Итоговая работа на курсах повышения квалификации "Основы эффективной интеграции общеобразовательных программ и программ дополнительного образования детей спортивной направленности"
статья по физкультуре по теме
Совместная деятельность детей дошкольного возраста с родителями в рамках физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zizikova_no3.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Хвостова Ольга Ивановна
Инструктор по физической культуре высшей квалификационной категории
МБУ комбинированного вида детский сад № 139 «Облачко»
«Совместная деятельность детей дошкольного возраста с родителями в рамках физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ».
В основу нашего дошкольного учреждения заложены задачи, определённые Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, среди которых ведущее место занимают вопросы, связанные с охраной жизни и здоровья детей – как физического, так и психологического.
В детском саду обеспечивается коррекция физического, психического и речевого развития детей с учётом контингента воспитанников в ДОУ.
МБУ детский сад « 139 «Облачко» - детский сад здоровья, коррекции и развития личности ребёнка, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, реализующий Федеральные государственные требования к содержанию и методам воспитания и обучения в дошкольном образовательном учреждении с превышением его по коррекционно – развивающему и познавательно – речевому направлениям.
Наш детский сад реализует Программу воспитания и обучения в детском саду под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой и авторскую программу «Наша привычка – быть здоровыми!» (Л.В. Видяпиной, Т.Р. Грошевой).
Модель реализации программы такова: блок «Неболейка», блок «Азбука движений», блок «Познаю себя», блок «Здоровье» и безопасность», блок «Я и другие люди».
Задачи:
- Формировать целостное представление о здоровом образе жизни.
- Формировать устойчивую мотивацию к сохранению и укреплению своего здоровья.
- Обучать детей чувствовать, понимать и осознавать состояние своего психологического здоровья.
- Осуществлять профилактику психосоматических заболеваний.
- Проводить педагогическое просвещение родителей по физическому воспитанию дошкольников.
В реализации этой программы инструктор по физическому воспитанию должен выявлять и учитывать особенности физического развития и уровень физической подготовленности воспитанников, разрабатывать рекомендации для педагогов и родителей; проводить физкультурно-оздоровительные мероприятия с детьми и их родителями.
Трудности общения с собственным ребёнком испытывают сегодня большинство родителей.
Во многих семьях к минимуму сведены игровая деятельность и двигательная активность дошкольников. Участие в совместных с детьми физкультурных занятиях, организованных в нашем детском саду, позволяет родителям лучше узнать своего ребёнка, наладить с ним свои отношения, а также получить знания по организации физического воспитания в семье.
Основу системы взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников составляет идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные институты призваны поддерживать и дополнять их деятельность. И здесь важен принцип сотрудничества, а не параллельности. Целью взаимодействия детского сада и семьи является создание единого образовательного пространства, в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, педагогам) уютно, интересно и полезно. Такой союз ориентирован на согласованность воспитательных и развивающих воздействий на ребёнка.
Именно поэтому в нашем детском саду в работе по физическому воспитанию детей особое внимание уделяется взаимодействию с родителями воспитанников. По мнению педагогов, успехов в укреплении здоровья дошкольников, их полноценном развитии, оптимизации двигательной активности можно добиться только при наличии единой системы физического воспитания в детском саду и семье.
Все родители мечтают, чтобы их дети были здоровыми, умными, добрыми, и прилагают для этого соответствующие усилия. Большинство родителей готово принимать участие в физическом развитии малышей, но этому мешает отсутствие необходимых знаний и умений. Зачастую родители стремятся быть примером для своего ребёнка, но испытывают трудности в организации физкультурных, в т.ч. совместных занятий.
С целью повышения физической компетентности родителей, а также гармонизации детско-родительских отношений работа в детском саду ведётся посредством организации разнообразных форм взаимодействия детского сада и семьи – традиционных и нетрадиционных.
Так, на родительских собраниях сообщается основной объём сведений о физкультурно-оздоровительной работе, проводимой в дошкольном учреждении, её результатах и путях улучшения. В ряде случаев информация о ребёнке должна обсуждаться только с его родителями, для этого инструктор по физической культуре организует индивидуальные консультации.
Во время специально организованных Дней открытых дверей родители воспитанников имеют возможность присутствовать на утренней гимнастике и гимнастике после дневного сна, физкультурном занятии, могут наблюдать организацию питания, сна, закаливающих и оздоровительных мероприятий, игр детей и другие режимные процессы. После просмотра специалист готов ответить на все вопросы, касающиеся развития и воспитания ребёнка.
На открытых занятиях и практикумах родитель имеет возможность не только наблюдать образовательный процесс, но и оценить характер активности своего ребёнка, степени управления собой и своими действиями для решения поставленной задачи.
С целью предупреждения утомления и оздоровления детей при участии родителей организуются дни здоровья, которые включают в себя спортивно-музыкальные развлечения, спортивные игры, упражнения, соревнования, досуги.
В качестве наиболее эффективной формы повышения компетентности родителей в области физического воспитания и организации занятий с детьми выступают совместные физкультурные занятия, которые формируют у родителей основы физкультурной грамотности. Именно на таких занятиях они приобретают элементарные навыки организации двигательной деятельности ребёнка, знания о физиологических особенностях детского организма, реакции на физическую нагрузку.
Остановимся подробнее на организации и проведении совместных физкультурных занятий.
Как показывает практика, совместные физкультурные занятия способствуют гармонизации отношений родителей и детей, сближают их, позволяют ощутить радость от совместной двигательной деятельности и установить эмоционально-тактильный контакт.
С целью обеспечения целенаправленности этого процесса в данную форму работы с семьёй вовлечены: инструктор по физической культуре, педагог-психолог, медицинская сестра, воспитатели групп, музыкальный руководитель.
Работа базируется на следующих принципах:
Гармонизация отношений между детьми и родителями на совместных физкультурных занятиях достигается посредством установления эмоционального контакта взрослого с ребёнком, выполнение упражнений в паре, общения после слов, жестов и мимики. Также на занятиях используются следующие психофизические средства: гимнастика вдвоём; проблемные ситуации и творческие задания; подвижные игры и игровые упражнения; игровой самомассаж и массаж; музыкально- ритмические упражнения, психогимнастические этюды и релаксационные упражнения.
Эффективность занятия зависит от рационального способа организации детей и взрослых. Большую часть времени дошкольник выполняет задания вместе с родителями, при этом каждый взрослый выступает в роли партнёра, помощника и тренера, помогая ребёнку правильно выполнить упражнение, страхует его. На протяжении занятии инструктор даёт чёткие указания, объясняет и демонстрирует упражнения, контролирует правильность выполнения, уделяет особое внимание взаимодействию родителей с детьми.
Для того чтобы чётко определить периодичность совместных физкультурных занятий, выбрать день недели и время их проведения, родителям предлагается ответить на вопросы анкеты. С целью оповещения членов семьи о предстоящем занятии педагоги оформляют красочную афишу, а старшие дошкольники готовят пригласительные билеты и вручают их родителям накануне занятия.
Каждое занятие состоит из трёх частей: вводной, основной и заключительной. Во вводной части педагог настраивает взрослых и детей на эмоционально-тактильный контакт, используя ритуал приветствия. Родители и дети готовятся к предстоящей двигательно-игровой деятельности и физической нагрузке, выполняя разные виды ходьбы и бега.
В основной части занятия у детей и родителей формируются умения выполнять физические упражнения в паре посредством участия в подвижных играх, игровых и музыкально-ритмических упражнениях. Основными задачами на данном этапе являются: закрепление знаний о сенсорных эталонах.
В заключительной части каждого занятия нагрузка снижается, выполняются игровые релаксационные упражнения, упражнения на восстановление дыхания. Завершающим моментом по традиции является проговаривание наиболее понравившихся моментов и трудностей, с которыми столкнулись участники. В конце занятии проводится ритуал прощания – в каждой паре произносятся добрые слова, пожелания, выказываются благодарность и любовь друг к другу.
Для того, чтобы каждое занятие стало интересным и увлекательным, педагоги детского сада внедряют сюжетные, интегрированные и игровые формы. Все занятия сопровождаются специально подобранной музыкой. Для повышения эффективности выполнения физических упражнений используется разнообразное физкультурное оборудование. Необходимое нетрадиционное оборудование изготавливается совместно с родителями.
Осуществляется также обратная связь – каждый родитель имеет возможность в письменном виде высказать своё пожелание, предложение или задать вопросы, касающиеся организации и содержания совместных физкультурных занятий с детьми, так и особенностей физического воспитания ребёнка в семье.
Совместные физкультурные занятия, тесное сотрудничество инструктора по физической культуре и специалистов детского сада позволяют повысить эффективность взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй в плане педагогического просвещения родителей, пропаганды здорового образа жизни, оказания психологической поддержки и помощи детям и взрослым. Родители с удовольствием посещают такие занятия, проявляют желание заниматься физкультурой вместе с ребёнком. Совместная двигательная деятельность раскрепощает их, способствует более эффективному эмоциональному общению с детьми.
Таким образом, организация взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй по вопросам физического воспитания строится на признании главенствующей роли родителя как первого воспитателя ребёнка, создании атмосферы доверия, открытости, взаимного уважения, а также признания сильных сторон семьи и детского сада, что ведёт к достижению единой цели – гармоничному развитию дошкольника.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по физической культуре для детей младшего дошкольного возраста
«Подружись с мячом».
Задачи. Воспитательные.
- Воспитывать у детей и взрослых дружеские отношения, взаимопомощь (социализация)
Развивающие.
- Развивать умения детей в бросании, прокатывании мяча на дальность и его ловле (физическая культура)
- Развивать у детей и взрослых глазомер, ловкость движений с предметами, быстроту реакции, ориентировку в пространстве, укреплять у детей мелкие мышцы рук (физическая культура, здоровье, познание)
Обучающие.
- Формировать умение детей владеть мячом, стараться не терять его при отбивании о пол (физическая культура)
- Формировать у детей и взрослых интерес к упражнениям с мячом (физическая культура).
Методы и приёмы:
Практические: упражнения, поручения, подвижная игра, игра малой подвижности.
Наглядные: показ выполнения упражнений.
Словесные: художественное слово к подвижной игре; объяснения, вопросы, команды для точного и качественного выполнения упражнений.
Оборудование: мячи по количеству детей и родителей; парашют диаметром 3м.
№ | Содержание НОД | Методические рекомендации | |
1 | Вводная. Ходьба в колонне детей и родителей в одном направлении; перестроение в пары; бег парами «стайкой» с переходом на ходьбу по кругу. | 30с | Родители следят за положением головы своего ребёнка, стараются показать ритмичный шаг. |
2 | Основная часть. ОРУ с мячом
И.п: стоя, ноги слегка расставлены, мяч внизу. Поднять мяч, положить на грудь, вернуться в и.п. 2. «Постучи мячом по коленям» И.п: стоя, ноги вместе, мяч перед грудью. Наклон вперёд. Постучать мячом по коленям, вернуться в и.п. 3. «Прокати мяч».И.п: сидя, ноги вместе, мяч на ногах у живота. Катить мяч двумя руками по ногам к ступням и обратно 4. «Вокруг мяча» Ип: стоя, ноги слегка расставить, мяч на полу перед ногами. 10 прыжков вокруг мяча, перейти на ходьбу ОВД 1. «Брось – поймай» И.п: стоя, ноги слегка расставлены, мяч в руках на уровне живота. Взрослый встаёт за спиной ребёнка, держит кисти его рук. Они бросают мяч о пол перед собой и ловят его двумя руками после отскока. Затем ребёнок выполняет упражнение самостоятельно. 2. «Юла». И.п: сидя, ноги врозь, мяч между ногами на полу, кисти рук сбоку на мяче. Взрослый сидит за спиной ребёнка, ноги врозь, держит кисть его рук. Ребёнок вместе с взрослым вращательными движениями кистей рук приводит мяч в движение вокруг своей оси. 3. «Брось дальше и поймай мяч». Дети и взрослые становятся на одной стороне зала. И.п: стоя, ноги слегка расставить, мяч в двух руках над головой. Бросить мяч вперёд из-за головы, догнать его и вернуться в и.п. 4. «Прокати, поймай мяч». И.п: сидя, ноги врозь, мяч на полу между ногами. Толкнуть мяч двумя руками вперёд, встать, догнать его, вернуться в и.п. Подвижная игра «Карусели». Дети и родители встают вместе по кругу, держат парашют за петли, на парашюте лежит мяч. «Еле, еле, еле, еле закружились карусели» - идут по кругу «А потом, потом, потом, всё бегом, бегом, бегом» - лёгкий бег по кругу. «Тише, тише, не спешите, карусель остановите» - переходят на ходьбу и останавливаются на месте. « 1-2, 1-2, вот и кончилась игра» - поднимают руки вверх, парашют поднимается и опускается. Дети и родители стараются подбросить мяч как можно выше. | 5 5 5 3 10 3 3 3 2 | Построение детей врассыпную с помощью взрослых. Родители выполняют упражнения вместе с детьми, следят за правильностью выполнения, оказывают помощь детям. Стараться не сгибать ноги в коленях Прыгать легко, на носочках Повторить упражнение в паре с взрослым и одному 3 раза 3 раза вместе, затем ребёнок выполняет 3 раза самостоятельно. Похвалить детей, которые бросают дальше и быстро возвращаются назад. Похвалить детей, которые прокатывают мяч дальше и быстро ловят его. Родители следят, чтобы мяч не вылетал за пределы парашюта, в случае потери возвращают его на парашют. |
3 | Заключительная часть. Игра малой подвижности «Кто быстрее доползёт до мяча». Дети и взрослые встают на четвереньки на одной стороне спортивного зала. Инструктор толчком прокатывает мяч на расстояние 5-6 метров | 2 | Игроки ползут на четвереньках за мячом и первый, кто доползёт до мяча, касается его рукой |
Список используемой литературы.
- Агапова И.А., Давыдова М.А., «Спортивные сказки и праздники для дошкольников». Издательство Аркти, Москва 2010год
- Казина О.Б. «Лучшие спортивные занятия, праздники и развлечения в детском саду». Ярославль. Академия развития 2009год
- Соломенникова Н.М. «Организация спортивного досуга дошкольников». Волгоград 2010год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа дополнительного образования физкультурно-спортивного направления детского объединения "Атлант"
Говоря о здоровье, мы используем определение, которое предлагает Всемирная организация здравоохранения – «состояние полного физического, психического...
ПРОГРАММА дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности «Волейбол».
Цель программы: создание условий для проведения регулярных круглогодичных занятий, привитию занимающимся любви к волейболу, интереса к регулярным занятиям и росту их спортивного мастерства;-подготовка...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (РАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА детского объединения дополнительного образования «Гимнастика» (спортивного направления) возраст обучающихся 11-15 лет
Целью рабочей программы является воспитание личности, умеющей думать, способной добиваться поставленной цели.Цель достигается решением основных задач:1.Укрепление здоровья, содействие нормальном...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (РАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА детского объединения дополнительного образования «Баскетбол» (спортивного направления) возраст обучающихся 11-15 лет
Целью рабочей программы является воспитание личности, умеющей думать, способной добиваться поставленной цели.Цель достигается решением основных задач:1.Укрепление здоровья, содействие нормальном...
Основы эффективной интеграции общеобразовательных программ и программ дополнительного образования детей спортивной направленности в начальной и основной школе
Интегрированный урок по физической культуре и математике в 5 классах...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ спортивно-оздоровительной направленности «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ»
Программа дополнительного образования по спортивно-оздоровительной направленности секция «Подвижные игры», разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ спортивно-оздоровительной направленности «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ»
Программа дополнительного образования по спортивно-оздоровительной направленности секция «Подвижные игры», разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного ...