Основы эффективной интеграции общеобразовательных программ и программ дополнительного образования детей спортивной направленности в начальной и основной школе
материал по физкультуре (5 класс) на тему

Интегрированный урок по физической культуре и математике в 5 классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok.odt30.66 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ  И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ (СИПКРО)

Итоговая работа

На тему: «Интегрированный урок по физической культуре и математике в 5 классах»

Курсы повышения квалификации по направлению

«Основы эффективной интеграции общеобразовательных программ  

и программ дополнительного образования детей

спортивной направленности в начальной и основной школе»

Вариативный блок по ИОЧ

2-6 февраля 2015г.

Выполнил: слушатель курсов

  учитель физической культуры

Звягинцев Владимир Олегович

МБОУ лицей «Технический»

Проверил: сотрудник кафедры МФК и ОПР

Бугаева Д.Э.

  1. Самара, 2015

Содержание

Введение

1.1 Что же такое интеграция предметов?

1.2 В чём преимущества интегрированных уроков?

1.3 Особенности проведения интегрированного урока

1.4 Вариации интегрированных уроков

1.5 Как подготовить интегрированный урок

2 Интегрированный урок по физической культуре и математике в 5 классах

Заключение

Список  используемой литературы

Приложение

Введение

 

Перемены, происходящие в нашей стране, определили необходимость разработки и внедрения нового поколения образовательных стандартов общего образования. Актуальные задачи, поставленные сегодня перед школьным образованием, значительно расширяют сферу действия и назначение образовательных стандартов. У выпускника современной школы должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу, т.е. выпускник должен быть конкурентоспособным. Не случайно, что для создания модели Новой школы стал необходим переход к деятельностно- компетентностной образовательной модели с ведущим фактором межчеловеческого взаимодействия, интерактивности. Поэтому планируемые разработка и освоение программы основного общего образования являются одним из важнейших механизмов реализации федерального государственного стандарта. Без целенаправленного, системного, комплексного сопровождения процесса введения ФГОС невозможно обеспечить выход системы образования на новый качественный уровень ее развития и функционирования, избежать рисков формализации сложного и многопланового процесса введения ФГОС общего образования и сделать новый стандарт эффективным инструментом модернизации всей системы образования.

Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:

«Интегрированные уроки — один из путей реализации ФГОС ООО» Основной

задачей образования на современном этапе является формирование конкурентоспособной личности. Новые образовательные стандарты, направлены именно на реализацию этой задачи. Перед школой возникает необходимость перестраивать учебный процесс в соответствии с запросами общества. Одним из путей реализации нового государственного стандарта преподаватели школ видят в проведении интегрированных  уроков. Во всех  классах  необходимо проводить интегрированные уроки, так как они способствуют умению обучающихся применять свои знания на практике.

 Наверняка опыт проведения интегрированных уроков есть у каждого учителя. И хоть это требует большой подготовки, эффективность таких уроков довольна высока. Взаимосвязь двух учебных дисциплин в рамках 4о минут должна выглядеть гармонично и быть понятной ученику. В чём же преимущества интегрированного урока и как он выглядит сегодня?

 1.1 Что же такое интеграция предметов?

Под словом «интеграция» мы понимаем объединение разных частей в одно целое, их взаимовлияние и взаимопроникновение, а также слияние учебного материала двух дисциплин. Интегрированный урок даёт возможность ученику более полно увидеть картину явления. Точка пересечения двух предметов (их может быть и больше) является пиком урока, его самоцелью. При этом интегрируются как смежные предметы, так и представляющие разные циклы. С одинаковым успехом можно объединить как физику с химией, так и историю с хореографией, а русский язык с информатикой.

 1.2 В чём преимущества интегрированных уроков?

Интегрированные уроки являются мощными стимуляторами мыслительной деятельности ребёнка. Дети начинают анализировать, сопоставлять, сравнивать, искать связи между предметами и явлениями.

Интеграция – это чрезвычайно привлекательная форма урока для ребёнка. Дети более подвержены утомляемости, которую вызывает однообразие. Другой, непривычный ход урока побуждает его интерес и стимулирует активность.

Интегрированные уроки зачастую сопровождаются открытиями и находками. Это, в каком-то смысле, научная деятельность. Особая ценность этого явления в том, что роль исследователей выполняют ученики.

Помимо вышеперечисленного, уроки такого типа как нельзя лучше раскрывают творческий потенциал педагога. Это не только новый этап в профессиональной деятельности учителя, но и замечательная возможность для него выйти на новый уровень отношений с классом.

Интегрированные уроки преследуют цель развития образного мышления ученика.

 1.3 Особенности проведения интегрированного урока

Нестандартность урока требует большой подготовительной работы. Начать лучше с определения ведущей цели, которая будет лейтмотивом занятия. Согласно цели определяется содержание урока. Весь учебный материал не должен быть перегружен лишней информацией.

Все виды деятельности на уроке должны соответствовать лимиту учебной нагрузки. Дети итак получают большой объём информации, они постоянно активны и увлечены новизной урока, поэтому учитель не должен допустить перегруза.

Один из предметов будет доминировать, а значит, являться ведущим.

Чаще всего интегрированные уроки проводятся парой учителей, за исключением начальной школы. Хоть и в начальных классах могут сотрудничать учителя-предметники.

 1.4 Вариации интегрированных уроков

Интегрированные уроки обычно планируются заранее. Ведь необходимо и совпадение тем в учебных программах, и готовность класса к определённому типу урока. Очень часто интегрированные уроки проводятся по темам обобщения и закрепления знаний.

Современная направленность среднего образования тесно связана с компьютеризацией и информатизацией. Поэтому многие уроки нуждаются в интеграции с информатикой. В частности, такой комплекс часто используется в начальной школе. Математика и языки чаще всего интегрируются с информатикой. Дети закрепляют новые знания с помощью персонального компьютера. Современным детям доставляет большое удовольствие работа с компьютером и учёба для них становится более увлекательной. Дети могут выполнять на компьютере как обычные задания стандартного урока, так и новые, непривычные для них упражнения. Основная цель такого урока – изучение нового материала (либо закрепление темы) наряду с освоением приёмов работы на компьютере.

Современное образование предполагает такие уроки сделать обязательными и отрегулировать их регулярность (например, раз в четверть). Это не означает, что компьютеризация постепенно лишает человека почерка, но образование преследует цели социализации. Школа выполняет общественный запрос и готовит детей к требованиям производства.

Наверное, самый распространённый вариант интегрированных уроков – предметы эстетического цикла. Синтез музыки и хореографии, изобразительного искусства наиболее полно преподносит ребятам учебный материал. Знания становятся более осмысленными, ученики глубже вникают в изучаемый вопрос. Такие уроки продуктивны: они не только дают знания ребятам, но и вдохновляют их на собственное творчество.

Эффективны уроки лингвистической направленности. Обычно они имеют сравнительный характер, например, анализируется какой-нибудь аспект грамматики русского и английского языков.

 1.5 Как подготовить интегрированный урок

Начинается подготовка с составления подробного плана урока. Каждый этап урока расписывается и указывается время, затраченное на этот этап. Учителя заранее продумывают ход урока и прогнозируют все возможные паузы, связанные с наглядностями и раздаточным материалом. Обычно на интегрированных уроках немало учебного оборудования: от карточек до мультимедийного полотна. Учителя работают в паре, и даже если в определённый момент ведущую роль играет один педагог, второй не должен сидеть в тени. Он либо готовится к следующему этапу, либо наблюдает за работой детей, помогает им.

В конце урока все ученики должны самостоятельно обозначить те межпредметные связи, ради которых и планировалось занятие. То есть цель должна быть достигнута. На этапе закрепления учителя должны это увидеть, поэтому упражнения этого момента урока должны быть наиболее яркими, конкретными, подходящими для индивидуальной работы.

Уже упоминалась перегрузка, которой, к сожалению, не удаётся избежать некоторым учителям. Нагромождение материала, наглядностей, активных видов работы утомляют ребёнка, и он перестаёт воспринимать учебный материал. Наша цель – изучение темы в межпредметном контексте, а не погоня за объёмами знаний.

Можно привлекать и учащихся к подготовке интегрированного урока, заранее предлагая им подготовить некую часть нового материала. Таким образом, вы уже делаете урок ролевым.

Часто интегрированные уроки проводятся в форме семинаров. Это распространённая практика. Семинары, в свою очередь, подразделяются на семинар-исследование, семинар-дискуссию и семинар- «круглый стол».

Сегодня педагогика склоняется к тому, что в основе интегрированных уроков должна быть гуманистическая направленность. Это значит, что знания приобретают характер личностно важных, близких каждому ученику. Стирается обезличенность знаний, на первый план выходит социальная важность учебного материала. Это направляет учителя на поиск ярких, живых примеров, на адаптацию к актуальным интересам ученика, на личную значимость материала для ребёнка

 

2.Интегрированный урок по физической культуре и математике в 5 классах.

«Подвижные игры с математическими заданиями»

       

Продолжительность урока: 40 мин.                                                                                                        

       

Цели урока:

       

                                   

Образовательная:

  • Совершенствовать  умение быстро производить  математические расчеты.

 

  • Совершенствование ловли и  передачи мяча.

  • Формирование двигательных умений,  здорового  образа жизни.

  Развивающая:                                  

  • Развивать координационные способности, быстроту реакции, силовые  качества, логическое мышление при выполнении  заданий.

Воспитательная:                            

  • Воспитывать дисциплинированность, самостоятельность при выполнении упражнений  взаимовыручку, ответственность друг перед другом.

                             .                        

Инвентарь: Скакалки, гимнастические маты, волейбольные мячи,

                           волейбольные сетки, кегли, карточки.

Этапы урока

Время

  1. Подготовительная часть
  • построение, приветствие
  • задачи урока
  • упражнения в ходьбе
  • упражнения в беге
  • упражнения на восстановления дыхания
  • подвижная игра  «Смена мест»
  1. Основная часть
  •  Эстафеты (интеграция с математикой)
  • «Передача мяча»
  • «Подвижная цель»
  • «У кого больше мячей»
  • «Хвост дракона»
  1. Заключительная часть
  • Ходьба на восстановление дыхания
  • Подведение итогов урока

8мин.

25мин.

7мин.

Подготовительная часть:

                                             1.построение

                                             2.приветствие.

                                             3.сообщение задач урока

Упражнение в ходьбе:

  • на носках руки вверх,
  • на пятках руки в стороны
  • на внешней стороне стопы, руки на пояс
  • на внутренней стороне стопы, руки на пояс.

Обратить внимание на осанку, при выполнении упражнений спина прямая, не сутулится.

Упражнение в беге:

  • медленный бег
  • высоко поднимая бедро
  • с захлестом голени
  • приставными шагами левым, правым боком
  • бег по кочкам
  • с ускорением.

При беге соблюдать дистанцию, каждое задание выполнять с максимальной частотой .                                        

Упражнения на восстановление дыхания:

  • правая рука вверх  левая внизу при вдохе и выдохе менять руки.
  • на пятках обхватить себя руками вдох, руки в стороны выдох.

Следить за тем, чтобы спина была прямая.

                                           

Подвижная игра  «Смена мест»  

Две команды строятся на противоположных сторонах площадки, лицом друг к другу.

Выполняют   ОРУ для формирования правильной осанки.

  1. и.п-ноги на ширине плеч. Руки на поясе. На счет «раз»-руки в стороны; на счет «два»-руки вверх, подняться на носки; на счет «три»-руки в стороны; на счет  «четыре»-вернуться в исходное положение(7-8 раз).

  1. и. п.---ноги на ширине плеч, руки за головой. На счет «раз»--поворот туловища вправо, руки в стороны; на счет «два»--вернуться в исходное положение; на счет «три»- поворот туловища  влево, руки в стороны; на счет «четыре» - исходное положение. (8-9раз).

  1. и.п.—руки на пояс, на счет «раз-два»- присесть, руки вынести вперед; на счет «три-четыре»- вернуться в исходное положение.

  1. и.п.—руки внизу. На счет»раз»-правую ногу в сторону, руки в стороны; на счет « два»-правую руку вниз, левую вверх; на счет «три»-руки в стороны; на счет «четыре»-приставить правую ногу, Вернуться в и.п. (6-8раз).

  1. и.п.-руки на поясе. На счет «раз»-правую ногу вперед на носок; на «два»-в сторону (вправо); на счет «три»- назад; на счет четыре»- вернуться в и.п. (6-8раз).

  1. и п.- руки на поясе. На счет «раз»-прыжком ноги врозь, руки в стороны; на счет «два»- вернуться в и. п. Повторить(6-8раз).

После каждого упражнения по команде учителя команды меняются местами. Кто быстрее выполнит смену  мест, получает очко.

Основная часть:

  • Эстафета:

                  -найти  значение выражения 150:3=50

       Ответ является количеством раз для выполнения упражнения.

                 Прыжки через скакалку. Обязательно прыгать на двух ногах.

                               

  • найти значение выражения    (225-25): 10 =20

      Ответ является количеством раз для выполнения упражнения.

                Сгибание рук в упоре лежа. Руки сгибать до прямого угла.

                         

  • Эстафета с примерами:  

                 - каждый игрок добегает до листка с примерами, решает  один пример  возвращается, передает эстафету, становится в конец колонны.

 

1.  20-19=1

2. 120+40=160

3.  20+40=60

4.  24+16 =40

5.  19- 7=12                                                  

6.  28- 6 =22                                                                                      

7.  1+18= 19

8.  90 +4 = 94

9.  33+ 10 =43

10. 100- 90 = 10                                                              

  • Эстафета:

              -« Передача мяча»--по команде  игрок каждой команды добегает до стены, Выполняет  пять передач, возвращается, передает мяч следующему, Сам становится в конец колонны. Выиграет та, команда, которая без ошибок выполнит передачу.

Не допускать ошибки: ноги сгибаем , Правильно ловить мяч.

  • Найти значение выражения 300 : 10 =30

         Ответ является количеством раз для выполнения  упражнения.

                Приседания

                 

  • Найти значение выражения

             (25 + 175) : 10 = 20

Ответ является количеством раз для выполнения упражнения.

Поднимание туловища из исходного положения  лежа, руки за головой, ноги прямые.

Ноги не сгибать, руки за головой, ноги прямые.

               

  • Подвижная игра

             «Подвижная цель». Играют две команды. Каждая команда образуют круг, Внутри круга цель, Это игрок из другой команды. Чья команда быстрее выбьет цель, цель перемещается внутри круга.

Выбивать мячом ниже пояса.

  • Подвижная игра  

               « У кого больше мячей».

Площадка делится волейбольной сеткой. Играют две команды.

У каждой команды по пять волейбольных мячей. По сигналу выполняется передача мячей через сетку. На чьей стороне окажутся все мячи, тот проиграл.

Бросать мяч можно дальше, но чтобы он не выходил за пределы площадки.

  • Подвижная игра

                 « Хвост дракона»

Играют две команды, одна образует круг, другая внутри круга ( хвост дракона) игроки  которой берут друг друга за пояс, первый игрок ( голова), выбивают только последнего игрока (голова) может выбивать мяч.

Заключительная часть

  • ходьба на восстановления дыхания
  • построение в шеренгу
  • подведение итогов
  • оценки за урок
  • домашнее задание (составить комплекс утренней гимнастики 6-8 упражнений).

Ребята! Будем дружить с физкультурой, заниматься спортом и хорошо учиться, стремиться быть первыми и в спорте и  в учебе!

И помните: «Здоровому – все здорово!»

Спасибо за урок.

Заключение

Прогресс человеческого развития, усложнение общественных отношений, повышения требования к воспитанию подрастающего поколения приводит к необходимости изменения, дополнения творческого подхода обучения  школьников. Изменения в учебном процессе должны быть направлены на более эффективное всесторонне и гармоническое развитие личности детей. Создания новых интегрированных курсов потребует пересмотра учебного плана. Поэтому нужна основательная экспериментальная и опытная проверка разных вариантов решения проблемы.

Интегрированный урок одна из форм организации обучения, способствующая повышению интереса к знаниям, учению самостоятельности познания, возможности сотрудничества учителя и учащихся на уроке, способ устранения формализма в подходе к новому учебному материалу, то есть способствование повышению результативности обучения.

Список используемой литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт. Глоссарий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=230. – Загл. с экрана.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897.

  1. 3. Браже, Т.Г. Интеграция предметов в современной школе / Т.Г. Браже // Литература в школе. - 2004. - № 5. - С. 150-154.

4.Интегрированный урок-методика проведения. http://www.bestreferat.ru/referat-188001.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по направлению « Декоративно-прикладное творчество»

Программа дополнительного  образования по направлению« Декоративно-прикладное  творчество»"РАДУГА"...

Краткосрочная программа дополнительного образования естественнонаучной направленности для учащихся среднего звена «Экспериментальная биология»

Основная  цель курса   –  формирование мотивации к выбору класса естественно-научного профиля и повышение уровня изучения дисциплины.Задачи:·       Фо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ спортивно-оздоровительной направленности «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ»

Программа дополнительного образования по спортивно-оздоровительной направленности секция «Подвижные игры», разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного ...

Рабочая программа дополнительного образования «Изобразительное искусство» (начальная ступень) в воскресной школе для детей 5-7 лет

Программа расчината на детей от 5 до 7 лет. Это дети младшей группы, посещающие воскресную школу. Программа авторская, составлена в расчете на урок продолжительностью 30 минут...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ спортивно-оздоровительной направленности «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ»

Программа дополнительного образования по спортивно-оздоровительной направленности секция «Подвижные игры», разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного ...

Программа дополнительного образования экономического направления (рабочая программа) кружок «Личная экономика»

Программа дополнительного образования экономического направления(рабочая программа)кружок «Личная экономика»...