3. «Прокати мяч».И.п: сидя, ноги вместе, мяч на ногах у живота. Катить мяч двумя руками по ногам к ступням и обратно


4. «Вокруг мяча»

Ип: стоя, ноги слегка расставить, мяч на полу перед ногами. 10 прыжков вокруг мяча, перейти на ходьбу


ОВД

      1. «Брось – поймай»

И.п: стоя, ноги слегка расставлены, мяч в руках на уровне живота. Взрослый встаёт за спиной ребёнка, держит кисти его рук. Они бросают мяч о пол перед собой и ловят его двумя руками после отскока. Затем ребёнок выполняет упражнение самостоятельно.


2. «Юла».

И.п: сидя, ноги врозь, мяч между ногами на полу, кисти рук сбоку на мяче. Взрослый сидит за спиной ребёнка, ноги врозь, держит кисть его рук. Ребёнок вместе с взрослым вращательными движениями кистей рук приводит мяч в движение вокруг своей оси.


3. «Брось дальше и поймай мяч». Дети и взрослые становятся на одной стороне зала. И.п: стоя, ноги слегка расставить, мяч в двух руках над головой. Бросить мяч вперёд из-за головы, догнать его и вернуться в и.п.


4. «Прокати, поймай мяч». И.п: сидя, ноги врозь, мяч на полу между  ногами. Толкнуть мяч двумя руками вперёд, встать, догнать его, вернуться в и.п.


Подвижная игра «Карусели». Дети и родители встают вместе по кругу, держат парашют за петли, на парашюте лежит мяч.

 «Еле, еле, еле, еле закружились карусели» - идут по кругу

«А потом, потом, потом, всё бегом, бегом, бегом» - лёгкий бег по кругу.

«Тише, тише, не спешите, карусель остановите» - переходят на ходьбу и останавливаются на месте.

« 1-2, 1-2, вот и кончилась игра» - поднимают руки вверх, парашют поднимается и опускается. Дети и родители стараются подбросить мяч как можно выше.


5





5





5





3






10









3









3







3





2

Построение детей врассыпную с помощью взрослых.

 Родители выполняют упражнения вместе с детьми, следят за правильностью выполнения, оказывают помощь детям.

Стараться не сгибать ноги в коленях









Прыгать легко, на носочках






Повторить упражнение в паре с взрослым и одному 3 раза







3 раза вместе, затем ребёнок выполняет 3 раза самостоятельно.






Похвалить детей, которые бросают дальше и быстро возвращаются назад.





Похвалить детей, которые прокатывают мяч дальше и быстро ловят его.


Родители следят, чтобы мяч не вылетал за пределы парашюта, в случае потери возвращают его на парашют.

3

Заключительная часть.

 Игра малой подвижности «Кто быстрее доползёт до мяча». Дети и взрослые встают на четвереньки на одной стороне спортивного зала. Инструктор толчком прокатывает мяч на расстояние 5-6 метров


2

Игроки ползут на четвереньках за мячом и первый, кто доползёт до мяча, касается его рукой

Список используемой литературы.

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А., «Спортивные сказки и праздники для дошкольников». Издательство Аркти, Москва 2010год
  2. Казина О.Б. «Лучшие спортивные занятия, праздники и развлечения в детском саду». Ярославль. Академия развития 2009год
  3. Соломенникова Н.М. «Организация спортивного досуга дошкольников». Волгоград 2010год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования физкультурно-спортивного направления детского объединения "Атлант"

    Говоря о здоровье, мы используем определение, которое предлагает Всемирная организация здравоохранения – «состояние полного физического, психического...

ПРОГРАММА дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности «Волейбол».

Цель программы: создание условий для проведения регулярных круглогодичных занятий, привитию занимающимся любви к волейболу, интереса к регулярным занятиям и росту их спортивного мастерства;-подготовка...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (РАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА детского объединения дополнительного образования «Гимнастика» (спортивного направления) возраст обучающихся 11-15 лет

Целью рабочей программы является воспитание личности, умеющей думать, способной добиваться поставленной цели.Цель достигается решением основных задач:1.Укрепление здоровья, содействие нормальном...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (РАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА детского объединения дополнительного образования «Баскетбол» (спортивного направления) возраст обучающихся 11-15 лет

Целью рабочей программы является воспитание личности, умеющей думать, способной добиваться поставленной цели.Цель достигается решением основных задач:1.Укрепление здоровья, содействие нормальном...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ спортивно-оздоровительной направленности «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ»

Программа дополнительного образования по спортивно-оздоровительной направленности секция «Подвижные игры», разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ спортивно-оздоровительной направленности «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ»

Программа дополнительного образования по спортивно-оздоровительной направленности секция «Подвижные игры», разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного ...